Гражданство РФ (работа 6)

Введение.

Гражданство - это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности и основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека и граж­данина. С гражданством связаны самые существенные последствия для человека: объем его прав, свобод, обязанностей.

До 1917 года в России понятия гражданства не существова­ло. Все жители Российской империи считались подданными. Дек­рет ВЦИК "Об уничтожении сословий и гражданских чинов" от 23 (10) ноября 1917 года отменил подданство и установил общее для всего населения России наименование "граждане Российской Республики".

Действующая Конституция закрепляет порядок, согласно ко­торому гражданство Российской Федерации приобретается и прек­ращается в соответствии с федеральным законом (ст. 6). Таким законом в настоящее время является Закон РФ "О гражданстве РФ" от 28 ноября 1991 г., вступившего в силу 6 февраля 1992 года.

В части первой статьи 6 Конституции закреплен принцип единого гражданства. Это связано прежде всего с тем, что за­конодательство республик, входящих в состав Российской Феде­рации, устанавливает гражданство данных субъектов Федерации. Единство гражданства означает следующие: граждане России, постоянно проживающие на территории республики, являются од­новременно и гражданами этой республики. В соответствии с За­коном о гражданстве Российской Федерации прекращение граж­данства Российской Федерации влечет за собой и прекращение гражданства республики в ее составе.

Конституцией провозглашается принцип равного гражданства независимо от оснований его приобретения. В законодательстве ряда зарубежных стран наблюдается иная картина: там введены определенные ограничения в приобретении гражданства в зависи­мости от оснований приобретения. Россия идет по более демок­ратическому пути. Она не ставит различий в правах граждан в зависимости от того как и когда оно было приобретено.

Проживание гражданина России за ее пределами не изменяет его гражданства. Заключение или расторжение брака гражданина

России с лицом, не принадлежащим к гражданству РФ, тоже не влечет за собой изменения гражданства. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга. Расторжение брака не влечет изменения граж­данства родившихся в этом браке или усыновленных детей.

Принадлежность лица к гражданству того или иного госу­дарства имеет существенное значение, поскольку гражданин об­ладает в отношении государства всеми правами и свободами, а государство защищает своего гражданина, где бы он не находил­ся. Гражданство - это наделение гражданина не только соот­ветствующими правами и свободами, но и обязанностями.

В Конституции подчеркивается, что каждый гражданин обла­дает на ее территории всеми правами и свободами и несет рав­ные обязанности. Следует отметить, что граждане Российской Федерации по сравнению с другими лицами, законно находящимися на территории России, наделены правами в сфере осуществления политической власти. Например, только граждане могут избирать и быть избранными в представительные органы государственной власти РФ и ее субъектов. Только граждане обязаны защищать наше отечество и нести некоторые другие обязанности.

Одной из важных гарантий использования гражданином Рос­сийской Федерации своих прав и свобод является закрепление в ст. 6 Конституции РФ положения, исключающего возможность лишения гражданина его гражданства. Гражданин Российской Фе­дерации не может быть лишен своего гражданства и выслан за пределы Российской Федерации. Он не может быть также выдан другому государству иначе как на основании закона или между­народного договора РФ. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство и за ее пределами.

Приобретение гражданства Российской Федерации. Гражданство - это первый и основополагающий элемент правового статуса личности. Гражданство дает объем прав, свобод и обязанностей конкретному лицу. Ст. 6 Конституции РФ гово­рит, что приобретение гражданства происходит в соответствии с федеральным законом (Законом РФ "О гражданстве").

Закон говорит, что гражданство представляет собой устой­чивою связь человека с государством. Эта связь выражается в совокупности прав и обязанностей, основанных на уважении и достоинстве основных прав и обязанностей.

Закон о гражданстве РФ установил следующие основания при­обретения гражданства:

1. Гражданами России признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории России на день вступления в силу закона о гражданстве (6 февраля 1992 года), если в течение одного года после опубликования закона они не заявили о нежелании состоять в гражданстве РФ.

2. Лица, родившиеся после 30 декабря 1922 года и утратив­шие гражданство СССР, будут считаться гражданами России при условии, что они родились на территории России или хотя бы один из родителей был гражданином СССР и проживал на террито­рии России. При этом под территорией России понимается ее территория по состоянию на момент рождения гражданина.

3. Гражданами России признаются лица по принципу "по рож­дению" ("по крови").

Если один из родителей является гражданином России, а второй родитель - лицо без гражданства, то ребенок будет яв­ляться гражданином Российской Федерации.

Если один из родителей - гражданин России, а второй - гражданин иностранного государства, то вопрос о гражданстве ребенка, не зависимо от места его рождения, определяется письменным соглашением родителей. При отсутствии такого сог­лашения ребенок становится гражданином России если он родился на ее территории.

Если ребенок будет найден на территории Российской Феде­рации, а родители его не будут установлены, то он становится гражданином России. Если же впоследствии будут найдены роди­тели или опекуны ребенка, то ребенок может изменить гражданство.

Если ребенок родился на территории России у родителей, являющимися гражданами иностранных государств, то он будет признан гражданином России, если эти государства не предоста­вят ему своего гражданства.

4. Принцип "в порядке регистрации".

Эта форма приобретения гражданства РФ распространяется на:

а) лиц, у которых супруг или родственник по прямой восхо­дящей линии является гражданином РФ;

б) лица, у которых на момент рождения хотя бы один из ро­дителей был гражданином РФ, но который приобрел иное граж­данство по рождению, в течение 5 лет после достижения 18, лет могут заявить и стать гражданином РФ;

в) лица, родившиеся от бывших граждан РФ также могут, в течение 5 лет по достижении 18 лет, подать заявление о приоб­ретении Российского гражданства;

г) лица - граждане бывшего СССР, проживающие на террито­рии государств, входивших в состав бывшего СССР, а также при­бывшие для проживания на территорию РФ после 6 февраля 1992 года, если они в течение трех лет после принятия закона о гражданстве заявили о своем желании приобрести гражданство РФ;

д) лица без гражданства, которые на день вступления в си­лу закона о гражданстве постоянно проживают на территории России или на территории других республик, входивших в состав бывшего СССР при условии, что они в течение одного года после вступления в силу закона о гражданстве заявили о своем наме­рении получить гражданство России;

е) иностранные граждане и лица без гражданства независимо от их места жительства если они сами или хотя бы один из ро­дственников по прямой восходящей линии состояли в Российском гражданстве "по рождению" и при условии, что эти иностранные граждане и лица без гражданства в течение одного года после вступления в силу закона о гражданстве заявили о своем жела­нии приобрести гражданство России.

5. Прием в гражданство.

Дееспособное лицо, достигшее 18-летнего возраста и не состоявшее в гражданстве РФ, имеет право ходатайствовать о

приеме в гражданство РФ. При этом закон о гражданстве закреп­ляет принцип равноправия для всех лиц ходатайствующих о граж­данстве. В качестве обычного условия приема в гражданство в России установлено - постоянное проживание на ее территории. Для иностранцев и лиц без гражданства необходимо прожить 5 лет на территории РФ при этом 3 года непрерывно перед обраще­нием о приеме в гражданство. Непрерывным считается проживание в России, если лицо выезжало за пределы России для учебы или лечения не более, чем на 3 месяца. Особый статус при хода­тайстве о приобретении гражданства РФ имеют беженцы, офици­ально признанные законом. В этом случае сроки сокращаются вдвое.

6. Восстановление в гражданстве РФ.

Восстановление осуществляется в порядке регистрации и распространяется на лиц, у которых такое гражданство прекра­тилось в связи с установлением опеки или попечительства; на лиц, у которых гражданство прекратилось в связи с изменением гражданства родителей. Восстановление в гражданстве происхо­дит в течение 5 лет по достижении 18-летнего возраста по за­явлению лица. Граждане, которые были лишены гражданства рос­сийской Федерации без их свободного волеизъявления считаются восстановленными в гражданстве российской Федерации.

7. В результате выбора гражданства при изменении границ РФ (оптация). Лицо, проживающее на территории, изменившей свою принадлежность, имеет право на выбор гражданства.

8. Гражданство может быть дано и по другим основаниям, указанным в законе.

Утрата гражданства Российской Федерации.

Закон Российской Федерации "О гражданстве" определяет ос­нования прекращения российского гражданства:

1. В результате выхода из гражданства Российской Федера­ции. Такая форма прекращения гражданства может осуществляться двумя путями. Во-первых, по ходатайству гражданина. закон предусматривает возможность отклонения такого ходатайства в случае проживания гражданина или его намерения поселится в стране, не связанной с Россией договорными обязательствами о правовой помощи, но имеющего либо имущественные обязательства перед физическими или юридическими лицами РФ, либо не испол­ненные обязанности перед государством, вытекающие из основа­ний, определенных законом России. Во-вторых, в порядке ре­гистрации. Такая форма может иметь место, если у лица, зая­вившего о намерении выйти из гражданства РФ, хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имеет иное гражданство либо ес­ли лицо выехало на постоянное место жительства в другое госу­дарство в установленном порядке. При этом должны отсутство­вать препятствия, отмеченные выше и связанные с ограничениями выхода из гражданства по ходатайству. Закон определяет и слу­чаи, не допускающие выхода из гражданства России ни по хода­тайству, ни в порядке регистрации. Выход невозможен после по­лучения повестки о призыве на срочную военную службу и до ее окончания, а также в случае, когда гражданин, ходатайствующий о выходе из гражданства России, привлечен в качестве обвиняе­мого по уголовному делу либо в отношении него имеется всту­пивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.

2. В результате отмены решения о приеме в гражданство РФ. Такая форма применяется в отношении лиц, приобретших граж­данство на основании заведомо ложных сведений и фальшивых до­кументов. Сам факт представления таких сведений и документов устанавливается в судебном порядке. При этом отмена решения о приеме в гражданство России не освобождает данное лицо от от­ветственности. Отмена решения о приеме в гражданство РФ не распространяется на супруга и детей лица, приобретших такое гражданство вместе с ним, в том случае, если не будет доказана их осведомленность о том, что гражданство было приобретено незаконным путем. Установлен срок, в течение которого возмож­на отмена решения о приеме в гражданство, - 5 лет после прие­ма.

3. В результате выбора гражданства (оптации) при измене­нии государственной принадлежности территории. При изменении границ лицо, проживающее на территории, выходящей из состава России, может прекратить российское гражданства.

4. По другим основаниям, предусмотренным международными договорами Российской Федерации. Имеются в виду иные, чем предусмотренные в Законе, основания прекращения гражданства России.

5. По иным основаниям, предусмотренным Законом о граж­данстве РФ. К таким основаниям относится случай, когда оба родителя прекращают гражданство России. В такой ситуации дети в возрасте до 14 лет следуют гражданству родителей, то есть тоже прекращают гражданство России.

Двойное гражданство.

Часть 1 ст. 62 Конституции РФ регулирует случаи двойного гражданства. Такая ситуация возникает обычно из-за применения государствами разных принципов при решении вопросов приобре­тения гражданства. Ребенок может приобрести двойное гражданс­тво, например, при различном гражданстве родителей или в слу­чае усыновления иностранным гражданином, женщина - при выходе замуж за иностранца, если по законам его государства жена должна следовать гражданству своего мужа.

До последнего времени российское законодательство стояло на позиции непризнания за гражданами РФ двойного гражданства: в случаях, когда российский гражданин имел доказательства принадлежности к гражданству иностранного государства и фак­тически становился лицом с двойным гражданством, законода­тельство рассматривало его только как российского гражданина. Отступление от этой позиции наметилось в Законе о гражданстве РФ от 28 ноября 1991 года.

Часть 1 ст. 62 Конституции РФ определяет, что российский гражданин может одновременно иметь и гражданство иностранного государства. Но допускается это только в одном из следующих случаев:

1) если такую возможность предусматривает федеральный за­кон;

2) если это предусмотрено международным договором Рос­сийской Федерации.

Упоминание в Конституции федерального закона означает, что решение вопроса двойного гражданства в других законода­тельных актах недопустимо. Согласно ст. 3 Закона о гражданс­тве российскому гражданину может быть разрешено по его хода­тайству иметь одновременно гражданство другого государства, с которым имеется соответствующий международный договор. как видно, к предусмотренному Конституцией обязательному условию - наличию международного договора - Закон о гражданстве дру­гих возможностей признания двойного гражданства не добавляет.

Признание в соответствии с Конституцией двойного граж­данства российских граждан лишь в указанных, строго ограни­ченных случаях означает, что общий принцип, по которому за лицом, состоящим в гражданстве Российской Федерации, не приз­нается принадлежность к гражданству другого государства, про­должает действовать.

Гражданин иностранного государства при приобретении граж­данства российской Федерации может сохранить гражданство этой страны (обязательного отказа от иностранного отказа, при полу­чании российского, не требуется). Но в России в соответствии с нашим законодательством будет рассматриваться только как российский гражданин. Двойное гражданство будет за ним приз­нано в России, лишь если с иностранным государством, гражда­нином которого он является, имеется соответствующий междуна­родный договор.

Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного госу­дарства может создать определенные трудности, поскольку обла­датель двух гражданств оказывается связанным с двумя госу­дарствами и должен подчиняться закона обоих. Это касается, например, несения военной службы.

Согласно ч. 2 ст. 62 Конституции РФ, факт двойного граж­данства не умаляет прав и свобод российского гражданина и не освобождает его от обязанностей, вытекающих из российского законодательства. Однако ч. 2 ст. 62 допускает, что федераль­ным законом или международным договором РФ может быть предус­мотрено то или иное ограничение или освобождение от обязан­ностей, вытекающее из факта двойного гражданства.

В ч. 3 ст. 62 Конституции РФ определено правовое положе­ние в России иностранцев и лиц без гражданства.

Иностранными гражданами должны признаваться лица, имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранно­го государства.

Лица без гражданства - это лица, которые, не являясь рос­сийскими гражданами, не имеют доказательств своей принадлеж­ности и к гражданству иностранного государства. Исходя из ст. 15 Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей право каждого на гражданство, Российское государство стремится к устранению и предотвращению безгражданства проживающих на ее территории лиц. Согласно ст. 7 Закона о гражданстве наше го­сударство поощряет приобретение гражданства России лицам без гражданства и не препятствует приобретению ими другого гражданства.

В полном соответствии с общепринятыми нормами международ­ного права Конституция закрепляет приравнивание иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении их прав и обязан­ностей к российским гражданам, т. е. устанавливает для этих лиц национальный режим.

Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции принцип приравнивания действует в полной мере, если федеральным законом или между­народным договором Российской Федерации не установлено иное. Отклонение от национального режима (в сторону ограничения прав или, наоборот, их расширения по сравнению с правами рос­сийских граждан) могут быть согласно Конституции установлены только федеральным законом или международным договором Рос­сийской Федерации. Введение особых правил для иностранных граждан в каких-либо других актах неправомерно.

Специальные правила российского законодательства установ­лены для отдельных групп находящихся в России иностранных граждан: дипломатов6 пользующихся дипломатическим иммуните­том, консулов6 членов экипажей иностранных военных кораблей и самолетов и т. п.

Конституция не связывает применение к иностранным гражда­нам национального режима с принципом взаимности: он предос­тавляется в России независимо от того, пользуются ли таким режимом в соответствующем иностранном государстве иностранцы (а значит, и российские граждане). В то же время, если огра­ничение прав и свобод в иностранном государстве касаются только российских граждан (в отличие от других иностранцев), т. е. носят дискриминационный характер, Правительством России могут быть установлены в соответствии со ст. 3 Закона о пра­вовом положении иностранных граждан в СССР ответные ограниче­ния (реторсии).

Прерогативы президента в вопросе о гражданстве.

Согласно п. "а" ст. 89 Конституции РФ, Президент уполно­мочен решать вопросы гражданства Российской Федерации. Следу­ет отметить, что отнесенные п. "в" ст. 71 к ведению Российс­кой Федерации вопросы гражданства России решаются прежде все­го федеральным парламентов путем принятия законов. Содержание же полномочий Президента Российской Федерации в этой области состоит в решении конкретных вопросов гражданства в соответс­твии с Законом и регулировании порядка их рассмотрения. Сог­ласно Закону о гражданстве Президент России решает вопросы приема в гражданство Российской Федерации иностранных граж­дан,граждан бывшего СССР и лиц без гражданства; принимает ре­шения по вопросам восстановлении в гражданстве; дает разреше­ние на выход из гражданства; разрешает гражданину России иметь одновременно гражданство другого государства; отменяет решение о приеме в гражданство; предоставляет почетное граж­данство Российской Федерации. В осуществлений полномочий по делам о гражданстве Президент издает указы.

Для предварительного рассмотрения вопросов гражданства при Президенте действует образованная им Комиссия по вопросам гражданства. Ее полномочия установлены ст. 34 Закона о граж­данстве. Президент утвердил Положение о комиссии.

Порядок рассмотрения вопросов гражданства Российской Фе­дерации определяется Положением, утвержденным Указом Прези­дента Российской Федерации от 10 апреля 1992 года N 386 в ре­дакции Указа от 27 декабря 1993 года.

ЛИТЕРАТУРА :

1. Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года. М., Юриди­ческая литература 1993 год.

2. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., Изда­тельство БЕК. 1994 г.

3. Конституция Российской Федерации: Комментарий. М., Юрид. Лит. 1994 г.

4. Авакьян С. А. Гражданство Российской Федерации. М., 1994 год.