Проектирование механической системы промышленного робота манипулятора
Факультет экономики и управления в машиностроении.
Кафедра инженерных наук и технологий.
Курсовая работа.
Тема: Проектирование механической системы промышленного робота манипулятора
Санкт - Петербург
2007 год.
Содержание
Введение
1) Часть №1: Проектный расчет вала редуктора
2) Часть №2: Конструирование вала
3) Часть №3: Приложения
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3
Приложение №4
Список литературы
Введение
Редуктором называют механизм, состоящий из зубчатых или червячных передач, выполненный в виде отдельного агрегата, и служащий для передачи вращения от вала двигателя к валу рабочей машины. Кинематическая схема привода может включать, помимо редуктора, открытые зубчатые передачи, цепные или ременные передачи.
Назначение редуктора - понижение угловой скорости и соответствен но повышение вращающего момента ведомого вала по сравнению с ведущим. Механизмы для повышения угловой скорости, выполненные в виде отдельных агрегатов, называют ускорителями или мультипликаторами. Редуктор проектируют либо для привода определенной машины, либо по заданной нагрузке и передаточному числу без указания конкретного назначения.
Редукторы классифицируют по следующим признакам: типу передачи, (зубчатые, червячные или зубчато-червячные), числу ступеней (одноступенчатые, двухступенчатые), типу зубчатых колес (цилиндрические, конические, коническо-цилиндрические), относительному расположению валов редуктора в пространстве (горизонтальные, вертикальные), особенностями кинематической схемы (развернутая, соосная, с раздвоенной ступенью).
Возможности получения больших передаточных чисел при малых габаритах обеспечивают планетарные и волновые редукторы.
Сборку редуктора производят в соответствии со сборочным чертежом редуктора, начиная с узлов валов: на ведущий вал насаживают шпонку и напрессовывают зубчатое колесо до упора в бурт вала; затем надевают удерживающие кольца и устанавливают шарикоподшипники, предварительно нагретые в масле.
Собранные валы укладывают в основание корпуса редуктора и надевают крышку корпуса, покрывая предварительно поверхности стыка крышки и корпуса спиртовым лаком. Для центровки устанавливают крышку на корпус с помощью двух конических штифтоф; затягивают болты, крепящие крышку корпуса.
Таким образом мы видим, что одной из важнейших составляющих редуктора является вал. В этой курсовой работе нам как раз предстоит спроектировать и сконструировать вал редуктора.
Предварительная конструктивная проработка вала и подшипниковых узлов выполняется на стадии эскизного проекта редуктора. Окончательное конструктивное исполнение этих узлов определяется по результатам расчета вала и подшипников по критериям их работоспособности. При известных нагрузках на вал эти расчеты можно произвести, составив расчетную схему вала.
Рассчитаем необходимый нам вал в соответствии с требованиями, изложенными в задании к курсовой работе.
Часть №1: Проектный расчет вала редуктора
F>t> = 2200H F>t> – окружная сила
F>a> = 770 H F>a> – осевая сила
F>r> = 836 H F>r> – радиальное усилие
l = 0,16 м
D = 0,11 м
I. Силу Fa и Ft переносим к центру тяжести вала
Момент М>а> вызывает изгиб в вертикальной плоскости XOY.
Сила F>a> вызывает растяжение, и в расчетах мы ее учитывать не будем.
Момент M>t> вызывает кручение вала относительно оси OX.
II. Изобразим пространственную схему вала
Схема представляет собой балку, лежащую на двух опорах.
Внешние силы лежат в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, поэтому составляющие реакции определим в тех же плоскостях, а затем подсчитаем результирующие реакции.
А) Чертим расчетную схему в вертикальной плоскости XOY и определяем составляющие реакции.
R>ay> → ∑M>в> = 0
–R>ay> ∙ 2l + F>r> ∙ l – M>a> =0
R>ву> > >→ ∑M>а> = 0
R>в>>y> ∙ 2l – F>r> ∙ l – M>a> =0
Проверка: ∑Y = 0
R>ay> – F>r> + R>ву> = 0
285,66H – 836H + 550,34H = 0H =>Решение верно!
Б) Чертим схему вала в горизонтальной плоскости XOZ и определим составляющие реакции в этой плоскости.
–R>az> ∙2l + F>t> ∙l = 0
R>в>>z> → ∑M>а> = 0
R>в>>z >∙2l – F>t> ∙l = 0
Проверка: ∑Z = 0
Raz – Ft + Rвz = 0
1100H – 2200H + 1100H = 0H =>Решение верно!
В) Определим суммарную радиальную реакцию в опорах.
III. Строим эпюру изгибающих моментов
А) В вертикальной плоскости XOY.
1-й участок 0 ≤ X>1 >≤ 0,16 м
M>z> = R>ay> ∙ X>1>
При X>1> = 0 м M>z>>1> = 0 H ∙м
При X>1> = 0,16 м M>z>>1> = 45,71 H ∙м
2-й участок 0 ≤ X>2 >≤ 0,16 м
M>z> = R>в>>y> ∙ X>2>
При X>2> = 0 м M>z>>2> = 0 H ∙м
При X>2> = 0,16 м M>z>>2> = 88,06 H ∙м
Б) В горизонтальной плоскости XOZ.
1-й участок 0 ≤ X>1 >≤ 0,16 м
M>y> = R>az> ∙ X>1>
При X>1> = 0 м M>y>>1> = 0 H ∙м
При X>1> = 0,16 м M>y>>1> = 176 H ∙м
2-й участок 0 ≤ X>2 >≤ 0,16 м
M>y> = R>в>>z> ∙ X>2>
При X>2> = 0 м M>y>>2> = 0 H ∙м
При X>2> = 0,16 м M>y>>2> = 176 H ∙м
A)
Б)
IV. Определение суммарных изгибающих моментов в сечении С
- Слева:
- Справа:
V. Строим эпюру М>кр>. М>кр> = -121 Н*м
VI. Используя III и IV теории прочности, определяем эквивалентные (приведенные) моменты характерных сечений
VII. Определим опасное сечение и выпишем величину моментов в этом сечении
Опасное сечение в точке С.
М>изг> = 196,8 Н ∙м
М>кр> = 121 Н ∙м
VIII. Вычисляем диаметр вала d
[σ] = 70 МПа
σ>max> = ≤ [σ]
28 мм округляем до 30 мм.
Из таблицы нормальных линейных размеров выбираем d = 30 мм.
Ориентировочное значение диаметра вала редуктора определено из полного проектного расчета вала на статическую прочность с учетом работы вала на изгиб и кручение. d = 30 мм принимаем в качестве выходного диаметра вала.
Часть №2: Конструирование вала
При конструировании вала необходимо выполнять следующие основные требования:
Конструкция вала должна обеспечивать его легкое изготовление.
Необходимо обеспечить простоту сборки и разборки деталей, сидящих на валу. Необходимо помнить, что многие элементы и размеры являются стандартными и по возможности должны быть выбраны из ряда нормальных линейных размеров ГОСТ 6636-69 (Приложение 1).
I. Подбор подшипника для вала
В качестве опор валов используют подшипники – устройства, предназначенные для направления относительного движения вала, а так же для передачи нагрузок на корпус машины.
В современном машиностроении подшипники качения являются основными видами опор валов. Подшипники качения представляют собой наружные и внутренние кольца, с расположенными между ними телами качения (шарики и ролики).
Для предотвращения соприкосновения тел качения их отделяют друг от друга сепаратором.
Самый распространенный в машиностроении подшипник – шариковый радиальный однорядный подшипник ГОСТ 8338 – 78 (Приложение 2).
Диаметр вала под подшипник качения применяется на 5 - 8 мм больше чем d>вала>.
d >вала под подшипник> = 30 мм + 5 мм = 35 мм
d >вала под подшипник> должен заканчиваться на 0 или 5 и должен быть целым числом.
По ГОСТ 8338-78 выбираем подшипник №207:
d = 35 мм
D = 72 мм
B = 17 мм
r = 2 мм
II. Определение d вала под колесо
d >вала под колесо >= d>подшип> +3r = 35 мм + 2 мм ∙3 = 41 мм
r – радиус фаски, применяемый при выборе подшипника.
Полученное значение округляем до ближайшего стандартного нормального значения.
d >вала под колесо> = 42 мм
D>колеса> ≥ d >вала под колесо>
(110 мм ≥ 42 мм + 9 мм) => колесо надевается на вал и изготовляется отдельно.
III. Определение диаметра буртика вала
Буртик – участок вала (утолщение), который служит для ограничений перемещений колеса вдоль оси вала.
d>буртика> ≥ d >вала под колесо >+ 8мм => d>буртика> ≥ 50мм.
Полученное значение округляем до ближайшего стандартного нормального значения. => d>буртика> = 50мм.
IV. Подбор шпонки
Для передачи крутящего момента от вала до ступицы колеса и фиксации детали на валу используется шпоночное соединение. Основная деталь соединения – шпонка, устанавливается в паз вала и соединяемой детали.
Размеры шпонок стандартизованы. Наиболее часто применяемые шпонки – призматические шпонки ГОСТ 22360-78 (Приложение №3). Размеры стандартной призматической шпонки (в, h, l) выбирают в зависимости от диаметра вала под колесо и длины ступицы под колесо.
l >ступицы> = (0,8мм…1,5мм) от диаметра вала под колесо
l >шпонки >= l >ступицы> – (5мм…10мм)
в = 12мм
h = 8 мм
t>1> = 5мм (паз вала)
l >ступицы> = 0,8 ∙ d >вала под колесо> = 0,8 ∙ 42мм = 33,6мм ≈ 34мм
l >шпонки> = 34мм ∙ (5мм…10мм)= от 24мм до 29мм
Выбираем l >шпонки> =28мм
l >шпонки рабочая> = l >шпонки >– в = 28мм – 12мм = 16мм
При действии на вал крутящего момента на шпонку действует напряжение смятия. После выбора размеров шпонки необходим проверочный расчет шпоночного соединения на прочность по напряжению смятия (сжатие в зоне контакта).
σ>смятия> ≤ [σ]
[σ] = (110Мпа … 190МПа)
120,04МПа ≤ 190МПа => Условия прочности на смятие шпонки выполняются.
V. Определение длины концевого участка вала
d = 30мм (из первой части расчета).
В соответствии с ГОСТ 12080 – 66 выбираем d = 30мм, l = 80 мм.
I. Приложение №1
Нормальные линейные размеры, мм (ГОСТ 6636-69)
3,2 |
5,6 |
10 |
18 |
32 |
56 |
100 |
180 |
320 |
560 |
3,4 |
6,0 |
10,5 |
19 |
34/35 |
60/62 |
105 |
190 |
190 |
600 |
3,6 |
6,3 |
11 |
20 |
36 |
63/65 |
110 |
200 |
360 |
630 |
3,8 |
6,7 |
11,5 |
21 |
38 |
67/70 |
120 |
210 |
380 |
670 |
4,0 |
7,1 |
12 |
22 |
40 |
71/72 |
125 |
220 |
400 |
710 |
4,2 |
7,5 |
13 |
24 |
42 |
75 |
130 |
240 |
420 |
750 |
4,5 |
8,0 |
14 |
25 |
45/47 |
80 |
140 |
250 |
450 |
800 |
4,8 |
8,5 |
15 |
26 |
48 |
85 |
150 |
260 |
480 |
850 |
5,0 |
9,0 |
16 |
28 |
50/52 |
90 |
160 |
280 |
500 |
900 |
5,3 |
9,5 |
17 |
30 |
53/55 |
95 |
170 |
300 |
530 |
950 |
II. Приложение №2
Шариковые радиальные однорядные подшипники (ГОСТ 8338 – 75) Размеры, мм
Обозначение подшипников |
d |
D |
В |
r |
Шарики |
Масса, кг |
С, кН |
С>0>, кН |
n>пред >××10-3, мин 1 |
|
D>w> |
z |
|||||||||
Легкая серия диаметров 2, узкая серия ширин 0 |
||||||||||
205 |
25 |
52 |
15 |
1,5 |
7,94 |
9 |
0,12 |
14,0 |
6,95 |
12,0 |
206 |
30 |
62 |
16 |
1,5 |
9,53 |
9 |
0,20 |
19,5 |
10,0 |
10,0 |
207 |
35 |
72 |
17 |
2,0 |
11,11 |
9 |
0,29 |
25,5 |
13,7 |
9,0 |
208 |
40 |
80 |
18 |
2,0 |
12,7 |
9 |
0,36 |
32,0 |
17,8 |
8,0 |
209 |
45 |
85 |
19 |
2,0 |
12,7 |
9 |
0,41 |
33,2 |
18,6 |
7,5 |
210 |
50 |
90 |
20 |
2,0 |
12,7 |
10 |
0,47 |
35,1 |
19,8 |
7,0 |
211 |
55 |
100 |
21 |
2,5 |
14,29 |
10 |
0,60 |
43,6 |
25,0 |
6,5 |
212 |
60 |
110 |
22 |
2,5 |
15,88 |
10 |
0,80 |
52,0 |
31,0 |
6,0 |
213 |
65 |
120 |
23 |
2,5 |
16,67 |
10 |
0,98 |
56,0 |
34,0 |
5,5 |
214 |
70 |
125 |
24 |
2,5 |
17,46 |
10 |
1,08 |
61,8 |
37,5 |
5,0 |
215 |
75 |
130 |
25 |
2,5 |
17,46 |
11 |
1,18 |
66,3 |
41,0 |
4,8 |
216 |
80 |
140 |
26 |
3,0 |
19,05 |
10 |
1,40 |
70,2 |
45,0 |
4,5 |
217 |
85 |
150 |
28 |
3,0 |
19,84 |
11 |
1,80 |
83,2 |
53,0 |
4,3 |
218 |
90 |
160 |
30 |
3,0 |
22,23 |
10 |
2,2 |
95,6 |
62,0 |
3,8 |
220 |
100 |
180 |
34 |
3,5 |
25,4 |
10 |
3,2 |
124,0 |
79,0 |
3,4 |
Средняя серия диаметров 3, узкая серия ширин 0 |
||||||||||
304 |
20 |
52 |
15 |
2,0 |
9,53 |
7 |
0,14 |
15,9 |
7,8 |
13 |
305 |
25 |
62 |
17 |
2,0 |
11,51 |
7 |
0,23 |
22,5 |
11,4 |
11 |
306 |
30 |
72 |
19 |
2,0 |
12,3 |
8 |
0,34 |
28,1 |
14,6 |
9 |
307 |
35 |
80 |
21 |
2,5 |
14,29 |
7 |
0,44 |
33,2 |
18,0 |
8,5 |
308 |
40 |
90 |
23 |
2,5 |
15,08 |
8 |
0,63 |
41,0 |
22,4 |
7,5 |
309 |
45 |
100 |
25 |
2,5 |
17,46 |
8 |
0,83 |
52,7 |
30,0 |
6,7 |
310 |
50 |
110 |
27 |
3,0 |
19,05 |
8 |
1,08 |
61,8 |
36,0 |
6,3 |
311 |
55 |
120 |
29 |
3,0 |
20,64 |
8 |
1,35 |
71,5 |
41,5 |
5,6 |
312 |
60 |
130 |
31 |
3,5 |
22,23 |
8 |
1,70 |
81,9 |
48,0 |
5,0 |
313 |
65 |
140 |
33 |
3,5 |
23,81 |
8 |
2,11 |
92,3 |
56,0 |
4,8 |
314 |
70 |
150 |
35 |
3,5 |
25,4 |
8 |
2,60 |
104,0 |
63,0 |
4,5 |
315 |
75 |
160 |
37 |
3,5 |
26,99 |
8 |
3,10 |
112,0 |
72,5 |
4,3 |
316 |
80 |
170 |
39 |
3,5 |
28,58 |
8 |
3,60 |
124,0 |
80,0 |
3,8 |
317 |
85 |
180 |
41 |
4,0 |
30,16 |
8 |
4,30 |
133,0 |
90,0 |
3,6 |
318 |
90 |
190 |
43 |
4,0 |
31,75 |
8 |
5,10 |
143,0 |
99,0 |
3,4 |
320 |
100 |
215 |
47 |
4,0 |
36,51 |
8 |
7,00 |
174,0 |
132,0 |
3,0 |
Тяжелая серия диаметров 4, узкая серия ширин 0 |
||||||||||
403 |
17 |
62 |
17 |
2,0 |
12,7 |
6 |
0,27 |
22,9 |
11,8 |
12 |
405 |
25 |
80 |
21 |
2,5 |
16,67 |
6 |
0,5 |
36,4 |
20,4 |
9 |
406 |
30 |
90 |
23 |
2,5 |
19,05 |
6 |
0,72 |
47,0 |
26,7 |
8,5 |
407 |
35 |
100 |
25 |
2,5 |
20,64 |
6 |
0,93 |
55,3 |
31,0 |
7,0 |
408 |
40 |
110 |
27 |
3,0 |
22,23 |
6 |
1,20 |
63,7 |
36,5 |
6,7 |
409 |
45 |
120 |
29 |
3,0 |
23,02 |
7 |
1,52 |
76,1 |
45,5 |
6,0 |
410 |
50 |
130 |
31 |
3,5 |
25,4 |
7 |
1,91 |
87,1 |
52,0 |
5,3 |
411 |
55 |
140 |
33 |
3,5 |
26,99 |
7 |
2,3 |
100,0 |
63,0 |
5,0 |
412 |
60 |
150 |
35 |
3,5 |
28,58 |
7 |
2,8 |
108,0 |
70,0 |
4,8 |
413 |
65 |
160 |
37 |
3,5 |
30,16 |
7 |
3,4 |
119,0 |
78,0 |
4,5 |
414 |
70 |
180 |
42 |
4,0 |
34,93 |
7 |
5,3 |
143,0 |
105,0 |
3,8 |
416 |
80 |
200 |
48 |
4,0 |
38,1 |
7 |
7,0 |
163,0 |
125,0 |
3,4 |
417 |
85 |
210 |
52 |
5,0 |
39,69 |
7 |
8,0 |
174,0 |
135,0 |
3,2 |
418 |
90 |
225 |
54 |
5,0 |
- |
- |
11,4 |
186,0 |
146,0 |
- |
Пример обозначения шарикового радиального подшипника легкой серии с d=50 мм, D = 80 мм, 5=16 мм: Подшипник 210 ГОСТ 8338-75
III. Приложение №3
Призматические шпонки (ГОСТ 22360 – 78)
Размеры шпоночных пазов.
IV. Приложение №4
Концы валов цилиндрические (ГОСТ 12080 – 66).
Цилиндрические концы валов предусматриваются в двух исполнениях:
1 – длинные, 2 – короткие.
Список литературы
1. С.А. Чернавский «Курсовое проектирование деталей машин». М.: «Машиностроение» 1987 г.
2. С.А. Чернавский «Проектирование механических передач». М.: «Машиностроение» 1984 г.
3. Дунаев П.Ф. Леликов О.П. . «Курсовое проектирование детали машин». Высшая школа 1990 год.
4. Иванов В.Н. «Детали машин». Высшая школа 1991 год.
5. Федоренко В.А., Шошин А.И. «Справочник по машиностроительному черчению». Л.: Машиностроение, 1988 г.- 446с
6. Акушина А.И. «Техническая механика: теоретическая механика и сопротивление материалов». М.; Высшая школа, 2003.- 352с
7. Ицкович Г.М. «Сопротивление материалов». М.; Высшая школа, 2001.- 256с