Проектирование механизмов двухцилиндрового четырехтактного двигателя внутреннего сгорания
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Динамический анализ рычажного механизма по коэффициенту неравномерности движения (графическая часть – лист №1)
2. Силовое исследование рычажного механизма (графическая часть – лист №2).
3. Проектирование зубчатой передачи и планетарного редуктора (графическая часть – лист №3)
4. Проектирование кулачкового механизма (графическая часть – лист №4)
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Научной основой создания новых высокоэффективных, надежных машин и приборов и технологических линий является теория механизмов и машин – наука об общих методах исследования и проектирования.
В свете задач, стоящих перед машиностроительной промышленностью, особое значение приобретает качество подготовки высококвалифицированных инженеров. Современный инженер-конструктор должен владеть современными методами расчета и конструирования новых быстроходных автоматизированных и быстроходных машин. Рационально спроектированная машина должна удовлетворять социальным требованиям – безопасности обслуживания и создания наилучших условий для обслуживающего персонала, а также эксплуатационным, технологическим и производственным требованиям. Эти требования представляют собой сложный комплекс задач, которые должны быть решены в процессе проектирования новой машины.
Решение этих задач на начальной стадии проектирования состоит в выполнении анализа и синтеза проектируемой машины, а также в разработке ее кинематической схемы, обеспечивающей с достаточным приближением воспроизведение требуемого закона движения.
Для выполнения этих задач студент – будущий инженер – должен изучить основные положения теории механизмов и общие методы кинематического и динамического анализа и синтеза механизмов, а также приобрести навыки в применении этих методов к исследованию и проектированию кинематических схем механизмов и машин различных типов.
Поэтому наряду с изучением курса теории механизмов и машин в учебных планах предусматривается обязательное выполнение студентами курсового проекта по теории механизмов и машин. Проект содержит задачи по исследованию и проектированию машин, состоящих из сложных и простых в структурном отношении механизмов (шарнирно-рычажных, кулачковых, зубчатых и т.д.). Курсовое проектирование способствует закреплению, углублению и обобщению теоретических знаний, а также применению этих знаний к комплексному решению конкретной инженерной задачи по исследованию и расчету механизмов и машин; оно развивает у студента творческую инициативу и самостоятельность, повышает его интерес к изучению дисциплины и прививает навыки научно-исследовательской работы.
В данном курсовом проекте рассмотрены механизмы двухцилиндрового четырехтактного двигателя внутреннего сгорания, такие как:
рычажный механизм;
планетарная ступень коробки передач;
простая зубчатая передача;
кулачковый механизм с толкателем.
I Динамический синтез рычажного механизма по коэффициенту неравномерности движения (графическая часть – лист № 1)
1.1 Построение планов положений для 12 положений ведущего звена и соответствующих им планов скоростей:
Планы положений:
Масштаб планов положений μ>l> = l>OA> / (OA) = 0,305 / 180 = 0,00169 м/мм.
Планы скоростей:
U>1>>P>> >= U>Z>*>Z>** · U>NH>> >;
U>1P> = n>1 >/ n>P> ;
n>1> = n>P> · U>1P> ;
U>Z>*>Z>** = Z** / Z* = 30 / 17 = 1,76 ;
U>NH> = 5,1;
U>1P> = 1,76 · 5.1 = 9 ;
n>1> = 240 · 9 = 2160 об/мин – частота вращения кривошипа 1.
Для каждого из 12 планов положений строится план скоростей.
Скорость точки В, V>В> (АВ):
V>В> = ω>1> l>АВ> = 226,08 0,0825 = 18,65 м/с,
где рад/с – угловая скорость вращения кривошипа 1.
Скорость точки С определим, решая графически систему векторных уравнений:
гдеV>СВ> – скорость движения точки С относительно точки В, V>СВ>СВ;
V>С0> = 0 м/с – скорость точки С>0>, лежащей на стойке;
V>СС0> – скорость движения точки С относительно точки С0, V>СС0>OХ.
Скорость точки D определяется из пропорции:
, V>D> (DВ):
Угловая скорость вращения шатуна 2:
, рад/с.
Для определения скорости точки E графически решается система уравнений
где V>ED> – скорость движения точки E относительно точки D, V>ED>> > ED;
V>E>>0> = 0 м/с – скорость точки E>0>, лежащей на стойке;
V>EE>>0> – скорость движения точки E относительно точки E>0>, V>EE>>0> OY.
Угловая скорость вращения шатуна 4:
, рад/с.
Масштаб планов скоростей μ>V> = V>B> / (pв) = 18,65 / 50 = 0,373 м∙c–1/мм.
1.2 Построение графика приведенного к ведущему звену момента инерции механизма в зависимости от угла поворота звена приведения для цикла установившегося движения
Приведенный момент инерции для каждого положения механизма определяется по формуле, [1], стр.337:
где m>2>, m>3>, m>4> и m>5> – соответственно массы звеньев 2, 3, 4 и 5, кг;
J>S>>1>, J>S>>2>, J>S>>4> – моменты инерции звеньев 1, 2 и 4, кг∙м2;
V>S>>2>, V>S>>4> – скорости центров масс звеньев 2 и 4, м/с.
Результаты расчетов занесены в таблицу 1:
табл. 1
Положение |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
J>П>, кг∙м2 |
0,03 |
0,034 |
0,041 |
0,042 |
0,038 |
0,023 |
0,038 |
0,042 |
0,041 |
0,034 |
0,03 |
0,027 |
Масштабные коэффициенты построения графика:
μ>J> = J>П>MAX / y>MAX> = 0,042 / 80 = 0,000525 кг∙м2/мм;
μ>φ> =2 ∙ π / L = 2 ∙ 3,14 / 180 = 0,0349 рад/мм.
Ось ординат направим горизонтально, т.е. строим график повернутым на 90˚.
1.3 Определение сил давления газов в первом и втором цилиндрах
Максимальная сила, действующая на поршень:
Н.
1.4 Построение графика моментов движущих сил и сил сопротивления, приведенных к ведущему звену, в зависимости от угла поворота звена приведения для цикла установившегося движения
Приведенный к ведущему звену момент движущих сил определяется по формуле
М>ПД> = Р>ПД> ∙ l>OA>, Н∙м,
где Р>ПД> – приведенная к ведущему звену движущая сила, Н;
,
где Р>ПУ> – приведенная уравновешивающая сила, которая определяется построением рычага Жуковского для каждого положения механизма.
М>ПД> считается положительным, если он направлен в сторону вращения ведущего звена, и отрицательным – в противном случае.
Результаты расчетов занесены в таблицу 2:
табл.2
Параметр |
Положение |
|||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
|
Р>ПУ>, Н |
38914 |
43348 |
63808 |
50932 |
20350 |
5456 |
80 |
528 |
2909 |
10066 |
13026 |
7882 |
М>ПД>, Н∙м |
3210 |
3576 |
5264 |
4202 |
1678 |
450 |
6,7 |
43,5 |
240 |
830,5 |
1074,7 |
650,3 |
Масштаб графика моментов μ>М> = М>ПД>MAX / y>MAX> = 5264 / 90 = 58,5 Н∙м/мм.
Масштаб углов μ>φ> =2 ∙ π / L = 2 ∙ 3,14 / 180 = 0,0349 рад/мм.
График работы движущих сил А>Д> получается путем графического интегрирования графика М>ПД>.
Соединяя конечные точки графика А>Д> прямым отрезком, получим график работы сил сопротивления А>С>, из которого графическим дифференцированием строится график момента сил сопротивления М>ПС>.
Масштаб графика работ μ>А> = μ>М> ∙ μ>φ> ∙Н>1> = 58,5 ∙ 0,0349 ∙ 50 = 102,05 Дж/мм.
1.5 Построение графика изменения кинетической энергии
График изменения кинетической энергии ΔТ(φ) строится путем вычитания из графика А>Д> работы движущих сил графика А>С> работы сил сопротивления.
Масштаб графика изменения кинетической энергии μ>Т> = μ>А> = 102,05 Дж/мм.
1.6 Построение диаграммы «Энергия-Масса» (диаграммы Виттенбауэра)
Диаграмма Виттенбауэра строится путем исключения угла поворота φ из графиков J>П>(φ) и ΔТ(φ).
1.7 Определение величины момента инерции маховика, обеспечивающего движение с заданным коэффициентом неравномерности движения
Углы наклона касательных к диаграмме Виттенбауэра, [2], стр.137:
Касательные отсекают на оси ординат графика ΔТ = f(J>П>) отрезок длиной (kl) = 56 мм.
Величина момента инерции маховика
кг∙м2.
Размеры маховика:
Диаметр
м, принимаем D = 730 мм.
гдеg = 9,81 м/с2 – ускорение свободного падения;
γ = 7,3 ∙ 104 Н / м3 – удельный вес маховика из чугуна;
ψ = 0,1 – коэффициент ширины обода;
ξ = 0,15 – коэффициент высоты обода.
Масса обода кг.
Масса маховика кг.
Ширина обода b = ψ ∙ D = 0,1 ∙ 0,73 = 0,073 м, принимаем b = 73 мм.
Высота обода h = ξ ∙ D = 0,15 ∙ 0,73 = 0,1095 м, принимаем h = 110 мм.
II Силовое исследование рычажного механизма (графическая часть – лист №2)
2.1 Построение для заданного положения схемы механизма, плана скоростей и плана ускорений. Определение ускорений центров масс и угловых ускорений звеньев (для 4-го положения механизма).
Порядок построения плана скоростей изложен в п. 1.1.
План ускорений:
Ускорение точки А, а>А> ׀׀ (ОА):
а>В> = ω>1>2 ∙ l>АВ> = 2262 ∙ 0,0825 = 4213,8 м/с2.
Для определения ускорения точки С необходимо решить систему векторных уравнений:
где а>СВ>n – нормальное ускорение точки С относительно точки В, a>СВ>n || СВ;
а>СВ>n = ω>2>2 ∙ l>СВ> = 31,82 ∙ 0,305 = 308 м/с2;
а>СВ>τ – тангенциальное ускорение точки С относительно точки В, а>СВ>τСВ;
а>СС0>r – релятивное ускорение движения точки С относительно точки С0, а>СС0>rОX.
Ускорение центра масс звена 2:
.
Угловое ускорение звена 2:
рад/с2.
Ускорение точки D определяется из пропорции:
, а>DD>>0>rОY.
Ускорение центра масс звена 4:
Угловое ускорение звена 4:
рад/с2.
Масштаб плана ускорений μ>а> = а>А> / (а) = 4213,8 / 200 = 21,1 м/с2∙мм
После построения плана ускорений определяются величины ускорений умножением длин их векторов на масштаб μ>а>.
2.2 Определение главных векторов и главных моментов сил инерции звеньев
Главные векторы сил инерции
.
Главные моменты сил инерции
Таким образом, определены величины F>И> и М>И> для звеньев механизма:
Р>И>>2> = m>2> ∙ a>S2> = 3 ∙ 3291,6 = 9874,8 H;
Р>И>>3> = m>3> ∙ a>S3> = 0,915 ∙ 2658,6 = 2432,6 H;
Р>И>>4> = m>4> ∙ a>S4> = 2,5 ∙ 2721,9 = 6804,8 H;
Р>И>>5> = m>5> ∙ a>S5> = 0,915 ∙ 1899 = 1738 H;
M>И>>2> = J>S2> ∙ ε>2> = 0,047 ∙ 12106,6 = 569 H∙м;
M>И>>4> = J>S4> ∙ ε>4> = 0,026 ∙ 11225,2 = 291,9 H∙м.
2.3 Определение реакций в кинематических парах механизма методом планов сил. Структурная группа 4-5:
Для определения тангенциальной составляющей реакции R>24>τ составляется уравнение моментов всех сил, действующих на звено 4, относительно точки Е:
откуда
Н.
Для определения реакций R>24>n и R>05> строится план сил по условию равновесия структурной группы:
Масштабный коэффициент построения плана:
Н/мм.
2.4 Определение реакций в кинематических парах механизма методом планов сил. Структурная группа 2-3:
Для определения тангенциальной составляющей реакции R>12>τ составляется уравнение моментов всех сил, действующих на звено 2, относительно точки С:
откуда
Н
Для определения реакций R>03> и R>12>n составляется план сил по условию равновесия структурной группы:
Масштабный коэффициент построения плана сил:
Н/мм.
Ведущее звено 1:
Для определения уравновешивающей силы Р>У> составляется уравнение моментов всех сил, действующих на звено 1, относительно точки А:
откуда Н
Уравновешивающий момент М>У> = Р>У> ∙ l>OA> = 52427 ∙ 0,0825 = 4325,2 Н∙м.
Для определения реакции R>01> строится план сил по условию равновесия структурной группы:
Масштаб построения плана сил:
Н/мм.
2.5 Определение уравновешивающего момента на ведущем звене механизма методом рычага Н.Е. Жуковского
Моменты сил инерции, действующие на звенья 2 и 4, заменяются парами сил, приложенных в концах звеньев:
Н
Н
Составляется уравнение моментов всех сил относительно полюса Р плана скоростей:
откуда
Н.
Уравновешивающий момент М>У> = Р>У> ∙ l>OA> = 51269∙ 0,00825 = 4229,7 Н∙м.
Разница со значением М>У>, полученным в результате силового анализа, составляет 1,7%, что вполне допустимо.
III Проектирование зубчатой передачи и планетарного редуктора
(графическая часть – лист №3)
3.1 Выбор коэффициентов смещения инструментальной рейки, обеспечивающих требуемые свойства передачи:
По данным ([3], стр. 66-68) определены коэффициенты смещения:
для шестерни Х>1> = 0,968
для колеса Х>2> = 0,495
3.2 Расчет геометрических параметров зубчатых колес и передачи
Радиусы делительных окружностей
r>1> = (m ∙ Z>a>) / 2 = (4 ∙ 17) / 2 = 34 мм
r>2> = (m ∙ Z>b>) / 2 = (4 ∙ 30) / 2 = 60 мм
Радиусы основных окружностей
r>b>>1> = r>1> ∙ cosα = 34 ∙ cos20˚ = 32 мм
r>b>>2> = r>2> ∙ cosα = 60 ∙ cos20˚ = 56,4 мм
Толщины зубьев по делительным окружностям
S>1> = m ∙ (π/2 + 2 ∙ X>1> ∙ tg20˚) = 4 ∙ (3,14/2 + 2 ∙ 0,968 ∙ tg20˚) = 9,1 мм
S>2> = m ∙ (π/2 + 2 ∙ X>2> ∙ tg20˚) = 4 ∙ (3,14/2 + 2 ∙ 0,495 ∙ tg20˚) = 7,7 мм
Угол зацепления
α>ω >=26˚50΄- по номограмме ([3], стр. 44)
Радиусы начальных окружностей
r>W>>1> = r>1> ∙ cos α / cos α>W> = 34 ∙ cos 20˚ / cos 26˚50' = 35,8 мм
r>W>>2> = r>2> ∙ cos α / cos α>W> = 60 ∙ cos 20˚ / cos 26˚50' = 63,2 мм
Межцентровое расстояние
a>W> = r>W>>1> + r>W>>2> = 35,8 + 63,2 = 99 мм
Радиусы окружностей впадин
r>f>>1> = r>1> – 1,25 ∙ m + X>1> ∙ m = 34 – 1,25 ∙ 4 + 0,968 ∙ 4 = 32,9 мм
r>f>>2> = r>2> – 1,25 ∙ m + X>2> ∙ m = 60 – 1,25 ∙ 4 + 0,495 ∙ 4 = 56,98 мм
Радиусы окружностей вершин
r>a>>1> = a>W> – r>f>>2> – 0,25 ∙ m = 99 – 56,98 – 0,25 ∙ 4 = 41,05 мм
r>a>>2> = a>W> – r>f>>1> – 0,25 ∙ m = 99 – 32,9 – 0,25 ∙ 4 = 65,15 мм
Шаг зацепления по делительной окружности
р = π · m = 3,14 · 4 = 12,56 мм
Определение коэффициента перекрытия
Аналитическим способом:
.
α>a1> = arccos (r>b1 >/ r>a1>) = arccos (32 / 41,05) = 38,78º
α>a2> = arccos (r>b2 >/ r>a2>) = arccos (56,4 / 65,15) = 30°
3.3 Расчет планетарного механизма
Задаваясь значением х = 30 / 41, находим величину у = х ·(-U>16>(H)) = 3;
По формуле
,
где к – число сателлитов, определяем количество зубьев z>3> на сателлите 3:
Z>3> = 164·a; Z>4> = y · Z>3> = 492а;
из равенства (х + 1)·Z>2>·q = Z>4>- Z>3>> > находим величину Z>2>:
Z>2> = 328 · 41a /71, Принимая а = 1/2, получаем:
Z>1> = 69; Z>2> = 95; Z>3 >= 82; Z>4 >= 246.
Полученные числа зубьев удовлетворяют условиям соосности, соседства и сборки, а также требования наименьших габаритов механизма. > >
Расчет размеров колес планетарного механизма
d>1> = m>I> ∙ Z>1> = 4 ∙ 69 = 276 мм
d>2> = m>I> ∙ Z>2> = 4 ∙ 95 = 380 мм
d>3> = m>I> ∙ Z>3> = 4 ∙ 164 = 328 мм
d>3> = m>I> ∙ Z>3> = 4 ∙ 246 = 984 мм
Масштаб построения схемы механизма μ>l> = 0,0041 м/мм
Скорость точек на ободе колеса 1
128,11 · 0,276/2 = 17,68 м/с
Масштаб построения картины линейных скоростей
17,68 / 100 = 0,1768 м/с·мм
Масштаб построения картины угловых скоростей
128,11/ 130 = 0,98 1/с2·мм
IV Проектирование кулачкового механизма
(графическая часть – лист №4)
4.1 Построение графика первой производной и перемещения толкателя в зависимости от угла поворота кулачка. Определение масштабов построения.
После построения графиков рассчитываются масштабные коэффициенты:
Масштаб углов
Масштаб графика перемещения толкателя
Масштаб аналога скорости
Масштаб аналога ускорения
Для определения оптимального размера кулачкового механизма производятся необходимые графические построения (см. лист №4).
Из построения R>MIN> = 0,04728 м = 47 мм.
4.2 Построение профиля кулачка по заданному закону движения выходного звена
Масштаб построения профиля
>l> = 0,0624/149 = 0,000419 м / мм.
Список использованной литературы:
Артоболевский И.И. Теория механизмов и машин: Учебник для втузов. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1988. – 640 с.
Курсовое проектирование по теории механизмов и машин: Учебное пособие для инж.-техн. спец. вузов. / В. К. Акулич, П.П.Анципорович и др.; Под общ. ред. Г.Н. Девойно. – Минск: Выш. шк., 1986. – 825 с.
Курсовое проектирование по теории механизмов и машин: Учебное пособие для инж.-техн. спец. вузов. / Кореняко А.С. и др. – Киев: Вища школа, 1970. – 332 с.
Сборник задач по теории механизмов и машин. / И. И. Артоболевский, Б. В. Эдельштейн. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1973. – 256 с.