Основы стандартизации (работа 3)
1) Региональные организации по стандартизации: СЕН, СЕНЕЛЭК, ЕОК и др. Общность и различия в их правовом статусе, целях, задачах, составе участников и структуре Европейских региональных стандартов: назначение, правила разработки и принятие
Деятельность Европейского Содружества (ЕС) в области стандартизации направлена на выполнение положений Римского договора 1957 г. о создании единого европейского рынка. Договор предписывает сближение законодательных, распорядительных и административных решений стран-членов. Для начала работ по сближению национальных стандартов в рамках устранения технических барьеров в торговле была характерна попытка их гармонизации. Однако вскоре стала очевидной невозможность решения проблемы таким путем, вследствие чего осуществляется переход на создание единых европейских стандартов — евронорм. Но главным направлением, реально устраняющим технические барьеры в торговле, признано принятие Директив ЕС прямого действия, т.е. содержащих законодательные положения и требования к параметрам конкретных видов товаров или процессов (процедур). Если в них имеются ссылки на евронорму или технический регламент, это переводит указанные нормативные документы в ранг обязательных к выполнению1.
Таким образом, был сделан переход от гармонизации отдельных национальных стандартов и технических регламентов к гармонизации законодательных положений (технического законодательства). Совет ЕС определил основной принцип гармонизации стандартов и сертификации — гармонизация законоположений ограничивается установлением требований безопасности в рамках директив. При разработке евронорм широко используются национальные стандарты стран членов, особенно германские (стандарты DIN), французские (APNOR), а также международные. Если указанные нормативные документы отвечают требованиям интеграции западноевропейских стран, их применяют в качестве европейских стандартов.
Европейский комитет по стандартизации СЕН (CEN) (до 1970 г. — Европейский комитет по координации стандартов) существует с 1961 г. Членами СЕН состоят национальные организации по стандартизации 18 европейских государств: Австрии, Бельгии, Великобритании, Греции, Дании, Германии, Испании, Исландии, Италии, Люксембурга, Норвегии, Нидерландов, Португалии, Финляндии, ФРГ, Франции, Швеции, Швейцарии. СЕН — закрытая организация, объединяющая только государства — участники ЕС и ЕАСТ.
Основная цель СЕН — содействие развитию торговли товарами и услугами путем разработки европейских стандартов (евронорм, EN), на которые могли бы ссылаться в своих директивах ЕС, ЕАСТ и другие межправительственные организации; путем обеспечения единообразного применения в странах-членах международных стандартов ИСО и МЭК; сотрудничества со всеми организациями региона, занимающимися стандартизацией; предоставления услуг по сертификации на соответствие европейским стандартам (евронормам).
СЕН разрабатывает европейские стандарты в таких областях, как оборудование для авиации, водонагревательные газовые приборы, газовые баллоны, комплектующие детали для подъемных механизмов, газовые плиты, сварка и резка, трубопроводы и трубы, насосные станции и др.
Один из принципов работы СЕН — обязательное использование международных стандартов ИСО как основы для разработки евронорм либо дополнение тех результатов, которые достигнуты в ИСО. Выбор приоритетного направления должен быть обоснован экономической необходимостью, диктуемой степенью влияния будущего стандарта на развитие взаимовыгодных связей, невозможностью применения международного или другого стандарта для данной цели, предложением стран—участниц СЕН или рекомендациями органов ЕС и ЕАСТ.
Высший орган СЕН — Генеральная ассамблея, в которой представлены национальные организации по стандартизации, правительственные органы стран членов, а также ЕС и ЕАСТ.
Техническая работа по стандартизации выполняется техническими комитетами, деятельность которых координируется Техническим бюро.
Для стандартизации в области строительства, автомобилестроения и безопасности оборудования созданы комитеты по обеспечению программ (программные комитеты). Их задача — ускорение разработки евростандартов в этих динамичных областях путем анализа уже имеющихся международных или прогрессивных национальных стандартов и сбора такой информации, которую быстро и эффективно можно использовать в СЕН.
Программные комитеты составляют программу стандартизации, принимают стандарты ИСО и МЭК в качестве европейских стандартов или документов для гармонизации; разрабатывают европейские стандарты либо ожидают получения результатов в ИСО и МЭК. С этими организациями поддерживается постоянная связь, и принимая евростандарт, комитет сообщает о результатах своей работы в ИСО или МЭК.
Технические комитеты также опираются в работе на международные стандарты, поддерживают контакты с региональными организациями, учитывают результаты деятельности других технических комитетов, которые занимаются смежными проблемами. После того как задача, поставленная перед комитетом, выполнена, он может быть либо расформирован Техническим бюро, либо сохраняет формальную ответственность за пересмотр стандарта.
Процедура принятия стандарта включает одобрение проекта рабочей группой технического комитета, рассылку проекта техническим бюро всем странам— членам СЕН в лице национальных организаций по стандартизации для голосования в установленный срок. Евронорма (европейский стандарт) считается принятой, если против проекта подано не более 20% голосов. Принятый стандарт вводится в национальную систему стандартизации всех стран—членов, в том числе и голосовавших против. Далее Административный совет рассматривает этот стандарт с точки зрения степени его важности для стран—членов ЕС. В случае положительного решения на него делается ссылка в соответствующей директиве ЕС и стандарт приобретает статус обязательного для выполнения в странах—членах ЕС.
Кроме евронорм, СЕН разрабатывает документы по гармонизации (HD) и предварительные стандарты (ENV), направленные как на устранение технических барьеров в торговле, так и на ускорение внедрения прогрессивных технических требований в производство новых товаров.
Европейский комитет по стандартизации в электротехнике СЕНЭЛЕК (CENELEK) создан в 1971 г. объединением двух европейских организаций — Европейского комитета по координации электротехнических стандартов стран—членов ЕАСТ и Европейского комитета по координации электротехнических стандартов стран—членов ЕС (в то время ЕЭС).
Члены СЕНЭЛЕК — 17 стран Европы: Австрия, Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Финляндия, Франция, ФРГ, Швейцария, Швеция. Все они представлены национальными электротехническими комитетами и являются членами МЭК (Кроме Люксембурга).
Во главе организации — Генеральная ассамблея, в которой страны-члены представляют национальные организации по стандартизации и правительственные органы, а также участвуют представители ЕС и ЕАСТ. Генеральная ассамблея избирает Административный совет, состоящий из делегаций (до 5 человек) от национальных организаций стран-членов. Структуры, ответственные за стандартизацию, аналогичны описанным для СЕН. СЕНЭЛЕК с ними тесно сотрудничает.
Основная цель СЕНЭЛЕК — разработка стандартов на электротехническую продукцию в тесном сотрудничестве с ЕС и ЕАСТ. Стандарты СЕНЭЛЕК рассматриваются как необходимое средство для создания единого европейского рынка. Сущность главного направления работы СЕНЭЛЕК состоит в устранении любых технических различий между национальными стандартами стран-членов, между процедурами сертификации соответствия изделий требованиям стандартов и недопущении тем самым возникновения технических барьеров в торговле товарами электротехнических отраслей.
При планировании работ по стандартизации в области новых технологий учитываются требования ЕС и ЕАСТ, привлекаются специалисты СЕН и других организаций. Так, если решаются вопросы, касающиеся информатики, приглашается к участию Европейская конференция руководящих органов почт и телекоммуникаций.
Еще одно направление деятельности СЕНЭЛЕК — гармонизация стандартов, которой руководит Технический совет, специально созданный для рассмотрения рекомендаций и предложений программных комитетов. Эта работа необходима как для избежания дублирования МЭК, так и для своевременного применения международных стандартов МЭК (а также их проектов) как базы для евронорм либо принятия их в качестве региональных. Такой же анализ проводится и по отношению к другим организациям региона. Если какой-либо международный стандарт выбран в качестве базового, СЕНЭЛЕК предлагает всем национальным организациям по стандартизации остановить разработку стандарта в этой области. В качестве национального будет принят европейский стандарт СЕНЭЛЕК, созданный на основе международного. Такая процедура, предусмотренная общими внутренними правилами СЕН/СЕНЭЛЕК, называется "Соглашение о бездействии".
Региональные стандарты, принятые СЕНЭЛЕК, могут иметь три формы: европейский стандарт (EN), документ по гармонизации (НД) и предварительный стандарт (ENV).
Евронорма СЕНЭЛЕК (EN) — это европейский стандарт с согласованным техническим текстом, принимаемый странами-членами как национальный нормативный документ. Правила организации запрещают при этом вносить какие-либо изменения в текст стандарта. EN публикуется на трех официальных языках (английский, французский, немецкий), но допускается также издание титульного листа с официальным заявлением об индоссаменте.
Несмотря на сходство в работе технических органов СЕНЭЛЕК и СЕН, все же необходимо подчеркнуть специфику Комитета по электронным компонентам (СЕСС) и программных комитетов. СЕСС занимается оценкой качества электронных компонентов, что считается весьма специфической областью деятельности. В связи с этим Комитет имеет свой собственный Генеральный секретариат и непосредственно подчиняется Генеральной ассамблее СЕНЭЛЕК. Отдельный бюджет СЕСС формируется из взносов стран-членов.
Программные комитеты подотчетны Генеральной ассамблее во время ее сессий, их деятельность не распространяется на СЕСС и Комитет по информатике. Они обязаны постоянно отслеживать работу по стандартизации на всех уровнях с целью своевременной коррекции деятельности СЕНЭЛЕК. В такой же степени, как и СЕН, СЕНЭЛЕК заинтересован в ускорении разработки и принятия европейских стандартов. В этом направлении приняты некоторые меры: объединение этапов опроса и голосования, усиление службы переводов, принятие решения об участии всех ТК СЕНЭЛЕК в рассмотрении стандартов МЭК (в том числе на стадии проектов и подготовки к публикации) для более быстрого принятия решения об их индоссаменте. Всем странам-членам предложено проводить анализ фондов национальных стандартов, не имеющих аналогов в МЭК, чтобы выявить среди них пригодные для применения в качестве базы при разработке стандартов СЕНЭЛЕК.
Информационное обеспечение, как отмечалось выше, осуществляется на основе соответствующей директивы ЕС совместно с Комиссией европейского союза (КЕС). Рабочая группа СЕН/СЕНЭЛЕК совместно с КЕС установила порядок распространения информации, вменив в обязанность каждого комитета—члена СЕНЭЛЕК и каждой национальной организации по стандартизации — члена СЕН своевременно ставить в известность друг друга о своих планах по стандартизации, что закладывается в программу региональной стандартизации. Для упорядочения деятельности в данной сфере создан Комитет управления информационными технологиями, а для исключения дублирования к участию в разработках привлекается Европейская конференция почтовой и телефонно-телеграфной связи. Комитет занимается планированием и размещением технических заданий на подготовку проектов стандартов, составлением графика работ и подготовкой предложений по ускорению принятия особо актуальных стандартов.
Действует несколько совместных рабочих групп СЕН/СЕНЭЛЕК: по системам обработки конфиденциальных сообщений, локальных сетей, переноса файлов, структуры административных документов и др; европейская рабочая группа по открытым системам, цель которой — добиваться согласия всех заинтересованных сторон по основным направлениям европейской стандартизации. Технические документы этой группы предназначены для всех международных организаций и СЕН/СЕНЭЛЕК.
Кроме СЕН/СЕНЭЛЕК, в европейском регионе стандартизацией в области телекоммуникаций занимается Европейский институт по телекоммуникационным стандартам.
Европейский институт по стандартизации в области электросвязи ЕТСИ (ETSI) начал свою деятельность в 1988 году. Основная задача организации - поиск общих стандартов для создания комплексной инфраструктуры электросвязи. Эта инфраструктура призвана обеспечить полную совместимость любого оборудования и услуг, предлагаемых потребителям. По своему статусу это некоммерческая организация, деятельность которой регулируется французским законодательством (по местонахождению института).
Европейская организация по качеству (ЕОК), создана в 1957 году. Она является ведущей международной неправительственной организацией в области качества. Членами ЕОК являются национальные организации по стандартизации и качеству (от России – Госстандарт).
Основными целями создания ЕОК являются разработка, совершенствование и пропаганда практических методов и теоретических принципов управления качеством.
В состав ЕОК входят технические комитеты: по надежности, статистическим методам, терминологии, вопросам стандартизации в управлении качеством, подготовке кадров и др.
ЕОК проводит ежегодные конференции, на которых происходит обмен опытом и мнениями по проблемам качества продукции, пропагандируются последние достижения в решении теоретических и практических вопросов качества. Публикуются труды ежегодных конференций, выпускается журнал “Качество” (“Quality”)2.
В западноевропейском регионе создана организация по стандартизации в интересах среднего и мелкого бизнеса — Европейское бюро стандартизации для ремесел, мелких и средних предприятий (NORMAPME). Членами и учредителями ее стали различные объединения сферы мелкого и среднего предпринимательства: Европейский союз ремесел, мелкого и среднего предпринимательства, Организация молодых предпринимателей ЕС и три отраслевые ассоциации — Европейская конференция строителей, Европейский союз предприятий металлообработки и Международная федерация кровельщиков.
Основная задача новой организации состоит в информировании национальных и отраслевых организаций ремесленного производства о стандартизации и привлечении их к участию в работах по стандартизации.
Предполагается, что Бюро может стать ассоциированным членом СЕН и участвовать в деятельности его технических комитетов. Тем самым созданная организация восполнит недостаток региональной стандартизации по линии СЕН и СЕНЭЛЕК, заключающийся в том, что она не охватывает мелких и средних предпринимателей, затрудняя им выход на внутренний рынок ЕС.
Межскандинавская организация по стандартизации создана в 1952 г. Ее члены — Дания, Норвегия, Финляндия, Швеция, входящие своими национальными организациями по стандартизации, а также десять других организаций, занимающихся вопросами стандартизации в этих странах.
Главная особенность деятельности ИНСТА, отличающая ее от других подобных организаций, состоит в том, что она не разрабатывает региональных общескандинавских стандартов. Во многом это связано со значительной долей внешней торговли в экономике стран, что обусловило переход на весьма широкое применение международных стандартов.
Свои основные задачи ИНСТА видит в содействии созданию согласованных национальных стандартов скандинавских государств, унификации технических требований национальных нормативных документов; организации обмена информацией о работах по стандартизации для избежания дублирования; распространении опыта по созданию стандартов и в определении согласованной позиции стран—членов в ИСО, МЭК, СЕН и других организациях.
При согласовании стандартов специалисты ИНСТА опираются на правило "4F": Forbruker (потребитель), Fabrikant (производитель), Forskrifter (безопасность), Forsksning (результаты исследований).
За основу разрабатываемых нормативных документов принимаются международные стандарты ИСО, МЭК, европейские стандарты СЕН и СЕНЭЛЕК, других организаций. Разработанные нормативные документы принимаются странами-членами в качестве национальных после того, как их проекты одобряются всеми странами—членами ИНСТА.
Так же, как любая другая региональная организация, ИНСТА направляет свои усилия на устранение технических барьеров в торговле, как в скандинавском регионе, так и со странами ЕС. Основные пути для решения данной проблемы — гармонизация стандартов, взаимное признание результатов испытаний, создание единой системы сертификации соответствия продукции. Значительную роль в этой работе играют Дания, Норвегия и Швеция как члены ЕАСТ.
Разработана специальная программа по устранению барьеров в региональной торговле, согласно которой устанавливается автоматическое взаимное признание результатов испытаний и контроля товаров, если они осуществлялись на соответствие гармонизованным стандартам.
Приоритетными направлениями в гармонизации национальных стандартов признаны: машино- и станкостроение, безопасность рабочих мест, эксплуатационная надежность и безопасность противопожарных средств.
2)Правовые основы обеспечения единства измерений. Федеральный закон об обеспечении единства измерений, его объекты, основные нормы и ответственность за нарушение. Государственная метрологическая служба обеспечения единства измерений, ее значение
Деятельность по обеспечению единства измерений (ОЕИ) осуществляется в соответствии с:
Конституцией РФ (ст. 71р);
Законом РФ «Об обеспечении единства измерений» от 26 июня 2008 года № 102-ФЗ (далее Закон);
другими федеральными законами, регулирующими отношения в области обеспечения единства измерений;
иными нормативными правовыми актами РФ, принимаемыми в соответствии с Законом и другими указанными федеральными законами.
Постановлением Правительства РФ от 12.02.94 №100 «Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг»;
ГОСТ Р 8.000-2000 «Государственная система обеспечения единства измерений. Основные положения».
Федеральный закон от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" заменил собой Закон РФ от 27 апреля 1993 г. N 4871-1 "Об обеспечении единства измерений", который был принят в начальный период перехода к рыночной экономике и уже не отвечал современным социально-экономическим условиям, задачам и процессам глобализации3.
Закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений, обеспечение потребности государства и общества в получении объективных и достоверных результатов измерений, обеспечение обороны и безопасности государства, содействие развитию экономики страны и научно-техническому прогрессу.
Ст.3 Закона определены объекты обеспечения единства измерений при:
1) осуществлении деятельности в области здравоохранения;
2) осуществлении ветеринарной деятельности;
3) осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды;
4) осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при чрезвычайных ситуациях;
5) выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда;
6) осуществлении производственного контроля за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта;
7) осуществлении торговли и товарообменных операций, выполнении работ по расфасовке товаров;
8) выполнении государственных учетных операций;
9) оказании услуг почтовой связи и учете объема оказанных услуг электросвязи операторами связи;
10) осуществлении деятельности в области обороны и безопасности государства;
11) осуществлении геодезической и картографической деятельности;
12) осуществлении деятельности в области гидрометеорологии;
13) проведении банковских, налоговых и таможенных операций;
14) выполнении работ по оценке соответствия промышленной продукции и продукции других видов, а также иных объектов установленным законодательством Российской Федерации обязательным требованиям;
15) проведении официальных спортивных соревнований, обеспечении подготовки спортсменов высокого класса;
16) выполнении поручений суда, органов прокуратуры, государственных органов исполнительной власти;
17) осуществлении мероприятий государственного контроля (надзора).
Основные нормы Закона:
нормы Закона устраняют пробелы законодательства в части правового регулирования проведения метрологической экспертизы;
Закон определяет формы государственного регулирования, применяемые в целях проверки соответствия проводимых измерений и применяемых средств измерений установленным метрологическим и техническим требованиям;
в Законе предусмотрены нормы по созданию и функционированию инфраструктуры, необходимой для обеспечения единства измерений;
Закон учитывает документы Международной организации законодательной метрологии и положения Закона о техрегулировании.
Основные статьи Закона устанавливают:
• организационную структуру государственного управления обеспечением единства измерений;
• нормативные документы по обеспечению единства измерений;
• единицы величин и государственные эталоны единиц величин;
• средства и методики измерений.
Основными новациями Закона являются:
сужение сферы государственного регулирования в области обеспечения единства измерений;
отмена лицензирования деятельности юридических и физических лиц по изготовлению и ремонту средств измерений;
привлечение аккредитованных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к работам по проведению испытаний средств измерений и стандартных образцов в целях утверждения их типа, поверки некоторых категорий средств измерений, аттестации методик и методов измерений;
установление принципов аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области обеспечения единства измерений;
создание Федерального информационного фонда в области обеспечения единства измерений.
Реализация этого закона позволит:
устранить избыточное государственное регулирование в области обеспечения единства измерений и ограничить вмешательство государства в экономическую деятельность хозяйствующих субъектов;
совершенствовать эталонную базу страны;
создать систему аккредитации в области обеспечения единства измерений, соответствующую современным направлениям экономического развития и международным подходам к аккредитации;
гармонизировать нормативную правовую базу в области обеспечения единства измерений с международным законодательством в области метрологии;
создать условия для признания на международном уровне национальных эталонов и результатов измерений;
создать основанный на конкуренции рынок работ и услуг в области обеспечения единства измерений;
обеспечить открытость и доступность информации в области обеспечения единства измерений для всех заинтересованных лиц.
Закон регулирует отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе при выполнении работ и оказании услуг по обеспечению единства измерений.
В соответствие со ст.23 Закона ответственность наступает за:
1) за нарушения законодательства РФ об обеспечении единства измерений;
2) за необоснованное воспрепятствование осуществлению государственного метрологического надзора;
3) за неисполнение в установленный срок предписаний федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный метрологический надзор, об устранении выявленных нарушений. При этом в части установления ответственности за перечисленные нарушения данная статья отсылает к действующему законодательству РФ.
Непосредственно за нарушения, указанные в комментируемой статье, установлена лишь административная ответственность. В частности, в ч. 3 ст. 19.19 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений. Согласно указанной норме4 нарушение правил поверки средств измерений, требований аттестованных методик выполнения измерений, требований к состоянию эталонов, установленных единиц величин или метрологических правил и норм в торговле, а равно выпуск, продажа, прокат или применение средств измерений, типы которых не утверждены, либо применение неповеренных средств измерений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 500 до 1000 руб.; на юридических лиц - от 5000 до 10000 руб.
Часть 1 статьи 24 Закона, регламентируя ответственность должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, а также федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный метрологический надзор, и подведомственных им организаций, указывает лишь то, что такие должностные лица несут ответственность за нарушения законодательства РФ об обеспечении единства измерений в соответствии с законодательством РФ.
В зависимости от вида совершенного противоправного деяния (действий или бездействия) указанные должностные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности (установленной УК РФ), административной ответственности (установленной КоАП РФ и принятыми в соответствии с ним законами субъектов РФ об административных правонарушениях) или дисциплинарной ответственности (установленной Трудовым кодексом РФ, для государственных гражданских служащих - Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", для отдельных категорий работников - уставами и положениями о дисциплине, установленными федеральными законами).
Закон определяет состав и компетенцию Государственной метрологической службы и иные государственные службы ОЕИ (ст.21). Государственная метрологическая служба выполняет работы по ОЕИ в масштабах страны, находится в ведении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологиии и включает в себя :
государственные научные метрологические центры;
государственные региональные центры метрологии.
Органы Государственной метрологической службы осуществляют государственный метрологический контроль и надзор на территориях республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Государственная метрологическая служба (ГМС) несет ответственность за метрологическое обеспечение измерений в стране на межотраслевом уровне и осуществляет государственный метрологический контроль и надзор метрологических служб юридических лиц.
Часть 4 статьи 21 Закона определяет перечень основных задач государственных научных метрологических институтов:
1) проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, экспериментальных разработок и осуществление научно-технической деятельности в области обеспечения единства измерений;
2) разработка, совершенствование, содержание, сличение и применение государственных первичных эталонов единиц величин;
3) передача единиц величин от государственных первичных эталонов единиц величин;
4) участие в разработке проектов нормативных документов в области обеспечения единства измерений;
5) проведение обязательной метрологической экспертизы содержащихся в проектах нормативных правовых актов РФ требований к измерениям, стандартным образцам и средствам измерений;
6) создание и ведение ФИФ ОЕИ и предоставление содержащихся в нем документов и сведений;
7) участие в международном сотрудничестве в области метрологии
В части 6 статьи 21 Закона определены две основные задачи государственных региональных центров метрологии:
1) проведение поверки средств измерений в соответствии с установленной областью аккредитации;
2) совершенствование, содержание и применение государственных эталонов единиц величин, используемых для обеспечения прослеживаемости других эталонов единиц величин и средств измерений к государственным первичным эталонам единиц величин.
К иным государственным службам ОЕИ относятся:
Государственная служба времени, частоты и определения параметров вращения Земли (ГСВЧ);
Государственная служба стандартных образцов состава и свойств вещества и материалов (ГССО);
Государственная служба стандартных справочных данных и физических константах и свойствах веществ и материалов (ГСССД).
3) Проработайте самостоятельно ГОСТ Р 50762-95 «Общественное питание. Классификация мероприятий». Укажите отличительные признаки предприятий общественного питания разных типов. Какие факторы учитываются при определении типа предприятия? Чем отличаются бары разных классов?
Настоящий стандарт предусматривает следующие типы предприятий общественного питания: ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная.
Ресторан - предприятие общественного питания с широким ассортиментом блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные; вино - водочные, табачные и кондитерские изделия, повышенным уровнем обслуживания в сочетании с организацией отдыха.
Бар - предприятие общественного питания с барной стойкой, реализующее смешанные, крепкие алкогольные, слабоалкогольные и безалкогольные напитки, закуски, десерты, мучные кондитерские и булочные изделия, покупные товары.
Кафе - предприятие по организации питания и отдыха потребителей с предоставлением ограниченного по сравнению с рестораном ассортимента продукции. Реализует фирменные, заказные блюда, изделия и напитки.
Столовая - общедоступное или обслуживающее определенный контингент потребителей предприятие общественного питания, производящее и реализующее блюда в соответствии с разнообразным по дням недели меню.
Закусочная - предприятие общественного питания с ограниченным ассортиментом блюд несложного приготовления из определенного вида сырья и предназначенное для быстрого обслуживания потребителей.
При определении типа предприятия учитывают следующие факторы:
- ассортимент реализуемой продукции, ее разнообразие и сложность изготовления;
- техническую оснащенность (материальную базу, инженерно - техническое оснащение и оборудование, состав помещений, архитектурно - планировочное решение и т.д.);
- методы обслуживания;
- квалификацию персонала;
- качество обслуживания (комфортность, этику общения, эстетику и т.д.);
- номенклатуру предоставляемых потребителям услуг.
Бары по уровню обслуживания и номенклатуре предоставляемых услуг подразделяются на три класса - люкс, высший и первый, которые должны соответствовать следующим требованиям:
- "люкс" - изысканность интерьера, высокий уровень комфортности, широкий выбор услуг, широкий выбор заказных и фирменных напитков, коктейлей;
- "высший" - оригинальность интерьера, выбор услуг, комфортность, широкий выбор фирменных и заказных напитков и коктейлей;
- "первый" - гармоничность, комфортность и выбор услуг, разнообразный набор напитков, коктейлей несложного приготовления, в т.ч. заказных и фирменных.
Бары различают:
- по ассортименту реализуемой продукции и способу приготовления - молочный, пивной, винный, кофейный, коктейль - бар, гриль - бар;
- по специфике обслуживания потребителей - видеобар, варьете - бар и др.
Список литературы
Кодекс об административных правонарушениях (в ред. Федерального закона от 22 июня 2007 г. N 116-ФЗ).
Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений" от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ.
ГОСТ Р 50762-95 «Общественное питание. Классификация мероприятий». Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 05.04.95 N 198.
Алпеев Анатолий. Некоторые аспекты теории и качества нормативных документов // Стандарты и качество, 2006. - № 7. - с. 23-28.
Басаков М.И. Сертификация продукции и услуг с основами стандартизации и метрологии. - Ростов на Дону: Издательский центр "МарТ", 2006.
Галеев И. Н. Комментарии к закону «Об обеспечении единства измерений" от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ.- М.,2009.
Димов Ю.В. Метрология, стандартизация и сертификация.- Спб.: Питер, 2006.
Крылова Г.Д. Стандартизация, сертификация и метрология.- М., 2007
Прохоров Ю.К. Управление качеством: Учебное пособие. – СПб: СПбГУИТМО, 2007.
Радченко Л.А. Основы метрологии, стандартизации и сертификации. - М.: Дашков и Ко, 2006.
1 Крылова Г.Д. Стандартизация, сертификация и метрология.- М., 2007.
2 Прохоров Ю.К. Управление качеством: Учебное пособие. – СПб: СПбГУИТМО, 2007.
3 Галеев И. Н. Комментарии к закону Об обеспечении единства измерений" от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ.- М.,2009.
4 Кодекс об административных правонарушениях (в ред. Федерального закона от 22 июня 2007 г. N 116-ФЗ).