Привод цепного конвейера (работа 3)
1. Энергетический и кинематический расчёт привода
1.1 Исходные данные:
Ft- окружная сила на звездочке цепного конвейера, кН; 1,00
V - скорость движения цепи, м/с; 0,75
Z – число зубьев звездочки; 9
P – шаг тяговых звездочек, мм; 100
1.2 Выбор электродвигателя.
1.2.1 Определение потребляемой мощности привода
Р>вых>. = FtּV, (1.1)
где Р>вых>.- потребляемая мощность привода, кВт
Р>вых> = 1 ּ 0,75 м/с = 0,75 кВт
1.2.2 Определение потребляемой мощности электродвигателя
Р>э> = Р>вых> / ף>об,> (1.2)
где Р>э> - потребляемая мощность электродвигателя;
ף>об> – общий КПД привода, определяемый как произведение КПД отдельных передач и муфт.
ף>об>= ף>ц.п> ּ ף>к.п> ּ ף>м>, ּ ף>м> (1.3)
где ף>ц.п> – КПД цилиндрической передачи, ף>ц.п>=0,96 – 0,98;
ף>ц.п> – КПД конической передачи, ף>ц.п>=0,95 – 0,97;
ף>м> – КПД муфты, ף>м>=0,98.
ף>об>= 0,97•0,96•0,982 = 0,89
Р>э> =0,75/0,89=0,84 кВт
1.2.3 Определение предполагаемой частоты вращения вала электродвигателя
n>э>= n>в>ּ u>1>ּu>2>ּ …(1.4)
где u>1>, u>2> - рекомендуемые значения передаточных чисел передач привода;
n>в >- частота вращения приводного вала, мин.-1
n>э> – предполагаемая частота вращения вала электродвигателя, мин-1
, (1.5)
мин-1
Принимаем значения передаточных чисел:
U>б>= 2,5- 5 U>т>=2-5
n>э>=504,54=900 мин.-1
По найденным значениям Р>э> и n>э> выбираем электродвигатель:
Электродвигатель АИР 90LB8 ТУ 16-525.564-84
P>э> = 1,1 кВт,n>э> = 695 об./мин.
1.3 Определение общего передаточного отношения привода и разбивка его по ступеням
После выбора электродвигателя определяем общее передаточное число привода:
U>общ>= n>э>/ n>в >(1.6)
где n>э >- номинальная частота вращения вала выбранного электродвигателя, мин.-1
U>общ>= 695/50= 13,9
U>ред>= U>общ> (1.7)
U>ред>= 13,9
Далее производим распределение передаточного числа редуктора между его ступенями.
, (1.8)
где U>т> – передаточное число тихоходной ступени.
Из стандартного ряда чисел принимаем U>т>=4 по СТСЭВ 229-75
U>б>=U>ред>/U>т>, (1.9)
где U>б> – передаточное число быстроходной ступени
U>б>=13,9/4=3,48
Из стандартного ряда чисел принимаем U>б>=3,55 по СТСЭВ 229-75
1.4 Определение мощности на валах, частоты вращения валов и крутящих моментов на валах
Мощности на валах определяют через мощность электродвигателя
P>1> = P>э> ּ ף>м>, (1.10)
где P>1> – мощность на первом валу, кВт;
ף>м> – КПД муфты
P>1> = 1,10,98=1,08 кВт
P>2> = P>1> ּ ף>к.п.>, (1.11)
где P>2> – мощность на втором валу, кВт;
ף>к.п.> – КПД конической передачи
P>2> = 1,080,96=1,05 кВт
P>3> = P>2> ּ ף>ц.п.>, (1.12)
где P>3> – мощность на третьем валу, кВт;
ף>ц.п.> – КПД цилиндрической передачи
P>3> = 1,05·0,97=1 кВт
Частоты вращения валов могут быть определены через частоту вращения вала электродвигателя.
n>1> = n>э >= 695 мин-1 (1.13)
n>i>=n>i-1>/U>i>, (1.14)
где n>i>, n>i-1> – частота вращения соответственно i и i-1 валов, мин-1
n>2> = n>1> /u>б>, (1.15)
где u>б> – передаточное число быстроходной ступени.
n>2> = 695/3,55=195,77 мин-1
n>3> = n>2> /u>т>, (1.16)
где u>т> – передаточное число тихоходной ступени.
n>3> = 195,77/4=48,94 мин-1
Крутящие моменты на валах определяются по формуле:
T>i> =, Н ּ м(1.17)
где T>i> - крутящий момент на i-ом валу, Н • м;
Р>i> - мощность на i-ом валу, кВт;
n - частота вращения i-ого вала, мин-1
T>1> = 9550 ּ P>1>/n>1> = 9550 ּ1,08/695 = 14,84 Н ּ м (1.18)
T>2> = 9550 ּ P>2>/n>2> = 9550 ּ 1,05/195,77 =51,22 Н ּ м (1.19)
T>3> = 9550 ּ P>3>/n>3> = 9550 ּ 1/48,94 = 195,14 Н ּ м (1.20)
Результаты произведенных расчетов, в соответствии с таблицей 1.1, являются исходными данными для последующих расчетов передач.
