Модернизация привода токарно-винторезного станка мод. 1А616
Министерство образования и науки Украины
Житомирский государственный технологический университет
Кафедра ТМ и КТС
Курсовой проект
по дисциплине: "Оборудование и транспорт механических цехов"
"Модернизация привода токарно-винторезного станка мод. 1А616"
Житомир
Вступление
Проектирование или модернизация металлорежущего станка или отдельного его узла – это скрупулезный творческий поиск, который обязательно сопровождается необходимыми проектными и проверочными расчетами, связанных с достижением заданных показателей точности и надежности, производительности и металлоемкости и т. д.
Для реализации всех этих задач необходимо постоянно повышать качество подготовки специалистов станкостроения.
Шпиндель и шпиндельный узел есть наиболее ответственным элементом металлорежущего станка, так как от него зависит точность обработки детали. В связи с этим, к шпинделю и его опор при расчете и проектировании предъявляются повышенные требования: проверка на прочность, проверка на жесткость и податливость, проверка на виброустойчивость и биение.
Только инженер, который владеет хорошей общей конструкторской и технологической подготовкой, может создать современную машину или систему, отворив известный прототип, но на более высоком научно-техническом уровне.
Задание
Произвести модернизацию токарного станка, переделав его шпиндельный узел с ступенчатым регулированием частоты вращения двигатель в шпиндельный узел с бесступенчатым регулированием частоты вращения шпинделя.
При этом необходимо реализовать параметры в соответствии с заданием.
Исходные параметры
Материал обрабатываемого материала - СЧ.
Максимальная
частота вращения шпинделя -
.
Мощности
двигателя -
.
Диаметр сверла (при осевом сверлении) - 12 мм.
Данные:
материал обрабатываемого материала -
СЧ;
,
на основе заданной мощности двигателя
-
,
был выбран базовый станок 1А616, и двигатель
из серии 4ПФ112SВБ.
Технические характеристики двигателя 4ПФ112SВБ
Мощность двигателя, кВт - 4.
Максимальны обороты двигателя, мин-1 - 4800.
КПД - 76.
Технические характеристики станка 1А616.
Высота центров, мм - 165.
Максимальное расстояние между центрами, мм - 710.
Наибольший диаметр заготовки, устанавливаемый над станиной, мм - 320.
Наибольший диаметр обработки над суппортом, мм - 180.
Диаметр сквозного отверстия в шпинделе, мм - 35.
Пределы величин продольных и поперечных подач суппорта, мм/об - 0,03-1,04.
Типы нарезаемой резьб:
метрическая, наг в мм - 0,5-48;
дюймовая, число ниток на 1" - 48-2.5;
модульная, модуль в мм - 0,25-40-,5;
питчевая, в питчах - 128-4,5;
Мощность главного электродвигателя, кВт - 4,5.
Расчет кинематики привода шпинделя с плавным регулированием скорости
Диаметры обработки


Глубина резания.
,
где
=0,6
для чугуна и бронзы;
=0,7
для сталей;



Подача.


Для обеспечения необходимой частоты вращения шпинделя равной 3500 мин-1 необходимо ставить ременную передачу с плоским зубчатым ремнем. Передаточное отношение ременной передачи:

Расчет ременной передачи с зубчатым ремнем
Исходные данные:




Характеристика зубчатого ремня.
Толщина
зуба -
мм
Высота
зуба -

Угол
профиля зуба -

Толщина
ремня
-

Число зубьев.


Диаметры шкивов:

Скорость ремня:

Межосевое расстояние:

Количество зубьев в ремне:

Длина ремня:

Уточненное межосевое расстояние:

Нагрузка, окружная сила:

Угол обхвата ведущего шкива:

Число зубьев ремня в зацеплении с ведущим шкивом:

Удельная нагрузка:

Ширина ремня:


Допустимая нагрузка ремня:

предварительная натяжка:

Расчет та проектирование шпинделя и шпиндельного узла
Расчет геометрических параметров шпинделя
Диаметр передней опоры:
мм
Диаметр задней опоры:
мм
Округляем полученные значения диаметров опор к ближайшему, большему стандартному значению.
мм
мм
Расстояние между опорами:
мм
Длина передней консоли:
мм
Диаметр шпинделя между опорами:
мм
Внутренний диаметр равен диаметру отверстия базового станка
мм
Исходя из значения скоростного коэффициента, выбираем схему опор, которая будет иметь вид:

Тип подшипников передней опоры: радиально-упорные 46217 в количестве трех штук, а задней опоры 46212. в количестве двух штук
Силы резания.
,
Скорость резания.

где
для твердосплавного инструмента- 92;
t - проектная глубина точения- 3.39 мм;
S - подача, которая соответствует проектной глубине резания- 1.04 мм/об;
V - скорость резания =494,55 м/мин;
-
для условий черновой обработки-
(1,05-1,5); x=1.0; y=0.85; n=0 определяются по
справочнику.


для
твердосплавного инструмента - 54;
t - проектная глубина точения - 3.39 мм;
S - подача, которая соответствует проектной глубине резания- 1.04 мм/об;
V - скорость резания =494,55 м/мин;
-
для условий черновой обработки-
(1,05-1,5); x=0,9; y=0,75; n=0 определяются по
справочнику.



Расчет шпиндельного узла токарного станка на радиальную и осевую жесткость
Расчетная схема:

Определение реакций в опорах:



Проверка:

Крутящий момент на шпинделе:

Проверочный расчет шпиндельного узла на прочность.

Наименьший диаметр пустотелого вала:


прочность
обеспечена
Определяем упругое перемещение тел качения и колец подшипника в нагруженной опоре:


Определяем контактную деформацию посадочных поверхностей подшипника и корпуса:

Жесткость передней опоры

Передняя опора собрана по схеме "триплекс", по этому

Податливость передней опоры:

Определяем упругое перемещение тел качения и колец подшипника в задней опоре:


Определяем контактную деформацию посадочных поверхностей подшипника и корпуса:

Жесткость передней опоры

Задняя опора собрана по схеме "дуплекс", по этому

Податливость задней опоры:

Перемещение переднего конца шпинделя от изгибающей нагрузки:




Перемещение переднего конца шпинделя от податливости опор:

Перемещение переднего конца шпинделя от сдвига поперечными силами:



Радиальная жесткость шпиндельного узла при действии на консоль силы Р.

Так как передняя опора собрана
по схеме триплекс та по принципу
суперпозиции
,
,
.
Определение осевой жесткости шпиндельного узла:
Расчет
осевой силы резания при сверлении
;
S=0,5
мм/об;
;
;
q=1.2;
y=0.75.

Расчет
осевой силы резания при точении
= 46; t = 3.3 мм; S = 1.1 мм/об; V =494,5 м/мин;
=(1,05…1,5); x=1.0; y=0.4; n=0, эти значения
определяются по справочнику.
.
по
этому, дальнейший расчет будет производится
по осевой силе
.
Упругое сближение тел качения и колец
упорного подшипника:
Подшипник радиально-упорный 46117




Контактная деформация колец подшипников и корпуса опоры в месте прикасания:

площадь контакта

Осевая жесткость:

С учетом схемы установки
подшипников

Литература
Г.Д. Василюк., В.Ю. Лоев., П.П. Мельничук. Конструювання, розрахунок та експлуатація токарніх верстатив з ЧПК: Навчальний посібник.-Житомир: ЖІТІ, 2001,-400 с.
Кобзар Є. П., Мельничук Л.С., Громовий О.А. Розрахунки та проектування вузлів та деталей верстатів і систем: Навчальний посібник.- Житомир: ЖІТІ, 2000,-361 с.
Перель Л.Я. Подшипники качения: Расчет, проектирование и обслуживание опор: Справочник.- М.: Машиностроение, 1983-543 с; ил.
Справочник технолога-машиностроителя. В 2-х т. Т1/под ред. А.Г. Косиловой и Р.К. Мещерякова.-4-е из., перераб. И доп.-М.:Машиностроение 1985. 656 с., ил.
Справочник технолога-машиностроителя. В 2-х т. Т2/под ред. А.Г. Косиловой и Р.К. Мещерякова.-4-е из., перераб. И доп.-М.:Машиностроение 1985. 496 с., ил.