Гражданско-нравственное становление школьника как стратегическая задача школы
Гражданско-нравственное становление школьника как стратегическая задача школы
Семыкина Е. Н.
Если бытие лишено всякого внутреннего смысла, если субъективные человеческие желания суть единственный разумный критерий для практической ориентировки человека в мире, то с какой стати должен я признавать какие-либо обязанности и не будет ли моим законным правом простое эгоистическое наслаждение жизнью, бесхитростное и естественное «carpe diem»?
С. Л. Франк «Этика нигилизма»
Пришло время, когда и государство и общество осознали необходимость серьезной комплексной разработки темы гражданского становления школьника в изменившихся условиях. Сразу необходимо выделить важное обстоятельство. Распространено мнение, что, гражданское, нравственное воспитание в школе это избыточная роскошь, то есть нужно научить читать, писать, считать, изучить иностранные языки, а уж все остальное как получится, а если получится, то хорошо, а нет – так что же делать (жизнь научит). Мы уверены, что это неверный подход, а во многом вредный. Становление гражданско-нравственной позиции – необходимость не только нравственная, но и стратегическая и экономическая. Большое количество социальных и экономических проблем можно снять, если каждый человек осознает свои интересы, сообразуя их с интересами других людей и общества в целом. Поймет, что его жизнь и благополучие напрямую зависят от политического и экономического состояния государства и развития гражданских институтов в обществе и эти институты необходимо развивать.
Гражданская позиция базируется на определенных нравственных качествах: таких как милосердие, доброта, ответственность, порядочность, чувство долга, личное достоинство, справедливость. Эти качества необходимо развивать и способствовать их становлению.
Но, испытывая страх и опасение перед прежними методами жесткого навязывания и насаждения «разумного, доброго, вечного», что, как правило, приводило к отрицательному результату, наше общество и в частности педагогическое сообщество в 90-е годы минувшего столетия впало в крайность, утверждая, а самое опасное – практически осуществляя постулат, что не нужно воспитывать эти качества (а подразумевалось - навязывать) они сами собой разовьются. Не прошло и 10 лет, мы получили практический результат этих недальновидных выводов: рост преступности, наркомании среди подростков шокирует, навязанный культ денег и наживы начинает раздражать даже самых рациональных.
Нынешнее положение стабилизирует, во-первых, то, что воспитательную функцию, упущенную школой, взяла на себя семья (хотя известно в каком критическом положении оказались семьи; и как сложно уделять внимание воспитанию во времена перемен, когда происходит социальный слом). И, во-вторых, то, что опытные, мудрые педагоги-практики несмотря ни на что продолжали воспитательную работу по становлению нравственных качеств у школьников, хотя она часто проходила бессистемно.
Очевидно, что сегодня необходимо обратить внимание на научную базу теории воспитания, так как в новых, изменившихся социальных условиях даже прекрасно разработанные воспитательные системы дают сбои из-за несоответствия социальных условий и целей. Так происходит с системой Антона Семеновича Макаренко, например, потому что она разрабатывалась и писалась в определенных социальных условиях и ставила определенные воспитательные цели. В наше время и условия и цели изменились. Так происходит и с другими известными воспитательными системами.
Задача современной науки привлечь весь предыдущий опыт и учитывая новые условия дать школе теоретические разработки для успешного преодоления сложностей. Но и практически нельзя упустить ситуацию, так как каждый год школа выпускает в быстро меняющуюся жизнь молодых людей и чтобы сохранить стабильность в обществе у этих ребят должны быть четкие моральные ориентиры и ясная гражданская позиция.
В рамках городской экспериментальной площадки «Жизнедеятельность образовательного учреждения как сфера нравственно-этического становления и развития личности» работают разные школы со своими особенностями, среди которых история школы, ее месторасположение, сложившийся педагогический коллектив, состав детей и т.д. Изначально с каждой школой были обсуждены условия и задачи в экспериментальном поле. И каждый коллектив определил свои задачи в деятельности площадки.
Основным направлением работы для всех школ на первом этапе было проведение диагностики. Любое исследование предполагает глубокий анализ объекта исследования. Для диагностики были отобраны уже заслужившие признание педагогов тесты: размышляем о жизненном опыте (составлен доктором педагогических наук Н.Е. Щурковой); адаптированный вариант теста «размышляем о жизненном опыте» для младших школьников (адаптирован В.М. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Н. Степановым); методика "изучения мотивов участия школьников в деятельности"; методика «репка»; методика «цветик - семицветик»; методика «пословицы». Нашей гипотезой было то, что комплексное использование данных тестов и методик в определенном временном промежутке с определенными интервалами для разных возрастных групп даст достаточно полную картину состояния нравственных и гражданских качеств школьников.
Известно, что до сих пор существуют разные точки зрения на диагностику по выявлению качеств личности. Многие ученые считают, что невозможно количественно оценить воспитанность. А есть серьезные разработки по мониторингу именно количественных показателей воспитанности. Но каждому исследователю необходимо опираться на достоверную диагностическую базу. В ходе эксперимента предполагается создать методику применения комплекса тестов для диагностики с созданием в случае необходимости дополнительных тестовых материалов и методики. Эта задача была проработана в течение года и данная работа продолжается. Она дает интересные результаты. Кроме того, перед нами стоит задача разработать рекомендации по развитию и коррекции личностных качеств школьников в зависимости от результатов диагностики.
Кроме нравственных и формируемых на их основе гражданских качеств необходимо сформировать у школьников и психологические качества, которые на наш взгляд, будут закреплять нравственные качества - это устойчивость и эмпатия. Игнорирование психологического механизма развития личности не позволит считать проводимое исследование достоверным.
Эмпатия «… это скорее процесс, чем состояние. … Эмпатический способ общения с другой личностью имеет несколько граней. Он подразумевает вхождение в личный мир другого и пребывание в нем, «как дома». Он включает постоянную чувствительность к меняющимся переживаниям другого…. Это означает временную жизнь другой жизнью, деликатное пребывание в ней без оценивания и осуждения. Это означает улавливание того, что другой сам едва осознает. Но при этом отсутствуют попытки вскрыть совершенно неосознаваемые чувства, поскольку они могут оказаться травмирующими.…Это подразумевает частое обращение к другому для проверки своих впечатлений и внимательное прислушивание к получаемым ответам… …Может быть, это описание делает понятным, что быть эмпатичным трудно. Это означает быть ответственным, активным, сильным и в то же время тонким и чутким»
Мы стоим на плечах прежних поколений, личность развивается и формируется под влиянием этического просвещения, в процессе которого человек получает определенную сумму знаний, ориентирующих на соблюдение нравственных норм. В этом случае авторитет воспитателя, авторитет руководителя, профессионала высокой квалификации, образцы его поведения служат гражданскому и нравственному воспитанию школьников. Поэтому в рамках площадки читается курс лекций для учителей, воспитателей, методистов, руководителей школ. И проводится серьезная методическая поддержка в форме постоянно действующего семинара.
Мы уверены, что гражданско-нравственное воспитание и самовоспитание как осознанная, целеустремленная деятельность, направленная на формирование высоких нравственных качеств и преодоление недостатков в нравственной сфере, крайне необходима современному обществу как одна из главных стратегических задач.
Список литературы
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа