Привод ковшового элеватора
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
Белорусский государственный технологический университет
Пояснительная записка
к Курсовому проекту
по дисциплине: Основы конструирования и проектирования
на тему: Привод ковшового элеватора
Выполнила
студентка 2 курса
Мороз О.С.
Минск 2005
Введение
Зубчатая передача (редуктор), выполненный в виде отдельного агрегата, служит для передачи мощности от двигателя к рабочей части машины.
Назначение редуктора – понижение угловой скорости и повышение враща-ющего момента ведомого вала по сравнению с валом ведущим.
Рассматриваемый редуктор состоит из корпуса (литого чугунного), в котором помещены элементы передачи – вал-шестерня, зубчатое колесо, подшипники и т.п.
Узлы соединяются между собой валами, через которые передаётся крутящий момент.
Вал, передающий крутящий момент, называется ведущим и мощность передаваемая этим валом является выходной. Вал, принимающий крутящий момент, называется ведомым.
Задача 1. Разработка кинематической схемы машинного агрегата
1.1 Условия эксплуатации машинного агрегата
Устанавливаем привод к ковшовому элеватору на стройплощадку. Агрегат работает на протяжении 3 лет в две смены. Продолжительность смены 8 часов, нагрузка мало меняющаяся с малыми колебаниями, режим работы реверсивный.
1.2 Срок службы приводного устройства
Срок службы L>h>, ч,
L>h> = 365· L>r>> >t>c>> >L>c>. (1.1)
где L>r> - срок службы привода, лет; t>c> - продолжительность смены, ч; L>c> - число смен.
L>h> = 365· 3 · 8 · 2 = 17520 ч.
Принимаем время простоя машинного агрегата 15% ресурса. Тогда
L>h> = 17520 · 85 / 100% = 14892 ч.
Рабочий ресурс привода принимаем L>h> = 15000 ч.
Табличный ответ к задаче:
Таблица 1.1. Эксплуатационные характеристики машинного агрегата
Место установки |
L>r> |
L>c> |
t>c> |
L>h>, ч |
Характер нагрузки |
Режим работы |
Стройплощадку |
3 |
2 |
8 |
15000 |
С малыми колебаниями |
реверсивный |
Задача 2. Выбор двигателя. Кинематический расчет привода
2.1 Определение номинальной мощности и номинальной частоты вращения двигателя
1. Определим мощность рабочей машины P>рм>, кВт:
Р>рм> = F · v, (2.1)
где F — тяговая сила ленты, кН; v, — скорость ленты, м/с.
Подставляя значения в (2.1) получаем:
Р>рм> = 2,72 · 1000 · 0,9 = 2,45 · 1000Вт=2,45 кВт
2. Определим общий коэффициент полезного действия привода:
= >пк>2 · >пс >· >м> · >зп> · >ц>
где >пк>, >пс >,>м> ,>зп> ,>ц> — коэффициенты полезного действия подшипников качения (две пары), подшипников скольжения (одна пара), муфты , закрытой зубчатой передачи , цепной передачи
=0,995 2 · 0,99 · 0,98 · 0,97 · 0,93 = 0,87 .
3. Определим требуемую мощность двигателя Р>дв>, кВт:
Р>дв> = Р>рм> / (2.2)
Р>дв> = 2,45 / 0,87 = 2,8 кВт.
4. Определим номинальную мощность двигателя Р>ном>, кВт:
Значение номинальной мощности выбираем по величине, большей, но ближайшей к требуемой мощности :
Р>ном> Р>дв>
Принимаем номинальную мощность двигателя Р>ном> = 3,0 кВт, применив для расчета четыре варианта типа двигателя, представленных в табл.2.1:
Таблица 2.1. Технические данные различных типов двигателей
Вариант |
Тип двигателя |
Номинальная мощность Р>ном>, кВт |
Частота вращения, об / мин |
|
синхронная |
номинальная n>ном> |
|||
1 |
4АМ112MВ8УЗ |
3,0 |
750 |
700 |
2 |
4АM112MA6УЗ |
3,0 |
1000 |
955 |
3 |
4АМ100S4У3 |
3,0 |
1500 |
1435 |
4 |
4АМ90L2УЗ |
3,0 |
3000 |
2840 |
Каждому значению номинальной мощности Р>ном> соответствует в большинстве не одно, а несколько типов двигателей с различными частотами вращения, синхронными 3000, 1500, 1000, 750 об/мин. Выбор типа двигателя зависит от типов передач, которые входят в привод, кинематических характеристик рабочей машины и производится после определения передаточного числа привода и его ступеней. При этом следует отметить, что двигатели с большой частотой вращения (синхронной 3000 об/мин) имеют невысокий рабочий ресурс, а двигатели с низкими частотами (синхронной 750 об/мин) металлоемки, поэтому их нежелательно применять без особой необходимости в приводах общего назначения малой мощности.
2.2 Определение передаточного числа привода и его ступеней
1. Определим частоту вращения приводного вала рабочей машины:
n>рм> =60 · 1000 · v / ( ¶·D)(2.3)
где v — скорость тягового органа, м/с; D — диаметр барабана, мм.
Подставляя значения в (2.3) имеем:
n>рм> = 60 · 1000 · 0,9 / ( 3,14·250 ) = 69,0 об / мин.
2. Определим передаточное число привода для всех приемлемых вариантов типа двигателя:
U = n>ном> / n>рм>(2.4)
U >1> = 700 / 69 =10,14
U >2> = 955 / 69 =13,84
U >3>= 1435/69 =20,79
U >4>= 2840/69 =41,16
3. Производим разбивку общего передаточного числа, принимая для всех вариантов передаточное число редуктора постоянным U>зп> = 4:
U >оп >= U/ U >зп> (2.5)
В табл. 2.2 сведены все варианты разбивки общего передаточного числа.
Таблица 2.2 Варианты разбивки передаточного числа
Передаточное число |
Варианты |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Общее для привода, U |
10,14 |
13,84 |
20,79 |
41,16 |
Цепной передачи, U>оп> |
2,53 |
3,46 |
5,20 |
10,29 |
Цилиндрического редуктора, U>зп> |
4 |
4 |
4 |
4 |
Из рассмотренных четырех вариантов предпочтительнее 2-й тип двигателя: 4АМ112MАУ6З (Р>ном> = 3,0 кВт, n>ном> = 955 об / мин).
Итак, передаточные числа для выбранного двигателя будут иметь следующие значения: U = 13,84; U>оп> = 3,46 ;U>зп> = 5,20 .
4. Определим максимально допустимое отклонение частоты вращения приводного вала механизма:
∆n>рм> = n>рм> · δ / 100 = 69,0 · 5 /100 = 3,45 об / мин.
5. Определим допускаемую частоту движения приводного вала элеватора, приняв ∆n>рм> = 1,05 об / мин:
[n>рм>] = n>рм> + ∆n>рм> = 69+1,05=70,05 об / мин;
отсюда фактическое передаточное число привода
U>ф> = n>ном> / [n>рм>] = 955 / 70,05 = 13,6.
Передаточное число открытой передачи
U >оп> = U>ф> / U >зп> = 13,6 / 4 =3,4.
Таким образом, выбираем двигатель 4АМ112MА6УЗ c Р>ном> = 3,0 кВт, n>ном> = 955 об / мин); передаточные числа: привода U = 13,6, редуктора U>зп> = 4, цепной передачи U>оп> = 3,4.
2.3 Определение силовых и кинематических параметров привода
Силовые (мощность и вращающий момент) и кинематические (частота вращения и угловая скорость) параметры привода рассчитывают на валах привода из требуемой (расчетной) мощности двигателя Р>дв> и его номинальной частоты вращения n>ном >при установившемся режиме. Расчеты проводятся в таблице 2.3.
Таблица 2.3. Определение силовых и кинематических параметров привода.
Параметр |
Вал |
Последовательность соединения элементов привода по кинематической схеме |
||
дв - м - зп - оп - рм |
||||
Мощность Р, кВт |
дв |
Р>дв> = 2,8 кВт |
||
Б |
Р>1> = Р>дв>>м>>пк> = 2,8 · 0,98 · 0,995 = 2,73 кВт |
|||
Т |
Р>2> = Р>1>>зп>>пк> = 2,73 · 0,97 · 0,995 = 2,63 кВт |
|||
рм |
Р>рм> = Р>2>>ц>>пc> = 2,63 · 0,93 · 0,99 = 2,42 кВт |
|||
Частота вращения n, об / мин |
Угловая скорость ω, 1/ с |
дв |
n>ном> = 955 об/мин |
ω>ном> =100 с-1 |
Б |
n>1> = n>ном> = 955 об/мин |
ω>1> = ω>ном> = 100 с-1 |
||
Т |
n>2> = n>1>/U>зп> = 239 об/мин |
ω>2> = ω>1>/U>зп> = 25 c-1 |
||
рм |
n>рм> = n>2>/U>оп> = 70 об/мин |
ω>рм> = ω>2>/U>оп> = 7,35 c-1 |
||
Вращающий момент Т, Н м |
дв |
Т>дв> = Р>дв> · 1000 / ω>ном> = 2800/100 = 28 Н· м |
||
Б |
Т>1> = Т>дв>>м>>пк> = 28 · 0,98 · 0,995 = 27,3 Н· м |
|||
Т |
Т>2> = Т>1>U>зп>>зп>>пк> = =27,3 · 4 · 0,97 · 0,995 = 105,4 Н·м |
|||
рм |
Т>рм> = Т>2>U>ц>>ц>>пc> = =105,4 · 3,4 · 0,93 · 0,99 = 330Н·м |
Табличный ответ к задаче представлен в табл. 2.4:
Таблица 2.4. Силовые и кинематические параметры привода.
Тип двигателя 4АМ112MА6УЗ Р>ном> = 3 кВт n>ном> = 955 об/мин |
|||||||
Параметр |
Передача |
Вал |
|||||
Закры-тая |
Цеп-ная пере-дача |
Параметр |
Дв. |
Редуктора |
Приводной рабочей машины |
||
Б |
Т |
||||||
Передаточное число, U |
4 |
3,4 |
Расчет мощности Р, кВт |
2,8 |
2,73 |
2,63 |
2,42 |
Угловая скорость ω, с-1 |
100 |
100 |
25 |
7,35 |
|||
КПД, η |
0,97 |
0,93 |
Частота вращения n, об/мин |
955 |
955 |
239 |
70 |
Вращающий момент Т, Н· м |
28 |
27,3 |
105,4 |
330 |
Задача 3. Выбор материала зубчатой передачи
3.1 Выбираем материал зубчатой передачи
а) По таблицам определяем марку стали: для шестерни — 40Х, твердость ≥ 45HRCэ; для колеса — 40Х, твердость ≤ 350 HB.
б) Также определяем механические характеристики стали 40Х: для шестерни твердость 45…50 HRC, термообработка — улучшение, D>пред> = 125 мм; для колеса твердость 269…302 HB, термообработка — улучшение, S>пред >= 80 мм.
в) Определяем среднюю твердость зубьев шестерни и колеса:
HB 1ср. = (50+45) / 2 = 47,5HRC=450 HB
HB>2ср >=(269+302) / 2 = 285,5НВ.
3.2 Определяем допускаемые контактные напряжения для зубьев шестерни []>H2> и колеса []>H3>:
а) Рассчитываем коэффициент долговечности К>HL>:
Наработка за весь срок службы:
для колеса
N>2 >= 573· L>h>· >2> = 573 · 15000· 25 = 214,9 · 106 циклов,
для шестерни
N>1 >= 573· L>h>· >> = 573 · 15000· 100 = 859,5 · 106 циклов.
Число циклов перемены напряжений N>Н0>, соответствующее пределу выносливости, находим по табл. 3.3 [1, с.51] интерполированием:
N>но1>= 68 · 106 циклов и N>но2 >= 22,7 · 106 циклов.
Т.к. N>1> > N>но1> и N>2> > N>но2 >, то коэффициенты долговечности K>HL1 >= 1 и K>HL2> = 1.
б) Определяем допускаемое контактное напряжение []>H >соответствующее числу циклов перемены напряжений N>но>: для шестерни
[]>но1> = 14 HRC ср. +170=14·47,5 +170=835 Н/мм2
для колеса
[]>но2 >= 1,8· HB 2ср +67 = 1,8 · 285,5 + 67 = 580,9 Н/мм2
в) Определяем допускаемое контактное напряжение:
для шестерни []>н1>= K>HL1>· []>но1>= 1 · 835 = 835 Н/мм2,
для колеса []>н2> = K>HL2>· []>но2 >= 1 · 580,9 = 580,9 Н/мм2.
Т.к. HB>1ср> - HB>2ср> > 70 и HB2ср =285,5<350HB, то значение []>н> рассчитываем по среднему допускаемому значению из полученных для шестерни и колеса:
[]>н> =0,45([]>н1>+[]>н2>) = 637,2 Н/мм2.
При этом условие []>н >< 1.23· []>н2 >соблюдается.
3.3 Определяем допускаемые напряжения изгиба для зубьев шестерни []>F1> и колеса []>F2.>
а) Рассчитываем коэффициент долговечности K>FL>.
Наработка за весь срок службы : для шестерни N>1> = 859,5 · 106 циклов, для колеса N>2>= 214,9 · 106 циклов.
Число циклов перемены напряжений, соответствующее пределу выносливости, N>F0> = 4· 106 для обоих колес.
Т.к. N>1> > N>F0> и N>2> > N>F0>, то коэффициенты долговечности K>FL1 >= 1 и K>FL2> = 1.
б) По табл. 3.1 /1/ определяем допускаемое напряжение изгиба, соответствующее числу циклов перемены напряжений N>F0>:
для шестерни []>Fo1>= 310 Н/мм2 , в предположении, что m<3 мм;
для колеса []>Fo2> =1,03· HB>2ср>=1,03 · 285,5 = 294 Н/мм2
в) Определяем допускаемые напряжения изгиба:
для шестерни []>F1>= K>FL1>· []>Fo1>= 1 · 310 = 310 Н/мм2,
для колеса []>F2>= K>FL2>· []>Fo2>= 1 · 294 = 294 Н/мм2.
Т.к. передача реверсивная, то []>F> уменьшаем на 25%: []>F1 >= 310 · 0,75 = 232,5 Н/мм2; []>F2 >= 294 · 0,75 = 220,5 Н/мм2.
Табличный ответ к задаче представлен в табл. 3.1:
Таблица3.1. Механические характеристики материалов зубчатой передачи.
Элемент передачи |
Марка стали |
D>пред> |
Термообработка |
HB |
1ср |
[]>H> |
[]>F> |
S>пред> |
HB>2ср> |
Н/мм2 |
|||||
Шестерня |
40Х |
125 |
У |
450 |
835 |
232,5 |
|
Колесо |
40Х |
80 |
У |
285,5 |
580,9 |
220,5 |
Задача 4. Расчет зубчатых передач редуктора
4.1 Расчет закрытой цилиндрической зубчатой передачи
Проектный расчет
1. Определяем главный параметр — межосевое расстояние а>W>, мм:
Производим определение межосевого расстояния а>W>, мм по формуле:
a>w>= K>нβ >K>a >(U+1) 3√(T>2 >103 )/(>a >U2 []2>H>), (4.1)
где а) К>а> — вспомогательный коэффициент. Для косозубых передач К>а> = 43;
б) ψ>a> = b>2> / a>w >— коэффициент ширины венца колеса, равный 0,28...0,36 — для шестерни, расположенной симметрично относительно опор в проектируемых нестандартных одноступенчатых цилиндрических редукторах. Примем его равным 0,32;
в) U — передаточное число редуктора (см. табл.2.4.);
г) Т>2> — вращающий момент на тихоходом валу редуктора, Н· м (см. табл.2.4.);
д) []>Н> - допускаемое контактное напряжение колеса с менее прочным зубом или среднее допускаемое контактное напряжение, []>Н >= 637,2 Н/мм2;
е) К>Н> — коэффициент неравномерности нагрузки по длине зуба. Для прирабатывающихся зубьев К>Н> = 1.
a>w>= 43· ( 4 + 1)· 3√( 105400 / ( 0,32 · 4 2· 637,2 2)· 1 = 79,6 мм.
