Влияние фаз Луны на интеллектуальную деятельность человека

Влияние фаз Луны на интеллектуальную деятельность человека

Исследовательская работа

Выполнил: ученик 11Б класса Григорьев Василий

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №43»

2004

1.Введение.

Луна интересовала человека с древнейших времен. И, конечно же, не случайно – ведь Луна самое близкое небесное тело. История Луны интересна не только сама по себе, но и как часть общей проблемы происхождения Земли и влияния на нашу планету.

Всем известно, что человек – часть природы, поэтому он подчиняется общему влиянию законов Вселенной. Следовательно, человек должен испытывать влияние Луны, как и другие живые организмы. Литературные сведения на этот счет очень скудны и противоречивы, особенно мало внимания уделяется вопросу о влиянии Луны на интеллектуальную деятельность человека. В своей работе я попытаюсь разобраться в некоторых аспектах этого вопроса, а именно: существует ли взаимосвязь между фазами Луны и умственной деятельностью.

Но прежде необходимо кратко охарактеризовать объекты исследования.

2.Литературный обзор.

2.1.Характеристика объектов исследования.

2.1.1.Характеристика Луны.

Луна – спутник Земли, ближайшее к Земле небесное тело. Что мы сегодня знаем о Луне?

Радиус - 1738 км.

Возраст - 4,6 млрд. лет.

Полный оборот вокруг Земли она совершает за 27,3 суток.

Поверхность Луны составляет территорию Африки и Австралии вместе взятых.

Масса Луны в 81,53 раза меньше земной.

Средняя плотность равна 3,33 г/см(0,6 средней плотности Земли).

Расстояние Землёй и Луной - 384395 км (около 60 земных радиусов).

Средняя плотность Луны 3,34 г/см3.

Плотность Луны близка к плотности метеоритов хондритов, т.е. солнечного вещества, за исключением наиболее летучих его компонентов, таких, как водород и углерод. Плотность Луны близка и к плотности земной мантии. Значительно более высокая средняя плотность Земли (5,5 г/см3) в основном обусловлена плотным железным ядром. Низкая плотность Луны означает отсутствие у нее заметного железного ядра. Более того, момент инерции Луны свидетельствует о том, что это шар однородной плотности, покрытый анортозитовой (богатый кальцием полевой шпат) корой толщиной 60 км, что подтверждается сейсмическими данными.

Породы лунного грунта

Основными лунными породами являются:

1) морские базальты, более или менее богатые железом и титаном;

2) материковые базальты, богатые камнем, редкоземельными элементами и фосфором;

3) алюминиевые материковые базальты – возможный результат ударного плавления;

4) магматические породы, такие, как анортозиты, пироксениты и дуниты.

Луна движется вокруг Земли по сложной незамкнутой орбите, которую в первом приближении можно представить эллипсом с меняющимися элементами. Кроме земного притяжения, на движение Луны оказывает влияние также притяжение Солнца и других планет. Вследствие этого, а также из-за сжатия Земли в этом движении наблюдается ряд особенностей, называемых неравенствами лунного движения. Их изучение составляет одну из сложнейших задач небесной механики.

2.1.2. Фазы Луны.

В зависимости от расположения Луны по отношению к Земле и Солнцу выделяют 4 фазы Луны – различные формы видимой части Луны. Смена фаз Луны обусловлена переменами в условиях освещения Солнцем темного шара Луны при её движении по орбите. Каждый месяц Луна, двигаясь по орбите, проходит примерно между Солнцем и Землёй и обращена к нам своей тёмной стороной, в это время происходит новолуние. Через один - два дня после этого на западной части неба появляется узкий яркий серп «молодой» Луны. Остальная часть лунного диска бывает в это время слабо освещена Землёй, повёрнутой к Луне своим дневным полушарием; это слабое свечение Луны — так называемый пепельный свет Луны. Через 7 суток Луна отходит от Солнца на 90°; наступает первая четверть (см. рис.), когда освещена ровно половина диска Луны и терминатор, т. е. линия раздела светлой и тёмной стороны, становится прямой — диаметром лунного диска. В последующие дни терминатор становится выпуклым, вид Луны приближается к светлому кругу и через 14—15 суток наступает полнолуние. Затем западный край Луны начинает ущербляться; на 22-е сутки наблюдается последняя четверть, когда Луна опять видна полукругом, но на сей раз обращенным выпуклостью к востоку. Угловое расстояние Луны от Солнца уменьшается, она опять становится суживающимся серпом и через 291/2 суток вновь наступает новолуние. Промежуток между двумя последовательными новолуниями называется синодическим месяцем, имеющим среднюю продолжительность 29,53059 суток. Синодический месяц больше сидерического, так как Земля за это время проходит примерно 1/13 своей орбиты и Луна, чтобы вновь пройти между Землёй и Солнцем, должна пройти дополнительно ещё 1/13 часть своей орбиты, на что тратится немногим более 2 суток. Если новолуние случается вблизи одного из узлов лунной орбиты, происходит солнечное затмение, а полнолуние близ узла сопровождается лунным затмением. Легко наблюдаемая смена фаз Луны послужила основой для ряда календарных систем.