Таблица 1.
Валы |
Мощности на валах, кВт |
Частоты вращения валов, мин-1 |
Крутящие моменты на валах, Н ּ м |
Передаточные числа передач |
I II III |
1,08 1,05 1 |
695 195,77 48,94 |
14,84 51,22 195,14 |
U>б>=3,55 U>т>=4 |
2. Расчёт тихоходной ступени закрытой косозубой цилиндрической передачи
2.1 Исходные данные
Крутящий момент на шестерне Т>1>=51,22 Н·м;
Крутящий момент на колесе Т>2>=195,14 Н·м;
Частота вращения шестерни n>1 >=195,77 мин-1;
Частота вращения колеса n>2 >=48,94 мин-1;
Передаточное число U = 4;
Срок службы передачи L = 5 лет;
Коэффициент суточного использования К>С> =0,29;
Коэффициент годового использования К>Г> =0,8.
2.2 Выбор материала и термической обработки колес
Шестерня: сталь 40Х, Термообработка - улучшение и закалка ТВЧ,
твёрдость 45-50 HRC.
Колесо: сталь 40Х, Термообработка – улучшение и закалка ТВЧ, твёрдость 45-50 HRC.
Определение допускаемых напряжений
2.3.1 Определение срока службы передачи
(2.1)
где t>Σ> – срок службы передачи, час.
t>Σ>=5·365·0,8·24·0,29=10161 час.
2.3.2 Определяем допускаемые напряжения на контактную прочность
, (2.2)
где - базовое допускаемое напряжение, Мпа;
z>N >– коэффициент долговечности.
Базовые допускаемые напряжения [σ]>но >определяется по формуле:
(2.3)
где σ>Hlim> - длительный предел контактной выносливости, МПа;
Z>R> - коэффициент, учитывающий шероховатость сопряженных поверхностей, Z>R>= 1;
Z>V> - коэффициент, учитывающий влияние скорости,
Z>V> = 1;
S>H> - коэффициент запаса прочности, S>H> =1,3 – при однородной структуре материала;
S>H> =1,3 – при поверхностных упрочнениях;
Коэффициент долговечности Z>N> определяется по формуле:
(2.4)
где N>HO >- базовое число циклов нагружения;
N>HE >- эквивалентное число циклов нагружения;
m - показатель степени кривой усталости поверхностных слоев зубьев, m=6.
Базовое число циклов нагружения N>HO> принимается равным:
(2.5)
Если N>НО> получится больше 12·107, то принимают 12·107.
Когда твёрдость задана в HRC, то
(2.6)
Эквивалентное число циклов нагружения N>HE> определяется по зависимости:
N>HE> =60 n t>> Σ(T>i>/T>H>)m/2·t>i>/t=
=60 n t>> (a>1>b>1>3 + a>2>b>2>3+…+ a>i>b>i>3), (2,7)
где a>i>,b>i> – коэффициенты с графика нагрузки (рис.2.1)
В случае получения N>HE>> N>HО>, Z>N>=1.
Шестерня |
Колесо |
17HRC+200=17·47.5+200= =1007.5 МПа Z>R>=1, Z>V>=1, S>H>=1.3
N>HE1>=60·195,77·10161·(130,15+ +0,530,85) = 3,06·107 N>HО1>=(47,5·10)3=10,7·107<12·107 |
17HRC+200=17·47.5+200= =1007.5 МПа Z>V>=1, S>H>=1,3, Z>R>=1
N>HE2>=60·48,94·10161·(130,15+0,530,85)= =0,75·107 N>HО2>=(47,5·10)3=10,7·107<12·107 |
N>HE>< N>HО> – условие выполняется |
|
775·1,23=953,25МПа |
775·1,56=1209 МПа |
За расчётное принимаем наименьшее напряжение:
[σ]>HP>=953,25МПа – расчётное допускаемое напряжение.
2.3.3 Определение допускаемых напряжений при расчете зубьев на изгиб
Допускаемое напряжение на изгиб [σ]>F>, МПа определяется по формуле:
[σ]>F> = [σ]>FО> Y>A> Y>N, >(2.8)
где [σ]>FО> - базовые допускаемые напряжения изгиба при нереверсивной нагрузке, МПа;
Y>A> - коэффициент, вводимый при двустороннем приложении нагрузки: Y>A>=1;
Y>N>-–коэффициент долговечности.
Базовые допускаемые напряжения на изгиб [σ]>FО>, определяются по формуле:
[σ]>FО> = (σ>Fim>Y>R>Y>X>Y>б>)/S>F>, (2.9)
где σ>Fim> - предел выносливости, определяемый на зубьях при нулевом цикле, МПа;
Y>R >- коэффициент, учитывающий шероховатость поверхности; при шлифовании
Y>R >=1;
Y>X >– коэффициент размеров, Y>X >=1;
Y>б >- коэффициент, учитывающий чувствительность материала и концентрации напряжений, Y>б >=1;
S>F >– коэффициент запаса прочности, S>F>=1,7.
