Международное экономическое право.

1. Введение

Понимание сущности и значения международного права необходимо се­годня достаточно широкому кругу лиц, поскольку международное право ока­зывает воздействие практически на все сферы современной жизни. Приме­нение международного права - важная сторона деятельности всех тех, кто так или иначе связан с международными отношениями. Однако, и те юристы, которые напрямую не занимаются международными отношениями, периоди­чески сталкиваются по роду деятельности с нормативными актами междуна­родного права и должны правильно ориентироваться при принятии решений по такого рода делам. Это относится и к следственным работникам при расследовании хозяйственный преступлений международных корпораций, фирм , занимающихся внешнеэкономической деятельностью или оперативным подразделениям, ведущим борьбу с терроризмом и международной преступ­ностью, и к нотариусам, удостоверяющим юридические действия, касающие­ся иностранных граждан, находящихся на территории Украины, и т. д.

Окончание второго тысячелетия современной эры в истории челове­чества совпадает с началом нового этапа развития международного права. Рассуждения о пользе международного права или сомнения в его необходи­мости сменяются всеобщим признанием этой правовой системы в качестве объективной реальности , которая существует и развивается независимо от субъективной воли людей.

Генеральная Ассамблея ООН приняла в 1989 году резолюцию 44/23 "Десятилетие международного права Организации Объединенных Наций". В ней отмечается вклад ООН в содействие "более широкому принятию и ува­жению принципов международного права" и в поощрение "прогрессивного развития международного права и его кодификации". Признается, что на данном этапе необходимо укреплять главенство права в международных от­ношениях, для чего требуется содействовать его преподаванию, изуче­нию, распространению и более широкому признанию. Период 1990-1999 годов провозглашен ООН Десятилетием международного права, в течении которого должно произойти дальнейшее повышение роли международно-правового ре­гулирования в международных отношениях.

Предложенная ниже тема - "международное экономическое право" - интересна тем, что позволяет наглядно понять и проследить принципы эко­номического сотрудничества между народами, имеющими различные обы­чаи, традиции, религии, государственное устройство и т. п.

2. Определение терминов

АГРЕССИЯ - (лат. aggressio, от aggredior - нападаю) - в современном международном праве любое незаконное с точки зрения Совета ООН исполь­зование силы одной державой против территориальной целостности или по­литической независимости другой державы или народа (нации).

АННЕКСИЯ (лат. аnnexio) - насильственное присоединение, захват одним государством всей (или части) территории другого государства или

народа.

ОККУПАЦИЯ (лат. occupatio, от occupo - захватываю, завладеваю) -

1) временное занятие вооруженными силами одного государства части или всей территории другого государства, главным образомв следствие насту­пательных военных действий; 2) в Древнем Риме завладение вещами, кото­рые не имеют владельца, в том числе и земельными участками.

ДЕЛИМИТАЦИЯ - процесс определение сухопутных и водных границ по договору, как правило, сопредельными государствами.

ДЕМАРКАЦИЯ (франц. demarcation-разграничение) - обозначение ли­нии государственной границы на местности.

ОПТАЦИЯ (лат. optatio-желание, выбор, от opto - выбираю)- доброволь­ный выбор гражданства лицом, которое достигло совершеннолетия. Право оптации обязательно предоставляется населению территории, которая пере­ходит от одного государства к другому.

    Понятие и субъекты международного экономического права.

3. 1 Международно-правовое регулирование экономических, прежде все­го торговых, взаимоотношений между государствами возникло в глубокой древности. Торговые отношения с давних пор являются одним из предметов международных договоров, причем изначально моральным и правовым прин­ципом признавалось свобода торговых отношений. Еще во II веке н. э. древнеримский историк Флор отмечал: "Если прерваны торговые сношения, нарушен союз человеческого рода". Гуго Гроций (ХVII в. ) указывал, что "никто не вправе препятствовать взаимным торговым отношениям любого народа с любым другим народом". Именно этот принцип jus commercii -право свободы торговли (торговля понимается в широком смысле) - становится основополагающим для международного экономического права.

В ХVII веке появляются первые специальные международные торговые договоры. К ХХ веку сложились некоторые специальные принципы, институ­ты и международно-правовые доктрины, относящиеся к регулированию эко­номических взаимоотношений государств: "равных возможностей", "капиту­ляций", "открытых дверей", "консульской юрисдикции", "приобретенных прав", "наиболее благоприятствуемой нации", "национального режима", "недискриминации" и др. В них нашли отражение противоречия между инте­ресами свободы торговли и стремлением к монополизации внешних рынков или к протекционистскому ограждению собственного рынка.

Появление новых форм международного экономического и научно-тех­нического сотрудничества в ХIХ-ХХ веках вызвало к жизни новые виды до­говоров (соглашения о товарообороте и платежах, клиринговые, по вопро­сам транспорта, связи, промышленной собственности и др. ), а также соз­дание многочисленных международных экономических и научно-технических организаций. Особенно бурно этот процесс развивался после окончания второй мировой войны. В Уставе ООН в качестве одной из целей указыва­ется осуществление международного сотрудничества в решении международ­ных проблем экономического характера (ст. 1).

Во второй половине ХХ века в Европе возникают особые экономичес­кие интеграционные международные организации - Европейские Сообщества и Совет Экономической Взаимопомощи. В 1947 году был заключен первый в истории многосторонний торговый договор - Генеральное соглашение о та­рифах и торговле (ГАТТ), на базе которого образовалось особого рода международное учреждение, объединяющее ныне свыше ста государств.

3. 2 Международное экономическое право можно определить как от­расль международного публичного права, которая представляет собой со­вокупность принципов и норм, регулирующих экономические отношения меж­ду государствами и другими субъектами международного права.

Предмет МЭП - международные экономические многосторонние и двус­торонние отношения между государствами, а также другими субъектами международного публичного права. К экономическим можно отнести торго­вые, коммерческие отношения, а также отношения в сферах производствен­ной, научно-технической, валютно-финансовой, транспорта, связи, энер­гетики, интеллектуальной собственности, туризма и т. п.

В современной правовой литературе западных стран были выдвинуты две основные концепции МЭП. Согласно одной из них, МЭП - отрасль меж­дународного публичного права и предметом ее являются экономические от­ношения субъектов международного права (Г. Шварценбергер и Я. Броунли - Великобритания: П. Верлоренван Темаат - Нидерланды: В. Леви - США: П. Вейль - Франция: П. Пиконе - Италия и др. ). Господствующей же в настоящее время в западной литературе можно считать концепцию, по которой источником норм МЭП является как международное право, так и внутриго­сударственное, а МЭП распространяет свое действие на все субъекты пра­ва, участвующие в коммерческих отношениях, выходящих за пределы одного государства (А. Левенфельд -США: П. Фишер, Г. Эрлер, В. Фикентшер - ФРГ:В. Фридман, Е. Питерсман - Великобритания: П. Рейтер - Франция и др. ). Эта вторая концепция смыкается и с выдвигаемыми на Западе теори­ями транснационального права, направленными на то, чтобы уравнять в качестве субъектов международного права государства и так называемые транснациональные корпорации (В. Фридман и др. ).

В правовой литературе развивающихся стран получила распростране­ние концепция "международного права развития", которая делает акцент на особых правах развития наиболее бедных стран.

В отечественной науке В. М. Корецкий еще в 1928 году выдвинул тео­рию международного хозяйственного права как межотраслевого права, вклю­чающего регулирование международно-правовых (публичных) и гражданс­ко-правовых отношений. И. С. Перетерский , с другой стороны, выступил в 1946 году с идеей международного имущественного права как отрасли меж­дународного публичного права. По пути развития этой идеи пошли даль­нейшие разработки многих отечественных ученых.

СССР внес солидный вклад в разработку и утверждение многих норма­тивных актов, лежащих в основе современной концепции МЭП. СССР был также одним из инициаторов созыва в 1964 году в Женеве Конференции ООН по торговле и развитию, переросшей в международную организацию (ЮНК­ТАД).

3. 3 Исходя из понимания МЭП как отрасли международного публичного права, логично считать, что субъекты МЭП те же, что и вообще субъекты в международном праве. Государства, разумеется, вправе непосредственно участвовать во внешнеэкономической гражданско-правовой , коммерческой, коммерческой деятельности. "Торгующее государство", оставаясь субъек­том международного права, может выступать также как субъект националь­ного права другого государства, например, заключив с иностранным конт­рагентом сделку с подчинением ее иностранной юрисдикции. Это, однако, само по себе не лишает государство присущих ему иммунитетов. Для отка­за от иммунитетов (в том числе юрисдикционного, судебно-исполнительно­го) необходимо явно выраженное волеизъявление самого государства.

4. Источники международного экономического права

4. 1. Источники МЭП те же, что вообще в международном публичном праве. Характеристика для МЭП, еще находящегося в стадии становления в виде особой отрасли права, является обилие рекомендательных норм, име­ющих своим источником решения международных организаций и конференций. Особенностью таких норм является то, что они не императивны. Они не только "рекомендуют", но и сообщают правомерность, в частности, таким действиям (бездействию), которые были бы неправомерны при отсутствии рекомендательной нормы. Например, Конференция ООН по торговле и разви­тию 1964 года приняла известные Женевские принципы, в которых, в част­ности, содержалась рекомендация о предоставлении развивающимся странам в изъятие из принципа наиболее благоприятствуемой нации преференциаль­ных таможенных льгот (скидок с таможенного тарифа). Такие льготы были бы неправомерны при отсутствии соответствующей рекомендательной нормы.

В современном мире центр тяжести постепенно смещается в сторону многостороннего экономического сотрудничества. С точки зрения выработ­ки норм МЭП особо важное значение имеет заключение многосторонних до­говоров. Именно многосторонние договоры составляют сердцевину МЭП.

Примерами универсальных международных экономических договоров яв­ляются Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1947 года, а также получившие широкое распространение многосторонние соглашения по сырь­евым товарам.

Однако, несмотря на значение многосторонних связей, в своей по­давляющей части сотрудничество в экономической сфере осуществляется на основе двусторонних договоров.

Среди международных договоров, регулирующих двусторонние экономи­ческие отношения следует выделить договоры общего, рамочного полити­ческого характера, в частности договоры о дружбе и взаимной помощи. На­ряду с основными политическими обязательствами сторон в них закрепля­ются обязательства по расширению экономического сотрудничества, по со­деиствию заключению коммерческих сделок и т. п.

Но наиболее существенное значение для формирования норм междуна­родного экономического права имеют некоторые специальные виды международных договоров.

К ним относятся торговые договоры, которые могут именоваться так­же договорами о торговле и мореплавании и т. п. Главное в них - закреп­ление, как правило, определенного вида торгово-экономического режима во взаимных отношениях государств и их физических и юридических лиц. Это - режим наибольшего благоприятствования, национальный режим, префе­ренциальный, недискриминации, взаимной выгоды.

С торговлей и другими видами экономического сотрудниечства тесно связано их валютно-платежное и финансовое обеспечение на основе согла­шений о международных валютных расчетах и кредитах. Обычной является практика объединения торговых и валютно-финансовых условий в соглашениях, именуемых соглашениями либо о товарообороте и платежах. Но могут заключаться и специальные платежные соглашения, обусловливающие расчеты в определенных национальных свободно конвертируемых, ограниченно кон­вертируемых или неконвертируемых валютах.

В клиринговых соглашениях предусматривается взаимный зачет пос­туплений и расходов во встречных торговых, экономических операциях. Клиринговые соглашения используются обычно государствами, применяющими неконвертируемую валюту.

Кредитные соглашения могут существовать в чистом виде - предос­тавление одним государством другому займа в денежной, товарной или сме­шанной форме с обязательством погашения займа.

Когда у государства возникает необходимость прибегнуть к коли­чественным экспортным и импортным ограничениям, используются так назы­ваемые соглашения о товарообороте, иначе говоря - взаимных поставках товаров. В таких соглашениях стороны договариваются об определенных встречных контингентах (квотах) экспортных и импортных поставок това­ров в физических или стоимостных показателях.

4. 2 Немалое число рекомендаций по вопросам экономического сотруд­ничества принимается органами ООН, а также организациями, входящими в систему ООН (ЮНКТАД, ЮНИДО и др. ). Решения этих организаций и их органов не носят юридически обязательного характера, но имеют рекомендательную силу.

Генеральная Ассамблея ООН приняла такие основополагающие акты, как Хартия экономических прав и обязанностей государств, Декларация о Новом международном экономическом порядке и программа действия по установле­нию Нового международного экономического порядка (1974 г. ). В этих до­кументах провозглашаются недискриминационные, взаимовыгодные основы экономического сотрудничества.

Важными документами Генеральной Ассамблеи ООН являются также ре­золюции "О мерах укрепления доверия в международных экономических от­ношениях" (1984) и "О международной экономической безопаснос­ти"(1985г. ).

Постановления ряда региональных экономических учреждений, прежде всего Европейских Сообществ, могут иметь не только рекомендательною, но и обязательную юридическую силу.

4. 3 Решения межгосударственных экономических конференций. Данные решения, особенно основные, оформленные в виде заключительных актов конференций, рассматриваются в теории как особая разновидность многос­торонних договоров и соответственно могут обладать и рекомендательной, и обязательной юридической силой. Среди документов международных кон-

ференций, имеющих существенное значение для формирования международно­го экономического права, особо важным являются содержащиеся в Заключи­тельном акте Женевской конференции ООН по торговле и развитию 1964 го­да Принципы, определяющие международные торговые отношения и торговую политику, способствующие развитию, раздел "Сотрудничество в области экономики, науки и техники и окружающей среды" Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года, а также раздел "Экономическое сотрудничество" в Парижской хартии для новой Ев­ропы принятой на встрече в верхах в рамках СБСЕ в 1990 году.

4. 4 Исторически обычай в качестве источника играл важную роль как вообще в международном праве, так и в МЭП.

С другой стороны, нельзя не согласиться с точкой зрения об огра­ниченной роли обычая в области регулирования международных экономичес­ких отношений, так как поддержание стандартов, которых государства придерживаются в своих взаимоотношениях, - это не та проблема, к кото­рой можно подойти через обычное право.

Показательно, что даже такие, казались бы, давно укоренившиеся основные принципы международного права, как уважение государственного суверенитета, равноправие государств, обязательное соблюдение междуна­родных договоров и др. , государства до сего времени снова и снова стремятся закрепить в своих как двусторонних, так и многосторонних до­кументах.

5. ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРАВА

5. 1 К международным экномическим отношениям безусловно применимы соответствующие общепризнанные принципы международного права.

Наряду с основными принципами международного публичного права в международных экономических отношениях применяются и специальные прин­ципы, обусловливающие, в частности, использование определенных торго­во-политических режимов.

При этом необходимо подчеркнуть, что специальные принципы МЭП но­сят конвенционный характер, их действенность зависит от включения в каждом случае в соответствующие международные договоры.

В правовом понимании этот принцип означает право государства на предоставление ему (а также его гражданам и иным субъектам его нацио­нального права) со стороны государства-партнера общих условий, которые не хуже предоставляемых этим государством всем прочим государствам. Данное право не затрагивает предоставление правомерно применяемых осо­бых льготных, более благоприятных условий. Иными словами, режим недиск­риминации означает обязательство не ухудшать для другой страны своих

нормально действующих, общих для всех стран условий.

5. 2 Принцип (режим) наиболее благоприятствуемой нации (наибольше­го благоприятствования) означает юридическое обязательство государства предоставлять государству-партнеру льготные (наиболее благоприятные) условия, которые действуют или могут быть введены для любой третьей страны. Область применения режима наибольшего благоприятствования оп­ределяется обычно в конкретной оговорке о наибольшем благоприятствова­нии в том или ином международном договоре. Эта оговорка может расп­ространяться в общей форме на всю область торговли и судоходства или на отдельные виды отношений: таможенные пошлины( их льготные став­ки), транзит, количественные и другие ограничения и запрещения;транс­портный режим;налоговые, судебные (и т. п. ) права физических и юридичес­ких лиц и т. д.

5. 3 Национальный режим предусматривается в некоторых торговых соглашениях и означает, что, как правило, на основе взаимности физические и юридические лица иностранного государства полностью приравниваются в своих правах к национальным физическим и юридическим лицам по отдель­ным видам правовых отношений. Обычно это касается гражданской правос­пособности иностранных лиц, включая судопроизводство.

5. 4 Принцип взаимной выгоды предполагает, что отношения между го­сударствами, не являющиеся взаимно выгодными, а тем более кабальные, пря­мо или косвенно принудительные, не должны иметь места, но должно быть справедливое распределение выгод и обязательств сравнимого объема.

В сложных межгосударственных, в том числе экономических, взаимоот­ношениях справедливое распределение выгод и обязательств, разумеется, не может служить простым эталоном для каждой конкретной сделки, но должно рассматриваться именно как сбалансированный общий международно-право­вой принцип.

5. 5 Преференциальный режим - это торговые льготы, прежде всего в отношении таможенных пошлин, действующие между тем или иным государс­твом или среди группы государств. Актуальным примером является система преференций, которая в силу рекомендаций Конференции ООН по торговле и развитию применяется развитыми странами в отношении развивающихся, а также между самими развивающимися странами. Причем предоставляемые преференции не считаются нарушением принципа наибольшего благоприятс­твования.

В прежние времена довольно распространенным, особенно в отношениях развитых стран с колониальными и полуколониальными, было использование в договорной практике правовых режимов "равных возможностей", "открытых дверей", капитуляций и т. п. Такого рода условия, противоречащие общеп­ризнанным принципам международного права, на современном этапе не могут рассматриваться как правомерные.

6. Заключение

Конечно, в объеме одной контрольно работы сложно охватить все сферы экономического сотрудничества, регулируемые международным правом. Так, как помимо общих понятий о принципах международного экономическо­го права, его субъектах и источниках, существует большое количество международных нормативных актов, регулирующих международно-правовое сотрудничество в отдельных областях международных экономических отно­шениях, а также, регулирующих международно-правовое сотрудничество на региональном уровне.

При рассмотрении этой области международного экономического права можно привести большое количество примеров о развитии межгосударствен­ного сотрудничества в валютно-финансовой сфере и роль Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и Международного валютного фонда (МВФ) при решении глобальных вопросов в этой сфере.

Все вышесказанное можно отнести и к межгосударственному сотрудни­честву в области транспорта и к экономическому сотрудничеству в рамках ОНН на региональном уровне, ведущемуся прежде всего в рамках экономи­ческих комиссий, образованных Экономическим и Социальным Советом.

Затронув одну отрасль международного права - международное эконо­мическое право - мы наглядно убедились, что эта отрасль представляет собой самостоятельную систему, можно сказать подсистему в рамках це­лостной, единой системы международного права, которая в настоящее время является одной из самой бурно развивающейся отраслью международного права.

7. Использованная литература

1. Богуславский М. М. Международное экономическое право. - М. , 1986 г.

2. Вельяминов Г. М. Правовое урегулирование международной торгов­ли. - М. , 1972г.

3. Вельяминов Г. М. Основы международного экономического права. -

М. , 1994.

4. Международное право: Учебник/Отв. ред. Ю. М. Колосов, В. И. Кузне­цов. - М. :Междунар. отношения, 1995.

5. Юридичний словник. - К. : УРЭ. -1983.