2.1.3. Систематическое положение человека в системе живой природы.

Вид: Человек разумный

Род: Человек

Семейство: Люди

Отряд: Приматы

Класс: Млекопитающие

Тип: Хордовые

Царство: Животные

Надцарство: Эукариоты

Империя: Клеточные

2.1.4. Интеллект.

Человек сильно отличается от других обитающих на Земле животных, прежде всего, потому что он может мыслить. Особенностью человека является интеллект. Что же это такое?

Исследователи широко расходятся в определении интеллекта, и еще нет ни одного стандартного определения, с которым бы все согласились. Например, одни исследователи акцентируют внимание на том, что интеллект это способность к приобретению новых умений, другие же изучают социальные аспекты интеллекта.

Гарднер утверждал, что интеллект – не просто явление, состоящее из многообразных способностей, но наоборот: есть много различных видов интеллекта, каждый из которых важен по-своему и независим от других.

Работа Гарднера закончилась списком семи интеллектов:

Лингвистически-вербальный;

Логико-математический;

Пространственный – способность создавать в уме модель пространственного расположения предмета и использовать эту модель;

Музыкальный;

Корпусо-кинестетический – способность решать проблемы и придавать форму продукту, используя тело (как, например, делают танцоры);

Интерперсональный интеллект – способность понимать мотивы действий других людей и знать, как работать с людьми;

Интраперсональный интеллект – способность формировать правильную модель себя и использовать эту модель для успешного функционирования в обыденной жизни.

Многие психологи отмечают, что интеллект имеет многостороннюю структуру. Например, Сноу предлагает шесть аспектов интеллекта:

мышление, основанное на знании (использование организованного знания в целенаправленном мышлении);

понимание предполагает, что индивиды не только чувствуют и знают, они также знают, что они имеют вышеуказанный опыт;

приспособительная целенаправленная борьба (индивид может, приспосабливаясь, менять стратегии для использования силы и т.д.);

плавное аналитическое рассуждение (напр. узнавание различных сторон проблемы и интеграция информации);

мозговая игривость (не все проблемы даны, но индивиды могут создавать интересные цели, чтобы впоследствии их достигать);

идиосинкразическое обучение (люди отличаются не только от других и не только в том, как они решают проблемы, даже их подходы к проблемам могут варьироваться во времени).

2.1.5. Методики определения интеллекта.

Тесты это гораздо большее, чем простые показатели успеваемости в школе; они измеряют фундаментальные интеллектуальные способности.

В основе этих способностей лежит обобщенный фактор (обычно называемый «g»). Этот фактор – общее развитие интеллекта. Общее развитие интеллекта передается генетически.

Тесты для определения интеллекта впервые появились во Франции в 1881 году, когда было введено всеобщее образование, и возникла необходимость рационального распределения учеников по классам. Сейчас существует множество методик для определения различных аспектов мышления и интеллекта. Например, логический аспект математического мышления определяется с помощью методики “Числовые ряды”.

Она заключается в нахождении закономерностей построения числовых рядов. Тестируемому предлагается 7 числовых рядов.

24 21 19 18 15 13 - - 7 Шифр: 12 9

1 4 9 16 - - 49 64 81 100 25 36

16 17 15 18 14 19 - - 13 20

1 3 6 8 16 18 - - 76 78 36 36

7 16 9 5 21 16 9 - 4 13

2 4 8 10 20 22 - - 92 94 44 46

24 22 19 15 - - 10 4

В течении 5 минут тестируемый должен найти закономерность и вписать недостающие числа.

2.2. Влияние фаз Луны на жизнедеятельность организмов.

(в форме тезисов)

Известно, что смена фаз Луны оказывает влияние на жизнедеятельность организмов. Сейчас известны многочисленные подтверждения этому факту. Вот некоторые из них:

Смена фаз Луны оказывает влияние на рост садово-огородных культур, в частности, картофеля. В зависимости от того, в какой день был посажен картофель, урожай будет различным. Наиболее высокий урожай получен при посадке картофеля в фазу убывающей Луны, самый низкий – при посадке в полнолуние.

Различные фазы Луны по-разному влияют на жизнедеятельность пресноводных рыб. Например, отмечено, что смена фаз Луны сильно влияет не поведение, активность и клёв щуки.

Отмечено влияние фаз Луны на морские организмы. Доказательством может служить то, что моллюски и некоторые морские рыбы откладывают и оплодотворяют икру только в полнолуние.

Современная наука доказала влияние Луны на организм человека. Это влияние главным образом осуществляется посредством сильного гравитационного воздействия Луны на оболочку Земли (твердую и жидкую). В дни новолуний и полнолуний сильно меняются следующие физические параметры: влажность, атмосферное давление, температура, электрическое и магнитное поля. Оказывается, даже небольшие изменения этих параметров оказывают влияние на человеческий организм.

3. Экспериментальная часть.

3.1.Описание методики эксперимента.

План проведения эксперимента

В качестве оценки влияния фаз луны на интеллектуальную деятельность человека был выбран параметр – математические операции в уме двузначных и трёхзначных чисел (устный счёт/на время).

Эксперимент проводится в микрогруппе на членах моей семьи. Фазы луны определяются по отрывному календарю.

Перед испытуемым ставится задача: решить в уме как можно быстрее 10 примеров. Засекается время решения примера с момента его озвучивания, а также отмечается правильность решения.

Во избежание погрешности эксперимент проводится в одно и то же время (~20:00).

Время проведения эксперимента:

Убывающая Луна

Новолуние

Растущая Луна

Полнолуние

с 29.09 по 13.10

14.10

с 15.10 по 27.10

28.09

Результаты эксперимента приводятся в таблице.

Таблица 1

Время решения примера (сек.) с отметкой о правильности (+ \ -)

Фазы Луны

Новолуние (1 день)

+\-

+

-

+

-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

* +/-– отношение числа правильных (+) ответов к неправильным (-).

Результаты эксперимента по выявлению влияния фаз луны на интеллектуальную деятельность человека.

время

10

5

4

1,5

5

4,5

5

7

2

3

4,7

4

4,5

3

1,5

3

1,5

3,5

2,5

5

4

3,3

Убывающая Луна (15 дней)

+\-

11\4

12\3

10\5

13\2

8\7

11\4

12\3

12\3

11\4

13\2

13/2

14\1

12\3

12\3

12\3

12\3

14\1

12\3

12\3

14\1

время

3,8

4,5

3,4

4,3

4,2

3,8

4,6

3,1

4,1

3,6

4,1

4,5

4,5

3,5

3,3

3,3

3,5

3,8

3,3

3,6

3,7

3,8

Полнолуние (1 день)

+\-

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

время

4

3

7

3

2

3

2

4

5

3

3,6

3

2

3

1,5

3

4

2

3

3

2

2,4

Растущая Луна (13 дней)

+\- *

10\3

10\3

13\0

11\2

12\1

12\1

13\0

12\1

12\1

11\2

12\1

12\1

11\2

13\0

12\1

13\0

13\0

13\0

11\2

11\2

время

2,8

2,9

3,3

2,4

2,7

3

3,2

3,2

3,3

2,7

2,9

2,5

3

2,8

2,7

2,3

2

3

2,5

2,9

2,7

2,6

№ примера

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

среднее

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

среднее

№ испытуемого

№1

№2

3.2.Результаты.

В ходе проведения эксперимента были получены данные, которые фиксировались в таблице (см. Таблица 1). Для двух испытуемых я получил средние значения времени решения примеров соответственно 2,9 и 2,6 в период растущей Луны; 4,1 и 3,8 в период убывающей Луны; 3,6 и 2,4 в полнолуние; 4,7 и 3,3 в новолуние. Более наглядно зависимость среднего времени решения примеров от фазы Луны отражена на Графике 1.

Что касается правильности ответов, оба испытуемых показали наибольшую эффективность в период растущей Луны, а наименьшую – в период убывающей Луны.

4.Выводы.

В ходе работы была установлена зависимость интеллектуальной работы мозга человека от фаз Луны.

В фазу растущей Луны интеллектуальная активность человека повышена, человек не испытывает затруднений при решении логико-математических задач.

В фазу убывающей Луны для человеческого мозга характерны затруднения при решении логико-математических задач.

Анализируя средние показатели времени решения примеров и правильность, можно сделать вывод, что самым неблагоприятным днём для интеллектуальной деятельности мозга является новолуние, а также в период убывающей Луны.

Список литературы

Большая Советская Энциклопедия \\ под ред. Введенского Б. А.; том 25, 1954.

Голубева Э.А.Способности и индивидуальность. Москва, 1994.

Клаус Г. Дифференциальная психология обучения. Москва, 1984.

Кошелёва М. Новые тесты IQ. Москва 2003.

Кудряшов А. Ф. Лучшие психологические тесты. Петрозаводск, изд. «Петрком», 1992.

Кузьмин К. «ЛУНА И ЩУКА». Рыболов №4-1991.

Холодная М.А.Когнитивные стили как проявление своеобразия индивидуального интеллекта. Киев, 1990.

http://www.urania.ru/Articles/MoonCicle.html.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://licey43.ru