Коэффициент долговечности Y>N> определяют как:
(2.11)
где N>FO> - базовое число циклов нагружения, N>FO> =4106;
N>FЕ> - эквивалентное число циклов нагружения;
m - показатель степени кривой выносливости; m=6 – улучшение, нормализация, т=9 –объемная и поверхностная закалка;
Эквивалентное число циклов нагружения N>FЕ> определяются по формуле:
(2.12)
При N>FE>>N>FO> коэффициент долговечности Y>N>=1.
Шестерня |
Колесо |
500-600МПа=550 МПа
N>FE1>=60·195,77·10161·(19·0,15+ +0,59·0,85)= 18,1·107 N>FE1>> N>FO >=> Y>N>=1 |
500-600МПа=550 МПа
N>FE2>=60·48,94·10161·(19·0,15+0,59·0,85)= =4,55·107 N>FE2>> N>FO >=> Y>N>=1 |
323,5·1·1=323,5МПа |
323,5·1·1=323,5МПа |
2.3.4 Определение межосевого расстояния
(2,13)
где a>w>- межосевое расстояние, мм;
K>a> - вспомогательный коэффициент, K>a> = 450;
К>Н> – коэффициент нагрузки;
ψ>a >- коэффициент ширины.
Коэффициент ширины принимаем равным ψ>a>=0,25;
Коэффициент нагрузки принимаем равным K>H>=1,4.
Из нормального ряда чисел принимаем
2.3.5 Определение модуля передачи
Для зубчатых колес при твердости зубьев 350 HB модуль назначают:
m = (0,01…0,02)а>W>, (2,14)
а при твёрдости >45 HRC
m>n> = (0,016-0,0315) a>w >(2,15)
m>n> = (0,016-0,0315)100
m>n> = 1,6 – 3,15
Стандартное значение модуля m=2 (ГОСТ 9563-80).
2.3.5 Определение суммарного числа зубьев для косозубой передачи
z>Σ> = 2a>w>/m>n,> (2,16)
2.3.7 Определение числа зубьев шестерни
z>1> = z>Σ>/(u+1) (2,17)
z>1> = 100/5=20
Z>1>>Z>min>, (2,18)
где Z>min>=17 – для прямозубых передач.
Условие выполняется.
2.3.8 Определение числа зубьев колеса
z>2> = z>Σ>- z>1> (2,19)
z>2>= 100-20 =80
2.3.9 Определение геометрических размеров колес и шестерён
Делительные диаметры:
d=m>n> z
d>1>=220=40 мм d>2>=280=160 мм
Диаметры вершин зубьев:
d>a >= d> >+ 2·m>n> (2,20)
d>a1 >= d>1 >+ 2·m>n >= 40 + 2·2 = 44 мм;
d>a2 >= d>2 >+ 2·m>n >= 160 + 4 = 164 мм;
Диаметры впадин зубьев:
d>f >= d> >– 2.5·m>n> (2,21)
d>f1 >= d>1 >– 2.5·m>n >= 40 – 2,5·2 = 35 мм;
d>f2 >= d>2 >– 2.5·m>n >= 160 – 2,5·2 = 155 мм;
Ширина колеса:
b>2 >= ψ>a >· a>W> (2,22)
b>2 >= ψ>a >· a>W> = 0.25·100 = 25 мм
Ширина шестерни:
b>1 >= b>2> + 5мм (2,23)
b>1 >= b>2> + 5 = 25 + 5 = 30 мм
2.3.10 Определение усилий в зацеплении
Окружное усилие:
F>t> = (2T) / d, (2,24)
где F>t>- окружное усилие, кН;
T - крутящий момент на зубчатом колесе, Н • м;
d - делительный диаметр колеса, мм;
F>t >= (251,22)/40 = 2,56кН
Радиальное усилие:
F>r>=F>t>• tgα>w>> >(2.25)
где a>w> - угол зацепления, a>w> =20°.
F>r>=2,56•tg20 = 0,93 кН
2.3.11 Проверка зубьев колес по напряжениям изгиба
Для этого производят оценку изгибной прочности, т.е. находят отношения:
[σ]>F1>/Y>F1 и >[σ]>F2>/ Y>F2> (2,26)
Коэффициенты формы зубьв Y>F1> и Y>F2> определяются по эквивалентному числу зубьев шестерни и колеса:
Y>F1>=4,13 Y>F2>=3,73
Расчёт ведётся по шестерне.
Напряжения изгиба определяются по формуле:
σ>F> = (2103 Y>F>K>Fα> K>Fβ> ·K>FV>T)/(m2Zb) [σ]>F>, (2,27)
где σ>F> - рабочее напряжение изгиба, МПа;
K>Fα> – коэффициент распределения нагрузки между зубьями, зависящими от окружной скорости колеса;
K>Fβ> - коэффициент концентрации нагрузки;
K>FV> -коэффициент динамичности нагрузки;
Коэффициент концентрации нагрузки K>Fβ> назначают в зависимости от коэффициента ширины:
(2,28)
Для определения коэффициента динамичности нагрузки K>FV> предварительно необходимо определить окружную скорость колеса:
V= (πdn)/(6104), (2,28)
где V - скорость колеса, м/с;
d - делительный диаметр, мм;
n - частота вращения колеса, мин-1
По скорости назначаем степень точности колеса – 8 степень точности и коэффициент динамичности K>FV> = 1,04
σ>F1> =205,3МПа < [σ]>F1> = 323,5МПа
Прочность зубьев на изгиб обеспечена.
2.3.12 Проверка зубьев колес на контактную прочность
(2,29)
где σ>H>-контактные напряжения, МПа;
К - вспомогательный коэффициент, К =428 – для прямозубой передачи;
K>Hα>- коэффициент распределения нагрузки между зубьями, К>Hα> = 1;
K>Hβ >- коэффициент концентрации нагрузки, K>Hβ >= 1,08;
K>HV>- коэффициент динамичности нагрузки, K>HV>=1,03;
F>t>- окружное усилие, Н;
d>1>- делительный диаметр шестерни, мм;
b>2>- ширина колеса, мм.
σ>H> = 801,5 МПа < [σ]>H> = 953, 25 МПа
Прочность зубьев обеспечена.
3. Расчёт прямозубой конической передачи
3.1 Исходные данные
Крутящий момент на шестерне T>1> = 14,84 Hм;
Крутящий момент на колесе T>2> = 51,22 Hм;
Частота вращения шестерни n>1> =695 мин-1;
Частота вращения колеса n>2> = 195,77 мин-1;
Передаточное число u = 3,55;
Срок службы передачи L = 5лет;
Коэффициент суточного использования K>c> = 0,29;
Коэффициент годового использования K>r> = 0,8.
3.2 Выбор материала и термообработки
Шестерня: Сталь 40Х. Термообработка: улучшение и закалка ТВЧ. Твёрдость 45-50HRC>э>.
Колесо: Сталь 40Х. Термообработка: улучшение и закалка ТВЧ. Твёрдость 45-50HRC>э>.
3.3 Определение допускаемых напряжений
3.3.1 Определение срока службы передачи
t>Σ> = 10161 часов – определено ранее.
3.3.2 Определение допускаемых напряжений на контактную прочность
, (3,1)
где - базовое допускаемое напряжение, МПа;
Z>N> – коэффициент долговечности
Определяем базовые допускаемые напряжения:
(3,2)
Z>R>=1 (т.к. проводится шлифование закалённой шестерни);
Z>V>=1 (проектный расчёт);
S>H>=1,3 (поверхностное упрочнение).
(3.3)
m = 6;
N>HE>=60·n·t>Σ>>>=
=60·n·t>Σ> (a>1>b>1>3+a>2>b>2>3+…+ a>i>b>i>3) (3.4)
Шестерня |
Колесо |
N>HE1>=60·695·10161·(13·0,15+ +0,53·0,85)=10,9·107 N>HE1>> N>HО1>=>Z>N1>=1 |
N>HE2>=60·195,77·10161·(13·0,15+ +0,53·0,85)=3,06·107 N>HE2>< N>HО> |
775·1=775МПа |
775·1,23=953,25 МПа |
За расчётное принимаем 775МПа
3.3.3 Определение допускаемых напряжений при расчёте зубьев на изгиб
(3,5)
(3,6)
(3,7)
N>FO>=4·106; m=9
(3.8)
=550МПа, Y>R>=1,Y>X>=1,Y>δ>=1,S>F>=1,7
=550·1·1·1/1,7=323,5МПа
N>FE1>>N>FО>=>Y>N1>=1 |
N>FE2>>N>FО>=>Y>N2>=1 |
Y>A>=1 – передача нереверсивная
3.3.4 Определение диаметра внешней делительной окружности колеса
d>e2>= 1650· (3,9)
где d>e2> - диаметр внешней делительной окружности колеса, мм;
K>H> - коэффициент нагрузки, K>H> =1,5;
Т>2> - крутящий момент на колесе, Н • м;
[σ]>H> - допускаемые напряжения на контактную прочность, МПа;
V>H> - коэффициент понижения контактной прочности конической передачи, V>H> =0,85.
d>e2> = 1650
Назначаем d>e2>>ст> = 140 мм.
3.3.5 Определение числа зубьев шестерни
Определяем делительный диаметр шестерни:
(3.10)
По делительному диаметру назначаем число зубьев шестерни Z>1>`=Z=17 т.к. Н>1> и Н>2> >45 HRC>Э>.
3.3.6 Определение числа зубьев колеса
Z>2> =Z>1>u (3.11)
Z>2> = 17·3,55=60
3.3.7 Определение торцевого модуля
m>te> = d>e2ст.>/Z>2 >(3.12)
m>te> = 140/60=2,33 мм
Стандартное значение торцевого модуля m>te> = 2,25мм (ГОСТ 9563-80)
3.3.8Уточнение диаметра делительной окружности колеса
d>e2> = m>te >Z>2 >(3,13)
d>e2> = 2,25·60=135 мм
Фактическое передаточное число: U>фак>=60/17=3,53
3.3.9 Определение внешнего конусного расстояния
(3,14)
где z >1>и z>2 >- фактические числа зубьев шестерни и колеса.
R>e> = 0.52,25= 70,16мм
3.3.10 Определение ширины колес
b = k>be>R>be,> (3,15)
где k>be >– коэффициент ширины, k>be> = 0,285
b = 0,285·70,16=19,99
берём в=20 мм
3.3.11 Определение углов наклона образующих делительных конусов
δ>2> = arctg U>факт. >(3,16)
δ>1>= 900- δ>2> (3,17)
δ>2> = arctg 3,53 = 74,20
δ>1>= 900-74,20 = 15,80
3.3.12 Определение диаметров колес
Делительные диаметры:
d>e1 >= m>te> z>1> (3,18)
d>e2 >= m>te> z>2> (3,19)
d>e1 >=2,25·17=38,3мм
d>e2 >= 2,25·60=135мм
Внешние диаметры:
d>ae1> = d>e1>+2(1+x>1>)m>te>cos δ>1> (3,20)
d>ae2> = d>e2>+2(1+x>2>)m>te>cos δ>2>, (3,21)
где х>1> и х>2> – коэффициенты радиального смещения, х>1> и х>2 >= 0
d>ae1> =38,3+2·2,25cos15,82=42,6мм
d>ae2> =135+2·2,25·cos74,2=136,23мм
3.3.13 Определение усилий в зацеплении
Окружные усилия на шестерне и колесе:
F>t1> = F>t2> = (2T>1>)/d>e1>(1-0.5k>be>), (3,22)
где F>t1>, F>t2> - окружные усилия, кН;
T>1>- крутящий момент на шестерне, Н • м;
d>e1>- делительный диаметр шестерни, мм.
F>t1> = F>t2> = 214,84/38,25 (1-0,50,285) =0,9 кН
Осевое усилие на шестерне:
F>a1> = F>t>tgα sinδ>1> (3,23)
F>a1> = 0,9tg200sin15,820 = 0,09кН
Радиальное усилие на шестерне:
F>r1> = F>t>tgα cos δ>1> (3,24)
F>r1> = 0,9tg200 cos 15,820 = 0,32 кН
Осевое усилие на колесе:
F>a2> = F>r1> (3,25)
F>a2>=0,32 кН
Радиальное усилие на колесе:
F>r2> = F>a1> (3,26)
F>r2>= 0,09 кН
3.3.14 Проверка прочности зубьев на изгиб
Для этого определяются эквивалентные числа зубьев шестерни и колеса:
z>v1> = z>1>/cos δ>1> (3,27)
z>v2> = z>2>/cos δ>2 >(3,28)
z>v1> = 17/cos15,820 = 17,67 => Y>F1>=4,31
z>v2>=60/cos74,180 = 220, 09=> Y>F2>=3,74
Находим отношения:
[σ]>F1> / Y>F1> и [σ]>F2>/ Y>F2 >(3,29)
323,5/4,31=75,06<323.5/3,74=86,5
Проверочный расчёт ведём по шестерне:
σ>F> = 2.7103 Y>F>K>Fβ> K>FV> T/b d>e> m>te>V>F> ≤ [σ]>F>, (3,30)
где V>F>- коэффициент понижения изгибной прочности конической передачи по сравнению с цилиндрической: V>F> = 0,85.
Коэффициент концентрации нагрузки при изгибе K>Fβ> определяется в зависимости от коэффициента концентрации нагрузки по контактным напряжениям K>Fβ> по формуле:
K>Fβ> = 1+ (K>Hβ>-1)1.5, (3,31)
где K>Hβ>=1,2
K>Fβ> = 1+(1,2-1)1,5 = 1,3
При определения коэффициента динамичности нагрузки К>FV> предварительно необходимо определить окружную скорость колеса V, м/с:
V = π d>e2>(1-0.5 k>be>) n>2>/6104 (3.32)
где n>2> – частота вращения колеса, мин-1.
V =3.14·135·(1-0.5·0.285)·195,77/6·104 = 1,19 м/с
По скорости назначаем степень точности: 8. По степени точности назначаем коэффициенты: K>FV> = 1,04 и К>HV >= 1,03
σ>F> = 2,7·103·4,31·1,3·1,04·14,84/20·38,25·2,25·0,85=177,32МПа
σ>F> = 177,32<=323,5 МПа
Прочность зубьев на изгиб обеспечена.
3.3.15 Проверка зубьев колёс на контактную прочность
(3,33)
σ>H> = 695,95 < [σ]>H> = 775 МПа
Контактная прочность зубьев обеспечена.
3.3.16 Проверка условия компоновки редуктора
(3,34)
100-136,23/2-50/2=6,9 мм - условие компоновки редуктора выполняется.
4. Расчёт валов
4.1 Расчёт входного вала
4.1.1 Проверочный расчёт вала
Составляем расчётную схему, т.е. вал заменяем балкой на двух опорах.
К балке прикладываем все внешние силы, нагружающие вал, приводя плоскость их действия к двум взаимно перпендикулярным плоскостям (горизонтальной и вертикальной).
F>t1 >= 0,9 кН; F>r1> = 0,32кН;
F>a1> = 0,09кН.
