Двухступенчатый редуктор
Содержание.
Задание на проект
Введение
1. Выбор электродвигателя и кинематический расчет
2. Расчет зубчатых колес
2.1 Выбор материала
2.2 Расчет быстроходной ступени
2.3 Расчет тихоходной ступени
3. Предварительный расчет валов редуктора
4. Конструктивные размеры шестерни и колеса
5. Конструктивные размеры корпуса и крышки
6. Проверка долговечности подшипников
7. Проверка прочности шпоночных соединений
8. Уточненный расчет валов
9. Выбор сорта масла
10. Посадки деталей редуктора
11. Список литературы
Спецификация к редуктору
Задание: Спроектировать привод ленточного транспортера.
Вариант № 38.
Исходные данные:
Срок службы: 7 лет
Мощность на выходном валу Р>3>= 8 кВт
Угловая скорость на выходном валу w>3>= 3.2π рад/с = 10 рад/с
ВВЕДЕНИЕ.
Цель курсового проектирования – систематизировать, закрепить, расширить теоретические знания, а также развить расчетно-графические навыки студентов. Основные требования, предъявляемые к создаваемой машине: высокая производительность, надежность, технологичность, минимальные габариты и масса, удобство в эксплуатации и экономичность. В проектируемом редукторе используются зубчатые передачи.
Редуктором называют механизм, состоящий из зубчатых или червячных передач, выполненный в виде отдельного агрегата и служащий для передачи мощности от двигателя к рабочей машине.
Назначение редуктора – понижение угловой скорости и повышение вращающего момента ведомого вала по сравнению с валом ведущим.
Нам в нашей работе необходимо спроектировать редуктор для ленточного транспортера, а также подобрать муфты, двигатель. Редуктор состоит из литого чугунного корпуса, в котором помещены элементы передачи – 2 шестерни, 2 колеса, подшипники, валы и пр. Входной вал посредством муфты соединяется с двигателем, выходной также посредством муфты с транспортером.
Выбор электродвигателя и кинематический расчет.
Кинематический анализ схемы привода.
Привод состоит из электродвигателя, двухступенчатого редуктора. При передаче мощности имеют место ее потери на преодоление сил вредного сопротивления. Такие сопротивления имеют место и в нашем приводе: в зубчатой передаче, в опорах валов, в муфтах и в ремнях с роликами. Ввиду этого мощность на приводном валу будет меньше мощности, развиваемой двигателем, на величину потерь.
1.1 Коэффициент полезного действия привода.
По таблице 1.1 [1] коэффициент полезного действия пары цилиндрических колес η>з.к.> = 0,98; коэффициент, учитывающий потери пары подшипников качения, η>п> = 0,99; коэффициент, учитывающий потери в муфте η>м> = 0,98; коэффициент, учитывающий потери в ремне с роликами η>р> = 0,9
0,98*0,99*0,98 = 0,95
0,95*0,98*0,99 = 0,92
0,92*0,99 = 0,91
Общий КПД привода:
= 0,982 * 0,995 * 0,982*0,9 = 0,8
Выбор электродвигателя.
Требуемая мощность электродвигателя:
Р>тр>=Р>3>/=8/0,8=10 кВт,
Частота вращения барабана:
При выборе электродвигателя учитываем возможность пуска транспортера с полной загрузкой.
Пусковая требуемая мощность:
Р>п>=Р>тр>*1,3м=10*1,3=13 кВт
Эквивалентная мощность по графику загрузки:
кВт
По ГОСТ 19523-81 (см. табл. П1 приложения [1]) по требуемой мощности
Р>тр> = 10 кВт выбираем электродвигатель трехфазный асинхронный
короткозамкнутый серии 4АН закрытый, обдуваемый с синхронной частотой
n = 1500 об/мин 4АН132М4 с параметрами Р>дв> = 11 кВт и скольжением
S=2,8 %, отношение Р>п>/Р>н>=2. Р>пуск>=2*11=22 кВт - мощность данного двигателя на пуске. Она больше чем нам требуется Р>п>= 13 кВт.
Номинальная частота вращения двигателя:
где: n>дв> – фактическая частота вращения двигателя, мин-1;
n – частота вращения, мин-1;
s – скольжение, %;
Передаточное отношение редуктора:
U=n>дв>/n>3>=1458/95,5=15,27
Передаточное отношение первой ступени примем u>1>=5; соответственно второй ступени u>2>=u/u>1>=15,27/5=3,05
1.3 Крутящие моменты.
Момент на входном валу:
,
где: Р>тр> – требуемая мощность двигателя, кВт;
– угловая скорость вращения двигателя, об/мин;
где: n>дв> – частота вращения двигателя, мин-1;
Момент на промежуточном валу:
Т>2> = Т>1> * u>1> * η>2>
где: u>1> – передаточное отношение первой ступени;
η>2> – КПД второго вала;
Т>2> = 65,5*103 * 5*0,92 =301,3*103 Нмм
Угловая скорость промежуточного вала:
Момент на выходном валу:
Т>3> = Т>2> * u>2> * η>3>
где: u>2> – передаточное отношение второй ступени;
η>3> – КПД третьего вала;
Т>3> = 301,3*103 * 3,05 * 0,91 = 836,3*103 Нмм
Угловая скорость выходного вала:
Все данные сводим в таблицу 1:
таблица 1
Быстроходный вал |
Промежуточный вал |
Тихоходный вал |
|
Частота вращения, об/мин |
n>1>= 1458 |
n>2>=291,3 |
n>3>=95,5 |
Угловая скорость, рад/с |
w>1>= 152,7 |
w>2> =30,5 |
w>3>= 10 |
Крутящий момент, 103 Нмм |
T>1>= 65,5 |
T>2>= 301,3 |
T>3>= 836,3 |
2. Расчет зубчатых колес.
2.1 Выбор материала.
Выбираем материал со средними механическими характеристиками: для шестерни сталь 45, термическая обработка – улучшение, твердость НВ 230; для колеса – сталь 45, термическая обработка – улучшение, но на 30 единиц ниже НВ 200.
Допускаемые контактные напряжения по формуле (3.9 [1])
, МПа
где: σ>Н >>lim>> >>b>> >– предел контактной выносливости, МПа;
, МПа
для колеса: = 2*200 + 70 = 470 МПа
для шестерни: = 2*230 + 70 = 530 Мпа
К>Н>>L> – коэффициент долговечности
,
где: N>HO> – базовое число циклов напряжений;
N>НЕ> – число циклов перемены напряжений;
Так как, число нагружения каждого зуба колеса больше базового, то принимают К>HL> = 1.
[S>H>] – коэффициент безопасности, для колес нормализованной и улучшенной стали принимают [S>H>] = 1,11,2.
Для шестерни:
Для колеса:
Тогда расчетное контактное напряжение определяем по формуле (3.10 [1])
= 0.45(481+428)=410 МПа.
Расчет быстроходной ступени двухступенчатого зубчатого редуктора.
Межосевое расстояние определяем по формуле (3.7 [1])
, мм
где: К>а> – для косозубых колес К>а> = 43;
u>1> – передаточное отношение первой ступени;
Т>2> – крутящий момент второго вала, Нмм;
К>Нβ> – коэффициент, учитывающий не равномерность распределения нагрузки по ширине венца.
При проектировании зубчатых закрытых передач редукторного типа принимают значение К>Нβ> по таблице 3.1 [1]. К>Нβ>=1,25
[σ>H>] – предельно допускаемое напряжение;
ψ>ba> – коэффициент отношения зубчатого венца к межосевому расстоянию, для косозубой передачи ψ>ba>> >= 0,25 0,40.
мм
Ближайшее значение межосевого расстояния по ГОСТ 2185-66 а>w> = 160 мм (см. с.36 [1]).
Нормальный модуль:
m>n> = (0,010,02)*а>w>
где: а>w> – межосевое расстояние, мм;
m>n> = (0,010,02)*а>w> = (0,010,02)*160 = 1,63,2 мм
Принимаем по ГОСТ 9563-60 m>n> = 3.
Предварительно примем угол наклона зубьев β=10°.
2.2.3 Число зубьев шестерни (формула 3.12 [1] ):
,
где: а>w> – межосевое расстояние, мм;
β – угол наклона зуба, °;
u>1> – передаточное отношение первой ступени;
m>n> – нормальный модуль, мм;
2.2.4 Число зубьев колеса:
z>2> = z>1> * u>1> = 17*5=85
Уточняем значение угла наклона зубьев:
,
где: z>1> – число зубьев шестерни;
z>2> – число зубьев колеса;
m>n> – нормальный модуль, мм;
а>w> – межосевое расстояние, мм;
β = 17°
Диаметры делительные.
Для шестерни:
Для колеса:
Проверка:
Диаметры вершин зубьев.
Для шестерни: d>a>>1 >=d>1>+2m>n> =53,3 + 2*3 = 59,3 мм
Для колеса: d>a>>2 >=d>2>+2m>n> = 266,7 + 2*3 = 272,7 мм
Ширина зуба.
Для колеса: b>2 >= ψ>ba> * a>w> = 0,4 * 160 = 64 мм
Для шестерни: b>1> = b>2> + 5 = 64 + 5 = 69 мм
Коэффициент ширины шестерни по диаметру.
,
где: b>1> – ширина зуба для шестерни, мм;
d>1> – делительный диаметр шестерни, мм;
Окружная скорость колес.
м/с
Степень точности передачи: для косозубых колес при скорости до 10 м/с следует принять 8-ю степень точности.
Коэффициент нагрузки.
По таблице 3.5 [1] при ψ>bd>> >= 1,29, твердости НВ< 350 и несимметричном рас-положении колес коэффициент К>Нβ> = 1,17.
По таблице 3.4 [1] при ν = 4,1 м/с и 8-й степени точности коэффициент К>Н>>α>=1,07.
По таблице 3.6 [1] для косозубых колес при скорости менее 5 м/с коэф-фициент К>Н>>υ> = 1.
= 1,17 * 1,07 * 1 = 1,252
Проверяем контактные напряжения по формуле 3.6 [1].
, МПа
где: а>w> – межосевое расстояние, мм;
Т>2> – крутящий момент второго вала, Нмм;
К>Н> – коэффициент нагрузки;
u>1 > - передаточное отношение первой ступени;
b>2> – ширина колеса, мм;
Условие прочности выполнено.
Силы, действующие в зацеплении.
В зацеплении действуют три силы:
Окружная
, Н
где: Т>1> – крутящий момент ведущего вала, Нмм;
d>1> –делительный диаметр шестерни, мм;
Радиальная
, Н
где: α – угол зацепления, °;
β – угол наклона зуба, °;
Осевая
F>a> = F>t> * tg β, Н
F>a> = F>t> * tg β = 2457,8 * 0,3057 = 751,4 Н
Проверка зубьев на выносливость по напряжениям изгиба
( см. формулу 3.25 [1] ).
, МПа
где: F>t> – окружная сила, Н;
Коэффициент нагрузки К>F> = K>Fβ> * K>Fν>> >( см. стр. 42 [1])
По таблице 3.7 [1] при ψ>bd> = 1,34, твердости НВ ‹ 350 и несимметричном рас-положении зубчатых колес относительно опор коэффициент К>Fβ> = 1.36.
По таблице 3.8 [1] для косозубых колес 8-й степени точности и скорости 4,1 м/с коэффициент К>Fυ> = 1,1.
Таким образом, К>F> = 1,36 * 1,1 = 1,496.
Коэффициент, учитывающий форму зуба, Y>F> зависит от эквивалентного числа зубьев z>υ>> >
У шестерни
У колеса
Коэффициент Y>F>>1> = 3,85 и Y>F>>2> = 3,6 (см. стр. 42 [1] ).
Определяем коэффициенты Y>β>> > и К>Fα>> >.
,
где средние значения коэффициента торцевого перекрытия ε>α> = 1,5; степень точности n = 8.
Допускаемые напряжение при проверке на изгиб определяют по формуле 3.24 [1]:
, МПа
По таблице 3.9 для стали 45 улучшенной предел выносливости при отнуле-вом цикле изгиба = 1,8 НВ.
Для шестерни = 1,8 * 230 = 414 МПа
Для колеса = 1,8 * 200 = 360 МПа
Коэффициент безопасности
По таблице 3.9 [1] [S>F>]’ = 1.75 для стали 45 улучшенной; [S>F>]” = 1 для поковок и штамповок.
Допускаемые напряжения:
Для шестерни
Для колеса
Проверку на изгиб следует проводить для того зубчатого колеса, для которого отношение меньше. Найдем отношения:
Для шестерни
Для колеса
Проверку на изгиб проводим для колеса:
Условие прочности выполнено.
Расчет тихоходной ступени двухступенчатого зубчатого редуктора.
2.3.1 Межосевое расстояние определяем по формуле (3.7 [1])
, мм
где: К>а> = 43;
u>3> – передаточное отношение на выходе;
Т>3> – крутящий момент на выходе;
К>Нβ>=1.25
ψ>ba>> >= 0,25 0,40.
Ближайшее значение межосевого расстояния по ГОСТ 2185-66 а>w> = 200 мм (см. с.36 [1]).
Нормальный модуль.
m>n> = (0,010,02)*а>w> = (0,010,02)*200 = 24 мм
Принимаем по ГОСТ 9563-60 m>n> = 3 мм
Предварительно примем угол наклона зубьев β=10°.
Число зубьев шестерни (формула 3.12 [1] )
Число зубьев колеса
Z>4> = z>3> * u>2> = 32*3,05=97,6
2.3.5 Уточняем значение угла наклона зубьев.
β = 12,83°=12o50/
2.3.6 Диаметры делительные.
Для шестерни:
Для колеса:
Проверка:
2.3.7 Диаметры вершин зубьев.
Для шестерни: d>a>>3 >=d>3>+2m>n> =98,5 + 2*3 = 104,5 мм
Для колеса: d>a>>4 >=d>4>+2m>n> = 301,5 + 2*3 = 307.5 мм
2.3.8 Ширина зуба.
Для колеса: b>4 >= ψ>ba> a>w> = 0,4 * 200 = 80 мм
Для шестерни: b>3> = b>4> + 5 = 80 + 5 = 85 мм
2.3.9 Коэффициент ширины шестерни по диаметру.
2.3.10 Окружная скорость колес.
, м/с
Степень точности передачи: для косозубых колес при скорости до 10 м/с следует принять 8-ю степень точности.
2.3.11 Коэффициент нагрузки.
По таблице 3.5 [1] при ψ>bd>> >= 0,93, твердости НВ< 350 и несимметричном рас-положении колес коэффициент К>Нβ> = 1,1.
По таблице 3.4 [1] при ν = 1,5 м/с и 8-й степени точности коэффициент К>Н>>α>=1,06.
По таблице 3.6 [1] для косозубых колес при скорости более 1,5 м/с коэффициент К>Н>>υ> = 1.
= 1,1 * 1,06 * 1 = 1,15
2.3.12 Проверяем контактные напряжения по формуле 3.6 [1].
Условие прочности выполнено
2.3.13 Силы, действующие в зацеплении.
В зацеплении действуют три силы:
Окружная
Радиальная
Осевая
F>a> = F>t> * tg β=6117,8*0.228=1394,9 Н
Проверка зубьев на выносливость по напряжениям изгиба
Коэффициент нагрузки К>F> = K>Fβ> * K>Fν>> >( см. стр. 42 [1])
По таблице 3.7 [1] при ψ>bd> = 0,863, твердости НВ ‹ 350 и несимметричном расположении зубчатых колес относительно опор коэффициент К>Fβ> = 1.2.
По таблице 3.8 [1] для косозубых колес 8-й степени точности и скорости 1,5м/с коэффициент К>Fυ> = 1,1.
Таким образом, К>F> = 1,2 * 1,1 = 1,32.
Коэффициент, учитывающий форму зуба, Y>F> зависит от эквивалентного числа зубьев z>υ>> >
У шестерни
У колеса
Коэффициент Y>F>>1> = 3,62 и Y>F>>2> = 3,6 (см. стр. 42 [1] ).
Определяем коэффициенты Y>β>> > и К>Fα>> >.
,
где средние значения коэффициента торцевого перекрытия ε>α> = 1,5; тепень точности n = 8.
Допускаемые напряжение при проверке на изгиб определяют по формуле 3.24 [1]:
,
По таблице 3.9 для стали 45 улучшенной предел выносливости при отнуле-вом цикле изгиба = 1,8 НВ.
Для шестерни = 1,8 * 230 = 414 МПа
Для колеса = 1,8 * 200 = 360 МПа
Коэффициент безопасности
По таблице 3.9 [1] [S>F>]’ = 1.75 для стали 45 улучшенной; [S>F>]” = 1 для поковок и штамповок.
Допускаемые напряжения:
Для шестерни
Для колеса
Проверку на изгиб следует проводить для того зубчатого колеса, для которого отношение меньше. Найдем отношения:
Для шестерни
Для колеса
Проверку на изгиб проводим для колеса
Условие прочности выполнено.
Предварительный расчет валов редуктора.
Предварительный расчет проведем на кручение по пониженным допускаемым напряжениям. Материал тот же что и шестерня Сталь 45 улучшенная.
3.1 Ведущий вал:
Диаметр выходного конца при допускаемом напряжении Н/мм2.
, мм [1]
где: Т-крутящий момент, Нмм;
- допускаемое напряжение, Н/мм2;
мм
Так как вал редуктора соединен с валом двигателя муфтой, то необходимо согласовать диаметры ротора d>дв> и вала d>в1>. Муфты УВП могут соединять валы с соотношением d>в1>:d>дв>0,75, но полумуфты должны при этом иметь одинаковые наружные диаметры. У подобранного электродвигателя d>дв>=32 мм. Выбираем МУВП по ГОСТ 21425-93 с расточками полумуфт под d>дв>=32 мм и d>в1>=25 мм.
Примем под подшипник d>п1>=30 мм.
Шестерню выполним за одно целое с валом.
3.2 Промежуточный вал:
Материал тот же что и шестерня Сталь 45 улучшенная.
Диаметр под подшипник при допускаемом напряжении Н/мм2.
мм
Примем диаметр под подшипник d>П2>=30 мм.
Диаметр под зубчатым колесом d>зк>=35 мм.
Шестерню выполним за одно с валом.
3.3 Выходной вал:
Материал тот же что и шестерня Сталь 45 улучшенная.
Диаметр выходного конца при допускаемом напряжении Н/мм2.
мм
Выбираем муфту МУВП по ГОСТ 21424-75 с расточкой полумуфт под d>в3>=46мм.
Диаметр под подшипник примем d>П3>=50 мм.
Диаметр под колесо d>зк>=55 мм.
4. Конструктивные размеры шестерни и колеса
Размеры колес определяются из следующих формул (табл.10.1[1]):
Диаметр впадин зубьев: d>f>=d>1>-2.5m>n>, мм
Диаметр ступицы: , мм
длина ступицы: , мм
толщина обода: , мм., но не менее 8 мм.
толщина диска: , мм
диаметр отверстий: , мм D>o>=d>f>-2 мм
фаска: n=0.5m>n>> >x 45o
Все расчеты сводим в таблицу 2:
Таблица 2
z |
m>n> |
b, мм |
d, мм |
d>a>, мм |
d>f>, мм |
d>ст>, мм |
L>ст>, мм |
, мм |
С, мм |
||
Первая ступень |
шестерня |
17 |
3 |
69 |
53,3 |
59,34 |
45,8 |
- |
- |
- |
- |
колесо |
85 |
3 |
64 |
266,7 |
272,7 |
259,2 |
72 |
67,5 |
8 |
18 |
|
Вторая ступень |
шестерня |
32 |
3 |
85 |
98,5 |
104,5 |
91 |
- |
- |
- |
- |
колесо |
98 |
3 |
80 |
301,5 |
307,5 |
294 |
104 |
97,5 |
8 |
24 |
5. Конструктивные размеры корпуса и крышки
Расчет проведем по формулам (табл. 10.2, 10.3[1]):
Толщина стенки корпуса: мм.
Толщина стенки крышки редуктора: мм.
Толщина верхнего пояса (фланца) корпуса: мм.
Толщина нижнего пояса (фланца) крышки корпуса: мм.
Толщина нижнего пояса корпуса: мм., примем р=23 мм.
Толщина ребер основания корпуса: мм., примем m=9 мм.
Толщина ребер крышки корпуса: мм., примем m=8 мм.
Диаметры болтов:
фундаментальных: мм., принимаем болты с резьбой М20;
крепящих крышку к корпусу у подшипников: мм., принимаем болты с резьбой М16;
крепящих крышку с корпусом: мм., принимаем болты с резьбой М12;
Гнездо под подшипник:
Диаметр отверстия в гнезде принимаем равным наружному диаметру подшипника: D>п1>=30 мм, D>п2>=60 мм.
Диаметр гнезда: D>k>=D>2>+(2-5) мм., D>2> – Диаметр фланца крышки подшипника, на 1 и 2 валах D>2>= 77мм, на 3 валу D>2>= 105мм. Тогда D>k>>1>=D>2>+(2-5)= 80 мм, D>k>>2>=D>2>+(2-5)= 110 мм.
Размеры радиальных шарикоподшипников однорядных средней серии приведены в таблице 3:
Таблица 3
-
Условное обозначение подшипника
d
D
B
Грузоподъемность,кН
Размеры, мм
С
С>о>
N306
30
72
19
28,1
14,6
N310
50
100
27
65,8
36
Размеры штифта:
Диаметр мм.
Длина мм.
Из табл. 10.5[1] принимаем штифт конический ГОСТ 3129-70
мм, мм.
Зазор между торцом шестерни с одной стороны и ступицы с другой, и внутренней стенкой корпуса А>1>=1,2=1,2*10=12 мм.
Зазор от окружности вершин зубьев колеса до внутренней стенки корпуса, а также расстояние между наружным кольцом подшипника ведущего вала и внутренней стенкой корпуса А==10 мм.
Для предотвращения вытекания смазки подшипников внутрь корпуса и вымывания пластического смазывающего материала жидким маслом из зоны зацепления устанавливаем мазеудерживающие кольца, их ширину определяет размер y=8-12 мм. Мы принимаем y=10 мм.
6.Проверка долговечности подшипников
6.1 Ведущий вал
Реакции опор:
в плоскости XZ:
Проверка:
-388,2-2457,8+2108,7+737,3=0
в плоскости YZ:
Проверка:
-542,5+935,4-392,9=0
Суммарные реакции:
Подбираем подшипник по более нагруженной опоре №2
-
Условное обозначение подшипника
d
D
B
Грузоподъемность,кН
Размеры, мм
С
С>о>
N306
30
72
19
28,1
14,6
Отношение
Этой величине по таблице 9.18[1] соответствует e=0,21
Отношение X=0.56, Y=2.05
Эквивалентная нагрузка по формуле:
, H
где V=1-вращается внутреннее кольцо подшипника;
коэффициент безопасности по таблице 9.19[1] К>Б>=1;
температурный коэффициент по таблице 9.20[1] К>Т>=1,0.
H
Расчетная долговечность, млн. об по формуле :
Расчетная долговечность, ч по формуле :
ч
Фактическое время работы редуктора
Срок службы 7 лет, при двухсменной работе:
365дней*16ч.К>год>К>сут>=365*16*0,7*0,3=1226,4 ч.
6.2 Промежуточный вал
Реакции опор:
в плоскости XZ:
Проверка:
3176-6117,8+484+2457,8=0
в плоскости YZ:
Проверка:
1,6+2283,8-935,4-1350=0
Суммарные реакции:
Подбираем подшипник по более нагруженной опоре №1
-
Условное обозначение подшипника
d
D
B
Грузоподъемность,кН
Размеры, мм
С
С>о>
N306
30
72
19
28,1
14,6
Отношение
Этой величине по таблице 9.18[1] соответствует e=0,21
Отношение X=1, Y=0
Эквивалентная нагрузка по формуле:
H
Расчетная долговечность, млн. об по формуле :
Расчетная долговечность, ч по формуле :
ч
6.3 Ведомый вал
Реакции опор:
в плоскости XZ:
Проверка:
- 5325,8+6117,8+1043,3-1835,3=0
в плоскости YZ:
Проверка:
-254,6-2283,8+2538,4=0
Суммарные реакции:
Подбираем подшипник по более нагруженной опоре №1
-
Условное обозначение подшипника
d
D
B
Грузоподъемность,кН
Размеры, мм
С
С>о>
N310
50
100
27
65,8
36
Отношение
Этой величине по таблице 9.18[1] соответствует e=0,195
Отношение X=0.56, Y=2.2
Эквивалентная нагрузка по формуле:
H
Расчетная долговечность, млн. об по формуле :
Расчетная долговечность, ч по формуле :
ч
7.Проверка прочности шпоночных соединений
Применяются шпонки призматические со скругленными торцами по
ГОСТ 23360-78. Материал шпонок - сталь 45 нормализованная.
Диаметр вала d, мм |
Ширина шпонки b, мм |
Высота шпонки h, мм |
Длина шпонки l, мм |
Глубина паза t>1>, мм |
25 |
8 |
7 |
30 |
4 |
35 |
10 |
8 |
32 |
5 |
46 |
12 |
8 |
65 |
5 |
55 |
16 |
10 |
55 |
6 |
Напряжения смятия и условие прочности по формуле:
Допускаемые напряжения смятия при стальной ступице =100...120Мпа
7.1 Ведущий вал
При d=25 мм; ; t>1>=4 мм; длине шпонки l=30 мм; крутящий момент Т>1>=65,5Нм
7.2 Промежуточный вал
При d=35 мм; ; t>1>=5 мм; длине шпонки l=32 мм; крутящий момент Т>2>=301,3Нм
7.3 Ведомый вал
При d=55 мм; ; t>1>=6 мм; длине шпонки l=55 мм; крутящий момент Т>3>=314Нм
При d=46 мм; ; t>1>=5 мм; длине шпонки l=65 мм
8.Уточненный расчет валов
8.1 Ведущий вал
Уточненный расчет состоит в определении коэффициентов запаса прочности s для опасных сечений и сравнении их с допускаемыми значениями [s]. Прочность соблюдена при .
Материал вала - сталь 45 улучшенная. По таблице 3.3[1]
Пределы выносливости:
Сечение А-А.
Концентрация напряжений обусловлена наличием шпоночного паза
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям изгиба
Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям
По таблице 8.5[1] принимаем ;
По таблице 8.8[1] принимаем ;
Момент сопротивления кручению по таблице 8.5[1]:
при d=25 мм; b=8 мм; t>1>=4 мм
Момент сопротивления изгибу:
При d=25 мм; b=8 мм; t>1>=6 мм
Изгибающий момент в сечении А-А
M>y>=0;
M>А-А>=М>X>
Амплитуда и среднее значение отнулевого цикла:
Амплитуда нормальных напряжений:
,
Составляющая постоянных напряжений:
тогда
Результирующий коэффициент запаса прочности по формуле (8.17 [ 1 ] )
Условие прочности выполнено.
Сечение В-В
принимаем
Момент сопротивления кручению при d=40.3 мм:
Момент сопротивления изгибу:
Изгибающий момент в сечении B-B
Амплитуда и среднее значение отнулевого цикла:
Амплитуда нормальных напряжений:
,
величина очень маленькая поэтому ее учитывать не будем
тогда
Результирующий коэффициент запаса прочности по формуле (8.17 [ 1 ] )
Условие прочности выполнено.
Промежуточный вал
Материал вала - сталь 45 улучшенная. По таблице 3.3[1]
Пределы выносливости:
Сечение А-А.
Концентрация напряжений обусловлена посадкой подшипника с гарантированным натягом
принимаем
Момент сопротивления кручению при d=30 мм:
Момент сопротивления изгибу:
Изгибающий момент в сечении А-А
Амплитуда и среднее значение отнулевого цикла:
Амплитуда нормальных напряжений:
,
величина очень маленькая поэтому ее учитывать не будем
тогда
Результирующий коэффициент запаса прочности по формуле (8.17 [ 1 ] )
Условие прочности выполнено.
Сечение В-В.
Концентрация напряжений обусловлена наличием шпоночного паза
принимаем
Момент сопротивления кручению при d=35 мм; b=10 мм; t>1>=5 мм
Момент сопротивления изгибу:
Изгибающий момент в сечении B-B
Амплитуда и среднее значение отнулевого цикла:
Амплитуда нормальных напряжений:
,
величина очень маленькая поэтому ее учитывать не будем
тогда
Результирующий коэффициент запаса прочности по формуле (8.17 [ 1 ] )
Условие прочности выполнено.
8.3 Ведомый вал
Материал вала - сталь 45 улучшенная. По таблице 3.3[1]
Пределы выносливости:
Сечение А-А.
Концентрация напряжений обусловлена наличием шпоночного паза
принимаем
Момент сопротивления кручению при d=55 мм; b=16 мм; t>1>=6 мм
Момент сопротивления изгибу:
Изгибающий момент в сечении А-А
Амплитуда и среднее значение отнулевого цикла:
Амплитуда нормальных напряжений:
,
величина очень маленькая поэтому ее учитывать не будем
тогда
Результирующий коэффициент запаса прочности по формуле (8.17 [ 1 ] )
Условие прочности выполнено.
Сечение В-В.
Концентрация напряжений обусловлена наличием шпоночного паза
принимаем
Момент сопротивления кручению при d=42 мм; b=12 мм; t>1>=5 мм
Момент сопротивления изгибу:
Изгибающий момент в сечении B-B
Амплитуда и среднее значение отнулевого цикла:
Амплитуда нормальных напряжений:
,
величина очень маленькая поэтому ее учитывать не будем
тогда
Результирующий коэффициент запаса прочности по формуле (8.17 [ 1 ] )
Условие прочности выполнено.
9.Выбор сорта масла
Смазывание зубчатого зацепления производится окунанием зубчатого колеса на промежуточном валу в масло, заливаемое внутрь корпуса до уровня, обеспечивающего погружение тихоходного колеса примерно на 10 мм. Объем масляной ванны определяем из расчета 0.25 дм3 масла на 1кВт передаваемой мощности: V=0.25*11=2.75 дм3. По таблице 10.8[1] устанавливаем вязкость масла. Для быстроходной ступени при контактных напряжениях 401,7 МПа и скорости v=2,8 м/с рекомендуемая вязкость масла должна быть примерно равна 28*10-6 м2/с. Для тихоходной ступени при контактных напряжениях 400,7 МПа и скорости v=1,05м/с рекомендуемая вязкость масла должна быть примерно равна 34*10-6 м2/с.
Средняя вязкость масла
По таблице 10.10[1] принимаем масло индустриальное И-30А (по ГОСТ 20799-75).
Камеры подшипников заполняем пластическим смазочным материалом УТ-1(табл.9.14[1]), периодически пополняем его шприцем через пресс-масленки.
10.Посадки деталей редуктора
Посадки назначаем в соответствии с указаниями, данными в табл. 10.13 [1].
Посадка зубчатого колеса на вал H7/p6 по ГОСТ 25347-82.
Шейки валов под подшипники выполняем с отклонением вала k6.
Отклонения отверстий в корпусе под наружные кольца по H7.
Остальные посадки назначаем, пользуясь данными табл. 10.13[1].
11. Cписок литературы
Чернавский С.А. Курсовое проектирование деталей машин: Учебное пособие для техникумов .– М.: Машиностроение, 1980.–351 с.
Шейнблит А.Е. Курсовое проектирование деталей машин: Учебное пособие для техникумов. – М.: Высшая школа, 1991. – 432 с.: ил.
Палей М.А. Допуски и посадки: Справочник: В 2ч. Ч.1. – 7-е изд., - Л.: Политехника, 1991. 576с.: ил.
В.И.Анурьев Справочник конструктора-машиностроителя: т.1,2,3.-М.:Машиностроение, 1982г.576 с.,ил.
Еремеев В.К., Горнов Ю.Н. Курсовое проектирование деталей машин: Методическое пособие и задания к проектам для студентов заочной формы обучения всех технических специальностей. - И.: Изд-во ИрГТУ, 2004г. – 128 с.