Политология (работа 14)
МОРДОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. Н.П.
Огарева
ИСТОРИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ
кафедра …
Реферат
по
курсу: ПОЛИТОЛОГИЯ
Выполнил
(Автор): Ганюшкина Т.В.
зачетная книжка
№ 98/476
студент 2-го курса 203 группы
з/о
специальность регионоведение
Проверил
(Руководитель):
Оценка:
Саранск, 2000
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Виды политических режимов
1.1. Классификация политических режимов
1.2.Демократические режимы
1.3. Недемократические режимы
Струве П.Б. и Милюков П.Н. о правах человека
Определение термина “эгалитаризм”
Заключение
Литература
Политология – общая, интегральная наука о политике во всех ее проявлениях, включающая весь комплекс наук о политике и ее взаимоотношениях с человеком и обществом: политическую философию, политическую социологию, политическую психологию, теорию политических институтов и, прежде всего государства и права и т.д. Политология – наука, традиционно занимается исследованием политических систем, различных его институтов, а также политических явлений и процессов. С характеристикой политической системы в целом, а не только одного из ее компонентов – государства, связано понятие “политический режим”. Существуют различные подходы к трактовке: понятие “политический режим” отражает состояние демократии в стране; политический режим – это результат деятельности классовых противников (политических партий, народных фронтов, профсоюзов и т.д.); политический режим – это совокупность средств, методов, которыми господствующий класс осуществляет политическую власть.
Основой демократии являются права человека. Существует множество концепций прав человека и различных теорий и взглядов на них. С точки зрения развития демократических воззрений в России интересны взгляды Струве П.Б. и Милюков П.Н. на права человека.
1. Виды политических режимов
1.1. Классификация политических режимов
Политический режим — совокупность характерных для определенного типа государства политических отношений, применяемых властями средств и методов, сложившихся отношений государственной власти и общества, господствующих форм идеологии, социальных и классовых взаимоотношений, состояния политической культуры. [6, с.296]
Политический режим характеризует:
роль, политические функции и место главы государства в системе политического руководства;
способ и порядок формирования представительных органов (избирательная система);
взаимоотношения между законодательной и исполнительной властью, между ее центральными и местными органами;
взаимоотношения между палатами представительного органа;
положение и деятельность органов подавления и организованного насилия в государстве;
роль негосударственных органов господствующего класса;
положение, влияние и условия деятельности политических партий, массовых общественных организаций;
реальные права и свободы граждан и т.д.
Античный философ Аристотель дает два критерия, по которым можно провести классификацию: по тому, в чьих руках власть; по тому, как эта власть используется. “Правильные” формы государства: монархия (власть одного человека), аристократия (власть в руках немногих “лучших”), полития (власть большинства из средних в имущественном отношении людей). “Неправильные” формы государства - те, при которых стоящие у власти люди действуют в собственных интересах, не заботясь о благе общества. К “неправильным” формам относятся: тирания (власть в руках тирана), олигархия (у власти имущее меньшинство), демократия (контроль общества (большинства) над властью). [1, c.52]
В марксистской литературе классификация политических режимов строилась на основе формационного и классового критериев, в соответствии с которыми они делятся на буржуазно-авторитарные, буржуазно-демократические и социалистические.
Одни ученые утверждают, что можно говорить о наличии трех политических режимов – авторитарного, либерального и демократического; другие прибавляют к этим трем еще один – тоталитарный политический режим, третьи еще более расширяют список:
Тоталитарный режим характеризуется полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества. Ему свойственно огосударствление не только общественной, но и в значительной мере частной жизни, максимальное ущемление прав и свобод гражданина. Тоталитарный режим отличается стремлением контролировать не только действия, но даже эмоции и мысли населения. Он способен создавать для себя массовую поддержку, мобилизуя общество во имя единой, “тотальной” цели, имеющей общенациональное значение.
Авторитарный политический режим устанавливается такой формой власти, которая сконцентрирована в руках одного человека или в одном ее органе и снижает роль других, прежде всего представительных ее институтов.
Олигархический режим (одна из разновидностей авторитарного режима). Формально в нем допускается многопартийность, но фактически принцип свободы образования и деятельность партий нарушен, разрешается деятельность партий, поддерживающих режим; оппозиционные партии запрещены. Выборность парламента сохраняется, но фактическое положение таково, что в парламент и местные органы самоуправления могут быть избраны только представители правящей верхушки; рабочие депутаты в парламент не допускаются. В принципе признается разделение властей, но фактически главенствующая роль принадлежит не законодательной, а исполнительной власти.