ΣМ>В>=0; F>r1>·48- F>a1>·d/2-R>AY>·26=0
R>AY>=
ΣМ>A>=0; F>r1>·22- F>a1>·d/2+R>BY>·26=0
R>BY>=
ΣF=0; R>BY>+ R>AY> -F>r1>=0
0,53-0,21+0,32=0
I-I
M>1>=F>a1>·d>1>/2-F>r1>·z>1>
M>1>=0,0915=1,35Н·м
M>1>=-0,3222+0,0915=-5,69Н·м
II-II
M>2>=-F>p>·z>2>+ F>a1>25+ R>AY>(z>2>-22)
M>2>==-0,3222+0,0915=-5,69 кН;
M>2>=-0,32·48+0,0915+0,5326=0
ΣМ>А>=0; R>BX>·26+F>t1>·22=0
R>BX>=-F>t1>·22/26=-0,9·22/26=-0,76 кН
ΣМ>В>=0; -R>AX>·26+F>t1>·48=0
R>AX>=F>t1>·48/26=0,948/26=1,66 кН
ΣF=0; R>a>+R>b>-F>t>=1,66-0,76-0,9=0
I-I
М>1>=-F>t1>·z>1>
M>1>=0; M>1>=-0,9·22=-19,8 Н·м
Выделяем опасные сечения.
Опора А
4.1.2 Упрощённый расчёт вала
(5.4)
где σ>Э> – эквивалентное нагружение, МПа;
σ – номинальные напряжения изгиба, МПа;
τ – напряжения изгиба, МПа.
(5.5)
(5.6)
где σ>-1> – предел выносливости материала при изгибе, МПа;
σ>-1>=0,43σ>в> (5.7)
σ>-1>=0,43·600=258МПа
ε – коэффициент влияния абсолютных размеров поперечного сечения, ε=0,88;
S – коэффициент запаса сопротивления усталости, S=2;
К>δ> – эффективный коэффициент концентрации нормальных напряжений,
К>δ> = 1,65 – переход с галтелью.
σ>Э> = 8,99 < =68,8МПа
Прочность в сечении обеспечена.
4.2 Расчёт промежуточного вала
4.2.1 Материал и термообработка вала
Так как вал изготовляется заодно с шестерней, то материалом вала будет материал шестерни: Сталь 40Х
σ>в>=600МПа
σ>Т>=350МПа
4.2.2 Проектный расчёт вала
d>к> (5.11)
d>БК>d>К>+3f (5.12)
d>Бn>d>n>+3γ, (5.13)
d>n>=d>K>-3γ (5.14)
d>к>
Назначаем d>к>=24мм, f=1мм
d>БК>24+3·1=27мм
Назначаем d>БК>=27мм, r=1,6мм
d>n>=24-3·1,6=19мм
Назначаем d>n>=20мм.
4.2.3 Проверочный расчёт вала
F>t1> = 0,9кН; F>t2 >= 2,56кН;
F>r1> = 0,09кН; F>r2> = 0,93кН.
F>a1>=0,32кН; Т>2>=51,22Н·м.
ΣМ>A>=0; R>BY>·129-F>r1>·97-F>r2>·32 +Fa>1>·d/2=0
R>BY>=
ΣМ>В>=0; -R>AY>·129+F>r1>·32+F>r2>·97+ F>a1>·12·=0
R>AY>=
ΣF=0; R>a>+ R>b>-F>r1>-F>r2>=0
0,27+0,75-0,09-0,93=0
I-I
M>1>=R>a>·z>1>
M>1>=0; M>1>=0,2732=8,64Н·м
II-II
M>2>=R>a>·z>2>-F>r2>·(z>2>-32)
M>2>=0,2732=8,64 Н·м
M>2>=0,27·97-0,93·65=-34,26 Н·м
III-III
М>3>=R>b>·z>3>
М>3>=0; М>3>=0,75·32=24 Н·м
ΣМ>А>=0; R>BX>·129-F>t1>·97-F>t2>·32=0
R>BX>= кН
ΣМ>В>=0; -R>AX>·129+F>t1>·32+F>t2>·97=0
R>AX>=кН
ΣF=0; R>ax>+R>bx>-F>t1>-F>t2>=0
1,31+2,15-2,56-0,9=0
I-I
М>1>=R>ax>·z>1>
M>1>=0; M>1>=2,15·32=68,8 Н·м
II-II
М>2>=R>bx>·z>2>
M>2>=0; M>2>=1,31·32=41,92 Н·м
Выделяем опасные сечения.
Место посадки конического колеса на вал.
Шестерня.
4.2.4 Упрощённый расчёт вала
(5.15)
где σ>Э> – эквивалентное нагружение, МПа;
σ – номинальные напряжения изгиба, МПа;
τ – напряжения изгиба, МПа.
(5.16)
(5.17)
(5.18)
где σ>-1> – предел выносливости материала при изгибе, МПа;
σ>-1>=258МПа
ε – коэффициент влияния абсолютных размеров поперечного сечения, ε=0,88;
S – коэффициент запаса сопротивления усталости, S=2;
К>δ> – эффективный коэффициент концентрации нормальных напряжений,
К>δ> = 1,75 – шпоночный паз.
σ>Э> = 64,2 <=64,87МПа
Прочность в сечении обеспечена.
