Антикризисное управление (работа 13)
Оглавление.
Введение.
1. Понятие «антикризисное управление». Его применение на практике.
2. Постоянное ожидание сигналов о надвигающемся кризисе - важнейший принцип стратегического антикризисного управления
3.Факторы внутренней среды, определяющие условия функционирования фирмы
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение.
В еще недавнем прошлом, в условиях советской экономики, проблемы антикризисного управления не только не были актуальными, но даже не упоминались. В стране господствовала официальная установка относительно пропорционального и планомерного, соответственно и бескризисного развития экономики, отсюда не было и нужды в антикризисном управлении. Правда, часть предприятий и в советский период была убыточной, в промышленности примерно 20%, в сельском хозяйстве около 30%. Но только наличие убыточных предприятий объяснялось тем, что государство сознательно устанавливает более низкие цены на продукцию части предприятий, в связи с чем возникает такой феномен в экономике, как планово-убыточные предприятия.
В условиях проведения радикальных рыночных реформ в России проблемы антикризисного управления приобрели особую актуальность.
Во-первых, в условиях рыночно капиталистического хозяйства антикризисное управление играет особо важную роль в оздоровлении экономики. Во-вторых, по мере продвижения по пути "реформ" в России с катастрофической скоростью нарастало число убыточных предприятий. Начиная с 1995 г., удельный вес убыточных предприятий в нашей стране превысил 50% и продолжает расти. Удельный вес неплатежеспособных предприятий (банкротов по существу) значительно больше, так как многие прибыльные предприятия имеют недостаточно доходов для по крытая своих денежных обязательств.
Успех стратегии антикризисного управления в первую очередь зависит от того, как сможет менеджмент фирмы своевременно обнаружить возникновение исходного события, с которого начинается движение к кризисному переломному состоянию фирмы.
1. Понятие «антикризисное управление». Его применение на практике.
Антикризисное управление — что это такое, каково его применение на практике? В последнее время, многие пытаются ответить на эти вопросы. Большинство дает такое определение: предотвращение банкротства — система мер, именуемая антикризисным управлением. Наиболее полное определение может выглядеть так: управление в условиях риска (в нашей стране можно говорить о любом предприятии, так как внешняя нестабильная обстановка в стране уже сама по себе является фактором риска). Поэтому антикризисное управление применимо и его необходимо применять на любом предприятии, даже финансово стабильном.
Таким образом, антикризисное управление — это:
• анализ состояния макро-микросреды и выбор предпочтительной миссии фирмы;
• познание экономического механизма возникновения кризисной ситуации и создание системы сканирования внешней и внутренней сред фирмы с целью раннего обнаружения сигналов об угрозе приближения кризиса;
• стратегический контроллинг фирмы и выработка стратегии предотвращения ее несостоятельности;
• оперативная оценка и анализ финансового состояния фирмы и выявление возможности наступления несостоятельности (банкротства) — оперативный контроллинг;
• разработка предпочтительной политики поведения в условиях наступившего кризиса и вывода из него фирмы;
• постоянный учет риска предпринимательской деятельности и выработка мер по его снижению.
Совершенно ясно, что действие механизма возникновения кризисного состояния производственной системы вообще и фирмы в частности протекает во времени.
Успех стратегии антикризисного управления во многом зависит от или, удалось ли руководству фирмы своевременно обнаружить возникновение исходного события, с которого начинается движение к кризисному переломному состоянию фирмы. Раннее обнаружение таких событий возможно лишь в том случае, если аналитические службы фирмы ведут постоянное слежение за множеством сигналов, поступающих из внешней среды, а также сигналов о состоянии процессов, протекающих в самой фирме. Назовем их внешними и внутренними сигналами о возможных изменениях состояния фирмы.
2. Постоянное ожидание сигналов о надвигающемся кризисе - важнейший принцип стратегического антикризисного управления
Поскольку и внешняя, и внутренняя среды фирмы динамичны, указанные исходные события могут проявляться в любой момент. Поэтому важнейшим принципом стратегического антикризисного управления является состояние постоянного ожидания сигналов о надвигающемся кризисе и немедленная реакция на эти сигналы.
Наиболее существенные источники и характер подобных сигналов могут быть определены по своему влиянию. На основе методики А. П. Градова можно свести все данные о внешних событиях и сигналах в одну таблицу (см. табл. ).
Наиболее сложным в процессе антикризисного управления является выявление цепочек экономических явлений, возникающих после обнаружения того или иного сигнала, и выработка соответствующих решений, направленных либо на усиление положительных последствий, либо на ослабление угроз, обусловленных этими цепочками.
Важно увязать антикризисное управление с этапами жизненного цикла конкурентного преимущества фирмы. При этом следует иметь в виду, что жизненный цикл конкурентного преимущества и жизненный цикл фирмы — понятия разные.
Таблица: Внешние сигналы о возможных изменениях состояния фирмы
Факторы внешней среды, определяющие условия функционирования фирмы |
Сигналы о возникновении исходных экономических явлений, запускающих механизм изменения состояния фирмы |
||
Агрегиро- ванные 1. |
Детализирова- нные 2. |
сигналы о нарастании угроз выполнению миссии фирмы 3. |
|
Параметры спроса |
Величина спроса |
Падение величины спроса на товары фирмы; рост величины спроса на аналогичные товары конкурентов Усиление колебаний в спросе и прибылях от продажи товаров фирмы Усиление колебаний в спросе и прибылях от продажи товаров фирмы. |
|
Стабильность спроса |
|||
Требования покупателей к качеству товаров фирмы |
Нарастание спроса на товары, превышающие стандарты качества |
||
Эластичность спроса |
Усиление эластичности спроса на товары фирмы |
||
Разнообразие (сегментация) потребителей товаров фирмы |
Во всех обслуживаемых сегментах рынка утрачивается интерес к товарам фирмы |
||
Экономический Потенциал покупателей |
Снижение покупательной способности населения |
||
2..Параметры факторов |
Конъюнктура рынков сырьевых и материальных ресурсов |
Сокращение предложения сырьевых и материальных ресурсов; рост цен на сырье и материалы |
|
Конъюнктура Рынков Трудовых ресурсов |
Сокращение источников пополнения трудовых ресурсов; рост уровня оплаты труда в связи с инфляцией |
||
Конъюнктура Рынков Финансовых ресурсов |
Повышение процентных ставок по кредитам коммерческих банков; падение курса собственных акций фирмы; прекращение субсидий из фондов благотворительных организации |
||
Развитие инновационной деятельности |
Рост стоимости лицензий на использование изобретений и открытий; ужесточение условий получения грантов и государственных заказов на НИОКР |
||
Конъюнктура рынков средств производства |
Сокращение предложения средств производства; рост цен на средства производства |
||
3. Параметры родственных и поддерживаю- щих отраслей |
Изменение Потенциала Родственных отраслей |
Свертывание производства родственных отраслей; переориентация родственных отраслей на новую технологию |
|
Производственная инфраструктура товаров фирмы |
Стагнация научно-технического экономического потенциала отраслей; внешней инфраструктуры |
||
Социальная инфраструктура |
Рост цен на услуги отраслей инфраструктуры |
||
Использование достижений, полученных в родственных отраслях |
Неприемлемость достижений родственных отраслей для целей фирмы; недоступность достижений ввиду высокой стоимости |
||
4. Параметры конкурентной среды |
Соперничество между существующими конкурирующими системами |
Конкурентный статус фирмы конкурента существенно повысился; число конкурирующих фирм существенно возросло; ценовая война началась |
|
Конкурентные силы, возника- ющие вследствие угрозы со стороны товаров-заменителей |
«Потолок цен» создаваемый товаром-заменителем, суще- ственно снижает потенциальную прибыль; покупатели охотно «переключаются» на товар-заменитель ввиду его дешевизны |
||
Конкурентные силы, возникающие вследствие угрозы появления новых конкурентов |
Барьер для входа на рынок практически отсутствует; фирмы, функционирующие на рынке, проявляют лояльность к новым конкурентам |
||
Конкурентные силы, возника- ющие вследствие экономических возмож- ностей и торговых способностей поставщиков |
Экономический потенциал поставщиков высок ввиду существенной доли затрат на их продукцию в издержках покупателя; поставщики — субъекты рынка совершенной конкуренции: основная масса покупателей; субъекты монополии |
||
5. Деятельность государственных властных структур |
Налоговая политика |
Повышение налоговых ставок; снятие налоговых льгот с товаров фирмы; введение новых налогов; введение налоговых льгот на субституты |
|
Кредитно- денежная политика |
Повышение учетной ставки Центрального банка; неблагоприятное изменение валютного курса рубля; жесткая политика финансовой стабилизации |
||
Таможенная политика |
Неблагоприятное изменение экспортных и импортных таможенных пошлин |
||
Правовая среда |
Изменчивое гражданское и коммерческое законодательство; введение разрешительного порядка |
||
Политика цен и доходов |
Введен контроль за ценами; введено налогообложение, стимулирующее снижение доходов в зависимости от динамики цен |
||
6. Случайные явления |
Форс-мажорные обстоятельства |
Стихийные бедствия и т. п. |
|
Внешняя Политика Иностранных государств — партнеров по бизнесу |
Случайна и нестабильна; надежность инвестиций не гарантируется |
||
Научно- технические |
Новые изобретения и т. п. |
Своевременное зарождение очередного цикла конкурентного преимущества позволяет поддерживать живучесть фирмы. Это происходит в случае своевременного обнаружения сигналов утраты конкурентного преимущества фирмы и принятия адекватных мер противостояния этой угрозе.
3. Факторы внутренней среды, определяющие условия функционирования фирмы
Факторами внутренней среды, определяющей условия функционирования фирмы, являются:
1. Параметры технических ресурсов фирмы:
• средства технического оснащения;
• сырье, материалы, полуфабрикаты;
• энергия.
2. Параметры технологических ресурсов:
• НИОКР;
• технология изготовления товаров фирмы.
3. Параметры кадровых ресурсов:
• работники, определяющие цели фирмы;
• работники, разрабатывающие средства достижения целей фирмы;
• работники, организующие процесс создания средств достижения целей фирмы;
• работники, непосредственно создающие средства достижения целей фирмы;
• работники, обслуживающие процесс создания средств достижения целей фирмы.
4. Параметры пространственных ресурсов:
• территория площадки фирмы;
• производственные здания;
• непроизводственные здания;
• сооружения и инженерные коммуникации.
5. Параметры ресурсов организационной структуры фирмы:
• степень адекватности и время прохождения управленческих воздействий по уровням иерархии;
• степень автономии, лиц принимающих решения (ЛПР), на каждом уровне иерархии управления фирмой;
• степень гибкости организационной структуры системы управления фирмой.
6. Параметры организационных ресурсов:
• информационное обеспечение производства;
• информационное обеспечение НИОКР;
• информационное обеспечение управления фирмой;
• научно-информационное обслуживание.
7. Параметры финансовых ресурсов:
• степень зависимости от привлекаемых источников финансирования. 8. Параметры стратегического потенциала фирмы:
• соответствие стратегического потенциала фирмы (СПФ) ее целям формирования конкурентного преимущества (КПФ).
В качестве просматривающей внешнюю и внутреннюю среды фирмы, должна выступать группа экспертов — специалистов в области маркетинга, стратегического контроллинга и внутрифирменного экономического анализа, а также служба информационного обеспечения фирмы.
Сканирование осуществляется на основе предварительно разрабатываемых методических материалов, перечисленных ниже:
• перечень подвергаемых наблюдению общих и специфических для каждой фирмы параметров внешней и внутренней среды;
• принципы количественной и качественной оценки внешних сигналов о состоянии и динамике экономической конъюнктуры;
• принципы количественной и качественной оценки внутренних сигналов о состоянии и динамике стратегического потенциала и конкурентного статуса фирмы;
• периодичность наблюдения установленных параметров состояния внутренней и внешней сред фирмы;
• методы анализа возможных последствий, выявленных в процессе наблюдения исходных экономических явлений, которые могут вызвать кризисное состояние фирмы;
• методы определения «контрольных точек» в цепочках» экономических явлений;
• методы внутрифирменного экономического анализа, обобщающего результаты наблюдения динамики значений параметров внешней и внутренней среды фирмы и оценка результатов анализа;
• принципы выработки антикризисных управленческих решений на основе использования результатов наблюдений и внутрифирменного экономического анализа.
Заключение.
В заключении можно сказать. Что при подробном анализе перечисленных выше внутренних и внешних факторов представляется возможным заранее и определенно судить о возникновении в фирме кризисной ситуации.
Интенсивность противостояния утрате конкурентного преимущества, т. е. степень агрессивности маркетинговой стратегии, предопределяет продолжительность жизненного цикла существования фирмы с ее первоначальной миссией.
Кризисное состояние наступает только тогда, когда все возможности поддержания конкурентного преимущества в рамках первоначальной миссии исчерпаны.
Истинным сигналом о начинающемся движении к потенциальному кризисному состоянию является начало роста величин отклонений тех или иных показателей, характеризующих состояние внешней и внутренней сред фирмы. Точнее говоря, их выход за пределы долгосрочной тенденции изменения этих показателей. Следовательно, для раннего обнаружения подобных слабых сигналов необходимо постоянное наблюдение (сканирование) состояния внешней и внутренней среды фирмы.
Список используемой литературы.
Крутик А. Б., Муравьев А. И. Антикризисный менеджмент. – СПб., 2001.
Ларионов И. К. Антикризисное упраление. – М., 2001.
Россия, ресурсы устойчивого развития / Под ред. Ю. В. Пискулова. - М., 1996.
Справочник кризисного управляющего./Под ред. Э. А. Уткина. – М., 1999.
Уткин Э. А. Управление фирмой. – М., 1996.