Предпринимательство (работа 1)
Министерство общего образования РФ
ВОРОНЕЖСКАЯ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По предмету «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО»
Выполнила:
Проверил:
ВОРОНЕЖ 2003 г.
ВАРИАНТ 38.
Вопросы:
Консультативное предпринимательство.
Содержание финансового планирования.
Страхование рисков.
Ответ №1:
Под производительной деятельностью, в самом широком смысле, подразумевают непосредственное производство всех товаров и услуг.
Производительное предпринимательство первично по отношению к другим видам предпринимательства, и поэтому является ведущим. Предприниматели в этой сфере производят материальные ценности: станки, оборудование, продукты питания, одежду и т.п. Также сюда относят осуществление различных ремонтных и прочих работ, оказание медицинских услуг, создание определенных духовных ценностей. К производительному предпринимательству относят и производство информационных ресурсов, образовательных услуг, рекламы, экспертных и оценочных услуг, а также инновационное и научно-техническое предпринимательство.
Однако эта сфера общественного производства при переходе к рыночной экономике пострадала больше других, т.к. распались старые хозяйственные связи, нарушилось материально-техническое обеспечение, резко упал сбыт продукции, ухудшилось кредитно-финансовое обеспечение предприятий. Положение, также осложняется и тем, что производственная деятельность обычно требует долгосрочных инвестиций (на несколько лет), а это затруднительно в условиях инфляции и нестабильной экономики.
Следует отметить, что за последние десятилетия в экономически развитых странах мира, а теперь и в России, из производительного предпринимательства выделяется новый вид предпринимательства под названием консалтинг, т.е. предоставление платных консультационных и экспертных услуг. Консультативное предпринимательство становиться все более перспективным и имеет множество направлений. Так, например, к консультативному предпринимательству относят профессиональное обслуживание предприятий по вопросам администрирования, антикризисного и финансового управления, управления кадрами, проведения маркетинговых исследований, общей организации производственного процесса. Наблюдая за динамикой роста консалтинга на Западе можно прогнозировать значительный рост спроса в России на этот вид услуг.
В свою очередь, все производительное предпринимательство еще иногда делят на основное и вспомогательное.
В сфере основного производительного предпринимательства производятся товары и услуги для конечного потребления отдельными людьми или предприятиями.
В сфере производительного вспомогательного предпринимательства предоставляются дополнительные консультации, технико-экономические расчеты, производственные технологии и т.п.
Ответ №2:
Финансовый план составляется на 3-5 лет и включает в себя:
- план доходов и расходов;
- план денежных поступлений и выплат;
- анализ состояния потока реальных денег (наличности);
- балансовый план;
ПРОГНОЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ.
Этот прогноз составляется, по крайней мере, на первые три года, причем данные за первый год должны быть представлены в месячной разбивке. Он включает такие показатели, как ожидаемый объем продаж, себестоимость реализованных товаров и различные статьи расходов.
Поскольку основным источником доходов большинства фирм являются продажи, составление финансового плана начинается с прогнозирования продаж. Для составления планов доходов и расходов на первый год необходимо рассчитать объемы продаж по месяцам. Для составления прогноза используются такие методы, как опросы потребителей, опрос торговых работников, консультации с экспертами и т.д. Объемы продаж у новых предпринимателей обычно нарастают постепенно, а себестоимость реализованной продукции может "скакать" и в некоторые месяцы быть несоизмеримо высокой или низкой. Все будет зависеть от ситуации, складывающейся в тот или иной момент на рынке.
План расходов и доходов должен содержать также оценки всех статей косвенных (накладных, общефирменных) расходов по месяцам первого года. Расходы на заработную плату будут зависеть от численности сотрудников и их специальностей), и данные берутся из организационного плана). В плане доходов и расходов следует предусмотреть и расходы на повышение заработной платы работающим сотрудникам. Необходимо также помнить, что в первые месяцы освоения рынка значительно выше расходы на командировки, выплаты комиссионных, представительские работы. С ростом фирмы возрастают расходы на страхование, на рекламу (если она предусмотрена планом маркетинга), на аренду дополнительных складских помещений. Все это должно найти отражение в плане доходов и расходов.
Помимо этих планов в разбивке по месяцам первого года, планы должны содержать прогнозные данные на конец второго и третьего года. При прогнозировании эксплуатационных расходов на второй и третий год рекомендуется начать с тех статей, расходы по которым, по всей вероятности, не будут меняться. Расходы по таким статьям, как амортизационные отчисления, коммунальные услуги, аренда и т.д. нетрудно подсчитать исходя из объема продаж на второй и третий год.
ПЛАН ДЕНЕЖНЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ И ВЫПЛАТ.
Этот план, как и план доходов и расходов, строится на определенных предположениях, которые представляются реалистическими на момент составления прогноза, но со временем могут, и не подтвердится. В этом случае в планы необходимо внести соответствующие коррективы. Все предложения и допущения должны быть четко сформулированы в тексте бизнес-плана, чтобы потенциальный инвестор смог понять, как была получена та или иная цифра. Если для какого-то месяца окажется, что выплаты превышают поступления, предприниматель должен заранее позаботится и взять на этот период деньги в долг. Если в другом месяце поступления превысят выплаты, то лишние деньги можно отдать в краткосрочную ссуду или положить на банковский счет до того времени, когда выплаты вновь будут превышать поступления.
ПРОГНОЗ ПОТОКА РЕАЛЬНЫХ ДЕНЕГ (НАЛИЧНОСТИ).
Такой прогноз строится на основании плана денежных поступлений и выплат. Он составляется на три года, с месячной разбивкой данных по первому году. Разные счета оплачиваются в разные сроки, поэтому определение потребностей в денежной наличности является важным моментом, особенно для первого года. Доходы могут различаться из месяца в месяц, да и деньги, вырученные от продаж, поступают на банковский счет фирмы не мгновенно, поэтому даже если продукция расходится хорошо, может возникнуть необходимость в краткосрочных займах для покрытия постоянных затрат, например, для выплаты заработной платы или за коммунальные услуги. Именно прогноз потока наличности и выявляет эти условия.
БАЛАНСОВЫЙ ПЛАН.
В этом разделе отражаются активы и пассивы фирмы, средства, вложенные в развитие производства самим предпринимателем и его партнерами, и нераспределенная прибыль. К составлению балансового плана на конец первого года приступают, когда составлены план доходов и расходов и план денежных поступлений их выплат. Балансовый план представляет собой счет активов (денежные средства, оборудование, здания, сооружения, земля и др.) и пассивов (обязательства перед кредиторами), разность которых представляет собой собственный капитал предприятия, к которому относятся средства, вложенные партнерами, и прибыль, остающаяся после вычета налогов. Теперь, после анализа финансового состояния фирмы, можно приступить к составлению последнего раздела бизнес-плана.
Ответ №3:
> Все предпринимательские риски можно разделить на две большие группы в соответствии с возможностью страхования: страхуемые и нестрахуемые. Предприниматель может частично переложить риск на другие субъекты экономики, в частности обезопасить себя, осуществив определенные затраты в виде страховых взносов. Таким образом, некоторые виды риска, такие, как: риск гибели имущества, риск возникновения пожара, аварий и др., предприниматель может застраховать. >
>Риск страховой — вероятное событие или совокупность событий, на случай наступления, которых проводится страхование. В зависимости от источника опасности страховые риски подразделяются на две группы: >
>риски, связанные с проявлением стихийных сил природы (погодные условия, землетрясения, наводнения и др.); >
>риски, связанные с целенаправленными действиями человека. >
>К рискам, которые целесообразно страховать, относятся: >
>вероятные потери в результате пожаров и других стихийных бедствий; >
>вероятные потери в результате автомобильных аварий; >
>вероятные потери в результате порчи или уничтожения продукции при транспортировке; >
>вероятные потери в результате ошибок сотрудников фирмы; >
>вероятные потери в результате передачи сотрудниками фирмы коммерческой информации конкурентам; >
>вероятные потери в результате невыполнения обязательств субподрядчиками; >
>вероятные потери в результате приостановки деловой активности фирмы; >
>вероятные потери в результате возможной смерти или заболевания руководителя или ведущего сотрудника фирмы; >
>вероятные потери в результате возможного заболевания, смерти или несчастного случая с сотрудником фирмы. >
>Однако существует еще одна группа рисков, которые не берутся страховать страховые компании, но при этом именно взятие на себя нестрахуемого риска является потенциальным источником прибыли предпринимателя. Но если потери в результате страхового риска покрываются за счет выплат страховых компании, то потери в результате нестрахуемого риска возмещаются из собственных средств предпринимательской фирмы. Основными внутренними источниками покрытия риска являются: собственный капитал фирмы, а также специально созданные резервные фонды. Кроме внутренних, есть еще и внешние источники покрытия вероятных потерь, например, за дочерние банки отвечает материнский банк. >
>Использованная литература:>
1. «Предпринимательство» Учебник
М.Г. Лапуста, А.Г. Поршнев, Москва ИНФРА – М
Ю.Л. Старостин, Л.Г. Скамай 2001 г.
2. «Риски в предпринимательской деятельности» Учебник
М.Г. Лапуста, Л.Г. Скамай М.: ИНФРА – М, 1997 г.
3. «Основы предпринимательства» Учебное пособие
Е.В. Глущенко М.: Вестник, 1996 г.