Государственный нотариат
Среди правоохранительных органов нашей страны немаловажное значение принад-
лежит гос. нотариату. Нотариат представляет собой систему гос.органов, на ко-
торые возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование
документов и выполнение других нотариальных действий, напрвленных на юриди-
ческое закрепление гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения
в дальнейшем.
Необходимость появления нотариата в России как и в других странах мира,
была вызвана объективными закономерностями развития общества, главная из кото-
рых - обеспечение сохранности частной собственности как священной и неприкос-
новенной, создание условий, при которых собственник по своему усмотрению и
желанию мог ей распоряжаться.
В дореволюционной России нотариусами могли быть только российские поддан-
ные, совершеннолетние, не опороченные судом или общественным приговором, не
занимающий никакой должности не в государственной, не в общественных учреждени-
ях. Должность нотариуса предоставлялась только после сдачи экзамена (на проф.
пригодность) председателю окружного суда, старшему нотариусу и прокурору.
В дореволюционной России нотариус был уважаемым и высококвалифицированным
специалистом. Нотариальные документы, составленные Российскими нотариусами
принимались во всех странах. Нотариус не только охранял собственость физичес-
ких и юридических лиц, но и сам был достаточно обеспеченным человеком. За со-
вершение нотариальных действий, помимо строгих установленных пошлин и сборов,
нотариус, по добровольному согласию с клиентом взымал плату в свою пользу, а
если такого соглашения не было, то по таксе, устанавливаемой Министерством
Юстиции совместно с МВД и Министерством финансов в законодательном порядке и с
величайшего утверждения. Пошлины и сборы шли в бюджет, а такса лично нотариу-
су, т.е. чем интенсивнее он работал, тем больше получал. На первый взгляд бла-
годаря такой лично заинтересованности он мог совершать любые сделки в том чис-
ле и незаконные, но сделать он этого не мог. Кажду сделку он обеспечивал своим
залогом, размер которого определялся Министерством юстиции, МВД и Министерст-
вом финансов. Если на покрытие взыскани залог был израсходован полностью или
частично, нотариус временно отстранялся до его пополнения, если же залог не
восполнялся в теч. 6 месяцев нотариус увольнялся. Предусматривались и другие
организационные формы обеспечения безопастности - это регулирование числа но-
тариусов. Такая практика объяснялась прежде всего заботой о нотариусах - чтобы
они могли спокойно содержать свою семью, ценили свою должность стольже достой-
ную, как и должность судьи. И сегодня это действительно так в странах Латинс-
кого нотариата (их более 50), в Италии стать нотариусом можно на конкурсной
основе поработав адвокатом, судьёй. В Германии на открывшуюся должность нота-
риуса на конкурсной основе претендуют как правило 50-70 человек.
После октябрьской революции свободный нотариат России коренным образом из-
менил свой правовой статус. Как ни парадоксально роль его стала ничтожной.
Неизменно потребность у Советской власти в нотариате отсутствовала. Отмена
часной собственности на землю, на средства производства, на жилище обрекла
некогда мощный российский нотариат на гибель. Он содержался теперь за счёт
республиканского бюджета: вся пошлина за совершение нотариальных действий пос-
тупала в местный бюджет. В его компетенцию теперь входило удостоверение (сугу-
бо формальное) копий документов.
В законодательство конечно вносились отдельные изменения. Так в 1973-1974
г.г. существенно было обновлено союзное и республиканское нотариальное законо-
дательство: 19 июля 1973 г. принят Закон СССР "О государственном нотариате."
Затем в союзных республиках были созданы республиканские законы о государ-
ственном нотариате (В РСФСР - 2 августа 1974 г.)
Необходимость обновления нотариального законодательства была обусловлена
экономическими, социальными и культурными преобразованиями в нашей стране и
расширением культурных и международных связей. С принятием нового нотариально-
го законодательства изменилась система его источников. Если ранее основными
нормативными актами в этой области были Положения о государственном нотариате,
то теперь это уже акты самого высокого ранга - Законы о государственном нота-
риате. Такое изменение учитывает характер и существо норм, закреплённых в этих
законах, а так же соответствуют роли, которую играет нотариат среди других ор-
ганов, призванных защищать права и законные интересы граждан и организаций.
Несомненным достоинством названного закона является то, что регулирует де-
ятельность не только нотариальных контор, но и определяет компетенцию иных ор-
ганов, совершающих нотариальные действия (исполкомы местных Советов, консуль-
ские учреждения СССР), а также отдельных должностных лиц, удостоверяющих заве-
щания и доверенности, которые приравниваются к нотариально засвидетельствован-
ным документам.
Однако с переходом общества к рыночным отношениям стало ясно, что гос. но-
тариат к работе в новых бусловиях не подготовлен. Думается, всё дело в недос-
татках правовых и организационных форм его деятельности. Посему Министерство
финансов будучи ответственным за организацию работы нотариата, ежегодно
обобщало работу контор, определяло нагрузку нотариусов и просило через Минис-
терство финансов у Совета министров России дополнительные единицы, что позво-
лило бы открыть новые нотариальные конторы или увеличить число нотариусов в
уже существующих. Только в 1992 г. нотариальным конторам выделено 600 должнос-
тей к уже имеющимся 4,5 тыс. нотариусов дополнительно. Однако это число оказа-
лось каплей в море. Очереди в нотариальных конторах не уменьшились, напротив
они стали длиннее, что заставило журналистов писать о стихийном бедствии. Но-
тариус не имел полагающегося ему штата работников, зачастую выполнял роль ма-
шинистки, что поощрялось государством благодаря утверждению "Положения об ока-
зании платных дополнительных услуг" где нотариусу было выгодно взять плату за
дополнительные услуги. Он также не был оснащён нужным оборудованием, когда на-
пример в Германии конторы оснащаются ЭВМ, а все сотрудники могут из её памяти
вызвать любую информацию о совершённых нотариальных действиях.
И наконец, нотариус лично не заинтересован в интенсивности своего труда,
т.к. взысканная им пошлина взымается в бюджет гоударства.
В связи с этим перед Министерством юстиции РФ возникает делема: или увели-
чить число нотариусов в 2,3,4 и более раз или коренным образом перестроить но-
тариат. Но путь постоянного укрупнения и расширения сети государственных нота-
риальных контор заведомо тупиковый. Отсюда коренная перестройка нотариата - не
дань времени, а объективная потребность общества. Именно это обусловило необ-
ходимость необходимость разработки проекта Основ законодательства РФ о нотари-
ате, который был окончательно принят 11 февраля 1993 г.
Подготавливая проек Основ Министерство юстиции РФ не стремилось что-то не-
пременно "сломать". Напротив, была цель: дать возможность возродиться российс-
кому нотариату, ни в коем случае не отказываясь и не принижая роль государст-
венного. Авторы проекта Основ исходили из того, что частный и государственный
нотариат ничем не отличаются по своему правовому положению, что как государст-
венным, так и частным нотариусом может быть гражданин РФ, имеющий высшее юри-
дическое образование, прошедший стажировку у нотариуса, сдавший квалификацион-
ный экзамен на право занятия нотариальной деятельностью, получивший лицензию и
назначенный на должность.
Основы законодательства РФ о нотариате возвращают из небытия понятие нота-
риального округа, существовавшее когда-то на Руси.
Так, в соответствии с Положением о нотариальной части 1892 г. нотариусы
состояли в ведомствах тех окружных судов, в округе которых находилось их мес-
топребывание.
В Основах законодательства РФ о нотариате несколько расширены обязанности
нотариуса. В частности он должен разъяснять физическим и юридичеким лицам их
права и обязанности, которые возникнут после совершения нотариальных действий
и т.д.