Конституционно-авторитарный режим (одна из разновидности авторитаризма). В условиях этого режима антидемократические порядки закреплены конституцией. Парламент сохраняется, но зачастую строится на корпоративной основе, значительная часть его членов назначается, а не избирается. Нередко он превращается в совещательное учреждение. Здесь безраздельно доминирует исполнительная власть, а ключевые посты занимает президент, использующий харизматические традиции отсталой части населения.
Военный режим (особая разновидность тоталитарного или авторитарного режима), устанавливаемый в итоге военного переворота. В условиях военного режима конституция отменяется и заменяется актами военных властей единоличного лидера переворота или совета, директории; парламент, политические партии, общественные организации распускаются; местные органы самоуправления заменяются назначенными военными чиновниками; действие норм об основных правах граждан приостанавливается.
Либеральный режим является промежуточным или переходным между авторитарным и демократическим режимами. Этот политический режим делает ставку на такую организацию общественной жизни, которая построена на признании политических и экономических прав индивида в пределах закона; ограничивает возрастание роли государства, ставит своей целью защитить от государственного вмешательства частную жизнь человека и свободу его действий в рамках закона; провозглашает верховенство закона, общего для всех граждан. Выступает за разделение властей, усиление выборных начал местной участи для развития конкуренции внутри ее и различных гражданских инициатив. В условиях либерального режима власть ведет диалог с независимыми группами, созревший в этих областях, сама определяет его результат. Либеральная политика разрешает любые организации, кроме тех, которые претендуют на власть; разрешено все, кроме смены власти.
Демократический режим – это такое государственно-политическое устройство общества, управленческие функции в котором основаны на признании народа источником власти. Народ имеет право участвовать в решении государственных дел в сочетании с широким кругом гражданских прав и свобод. Признается равенство всех граждан, выборность представительных органов, установление всеобщего избирательного права. Здесь разрешено все, кроме того, что запрещено законом. Демократический политический режим является основой правового государства и служит предпосылкой построения гражданского общества.
В современной политологии классификация политических режимов базируется на разнообразных критериях, но, в конечном счете, их можно свести к двум основным: во-первых, к степени развитости демократии; во-вторых, к реальному осуществлению прав и свобод личности. С точки зрения этих критериев выделяется несколько ведущих типов режимов: тоталитарный, авторитарный, либеральный (или демократический). [5, с.57]
Политический режим государства определяет характер и способы взаимоотношений власти, общества (народа) и личности (граждан). В самом общем виде для тоталитарного политического режима характерно полное подчинение общества и личности власти, всеобъемлющий контроль за гражданами со стороны государства. Авторитарный режим отличается неограниченностью власти одного лица или группы лиц над гражданами при сохранении автономии личности и общества во внеполитических сферах. Демократия характеризуется контролем общества над властью. [7, с.133]
Современные государства становятся все более сложными. В современном мире можно говорить о множестве режимов, которые незначительно отличаются друг от друга, но режимы, отличающиеся по своей сути, можно разбить на две группы — демократические и недемократические режимы.
1.2.Демократические режимы
Демократия - (от древнегреческого demos - народ и crutos - власть) - народовластие. Это одна из основных форм устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству; идеал общественного устройства: свобода, равенство, уважение человеческого достоинства, солидарность и т.д.; социальное и политическое движение за народовластие. С момента возникновения демократия связана с государством, а значит с принуждением, и в лучшем случае является властью большинства над меньшинством, а чаще всего формой правления хорошо организованного привилегированного меньшинства, в большей или меньшей степени подконтрольного народу.
Демократический режим - характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом. Политическая элита, как правило, довольно узка, но она опирается на широкую социальную базу.
Характерные черты демократического режима:
Суверенитет народа: именно народ выбирает своих представителей власти и может периодически сменять их. Выборы должны быть честными, соревновательными, регулярно проводимыми. Выборы не будут соревновательными, если одни группы (или индивидуумы) имеют возможность участвовать, а другие её лишены. Выборы считаются честными, если нет махинаций, и есть специальный механизм честной игры. Выборы бывают нечестными, если бюрократическая машина принадлежит одной партии, даже если эта партия относится терпимо к другим партиям во время выборов. Используя монополию на средства массовой информации, стоящая у власти партия может влиять на общественное мнение до такой степени, что выборы нельзя уже назвать честными.
Равенство прав граждан на участие в управлении государством: свобода создания политических партий и других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве.
Демократия защищает права отдельных личностей и меньшинства. Мнение большинства, выраженное демократическим путем на выборах, это лишь необходимое условие демократии, однако, отнюдь не недостаточное. Лишь сочетание правления большинства и защита прав меньшинства составляют один из основных принципов демократического государства.
Разделение властей и периодическая выборность основных органов государства. Разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную препятствует произволу власти. Для развития демократии недостаточно регулярно проводить выборы. В Латинской Америке, например, в недалеком прошлом выборы проводились часто, но многие из них находились вне демократии, т.к. наиболее распространенным способом смещения президента – был военный переворот, а не выборы. Поэтому, необходимое условие демократического государства - лица, осуществляющие верховную власть, избираются, причем избираются на определенный, ограниченный срок.
Это минимальные условия, позволяющие говорить о демократии. Однако реальные политические режимы, основанные на общих принципах демократии, весьма существенно отличаются друг от друга, например античная и современная демократии, американская и шведская политические системы. Если личность имеет автономию, права и свободы, признается важнейшим источником власти, то имеет место либеральная демократия. Если же власть большинства ничем не ограничена и стремится контролировать общественную и личную жизнь граждан, то демократия становиться тоталитарной. [7, с.133]
Современная демократия - это представительство интересов, а не сословий. Все граждане в демократическом государстве, как участники политической жизни равны. Равенство это двоякого рода - равенство перед законами и равенство политических прав. Современное демократическое государство - это государство правовое, в котором на практике осуществлено разделение трех властей и созданы реальные механизмы защиты прав и свобод граждан. В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую, плебисцитарную и представительную.
При прямой демократии все граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система может иметь практический смысл только при относительно небольшом числе людей, например, в общинных или племенных советах или в местных органах профсоюзов, где все члены могут собраться в одном помещении для обсуждения вопросов и принятия решения путем консенсуса или большинством голосов. Первая демократия в мире в Древних Афинах осуществляла прямую демократию с помощью собраний, в которых участвовало 5-6 тысяч человек.
Важным каналом участия граждан в осуществлении власти является плебисцитарная демократия. Различие между ней и прямой демократией состоит в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса властвования (в подготовке, принятии политических решений и в контроле за их осуществлением), а при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены (например, референдумы). Гражданам посредством голосования предоставляется одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона ил другого решения, который обычно готовится президентом, правительством, партией или инициативной группой. Возможности участия основной массы населения в подготовке таких проектов очень невелики.
Третьей, наиболее распространенной в современном обществе формой политического участия является представительная демократия. Её суть - граждане избирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы в принятии политических решений, в принятии законов и проведении в жизнь социальных и других программ. Процедуры выборов могут быть самыми разнообразными, но каковы бы они не были, выборные лица в представительной демократии занимают свои посты от имени народа и подотчетны народу во всех своих действиях. Эта форма способствует поддержанию баланса интересов в обществе, но требует усилий граждан, государственных и общественных институтов. [10, с.58]
Есть разные формы правления демократических режимов. Достаточно распространенными формами республиканского правления являются президентская республика и парламентская республика.
В науке существуют разные мнения относительно критериев, позволяющих отнести республику к тому или иному типу. Так, например, иногда на первый план выдвигают вполне формальный отличительный признак - наличие или отсутствие должности премьер-министра. Наряду с этим к таким критериям относят способ избрания президента - парламентский или внепарламентский, наличие или отсутствие у главы государства права роспуска парламента или его нижней палаты. Но вместе с тем практически все авторы в качестве основного критерия определения типа республики называют вопрос об ответственности правительства. Если оно ответственно только перед президентом - то это республика президентская, если только перед парламентом - парламентарная. Если же правительство ответственно и перед президентом, и перед парламентом, то подобную систему называют смешанной республикой. Наиболее ярким примером президентской республики считаются США. Там не существует правительства как обособленного органа государственной власти. Кабинет министров, название которого возникло как обозначение неформальных “кабинетных” совещаний президента с главами исполнительных департаментов, является сугубо совещательным органом и никакими самостоятельными полномочиями не располагает. [12]
Таким образом, отличительным признаком президентской республики является то, что президент в ней одновременно выступает и главой государства, и главой правительства. Исполнительная власть сконцентрирована в руках президента, который регулярно избирается всем народом. Президент назначает членов кабинета министров, которые подотчетны только ему, а не парламенту. Вот сущность президентского правления. Это отнюдь не означает, что президент - диктатор. Президент не имеет законодательных полномочий. Вся законодательная власть принадлежит высшему законодательному органу, например, в США - конгрессу (палате представителей и сенату). При исполнении своих полномочий президент США в определенной степени ограничен властью конгресса. Конгресс решает вопросы бюджета, имеет право отменить любые назначения президента США (право вето) и, наконец, конгресс вправе начать процесс импичмента, т.е. досрочного отстранения президента от власти (за измену, за нарушение Конституции и другие преступления). [3, с.269-271]
Республик, относимых к парламентарным, много. В качестве наиболее характерного примера называют ФРГ. Федеральное правительство является здесь обособленным органом исполнительной власти, наделенным собственной компетенцией. Его возглавляет федеральный канцлер. Последний назначается федеральным президентом, но тот обязан назначить лицо, избранное бундестагом. Причем данные нормы не предполагают для президента возможности иных действий. Федеральные министры назначаются и увольняются президентом по предложению канцлера. Но и данные полномочия президента являются не более чем декларацией, так как для вступления в силу любых, за очень небольшим исключением, его актов необходимо их визирование канцлером или соответствующим министром. Правительство несет ответственность перед бундестагом. Тот может выразить недоверие канцлеру. В этом случае в отставку уйдет все правительство. Президентские же полномочия опять-таки ограничиваются только обязанностью назначить вновь избранное лицо канцлером.
Главной отличительной чертой парламентской республики является образование правительства на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и его формальная ответственность перед парламентом. Парламент осуществляет по отношению к правительству ряд функций:
формирует и поддерживает его; издает законы, принимаемые правительством к исполнению;
утверждает государственный бюджет и тем самым устанавливает финансовые рамки деятельности правительства;
осуществляет контроль над правительством и в случае необходимости может выразить ему вотум недоверия, что влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов.
В современном мире существует три основных типа парламентских режимов.
Первый может быть описан как однопартийное большинство в парламенте, т.е. когда одна политическая партия постоянно настолько сильна, чтобы образовать правительство. Иногда правящей партии достаточно 50% голосов, чтобы образовать правительство на весь срок выборов. Второй тип - это парламентская коалиционная система, когда кабинет министров формируется на основе коалиции (соглашения) различных партий, из которых ни одна не имеет абсолютного большинства в парламенте. Третий тип парламентского режима основывается на консенсусе основных политических сил. Он основывается на системе компромиссов. Для разрешения каких-либо спорных вопросов стороны создают комиссию из равного количества представителей и пытаются найти компромисс.
Парламентарная республика - это правление парламентского большинства. Идеальным условием ее существования является двухпартийная система. Две партии поочередно получают большинство в парламенте и формируют правительство. Двухпартийная система - явление характерное для старых и устойчивых демократий. Таких, как Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии или США. А вот в Италии и Франции системы отнюдь не двухпартийные. В этих странах в парламентах представлены несколько партий, и, как правило, ни одна из них не имеет реального большинства (50% плюс один голос). Но большинство все же необходимо, и оно создается путем формирования межпартийных коалиций. Именно в этих случаях принято говорить о коалиционных правительствах. Они так называются не потому, что в их состав входят представители различных политических сил. Министрами могут быть и независимые специалисты. Правительство называется коалиционным, когда опирается на поддержку коалиции в парламенте. Но в таком случае правительство будет устойчивым только при устойчивости парламентской коалиции. Парламентарная республика эффективна при двухпартийной системе, или при системе, которая позволяет без особых осложнений формировать устойчивые коалиции. Если же этого условия не существует, система может оказаться неработоспособной и привести к кризису. [12]
1.3. Недемократические режимы
Недемократические режимы делятся на два типа: тоталитарный, авторитарный. Тоталитаризм как тип политического режима возник в 20 веке. Что же касается самого этого слова, а также тоталитарных идей, то они возникли гораздо раньше. Термин “тоталитаризм” происходит от позднелатинских слов “totalitas” (полнота, цельность) и “totalis” (весь, полный, целый). В неполитическом знании этот термин издавна использовался многими учеными. В политический лексикон его впервые ввел для характеристики своего движения Муссолини в 1925 г. В конце 20-х гг. английская газета “Таймс” писала о тоталитаризме как о политическом явлении, характеризующем не только фашизм в Италии, но и политический строй в СССР. Первые классические теоретические исследования по проблемам тоталитаризма – работы Ф. Хайека “Дорога к рабству” (1944) и Х. Аренд “Истоки тоталитаризма” (1951), а также совместный труд К. Фридриха и 3. Бжезинского “Тоталитарная диктатура и автократия” (1956), в котором сделана попытка эмпирически обосновать тоталитаризм как понятие, отражающее сталинизм и другие однотипные политические режимы.
В целом концепции тоталитаризма показали себя как слишком упрощенные аналитические модели, адекватные главным образом лишь прошлой эпохе.
В концепции И. Ильина о двойственном принципе строения государства различаются два типа государства: “учреждения” и “корпорация”. Корпорация строится снизу, предполагает объединение по своей воле. Корпорация начинается с индивида, с его свободы и интереса, люди имеют общий интерес и вольны признавать его или отвергать. К корпорации относится демократическое устройство государства, но до конца проведенный принцип корпорации может привести к разложению государств и анархии. Первый же тип предполагает построение государства “сверху”, а не “снизу”. Люди не формируют ни своего общего интереса, ни общей цели. Они послушно принимают от учреждения предполагаемую им форму жизни и деятельности, распоряжения, заботы, услуги и благодеяния. Следовательно, государственное учреждение строиться по принципу опеки над людьми. Этот принцип, проведенный последовательно до конца убивает свободу личности и духа и приводит к тоталитаризму. [2, с.162]
Несмотря на определенные различия, все тоталитарные режимы имеют общие черты:
Существование в обществе одной, официальной, государственной идеологии, т.е. комплекса идей, обосновывающих право режима на существование. Эта система идеологического принуждения выступает основной опорой режима. Тотальная идеологическая обработка осуществляется государственными и общественными организациями. Все, что не согласуется с таким единомыслием, предается анафеме и ликвидируется.
Наличие неограниченной, всеохватывающей политической власти, стремящейся к полному контролю над всеми сферами человеческой жизни. Происходит слияние правящей партии с государственным аппаратом. Проявляется главенство политики над экономикой, что приводит к присвоению государством абсолютной власти, при которой экономические и общественные вопросы превращаются в политические, а их решение находится в руках аппарата власти.
Вождизм, кастовость, безответственность и неподконтрольность номенклатуры. Реальная власть принадлежит вождю и его ближайшему окружению. Происходит отчуждение общества от государственной власти. Всю политическую систему скрепляет миф о всесилии и непогрешимости вождя.
Монопольный государственно-партийный контроль над экономической сферой и централизованная система управления. С этой монополией связана монополия и на информацию. Все средства массовой информации берутся под контроль.
Милитаризация всех сфер жизни, создание обстановки “военного лагеря” или “осажденной крепости”. Стержнем такой обстановки становится установка на постоянную борьбу с внешним и внутренним врагом, на борьбу за урожай и т.д.
Предельное ограничение свободы в духовной сфере. Духовная культура может развиваться только в соответствии с генеральной линией. Характерно разделение мира на два враждебных лагеря, комплексы расового, национального или классового превосходства.
Безусловный приоритет целого над частью, полное подчинение личности государству, растворение индивидуального “я” в безликом коллективном “мы”. Тоталитаризм лишает человека свободы выбора, будь то экономика, политика или культура. Формируется массовый тип личности, ориентирующийся на идеологическую однообразность, безальтернативную преданность, энтузиазм в выполнении руководящих указаний и непритязательность. [5, с.59-61]
Другие же черты режимов тоталитарного типа – однопартийная система, контроль над средствами массовой информации, экономикой, особая функция тайной полиции и так далее. Кроме того при тоталитаризме полицейский контроль террористичен, т.е. что никто не станет доказывать вину, чтобы убить человека. Наличие одной или нескольких из этих характеристик еще недостаточно для того, чтобы система стала тоталитарной. Например, существуют режимы, где полиция осуществляет террор, однако они не тоталитарны, если нет массовой партии, “священной” идеологии, экономика остается свободной и рыночной, правительство лишь частично контролирует образование и средства массовой информации. Существует так называемый пост тоталитаризм. Пост тоталитарный режим - это система, когда тоталитаризм теряет часть своих элементов и как бы размывается и ослабляется.
В зависимости от господствующей идеологии тоталитарные режимы обычно подразделяют на коммунистические, фашистские и национал-социалистические. Коммунистический режим (социалистический) воспроизводит основные черты, но ему присущи и гуманные черты. Так, например, в СССР ставились цели достижения благосостояния народа, повышения уровня образования, доступности медицинского обслуживания, социальная защищенность населения.
Фашизм - правоэкстремистское политическое движение, возникшее в обстановке революционных процессов, охвативших страны Западной Европы после первой мировой войны и победы революции в России. Впервые он был установлен в Италии в 1922 г. Итальянский фашизм тяготел к возрождению величия Римской империи, установлению порядка, твердой государственной власти. Фашизм претендует на восстановление или очищение “народной души”, обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической почве. К концу 30-х годов фашистские режимы утвердились в Италии, Германии, Португалии, Испании и ряде стран Восточной и Центральной Европы. При всех своих национальных особенностях фашизм везде был одинаков: он выражал интересы наиболее реакционных кругов общества, оказывавших фашистским движениям финансовую и политическую поддержку, стремящихся использовать их для подавления революционных выступлений трудящихся масс, сохранения существующего строя и осуществления своих имперских амбиций на международной арене.
Третья разновидность тоталитаризма - национал-социализм. Как реальный политический режим он возник в Германии в 1933 г. Цель: мировое господство арийской расы и социальное предпочтение - германская нация. Если в коммунистических режимах агрессивность направлена, прежде всего, вовнутрь — против собственных граждан (классового врага), то в национал-социализме — вовне, против других народов.
Одним из наиболее распространенных в истории типов политического режима является авторитаризм. По своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Авторитарные режимы очень разнообразны. Это монархии, диктаторские режимы, военные хунты, популистские системы правления и др. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией - наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества.
Авторитарному политическому режиму присущи следующие черты:
Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.).
Неограниченность власти, её не подконтрольность гражданам, при этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению.
Опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению.
Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям.
Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство во внеполитические сферы и, прежде всего в экономику. Власть занимается главным образом вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она может влиять ни на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного самоуправления.
Рекрутирование политической элиты путем введения в состав выборного органа новых членов без проведения дополнительных выборов, путем назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы.
Исходя из этого, авторитаризм - политический режим, при котором неограниченная власть сконцентрирована в руках одного человека или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах. Авторитаризм вполне совместим с уважением всех других, кроме политических, прав личности. При авторитаризме власть единоличного правителя (тирана, деспота, фюрера, вождя) или правящей группировки не ограничивается правом и учреждениями, избранными широкими народными массами, не реализуется принцип разделения властей – законодательной, исполнительной и судебной.
Слабые стороны авторитаризма: полная зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола, ограниченность политического выражения общественных интересов. Достоинства авторитарного режима: высокая способность обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовывать общественные ресурсы на решение определенных задач, преодолевать сопротивление политических противников.
Монархии - уже исчезающая категория авторитарных режимов. Не все монархии авторитарны. В Европе (Великобритания, Норвегия, Дания, Бельгия, Люксембург, Испания) монархии в принципе являются парламентскими демократиями. Но когда говорят о монархизме, как о подтипе авторитарных государств, то имеют в виду монархии в наименее развитых странах, где монархи являются действительными правителями (Иордания, Марокко, Саудовская Аравия). Военное правление предполагает присвоение власти военными, чаще всего путем переворота. Политическая деятельность либо вообще запрещена, либо ограничена. В современных условиях чистый авторитаризм, не опирающийся на активную массовую поддержку и некоторые демократические институты едва ли возможен, но существуют его различные варианты.
2. Струве П.Б. и Милюков П.Н. о правах человека
П.Б. Струве (1870-1944) — экономист, религиозный философ, историк, публицист, один из самых крупных политических мыслителей России, оставивший яркий след в теории и практике российского либерализма. Создатель и лидер конституционно-демократической партии. В годы гражданской войны был министром в правительстве Врангеля, затем в эмиграции преподавал экономику и право в крупнейших европейских университетах, редактировал российские зарубежные издания “Русской мысли”, “Возрождения” и др. Струве отказался от социалистического идеала, видя его несостоятельность в том, что “социализм добро и зло в человеке связывает с внешними условиями жизни, тогда как “добро” в человеке всецело зависит от его свободного подчинения высшему началу”. [8, с.219]
Взгляды Струве на права человека в корне расходятся со взглядами софистов, приверженных автономии личности и утверждающих, что максимум несвободы обеспечивает максимум нравственной свободы. Он считал, что “свобода решения заключает в себе непременное условие нравственности действования”. Все, что ограничивает свободу действия, посягает и на всякое нравственное решение. При этом нравственные решения не воплощаются в нравственные действия, потому, что между ними возвышаются рогатки, воздвигнутые во имя этой нравственности, если верить мнимым друзьям свободы и подлинным слугам силы. Струве утверждает, что —“ тесная связь между свободой внутренней, свободой убеждения и свободой внешней, свободой действования, удостоверяется и историей человечества…” Право личности рассматривается им как абсолютное право или право субъективное, а права, заключенные в нормах права, — объективные права. Когда права перестанут быть юридическими нормами и опираться на принуждение, тогда принуждение всецело уступит свободе. Струве утверждал, что абсолютное право составляет существенное и вечное содержание либерализма. Первым словом либерализма была свобода совести. Идее абсолютного права личности противостоит доктрина, что всякое право есть создание всемогущего государства, и существует только по его милости.
Рассуждая о национализме, Струве приходит к выводу о “безусловном признании прав зиждителя национального духа, человеческой личности, на свободное развитие всех его сил, на самочинное мышление и действование. Если верно, что “нация есть начало духовное”, то истинный национализм не может быть ничем иным, как безусловным уважением к единственно реальному носителю и субъекту духовного начала на земле, к человеку”. [9, с.12-19]
П.Н. Милюков (1850-1943) — историк, политический деятель, публицист. Ученик В.О. Ключевского, преподавал в Московском университете, за связь с левыми и либеральными кругами был отстранен от преподавания и десять лет провел за границей. После возвращения в 1905 году вместе со Струве и другими создал конституционно-демократическую партию. Во Временном правительстве занимал пост министра иностранных дел. После прихода к власти большевиков эмигрировал.
Милюков считал, что при появлении в цивилизованном обществе учение о правах человека искало себе опоры скорее в индивидуальной, чем в социальной стороне человеческой психики. По его выражению “сознание прав человека, было скорее волнение “совести”, чем требование “чести”. Сознание независимости личности от государства вырабатывалось в сфере вопросов религиозных, прежде чем оно нашло себе применение в сфере правовых отношений. Распространение индивидуалистических понятий прав человека и рационализацию понимания “естественных прав человека” связано с распространением этих идей во Франции в 18 веке, откуда они распространились по всему миру.
Современность, по мнению Милюкова, ставила новые задачи научно-социологического обоснования прав и свобод человека. Так как центральной идей социологии является идея психологического взаимодействия, то права человека он рассматривает как продукт взаимодействия в обществе. Рассматривая, свободу печати, приходит к выводу — свобода печати есть необходимое условие усовершенствованного взаимодействия на известной ступени культурного развития. Сторонники индивидуалистической теории человеческих прав, по его мнению, не могут стать на эту точку зрения, так как они вырывают личность из социальной среды. Они представляют права человека как нечто данное apriori, общество и государство — как вечного врага и противника этих прав. Милюков рассматривает права человека как продукт общественного развития — личность “не только сохраняет и оберегает, но и вырабатывает и развивает свое сознание прав”, а общество “совершает при этом не только разрушающую, но и созидающую работу”. Нормы, созданные общественным взаимодействием составляют всю совокупность прав личности. Таким образом, права личности не рождаются с нею: они есть продукт весьма сложного и деликатного общественного равновесия, устанавливающегося долгой работой поколений — равновесия, легко исчезающего вновь при серьезных общественных потрясениях. Личность должна оберегать чужую свободу так же, как свою собственную, ибо это действительно одна и та же — общественная —свобода. Вред, наносимый преследованием свободы мнения, заключается в нарушении равновесия в ежедневном функционировании общественного организма, и это вынуждает организм к принятию таким мер самообороны, которые делают нормальную общественную жизнь невозможной. По мнению Милюкова политика преследования свободного слова (свободы печати) может принести неисчислимый вред. Когда эта политика достигнет своего результата, она приведет к полному самоуничтожению. [4, с.31-35]
3. Определение термина “эгалитаризм”
Эгалитаризм (франц. egalitarisme, от egalite - равенство), концепция всеобщей уравнительности как принципа организации общественной жизни. Приверженцы эгалитаризма Жан Жак Руссо, якобинцы, Г. Бабеф. Эгалитаризм характерен для “казарменного коммунизма”. Эгалитаризм — это вульгарное извращение принципа социального равенства. Равенство (социальное), характеристика определенного общественного состояния, составная часть многих социальных идеалов. Требования политического и социального равенства играли активную, часто революционную роль в историческом процессе. Стоицизм выработал понятие равенства всех людей, коренящегося в их общей разумной природе. Теоретики естественного права утверждали равенство как равноценность и равноправие всех людей, в том числе равенство всех перед законом. У Ж.-Ж. Руссо равенство (в том числе равенство воспитания) выступает необходимой предпосылкой свободы. В противоположность этому А. Токвиль считал, что установка на равенство социальных условий жизни ведет к деспотическому эгалитаризму и утрате личной свободы. С критикой ограниченности юридического равенства и требованиями имущественного, экономического равенства как реализации социальной справедливости выступали представители различных течений социалистической мысли 19-20 веках. В современной общественной мысли подвергаются критике примитивные принципы уравнительного распределения и установления полного равенства; наибольшее распространение получили концепции, в которых обосновывается необходимость обеспечения равных условий старта для вступающих в жизнь поколений.
Влияние эгалитаризма прослеживается в таком общественном течении как популизм. Популизм (от лат. populus - народ), разнородные по идейно-политическому содержанию общественные течения и движения, апеллирующие к широким массам и отражающие противоречивость массового сознания (“левый” популизм, “правый” популизм и т.д.). С конца 19 века популизм проявляется в разных странах, особенно в кризисные периоды. Основные идеи популизма: прямое участие народа в управлении (“прямая демократия”), авторитетный лидер, недоверие к представительным государственным институтам, критика бюрократии, коррупции и т.д. Черты свойственные популизму: вера в возможность простейшего решения социальных проблем (воплощения социальной и национальной справедливости, эгалитаризма), антиинтеллектуализм, почвенничество и др. В них заложена возможность разных тенденций: демократических, консервативных, реакционных. В политологии существует широкий спектр оценок популизма от апологетики в качестве модели “непосредственной” демократии до резкой критики и отождествления с демагогией.
Эгалитаризм, опираясь на утопические представления о равенстве и мифы о благотворности уравнительного распределения, извращенно трактует идеал социального равенства (которое современными политологами понимается как равенство возможностей). При этом как показала практика 20 века, осуществление этих утопий и мифов связано с насилием. Право навязывать обществу ценности берут на себя отдельные личности и группы. Даже, если они не извлекают материальных привилегий (что бывает крайне редко), — обладание властными и идеологическими прерогативами отделяет их от прочих, делает “более равными” (Дж. Оруэлл). Практика эгалитаризма выявляет гибельность деструктивных для общества иллюзий. [6, с.397]
За последние десятилетия очень много недемократических (тоталитарных и авторитарных) режимов распалось или трансформировалось в демократические республики или государства на демократической основе. Общий недостаток недемократических политических режимов состоит в том, что они не были подконтрольны народу, а значит, характер их взаимоотношений с гражданами зависел, прежде всего, от воли правителей. В прошлые века возможность произвола со стороны авторитарных правителей существенно сдерживалась традициями правления, относительно высокой образованностью и воспитанностью монархов и аристократии, их самоконтролем на основе религиозно-нравственных кодексов, а также мнением церкви и угрозой народных восстаний. В современную эпоху эти факторы либо вообще исчезли, либо их действие сильно ослабло. Поэтому надежно обуздать власть, гарантировать защиту граждан от государственного произвола может только демократическая форма правления.
Демократия по сути своей — средство, инструмент, приспособление для поддержания социального мира и охраны свободы личности. Как таковая, сама по себе, она не является ни безупречной, ни надежной. [11, c.252-253]
В современной общественной мысли подвергаются критике примитивные принципы уравнительного распределения и установления полного равенства, эгалитаризма, как явления. Наибольшее распространение получили концепции, в которых обосновывается необходимость обеспечения равных условий старта для вступающих в жизнь поколений. Тем народам, которые готовы к индивидуальной свободе и ответственности, ограничению собственного эгоизма, уважению закона и прав человека, демократия действительно создает наилучшие возможности для индивидуального и общественного развития, реализации гуманистических ценностей: свободы, равноправия, справедливости, социального творчества.
ЛИТЕРАТУРА
Азаркин Н.Н., Левченко В.Н., Мартышин О.В. История политических учений. – М.: Юрист, 1994.- 132с.
Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.- 544с.
Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник. Т.2. /Отв. ред. Б.А. Страшун. – М.: Издательство БЕК, 1995.- 448с.
Милюков П.Н. В защиту слова //Политология XX века: Хрестоматия. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1994.- 304с.
Основы политологии: Курс лекций /Под ред. д-ра полит. наук Д.В. Доленко. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1996.- 224с.
Политология: Энциклопедический словарь /Общ. ред. и сост. Ю.И. Аверьянов. – М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993.- 431с.
Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учеб. пособие для студентов. – М.: Аспект Пресс, 1995.- 320с.
Современная философия: Словарь и хрестоматия. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.- 511с.
Струве П.Б. В чем же истинный национализм? //Политология XX века: Хрестоматия. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1994.- 304с.
Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник – М.: Изд-во БЕК, 1995.- 496с.
Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность //Политология XX века: Хрестоматия. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1994.- 304с.
Шохин А., Ашаев Д. В России может смениться форма правления //“Независимая Газета” №178 24.09.99г.