Уголовный процесс (работа 11)
Уголовный процесс
1.Сущность, задачи и значение стадии возбуждения уголовного дела.
2. Поводы и основания к возбуждению уголовного дела.
3. Порядок возбуждения и отказа в возбуждении уголовного дела.
Задача.
Обвиняемый Дибенко, признал себя виновным в совершении кражи электротоваров из промтоварного магазина и будучи допрошенным в качестве обвиняемого, показал, что часть похищенного он отвез в дом своего знакомого лесника на временное хранения. Следователь оформив постановление о производстве обыска, вместе с понятыми и работниками милиции прибыли к дому лесника. Входные двери дома были приоткрыты, а хозяин дома будучи пьяным, спал на полу. Поскольку разбудить его не удалось, следователь произвел обыск. Все предметы о которых дал показания гражданин Дидешко, были выявлены и изъяты, о чем следователь и составил протокол обыска и протокол изъятых предметов. На столе комнаты в которой спал хозяин дома, следователь перед отъездом оставил с изъятыми вещами копии протокола обыска и опись изъятых предметов, а также повестку с требованием к хозяину дома явиться к 10.00 часам следующего дня в местный райотдел милиции на допрос.
Оцените действия следователя?
Имеют ли доказательственное значение результаты обыска?
Ответ на вопрос №1. Сущность, задачи и значение стадии возбуждения уголовного дела.
Возбуждение уголовного дела - это акт применения процессуального права, открывающий общую возможность производства всех без исключения следственных действий и применения мер принуждения.
Стадия возбуждения уголовного дела - это стадия уголовного процесса, содержание которой образует деятельность по приему, рассмотрению, проверке и разрешению заявлений и сообщений о преступлениях, выяснению наличия или отсутствия оснований к возбуждению уголовного дела.
Сущность данной стадии заключается в том, что орган дознания, следователь, прокурор или суд, признав, что в событии, о котором им стало известно, налицо признаки преступления, принимают решение начать производство по уголовному делу. В случае отсутствия достаточных данных, указывающих на признаки преступления, а равно при наличии обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу, принимается решение об отказе в возбуждении уголовного дела.
По своему содержанию стадия возбуждения уголовного дела состоит не только в возбуждении уголовного дела или в отказе в возбуждении уголовного дела, но и в процессуальной деятельности до принятия решения по заявлению или сообщению. В ней рассматривается и разрешается ряд вопросов, предшествующих вынесению постановления. В их числе необходимо назвать следующие:
является ли сообщение о готовящемся или совершенном преступлении законным поводом к возбуждению уголовного дела;
содержат ли факты, о которых получены сведения из сообщения о преступлении, признаки преступления;
по какой статье уголовного закона оно может быть квалифицировано;
на основании каких конкретных данных признается, что факты, о которых получены сведения, действительно имели место;
не следует ли по обстоятельствам преступления провести осмотр места происшествия;
есть ли необходимость проводить предварительную проверку и если имеется, то какие проверочные действия должны быть осуществлены;
вправе ли данный орган и конкретное должностное лицо разрешить вопрос о возбуждении уголовного дела либо имеющиеся материалы подлежат передаче по подследственности или подсудности;
не установлены ли обстоятельства, препятствующие возбуждению уголовного дела;
кому следует вести дознание или предварительное следствие в случае возбуждения уголовного дела;
какие меры могут быть приняты судьей для примирения заявителя и лица, на которое подана жалоба по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 112, ч. 1 ст. 130 и ст. 131УК;
какие меры надлежит принять для предупреждения или пресечения преступления, для закрепления и сохранения следов преступления.
В связи с рассмотрением перечисленных вопросов до вынесения постановления о возбуждении уголовного дела либо об отказе в возбуждении уголовного дела производятся предусмотренные законом действия и составляется ряд документов: протокол устного заявления с подпиской заявителя о предупреждении его об ответственности за заведомо ложный донос (ст. 110 У ПК); протокол явки с повинной (ст. 111 УПК); запросы в предприятия, учреждения и организации, а также получение объяснений от граждан в ходе предварительной проверки (ст. 109 УПК); постановление о примирении либо соглашение об этом потерпевшего и лица, на которое была подана жалоба по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 112, или ч. 1 ст. 130, или ст. 131 У К (ст. 109 УПК); сообщение следователя или прокурора органу дознания о необходимости принять оперативно-розыскные меры в ходе предварительной проверки (ст. ст. 109, 118 УПК); постановление о направлении материалов по подследственности или подсудности (ст. 114 УПК); протокол осмотра места происшествия (ст. ст. 178, 182 УПК).
Таким образом, в стадии возбуждения уголовного дела выполняется широкий круг уголовно-процессуальных действий, выносится ряд процессуальных документов, порождающих систему уголовно-процессуальных отношений, субъектом которых выступают заявитель о преступлении (гражданин, предприятие, учреждение или организация), орган дознания, следователь, прокурор или судья, а также представители общественности, граждане.
Возбуждение уголовного дела является необходимым условием для привлечения к уголовной ответственности, осуждения и наказания лица, совершившего преступление.
Возбуждение уголовного дела служит правовым основанием для применения предусмотренных законом мер процессуального принуждения и производства следственных действий. Только после возбуждения уголовного дела орган дознания, следователь, прокурор или суд вправе принимать решения и производить обыски, выемки, задержание подозреваемого, вызывать лиц для допроса в качестве свидетелей, потерпевших и т. д. Из этого следует, что стадия возбуждения уголовного дела является процессуальной гарантией от необоснованного привлечения к уголовной ответственности- для одних и от необоснованного вовлечения в орбиту уголовного судопроизводства - для других.
Возбуждение уголовного дела имеет не только юридическое, но и большое политическое значение. Решение о возбуждении уголовного дела принимается органом дознания, следователем, прокурором и судом. В зависимости от их работы у населения формируется представление о борьбе с преступностью. Быстрая и решительная реакция органов дознания, следствия, прокуратуры и суда на преступные нарушения закона является важнейшим условием эффективной борьбы с преступностью, обеспечивает раскрытие преступления и неотвратимое применение мер государственного принуждения или общественного воздействия в отношении лиц, совершивших правонарушения.
Как необоснованное возбуждение уголовного дела, так и необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела является грубым нарушением законности, наносит большой вред государству и обществу. Необоснованное возбуждение уголовного дела влечет за собой бесполезную трату сил и средств органов дознания, следствия, прокуратуры и суда, создает перегрузки в работе. Возбуждение уголовного дела при отсутствии к тому основания может повлечь за собой незаконное задержание, привлечение в качестве обвиняемого, применение мер процессуального принуждения. Необоснованный же отказ в возбуждении уголовного дела порождает безнаказанность, создает условия для продолжения преступной деятельности.
Только законное и обоснованное разрешение вопроса о возбуждении уголовного дела обеспечивает выполнение задач, которые призвана решать эта стадия уголовного процесса.
Задачами стадии возбуждения уголовного дела являются: прием, регистрация, рассмотрение, проверка и разрешение заявлений и сообщений о преступлениях, выявление и предупреждение преступлений.
Средствами решения данных задач выступают процессуальные действия по получению доказательств и защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц: осмотр места происшествия, получение объяснений от граждан, истребование и получение представленных предметов и документов, а также ревизия, контрольная закупка и оперативно-розыскные действия.
Итоговые решения стадии возбуждения дела: о возбуждении дела; об отказе в возбуждении дела.
Ответ на вопрос №2 Поводы и основания к возбуждению уголовного дела.
Для возбуждения уголовного дела необходимы законные поводы (источники информации о преступлении) и достаточные основания (фактические данные, указывающие на наличие признаков преступления).
Поводы к возбуждению уголовного дела - это предусмотренные законом источники первичных сведений о преступлении, которые порождают уголовно-процессуальные правоотношения и обязывают правоохранительные органы осуществить проверку содержащейся в них информации по существу.
Согласно статьи 94 УПК Украины, поводами к возбуждению уголовного дела являются:
1) заявления или сообщения предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, представителей власти, общественности или отдельных граждан;
2) сообщения представителей власти, общественности или отдельных граждан, задержавших подозреваемое лицо на месте совершения преступления или с поличным;
3) явка с повинной;
4) сообщения, опубликованные в печати;
5) непосредственное обнаружение органом дознания, следователем, прокурором или судом признаков преступления.
Правильное, процессуальное оформление повода к возбуждению уголовного дела позволяет избежать ошибок при решении вопроса о возбуждении дела.
Соблюдение процессуальной формы получения информации о преступлении позволяет использовать ее в будущем как доказательства по делу.
Заявления граждан представляют собой устное или письменное сообщение о преступлении, исходящее от определенного лица.
Заявления или сообщения представителей власти, общественности или отдельных граждан о преступлении могут быть устными или письменными. Устные заявления заносятся в протокол, который подписывается заявителем и должностным лицом, принявшим заявление. При этом заявитель предупреждается об ответственности за ложный донос, о чем отмечается в протоколе. Письменное заявление должно быть подписано лицом, от которого оно исходит. Анонимные, заявления не могут служить поводом к возбуждению уголовного дела. Анонимные заявления лишь повод для проверки содержащихся в них фактов. Поводом к возбуждению уголовного дела может быть непосредственное обнаружение признаков преступления самим органом, которому поручена проверка.
Сообщения о преступлении могут быть сделаны руководителями предприятий, учреждений и организаций, должностными лицами, а также представителями власти или общественности, когда они располагают данными о совершенном преступлении.
Такие сообщения должны быть сделаны в письменной форме и подписаны должностным лицом. К сообщениям могут быть приложены документы, подтверждающие факт совершения преступления, сведения о лицах, его совершивших (например, акт ревизии, выписка из истории болезни.).
Закон не содержит каких-либо требований к оформлению писем граждан, поскольку ограничивать эти виды информации процессуальными рамками невозможно и нецелесообразно.
Явка с повинной - это личное добровольное заявление лица в органы дознания, предварительного следствия, к прокурору или в суд о совершенном им преступлении.
При явке с повинной составляется протокол (ст. 96 УПК Украины), в котором подробно излагается сделанное сообщение. При этом устанавливается личность явившегося и причина явки с повинной, соучастники преступления и круг лиц, которые могут подтвердить обстоятельства преступления. Подробное выяснение обстоятельств явки с повинной необходимо в силу того, что явка может быть не только раскаянием в содеянном, но и желанием скрыть более тяжкое преступление или принять на себя чужую вину.
Явка с повинной является смягчающим обстоятельством и поэтому от правильного ее процессуального оформления зависит ее дальнейшее значение.
Сообщения, опубликованные в печати - это статьи, заметки, фельетоны, письма, опубликованные в периодической печати.
Статьи, заметки, письма, которые редакциями газет не были опубликованы, а пересланы в органы следствия, могут быть поводом к возбуждению уголовного дела в качестве сообщений общественных организаций или государственных учреждений.
Непосредственное обнаружение органом дознания, следователем, прокурором или судом признаков преступления как повод, возбуждению уголовного дела означает, что эти органы сами, без чьи либо сообщения обнаруживают преступление и возбуждают уголовное дело, используя предоставленные им полномочия.
Органы дознания осуществляют непосредственное обнаружение признаков преступления в процессе административной деятельности, а органы дознания, наделенные оперативно-розыскной юрисдикцией, также в процессе оперативно-розыскных мероприятий.
Следователь непосредственно обнаруживает признаки преступления, по которому не было возбуждено уголовное дело в процессе производства следственных действий, а суд - в процессе судебного разбирательства. О непосредственном обнаружении признаков преступления сотрудниками органов дознания составляется рапорт или иной документ, который приравнивается к сообщению должностных лиц и подлежит рассмотрению наравне с другими поводами к возбуждению дела.
Иная информация о преступлениях: сообщения граждан по телефону, сообщения о срабатывании охранной сигнализации, сведения агентов, осведомителей и других негласных источников, сообщения по радио и телевидению, информация медицинских учреждений о поступлении к ним лиц с признаками криминальных травм, которая не носит характера официальных сообщений и заявлений о преступлениях, не может служить поводом к возбуждению уголовного дела и не порождает уголовно-процессуальных правоотношений. Однако она подлежит проверке в административном порядке. Она может послужить основанием для выезда на место происшествия, проведения оперативно-розыскных мероприятий, назначения ревизии, производства контрольных закупок и других проверочных действий. Если в процессе проверочных действий будут обнаружены признаки преступления, составляется рапорт о непосредственном обнаружении признаков преступления.
Официальные заявления и сообщения о преступлениях (поводы к возбуждению дела) в соответствии с Инструкцией о порядке приема, регистрации, учета и разрешения в органах внутренних дел заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях и происшествиях ] подлежат регистрации в дежурной части органа внутренних дел в Книге учета информации о преступлениях и происшествиях. При регистрации заявлений и сообщений на указанных документах проставляется штамп регистрации с указанием даты регистрации и порядкового номера регистрационной записи. Данные сведения удостоверяются подписью дежурного по органу внутренних дел. Срок рассмотрения заявлений и сообщений исчисляется с момента их регистрации.
Отказ в приеме заявлений и сообщений о преступлениях по каким бы то ни было мотивам недопустим. Работники милиции обязаны принимать заявления и сообщения о преступлениях в любое время и в любом месте, если они находятся при исполнении служебных обязанностей. Полученные заявления немедленно передаются в дежурную часть для регистрации и надлежащей проверки.
Получив заявление или сообщение о преступлении, следователи или сотрудник органа дознания обязан в кратчайший срок определить, имеется ли необходимость принятия экстренных мер по предотвращению, пресечению преступления, оказанию помощи пострадавшим и сохранности следов, в необходимых случаях принять такие меры.
В соответствии со ст. 94 УПК Украины “дело может быть возбуждено только в тех случаях, когда имеются достаточные данные, указывающие на наличие признаков преступления”.
Следовательно, основание к возбуждению уголовного дела включает два необходимых элемента:
наличие признаков преступления в событии, ставшем известным органу дознания, следователю, прокурору или суду;
наличие достаточных данных, на основе которых устанавливаются признаки преступления.
Что следует понимать под признаками преступления?
Исходя из смысла ст. 7 Уголовного кодекса Украины, преступлением признается общественно опасное и противоправное деяние, за совершение которого предусмотрена уголовная ответственность. Преступлением может быть только деяние, то есть действие или бездействие. Преступлением является только общественно опасное деяние. Общественная опасность - свойство, выражающееся в том, что таким деянием причиняется или создается угроза причинения ущерба объектам, находящимся под охраной уголовного закона. Преступлением является только такое противоправное и общественно опасное деяние, ответственность за совершение которого предусмотрена действующим уголовным законом.
На основании изложенного под “данными, указывающими на наличие признаков преступления”, следует понимать доказательства, указывающие на то, что рассматриваемое деяние является общественно опасным, противоправным и уголовно наказуемым.
Достаточными данными, указывающими на наличие признаков преступления, следует считать наличие доказательств, подтверждающих реальность конкретного посягательства на конкретный объект уголовно-правовой охраны (наличие объекта и объективной стороны конкретного состава преступления). В каждом конкретном случае вопрос о достаточности данных для возбуждения уголовного дела разрешается компетентным лицом по своему внутреннему убеждению с учетом всей совокупности первичных материалов. Безусловно, что на момент возбуждения уголовного дела не всегда имеется возможность установить, кто совершил преступление и степень вины каждого из его участников. Да закон этого и не требует. На практике многие дела возбуждаются по факту совершенного преступления (грабежа, кражи, разбоя, убийства и т. д.), что вполне допустимо и правомерно.
Однако в ряде случаев преступление может быть совершено лишь определенными субъектами, в связи с чем их выяснение входит в понятие “установление признаков преступления” (уклонение от уплаты налогов, уклонение от лечения венерического заболевания, дезертирство, нарушение правил торговли, преследование за критику и др.). Здесь закон связывает возможность уголовной ответственности только с действиями лиц, имеющих особенный статус (должностное лицо, больной, военнослужащий и т. д.). В данном случае признаки преступления будут включать в себя и данные о субъекте преступления, а уголовное дело возбуждается в отношении конкретного лица по конкретной статье Уголовного кодекса.
Данные, указывающие на наличие признаков преступления, должны быть достаточными, а это значит, что они должны с достоверностью указывать на наличие названных обстоятельств состава преступления.
Ответ на вопрос №3. 3. Порядок возбуждения и отказа в возбуждении уголовного дела.
Уголовное дело возбуждается при наличии поводов и оснований для возбуждения уголовного дела (ст. 98 УПК Украины) и при отсутствии обстоятельств, исключающих его возбуждение (ст. 6 УПК Украины). О возбуждении уголовного дела следователь, орган дознания, прокурор или судья выносят постановление, а суд - определение.
Говоря о принятии какого-либо процессуального решения, имеют в виду ряд моментов:
какой орган вправе принять решение о выполнении этого действия и реализовать его;
в какие сроки должно быть принято решение и реализовано;
какие конкретные действия должны предшествовать принятию решения и в какой процессуальной форме осуществляться
как документально должно быть оформлено принятое решение;
каковы могут быть последствия принятого решения, кто и в каком порядке может его обжаловать, кто может отменить принятое решение;
какие правоотношения возникают в связи с принятым решением, какие при этом права получают участники процесса;
какие последствия наступают в случае признания решения незаконным.
Принимая решение, необходимо взвесить все имеющие значение обстоятельства. Определить юридическую процедуру принятия и исполнения принятого решения.
Имеются некоторые особенности взаимодействия следователя и сотрудников органа дознания в стадии возбуждения уголовного дела. Так, в соответствии с “Инструкцией о взаимодействии...” (Приказ МВД Украины № 745 от 25 ноября 1992г.) “реализация оперативных материалов с возбуждением дела может быть осуществлена как следователем, так и оперативным сотрудником. Однако во всех случаях возбуждению уголовного дела должно предшествовать их совместное рассмотрение...”. При этом материалы непосредственного обнаружения органом дознания признаков преступления, в частности, материалы о выявленном хищении, как правило, совместно обсуждаются следователем и оперуполномоченным. Следователь вправе возвратить такие материалы органу дознания на дополнительную проверку. В этих случаях он составляет письменное заключение с указанием обстоятельств, которые препятствуют возбуждению дела, а также мероприятий, подлежащих выполнению, для устранения имеющихся пробелов.
С другой стороны, при наличии иных поводов к возбуждению дела такой возврат материалов для дополнительной проверки исключается.
В ст. 98 УПК Украины, определяющей порядок возбуждения уголовного дела, говорится: “При наличии поводов и оснований, указанных в ст. 94 УПК Украины, прокурор, следователь, орган дознания или судья обязаны вынести постановление, а суд определение о возбуждении уголовного дела, указав поводы и основания к возбуждению дела, статью уголовного закона, по признакам которой возбуждается дело, а также дальнейшее его направление”.
Решение должно быть принято в срок до трех дней, а в исключительных случаях (когда нужна дополнительная проверка материалов) - до десяти суток.
При составлении постановления о возбуждении уголовного дела необходимо исходить из общих требований, которым должно отвечать постановление следователя и органа дознания, изложенных в ст. 130 УПК Украины.
Постановление органа дознания, следователя, прокурора и суда (судьи) состоит из трех частей: вступительной (вводной), описательно-мотивировочной и резолютивной (постановляющей).
Во вступительной части постановления указываются дата вынесения постановления, место (город, поселок), должность, звание лица, выносящего постановление, его фамилия, какие материалы рассматривались при вынесении постановления.
В описательно-мотивировочной части постановления указывается источник сведений о преступлении, послуживший поводом к возбуждению дела, а также куда и когда эти сведения поступили. Затем излагаются фактические данные, указывающие на наличие признаков конкретного преступления, основание к возбуждению дела, время, место и другие обстоятельства совершения преступления.
После указания в описательной части постановления на квалификацию преступления по соответствующей статье Уголовного кодекса должна идти ссылка на статьи уголовно-процессуального закона, которыми руководствуется орган дознания, следователь, прокурор или суд, принимая решение возбудить уголовное дело.
В силу ст. 113 УПК Украины, если дело возбуждено следователем и принято им к своему производству, то составляется единое постановление о возбуждении дела и принятии его к своему производству. В этом случае в описательно-мотивировочной части постановления указывается, что при этом следователь руководствовался также положениями соответствующих правовых норм.
В резолютивной части постановления содержится решение о возбуждении уголовного дела. Эта часть постановления вытекает из описательной части, является ее логическим продолжением и развитием. В резолютивной части обязательно указывается статья Уголовного кодекса, по признакам которой квалифицируется деяние, подлежащее расследованию, кому и куда направляется дело или кем принимается к своему производству.
Постановление следователя, прокурора, судьи, равно как и определение суда о возбуждении уголовного дела, приобретает законную силу с момента его вынесения и подписания. Постановление лица, производящего дознание, о возбуждении дела подлежит утверждению начальником органа дознания и приобретает юридическую силу с данного момента.
Копия постановления о возбуждении дела направляется следователем и органом дознания в суточный срок прокурору. Прокурор осуществляет надзор за своевременностью рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях, законностью и обоснованностью принятых решений о возбуждении или об отказе в возбуждении дела. При этом он может проверять отказные материалы и возбужденные дела, производить их сверку с записями о поступивших заявлениях и сообщениях о преступлениях, произведенными в дежурной части органов внутренних дел.
