Конституционные принципы взаимоотношений человека, общества и государства

МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. Н.П. Огарева
ИСТОРИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
кафедра регионоведения и политологии

КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу: Конституционное право зарубежных стран и России
на тему: Конституционные принципы взаимоотношений
человека, общества и государства

Выполнил: Ганюшкина Т.В.
зачетная книжка № 98/476
студент 2-го курса 203 группы
з/о специальность регионоведение
Проверил: Зайцева Л.А.
Оценка:

Саранск, 2000

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

    Проблема взаимоотношений человека, общества и государства в теориях и концепциях

      Различные подходы к проблеме

      Соотношение человек – общество - государство на разных этапах истории

    Основные конституционные принципы взаимоотношения государства, общества и человека

    Закрепление в конституциях основных принципов

Заключение

Литература

Конституционное право, в отличие от других правовых наук, рассматривает взаимоотношения государства, общества и человека в целом, с точки зрения их конституционного оформления. Консти­туция, устанавливая в правовой форме основополагающие принципы устройства общества и государства, определяет тем самым прин­ципы этих взаимоотношений. С одной стороны содержание этих кон­ституционных принципов зависит от конституционного строя и ис­торически сложившейся системы общественных отношений. С другой стороны государство, санкционируя правовые нормы и обеспечивая их соблюдение, воздействует на общественные отношения.

Конституционное закрепление основных принципов взаимоотно­шений человека, общества и государства существует во всех циви­лизованных странах мира. Но сами конституционные принципы в значительной мере могут отличаться в зависимости от сущности самого государства. Конституция выступает юридическим фундамен­том государственной и общественной жизни, главным источником национальной системы права, гарантом законности, правопорядка и стабильности институтов власти. Конституция выступает как бы текстом “общественного договора”, заключаемого между гражданами и государством и регламентирующего его деятельность. Она при­дает государству необходимую легитимность. Обычно принимаемая при согласии подавляющего (квалифицированного) большинства на­селения, она фиксирует тот минимум общественного согласия, без которого невозможна совместная свободная жизнь людей в едином государстве и который обязуются выполнять все.

Современные государства становятся все более сложными, в них решаются разного рода экономические, политические и соци­альные проблемы, что ведет к появлению все новых и новых кон­ституционных положений, регулирующих различные стороны взаимо­отношений. Но их основные конституционные принципы в основном определяются характером конституционного строя. Нормы конститу­ционного права, закрепляющие статус человека и госу­дарства, позволяют раскрыть сущность и содержание взаимоотноше­ний человека, общества и государства. Наличие демократической конституции — показатель подлинной конституционной государст­венности лишь в том случае, если она реально воплощена в госу­дарственной организации и неукоснительно исполняется органами власти и гражданами. Закрепление этих принципов с помощью зако­нов и институтов общества характеризует понятие правового госу­дарства.

Современные конституционные принципы взаимоотношения госу­дарства, общества и человека являются результатом исторического развития человечества и политической мысли. Поэтому истоки со­временных конституционных принципов необходимо искать в истории развития общества и государства, в концепциях и теориях про­шлого и настоящего.

    Проблема взаимоотношений человека, общества и государства в теориях и концепциях

      Различные подходы к проблеме

Проблема взаимоотношений человека, общества и государства в той или иной форме сопутствовала всей истории развития чело­вечества и человеческой мысли. В основе большинства трактовок этих взаимоотношений лежат права человека. Права человека – это принципы и нормы, которые регулируют отношения между государст­вом и человеком, обеспечивают каждому индивиду действовать по своему усмотрению или получать определенные блага.

В других концепциях эти взаимоотношения рассматриваются с точки зрения властных отношений и принципа построения государ­ства. Например, И. Ильин предложил свою концепцию, в которой в зависимости от того, как строится государство, различаются два типа государства: “учреждения” и “корпорация”. Корпорация стро­ится снизу и предполагает объединение по своей воли. Корпорация начинается с индивида, с его свободы и интереса, люди имеют об­щий интерес и вольны признавать его или отвергать. К корпорации относится демократическое устройство государства. Первый же тип предполагает построение государства “сверху”, а не “снизу”. Люди не формируют ни своего общего интереса, ни общей цели. Они послушно принимают от учреждения предполагаемую им форму жизни и деятельности, распоряжения, заботы, услуги и благодеяния. Следовательно, государственное учреждение строиться по принципу опеки над людьми. Этот принцип, проведенный последовательно до конца убивает свободу личности и духа и приводит к тоталита­ризму. [3, с.162]

Представление о государстве как организации, строящей взаимоотношения с гражданами и обществом на основе закона, на­чали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации и легли в основу концепции правового государства. С идеей правового государства связывались поиски более совершен­ных и справедливых форм жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались вы­явить такие связи и взаимодействия между правом и государствен­ной властью, которые обеспечивали бы гармоничное функционирова­ние общества. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при ко­торой закон обязателен как для граждан, так и для самого госу­дарства. Государственная власть, признающая право, и одновре­менно ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считалась справедливой государственностью. Цицерон говорил о государстве как о “деле народа”, как о “правовом общении” и “общем правопо­рядке”. Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правовом государстве. [1, с. 37-39]

В основе концепции правового государства положено понятие права. Право — это система норм, выраженных в законах, иных признаваемых государством источниках и являющихся общеобяза­тельным, нормативно-государственным критерием правомерно-дозво­ленного (а также запрещенного и предписанного) поведения. [2, с.123]

Один из способов практического решения проблемы взаимоот­ношений человека, общества и государства является конституцион­ное закрепление прав человека. Права человека утверждают в этих взаимоотношениях свободу и достоинство личности, ее высший цен­ностный статус. Статус прав человека в любом государстве опре­деляется трактовкой источников прав. Существует три подхода к трактовке прав:

    Естественноисторический подход — естественные права человека имеют внегосударственное и внеюридическое происхождение, т.е. государство не может давать или отнимать эти права, оно обя­зано их гарантировать, и, прежде всего, право на жизнь.

    Юридически позитивистский подход — источником и гарантом прав человека является государство.

    Марксистский подход — право есть воля господствующего класса, возведенная в закон и реализуемая с помощью государства.

В основном преобладает такой подход — есть права, которые выступают как прирожденные качества человека (право на жизнь, личную неприкосновенность и т.д.), и права, которые воплощаются только благодаря демократическому государству (политические права). [14, с.217]

В истории формирования и развития демократии как идеи и формы государственного устройства прослеживается две альтерна­тивных линии, два противоположных подхода, каждый из которых имел свое социально-историческое обоснование. Оба подхода выте­кали из общественных отношений, лежащих в основе демократии: индивид — общество — государство. Характер отношений определя­ется тем, какой из элементов этих отношений берется за исход­ный. Основополагающее различие в понимании демократии заключа­ется в том, принимается ли за исходный принцип народ как целое (общество), отождествляемое с государством, а индивид, человек — как подчиненное целому, его часть; или же на первое место ставится индивид, а общество рассматривается как сумма автоном­ных индивидов, государство же отодвигается на второй план, по­скольку ему отводится роль лишь защитника объединившихся в со­общество людей. При первом подходе демократия есть власть на­рода, народовластие. Народ — источник власти; он правит. При втором подходе, по сути, индивид, личность с ее интересами — основа политической власти. В такой концепции демократия — это власть представителей народа для народа, избранная им. Правит не народ, а его доверенные. [3, с.26]

Одним из распространенных представлений о конституции яв­ляется трактовка сущности конституции как общественного дого­вора. Четкое разграничение государства и общества было обосно­вано еще в контрактных (договорных) теориях государства Т. Гоб­бсом, Дж. Локком и Ж.Ж. Руссо. В них эти понятия разделяются не только содержательно, но и исторически, поскольку утверждается, что существовавшие первоначально в свободном и неорганизованном состоянии индивиды в результате хозяйственного и иного взаимо­действия вначале образовали общество, а затем для защиты своей безопасности и естественных прав договорным путем создали спе­циальный орган - государство. Возможны три основных способа взаимоотношений человека и государства в лице власти: тотали­тарный, индивидуалистический и партиципаторный (участия).

Первая, тоталитарная модель, таких взаимоотношений исходит из отождествления общества и государства, из приоритета госу­дарства над правами человека, полного подчинения человека госу­дарству и полном отсутствии свободы. Она исключает саму поста­новку проблемы прав человека, поскольку индивид рассматривается как органическая, неразрывная частица общества. Для тоталитар­ного государства характерно — безусловный приоритет целого над частью, полное подчинение личности государству, растворение ин­дивидуального “я” в безликом коллективном “мы”. Тоталитаризм лишает человека свободы выбора, будь то экономика, политика или культура. Формируется массовый тип личности, ориентирующийся на идеологическую однообразность, безальтернативную преданность, энтузиазм в выполнении руководящих указаний и непритязатель­ность. [10, с.59-61]

Индивидуалистический способ взаимоотношений личности и го­сударства основан на приоритете индивида в отношениях с госу­дарством. Наиболее ярко он представлен в либерализме, который исходит из того, что свободная личность есть конечный источник всякой власти в обществе, в том числе и самого государства. По­следнее является результатом соглашения, договора свободных ин­дивидов. Оно подконтрольно народу и призвано лишь выполнять строго ограниченные функции — обеспечение безопасности и сво­боды граждан, поддержание общественного порядка и некоторые другие. То есть рассматривает человека как изолированного, не­зависимого от общества индивида, вынужденного в союзе с себе подобными создать государство и подчиняться ему в определенных вопросах. Взаимоотношения индивида и власти во внеполитических сферах и пути утверждения в них свободы и достоинства личности либерализмом вообще не рассматриваются. В результате сама про­блема прав человека ставится и конституционно закрепляется главным образом в форме прав, ограждаемых от посягательства власти.

В современной науке преобладает третий, партиципаторный подход к взаимоотношениям индивида и государства. Он лишен крайностей и не рассматривает человека как изолированного, не­зависимого от общества индивида, а исходит из неразрывности и противоречивости взаимоотношений между человеком, обществом и государством. В этом случае сама проблема прав человека усмат­ривается не столько в ограждение этих прав от посягательства государства, а в использовании государства в целях создания наилучших условий свободного существования и развития личности. Современная демократическая модель ориентирует внимание на обя­занности государства обеспечить экономические и социальные ус­ловия для реализации человеком своих безусловных прав и свобод.

      Соотношение человек – общество - государство на разных этапах истории

Все три рассмотренных выше способа взаимоотношений чело­века, общества и государства в большей или меньшей степени представлены в истории человечества. На заре развития государ­ственности человек был отчужден от власти, не обладал развитым самосознанием и руководствовался в отношениях с обществом и го­сударством, прежде всего многовековыми традициями, не отделяя себя от рода, общины, общества, государства.

Античные мыслители не разделяли общество и государство. Так, например, народное собрание жителей Афин было одновременно и высшим органом политического управления. Позже государство (публичная власть) доминировало над обществом, господствуя над ним то в форме восточной деспотии, то в форме Римской империи, то в форме средневековой монархии.

С развитием общества, индивидуальности возникли идеи есте­ственного права человека (право на жизнь, свободу, собствен­ность). Они утверждали, что все люди равны от рождения и имеют одинаковые права, обусловленные природой. Само же государство есть результат общественного договора. Значительный вклад в эту концепцию внес Аристотель. Он защищал права, присущие человеку от рождения, и, прежде всего его право на частную собствен­ность. Различал естественное и условное, позитивное право. По­зитивное право, в отличие от естественного, более изменчиво и является результатом деятельности государства и согласия между людьми в обществе. Аристотель проповедовал идею верховенства естественного права над законами государства, которая получила развитие в современной концепции прав человека. [12, с.67]

Во времена феодализма идея равенства от рождения естествен­ных прав всех людей или хотя бы правового равенства всех сво­бодных граждан была отвергнута. Сами же права трактовались как привилегии, дарованные поданным монархом. Каждое из сословий имело специфические права, которые сокращались по мере снижения по лестнице общественной иерархии. В эпоху просвещения идея ес­тественных прав получила либеральное толкование.

В период ранних буржуазных революций в разработку концепции прав человека и его взаимоотношений с государства значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, Т. Джеффер­сон и другие. Гроций был первым выдающимся теоретиком школы ес­тественного права. Целью государства он считал охрану частной собственности посредством таких правоустановлений, которые обеспечивали бы каждому человеку свободное пользование своим достоянием с согласия всех. Спиноза одним из первых дал теоре­тическое обоснование демократического государства, которое, бу­дучи связано законами, обеспечивает действительные права и сво­боды граждан. Гоббс разработал ряд прогрессивных положений о господстве права в общественной жизни. К их числу относятся, например, обоснование формального равенства перед законом, не­зыблемость договоров.

Дж. Локк, его называют родоначальником либерализма, впер­вые четко разделил такие понятия как “личность”, “общество” и “государства”. Либеральная теория демократии сформировалась на базе учений Дж. Локка и Ш. Монтескье, приверженцев договорной теории происхождения государства и теории естественных прав че­ловека. Он рассматривал функции государства, исходя из индиви­дуального начала. Основная функция государства — защита неотчу­ждаемых естественных прав личности. Основа всякой государствен­ной власти — согласие свободных людей подчинять свою волю реше­нию большинства. Общественная власть — не высшее начало, гос­подствующее над людьми, а сбор индивидуальных прав.

Дж. Локк предусматривал особый конституционный механизм, мешающий государству выходить за рамки полномочий. Его важней­шие компоненты — принцип разделения властей и законность. Идеал такого механизма воплотился в учении о разделении властей Ш. Монтескье. Цель этой теории — гарантировать безопасность граж­дан от произвола и злоупотреблений власти, обеспечить их поли­тическую свободу, сделать право подлинным регулятором отношений между гражданами и правительством. [10, с.9]

В учениях Ж. Руссо получила наибольшую завершенность идея общественного договора, в которой он видел основу всякой закон­ной власти. Существо общественного договора сводилось к тому, что каждый человек отдает свою личность под высшее руководство общей воли и тем самым становиться ее участником. Таким обра­зом, властью обладают все участники соглашения. Законодательной властью, согласно Руссо, обладает только народ, которому при­надлежит решение вопроса о форме правительства. Согласно кон­цепции народного суверенитета Руссо все члены общества должны участвовать в управлении государством.

Отделение государства от общества и превращение его и обще­ства в относительно самостоятельные феномены произошло только в результате буржуазных революций и утверждения полного господ­ства обменных отношений как средства, связующего людей в обще­ственные организмы. Общество, освободившееся от тирании госу­дарства и объединившее отдельных самостоятельных субъектов, по­лучило название гражданского. В наше время оно играет ту же роль, которую в античности играл полис, а Средневековье – со­словность.

Различные теории государства и прав человека решали про­блему взаимоотношений по-разному. На базе этих теорий и проис­ходит первоначальное формирование конституционных принципов взаимоотношений человека, общества и государства. По общепри­знанному мнению, появление конституции в современном ее понима­нии относится к 17 веку. Оно связано с эпохой буржуазно-демо­кратических революций, с необходимостью правового закрепления нового общественного строя, нового устройства государства, ос­новных принципов взаимоотношения государства, общества и чело­века. Такие потребности вызвали к жизни теоретические концепции о народе (обществе) как единственном носителе верховной власти, его суверенитета, о юридическом равенстве всех членов общества, их праве самим определять основы устройства общества.

В течение 19-20 века эти теории развивались последовате­лями либерализма. Либералы обосновывали конституционные права и свободы граждан, прежде всего неприкосновенность личности, сво­боду частной собственности и конкуренции, отстаивали идею не­вмешательства государства в экономику. Политическая свобода рассматривалась ими как средство для обеспечения гражданской свободы. Власть, нарушающая политические свободы, превращается в тиранию. Отсюда следовал вывод о том, что политическая власть не должна быть абсолютной. Границей для нее служат права инди­вида и система разделения и равновесия властей. Важным моментом в теории либерализма являлось выделение гражданского общества и государства как самостоятельной сферы жизни. [10, с.10]

В первой половине 20 века в связи с развитием государст­венно-монополистического капитализма наблюдался кризис идей ли­берализма и появлению доктрины государственного регулирования. Сторонники активного вмешательства государства в экономику (Дж. Кейнс и другие) полагали, что ограничение свободы в рамках сис­темы централизованного планирования есть жертва, необходимая для достижения более важной цели — обеспечения достойной жизни основной массы населения. Развивались теории, взгляды которых на взаимоотношения человека, общества и государства были диа­метрально противоположны либеральным. Появились теории элит, основоположником ее был В. Паретто, которому принадлежит термин “элита”. Общество в целом, по его мнению, состояло из элит и низшего неизбранного класса. Вариантом элитистской теории явля­лась концепция “олигархии” Р. Михельсона. Он доказывал невоз­можность осуществления принципов демократии в политической жизни.

Американский ученый Бентли разработал теорию “заинтересо­ванных групп”. По его мнению, в обществе существуют интересы групп, которые в ходе борьбы за влияние на правительство доби­вается защиты своих интересов. Конгресс, президент, суды, со­гласно Бентли, представляют собой лишь “официальные” заинтере­сованные группы. Появилась теория “государства всеобщего благо­денствия”, в которой активная регулирующая роль государства со­вмещалась с политикой социальных услуг.

В защиту либеральных идей выступил австрийский экономист и политолог Ф. Хайек. Он считал, что процесс поглощения общества государством завершается установлением тоталитарного строя. В своей концепции Хайек выделил два принципиальных положения. Первое состоит в том, что фундаментом всех прав и свобод лично­сти оказывается свобода экономическая, с уничтожением которой рушиться строение либерального общества. Второе заключается в том, что утверждение тоталитаризма есть неизбежный результат переноса на современное общество принципа, по которым живут ав­тономные организации типа фабрики или армии. В современном мире философия свободы Хайека, восстанавливающая основные ценности классического либерализма, получает все большее распростране­ние.

В России исторически сложилось два течения общественной мысли — славянофильство и западничество. Славянофилы считали, что Россия и Запад — это два особых мира и их исторические пути различны. Два фактора, по их мнению, определили особенность развития России: существование общины (“мира”), которую они трактовали очень широко (и как общество, и как государство), и православия. Община определила особый характер общественных от­ношений — “мирское согласие”, “соборность”. Этому способство­вала православная церковь. Именно в силу этого Россия шла по пути “внутренней правды”, то есть нравственного совершенствова­ния и “развития духа”, тогда как Запад — по пути “внешней правды”, то есть развития формальной законности. Русский народ, как они считали, — “не государственный”, он жил в своем общин­ном мире и не претендовал на государственную власть. Власть в свою очередь не вмешивалась в их дела (в дела “земли”), лишь собирала земские соборы и в необходимых случаях спрашивала его мнение. [4, с.237]

В противоположность славянофилам западники считали основ­ной и движущей силой борьбу личности за свободу, и в этом смысле Россия не отличалась от Запада, она идет тем же путем развития, но несколько отстала, поэтому должна прибегать к за­имствованию успехов цивилизации. Но даже представители либе­ральных взглядов в России считали, что государство возвышается над другими союзами, составляющими общественную жизнь: семьей, гражданским обществом и церковью. Яркий представитель этого на­правления Б.Н. Чичерин писал, что личность есть корень общест­венных отношений, но развитие свободы обеспечивает только силь­ное государство. [10, с.30]

Любое общество требует управления, которое обеспечивается государственной властью. Государственная власть представляет собой возможность управлять обществом, подчинять его своей воли. Возникает вопрос о том, в чьих интересах действует поли­тическая власть? Только в демократическом государстве государ­ственная власть действует в соответствие с интересами общества, человека и в рамках права.

    Основные конституционные принципы взаимоотношения государства, общества и человека

Конституционное закрепление основных принципов взаимоотно­шений человека, общества и государства существует во всех циви­лизованных странах мира. Но их набор в значительной мере могут отличаться в зависимости от сущности самого государства. Кон­ституция выступает юридическим фундаментом государственной и общественной жизни, главным источником национальной системы права, гарантом законности, правопорядка и стабильности инсти­тутов власти. Конституция демократического государства закреп­ляет суверенитет народа, основы социально-политического строя, права и свободы человека и гражданина, форму государственного устройства, механизм реализации власти.

Первоначально конституции регулировали:

    первый блок регулировал права и свободы человека и гражда­нина, защищал человека от произвола государства;

    второй блок определял организацию высшей власти основанной на принципе народного суверенитета и вытекающего из этого принципа представительного правления и разделения властей;

    третий блок определял политико-территориальное устройство, виды территориальных структур, их отношения с центральной властью и между собой.

Развитие общества обусловило развитие конституций и расши­рение круга регулируемых вопросов. В области прав и свобод про­исходит включение в конституции новых прав и свобод. Например, право на охрану окружающей среды. Появились и новые принципы, включающие обязательства государства перед обществом в экономи­ческой и социальной сферах.

Каждое современное государство само определяет основные принципы, регулирующие взаимоотношения государства, общества и человека. Конституции государств закрепляют эти основные прин­ципы, определяя важность тех или иных гарантий, соотношение ко­торых различно в зависимости от политического режима. Но во всех демократических государствах конституционно закреплены важнейшие из них:

    принцип народовластия;

    принцип приоритета прав человека;

    принцип представительного правления и разделения властей;

    принцип приоритета права;

    принцип правовой защищенности человека и граж­данина

    принцип единства права и закона

Конституционный принцип народовластия означает принадлеж­ность всей государственной власти народу (обществу), а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответст­вии с его суверенной волей и коренными интересами. В государст­вах с демократическим строем правления субъектом, созидающим законы, и одновременно объектом их применения является общество в целом. В зависимости от формы волеизъявления народа различают представительную и непосредственную демократию. Представитель­ная демократия — осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражаю­щие волю тех, кого они представляют — всего народа. Непосредст­венная демократия — это осуществление власти через формы непо­средственного волеизъявления народа или каких-либо групп насе­ления. [9, c.6]

Поскольку, общество, миновавшее полисную стадию самоорга­низации, не в состоянии вырабатывать законы совокупными уси­лиями всех его членов, оно делегирует свои законодательные права специальным людям, которые от его имени и творят законы — принцип представительного правления.

В современных демократически организованных обществах кон­ституционные принципы взаимоотношений человека, общества и го­сударства не позволяют государству пренебрегать интересами об­щества и человека. Принцип приоритета прав человека означает признание этих прав высшей ценностью. Права человека конститу­циями не только провозглашаются, но и гарантируются с помощью правового регулирования. При отсутствии демократии или недоста­точное ее развитии воздействие государства на общество преиму­щественно или исключительно силовое. При этом внешне оно может выглядеть как правовое: издаются конституции, законы и другие правовые акты, однако содержание их — отражает интересы лишь узкой правящей группы. Эти интересы могут быть замаскированы, но их реализация неизбежно вредит интересам общества и чело­века.[7, с.127]

Существуют различные взгляды на права человека и роль го­сударства по отношению к ним, часто противоположные. Например, одни считают, что государство обеспечивает и гарантирует инди­видуальные права человека, другие считают, что их нужно защи­щать от государства. “Подавляющее большинство прав, которые у граждан существуют и записаны в Конституции, могут быть постав­лены под сомнение только одним политическим субъектом — госу­дарством. То есть права и свободы на самом деле надо защищать не в последнюю очередь, а иногда и в первую очередь именно от государства. Каким образом? Единственная возможность — именно разделение властей”. [11]

Кроме конституционного закрепления принципа приоритета прав человека в демократическом государстве должны быть реально гарантирована реализация всех прав и свобод человека. Принцип разделения властей является одной из таких гарантий. Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государ­ственной власти означает правовой способ приобретения власти. Власть в го­сударстве может олицетворять один человек (монарх, диктатор), она может принадле­жать группе лиц (хунте, верхушке партийно-политичес­кой бюрократии). В данном случае для власт­вующих неважно, каким путем она им досталась (революция, граж­данская война, переворот, по наследству и т.п.). Но для право­вого государства характерным является демо­кратический способ приобретения власти, наделение ею только в соответствии с пра­вом, законом.

Традиционная концепция разделения властей на за­конода­тельную, исполнительную и судебную примени­тельно к современным государствам понимается не как дележ власти, а как создание системы сдержек и противовесов, способствующих беспрепятствен­ному осу­ществлению всеми ветвями власти своих функций. Законо­дательная власть (верховная), избранная всена­родно, отражает суверенитет государства. Исполнитель­ная власть (производная от законодательной), назначае­мая представительным органом власти, занимается реа­лизацией законов и оперативно-хозяйственной дея­тель­ностью. Судебная власть выступает гарантом восстанов­ления нарушенных прав, справедливого наказания ви­новных.

Приоритет права — основа правового государства. Принцип приоритета права – это первое необходимое условие государства, основанного на господстве права, отрицание произвола власти и бесправие подвластных. Приоритет права означает:

    рас­смотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона;

    соединение общечело­веческих нравственно-правовых ценно­стей (разумность, справедливость) и формально-регулятивных ценностей права (нормативность, равенство всех перед законом) с организационно-территориальным делением общества и легитим­ной публичной властной силой;

    необходи­мость идеологически-правового обоснования любых ре­шений государственных и общественных органов;

    на­личие в государстве необходимых для выражения и дей­ст­вия права форм и процедур (конституции и зако­нов, системы материальных и процессуальных гаран­тий и т.д.).

Принцип правовой защищенности человека и граж­данина лежит в основе всех взаимосвязей гражданина как с государством и его органами, так и с другими общественными образованьями, другими гражданами в рамках правовых отношений по поводу самых различ­ных объектов. Непреходящий характер указанного принципа обу­словлен естественным происхождением права, возник­шего, по су­ществу, из стремления человека сохранить, защитить свои жизнь, свободу, здоровье и т.д. Абсолютность (тотальность) этого прин­ципа состоит в том, что все взаимоотношения индивида с государ­ст­вом (его органами, должностными лицами) должны строиться только на правовой основе. Если они выходят за пределы действия права, со стороны государства это может обернуться произволом, внеправовым насилием, игнорированием нужд человека.

Принцип правовой защищенности в содержательном плане имеет специфические правовые признаки:

    равенство сторон и взаимная ответственность госу­дарства и гражданина;

    особые тип правового регули­рования и форма правоотноше­ний;

    стабильный пра­вовой статус гражданина и система юридиче­ских гаран­тий его осуществления.

Нормальные правовые отношения предполагают равенство и взаимную ответственность их сторон. Государство, вступая во взаимоотношения с мно­жеством различных общественных образова­ний и со всеми гражданами, уже поэтому обладает огромным объе­мом прав и обязанностей. Кроме того, государство как совокупный представитель народа имеет ряд особых правомочий, которых не может быть у отдельного гражданина (издавать общеобязательные нормы, взи­мать налоги и т.д.). И все же оснований для утвер­жде­ния, что государство располагает большими правами, чем гра­жданин, не существует. В конкретных правоот­ношениях у них рав­ные права и соответствующие им обязанности. Причем в правовом государстве должен быть отработан и механизм взаимной ответст­венности за нарушение прав, невыполнение обязанностей.

Поскольку презюмируется, что государ­ство и гражданин — равноправные участники правоотно­шений, основной формой их взаимосвязей выступает договор (о приеме на работу, займа, ку­пли-продажи, найма жилого помещения и т.д.). Договором высшей формы является конституция, если она принята в ре­зультате все­народного голосования (референдума). В ней определяются те осо­бые права, которые передаются государству и не могут принадле­жать отдельному граж­данину, и те естественные права, которые составляют содержание частной жизни граждан и неприкосновенны для всего государства. Устойчивый, стабильный правовой статус гражда­нина (система его прав и обязанностей) и четкий, беспе­ребойно работающий юридический механизм его обеспечения позво­ляют человеку смело смотреть вперед, не бояться, что его права могут быть в любой момент нарушены.

Принцип единства права и закона означает, что любой норма­тивно-правовой акт должен не только по форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым. Это означает, что он дол­жен отражать естественно-правовые начала, соответст­вовать международно-правовым нормам о правах чело­века и гражданина, быть принятым легитимным орга­ном государственной власти, за­конно избранным или назначенным. И, наконец, при его издании должен быть использован весь комплекс правовых средств и прие­мов, выработанных мировой практикой. Это логически выве­ренные и соизмеримые с гуманистическими принципа­ми правовые конструк­ции и понятия, адекватные норме процессуальные формы, адресные типы и способы пра­вового регулирования, последовательные демо­кратичес­кие процедуры принятия законов и др.

    Закрепление в конституциях основных принципов

Современные государства становятся все более сложными, в них решаются разного рода экономические, политические и соци­альные проблемы, что ведет к появлению все новых и новых кон­ституционных положений, регулирующих различные стороны взаимо­отношений. Как уже отмечалось выше, каждое государство само оп­ределяет основные принципы, регулирующие взаимоотношения госу­дарства, общества и человека. Определяет важность тех или иных гарантий, соотношение которых различно и определяется сущностью самого государства и характером власти. В большинстве современ­ных государств признается приоритет прав человека, норм между­народного права над национальными, принцип приоритета права.

Как правило, в первой части современных конституций опре­деляются нормы взаимоотношений граждан и государства, права личности, утверждается правовое равенство всех граждан. Во вто­рой части описывается характер государства (республика, монар­хия, федерация и т.д.), статус различных властей, правила взаи­моотношения парламента, президента, правительства и суда, а также структуру и порядок функционирования органов управления.

Действующие конституции обычно содержат такие характери­стики государства, как социальное, демократическое, правовое и светское. Социальным государство называется тогда, когда служит на благо общества, стремится устранять экономические и социаль­ные препятствия, которые фактически ограничивают проявления гражданских прав и свобод, обеспечивая достойную жизнь и сво­бодное развитие человеческой личности. Демократизм как характе­ристика государства проявляется в наличии конституционном за­креплении народовластия, принципа разделения властей, многооб­разия допустимых политических, экономических и идеологических проявлений. При этом допускается некоторое ограничение исполь­зования основных прав и свобод в целях охраны общественного блага, степень данных ограничений в конституциях разных стран различна, что является отражением выраженности демократической направленности отдельно взятого государства.

Самое главное - конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство. Исключений сегодня практически не сущест­вует. Даже Великобритания, в которой нет единого и кодифициро­ванного основного закона, располагает комплексом юридических актов, начиная с “Билля о правах”, принятого еще в XVII в), а также традиций, составляющих в совокупности ее конституцию.

Для ХХ столетия, особенно его второй половины, характерно обновление конституционного строя многих стран, включая Фран­цию, Германию, Италию, Японию, Грецию, Португалию, Испанию. Это продиктовано серьезными политическими и социальными переменами, происшедшими в названных странах и во всем мире, условиями но­вого времени. Принятие новой Конституции в России тоже является отражением серьезнейших общественных потребностей. Важнейшие принципы взаимоотношения государства, общества и человека вхо­дят в категорию “основы конституционного строя”. Конституцион­ный строй — это то понятие, которое закрепляет форму государ­ства, с его составными компонентами и юридическими нормами, но и с властеотношениями, которые всегда связаны с этими компонен­тами и представлены в них. Характеризуется рядом черт, важней­шие из которых указаны обычно в преамбуле Конституции.

Так, согласно Конституции Российской Федерации многонацио­нальное российское общество характеризуется, прежде всего тем, что оно утверждает права и свободы человека и гражданина, граж­данский мир и согласие, сохраняет исторически сложившееся госу­дарственное единство, руководствуется общепризнанными принци­пами равноправия и самоопределения народов, возрождает суверен­ную государственность России, утверждает незыблемость ее демо­кратической основы и стремится обеспечить благополучие и про­цветание России. В первой главе Конституции РФ закреплены ос­новные формы и положения конституционного строя России. В ней отражены черты и принципы правового государства: верховенство закона; организацию и функционирование суверенной власти на принципе разграничения законодательной, исполнительной и судеб­ных функций; обеспечение взаимной ответственности государства и граждан. Высшей ценностью в Российской федерации являются чело­век, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, личная непри­косновенность и безопасность, права и свободы, причем их при­знание, соблюдение и защита есть главная обязанность государ­ства. Оно служит всему обществу, а не отдельной его части, от­ветственно перед человеком и гражданином. [6]

Конституционное право зарубежных стран, признавая важность категории “конституционное государство”, обычно не пользуются термином “основы конституционного строя”. В конституциях неко­торых встречаются краткие главы: “Основные принципы” (Италия), “Общие положения” (Швейцария), “О суверенитете” (Франция). Но, независимо от того, содержатся или не содержатся в основном за­коне специальные главы об конституционных принципах, нормы-принципы, присутствуют в разных главах конституции, в специаль­ных законах или признаются судебной практикой во всех цивилизо­ванных странах.

В Конституции Италии, глава, закрепляющая основы конститу­ционного строя, называется “Основные принципы”. В ней гово­рится: “Италия – демократическая республика, основывающаяся на труде. Суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его в формах и в границах Конституции. Республика признает и гаран­тирует неотъемлемые права человека. Все граждане имеют одина­ково общественное достоинство и равны перед законом” (ст.1-3). [13, с.108]

Принцип народного суверенитета закреплен в конституциях большинства демократических государствах. Так, например, в Ав­стрии, согласно Федеральному конституционному закону от 1920 года: “Австрия является демократической республикой. Её право исходит от народа”.

Принцип разделения властей на за­конодательную, исполни­тельную и судебную так же закреплен в конституциях большинства современных государств. Законодательная власть (верховная), из­бранная всена­родно, отражает суверенитет государства. Исполни­тель­ная власть (производная от законодательной), назначае­мая представительным органом власти, занимается реа­лизацией зако­нов и оперативно-хозяйственной деятель­ностью. Судебная власть выступает гарантом восстанов­ления нарушенных прав, справедли­вого наказания ви­новных. В Англии, США и других странах судеб­ная власть явилась источником и стержнем формирования всей пра­вовой системы. В России начало реальному разделению властей по­ложила судебная реформа 1864 года, но закреплено было только в конституции в 1993 году.

Приоритет прав человека закреплен во многих конституциях современных государств, но в разных государствах конституции провозглашают определенный круг прав человека. Первоначально конституции регулировали только основные права и свободы чело­века и гражданина. Со временем в области прав и свобод происхо­дит расширение их круга путём включения в конституцию новых прав и свобод. Идёт более подробная их детализация. Появились нормы регулирующие статус экономических и социальных органов государства. Включаются обязательства государства перед общест­вом в экономической и социальной сферах. Например, Конституция Французской Республики 1946 года содержала главу об Экономиче­ском Совете. Вместе с тем конституционное закрепление прав и свобод человека является одним из важных элементов, исследуя который, можно возможно судить об уровне развития демократии в стране. Кто для кого - личность для государства или государство для личности? Что есть личность для государства: “средство”, “винтик” в его машине, жизнь которых всегда будет оправдана ин­тересами государства, или цель существования государства?

Пример конституционных формулировок, различающих права че­ловека и права гражданина в испанской конституции 1978 года:

    “Все имеют право на жизнь и на физическую и моральную цело­стность, и ни в каком случае не могут подвергаться пыткам или негуманным, унизительным наказаниям” (ст.15);

    “Никто не будет обязан заявлять о своей идеологии, религии или своём вероисповедании” (ст.16, ч.2);

    “Каждый задержанный должен быть немедленно и в понятной ему форме информирован о его правах и основаниях его задержа­ния...” (ст.17, ч.3);

    “Гарантируется право на честь, личную и семейную тайну и доброе имя” (ст.18, ч.1).

Все эти формулы определяют права человека. В статье же 19 фор­мулировка иная: “Испанцы имеют право свободно избирать своё ме­стожительство и передвигаться по национальной территории”. Оче­видно, что в этом случае речь идёт о правах граждан Испании.

Сравнивая конституции западных стран с Конституцией Рос­сийской Федерации, можно сказать, что современная конституция РФ включает перечень личных прав и в более широкой степени, чем это было в предшествующих советских конституциях. Так впервые в Конституции РФ после принятия Декларации прав и свобод впервые было закреплено право на жизнь (ст.20). Однако на сегодняшний день существует мера наказания - смертная казнь, хотя она может устанавливаться федеральным законом лишь в качестве исключи­тельной меры; назначается только за особо тяжкие преступления против жизни. Впервые в конституции РФ определено право на ох­рану государством достоинства личности. Конституция устанавли­вает, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть, без добровольного согласия, подвергнут медицинским, научным или иным опытам. Включение нормы об уважении достоинства человека в Конституцию свидетель­ствует о том, что оно является правовой обязанностью должност­ных лиц и всех работников государственных структур. Однако жизнь показывает, что эта конституционная норма работает ещё очень плохо.

Конституция РФ определяет права на неприкосновенность лич­ности, жилища, частной жизни, тайну переписки, телефонных пере­говоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст.22-25). В ст.27 Конституции РФ впервые указывается, что каждый, кто за­конно находится на территории РФ, имеет право свободно передви­гаться, выбирать место пребывания и жительства. В прошлом это право не только не закреплялось на конституционном уровне, но и не могло быть реализовано фактически. Хотя и сегодня это право имеет некоторый декларативный характер, хотя и отменён институт прописки и принят Закон РФ о свободе передвижения. Причины этому - нестабильная социально-экономическая ситуация, жилищные проблемы, высокий уровень преступности в стране. Новой и важной дополнительной гарантией равноправия независимо от национально­сти является конституционная норма о том, что никто не может быть принуждён к определению и указанию своей национальной при­надлежности (ст.26). Важное место имеет свобода совести и сво­бода вероисповедания (ст.28). Российская Федерация является светским государством. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Тем более эта кон­ституционная норма обретает всё больший вес сегодня в свете принятия Закона о религиозных организациях. Ведь Конституция РФ подтверждает, что государство не вмешивается в вопросы опреде­ления человеком своего отношения к религии. Огромное значение для демократического и правового государства имеет право граж­дан на свободу мысли и слова, право свободно искать, получать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст.29).

Высшей ценностью в Российской федерации являются человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, личная неприкосно­венность и безопасность, права и свободы, причем их признание, соблюдение и защита есть главная обязанность государства. Оно служит всему обществу, а не отдельной его части, ответственно перед человеком и гражданином.

Определение вышеуказанных прав и свобод в Конституции РФ говорит о коренном изменение подхода и гарантированию этих прав со стороны государства. Стремление построения действительно де­мократического правового государства вызывает только лишь поло­жительные эмоции и возможно, после длительного периода времени запретов и ограничений, даёт возможность, как гражданам РФ, так и иностранцам и лицам без гражданства, пользоваться правами и свободами индивидуумов свободного цивилизованного общества. Это тем более важно сегодня, так как многие определения прав и сво­бод имеют некоторый декларативный оттенок в Конституции РФ. И до сих пор многие испытывают большие трудности и лишения, хотя большинство из них, являются последствиями экономических и со­циальных изменений в нашей стране.

Закрепление принципов взаимоотношения государства, обще­ства и человека в конституции еще не гарантия их реализации в жизни. Показатель подлинной конституционной государственности лишь то, что они реально воплощены в государственной организа­ции и неукоснительно исполняется органами власти и гражданами. Но закрепление основных принципов взаимоотношения государства, общества и человека способствует формированию правового демо­кратического государства.

Любое государство должно осуществлять (и всегда осущест­в­ляет) обще социальные функции, действовать в интересах всего общес­тва. И любое государство не только является орудием по­давления, машиной господства какого-то класса или социальной группы, но и представляет все общество, является средством его объединения, способом его интеграции. Для этого и существует конституционное закрепление основных принципов взаимоотношений человека, общества и государства. Значение общесоциальной сто­роны государственной деятельности возрастало по мере движения общества от рабовладения к феодализму, от феодализма к капита­лизму. Особенно большую роль она играет в современном обществе, способствуя повышению политической ста­бильности общества.

Развитие Российского государства подтверждает общее пра­вило нашего времени: каждая страна, считающая себя цивилизован­ной, имеет свою конституцию, где закреплены основные принципы. Основные конституционные принципы взаимоотношения государства, общества и человека: принцип народовластия; приоритета прав че­ловека; представительного правления и разделения властей; при­оритета права; правовой защищенности человека и граж­данина; единства права и закона. Конституция важна и необходима для со­временного государства, прежде всего потому, что в ней закреп­ляются его исходные принципы и назначение, функции и основы ор­ганизации, формы и методы деятельности. Конституция устанавли­вает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношений госу­дарства с человеком и гражданином. Конституция выступает как бы текстом “общественного договора”, заключаемого между гражданами и государством и регламентирующего его деятельность. Она при­дает современному государству необходимую легитимность.

Самое главное - конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека. Высшей ценно­стью в Российской Федерации являются человек, его жизнь и здо­ровье, честь и достоинство, личная неприкосновенность и безо­пасность, права и свободы, причем их признание, соблюдение и защита есть главная обязанность государства. Оно служит всему обществу, а не отдельной его части, ответственно перед челове­ком и гражданином.

В современных демократически организованных обществах кон­ституционные принципы взаимоотношений человека, общества и го­сударства не позволяют государству пренебрегать интересами об­щества и человека. Права человека конституциями не только про­возглашаются, но и реализуются с помощью правового регулирова­ния. Конституцией определяются нормы взаимоотношений граждан и государства, права личности, утверждается правовое равенство всех граждан.

Наличие демократической конституции — показатель подлинной конституционной государственности лишь в том случае, если она реально воплощена в государственной организации и неукосни­тельно исполняется органами власти и гражданами. Закрепление этих принципов с помощью законов и институтов общества характе­ризует понятие правового государства, к формированию которого Россия стремиться.

ЛИТЕРАТУРА

    Азаркин Н.Н., Левченко В.Н., Мартышин О.В. История политиче­ских учений. – М.: Юрист, 1994.- 132с.

    Алексеев С.С. Теория права. — М.: Издательство БЕК, 1994, — 224с.

    Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.- 544с.

    Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России XI–XX вв. — М.: Юрист, 1995.— 378с.

    Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. - М.: Юрист, 1995.- 480с.

    Комментарии к Конституции Российской Федерации. — М.: Изда­тельство БЕК, 1994, — 458с.

    Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учеб­ник. Т.1. /Отв. ред. Б.А. Страшун. – М.: Издательство БЕК, 1993.- 246с.

    Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учеб­ник. Т.2. /Отв. ред. Б.А. Страшун. – М.: Издательство БЕК, 1995.- 448с.

    Конституция Российской Федерации. Вопросы и ответы. — М.: Юрид. лит., 1994.— 128с.

    Основы политологии: Курс лекций /Под ред. д-ра полит. наук Д.В. Доленко. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1996.- 224с.

    Политические игры. Стенограмма заседания “круглого стола” в Фонде “Реформа” //“Независимая газета” 23.03.2000

    Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учеб. посо­бие для студентов. – М.: Аспект Пресс, 1995.- 320с.

    Современные зарубежные конституции: Учеб. пособие /Сост. док. юридич. наук В.В. Маклаков, под ред. проф. Б.А.Страшуна. – М.: Изд-во Московского Юридического института, 1992.- 286с.

    Теория права и государства: Учебник для вузов /Под ред. проф. Г.Н. Манова. – М.: Изд-во БЕК, 1995.- 336с.

    Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник – М.: Изд-во БЕК, 1995.- 496с.