Механические вибраторы строительных и дорожных машин
Федеральное агентство по образованию
Пермский государственный технический университет
Курсовая работа
Механические вибраторы строительных и дорожных машин
1 Задание на проектирование
Спроектировать виброблок с дискретно-регулируемой (от min до max) возбуждающей (возмущающей) силой, имеющей следующие параметры:
1.1 Максимальная возбуждающая сила P>max>=4000 H =4 kH
1.2 Конструктивная схема виброблока № Г
1.3 Тип корпуса подшипника виброблока Ц
1.4 Форма дебалансного элемента № 6
1.5 Привод виброблока – асинхронный электродвигатель. Синхронная
частота вращения ротора электродвигателя 3000 об/мин
1.6 Частота вращения дебалансного вала виброблока n=2000об/мин
1.7 Глубина регулирования возмущающей силы виброблока Г>рег>=80%
Г>рег>= P>min>=P>max>(1-Г>рег>)=4(1-0.80)=0.8 kH
Время необходимое для изменения (регулирования)возмущающей силы виброблока не менее 5 минут
Дебалансный вал виброблока должен быть закрыт быстросъемным защитным кожухом
Опоры дебалансного вала расположить на общей соединительной пластине, предназначенной для крепления виброблока на объекте использования
2 Принципиальная схема и расчет элемента виброблока
Форма дебалансного виброблока
Принципиальная схема элемента виброблока
2 Расчеты
2.1 Выбор материала деталей. Вал виброблока и дебалансный элемент выполняем из стали 45.
Определить размеры поперечного сечения вала виброблока
F>вал>=πd2/4=Р>max>n>E>/[T>ср>] – площадь сечения вала
n>E>> >–суммарный коэффициент запаса прочности (n>E>2.5)
[T>ср>]–допускаемые напряжения при срезе [T>ср>] <65МПа=650 ктс/см2
F>вал>=4000·2.5/65·106=0.0001538 м2 =1.538 см2
Диаметр расчетного сечения d== 1,4см = 14 мм
Выбрать подшипники качения опор виброблока из расчета3000часов непрерывной работы.
L>n>-долговечность работы подшипника L>n>=106/60n(c/R>э>) γ
n-число оборотов вала виброблока (n=2000об/мин)
R>э >- эквивалентная динамическая нагрузка на подшипник, которая в первом приближении R>э >=(1…1,5)Р>max>=1.2·4000=4800 Н
γ-показатель степени (γ=3 для шариковых подшипников)
с- табличная грузоподъемность подшипника.
В результате подбора удовлетворяющим условию оказывается подшипник 1311, средняя серия:
Шарики |
n>пред>,об/мин, при смазке |
Масса,кг типов |
d>2>, наим. |
D>2>, наиб. |
|||||||||
d>к> |
D |
B |
r |
α0 |
D>w> |
z |
C |
C>o> |
плас-тичной |
жид-кой |
1000 или 111000 |
||
55 |
120 |
29 |
3,0 |
9 |
15,08 |
15 |
40600 |
22900 |
4000 |
5000 |
1,58 |
64,4 |
111 |
2.4 Определить мощность приводного электрического двигателя
N= k>н.п>*fР>max>> >πd>к>n/η , [Вт]
k>н.п> = (1÷1,5) – коэффициент неучтенных потерь, f = 0,01 – коэф. трения качения, d>к> –диаметр отверстия внутреннего кольца (d=0.055 м; η=0.94; π=3.14; P>max>=4000 H; n=2000об/мин=50об/с)
N=0.01*4000*3.14*0.055*50/0.94=294 Вт=0.294 кВт
Возьмем электродвигатель асинхронный трехфазной серии 4А с синхронной частотой вращения 3000 об/мин
4А63А2У N=0.37 кВт n=2770 об/мин
2.5 Спроектировать дебалансный элемент, имеющий, при данной форме и размерах, максимальную величину радиальной координаты центра масс. При проектировании считаем R>d>/d>0>3,
где d>0>- диаметр вала в месте установки дебаланса
d>0>=65 мм R>d>=75 мм
Координату центра масс определяем с помощью подвеса натуральной модели дебаланса на оси, не совпадающей с центром масс: R>ц>=12мм
Спроектируем опоры качения виброблока, состоящие из корпуса подшипника и уплотнительных устройств. Корпус подшипника цельный, имеет лапы для крепления.
Уплотнительные устройства - резиновые армированные манжеты ГОСТ 8752-85 (без пыльника).
d>В> = d>к> + 5=60 мм
диаметр вала, d>В >мм |
наружный диаметр, мм |
ширина, В мм |
60 |
85 |
12 |
Смазку для подшипников возьмем солидол жировой (ГОСТ 1033- 79).
Составим расчетную схему.
Определим расстояние между опорами L(2030).
L(2030)= (2030)=383,2 мм.
Расстояние м/у опорами L=220мм.
Определить реакции опор :
М>В>=0 : Р>1>*l>1> - R>В> *(l>1>+l>2>) + Р>2>*(l>1>+l>2>+ l>3>) =0
R>В> >=> (Р>2>*(l>1>+l>2>+ l>3>) +> >Р>1>*l>1> )/ (l>1>+l>2>) =(3,2*(l>1>+l>2>+ l>3>) +> >Р>1>*l>1> )/ (l>1>+l>2>)=
=(3,2*0,3+0,8*)/0,22=4,76кН
М>А>=0: R>А> *(l>1>+l>2>)- Р>1>*l>2> + Р>2>* l>3> =0
R>А>=( Р>1>*l>2> -Р>2>* l>3>)/ (l>1>+l>2>) =(0.8*0.11-3.2*0.08)/0,22=-0,76 кН
Проверка: Р>max>+ R>А>+R>B>=0
-4000+4760-760=0
0=0 , то есть реакции определены верно.
Выполняем проверку долговечности подшипников R>э>=V*R*k>б>*k>t>
V=1- коэф. вращения, k>б>=(1÷1,2) – коэф. безопасности, k>t> – температурный коэф.
R>э>=1*4760*(1÷1,2)*1 ≈4800
Повторим расчет подшипников на долговечность:
L>n>=106/60·2000(40600/4800)3=5042.8 часов
Подобранный подшипник подходит, так как полученная долговечность больше требуемой (3000 часов).
2.8 Спроектируем фрагмент клиноременной передачи.
Подбираем ведомый шкив, зная диаметр ведущего шкива и число оборотов в минуту электродвигателя и виброблока, т.к. линейная скорость ремня приводного и ведущего шкива одинаковы, =>
; ;
; ;
мм,
мм, => диаметр ведомого шкива равен 140 мм.
2.9 Рассчитаем, подберем и установим крепежные болты (4шт.)
Рассчитаем наиболее нагруженный болт из условия, что нагрузка на него не будет превышать P>max>=4000 H
σ=P/F[σ], где [σ]=160 мПа
F=4000/160·106=25·10-6м2= 25 мм2
d==5,7 мм , тогда принимаем болты М10
Рассчитываем массу дебалансного элемента.
P>max>=mω2R => m= P>max>/ω2R - масса дебаланса.
Угловая скорость вращения дебаланса
ω=πn/30=3.14·2000/30≤209,34 рад/мин
R>ц >- расстояние от оси вращения дебалансного вала до центра масс дебаланса (R=12мм).
кг,кг.
Площадь дебаланса F=117 см2 , плотность материала дебаланса ρ=7800кг/м3. Зная площадь дебалансного элемента, его массу и плотность стали, определим толщину диска:
,
,
,.
Составим график величины и направления возмущающей силы виброблока в зависимости от углового положения сменных дебалансных элементов.
Q>1>=P>min> |
Q>2> |
Q>3> |
Q>4> |
Q>5>= P>max> |
800 |
1600 |
2400 |
3200 |
4000 |
Q= F>1>+F>2>*cosα; , где F>1>=F>2>=2400 Н
,
,
,
,
,
3 Схемно–конструктивный анализ вибровозбудителей бегункового (поводкового) одночастотного и поличастотного вибратора
В дебалансных вибраторах центробежная сила дебалансов полностью передается на подшипники вала вибратора. С целью разгрузки подшипников предложена, конструкция бегункового вибратора (рис. 3). Здесь дебаланс 1, выполненный в виде цилиндрического ролика радиусом r, катится по внутренней поверхности беговой дорожки 2. Движение к ролику от водила 3 передается через специальный поводок 4. Центробежная сила P>1>, возникающая при вращении водила, передается непосредственно на корпус виброэлемента. Подшипники ролика нагружены только тем усилием, которое необходимо для преодоления сопротивления перекатыванию его по беговой дорожке.
В
случае применения дебалансных роликов
(рис. 3, б) возникают две центробежные
силы различной частоты. Одна возбуждающая
сила развивается вследствие вращения
ц. т. ролика относительно оси О , а вторая
- ввиду вращения ролика относительно
своей оси О>1>.
Движение, ролика в этом случае можно
представить состоящим из поступательного
вместе с центром ролика и вращательного
относительно этого центра.
При поступательном движении центробежная сила изменяется с частотой вращения водила >0>, (рис. 3, б). Ее амплитудное значение определяется из выражения
P>1>=P>1>+P>1>=(M+m)R>0>2
где P>1>- составляющая центробежной силы от массы М, сосредоточенной в точке O>1>, Н ; р>1> - составляющая центробежной силы от массы m приложенной в ц.т. дебаланса (в точке А), Н; М - масса уравновешенной части ролика, кг; m масса дебаланса ролика, кг; R - радиус вращения центра ролика, м.
Вторая сила, изменяющаяся с частотой >р>, возникает вследствие вращения неуравновешенного ролика вокруг своей оси:
P>2>=m∙e∙>p>2
где е - эксцентриситет дебалансной части ролика, м; >р> - угловая скорость вращения ролика, c-1:
>р>=R / r ∙>0>
При установке нескольких дебалансных роликов различного диаметра результативная возмущающая сила равна геометрической сумме составляющих возмущающих сил. Большое значение при этом имеют начальные углы установки дебалансных роликов.
В существующих конструкциях поличастотных бегунковых (поводковых) вибраторов дебалансные ролики свободно перекатываются по беговой дорожке только за счет сил трения. Уменьшение сил трения при вибрации, чему способствует наличие масла в корпусе вибратора, силы инерции при пуске, а также противодействующий момент дебалансной части создают условия для проскальзывания ролика относительно беговой дорожки. Это вызывает уменьшение частоты вращения ролика и в некоторых случаях его остановку. Наличие скольжения изменяет характер результативной возмущающей силы, делает ее переменной и не позволяет иметь стабильный режим вибрации. Параметры бегунковых поличастотных вибраторов необходимо выбирать, с учетом отсутствия отрыва и скольжения ролика. При заданных параметрах необходимо создавать условия, при которых коэффициент трения ролика по беговой дорожке корпуса вибратора будет больше минимального.
Литература
Механические вибраторы строительных и дорожных машин. Под редакцией В.П. Шардина.
2. Курсовое проектирование деталей машин. Под редакцией А.Е. Шейнблита.