Если дело возбуждено без законных оснований, прокурор прекращает его, а в случаях, если по этому делу еще не производилось ни одно следственное или иное процессуальное действие, может отменить постановление о возбуждении уголовного дела, что по существу означает отказ в возбуждении. Решение прокурора может быть обжаловано лицами, интересов которых оно касается, в суд.
В соответствии с требованиями ст. 99 УПК Украины (ст. 113 УПК России) при отсутствии признаков преступления и оснований к возбуждению дела, а равно при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу, следователь, орган дознания, прокурор и суд отказывают в возбуждении уголовного дела, о чем выносят мотивированное решение.
Согласно ст. 6 УПК Украины уголовное дело не может быть возбуждено:
1) за отсутствием события преступления;
2) за отсутствием в деянии состава преступления;
3) за истечением сроков давности;
4) вследствие акта амнистии, если он устраняет применение наказания за совершенное деяние, а также ввиду помилования отдельных лиц;
5) в отношении лица, не достигшего на время совершения общественно опасного деяния одиннадцатилетнего возраста;
6) за примирением потерпевшего с обвиняемым по делам, которые возбуждаются не иначе как по жалобе потерпевшего, кроме случаев, предусмотренных частями 2, 3, 4 и 5 ст. 27 УПК Украины;
7) за отсутствием жалобы потерпевшего, если дело может быть возбуждено не иначе как по жалобе, кроме случаев, когда прокурору предоставлено право возбуждать дела и при отсутствии жалобы потерпевшего (ч. 3 ст. 27 Кодекса);
8) в отношении умершего, за исключением случаев, когда производство по делу необходимо для реабилитации умершего или возобновления дела в отношении других лиц по вновь открывшимся обстоятельствам;
9) в отношении лица, о котором имеется вступивший в законную силу приговор по тому же обвинению либо определение или постановление суда о прекращении дела по тому же основанию;
10) в отношении лица, о котором имеется неотмененное постановление органа дознания, следователя, прокурора о прекращении дела по тому же обвинению, кроме случаев, когда необходимость возбуждения дела признана судом, в производстве которого находится уголовное дело (ст. ст. 276 и 278 УПК);
11) если об отказе в возбуждении дела по тому же факту имеется неотмененное постановление органа дознания, следователя, прокурора, кроме случаев, когда необходимость возбуждения дела признана судом, в производстве которого находится уголовное дело.
Обстоятельства, которые, согласно закону исключают возбуждение уголовного дела, по своей сущности могут быть систематизированы и разделены на следующие группы:
Первая группа включает основания, констатирующие, что преступление не было совершено. Сюда относятся: отсутствие события преступления, отсутствие состава преступления, недостижение лицом к моменту совершения общественно опасного деяния возраста, по достижении которого возможна уголовная ответственность.
Вторая группа объединяет основания, влекущие отказ в возбуждении уголовного дела в силу иных условий, обуславливающих освобождение лица от уголовной ответственности и наказания. Лицо освобождается от уголовной ответственности в силу срока давности, ввиду акта амнистии, устраняющего наказание за совершенное деяние, или помилования данного лица, в случае смерти лица, совершившего преступление.
Третья группа - это основания, влекущие отказ в возбуждении уголовного дела в силу отсутствия волеизъявления потерпевшего о привлечении виновного к уголовной ответственности. Здесь отказ в возбуждении имеет место при отсутствии жалобы потерпевшего, если дело подлежит возбуждению только по его жалобе, или при примирении потерпевшего с обвиняемым по такой категории дел (п. 6 ст. 6 УПК Украины).
Четвертая группа объединяет основания, констатирующие невозможность повторного расследования фактов, касающихся деяния лиц, о которых компетентные государственные органы приняли решения. Сюда входят такие основания: наличие вступившего в законную силу приговора либо определения или постановления суда о прекращении дела по тому же основанию, наличие постановления органа расследования или прокурора о прекращении дела по тому же обвинению (п. п. 9 - 10 ст. 6 УПК Украины).
Отсутствие события преступления (п. 1 ст. 6 УПК Украины): служит основанием, влекущим отказ в возбуждении дела в тех случаях, когда вообще не было события, о котором поступило заявление (сообщение), или само событие имело место, но не может быть признано событием преступления. Примерами отсутствия события преступления может служить следующая ситуация: смерть человека явилась результатом действия стихийных сил природы (во время наводнения).
Отсутствие в деянии состава преступления (п. 2 ст. 6 УПК Украины). Данное основание применяется, когда установлено, что событие, по поводу которого поступило заявление или сообщение, имело место, было результатом деяния, совершенного лицом, но само не является преступлением, поскольку:
а) отсутствует хотя бы один из элементов состава преступления (объект, объективная сторона, субъект, вина);
б) налицо обстоятельства, исключающие общественную опасность. К ним относятся: необходимая оборона, крайняя необходимость и задержание преступника (ст. ст. 15, 16 УК Украины).
Истечение сроков давности привлечения к уголовной ответственности, предусмотренных ст. 48 УК Украины. Отказ в возбуждении уголовного дела по истечении срока давности обычно связывается с тем, что привлечение к уголовной ответственности спустя длительное время после совершения преступления нецелесообразно, поскольку правонарушитель за это время утратил общественную опасность. Нельзя отказать по этому основанию в возбуждении уголовного дела по заявлению либо сообщению о преступлении, за которое по закону может быть назначена смертная казнь. Не применяются сроки давности к нацистским преступникам и тем гражданам, которые в период Великой Отечественной войны проводили активную карательную деятельность, принимали личное участие в убийствах мирного населения.
Необходимо учитывать, что течение давности приостанавливается, если лицо, совершившее преступление, скроется от следствие или суда. В этих случаях течение давности возобновляется с момента задержания лица или явки его с повинной. При этом такое лицо не может быть привлечено к ответственности, если со времени преступления прошло 15 лет и за это время оно не совершило никакого другого преступления, прерывающего течение срока давности.
Течение давности прерывается, если лицо совершает новое преступление, за которое ему может быть назначено лишение свободы на срок свыше двух лет.
Амнистия и помилование - это акты высшего органа государственной власти. Они, не отменяя закона, который устанавливает ответственность за то или иное преступление, освобождают лиц, совершивших эти преступления, от уголовной ответственности, а также полностью или частично от наказания, предусматривают замену назначенного судом наказания более мягким либо снятие судимости.
Смерть лица, совершившего преступление, делает производство по уголовного делу беспредметным. Отказ в возбуждении уголовного дела может иметь место только тогда, когда данные, полученные в ходе проверки, подтверждают, что исследуемое деяние представляет собой преступление и было совершено именно указанным лицом.
Третья группа оснований к отказу в возбуждении уголовного дела относится к делам частного обвинения. Законодатель установил два таких основания: примирение потерпевшего с обвиняемым и отсутствие жалобы потерпевшего.
В п. 9 ст. 6 УПК Украины говорится, что уголовное дело не может быть возбуждено “в отношении лица, о котором имеется определение или постановление суда о прекращении дела по тому же основанию”.
Согласно ст. 403 УПК Украины выводы, содержащиеся в приговоре, определении или постановлении суда о прекращении дела, обязательны для всех государственных и общественных учреждений, предприятий и организаций, должностных лиц и граждан и не могут быть пересмотрены, изменены и дополнены, пока это судебное решение не отмечено в установленном законом порядке.
В соответствии с п. 10 ст. 6 УПК Украины не допускается возбуждение уголовного дела “в отношении лица, о котором имеется неотмененное постановление органа дознания, следователя, прокурора о прекращении дела по тому же обвинению, кроме случаев, когда необходимость возбуждения дела признана судом, в производстве которого находится уголовное дело”.
Подобно приговору суда постановление органа расследования и прокурора, вынесенное в соответствии с законом, обладает свойством общеобязательности и стабильности.
Основания для отказа в возбуждении уголовного дела могут быть разделены на две группы: реабилитирующие - исходящие из факта невиновности определенного лица в совершении преступления и отсутствии в его действиях состава преступления; нереабилитирующие - освобождающие от наказания по иным основаниям.
Реабилитирующие основания отказа в возбуждении дела указаны в п. п. 1, 2, 5 ст. 6 УПК Украины, а нереабилитирующие - в иных ее пунктах. При отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям требуется согласие прокурора или решение суда.
Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела составляется в соответствии с требованиями ст. ст. 99, 130 УПК Украины и состоит из вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной частей.
Во вводной части постановления указывается дата, время, место вынесения постановления, кем оно вынесено и по какому поводу.
В описательной части постановления необходимо четко изложить основание к отказу в возбуждении дела. Это решение должно быть обязательно обоснованным, со ссылкой на соответствующую норму уголовно-процессуального закона (соответствующий пункт ст. 6, п. 2 ст. 97 и ст. 99 УПК Украины), которым руководствуется орган дознания, следователь, прокурор, принимая решение об отказе в возбуждении уголовного дела.
Если для вывода об отказе в возбуждении уголовного дела необходим анализ статьи уголовно-правовой нормы, то в описательной части постановления следует сослаться и на соответствующую статью Уголовного кодекса.
В резолютивной части постановления содержится формулировка решения об отказе в возбуждении дела. Здесь же должна быть определена судьба вещественных доказательств, предметов и документов, изъятых при проверке, а также изложен порядок обжалования принятого решения. Копия постановления обязательно вручается заявителю и иным заинтересованным лицам.
Постановление следователя и органа дознания об отказе в возбуждении уголовного дела может быть обжаловано соответствующему прокурору, а если такое постановление вынесено прокурором - вышестоящему прокурору. Жалоба подается лицом, интересов которого она касается, или его представителем в течение семи дней с момента получения копии постановления.
В случае отказа прокурора отменить постановление об отказе в возбуждении уголовного дела жалоба на это постановление подается лицом, интересов которого она касается, или его представителем в суд в порядке, предусмотренном ст. 2361 УПК Украины.
Постановление судьи или определение суда об отказе в возбуждении уголовного дела может быть обжаловано лицом, интересов которого она касается, или его представителем в течение семи дней со дня получения копии постановления или определения в вышестоящий суд.
Задача.
Обвиняемый Дидешко, признал себя виновным в совершении кражи электротоваров из промтоварного магазина и будучи допрошенным в качестве обвиняемого, показал, что часть похищенного он отвез в дом своего знакомого лесника на временное хранения. Следователь оформив постановление о производстве обыска, вместе с понятыми и работниками милиции прибыли к дому лесника. Входные двери дома были приоткрыты, а хозяин дома будучи пьяным, спал на полу. Поскольку разбудить его не удалось, следователь произвел обыск. Все предметы о которых дал показания гражданин Дидешко, были выявлены и изъяты, о чем следователь и составил протокол обыска и протокол изъятых предметов. На столе комнаты в которой спал хозяин дома, следователь перед отъездом оставил с изъятыми вещами копии протокола обыска и опись изъятых предметов, а также повестку с требованием к хозяину дома явиться к 10.00 часам следующего дня в местный райотдел милиции на допрос.
Оцените действия следователя?
Имеют ли доказательственное значение результаты обыска?
Решение.
В результате произведенных следователем действий были нарушены следующие правовые нормы:
Во-первых, постановление о производстве обыска должно быть санкционировано прокурором либо его заместителем;
Во-вторых, перед проведением обыска следователь должен был удостовериться в факте того, что лесник мог бы добровольно выдать имеющиеся у него на хранении вещи и в этом случае не надо было бы проводить такое следственное действие, как обыск (согласно статьи 178 УПК Украины);
В-третьих, следователь нарушил статью 30 Конституции Украины, которая гласит, “Каждому гарантируется неприкосновенность жилища. Не допускается проникновение в жилище или иное владение лица, проведение там осмотра или обыска иначе как по мотивированному решению суда”;
В-четвертых, обыск проводился без присутствия обязательных участников обыска лиц, которые занимают этот дом (хозяина дома либо его родственников, либо представителей жилищно-эксплуатационной организации, которой принадлежит дом) (согласно статьи 181 УПК Украины); так как эти лица отсутствовали, то соответственно они не подписывали протокол обыска, что является нарушением уголовно-процессуальных норм и результаты обыска не будут иметь доказательного значения; В-пятых, вещественные доказательства были оставлены в доме, что является нарушением уголовно-процессуальных норм, они должны были быть изъяты и указаны в протоколе обыска;
В-шестых, повестка с требованием явиться к следователю на следующий день к 10.00 должна быть выдана под подпись лица, которому она предназначена либо его совершеннолетнему родственнику, что не было сделано, а была оставлена на столе.
Из всего выше перечисленного можно заключить, что следователь при проведении такого следственного действия как обыск допустил достаточно много грубых ошибок но и нарушений существующего законодательства.
При этих нарушениях результаты обыска не имеют доказательного значения (не правильно процессуально и документально оформлены и проведены).