Полученное значение a>w> округляем до 80 мм.
2. Определяем модуль зацепления m, мм:
m ≥ 2 K>m >T>2 >103/(d>2 >b>2 >[]>F>) ,(4.2)
где а) К>m> — вспомогательный коэффициент. Для косозубых передач К>m> = 5,8;
б) d>2> = 2 a>w >U / (U+1) ,(4.3)
где d>2 >— делительный диаметр колеса, мм;
d>2>=2· 80 · 4 /( 4 +1)= 128 мм;
в) b>2> = >a>a>W> — ширина венца колеса, мм:
b>2> = 0,32 · 80 = 25,6 мм.
Полученное значение b>2> округляем до 26 мм.
г) []>F> — допускаемое напряжение изгиба материала колеса с менее прочным зубом, []>F> = 294 Н/мм2;
m = 2· 5,8 · 105,4 · 103/( 128,0 · 25,6 · 294 ) = 1,3 мм.
m = 1,5мм
3. Определяем угол наклона зубьев >min> для косозубых передач:
>min> = arcsin(3,5 m / b>2>),(4.4)
>min> = arcsin(3,5· 1,5 / 25,6) = 11,834 °
4. Определяем суммарное число зубьев шестерни и колеса для косозубых колес:
z>> = z>1> + z>2> = 2 a>w> cos >min> / m,(4.5)
z>> = 2· 80 · cos(11,834 °)/ 1,5 = 104,4
Округляем полученное значение в меньшую сторону до целого числа:
z>> = 104
5. Уточняем действительную величину угла наклона зубьев для косозубых передач:
= arccos(z>> m / (2 a>w>)),(4.6)
=arccos( 104 · 1,5/(2· 80) = 12,83857 °.
6. Определяем число зубьев шестерни:
z>1> = z>> / (U + 1),(4.7)
z>1> = 104 / (4 + 1) ≈ 21.
7. Определяем число зубьев колеса:
z>2> = z>Σ> – z>1> = 104 - 21 = 83
8. Определяем фактическое передаточное число U>ф>:
U>ф> = z>2> / z>1>,(4.8)
U>ф> = 83 / 21 = 3,95.
Проверяем отклонение фактического передаточного числа от заданного U:
U = |U>ф> - U| / U · 100 % =|3,95 - 4| / 4 100 % =1,25 % ≤ 4 %.
9. Определяем фактическое межосевое расстояние для косозубых передач:
a>w> = (z>1> + z>2>) m / (2 cos ).(4.9)
Подставляя в (4.9) получаем:
a>w> = (21 + 83) · 1,5/(2 · cos 12,83857 °) = 80 мм.
10. Основные геометрические параметры передачи представлены в табл. 4.1:
Таблица 4.1. Расчет основных геометрических параметров передачи.
Параметр |
Шестерня |
Колесо |
|
Диаметр, мм |
делительный |
d>1> = m z>1> / cos = = 2 · 21 / cos 12,83857 °= =32,31мм |
d>2> = m z>2> / cos = =2 · 83 / cos 12,83857 °= = 127,69мм |
вершин зубьев |
d>a1> = d>1> + 2 m = =32,31 + 2 · 1,5 = 35,31мм |
d>a2> = d>2> + 2 m = =127,69 + 2 ·1,5 = 130,69 |
|
впадин зубьев |
d>f1> = d>1> - 2,4 m = =32,31 - 2,4 · 1,5 = 28,71мм |
d>f2> = d>2> - 2,4m = = 127,7 - 2,4 · 1,5= 124,09 |
|
Ширина венца, мм |
b>1> = b>2> + (2..4) = 30мм |
b>2> = >a>a>W> = 26мм |
4.2 Проверочный расчет
Проверяем межосевое расстояние:
a>w> = (d>1> +d>2>)/2 = (32,31 + 127,69) / 2 ≈ 80 мм.(4.10)
Проверяем пригодность заготовок колес:
Условие пригодности заготовок колес: D>заг> D>пред>; S>заг> S>пред>. Диаметр заготовки шестерни
D>заг> = d>а1> + 6 мм = 35,31 + 6 = 41,31 мм.
Толщина диска заготовки колеса S>заг> = b>2> + 4 мм = 26 + 4 = 30 мм. D>пред> = 125 мм, S>пред> = 80 мм. 41,31<125 и 30 < 80, следовательно, условие выполняется.
13. Проверяем контактные напряжения σ>н>, Н / мм2:
>H> = K√F>t>(U>ф> + 1) K>H>>> K>> K>> / (d>2> b>2>) ≤ []>H>.(4.11)
где а) К вспомогательный коэффициент, равный 376;
б) F>t> = 2 T>2> 103 / d>2> - окружная сила в зацеплении, Н:
F>t> = 2 · 105,4 · 1000 / 127,69 = 1650,87 H;
в) К>Н> коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями. Для косозубых колес К>Н> определяется по графику на рис. 4.2 /1/ в зависимости oт окружной скорости колес v м/с, и степени точности передачи (табл. 4.2 /1/). Окружная скорость колес определяется по формуле
v = >2> d>2> /(2· 103) = 25 · 127,69 / (2 · 1000) ≈ 1,6 м/с.(4.12)
Данной окружной скорости соответствует 9-я степень точности передачи. По указанной степени точности передачи и окружной скорости определяем коэффициент К>H> = 1,114 ;
г) К>Hυ> коэффициент динамической нагрузки, зависящий от окружной скорости колес и степени точности передачи (табл. 4.3 /1/), равный 1,022 .
Подставив все известные значения в расчетную формулу (4.11), получим:
>H> = 376 · √1650,87 · (3,95 + 1) · 1,114 · 1 · 1,022 /(127,69 · 26) = 629,4 Н / мм2.
14. Проверяем напряжения изгиба зубьев шестерни σ>F1> и колеса σ>F2>, Н/мм2:
>F2> = Y>F2> Y>> F>t> K>F>>> K>F>>> K>Fv >/ ( b>2> m ) ≤ []>F2> ,(4.13)
>F1> = >F2> Y>F1> / Y>F2> ≤ []>F1> ,(4,14)
где a) m — модуль зацепления, мм; b>2> — ширина зубчатого венца колеса, мм; F>t> — окружная сила в зацеплении, Н;
б) K>Fa> — коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями. Для косозубых колес К>Fa> зависит от степени точности передачи. К>Fa> = 1;
в) К>F> — коэффициент неравномерности нагрузки по длине зуба. Для прирабатывающихся зубьев колес К>F> = 1;
г) К>F> — коэффициент динамической нагрузки, зависящий от окружной скорости колес и степени точности передачи (см. табл. 4.3 /1/), равный 1,058 ;
д) Y>F1> и Y>F2> — коэффициенты формы зуба шестерни и колеса. Для косозубых определяются в зависимости от эквивалентного числа зубьев шестерни
z>v>>1> = z>1> / cos3 21 / 0,92686 = 22,7 (4.15)
и колеса
z>v>>2> = z>2> / cos2 83 / 0,92686 = 89,5 (4.16)
где — угол наклона зубьев;
Y>F1> = 3,959 и Y>F2> = 3,600;
е) Y>> = 1 - / 140 = 1 – 12,83857 / 140 = 0,9083 — коэффициент, учитывающий наклон зуба;
ж) []>F1> и []>F2> — допускаемые напряжения изгиба шестерни и колеса, Н/мм2.
Подставив все значения в формулы (4.13 - 4.14), получим:
>F2> = 3,60 · 0,91 · 1650,87 · 1 · 1 · 1,058 /(26 ·1,5) = 146,46 ≤ >F2>
>F1> = 146,46 · 3,959 / 3,60 = 161 ≤ >F1>
15. Составим табличный ответ к задаче 4:
Таблица 4.2 Параметры зубчатой цилиндрической передачи, мм
Проектный расчет |
||||
Параметр |
Значение |
Параметр |
Значение |
|
Межосевое расстояние a>w> |
80 |
Угол наклона зубьев |
12,83857 |
|
Mодуль зацепления m |
1,5 |
Диаметр делительной окружности: |
||
Ширина зубчатого венца: |
||||
шестерни b>1> |
30 |
шестерни d>1> |
32,31 |
|
колеса b>2> |
26 |
колеса d>2> |
127,69 |
|
Число зубьев: |
Диаметр окружности вершин: |
|||
шестерни z>1> |
21 |
шестерни d>a1> |
35,31 |
|
колеса z>2> |
83 |
колеса d>a2> |
130,69 |
|
Вид зубьев |
косые |
Диаметр окружности впадин: |
||
шестерни d>f1> |
28,71 |
|||
колеса d>f2> |
124,09 |
|||
Проверочный расчет |
||||
Параметр |
Допускаемые значения |
Расчетные значения |
Примечание |
|
Контактные напряжения >H>, Н/мм2 |
637,2 |
629,4 |
Недогрузка 1,22% |
|
Напряжения изгиба, Н/мм2 |
>F1> |
232,5 |
161 |
Недогрузка 30% |
>F2> |
220,5 |
146,46 |
Недогрузка 33,5% |
Задача 5. Расчет открытой передачи
5.1 Расчет открытой цепной передачи
1. Определяем шаг цепи р, мм:
p = 2,8> >3√T>1 >103 K>э>/(v> >z>1> [p>ц>]) , (5.1)
где а) Т>1> - вращающий момент на ведущей звездочке,Т>1> = 105,4 Н· м;
б) К>э> — коэффициент эксплуатации, который представляет собой произведение пяти поправочных коэффициентов, учитывающих различные условия работы передачи:
К>э>= К>д >К>с >К> >К>рег >К>р >(5.2)
где К>д> — коэффициент динамичности нагрузки, К>д> = 1;
К>с> — коэффициент, учитывающий способ смазывания, К>с> = 1;
K>>— коэффициент угла наклона линии центров шкивов к горизонту, C>> = 1;
K>рег> — коэффициент, учитывающий способ регулировки межосевого расстояния, К>рег> = 1;
K>р> — коэффициент, учитывающий режим работы, К>р> = 1,25;
К>э> = 1 · 1 · 1 · 1 · 1,25 = 1,25
в) z>1 >- число зубьев ведущей звездочки
z>1> = 29 - 2u, (5.3)
где u — передаточное число цепной передачи, u = 3,4;
z>1> = 29 - 2 · 3,4 = 22,2.
Полученное значение округляем до целого нечетного числа (z>1>= 23 ), что в сочетании с нечетным числом зубьев ведомой звездочки z>2> и четным числом звеньев цепи l>p> обеспечит более равномерное изнашивание зубьев и шарниров;
г) [p>ц>] — допускаемое давление в шарнирах цепи, Н/мм2, зависит от частоты вращения ведущей звездочки и ожидаемого шага цепи, который принимается равным из промежутка р = 19,05..25,4 мм. Учитывая это получаем [p>ц>] = 25,5 Н/мм2;
д) — число рядов цепи. Для однорядных цепей типа ПР = 1;
p = 2,8> >3√ 105,4 · 1000 · 1,25 /(1 · 23 · 25,5) = 17,02 мм,
Полученное значение шага р округляем до ближайшего стандартного
р = 19,05 мм.
2. Определим число зубьев ведомой звездочки z>2>:
z>2> = z>1 >u , (5.4)
z>2> = 23 · 3,4 = 78,2,
Полученное значение z>2> округляем до целого нечетного числа (z>2 >= 79 ). Для предотвращения соскакивания цепи максимальное число зубьев ведомой звездочки ограничено: z>2> 120.
3. Определим фактическое передаточное число u>ф> и проверим его отклонение u:
u>ф> = z>2> / z>1>,> >(5.5)
u = |u>ф> –u| /u· 100% . (5.6)
Подставляя в значения в формулы (5.5 - 5.6), получим
u>ф >= 75 / 23 = 3,43;
u = |3,43 - 3,4|/3,4 · 100% = 1 % ≤ 4 %.
4. Определяем оптимальное межосевое расстояние а, мм:
Из условия долговечности цепи а = (30...50) р = 40 · 19,05 = 762 мм,
где р — стандартный шаг цепи.
Тогда а>р >= а/р = 30...50 = 40 — межосевое расстояние в шагах, мм.
5. Определяем число звеньев цепи l>р>:
l>p> = 2 a>p> + (z>2> + z>1>) / 2 + [(z>2> - z>1>) / 2]2 / a>p>, (5.7)
l>p> = 2 · 40 + (102) / 2 + [(79 - 23) / (2 · 3,14)] 2 / 40 = 133.
Полученное значение l>p> округляем до целого четного числа (l>p >=132).
6. Уточняем межосевое расстояние а>р> в шагах:
a>p> = 0,25 {l>p> - 0,5(z>2> + z>1>) + √[l>p> - 0,5(z>2> + z>1>)]2 - 8[(z>2> - z>1>) / (2 )]2}, (5.8)
a>p> = 0,25 · { 132 - 0,5 · (102) + √[132 - 0,5 · (102)] 2 - 8 · [( 79 - 23) / (2 · 3,14)] 2} = =39,5
7. Определяем фактическое межосевое расстояние а, мм:
а = а>р >р , (5.9)
a = 39,5 · 19,05 = 752,5 мм.
Значение а не округляем до целого числа. Так как ведомая (свободная) ветвь цепи должна провисать примерно на 0,01а, то для этого при монтаже передачи надо предусмотреть и возможность уменьшения действительного межосевого расстояния на 0,005а. Таким образом, монтажное межосевое расстояние а>м> = 0,995а.
8. Определяем длину цепи l, мм:
l = l>р >p , (5.10)
l = 132 · 19,05 = 2514,6 мм.
Полученное значение l не округляют.
9. Определяем диаметры звездочек, мм.
Диаметр делительной окружности ведущей звездочки d>∂1>, мм:
d>∂1>= p /sin(180°/ z>1>), (5.11)
d>∂1> = 19,05 / sin(180 /23) = 140 мм;
диаметр делительной окружности ведомой звездочки d>∂2>, мм:
d>∂2>= p /sin(180°/ z>2>), (5.12)
d>∂2> = 19,05 / sin(180 /79) = 480 мм;
диаметр окружности выступов ведущей звездочки D>e1>, мм:
D>e1> = p(K + K>z1> - 0,31 / ), (5.13)
диаметр окружности выступов ведомой звездочки D>e2>, мм:
D>e2> = p(K + K>z2> - 0,31 / ), (5.14)
где К = 0,7 — коэффициент высоты зуба; K>z> — коэффициент числа зубьев:
K>z1 >= ctg(180°/z>1>) = ctg( 180°/23) = 7,28 — ведущей звездочки,
K>z2> = ctg(180°/z>2>) = ctg(180°/ 79) = 25,14 — ведомой звездочки;
= р / d>1> — геометрическая характеристика зацепления (здесь d>1> — диаметр ролика шарнира цепи), =19,05 / 5,94 = 3,21
Подставив значения в формулы (5.13 - 5.14), получим
D>e>>1> = 19,05 · (0,7 + 7,28 - 0,31/3,21) = 150,2 мм,
D>e>>2> = 19,05 · (0,7 + 25,14 - 0,31/3,21) = 490,4 мм,
диаметр окружности впадин ведущей звездочки D>i1>:
D>i1> = d>∂>>1> - (d>1> - 0,175 √ d>∂>>1>) , (5.15)
D>i1> = 140 - (5,94 - 0,175· √140) = 136,1 мм,
диаметр окружности впадин ведомой звездочки D>i2>:
D>i2> = d>∂>>2> - (d>1> - 0,175 √ d>∂>>2>) , (5.16)
D>i2> = 480 - (5,94 - 0,175· √480) = 477,9 мм
Проверочный расчет
10. Проверяем частоту вращения меньшей звездочки n>1> об/мин:
n>1 > [n]>1>, (5.17)
где n>1> — частота вращения тихоходного вала редуктора, об/мин (на этом валу расположена меньшая звездочка);
[n]>1> = 15000 / p = 15000 / 19,05 = 787,4 об/мин — допускаемая частота вращения.
239 ≤ 787,4 .
11. Проверяем число ударов цепи о зубья звёздочек U, c-1:
U [U], (5.18)
где U = 4 z>1 >n>1 >/ (60 l>p>) = 4 · 23 · 239 / (60 · 132) = 2,78 c-1— расчетное число ударов цепи;
[U] = 508 / p = 508 / 19,05 = 26,667 c-1 —допускаемое число ударов.
2,78 ≤ 26,667 .
12. Определяем фактическую скорость цепи v, м/с:
23 · 19,05 · 239 /60000 = 1,74 м/с. (5.19)
13. Определяем окружную силу, передаваемую цепью F>t>, Н:
F>t >= Р>1>· 103/v , (5.20)
где Р>1> — мощность на ведущей звездочке кВт; v, м/с .
F>t> = 2,63 · 1000/1,74 = 1511,5 H.
14. Проверяем давление в шарнирах цепи p>ц>, Н/мм2:
p>ц> = F>t >K>э >/ A < [p>ц>], (5.21)
а) А — площадь проекции опорной поверхности шарнира, мм2:
A = d>1 >b>3>, (5.22)
где d>1> и b>3> — соответственно диаметр валика и ширина внутреннего звена цепи, мм;
б) допускаемое давление в шарнирах цепи [р>ц> ] уточняют соответствии с фактической скоростью цепи v м/с. [р>ц> ] = 25,5 Н/мм2
А = 5,94 · 12,7 = 75,4 мм2,
p>ц> = 1511,5 · 1,25 / 75,4 = 25 Н/мм2 ≤ 25,5 Н/мм2
15. Проверяем прочность цепи. Прочность цепи удовлетворяется соотношением S[S], где [S] — допускаемый коэффициент запаса прочности для роликовых (втулочных) цепей; S—расчетный коэффициент запаса прочности,
S = F>p> / (F>t> K>д> + F>0> + F>>) , (5.23)
где a) F>p> – разрушающая нагрузка цепи, Н, зависит от шага цепи р, F>p> = 31800 H;
б) F>t >– окружная сила, передаваемая цепью, Н; К>д >– коэффициент, учитывающий характер нагрузки
в)F>o> — предварительное натяжение цепи от провисания; ведомой ветви (от ее силы тяжести), Н,
F>o>> >= K>f>> >q a g, (5.24)
где К>f> =3 – коэффициент провисания; a – межосевое расстояние, м; q = 1,9 – масса 1 м цепи, кг/м; g =9,81 м/с2 – ускорение свободного падения.
г) F>> — натяжение цепи от центробежных сил, Н; F>> = q v2 ,
где v — фактическая скорость цепи, м/с.
F>> = 1,9 · 1,74 2 = 5,75 Н,
F>o>> >= 3 · 1,9 · 0,7525 · 9,81 = 42,01 H,
S = 31800 / (1511,5 · 1 + 42,01 +5,75) = 20,4
[S] = 8,156; 20,4 ≥ 8,156 - зн. условие выполняется.
16. Определение силы давления цепи на вал F>оп>, Н:
F>оп >= k>в>F>t >+ 2F>o>, (5.25)
где k>в> = 1,05 – коэффициент нагрузки вала,
F>оп> = 1,05 · 1511,5 + 2 · 42,01 = 1671,2 H.
Таблица 5.1 Параметры цепной передачи, мм
Проектный расчет |
|||
Параметр |
Значение |
Параметр |
Значение |
Тип цепи |
ПР-19,05-3180 |
Диаметр делительной окружности звездочек: |
|
Шаг цепи р |
19,05 |
ведущей d>∂>>1> |
140 |
Межосевое расстояние а |
752,5 |
ведомой d>∂>>2> |
480 |
Длина цепи l |
2514,6 |
Диаметр окружности выступов звездочек : |
|
Число звеньев l>t> |
132 |
ведущей D>e1> |
150,2 |
Число зубьев звездочки: |
ведомой D>e2> |
490,4 |
|
ведущей z>1> |
23 |
Диаметр окружности впадин звездочек |
|
ведомой z>2> |
79 |
ведущей D>i1> |
136,1 |
Сила давления цепи на вал F>оп>, H |
1671,2 |
ведомой> >D>i2> |
477,9 |
Проверочный расчет |
|||
Параметр |
Допускаемое значение |
Расчетное значение |
Примечание |
Частота вращения ведущей звездочки n>1>, об/мин |
787 |
239 |
Недогрузка 70% |
Число ударов цепи U |
27 |
3 |
Недогрузка 88,8% |
Коэффициент запаса прочности s |
8,156 |
20,4 |
- |
Давление в шарнирах р>ц>, Н / мм2 |
25,5 |
25 |
Недогрузка 2% |
Задача 6. Нагрузки валов редуктора
Редукторные валы испытывают два вида деформации — изгиб и кручение. Деформация кручения на валах возникает под действием вращающих моментов, приложенных со стороны двигателя и рабочей машины. Деформация изгиба валов вызывается силами в зубчатом зацеплении закрытой передачи и консольными силами со стороны открытых передач и муфт.
6.1 Определение сил в зацеплении закрытых передач
Значения сил приведены в табл. 6.1.
Таблица 6.1 Силы в зацеплении закрытой передачи
Силы в зацеплении |
Значение силы, Н |
|
на шестерне |
на колесе |
|
Окружная |
F>t1> = F>t2> = 1650,8 H |
F>t2> = 2 T>2> · 103/d>2> = =2 · 105,4 · 1000 / 127,69 = 1650,8 H |
Радиальная |
F>r1> = F>r2> = 616,2 H |
F>r2> = F>t2> tg / cos = =1650,8 · tg20 / cos 12,83857 = 616,2 H |
Осевая |
F>a1> = F>a2> = 376,2 H |
F>a2> = F>t2> tg = =1650,8 · tg 12,83857 = 376,2 H |
6.2 Определение консольных сил
Значения консольных сил приведены в табл. 6.2.
Таблица 6.2 Консольные силы
Вид открытой передачи |
Характер силы |
Значение силы,Н |
цепная передача |
Радиальная |
F>оп> = [kв] F + 2 F0 =1671,2 Н |
муфта |
Радиальная |
Fм1 = 50√Т1..125√Т1 =1000 Н |
Задача 7. Проектный расчет валов. Эскизная компоновка редуктора
Основными критериями работоспособности проектируемых редукторных валов являются прочность и выносливость.
Они испытывают сложную деформацию — совместное действие кручения, изгиба и растяжения (сжатия). Но так как напряжения в валах от растяжения небольшие в сравнении с напряжениями от кручения и изгиба, то их обычно не учитывают.
7.1 Выбор материала валов
В проектируемых редукторах рекомендуется применять термически обработанные среднеуглеродистые и легированные стали 45, 40Х. В качестве материала применяем термически обработанную сталь 40Х со следующими механическими характеристиками:
|
>В> |
>-l> |
>F> |
Н / мм2 |
|||
Шестерня |
900 |
410 |
232,5 |
Колесо |
900 |
410 |
220,5 |
7.2 Выбор допускаемых напряжений на кручение
Проектный расчет валов выполняется по напряжениям кручения (как при чистом кручении), т. е. при этом не учитывают напряжения изгиба, концентрации напряжений и переменность напряжений во времени (циклы напряжений). Поэтому для компенсации приближенности этого метода расчета опускаемые напряжения на кручение применяют заниженными: [t]>к> = 10...20 Н/мм2.
При этом меньшие значения [t]>к> — для быстроходных валов, большие — для тихоходных.
7.3 Определение геометрических параметров ступеней валов
Редукторный вал представляет собой ступенчатое цилиндрическое тело, количество и размеры ступеней которого зависят от количества и размеров установленных на вал деталей.
Определяем расчетные ориентировочные геометрические размеры каждой ступени вала, мм.
Результаты вычислений представлены в табл. 7.1.
Таблица 7.1 Определение размеров ступеней валов одноступенчатого редуктора
Ступень вала |
Вал-шестерня цилиндрическая |
Вал колеса |
1-я |
d>1> = 3√(M>k> · 103 / 0,2[t]>k>) = =3√(27300/(0,2 · 15) = 20 мм |
d>1> = 3√(M>k> · 103 / 0,2[t]>k>) = = 3√(105400/(0,2 · 20) = 30 мм |
под элемент открытой передачи или полумуфту |
l>1> = 1,5 · d>1> = 30 мм |
l>1> = 1,3 · d>1> = 40 мм |
2-я |
d>2> = d>1> + 2t = =20 + 2 · 2,2 = 24,4≈ 25мм |
d>2> = d>1> + 2t = = 30 + 2 · 2,2 = 34,4 ≈ 35 мм |
под уплотнение крышки с отверстием и подшипник |
l>2> = 1,5 d>2> = 1,5 · 25 = = 36 мм |
l>2> = 1,25 d>2> = 1,25 · 35 = 44 мм |
3-я |
d>3> = d>2> + 3,2r = =25 + 3,2 · 1,6 = 30 мм d>3> =28 мм |
d>3> = d>2> + 3,2r = 35 + 3,2 · 2,5 = =42 мм |
под шестерню, колесо |
l>3> – определяем графически на эскизной компоновке |
|
4-я |
d>4> = d>2> = 25мм |
d>4> = d>2> = 35 мм |
под подшипник |
l>4> = 28 мм |
l>4> = 34 мм |
7.4 Предварительный выбор подшипников качения
Выбор наиболее рационального типа подшипника для данных условий работы редуктора весьма сложен и зависит от целого ряда факторов: передаваемой мощности редуктора, типа передачи, соотношения сил в зацеплении, частоты вращения внутреннего кольца подшипника, требуемого срока службы, приемлемой стоимости, схемы установки. По табл. 7.2 /1/ выбираем подшипники для валов.
Для быстроходного вала выбираем роликовые конические однорядные подшипники типа 7205 со схемой установки 3 (враспор).
Для тихоходного вала выбираем роликовые конические однорядные подшипники легкой серии типа 7207 со схемой установки 3 (враспор).
7.5 Эскизная компоновка редуктора
Составляем после вычерчивания эскизной компоновки табличный ответ к задаче (см. табл. 7.2).
Таблица 7.2 Параметры ступеней валов и подшипников
Вал |
Размеры ступеней, мм |
Подшипники |
||||||
d>1> |
d>2> |
d>3> |
d>4> |
Типо-раз-мер |
dxDxB(Т), мм |
Динамическая грузо- подъем- ность С>r>, кН |
Статическая грузо- подъем- ность С>0r>, кН |
|
l>1> |
l>2> |
l>3> |
l>4> |
|||||
Б |
20 |
25 |
28 |
25 |
7205 |
25x52x16,5 |
23,9 |
17,9 |
30 |
36 |
68 |
28 |
|||||
Т |
30 |
35 |
42 |
34 |
7207 |
35x72x18,5 |
35,2 |
26,3 |
40 |
44 |
68 |
34 |
Задача 8. Проверочный расчет подшипников
Проверочный расчет предварительно выбранных в задаче 7 подшипников выполняется отдельно для быстроходного и тихоходного валов. Пригодность подшипников определяется сопоставлением расчетной динамической грузоподъемности С>rр>, Н, с базовой С>r>, Н, или базовой долговечности L>10h>, ч, (L>10>, млн. оборотов), с требуемой L>h>, ч, по условиям:
C>rp >≤ C>r> и L>10h> ≥ L>h>.
Базовая динамическая грузоподъемность подшипника С>r> представляет собой постоянную радиальную нагрузку, которую подшипник может воспринять при базовой долговечности L>10h>, составляющей 106 оборотов внутреннего кольца.
8.1 Определение пригодности подшипников на быстроходном валу
Проверить пригодность подшипника 7205 быстроходного вала.
Осевая сила в зацеплении F>a>= 376,2 Н. Реакции в подшипниках
R>r>>1>= 856,3 H; R>r>>2>= 912,2 H.
Характеристика подшипников: С>r>= 23,9 кН; С>0>>r>= 17,9 кН; Х=0,40, V=1,0 , К>б>=1,1, К>T>=1. Требуемая долговечность подшипников L>h>= 15 ∙103 ч.
1. Определяем составляющие радиальных реакций:
R>s>>1>=0,83еR>r>>1>=0,83·0,36·856,3=255,86 Н
R>s>>2>=0,83еR>r>>2> =0,83·0,36·912,2=272,56 Н
2.Определяем осевые нагрузки подшипников
Так как R>s>>1>< R>s>>2> и F>a> > R>s>>2>- R>s>>1> , то R>а1> = R>s>>1>=255,86 Н,
R>а2>= R>а1>+ F>a> =255,86 +376,2=632 Н
3. Определяем соотношения:
R>a>>1>/(VR>r>>1>) =255,86/(1· 856,3) =0,29
R>a>>2>/(VR>r>>2>) = 632 / (1 · 912,2) = 0,69
4. По соотношениям R>a>>1>/(VR>r>>1>)<е и R>a>>2>/(VR>r>>2>)>е выбираем соответствующие формулы для определения R>Е>
R>E>>1>=VR>r>>1>К>б>К>Т> =1 ·856,3· 1,1·1=942 Н
R>E>>2> = (X V R>r>>2> + Y R>а2>) K>б> K>т> =(0,4 · 1 · 912,2 + 1,67 · 632) · 1,1 · 1 = 1562Н
5. Производим расчет динамической грузоподъемности по формуле:
С>rp> = R>E2>m√60 · n · L>h>/( а>1>·106 · а>23>)= 1562 · 3,33√60 · 955 · 15· 103/( 0,7· 106)= =13217,5 H < С>r> =23900 H — подшипник пригоден.
6. Рассчитываем долговечность подшипника:
L>10h> = (а>1>·106 · а>23> /(60· n)) · (С>r> / R>E>>2>)3,33 = 106 · 0,7·( 23900 / 1562) 3,33 / (955 · 60) = =105 > 15000 ч. — подшипник пригоден.
8.2 Определение пригодности подшипников на тихоходном валу.
Проверить пригодность подшипника 7207 тихоходного вала.
Осевая сила в зацеплении F>a>= 376,2 Н. Реакции в подшипниках
R>r>>1>= 1019,5 H; R>r>>2>= 4102,5 H.
Характеристика подшипников: С>r>= 35,2 кН; С>0>>r>= 26,3 кН; Х=0,40, V=1,0 , К>б>=1,1, К>T>=1. Требуемая долговечность подшипников L>h>= 15 ∙103 ч.
1. Определяем составляющие радиальных реакций:
R>s>>1>=0,83еR>r>>1>=0,83·0,36·1019,5=313 Н
R>s>>2>=0,83еR>r>>2> =0,83·0,36·4102,5=1260 Н
2.Определяем осевые нагрузки подшипников
Так как R>s>>1>< R>s>>2> , то R>а1> = R>s>>1>=313 Н,
R>а2>= R>а1>+ F>a> =313 +376,2=689,2 Н
3. Определяем соотношения:
R>a>>1>/(VR>r>>1>) =313/(1· 4102,5) =0,076
R>a>>2>/(VR>r>>2>) = 689,2 / (1 · 1019,5) = 0,67
4. По соотношениям R>a>>1>/(VR>r>>1>)<е и R>a>>2>/(VR>r>>2>)>е выбираем соответствующие формулы для определения R>Е>
R>E>>1>=VR>r>>1>К>б>К>Т> =1 ·1019,5· 1,1·1=1121 Н
R>E>>2> = (X V R>r>>2> + Y R>а2>) K>б> K>т> =(0,4 · 1 · 4102,5 + 1,62 · 689,2) · 1,1 · 1 = =3033,3Н
5. Производим расчет динамической грузоподъемности по формуле:
С>rp> = R>E2>m√60 · n · L>h>/( а>1>·106 · а>23>)= 3033,3 · 3,33√60 · 239 · 15· 103 /( 0,7· 106 )= =16940 H < С>r> =35200 H — подшипник пригоден.
6. Рассчитываем долговечность подшипника:
L>10h> = (а>1>·106 · а>23> /(60· n)) · (С>r> / R>E>>2>)3,33 = 106 · 0,7·( 35200 / 3033,3) 3,33 / (239 · 60) = =171·103 > 15000 ч. — подшипник пригоден.
Таблица 8.1Основные размеры и эксплуатационные характеристики подшипников
Вал |
Подшипник |
Размеры dDВ, мм |
Динамическая грузоподъемность, Н |
Долговечность, ч |
|||
принят предварительно |
выбран окончательно |
С>rp> |
C>r> |
L>10h> |
L>h> |
||
Б |
7205 |
7205 |
25x52x16,5 |
13217,5 |
23900 |
100000 |
15000 |
Т |
7207 |
7207 |
35x72x18,5 |
16940 |
35200 |
171000 |
15000 |
Задача 9. Конструктивная компоновка привода
9.1 Конструирование зубчатого колеса
В проектируемом приводе зубчатое колесо редуктора изготавливаем ковкой. Ступицу колеса располагаем симметрично относительно обода.
Определяем параметры обода зубчатого колеса, приведенные в таблице 10.1:
Таблица 9.1 Параметры зубчатого колеса
Элемент колеса |
Параметр |
Значение, мм |
Обод |
Диаметр |
d>a> = 130 |
Толщина |
S = 2,2 m + 0,05 b>2> = = 2,2 ∙ 1,5 + 0,05 ∙ 26= 4,6=5 |
|
Ширина |
b>2> = 26 |
|
Ступица |
Диаметр внутренний |
d = d>3> =42 |
Диаметр внешний |
d>ст >= 1,55 d = 1,55 ∙ 42 = 65 |
|
Толщина |
d>ст> ≈ 0,3 d = 0,3 ∙ 42 = 13 |
|
Длина |
l>ст> = 1,2· d = 1,2∙ 42 = 50 |
|
Диск |
Толщина |
C = 0,5(S + d>ст>) = = 0,5 (5 + 13) = 9 |
Радиус закруглений и уклон |
R≥6°, g≥7° |
9.2 Конструирование валов
Из-за небольших размеров редуктора и очень малых погрешностей при расчете валов в задаче 7, размеры валов не изменились.
9.3 Конструирование подшипниковых узлов
Обе опоры конструируются одинаково, каждый подшипник предотвращает движение вала в одну сторону.
Достоинства:
1. Возможность регулировки подшипников;
2. Простота конструкции опор;
Недостатки:
1. Вероятность защемления тел качения;
2. Более жесткие допуски на размеры.
Но все-таки данная схема установки (враспор) наиболее распространена и предпочтительна.
9.4 Конструирование корпуса редуктора
Корпус редуктора служит для размещения и координации деталей передачи, защиты их от загрязнения, организации системы смазки, а также восприятия сил возникающих, в зацеплении редукторной пары, подшипниках, открытой передаче. Наиболее распространенный способ изготовления корпусов литье из серого чугуна (например, СЧ 15).
Форма корпуса определяется в основном технологическими, эксплуатационными и эстетическими условиями с учетом его прочности и жесткости.
Габаритные размеры корпуса определяются размерами расположенной в корпусе редукторной пары и кинематической схемой редуктора.
Толщина стенок корпуса редуктора и ребер жесткости принимаются одинаковыми:
δ=1,8(Т>2>)¼=1,8(105,4)¼= 6мм
Толщину стенки принимаем равной 7 мм (>min>=6).
9.5 Смазывание. Смазочные устройства
Смазывание зубчатых зацеплений и подшипников применяется в целях защиты от коррозии, снижения коэффициента трения, уменьшения износа, отвода тепла и продуктов износа от трущихся поверхностей, снижения шума и вибрации.
9.5.1 Смазывание зубчатого зацепления
а) Способ смазывания. Для редукторов общего назначения применяют непрерывное смазывание жидким маслом картерным непроточным способом.
б) Выбор сорта масла. Зависит от значения расчетного контактного напряжения в зубьях >н> и фактической окружной скорости колес υ. В проектируемом редукторе применяем для смазки смазочное масло И-Г-С-100.
в) Определение количества масла. Объем масляной ванны V>м> определяем из расчета ~0,5 ... 0,8 л масла на 1кВт передаваемой мощности: V>м>=(0,4..0,8)∙2,8≈2,24 дм3.
Необходимое количество масла примем равным 4 л.
г) Определение уровня масла. Определяется по формуле:
h>м>=(0,1…0,5)d>1>=3мм
д) Контроль уровня масла. Уровень масла, находящегося в корпусе, контролируется круглым маслоуказателем в стенке корпуса редуктора.
е) Слив масла. Для слива масла в корпусе предусматривается сливное отверстие, закрываемое пробкой с цилиндрической резьбой .
9.5.2 Смазывание подшипников
Смазывание подшипников качения в проектируемом приводе производится жидкими материалами из картера в результате разбрызгивания масла колесами, образования масляного тумана и растекания масла по валам.
Задача 10. Проверочные расчеты
10.1 Проверочный расчет шпонок
Призматическая шпонка тихоходного вала под колесом подлежит проверке на смятие.
Параметры шпонки: 12x8x34.
Условие прочности на смятие:
>см> = 2Т> >/( A>см> · d) ≤ [>см>], (11.1)
где Т — крутящий момент на тихоходном валу ; А>см> – площадь смятия;
А>см >= (0,94 h - t>1>) l>р>, (11.2)
где l>р> = l – b = 34 – 12 = 22 мм – рабочая длина шпонки; t>1 >= 5 мм; h = 8 мм;
А>см >= (0,94 · 8 – 5) · 22 = 55,44 мм2,
>см> = 2 · 105,4 · 103/ (40 · 55,44) = 95 Н/мм2 ≤ []>см> = 190 Н/мм2
Призматическая шпонка выходного конца тихоходного вала также подлежит проверке на смятие.
Параметры шпонки: 10x8x26.
l>р> = l – b = 26 – 10 = 16 мм; t>1 >= 5 мм; h = 8 мм;
А>см >= (0,94 · 8 – 5) · 16 = 40,32 мм2,
σ>см> = 2 · 105,4 · 103/ (30 · 40,32) = 174,3 Н/мм2 ≤ [σ]>см> = 190 Н/мм2
10.2 Проверочный расчет стяжных винтов подшипниковых узлов
Стяжные винты рассчитывают на прочность по эквивалентным напряжениям на совместное действие растяжения и кручения >экв>, Н/мм2:
>экв> = 1,3 F>p> / A ≤ [], (11.3)
где F>p> — расчетная сила затяжки винтов, обеспечивающая нераскрытие стыка под нагрузкой, Н,
F>p> = [К>з> (1 - х) + х] F>в>, (11.4)
F>в> = 0,5; R>y >= 0,5 · 2804,5 = 1402,25 Н — сила, воспринимаемая одним стяжным винтом, Н, где R>y> — большая из реакций в вертикальной плоскости в опорах подшипников тихоходного вала, Н.
х — коэффициент основной нагрузки, х = 0,27;
К>з> — коэффициент затяжки, К>з> = 1,5;
F>p> = [1,5 · (1 - 0,27) + 0,27] · 1402,25 = 1914,07 H;
A — площадь опасного сечения винта, мм2:
А = d>p>2 / 4, (11.5)
d>p> ≈ d>2> - 0,94 p — расчетный диаметр винта; р — шаг резьбы, р = 1,75мм; d>2> — наружный диаметр винта, d>2> = 12 мм.
d>p> ≈ 12 - 0,94 · 1,75 = 10,355 мм,
А = 3,14 · 10,3552 / 4 = 84,17 мм2.
[] — допускаемое напряжение при неконтролируемой затяжке, [] = 0,25 · >> = 0,25· 300 = 75 H/мм2.
>экв> = 1,3 ·1914,07 / 84,17 = 30 ≤ 75 H/мм2
10.3 Проверочный расчет валов
Проверочный расчет валов на прочность выполняют на совместное действие изгиба и растяжения.
Условие прочности:
S ≥ [S], (11.6)
где [S]= 1,5 — допускаемое значение коэффициента запаса прочности.
1. Определим напряжения в опасных сечениях быстроходного вала:
>а> = М·103/ W>нетто>, (11.7)
>a> = М>кр>·103/ (2·W>ρнeтто> ), (11.8)
где — >a> и >a> амплитуда напряжения и цикла соответственно;
М — суммарный изгибающий момент в рассматриваемом опaсном сечении,
Н · м;
М>кр> — крутящий момент, Н · м;
W>нетто> — осевой момент сопротивления сечения вала, мм3;
Wρ>нетто> — полярный момент инерции сопротивления сечения вала, мм3;
>а> = 70,7· 1000 / 2195,2 = 32,2 Н / мм2,
>a> = 3 Н / мм2.
2. Определим коэффициент концентрации нормальных и касательных напряжений для расчетного сечения вала:
(K>>)>D> = K>> / K>d> + K>F> – 1, (11.9)
(K>>)>D>> >= K>> / K>d> + K>F> – 1, (11.10)
где К>> и K>> — эффективные коэффициенты концентрации напряжений;
K>d> — коэффициент влияния абсолютных размеров поперечного сечения;
К>F> — коэффициент влияния шероховатости;
(K>>)>D> = 1,65 / 0,73 + 1, 5 - 1 = 2,76
(K>>)>D>> >= 1,45/ 0,73 + 1,5 - 1 = 2,49
3. Определяем пределы выносливости в расчетном сечении вала, Н / мм2:
(>-1>)>D>= >-1> / (K)>D >= 410 / 2,76 = 148,55 Н / мм2,
( >-1>)>D> = >-1> / (K)>D> = 0,58 >-1> / (K>>)>D >= 0,58 · 410 / 2,49 = 95,5 Н / мм2,
где — >-1> и >-1> пределы выносливости гладких образцов при симметричном цикле изгиба и кручения, Н/мм2.
4. Определим коэффициенты запаса прочности по нормальным и касательным напряжениям:
s>> = (>-1>)>D> / >a> = 148,55 / 32,2 = 4,61,
s>> = (>-1>)>D> / >a> = 95,5 / 3 = 31,83.
5. Определим общий коэффициент запаса прочности в опасном сечении:
s = s>> s>> /√s>>2 + s>>2 = 4,61 · 31,83 / √4,61 2 + 31,83 2 = 4,56 ≥ [S] = 1,5.
6. Рассмотрим опасное сечение на 2-й ступени быстроходного вала
>а> = 70,7·> >1000 / 1562,5 = 45,25 Н / мм2,
>a> = 70,7·> >1000 / (2·0,2·15625) = 11,3 Н / мм2.
7. Определим коэффициенты запаса прочности по нормальным и касательным напряжениям:
s>> = (>-1>)>D> / >a> = 148,55 / 45,25 = 3,28,
s>> = (>-1>)>D> / >a> = 95,5 / 11,3 = 8,45.
8. Определим общий коэффициент запаса прочности в опасном сечении:
s = s>> s>> /√s>>2 + s>>2 = 3,28·8,45 / √3,28 2 + 8,45 2 = 3,06 ≥ [S] = 1,5.
9. Определим напряжения в опасных сечениях тихоходного вала:
>а> = 102 · 1000 / 0,1 · 74088 = 13,8 Н / мм2,
>a> = 104,8 · 1000 / (2 · 0,2 · 74088) = 3,5 Н / мм2.
10. Определим коэффициенты запаса прочности по нормальным и касательным напряжениям:
s>> = (>-1>)>D> / >a> = 148,55 / 13,8 = 10,76
s>> = (>-1>)>D> / >a> = 95,5 / 3,5 = 27,3
11. Определим общий коэффициент запаса прочности в опасном сечении:
s = s>> s>> /√s>>2 + s>>2 = 10,76 · 27,3 / √10,76 2 + 27,3 2 = 10 ≥ [S] = 1,5.
12. Определим напряжения в опасных сечениях тихоходного вала на 2-й ступени:
>а> = 102 · 1000 / 4287,5 = 23,8 Н / мм2,
>a> = 104,8 · 1000 / (2 · 0,2 · 42875 ) = 6,1 Н / мм2.
13. Определим коэффициенты запаса прочности по нормальным и касательным напряжениям:
s>> = (>-1>)>D> / >a> = 148,55 / 23,8 = 6,24
s>> = (>-1>)>D> / >a> = 95,5 / 6,1 = 15,65
14. Определим общий коэффициент запаса прочности в опасном сечении:
s = s>> s>> /√s>>2 + s>>2 = 6,24 · 15,65 / √6,24 2 + 15,65 2 = 5,8 ≥ [S] = 1,5.
Таблица 10.1 Результаты проверочных расчетов
Детали |
Напряжение, Н/мм2 |
Детали |
Коэффициент запаса прочности |
||||
расчетное |
допускаемое [] |
pасчетный s |
допуска-емый s |
||||
Шпонки |
Т |
174,3 |
190 |
Вал |
Б |
4,56 |
1,5 |
Т |
95 |
190 |
Б |
3,06 |
1,5 |
||
Стяжные винты |
30 |
75 |
Т |
10 |
1,5 |
||
Т |
5,8 |
1,5 |
Задача 11. Технический уровень редуктора
Технический уровень целесообразно оценивать количественным параметром, отражающим отношение затраченных средств и полученного результата. «Результатом» является вращающий момент Т>2>, Н·м. Мерой затраченных средств является масса редуктора m, кг.
11.1 Определение массы редуктора
Масса редуктора определяется по формуле:
m = φ∙r ∙V·10-9, (12.1)
где φ – определяем по графику 12.1 [1, с.263] (φ = 0,465);
r — плотность чугуна (r = 7400 кг/м3);
V – условный объем редуктора:
V = LxBxH = 258x170x197 = 8640420 мм3.
m = 0,465∙7400∙8640420∙10 -9 = 29,7 кг.
11.2 Определение критерия технического уровня редуктора
= m / T>2 >, (12.2)
где Т>2> – вращающий момент на тихоходном валу редуктора, Н·м.
= 29,7 / 105,4 = 0,282
Полученные данные представляем в виде табл. 12.1.
Таблица 11.1 Технический уровень редуктора
Тип редуктора |
Масса m, кг |
Момент Т>2>, Н·м |
Критерий |
Вывод |
Цилиндрический |
29,7 |
105,4 |
0,282 |
Технический уровень низкий; редуктор морально устарел |
Литература
Шейнблит А.Е. Курсовое проектирование деталей машин. М., 1991
Иванов М.Н. Детали машин. М., 1984
1