Выбор допусков и посадок при проектировании зубчатой передачи
Допуски цилиндрических зубчатых колес
Исходные данные:
Число зубьев большого колеса Z>1> = 139,
Число зубьев малого колеса Z>2> = 21,
Окружная скорость V = 0,769 м/с,
Модуль m = 2 мм.
Геометрические параметры зубчатой передачи рассчитываем по формулам
Делительный диаметр большого колеса:
d>d1> = m Z>1>
d>d1> = 2139 = 278 мм.
делительный диаметр малого колеса:
d>d2> = m Z>2>,
d>d2 >= 221 = 42 мм
Межосевое расстояние:
a>w> = = = 160 мм
Ширину зубчатого венца большого колеса ориентировочно определяем: B = 50 мм
Диаметр посадочного отверстия зубчатого колеса ориентировочно принимаем равным:
D =
D = = 92,7 90 мм.
Полученные значения В и D округляем до размеров, взятых из ГОСТ 6636-69 «Нормальные линейные размеры».
Назначение степеней точности зубчатой передачи
В зависимости от окружной скорости выбираем степень точности по норме плавности по таблице 3 [1]. Степень точности при V = 0,796 м/с – 9.
Используем ГОСТ 1643-81, применяем принцип комбинирования, назначаем степень точности по кинематической норме точности 9, по степени полноты контакта 9.
Выбор вида сопряжения по боковому зазору.
Боковой зазор – это зазор между нерабочими профилями зубьев, который необходим для размещения смазки, компенсации погрешностей при изготовлении, при сборке и для компенсации изменения размеров от температурых деформаций.
Величину бокового зазора, необходимую для размещения слоя смазки, ориентировочно определяем:
J>n min расч.> = 0,01 m,
J>n min расч> = 0,012 = 0,02 мм.
По найденному значению J>n min расч.> и межосевому расстоянию a>w> по ГОСТ 1643-81 выбираем вид сопряжения по норме бокового зазора исходя из условия:
J>n min табл. >>=> >J>n min расч, для которого>
J>n min табл> = 40 мкм
J>n min расч> = 20 мкм
40 > 20
Вид сопряжения по боковому зазору Е.
Т.о. точность зубчатой передачи 9E ГОСТ 1643-81
Назначение комплексов показателей для контроля зубчатого колеса.
По кинематической норме точности берем F>ir>” - колебание измерительного межосевого расстояния.
По норме плавности f>ir>” - колебание измерительного межосевого расстоя-ния на одном зубе.
По норме полноты контакта F>βr> – погрешность направления зуба.
По норме бокового зазора Е>аs>” отклонение измерительного межосевого расстояния (верхнее).
Е>аi>” – нижнее отклонение.
Таблица 1 – Показатели для контроля зубчатого колеса.
Названные показатели |
Нормы точности |
Условное обозначение допуска |
Величина допуска, мкм |
Колебание измеритель-ного межосевого рассто-яния за оборот колеса |
Кинематическая точность |
F>ir>” |
112 |
колебание измеритель-ного межосевого рассто-яния на одном зубе. |
Плавности |
f>ir>” |
40 |
Погрешность направления зуба |
Полнота контакта |
F>βr> |
50 |
Отклонение измеритель-ного межосевого рассто-яния за оборот колеса |
Бокового зазора |
Е>аs>” Е>аi>” |
40 -110 |
Т.к. наружная поверхность зубчатого венца не используется в качестве базовой поверхности, допуск на наружный диаметр назначается как для несопрягаемых размеров, т.е. по H24, а радиальное биение этой поверхности определяем по формуле:
F>da >= 0.1* m = 0,2
Допуск на торцевое биение определяем по формуле:
F>m >= 0,5* Fβ * d>d1>/В = 0,5*50*278/30 = 231,7 мкм.
Чертеж зубчатого колеса выполняется по ГОСТ 2403-75
Расчет посадок
Расчет посадок с натягом.
Дано:
Материал вала Сталь45 σт = 360 МПа
Материал колеса Сталь40Х σт = 800 МПа
Диаметр посадочного отверстия на вал D = 90 мм
Длина соединения L = b + 10 = 60 мм
Крутящий момент Т = 245,338 Н*м,
Шероховатость вала и отверстия зубчатого колеса
Для отверстия Rа = 2,5 мкм, Rz = 10мкм,
Для вала Rа = 1,25 мкм, Rz = 6 мкм
2.2 Определяем коэффициенты С1 и С2:
Диаметр отверстия полого вала d1=0,
f = 0,08
Внутренний диаметр
d2 = (z – 2,4)*m = (139 – 2,4)*2 = 273,2 мм
D/d2 = 90/273,2 = 0,33
По таблице С1 = 1, С2 = 1,2
Для стали μ1 = μ2 = 0,3
Модуль упругости для стали Е = Па.
Рассчитываем
Nmin=
= 4мкм
Определяем наибольшее допускаемое давление на поверхности контакта охватываемой детали:
Вал: Рдоп1 <= 0,58* σт*(1-) = 0,58*360 = 209 МПа
Колесо:
Рдоп2 <= 0,58* σт*(1-) = 0,58*800*(1 – 0,67) = 311 МПа
Рассчитываем максимальный расчетный натяг по наименьшему Рдоп:
Nmax = Рдоп * D* 209*0,09*=200 мкм
Определяем поправку, учитывающую смятие неровностей контактных поверхностей:
U = 2*(K1*Rz1+K2*Rz2)
Соединение осуществляется без смазки, т.о., для стали К1= К2 = 0,2
U = 2*(0,2*6 + 0,7*10) = 16,4
По графику определяем Uуд - поправку, учитывающую неровность контактного давления по длине сопрягаемой поверхности охватывающей детали,
Uуд = 0,85
Определяем минимальный функциональный натяг:
Nmin ф = Nmin + U = 4 + 16,4 = 20,4 ≈ 20 мкм
Определяем максимальный функциональный натяг:
Nmax ф = (Nmax + U) * Uуд = (200 + 16,4)*0,85 = 183,94 ≈ 184 мкм
Определяем эксплуатационный допуск натяга:
TNэ = Nmax ф - Nmin ф – (TD +Td)
По 7 квалитету TD = 35 мкм
TNэ = 184 - 20 - 70 = 94 мкм
Определяем гарантированный запас на сборку:
ТNг.зс = Кс* TNэ = 0,1 *0,094 = 9,4 мкм
Определяем гарантированный запас на эксплуатацию:
ТNг.зэ = Кэ* TNэ = 0,8*0,094 = 75,2 мкм
Выбираем посадку из рекомендованных ГОСТом 25347-89 по условию:
Nmin т >= Nmin ф
Nmax т <= Nmax ф
Nг.зс <= Nmax ф - Nmax т
Nг.зэ => Nmin т - Nmin ф
Выбираем посадку , т.к.
Nmin т = 89 >= Nmin ф = 20
Nmax т = 159 <= Nmax ф = 184
Nг.зс = 9,4 <= Nmax ф - Nmax т = 25
Nг.зэ = 75.2 => Nmin т - Nmin ф = 69
Соединение вал-колесо выполняется по посадке 90
Расчет калибров
Расчет исполнительных размеров калибров-пробок
Для выбранного отверстия по номинальному размеру и квалитету точности выписываем из ГОСТ 24853-81 значения:
7 квалитет z = 5 мкм
y = 4 мкм
H = 6 мкм
= 0
Предельные размеры отверстия:
Dmax = D + ES = 90 + 0,035 = 90,035 мм
Dmin = D + EI = 90 + 0 = 90 мм
Рассчитываем наибольший предельный размер непроходной пробки:
Dне max = Dmax - + H/2 = 90,035 +,.006/2 = 90,038 мм
Рассчитываем наименьший предельный размер непроходной пробки:
Dне min = Dmax - - H/2 = 90 – 0,006/2 = 90,032 мм
Записываем исполнительный размер непроходной пробки:
Dне исп. = мм
Рассчитываем набольший предельный размер проходной пробки:
Dпр max = Dmin + z + H/2 = 90+ 0,005 + 0,006/2 = 90,008 мм
Рассчитываем наименьший предельный размер проходной пробки:
Dпр min = Dmin + z - H/2 = 90 +0,005 – 0,006/2 = 90,002 мм
Записываем исполнительный размер проходной пробки:
Dпр исп. = мм
Размер предельно изношенной проходной пробки:
Dпр изн. = Dmin - у + = 90 – 0,004 = 89,996 мм
Расчет исполнительных размеров калибров-скоб.
Предельные размеры вала:
dmax = d + es = 90+0,159 = 90,159 мм
dmin = d + ei = 90+0,124 = 90,124 мм
Для выбранного вала по номинальному размеру и квалитету точности выписываем из ГОСТ 24853-81 значения:
6 квалитет z1= 5 мкм
y1 = 4 мкм
H2 = 6 мкм
Hp = 2,5 мкм
Рассчитываем наименьший предельный размер проходной скобы:
dпр min = dmах - z1 – H1/2 = 90,159 – 0,005 – 0,006/2 = 90,151 мм
Рассчитываем наибольший предельный размер проходной скобы:
dпр mах = dmax - z1 + H1/2 = 90,159 – 0,005 + 0,006/2 = 90,157 мм
Записываем исполнительный размер проходной скобы:
dпр исп. = мм
Размер предельно изношенной проходной скобы:
dпр изн. = dmax + у1 - 1 = 90,159 + 0,004 = 90,163 мм
Рассчитываем наименьший предельный размер непроходной скобы:
dне min = dmin + 1 – H1/2 = 90,124 – 0,006/2 = 90,121 мм
Рассчитываем наибольший предельный размер непроходной скобы:
dне mах = dmin + 1 + H1/2 = 90,124 + 0,006/2 = 90,127 мм
Записываем исполнительный размер проходной скобы:
dне исп. = мм
Расчет и выбор посадок для подшипников качения
Дано:
В = 29мм
r = 2 мм
d = 55 мм
D = 120 мм
R = 8000 H
Подшипник шариковый радиальный, серия №311 (средняя)
Класс точности 6.
Допустимое напряжение для материала кольца при растяжении
[σ] = 400 МПа
Узел работает без толчков и вибраций.
В связи с тем, что вал вращается, внутреннее кольцо подшипника имеет циркуляционное нагружение. В этом случае посадку выбираем по расчетному натягу.
Расчет производим по алгоритму табл. 3.2 [1].
Результаты расчета:
Определяем минимальный расчетный натяг
Для средней серии N=2,3
Nmin = = = 9,1 мкм
Определяем допустимый натяг:
Nдоп = = 222 мкм
Выбираем посадку из рекомендованных ГОСТ 13325-85, удовлетворяющую условиям:
Nmin <= Nmin т.
Nдоп > Nmax т.
Выбираем посадку , т.к. 9,18 <= 20
222 > 51
Эта посадка обеспечивает прочность кольца при сборке, т.к.
Nmax т = 51 < Nmax р = 222
По ГОСТ520-71 при d = 55 мм l6()
По таблице 2.10 [1] выбираем поле допуска для корпуса: Н7.
Шероховатость:
Валов Ra = 0,63
Отверстий корпусов Ra = 1.25
Опорных торцов заплечиков валов корпусов Ra = 1,25
Допуски формы посадочных поверхностей:
вала отверстия
Допуск круглости 6,0 мкм 10,0 мкм
Допуск профиля 6,0 мкм 10,0 мкм
продольного сечения
Расчет размерной цепи
Расчет размерной цепи будем производить методом полной взаимозаменя-емости.
Записываем параметры замыкающего звена:
номинальное значение А>> =
- предельные отклонения
ESA>> = + 0,8; EIA>> = + 0,1,
- допуск
TA>> = ESA>>> >- EIA>> = 0,8-0,1 = 0,7 мм,
- координату середины поля допуска
Е>с> А>> = (ESA>>> >+ EIA>>) / 2
Е>с> А>> == 0,45 мм.
Выявляем размерную цепь, увеличивающие и уменьшающие звенья. Составляем ее схему.
А4 А3 А2 А1 А>> А6
А5
Увеличивающее звено А>5>; уменьшающие звенья А>1, >А>2, >А>3, >А>4, >А>6.>
Конструктивно определяем номинальные значения составляющих звеньев
А>1> = 14 мм, А>4> = 10 мм,
А>2> = 67 мм, А>5> = 115 мм,
А>3> = 14 мм, А>6> = 10 мм, А>>> >=0
Проверяем правильность определения номинальных значений составляющих звеньев
А>> = >i> А>i>,
0 = 115 – 14 – 67 – 14 – 10 - 10 = 0
Определяем среднее значение допусков составляющих звеньев
ТА>ср>. =;
ТА>ср>. = = 0,117 мм,
По номинальным размерам составляющих звеньев, используя
ГОСТ 25347-82 корректируем полученное среднее значение допусков, кроме звена А>5>:
ТА>1> = 0,12 ТА>3> = 0,12 ТА>6> = 0,07
ТА>2> = 0,12 ТА>4> = 0,07
Определяем допуск звена А>5>:
ТА>5> = ТА>Δ >- ТА>1 >- ТА>2 >- ТА>3 >- ТА>4 >- ТА>6,>
ТА>5> = 0,7 – 0,12 – 0,12 – 0,12 – 0,07 – 0,07 = 0,2 мм,
Проверяем правильность корректировки допусков.
ТА>Δ> = ТА>i>,
0,7= 0,12 + 0,12 + 0,12 + 0,07 + 0,07 + 0,2 = 0,7
Задаем расположение допусков составляющих звеньев и записываем их предельные отклонения, кроме звена А>5.>
ESA>1> = 0; EIA>1> = -0,12;
ESA>2> = 0; EIA>2> = -0.12;
ESA>3> = 0; EIA>3> = -0,12;
ESA>4> = 0,035; EIA>4> = -0,035;
ESA>6> = 0,035; EIA>6> = -0,035;
5.10 Определяем координаты середин полей допусков составляющих звеньев, кроме звена А>5>: Ес>i> =,
Ес1 == - 0,06,
Ес2 == - 0,06,
Ес3 == - 0,06,
Ес4 == 0,
Ес6 == 0,
Определяем координату середины поля допуска оставшегося неизвестным звена А>5.>
ЕсА>Δ> = Ес>5> - Ес>6> - Ес>4> - Ес>3> - Ес>2> - Ес>1,>
Ес>5> = ЕсА>Δ> + Ес>1> + Ес>2> + Ес>3> + Ес>4> + Ес>6,>
Ес>5> = 0,45 + (-0,06) + (-0,06) - 0,06 + 0 + 0 = 0,27
Определяем предельные отклонения звена А>5>:
ESA>i> = Eci + TAi /2; ESA>5 >= 0,27 + = 0,37,
EIA>i> = Eci - TAi /2; EIA>5 >= 0,27 - = 0,17.
Записываем результаты расчетов:
А>1> = 14>-0,12,> А>3> = 14>-0.12>, А>6 >= ,
А>2> = 67>-0.12>, А>4> =, А>5> =,
Проверка правильности расчетов
ESA>Δ >= Ес>5> – Ес>4 >– Ес>3 >– Ес>2> –Ес>1 >- Ес>6 + >
EIA>Δ >= Ес>5> – Ес>4 >– Ес>3 >– Ес>2> –Ес>1 >- Ес>6 >
0,8= 0,27 - 0 + 0,06 + 0,06 + 0,06 – 0 + = 0,8,
0,1= 0,27 - 0 + 0,06 + 0,06 +0,06 – 0 - = 0,1,
Расчет выполнен верно.
Литература
1.Нормирование точности и технические измерения. Методические указания к курсовой работе для студентов всех специальностей заочного факультета. Могилев:УО МГТУ, 2003 –20 с.
2.Методические указания к курсовой работе по курсу “Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения.” Часть 1. Могилев. Мин.нар. обр. БССР, ММИ,1989 г.
3. Лукашенко В.А., Шадуро Р.Н. Расчет точности механизмов. Учебное пособие по курсу “Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения” для студентов машиностроительных специальностей. – Могилев: ММИ, 1992
4.Допуски и посадки. Справочник. В 2-х ч./ В.Д.Мягков, М.А.Палей, А.Б. Романов, В.А. Брагинский. – 6-е изд., перераб. и доп. – Л.: Машиностроение Ленингр. отд-ние, 1983. Ч.2. – 448 с.
5.Зябрева Н.Н., Перельман Е.И., Шегал М.Я. Пособие к решению задач по курсу «Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения».-М.;Высшая школа,1977.-204 с.