σ>-1>=258МПа; ε=0,86; S=2; К>δ> = 1,6 – переход с галтелью.
σ>Э> = 59,52 <=69,33МПа
Прочность в сечении обеспечена.
4.3 Расчёт тихоходного вала
4.3.1 Материал и термообработка вала
Сталь 45 горячекатанная.
σ>в>=580МПа
σ>Т>=320МПа
4.3.2 Проектный расчёт вала
d (5.19)
d>n>d+2t (5.20)
d>Б>>n>d>n>+3γ (5.21)
d>к>d>Бn>
d
Назначаем d=40 мм, t=2,5
d>n>40+2·2,5=45мм
Назначаем d>n>=45мм; r=3
d>Бn>40+3·3=49мм
Назначаем d>Бn>=52мм; d>к>=48мм.
4.3.3 Проверочный расчёт вала
F>t2 >= 2,56кН; F>r2> = 0,93кН.
ΣМ>A>=0; R>BY>·129 -F>r2>·93=0
R>BY>=
ΣМ>В>=0; -R>AY>·129+F>r2>·93·=0
R>AY>=
ΣF=0; R>a>+ R>b>-F>r2>=0
0,67+0,26-0,93=0
I-I
M>1>=R>ay>·z>1>
M>1>=0; M>1>=0,26·93=24,18Н·м
II-II
M>2>= R>ay>·z>2>- F>r2>·(z>2>-93)
M>2>=33,54-92,16=-58,62 Н·м
ΣМ>А>=0; -F>t2>·93+R>bx>·129=0
R>BX>= кН
ΣМ>В>=0; -R>AX>·129+F>t2>·36=0
R>AX>=кН
ΣF=0; R>ax>+R>bx>-F>t2>=0
1,85+0,71-2,56=0
M=R>bx>·36=1,8536=66,6Н·м
Выделяем опасные сечения
1.Место посадки колеса на вал.
4.3.4 Упрощённый расчёт вала
(5.23)
где σ>Э> – эквивалентное нагружение, МПа;
σ – номинальные напряжения изгиба, МПа;
τ – напряжения изгиба, МПа.
(5.24)
σ>-1>=250МПа; ε=0,81; S=2; К>δ> = 1,75 – шпоночный паз.
σ = 17,25<=57,86МПа
Прочность в сечении обеспечена.
5. Выбор и расчёт подшипников качения
5.1 Расчёт подшипников быстроходного вала
5.1.1 Выбор типа подшипников
Роликовый конический однорядный 7206.
С>r>=29,8; С>or>=22,3; e=0,36.
5.1.2 Расчёт подшипников качения
Расчёт подшипников качения на долговечность производится по формуле:
L>h>=, (6.1)
где L>h>- расчетная долговечность подшипника, ч;
n- частота вращения вала, об/мин;
C>r>- динамическая грузоподъёмность подшипника (берётся из справочных данных по подшипникам), кН;
P>r>- эквивалентная нагрузка, кН;
Р- показатель степени, равный в соответствии с результатами экспериментов для роликоподшипников p=3,33;
а>1>- коэффициент, учитывающий надежность работы подшипника, а>1>=1;
а>23>- коэффициент, учитывающий качество металла подшипника и условия эксплуатации, а>23>=0,9;
[L>h>]- требуемая долговечность подшипника (для редуктора она равна сроку службы передач t>Σ>=10161ч.).
Эквивалентную нагрузку определяют по формуле:
P>r> = (X ּV ּ F>r> +Y ּ F>a>) ּ К>δ> ּ К>t>, (6.2)
где F>r> – радиальная нагрузка,кН;
F>a> – осевая нагрузка, кН;
X, Y – коэффициенты радиальной и осевой нагрузок;
V – коэффициент вращения, равный 1 при вращении внутреннего кольца относительно направления нагрузки;
К>δ> – коэффициент безопасности, для редукторов К>δ> = 1,3;
К>t> – температурный коэффициент, вводимый при t >100º С, К>t> =1.
При установке вала на радиально-упорных подшипниках осевые силы F>a>, нагружающие подшипники, находят с учётом осевых составляющих S от действия сил F>r>.
Для конических роликоподшипников
S=0,83·e·F>r>.
R>ax>=1,66кН, R>ay>=0,53кН => R>a>=
R>bx>=-0,76кН, R>by>=-0,21кН => R>b>=
F>rA>=R>a>=1,74кН
F>rB>=R>b>=0,79кН
S>A>=0,83·0,37·1,74=0,53кН
S>B>=0,83·0,37·0,76=0,23кН
S>A>>S>B>; F>A>≥S>B>-S>A>=>F>a1>=S>А>; F>a2>=F>a1>+F>a>
F>a1>=0,53кН; F>a2>=0,53+0,33=0,88кН
Опора А:
Опора В:
Prа = (1 · 1 ·1,74 +0) ּ 1,3 ּ 1 = 2,3 кН.
Prв = (0,4 · 1· 0,79+ 1,6 ·1) ּ 1,3 ּ 1 = 2,49 кН.
Больше перегружена опора В.
L>h>=
Долговечность подшипника обеспечена.
5.2 Расчёт подшипников промежуточного вала
5.2.1 Выбор типа подшипников
Роликовый конический однорядный 7204.
С>r>=29,2кН; С>or>=21кН; e=0,37, Y=1,6.
5.2.2 Расчёт подшипников качения
R>ax>=2,15кН; R>ay>=0,75кН => R>a>=2,28кН
R>bx>=1,31кН; R>by>=0,27кН => R>b> = 1,34кН.
F>ra>=R>a>=2,28кН;
F>rb>=R>b>=1,34кН.
S>A>=0,83·0,37·2,28=0,7кН
S>B>=0,83·0,37·1,34=0,41кН
S>A>< S>B>; F>A>< S>В>- S>А> =>F>a2>=S>В>; F>a1>=F>a2>-F>a>
F>a2>=0,41кН; F>a1>=0,41+0,26=0,67кН
Опора А:
Опора В:
Prа = (0,4 · 1 ·2,28 +1,6·1) ּ 1,3 ּ 1 = 3,3 кН.
Prв = (1 · 1· 1,34 + 0) ּ 1,3 ּ 1 = 1,74 кН.
Больше перегружена опора А.
L>h>=
Долговечность подшипника обеспечена.
5.3 Расчёт подшипников тихоходного вала
5.3.1 Выбор типа подшипников
Шариковый радиальный однорядный 209.
С>r>=33,2кН; С>or>=18,6кН.
5.3.2 Расчёт подшипников качения
R>ax>=0,71кН; R>ay>=0,26кН => R>a>=0,76кН
R>bx>=1,85кН; R>by>=0,67кН => R>b> = 1,97кН.
Р>р>=(0,56·1·0,76+1,71·1,07)·1,3·1=2,93кН.
L>h>=
Долговечность подшипников обеспечена.
6. Расчёт шпоночных соединений
6.1 Расчёт шпонки, установленной на быстроходном валу
Шпонка 8х7х60 ГОСТ 23360-78
Расчёт шпонки на смятие
σ>СМ> = ≤ [σ>см>], (7.1)
где σ>СМ> – напряжение смятия, МПа;
Т – вращающий момент, Н ּм;
d – диаметр вала, м;
l>p> – рабочая длина шпонки, м;
k – глубина врезания шпонки в ступицу, м;
[ σ>СМ> ] – допускаемое напряжение на смятие, [ σ>СМ> ] =60 МПа.
Т=14,84Н·м; d=20мм; l>p> = 50мм; к=2,8мм.
σ>СМ> = < [σ>см>]=60МПа,
6.2 Расчёт шпонки, установленной на тихоходном валу
Т=195,14Н·м; d=38мм; l>p> = 50мм; к=3,3мм.
σ>СМ> = < [σ>см>]=60МПа,
Прочность обеспечена.
7. Подбор муфты
В практических расчетах дополнительное нагружение упругих элементов, вызванное радиальным смещением валов, удобнее учитывать при определении расчетного вращательного момента:
Т=К>р>·Т>к>,
где К>р>=1,1…1,3 – для муфт с пружинами сжатия и муфт со стальными стержнями.
Т=1,2·13,18=15,81кН·м
Выбираем муфту упругау втулочно-пальцевую МУВП 16-20-I.1-I.1 УЗ ГОСТ 21423-93
Она применяется для соединения соосных валов при передаче вращающего момента от 6,3 до 1600 Н·м и уменьшения динамических нагрузок.
Материал полумуфт – чугун СЧ-20, сталь 35 или 35П.
Материал пальцев – сталь 45.
Муфта допускает значительный осевой разбег до Δ=15мм, но относительно небольшое радиальное смещение e=0,3…0,5мм; угол перекоса валов α<1˚.
8. Выбор смазки передач и подшипников
Для смазывания передач и подшипников применяем картерную систему. Так как максимальная окружная скорость колёс не превышает 2,5 м/с, а максимальные контактные напряжения 850 МПа, следовательно по рекомендуемой кинематической вязкости (50 мм2/с) подбираем масло И-Г-С-46 ГОСТ 17479.4-87. В корпус редуктора заливают масло так, чтобы коническое колесо было погружено в масло на всю ширину венца. При таком способе колёса при вращении увлекают масло, разбрызгивая его внутри корпуса. Масло попадает на внутренние стенки корпуса, откуда стекает в нижнюю его часть. Внутри корпуса образуется взвесь частиц масла в воздухе, которая покрывает поверхность расположенных внутри корпуса деталей.
Литература
1. Дунаев Л.Ф., Леликов О.П. Конструирование узлов и деталей машин.- 4 -е изд., перераб. и доп.-М.: Высшая школа, 1985.- 416 с.
2. Иванов М.Н. Детали. – 5-е изд., перераб. –М.: Высшая школа, 1991. -383с.: илл.
3. Дунаев П.Ф. Конструирование узлов и деталей машин: Учеб. пособие для вузов. -3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 1978. – 352с., ил.
4. Черемисинов В.И. Курсовое проектирование деталей машин: Учеб. пособие. – Киров: ВГСХА, 1998.- 163с.