Динамический анализ механизмов долбежного станка
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
Донбасский государственный технический Университет
Кафедра прикладной механики
Динамический анализ механизмов долбежного станка
Алчевск, 2006
Схема механизма и исходные данные
Механизмы долбежного станка
Долбежный станок предназначен для долбления пазов и внутренних канавок в отверстиях. Для движения ползуна с резцом используется шестизвенный кривошипно-кулисный механизм OALBCDEP с качающейся кулисой. Кривошип 2 получает вращательное движение от электродвигателя через клинно-ременную передачу и горизонтальный одноступенчатый редуктор с цилиндрическими колесами. Вращательное движение кривошипа преобразуется в возвратно-поступательное движение ползуна 6 через качающуюся вокруг опоры С кулису 4 с камнем 3 и шатун 5. Ход ползуна Н выбирается в зависимости от длины обрабатываемой поверхности детали с учетом перебегов 0.05Н в начале и конце рабочего хода (см. диаграмму сил полезного сопротивления). Рабочий ход ползуна 6 совершается за больший промежуток времени, чем холостой ход, и соответствует большему углу поворота кривошипа.
Кинематический анализ и выбор электродвигателя
Планы положения мех – ма и силы полезного сопротивления
Выбрав масштаб
построили 8–9 планов положений механизма
при общем изображении стойки. Пусть
ОА=35 мм, тогда
Сначала определили крайнее положение механизма перед рабочим ходом и начиная от него построили 6–8 планов положений механизма соответствующих положениям ведущего звена механизма. Определили 2-ое крайнее положение звеньев механизма и построили для него план механизма. Построили диаграмму усилий, действующее на исполнительное звено, и если необходимо, построили 2 плана положений соответствующие началу и концу действия сил полезного сопротивления.
Структурный анализ механизма
1. Выписываем кинематические пары определяя класс и вид
1–2 – вращ., 5 кл
2–3 – вращ., 5 кл
3–4 – поступ., 5 кл
4–1 – вращ., 5 кл
4–5 – вращ., 5 кл
5–6 – вращ., 5 кл
6–1 – поступ., 5 кл
2. Определяем степень подвижности
W=3n-2p>5> – p>4> =3*5–2*7=1
3. Строим структурную схему механизма
4. Определяем группы Ассура, определяем класс, порядок и вид
5–6 гр. Ассура, II класса, II порядка, с внешней поступательной парой
3–4 гр. Ассура, II класса, II порядка, с внутренней поступательной парой
1–2 механизм I класса
5. Определяем точки наслоения
I (1,2) – II (3,4) – III (5,6)
Весь механизм II класса.
Планы скоростей. Линейные скорости точек и угловые скорости звеньев
Построение плана скоростей
Скорость точки A постоянна и равна:
Выбираем масштаб
плана скоростей. Пусть отрезок
-
изобр. скорость т.А на плане скоростей.
Тогда масштаб плана скоростей будет:
Вектор p>v>а направлен перпендикулярно ОА по направлению ω>2.>
Рассмотрим группу Ассура 3–4 (внутренняя точка А>4>) и запишем систему уравнений:
V>A>>4
>= V>A>+
V>A>>4А>>
>
V>A>>4>
= V>С>+
V>A>>4С>>
>>
>
Систему решим
графически. Рассмотрим первое уравнение
системы: через точку a
плана скоростей проводим прямую,
параллельную звену BL>
>(на этой
прямой будет находиться V>A>>4А>
и точка A>4>).
Решаем второе уравнение.V>С>=0,
т. к. точка С
неподвижна, а значит вектор p>v>с,
изображающий скорость V>С>
=0 и>
>точка С
совпадает с p>v>>.
>Через
полюс плана скоростей (точки с)
проводим прямую перпендикулярную А>4>C.
При пересечении двух прямых получаем
положение точки а>4>>.>
Положение точек b,
на плане скоростей определяем по теоремам
подобия. Точка b
будет находиться так:
Проведём окружность радиусом а>4>b с центром в точке а>4> и радиусом cb с центром в точке c, пересечение их является точка b. Из полюса p>v>> >проводим вектор в точку b.
Точка
,
будет находиться на отрезке bа>4>,
причём:
Точка d будет находиться на отрезке bc, причём:
Рассмотрим группу Ассура 5–6 (внутренняя точка Е) и запишем систему уравнений:
V>Е>>
>=
V>D>+
V>ED>>
>
V>E>
= V>P>+
V>EP>>
>
Систему решим
графически. Рассмотрим первое уравнение
системы: через точку d
плана скоростей проводим прямую
(на этой прямой будет находиться V>ED>
и точка E).
Решаем второе
уравнение.V>P>=0,
т. к. точка P
неподвижна, а значит вектор p>v>>
>p,
изображающий скорость V>P>
=0 и>
>точка P
совпадает с p>v>>.
>Через
полюс плана скоростей (точки p)
проводим прямую >
>.
При пересечении двух прямых получаем
положение точки e(s>6>)>.>
Точка
будет находиться на отрезке de(ds>6>),
причём:
Определим истинные значения линейных скоростей точек и угловых скоростей звеньев механизма:
План скоростей рассмотрен для выделенного положения.
Аналогично строится планы скоростей для остальных положений механизма.
Результаты заносятся в таблицу скоростей точек и звеньев механизма.
Таблица 1 – Линейные скорости характерных точек и угловые скорости звеньев
Параметр |
Значение в положении |
||||||||
1 |
2 |
Основное |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
V>А4, м/с> |
0 |
1.32 |
2.2 |
2.7 |
0.6 |
1.5 |
0 |
1.3 |
2.5 |
V>B, >>м/с> |
0 |
0.5 |
0.7 |
0.8 |
0.6 |
0.4 |
0 |
0.6 |
1.1 |
V>D>>, м/с> |
0 |
1.1 |
1.6 |
1.9 |
1.3 |
1. |
0 |
1.1 |
2.7 |
V>E>>, м/с> |
0 |
0.8 |
1.4 |
2 |
1.4 |
1.1 |
0 |
1.2 |
2.6 |
V>S4>>, м/с> |
0 |
0.7 |
1.2 |
1.2 |
0.9 |
0.7 |
0 |
0.7 |
1.8 |
V>S5>>, м/с> |
0 |
1 |
1.5 |
0.2 |
1.4 |
1.1 |
0 |
1.1 |
2.6 |
V>L>>,м/с> |
0 |
1.7 |
2.6 |
2.9 |
2.1 |
1.7 |
0 |
1.8 |
4.1 |
V>A4A>>,м/с> |
0 |
2.8 |
2.3 |
0.4 |
1.4 |
1.8 |
0 |
2.8 |
1.2 |
V>A4C>>,м/с> |
0 |
1.3 |
2.2 |
2.7 |
0.6 |
1.5 |
0 |
1.3 |
2.5 |
V>ED>>,м/с> |
0 |
0.4 |
0.5 |
0.4 |
0.3 |
0.3 |
0 |
0.3 |
0.2 |
V>EP>>,м/с> |
0 |
0.8 |
1.4 |
2 |
1.4 |
1.1 |
0 |
1.2 |
2.6 |
ω>4>>, >с-1 |
0 |
0.2 |
0.3 |
0.4 |
0.1 |
0.2 |
0 |
0.2 |
0.5 |
ω>5>>,>с-1 |
0 |
1 |
1.1 |
0.8 |
0.7 |
0.6 |
0 |
0.6 |
0.4 |
5. Построение диаграммы приведенного момента сил сопротивления
Определение точки приложения и направление уравновешивающей силы (приведенной силы)
Для определения
полюса зацепления
в зубчатой передаче, принять радиус
делительной окружности ведомого колеса
2
.
Выделить более четкими линиями один из планов механизма на рабочем ходу (где действует сила полезного сопротивления), но не крайние положения. Для этого положения пронумеровать звенья и обозначить кинематические пары и центры масс звеньев. Нумерацию планов положений начать с крайнего положения перед рабочим ходом.
Определяем радиус делительной окружности ведомого колеса
Принимаем r>2>=0,09 м,
используя масштаб
,
определим масштаб на плане механизма:
На плане механизма находится точка полюса зацепления (т. р>0>), а также направ-ление уравновешивающей силы (приведенной силы и ее точки приложения т. В>2>)
Используя теорему подобия находим положения и скорость т. В>2>> >на планах скоростей в каждом положении:
Пара- метры |
Положения |
||||||||
1 |
2 |
Основное |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
p>v>b>2>мм |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
ab>2>мм |
105 |
110 |
106 |
82 |
46 |
38 |
17 |
22 |
55 |
V>B2> м/с |
2.2 |
2.2 |
2.2 |
2.2 |
2.2 |
2.2 |
2.2 |
2.2 |
2.2 |
Определение силы полезного сопротивления по диаграмме сил и силы тяжести звеньев в каждом положении и прикладывание его к механизму
Определяем силы тяжести:
Значение сил полезного сопротивления и сил тяжести звеньев во всех положениях механизма одинаковы, кроме 1-ого и 7-ого, где F=0
Силы проставляются только в выделенном положении.
Согласно теоремы
Жуковского «О жестком рычаге», перенести
все силы из плана механизма на план
скоростей повернув их на 900
в том числе
.
Взять сумму моментов
всех сил относительно p>v>>
>и найти
величину, направление
.
Уравновешивающий момент:
Поскольку приведенная
сила сопротивления
и приведенный момент сопротивления
то имеем значения приведенных моментов
сил сопротивления. Каждый момент заносим
в таблицу
Таблица 3 – Приведенные значения моментов сил полезного сопротивления
Положения |
1 |
2 |
Основное |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
0 |
19,5 |
31,4 |
46 |
33 |
25,9 |
0 |
15,9 |
10 |
По значениям
в таблице строим график
на миллиметровке.
Определение мощности
электродвигателя и разбивка передаточного
отношения по ступеням. Определив
для каждого положения строим график
изменения приведенного момента сил
сопротивления от функции угла поворота
звена приведения по оси абсцисс, масштаб
равен:
Имея зависимость
определяем требуемую мощность
электродвигателя, для этого находим
работу сил сопротивления:
,
где S – площадь, мм>2>
Тогда работа движущих сил:
,
где A>g>
– полезная работа механизма,
Средняя мощность движущих сил:
Требуемая мощность
электродвигателя:
,
где
КПД
зубчатой передачи,
-
цилиндрическая передача
-
КПД ременной передачи,
-
КПД одной пары подшипников качения,
количество
пар подшипников качения
По ГОСТ 19523–81 выбираем
,
причем
,
согласно
выбираем
синхронную частоту вращения
,
процент скольжения S.
Соответственно выбрали:
=0,55
кВт,
=1500
об/мин, S=7,3%
Определяем номинальное число оборотов электродвигателя:
Определяем передаточное число, общее:
где
-
передаточное число редуктора, выбираем
по ГОСТ 2185–66
Up – передаточное число ременной передачи
радиус
делительной окружности шестерни
Построение диаграммы изменения кинетической энергии
Имея диаграмму
сил сопротивления
графически проинтегрируем ее методом
хорд и получим график работы сил
сопротивления
.
Масштаб графика получим вычисляя по
формуле:
,
где
масштаб
масштаб
оси
Н – полюсное расстояние при графическом интегрировании, мм
Приведенный момент
движения сил для промышленных установок
принимаем постоянным в течение всего
цикла установившегося режима. Учитывая
то обстоятельство, что за полный цикл
установившегося движения работа движущих
сил равна работе сил сопротивления.
Соединяем 1-ую и последнюю точки в
диаграмме
прямой линией. Указанная прямая в
положительной области представляет
собой диаграмму работ движущих сил
.
Вычитая из ординат диаграммы
соответствующие ординаты диаграммы
и откладывая разность на соответствующей
ординате получаем диаграмму изменения
(приращения) кинетической энергии
механизма
Определение истинной скорости движения звена приведения
Построение диаграммы приведенного момента инерции по уровню:
Определяем значения приведенного момента инерции в каждом положении:
Результат заносим в таблицу.
Таблица 4 – Значения приведенных моментов инерции
Положение |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
0,15 |
0,25 |
0,43 |
0,52 |
0,39 |
0,3 |
0,15 |
0,32 |
0,86 |
По полученным
значениям строим график изменения
приведенного момента инерции от функции
угла поворота звена приведения
.
Масштаб
Построение диаграммы «Энергия – масса» (кривой Виттенбауэра) и зависимости
Исключив из графиков
и
аргумент φ
получим функциональную зависимость
изменения приращения к кинетической
энергии от приведенного момента инерции
-
диаграмму Виттенбауэра.
Кинетическая энергия
механизма в любой момент времени можно
представить в виде суммы кинетической
энергии механизма в начальный момент
времени
и разности работ сил движущих A>g>>
>и сил
сопротивления A>с>
за время соответствующее повороту звена
приведения на угол φ,
т.е.
Переносим начало
координат графика
на расстояние соответствующее значению
кинетической энергии
.
В этом случае диаграмма
Виттенбауэра отнесенная к новой системе
координат, представляет кривую изменения
кинетической энергии всего механизма
функции приведенного момента инерции
Истинная скорость звена приведения в данном его положении:
(1)
Взяв на кривой
произвольно выбрав точку с координатами
(х, у)
и определив значение:
После подстановки в формулу (1) получим:
(2)
Полученные данные
заносим в таблицу.
Таблица 5-Значения истинной скорости движения звена приведения
Положение |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
По значениям таблицы
строим диаграмму изменения истинной
скорости движения звена приведения
.
Из нового начала
координат т. О>1
>касательно
к диаграмме
проводим
Лучи и находим лучи
,
тогда по формуле (2) находим
,
.
Угловые
Скорости звена приведения: