Наука гражданского и римского права
Наука гражданского и римского права
Характерной особенностью русского юридического развития в течение очень долгого времени является отсутствие не только у массы населения, но и у высших классов потребности привести в известность существующее в отечестве право и точно установить по крайней мере обыденные юридические отношения между гражданами.
В то время как на Западе при первых же
зачатках организованной государственной
жизни выдвигаются на первый план не
только юристы-практики, но и теоретики,
сочинения которых получают значение
руководства в судах иногда наравне с
законом или взамен его, Россия до второй
половины XVIII века не дает ни одного не
только выдающегося, но и вообще
сколько-нибудь образованного юриста;
не появляется в России ни одного
юридического трактата, хотя бы самого
элементарного состава. Дьяки и подьячие,
единственные юристы-дельцы древней
Руси до начала XVIII столетия, не обладают
ни общим, ни юридическим образованием;
простая грамотность, деловой навык и
опыт, сметливость составляют их
единственное достояние и руководство
при решении подчас сложных государственных
и частно-правовых вопросов. В русских
училищах до Петра Великого
не
преподавалось не только право, но даже
этика. Лишь в грамоте, данной в 1682 г.
царем Федором
Греко-Славянской
академии, установлялась обязанность
преподавать "ученье правосудия
духовнаго и мирскаго", но в
действительности этого не было. В 1703 г.
было открыто в Москве так называемое
"Нарышкинское" училище, в котором
некто Иоанн Рейхмут преподавал "из
философии деятельныя этику и политику";
в 1715 г. это училище было закрыто. С начала
XVIII столетия потребность в сколько-нибудь
образованных юристах-практиках становится
все настоятельнее, вынуждая правительство
принимать меры к организации более
правильной подготовки судей и чиновников
административных Ведомств.
Подготовку юристов-практиков правительство
думало устроить путем прикомандирования
молодых дворян (юнкеров) к административным
и судебным учреждениям, для занятий под
надзором опытных служащих. По Генеральному
Регламенту коллегии юнкеров учреждаются
во всех коллегиях; табель о рангах
предписывает учредить краткую школу
для обучения тому, "что касается до
праваго суда" и вообще "что колежским
правлениям подлежит". Это практическое
обучение делопроизводству и законоискусству
существует в течение всего XVIII столетия,
причем число обучающихся растет
настолько, что становятся излишними
принудительные меры. Обучением заведовали
секретари и повытчики; за "леность и
гулянье" даже двадцатилетние юноши
подвергались телесному наказанию.
Неудовлетворительность такого обучения
праву сознается в течение всего XVIII
столетия и выражается князем Щербатовым
в
следующих словах: означенные юнкеры,
"не имев... воспитания, ниже знав
грамматику и логику, начинают с простых
писцов свою службу и производят ее
далее. Вся жизнь их употреблена на
списывание и напамяновение законов, не
оставляя им ни малейшаго времени на
рассмотрение их. И тако становятся
весьма памятные на законы; но не искусстные
в познании их". Уже Петр I проектировал
учредить в России "академию политики",
для изучения юридических наук. В 1721 г.
была основана школа подьячих для детей
приказных, где обучение было практическим;
в 1722 г. в инструкции герольдмейстеру
проектируется учреждение "краткой
школы для изучения гражданских дел",
не осуществленное в действительности.
Юридическое обучение вводится в общие
школы, а также в Кадетский корпус, где
с самого его основания читалось
естественное и гражданское право, а с
1748 г. предписано читать "подлежащие
к знанию гражданских прав уставы,
регламенты и указы". С 1724 г. при
академическом университете учреждается
кафедра "права натуры и публичнаго
купно с политикою и этикою".
С 1758 г. в академии, под управлением
Ломоносова
,
создается и юридический факультет, где
Бекенштейн читал "institutiones juris" и
"introductio ad praxim forensem", а Штрубе - права
натуральное и народное; раньше он читал
в академии и право гражданское.
Преподавание юриспруденции в академическом
университете успеха, однако, не имело:
в 1765 г. здесь был, например, лишь один
студент. Последовательное развитие
изучения права начинается только с
учреждением Московского университета,
в котором уже при его основании было
введено, рядом с правом естественным и
общенародным, и изучение "положительных
прав", т. е. римского и русского
гражданского и уголовного. Первое время
их, вместе с правом естественным и
общенародным, преподает Дильтей , а
затем появляются в качестве профессоров
воспитанники Московского университета,
Десницкий и Третьяков ; первый читает
пандекты и русское право, второй -
институции. В 1783 г. отдельное от римского
преподавание русского гражданского
права и судопроизводства ("практической
российской юриспруденции и судопроизводства")
начинает коллегии регистратор И. Аничков
, с 1790 по 1811 г. продолжает Горюшкин .
Римское и русское право вместе в 80-х
годах XVIII столетия читают иностранцы
Пургольд , Шнейдер , Баузе и Штельцер .
Кафедру римского права из русских
занимает один Цветаев ; русское право
после Горюшкина преподает снова
практически, а не теоретически Сандунов
. Позднее выступает один только
непосредственный и теоретически широко
образованный ученик Цветаева и Дегая
, Морошкин . С основанием университетов
в Петербурге, Харькове и Казани
теоретическое изучение римского и
русского права развивается еще больше,
но привлечение достаточно подготовленных
профессоров в эти университеты встречает
большие затруднения.
С 1803 по 1820 г. "положительные права"
в Санкт-Петербургском университете
преподает иностранец Кукольник ; с 1820
г. его заменяет на кафедре римского
права остзеец В.В. Шнейдер, остающийся
на ней до 1861 г. и заменяемый остзейцем
по происхождению, хотя и воспитанником
Санкт-Петербургского университета,
Дорном . Кафедру русского права после
Кукольника занимает С.Г. Боголюбов ,
совсем к ней не подготовленный
теоретически; с 1832 г. он замещается
бароном Е.В. Врангелем , воспитанником
Дерптского университета, плохо знавшим
русский язык. В Харькове и Казани, кроме
иностранцев (Гомперле, Филиппович,
Швейкарт , Финке , Нейман , Врангель)
римское право преподают учителя гимназий
(Паулович в Харькове, Лукашевич в Казани).
Сознание потребности в определении
своих прав с половины XVIII века ясно
сказывается и в обществе. В одном из
проектов ("О правах благородных"),
представленном в Екатерининскую
комиссию, указывается на то, что старое
уложение царя Алексея
"начинается
определением наказаний за преступления,
но имеет ли кто к чему-либо право или
чем кто обязан, о том там умалчивается,
как бы на то особливое уложение уже
предварительно издано было, равным
образом и в последующих указах весьма
многое случайно запрещено, но того
трудно сыскать, по какому праву остальным
кто пользуется". Зарождающаяся
юриспруденция, в лице как русских своих
представителей, особенно Десницкого и
Третьякова, так и иностранных профессоров
- Дильтея, Баузе и других, широко ставит
задачи насаждения правового сознания
в России.
\Гражданское и римское право занимают
лишь часть программы, в состав которой
входит изучение не только отвлеченных
начал естественного права, но и
западноевропейского государственного
и частного права, в его историческом
развитии. Первые русские юристы не
стремятся к тому, чтобы перенести на
русскую почву целиком западное
правосозерцание, а хотят создать
самостоятельную философию права, которая
помогла бы им объяснить сходства и
отличия русской жизни сравнительно с
западноевропейской (особенно Десницкий).
Осуществить эту задачу русским ученым
конца XVIII и первой четверти XIX века не
удалось; этому мешала, кроме политических
условий, недостаточная разработка не
только исторических материалов, но и
источников действующего русского права.
Из учебной литературы первого периода
для римского права характерны: "Краткое
очертание римских и российских прав"
(1777), ученика Дильтея, Артемьева ;
"Основания римского права", перевод
с латинского Ф. Ленкевича (1809 - 10); перевод
учебника Макельдея, сделанный Цветаевым;
три самостоятельных учебника последнего
по римскому праву; "Начальные основания
римского права" (Санкт-Петербург,
1810) Кукольника. Памятниками практического
преподавания русского права остались
"Руководство к познанию российскаго
законоискусства" и "Описание
судебных действий" Горюшкина, а
теоретического - "Краткое руководство
к систематическому познанию гражданского
права России", профессора Терлаича,
"Начальные основания российского
частного права", Кукольника и "Опыт
начертания российского гражданского
права", Вельяминова-Зернова ,
юриста-практика, принимавшего
непосредственное участие в законодательных
работах. Широкообразованные учителя
могли передать свои взгляды отдельным
ученикам, приготовлявшимся к кафедре,
но не могли, по условиям времени, дать
большого числа подготовленных юристов.
Не только в начале века, поэтому, пришлось
выписывать для законодательных работ
барона Розенкампфа , но и в эпоху
подготовки Полного собрания и Свода
Законов недостаток юристов ощущался
настолько, что дал Сперанскому
основание
написать следующие слова: "Обучение
российского законоведения в университетах
наших доселе не могло иметь успеха по
двум причинам - по недостатку учебных
книг и по недостатку учителей. Две
учебные книги, одну для учителей, другую
для учащихся, необходимо нужно составить.
Труд сей немаловажен, но составлением
сводов и уложений он будет облегчен...
Приуготовление учителей представляет
более трудностей. Здесь должно начать
почти с самого первого образования.
Должно сперва снабдить каждый университет
двумя или хотя одним русским профессором
прав, приуготовленным исключительно
для сей части. К сему приуготовлению
наши университеты мало представляют
способов. В них есть кафедры римского
права, но в Петербургском, Харьковском
и Казанском университетах это пустой
обряд: ибо как учиться римскому праву
без латинского языка? В других университетах
может быть более успехов: в Дерпте в
правах римском и немецком, в Вильне в
римском и польском, но, к сожалению,
нигде в российском". Сперанский
проектирует, поэтому, усиление состава
профессоров путем посылки нескольких
молодых людей за границу. Посылка
состоялась, и с этого времени начинается
новая эпоха в развитии русской
юриспруденции вообще, и в изучении
римского и гражданского права в
особенности. В первую очередь за границу
были посланы Неволин , Богородский ,
Благовещенский , Знаменский , Орнатский
(о ходе их образования см. Неволин), во
вторую - Крылов , Редкин , Мейер , Осокин
, А. Куницын , Федотов-Чеховский и
Кранихфельд . К тем из этих лиц, которые
заняли кафедры гражданского и римского
права, примыкают группы учеников,
составивших себе имя в русской научной
цивилистической литературе. Непосредственно
с Неволиным связан своей плодотворной
деятельностью И.Е. Энгельман ; по
направленно к Неволину близки Митюков,
Никольский , Демченко
и
Загоровский . С Крыловым связаны Кавелин
,
Дювернуа, Муромцев
,
Умов , Боголепов
,
Нерсесов , Гамбаров
,
с Мейером - Вицын , Пахман и Малышев ; к
последним примыкают Цитович , Гольмстен
,
Шершеневич . Особняком от этой
непосредственной преемственности стоят
Дорн, Голевинский , Победоносцев
,
Ефимов и некоторые другие. Посылка за
границу упомянутых выше лиц состоялась
в эпоху расцвета исторической школы
права, сильной не только своими идеями,
но и покровительством, которое оказывали
ее учениям правительства, в том числе
и русское, взявшее на себя задачу
руководить насаждением этого учения в
умах профессоров через попечителей
учебных округов. О политических тенденциях
исторической школы, в огромной мере
способствовавших посылке за границу
русских молодых ученых при императоре
Николае I
,
А. Менгер совершенно справедливо пишет
следующее: "Историческая школа,
руководившаяся политическими стремлениями
по крайней мере в такой же степени, как
и научными, с самого начала была склонна
к возвеличению авторитета. Сочинения
ее основателей учили почти беспрекословному
поклонению пред исторически образовавшимися
учреждениями народов, слепому восхищению
римской классической юриспруденцией
и подчинению без критики... Правительства
из политических видов поддерживали это
направление тем, что в учебных планах
отводили самое широкое место историческим
дисциплинам права, тогда как критические,
особенно философские, были оттуда
изгнаны или лишены почти всякого
значения" ("Задачи современной
юриспруденции"). В духе идей этой
школы, соответственно видам правительства,
должны были быть воспитаны и посланные
в Берлин лица. Политические тенденции
отразились, однако, лишь в незначительной
мере на научной и преподавательской
деятельности названных лиц, проявивших
большую научную самостоятельность.
Ученые, занявшиеся разработкой истории
русского гражданского права, а в эту
область внесли свою дань и романисты,
пытались не только восстановить, подобно
представителям немецкой исторической
школы, состав фактов старой юридической
жизни, но и осветить смысл историко-юридического
развития России. Главный представитель
романизма, профессор Крылов, с самого
начала своей деятельности, перенес
центр тяжести изучения римского права
с абстрактной догматики на историческую
почву. Ученики Неволина и Крылова
продолжали их деятельность, примкнув,
в значительном большинстве, к новым
течениям историко-юридической мысли
во Франции, Англии и Германии, и расширив
область истории римского и русского
права сравнительным изучением права
других культурных народов и общей
культурной истории. Обилие задач,
поставленных русской жизни с конца 50-х
годов, широкое поле практической
деятельности, открывшееся с введением
судебных уставов и отвлекшее многих от
ученой работы, послужили причиной тому,
что результаты научной разработки
римского и гражданского права не
соответствуют силам и талантам творцов
русской юриспруденции. Их огромной
заслугой во всяком случае останется
то, что они сумели подготовить и воспитать
достойных проводников в жизнь и верных
хранителей принципов, лежащих в основании
преобразований императора Александра
II
.
Труды наших ученых юристов сосредоточены
по преимуществу в юридических журналах,
возникших для живого общения между
университетской наукой и практикой
("Журнал Министерства Юстиции"
старой и новой редакции, "Юридический
Вестник", издание Санкт-Петербургского
Юридического общества, выходившее под
разными названиями). Практическая
юриспруденция также выдвинула ряд
писателей, оказавших крупные услуги
науке. Среди них на первом месте должен
быть поставлен покойный Оршанский .
Принципиальные точки зрения на задачи
судьи-цивилиста развил в своем "Отчете
судьи" А.Л. Боровиковский
.
С начала 90-х годов начинается новый
период в разработке русского и римского
права. Несовершенства русского
гражданского права, отсутствие
практического значения рецепированного
в Германии римского и связь необходимых
преобразований русского гражданского
законодательства с общими вопросами
русской политической и общественной
жизни направляли внимание юристов школы
Неволина, Крылова и Мейера в сторону
вопросов de lege ferenda гораздо более, чем в
сторону учения de lege lata. В этом отношении
их не увлек на другую дорогу и капитальный
труд Победоносцева, проникнутый
консервативными тенденциями. Такое
настроение цивилистической литературы
еще более усиливало в молодых юристах
интерес к социально-политическим наукам,
который, в силу условий русской жизни,
и без того был велик. Приток новых ученых
сил к изучению римского и гражданского
права, вследствие этого, уменьшился. Ко
времени введения в действие нового
университетского устава, чрезвычайно
расширившего изучение догматики римского
и русского права, не оказалось в наличности
достаточного количества ученых сил.
Министерство народного просвещения, в
видах подготовки преподавателей
гражданского права, учредило семинарию
в Берлине, куда и отправлены были целые
группы молодых людей из разных
университетов. Здесь они должны были
учиться догматике римского права и
чтению римских источников; другие
предметы изучения, в противоположность
тому, что имело место при командировке
Неволина и его товарищей, были старательно
удалены из программы. Не принято было
даже предложение Виндшейда включить в
программу, для избежания односторонности,
изучение германского национального
права. Ряд возвратившихся из Берлина
молодых людей заняли кафедры и доцентуры
в русских университетах: Гримм
и
Петражицкий в Петербурге, Соколовский
в Москве (раньше в Киеве), Гуляев , Зелер
и Покровский в Киеве, Дыновский и
Пергамент в Одессе, Тиле и Колатинский
в Казани. Пассек и Кривцов в Юрьеве
(Дерпте), Кассо в Харькове. Эта школа
юристов дала уже ряд научных трудов по
римскому праву, написанных в общем духе
господствующей германской догматической
литературы. Отдельные лица из среды
новой школы успели, однако, заявить себя
оригинальностью мысли, внести некоторые
свежие мысли в стареющую немецкую догму
и возвыситься до более общих задач
изучения права в связи со всей культурной
жизнью. Русская наука гражданского
права, повторяя, в общем, смену
западноевропейских школ (естественного
права, исторической и историко-философской),
сохраняет, таким образом, определенную
традицию и самостоятельность развития,
чуждаясь односторонних увлечений и не
забывая конкретных задач русской
действительности. Она выдвигает на
первый план общие вопросы и стремится
заложить прочный философский фундамент
изучения, выяснить методы его и определить
как факторы правообразования вообще,
так и основные методы юридического
творчества (труды Кавелина, Муромцева,
Гамбарова, Пахмана). Вместе с тем она
разрабатывает те частные вопросы, на
которых особенно ясно видна разница
принципиальных точек зрения (вопросы
владения в трудах Морошкина, Митюкова,
Муромцева, корреальных и солидарных
обязательств в труде Дювернуа,
представительства и negotiorum gestio в трудах
Нерсесова, Гордона , Эвецкого, Гамбарова,
исторические вопросы сравнительного
характера в трудах Муромцева, Боголепова,
Ефимова, Доримедонтова, Покровского,
связь права с экономикой в трудах Гримма
и Петражицкого и т. д.), и, наконец, дает
общие курсы. Литература. Неволин
"Энциклопедия законоведения" (II);
Благовещенский "История и метод науки
законоведения в XVIII веке" (в "Журнале
Министерства Народного Просвещения"
за 1835 г.); Станиславский "О ходе
законоведения в Р." (Санкт-Петербург,
1853); Шершеневич "Наука гражданского
права в Р." (Казань, 1893); Лаппо-Данилевский
"Полное собрание законов, составленное
в царствование императрицы Екатерины
II" (Санкт-Петербург, 1898); Коркунов
"Десницкий,
первый профессор права"; его же "З.А.
Горюшкин, российский законоискусник"
(в "Журнале Министерства Юстиции",
1894, № 2 и 1895, № 7).
Список литературы
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа