Баллистическая ракета РД-583 (РН Зенит-3)
Государственное Образовательное Учреждение
Высшего Профессионального Образования
Ижевский Государственный Технический Университет
Кафедра «Тепловые двигатели и установки»
Отчет по домашнему заданию
курса «Устройство и проектирование ЛА»
БАЛЛИСТИЧЕСКАЯ РАКЕТА С ЖРД,
АНАЛОГ РАКЕТЫ Р-5
Проверил
Ст. преподаватель Лошкарев А.Н.
Выполнил
Студент гр.5-57-2 Буторин А.В
2009
Содержание
Введение
Краткие теоретические сведения о Р-5
Термодинамический расчет
Профилирование камеры сгорания и сопла
Определение полиномов {R>a>T>a>}, {W>a>} и {n>a>} от α
Заключение
Литература
Введение
Домашнее задание по курсу «Устройство и проектирование ЛА» является следующим этапом в конструировании летательного аппарата, начатом в курсовом проекте по дисциплине «Механика полета» в 4 семестре. Все расчеты в домашнем задании ведутся для жидкостного двигателя.
Исходными данными для домашнего задания являются характеристики прототипа летательного аппарата: компоненты топлива, тяга двигателя и давление в камере сгорания.
По доступной литературе и в соответствии с результатами, полученными на предыдущем этапе конструирования разрабатывается общий вид летательного аппарата
Провести термодинамический расчет.
Профилирование камеры сгорания и сопла.
3) Построить график изменения газодинамических характеристик потока: скорости W, давления p и температуры T по длине сопла.
1.Краткие теоретические сведения о Р-5
В конструкции ракеты Р-5 впервые оба топливных бака были сделаны несущими. Опыт эксплуатации ракет Р-1 и Р-2, а также расчеты и эксперименты показали, что испарения жидкого кислорода во время нахождения ракеты на стартовом устройстве и на участке выведения не столь значительны, как представлялось ранее, и что при соответствующей подпитке кислородного бака на старте можно обойтись без теплоизоляции. В дальнейшем такой подход стал обычным для всех конструкций ракет, использующих жидкий кислород в качестве одного из компонентов топлива.
На ракете Р-5 установили специальный насадок на сопло двигателя, что позволило увеличить дальность полета до 1200 км, а также исключили герметичный приборный отсек. Все приборы системы управления, за исключением чувствительных элементов (гироприборов и интеграторов), располагались в отсеке, который был прямым продолжением хвостового отсека, а чувствительные элементы размещались, во избежание влияния вибраций, подальше от двигателя, в межбаковом пространстве на специальных кронштейнах. Впервые, наряду с автономной системой управления, стали использовать системы радиоуправления дальностью, боковой радиокоррекции и аварийного выключения двигателя. В конструкции баков были предусмотрены специальные воронкогасители, уменьшающие остатки незабора компонентов топлива.
2.Термодинамический расчет
Термодинамический расчет рекомендуется проводить по справочнику «Термодинамические и теплофизические свойства продуктов сгорания ». Топливная пара керосин – кислород рассматривается во 2 томе указанного справочника. Для дальнейших расчетов определяю давление в камере сгорания– зная камерное давление двигателя прототипа, в Р-5 оно равно р>к>= 25 атм ,нужно принять ближайшее ему давление, имеющееся в справочнике, ему соответствует величина 5000 кПа = 50атм. Это давление и будет расчетным, т.е р>к> = 5000 кПа. Далее строим зависимости произведения газовой постоянной и температуры на срезе сопла R>a>T>a>, скорости продуктов сгорания на срезе сопла W>a> и коэффициента изэнтропы на срезе сопла n>a> от коэффициента избытка окислителя α>ок>, имея в виду, что газовая постоянная на срезе сопла равна отношению универсальной газовой постоянной к молекулярному весу продуктов сгорания на срезе сопла. За срез сопла следует принять столбец таблицы, давление в котором равно 50 кПа, или 0.5 атм.
α ок |
na |
Ta |
Wa |
μ a |
Ra,Ra=R/μ a |
RT |
0,4 |
1,231 |
962,2 |
2498 |
17,84 |
466,031 |
448412 |
0,5 |
1,229 |
1326 |
2625 |
19,11 |
435,06 |
500931 |
0,6 |
1,208 |
1548 |
2929 |
21,52 |
386,338 |
598052 |
0,7 |
1,165 |
1964 |
3009 |
23,92 |
347,575 |
682638 |
0,8 |
1,129 |
2362 |
3020 |
26,18 |
317,57 |
750100 |
0,9 |
1,115 |
2537 |
2983 |
27,73 |
299,819 |
760640 |
1 |
1,112 |
2555 |
2933 |
28,71 |
289,585 |
739890 |
1,1 |
1,112 |
2528 |
2883 |
29,44 |
282,404 |
713921 |
1,2 |
1,114 |
2481 |
2834 |
30,01 |
277,04 |
687341 |
1,5 |
1,124 |
2267 |
2701 |
31,04 |
267,847 |
607212 |
2 |
1,157 |
1818 |
2502 |
31,50 |
263,936 |
479836 |
Построив указанную зависимость, можно определить расчетное значение рабочего коэффициента избытка окислителя α>р>.
Максимумы функций R>a>T>a> = f(α>ок>) и W>a>= f(α>ок>), как правило, не совпадают, поэтому теоретический рабочий коэффициент избытка окислителя определяется, как средний между максимумами указанных функций.
В зависимостях, построенных в данной работе, α>р> = 0,8. Таким образом, однозначно определим все прочие газодинамические характеристики продуктов сгорания в камере и по соплу (соответствующую страницу из справочника «Термодинамические и теплофизические свойства продуктов сгорания»
3.Профилирование камеры сгорания и сопла
Исходные данные:
Тяга ракетного двигателя P=440 кН
Давление на срезе сопла p>a>=50кПа
Давление за срезом сопла p>h>=100кПа
Газовая постоянная на срезе сопла R>a>=317
Температура на срезе сопла T>a>=2362 К
Скорость продуктов сгорания на срезе сопла W>a>=3020 м/с
Газовая постоянная в критическом сечении сопла R>kp>= 343.837
Температура в критическом сечении сопла T>kp>=3463 К
Скорость продуктов сгорания в критическом сечении сопла W>kp>=1159м/с
Давление в критическом сечении сопла p>kp>=2894 кПа
- определяется расход топлива через камеру сгорания
Определение площадь критического сечения:
Определение радиуса критического сечения:
Определение объем камеры сгорания исходя из приведенной длины камеры сгорания:
Определение площади поперечного сечения камеры сгорания:
Определение длины цилиндрической части камеры сгорания:
Определение радиуса поперечного сечения камеры сгорания r>к>
Определение профиля входной части сопла
Определение диаметра среза сопла D>a>
Определение угла на выходе из сопла β>а>
β>а>=11о=0,192rad
Определение угла на входе в сопло β>m> и длины сопла L>c>> >с использованием монограмм:
Определение зависимости T>s>, W>s>, p>s> по длине сопла(L>s>):
T>s> |
W>s> |
p>s> |
L>s> |
3463 |
1159 |
2362 |
0 |
2974 |
2267 |
2558 |
0.207 |
2558 |
2834 |
2974 |
0.379 |
2362 |
3020 |
3463 |
1.014 |
4. Определение полиномов {R>a>T>a>}, {W>a>} и {n>a>} от α
Для аппроксимации графиков R·T=RT(), W=W(), n=n() полиномом второй степени нужно решить следующую систему уравнений:
где правая часть – искомый полином, а левая – значение функции, которую аппроксимирует данный полином. Требуется найти коэффициенты полиномов.
Запишем систему уравнений в матричном виде
Тут матрицы-столбцы a, b и c – неизвестные коэффициенты полинома, а квадратная матрица - матрица, содержащая значения расчётного коэффициента избытка окислителя и двух соседних, которые есть в таблицах справочника [1].
> >> >
Задачу решаем с использованием MathCad
> >> >
Результатом работы которой станут матрицы-столбцы искомых коэффициентов:
>Получаем систему аппроксимирующих полиномов для заданных функций>
-3271800∙+6649880∙α+2006060=RT
Заключение
В результате выполнения домашнего задания был произведен термодинамический расчет, в результате которого определили расчетные значения давления в камере сгорания и коэффициенты избытка окислителя , было провидено профилирование камеры сгорания, определили полиномы аппроксимацией графиков зависимостей произведения газовой постоянной и температуры на срезе сопла R>a>T>a>, скорости продуктов сгорания на срезе сопла W>a> и коэффициента изэнтропы на срезе сопла n>a> от коэффициента избытка окислителя ά>ок>, построение теоретического профиля камеры сгорания, чертеж конструктивно-компоновочной схемы ракеты.
Список используемых источников
Газодинамические и теплофизические свойства продуктов сгорания /под ред. В.П. Глушко. – М.: изд-во Академии Наук СССР.
Добровольский М.В. Жидкостные ракетные двигатели. – М.: Машиностроение, 1968.- 396 с.
Новиков В.Н. и др. Основы устройства и конструирования летательных аппаратов. – М.: Машиностроение, 1991. – 368 с.
1