Динамический анализ механизмов долбежного станка
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
Донбасский государственный технический Университет
Кафедра прикладной механики
Динамический анализ механизмов долбежного станка
Алчевск, 2006
Схема механизма и исходные данные
Механизмы долбежного станка
Долбежный станок предназначен для долбления пазов и внутренних канавок в отверстиях. Для движения ползуна с резцом используется шестизвенный кривошипно-кулисный механизм OALBCDEP с качающейся кулисой. Кривошип 2 получает вращательное движение от электродвигателя через клинно-ременную передачу и горизонтальный одноступенчатый редуктор с цилиндрическими колесами. Вращательное движение кривошипа преобразуется в возвратно-поступательное движение ползуна 6 через качающуюся вокруг опоры С кулису 4 с камнем 3 и шатун 5. Ход ползуна Н выбирается в зависимости от длины обрабатываемой поверхности детали с учетом перебегов 0.05Н в начале и конце рабочего хода (см. диаграмму сил полезного сопротивления). Рабочий ход ползуна 6 совершается за больший промежуток времени, чем холостой ход, и соответствует большему углу поворота кривошипа.
Кинематический анализ и выбор электродвигателя
Планы положения мех – ма и силы полезного сопротивления
Выбрав масштаб построили 8–9 планов положений механизма при общем изображении стойки. Пусть ОА=35 мм, тогда
Сначала определили крайнее положение механизма перед рабочим ходом и начиная от него построили 6–8 планов положений механизма соответствующих положениям ведущего звена механизма. Определили 2-ое крайнее положение звеньев механизма и построили для него план механизма. Построили диаграмму усилий, действующее на исполнительное звено, и если необходимо, построили 2 плана положений соответствующие началу и концу действия сил полезного сопротивления.
Структурный анализ механизма
1. Выписываем кинематические пары определяя класс и вид
1–2 – вращ., 5 кл
2–3 – вращ., 5 кл
3–4 – поступ., 5 кл
4–1 – вращ., 5 кл
4–5 – вращ., 5 кл
5–6 – вращ., 5 кл
6–1 – поступ., 5 кл
2. Определяем степень подвижности
W=3n-2p>5> – p>4> =3*5–2*7=1
3. Строим структурную схему механизма
4. Определяем группы Ассура, определяем класс, порядок и вид
5–6 гр. Ассура, II класса, II порядка, с внешней поступательной парой
3–4 гр. Ассура, II класса, II порядка, с внутренней поступательной парой
1–2 механизм I класса
5. Определяем точки наслоения
I (1,2) – II (3,4) – III (5,6)
Весь механизм II класса.
Планы скоростей. Линейные скорости точек и угловые скорости звеньев
Построение плана скоростей
Скорость точки A постоянна и равна:
Выбираем масштаб плана скоростей. Пусть отрезок - изобр. скорость т.А на плане скоростей. Тогда масштаб плана скоростей будет:
Вектор p>v>а направлен перпендикулярно ОА по направлению ω>2.>
Рассмотрим группу Ассура 3–4 (внутренняя точка А>4>) и запишем систему уравнений:
V>A>>4 >= V>A>+ V>A>>4А>> >
V>A>>4> = V>С>+ V>A>>4С>> >> >
Систему решим
графически. Рассмотрим первое уравнение
системы: через точку a
плана скоростей проводим прямую,
параллельную звену BL>
>(на этой
прямой будет находиться V>A>>4А>
и точка A>4>).
Решаем второе уравнение.V>С>=0,
т. к. точка С
неподвижна, а значит вектор p>v>с,
изображающий скорость V>С>
=0 и>
>точка С
совпадает с p>v>>.
>Через
полюс плана скоростей (точки с)
проводим прямую перпендикулярную А>4>C.
При пересечении двух прямых получаем
положение точки а>4>>.>
Положение точек b, на плане скоростей определяем по теоремам подобия. Точка b будет находиться так:
Проведём окружность радиусом а>4>b с центром в точке а>4> и радиусом cb с центром в точке c, пересечение их является точка b. Из полюса p>v>> >проводим вектор в точку b.
Точка , будет находиться на отрезке bа>4>, причём:
Точка d будет находиться на отрезке bc, причём:
Рассмотрим группу Ассура 5–6 (внутренняя точка Е) и запишем систему уравнений:
V>Е>> >= V>D>+ V>ED>> >
V>E> = V>P>+ V>EP>> >
Систему решим графически. Рассмотрим первое уравнение системы: через точку d плана скоростей проводим прямую (на этой прямой будет находиться V>ED> и точка E).
Решаем второе уравнение.V>P>=0, т. к. точка P неподвижна, а значит вектор p>v>> >p, изображающий скорость V>P> =0 и> >точка P совпадает с p>v>>. >Через полюс плана скоростей (точки p) проводим прямую > >. При пересечении двух прямых получаем положение точки e(s>6>)>.>
Точка будет находиться на отрезке de(ds>6>), причём:
Определим истинные значения линейных скоростей точек и угловых скоростей звеньев механизма:
План скоростей рассмотрен для выделенного положения.
Аналогично строится планы скоростей для остальных положений механизма.
Результаты заносятся в таблицу скоростей точек и звеньев механизма.
Таблица 1 – Линейные скорости характерных точек и угловые скорости звеньев
Параметр |
Значение в положении |
||||||||
1 |
2 |
Основное |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
V>А4, м/с> |
0 |
1.32 |
2.2 |
2.7 |
0.6 |
1.5 |
0 |
1.3 |
2.5 |
V>B, >>м/с> |
0 |
0.5 |
0.7 |
0.8 |
0.6 |
0.4 |
0 |
0.6 |
1.1 |
V>D>>, м/с> |
0 |
1.1 |
1.6 |
1.9 |
1.3 |
1. |
0 |
1.1 |
2.7 |
V>E>>, м/с> |
0 |
0.8 |
1.4 |
2 |
1.4 |
1.1 |
0 |
1.2 |
2.6 |
V>S4>>, м/с> |
0 |
0.7 |
1.2 |
1.2 |
0.9 |
0.7 |
0 |
0.7 |
1.8 |
V>S5>>, м/с> |
0 |
1 |
1.5 |
0.2 |
1.4 |
1.1 |
0 |
1.1 |
2.6 |
V>L>>,м/с> |
0 |
1.7 |
2.6 |
2.9 |
2.1 |
1.7 |
0 |
1.8 |
4.1 |
V>A4A>>,м/с> |
0 |
2.8 |
2.3 |
0.4 |
1.4 |
1.8 |
0 |
2.8 |
1.2 |
V>A4C>>,м/с> |
0 |
1.3 |
2.2 |
2.7 |
0.6 |
1.5 |
0 |
1.3 |
2.5 |
V>ED>>,м/с> |
0 |
0.4 |
0.5 |
0.4 |
0.3 |
0.3 |
0 |
0.3 |
0.2 |
V>EP>>,м/с> |
0 |
0.8 |
1.4 |
2 |
1.4 |
1.1 |
0 |
1.2 |
2.6 |
ω>4>>, >с-1 |
0 |
0.2 |
0.3 |
0.4 |
0.1 |
0.2 |
0 |
0.2 |
0.5 |
ω>5>>,>с-1 |
0 |
1 |
1.1 |
0.8 |
0.7 |
0.6 |
0 |
0.6 |
0.4 |
5. Построение диаграммы приведенного момента сил сопротивления
Определение точки приложения и направление уравновешивающей силы (приведенной силы)
Для определения полюса зацепления в зубчатой передаче, принять радиус делительной окружности ведомого колеса 2 .
Выделить более четкими линиями один из планов механизма на рабочем ходу (где действует сила полезного сопротивления), но не крайние положения. Для этого положения пронумеровать звенья и обозначить кинематические пары и центры масс звеньев. Нумерацию планов положений начать с крайнего положения перед рабочим ходом.
Определяем радиус делительной окружности ведомого колеса
Принимаем r>2>=0,09 м, используя масштаб , определим масштаб на плане механизма:
На плане механизма находится точка полюса зацепления (т. р>0>), а также направ-ление уравновешивающей силы (приведенной силы и ее точки приложения т. В>2>)
Используя теорему подобия находим положения и скорость т. В>2>> >на планах скоростей в каждом положении:
Пара- метры |
Положения |
||||||||
1 |
2 |
Основное |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
p>v>b>2>мм |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
ab>2>мм |
105 |
110 |
106 |
82 |
46 |
38 |
17 |
22 |
55 |
V>B2> м/с |
2.2 |
2.2 |
2.2 |
2.2 |
2.2 |
2.2 |
2.2 |
2.2 |
2.2 |
Определение силы полезного сопротивления по диаграмме сил и силы тяжести звеньев в каждом положении и прикладывание его к механизму
Определяем силы тяжести:
Значение сил полезного сопротивления и сил тяжести звеньев во всех положениях механизма одинаковы, кроме 1-ого и 7-ого, где F=0
Силы проставляются только в выделенном положении.
Согласно теоремы Жуковского «О жестком рычаге», перенести все силы из плана механизма на план скоростей повернув их на 900 в том числе .
Взять сумму моментов всех сил относительно p>v>> >и найти величину, направление .
Уравновешивающий момент:
Поскольку приведенная сила сопротивления и приведенный момент сопротивления то имеем значения приведенных моментов сил сопротивления. Каждый момент заносим в таблицу
Таблица 3 – Приведенные значения моментов сил полезного сопротивления
Положения |
1 |
2 |
Основное |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
, кНм |
0 |
19,5 |
31,4 |
46 |
33 |
25,9 |
0 |
15,9 |
10 |
По значениям в таблице строим график на миллиметровке.
Определение мощности электродвигателя и разбивка передаточного отношения по ступеням. Определив для каждого положения строим график изменения приведенного момента сил сопротивления от функции угла поворота звена приведения по оси абсцисс, масштаб равен:
Имея зависимость определяем требуемую мощность электродвигателя, для этого находим работу сил сопротивления:
,
где S – площадь, мм>2>
Тогда работа движущих сил:
,
где A>g> – полезная работа механизма,
Средняя мощность движущих сил:
Требуемая мощность электродвигателя: ,
где
КПД зубчатой передачи, - цилиндрическая передача
- КПД ременной передачи,
- КПД одной пары подшипников качения,
количество пар подшипников качения
По ГОСТ 19523–81 выбираем , причем , согласно выбираем синхронную частоту вращения , процент скольжения S. Соответственно выбрали:
=0,55 кВт, =1500 об/мин, S=7,3%
Определяем номинальное число оборотов электродвигателя:
Определяем передаточное число, общее:
где - передаточное число редуктора, выбираем по ГОСТ 2185–66
Up – передаточное число ременной передачи
радиус делительной окружности шестерни
Построение диаграммы изменения кинетической энергии
Имея диаграмму сил сопротивления графически проинтегрируем ее методом хорд и получим график работы сил сопротивления . Масштаб графика получим вычисляя по формуле:
,
где масштаб
масштаб оси
Н – полюсное расстояние при графическом интегрировании, мм
Приведенный момент движения сил для промышленных установок принимаем постоянным в течение всего цикла установившегося режима. Учитывая то обстоятельство, что за полный цикл установившегося движения работа движущих сил равна работе сил сопротивления. Соединяем 1-ую и последнюю точки в диаграмме прямой линией. Указанная прямая в положительной области представляет собой диаграмму работ движущих сил . Вычитая из ординат диаграммы соответствующие ординаты диаграммы и откладывая разность на соответствующей ординате получаем диаграмму изменения (приращения) кинетической энергии механизма
Определение истинной скорости движения звена приведения
Построение диаграммы приведенного момента инерции по уровню:
Определяем значения приведенного момента инерции в каждом положении:
Результат заносим в таблицу.
Таблица 4 – Значения приведенных моментов инерции
Положение |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
0,15 |
0,25 |
0,43 |
0,52 |
0,39 |
0,3 |
0,15 |
0,32 |
0,86 |
По полученным значениям строим график изменения приведенного момента инерции от функции угла поворота звена приведения .
Масштаб
Построение диаграммы «Энергия – масса» (кривой Виттенбауэра) и зависимости
Исключив из графиков и аргумент φ получим функциональную зависимость изменения приращения к кинетической энергии от приведенного момента инерции - диаграмму Виттенбауэра.
Кинетическая энергия механизма в любой момент времени можно представить в виде суммы кинетической энергии механизма в начальный момент времени и разности работ сил движущих A>g>> >и сил сопротивления A>с> за время соответствующее повороту звена приведения на угол φ, т.е.
Переносим начало координат графика на расстояние соответствующее значению кинетической энергии .
В этом случае диаграмма Виттенбауэра отнесенная к новой системе координат, представляет кривую изменения кинетической энергии всего механизма функции приведенного момента инерции
Истинная скорость звена приведения в данном его положении:
(1)
Взяв на кривой произвольно выбрав точку с координатами (х, у) и определив значение:
После подстановки в формулу (1) получим:
(2)
Полученные данные заносим в таблицу.
Таблица 5-Значения истинной скорости движения звена приведения
Положение |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
По значениям таблицы строим диаграмму изменения истинной скорости движения звена приведения .
Из нового начала координат т. О>1 >касательно к диаграмме проводим
Лучи и находим лучи , тогда по формуле (2) находим ,. Угловые
Скорости звена приведения: