Конституционные институты прямой демократии РФ

Министерство юстиции Российской Федерации

РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ

(ПОВОЛЖСКИЙ ФИЛИАЛ)

Курсовая работа по конституционному праву

Тема «Конституционные институты прямой демократии в Российской Федерации»

Выполнил:

Ибрагимов

Марат

Шамильевич

студент 2 курса 1 группы

САРАТОВ 1999

План

    Народовластие и основные формы его осуществления в РФ. Единство представительной и прямой демократии .

    Конституционное регулирование основных институтов прямого (непосредственного) народовластия в Российском государстве.

    Конституционные гарантии прямого народовластия в РФ.

    Народовластие и основные формы его осуществления в РФ. Единство представительной и прямой демократии .

В конституции РФ указывается (ст. 3), что носителем суверенитета и единственном источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия или, иначе говоря, демократическим государством.1

В демократическом государстве единственным источником власти и ее носителем является народ. Признанием народа в качестве верховного носителя всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, использует исключительно в своих собственных интересах. Народный суверенитет неделим, имеет только одного субъекта - народ.

Народовластие означает принадлежность всей власти народу, а так же свободное осуществление этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами.

В условиях народовластия осуществление власти конституируется, легитимируется и контролируется народом, то есть гражданами государства, так как она выступает в форме самоопределения и самоуправления народа, участвовать в которых могут на равных правах все граждане. Народовластие как форма государства и способ правления превращается таким образом в организационный принцип обладание властью и ее осуществление, определяющий, что решение любых государственных задач или реализаций властных полномочий нуждаются в легитимации, исходящей от народа или восходящей к нему. Представление о народе как исходном и конечном пункте демократической легитимации является базовым в понимании демократии.

Народ РФ осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3 Конституции РФ).

В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия.

Представительная демократия - осуществления народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они предоставляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории.

Выборное представительство - важнейшее средство обеспечения подлинного народовластия. Его образую избираемые народом государственные органы и органы местного самоуправления.

Непосредственная демократия - это форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. Она может осуществляться в форме референдума и выборов.

2. Конституционное регулирование основных институтов прямого (непосредственного) народовластия в Российском государстве.

Статья 3 Конституции РФ гласит: «Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы».

В соответствии с Федеральным Конституционным Законом от 07.07.95 «О референдуме РФ» ст. 1 «Референдум Российской Федерации - всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Референдум Российской Федерации наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа.»

Референдум Российской Федерации проводится на всей территории Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Каждый участник референдума обладает одним голосом.

Гражданин Российской Федерации голосует на референдуме лично. Участие в референдуме является свободным, контроль за волеизъявлением гражданина не допускается. В ходе референдума никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

Законом регламентируется характер вопросов, выносимых на референдум. Так в соответствии со ст. 3 Закона «О референдуме РФ» на референдум Российской Федерации в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции Российской Федерации, если Конституционное Собрание принимает решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции Российской Федерации.

На референдум Российской Федерации не могут выноситься вопросы:

1) изменения статуса субъектов Российской Федерации;

2) досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а равно о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации или досрочного формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо об отсрочке таких выборов (формирования);

3) принятия и изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства;

4) введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты;

5) принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

6) амнистии и помилования.

Вопросы, выносимые на референдум Российской Федерации, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

Референдум Российской Федерации не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории Российской Федерации, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

Повторный референдум Российской Федерации не проводится в течение года после дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума Российской Федерации с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса.

Правом на участие в референдуме Российской Федерации обладает каждый гражданин Российской Федерации, достигший на день проведения референдума Российской Федерации 18 лет.

Гражданин Российской Федерации, проживающий или находящийся в период подготовки и проведения референдума Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, обладает всей полнотой прав на участие в референдуме Российской Федерации.

Не имеют лишь права участвовать в референдуме Российской Федерации граждане Российской Федерации, признанные судом недееспособными или содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда.

Инициатива проведения референдума РФ принадлежит:

1) не менее чем двум миллионам граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, при условии, что на территории одного субъекта Российской Федерации или в совокупности за пределами территории Российской Федерации проживают не более 10 процентов из них;

2) Конституционному Собранию в случае, предусмотренном частью 3 статьи 135 Конституции Российской Федерации.

В период между назначением референдума Российской Федерации и официальным опубликованием (обнародованием) его результатов субъекты, упомянутые в части первой настоящей статьи, не могут выступать с инициативой о проведении нового референдума Российской Федерации.

Вопросы, связанные с подготовкой и проведением референдума Российской Федерации, рассматриваются избирательными комиссиями, комиссиями по проведению референдума Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления открыто и гласно.

Референдум Российской Федерации назначает Президент РФ. До принятия такого решения Президент РФ в течение 10 дней со дня поступления к нему документов и приложенных к ним материалов направляет их в Конституционный Суд Российской Федерации с соответствующим запросом, который проверяет соблюдение требований, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, и в течение месяца направляет Президенту Российской Федерации соответствующее решение, которое подлежит незамедлительному опубликованию.

В случае признания Конституционным Судом Российской Федерации соблюдения требований, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, Президент Российской Федерации обязан назначить референдум Российской Федерации не позднее 15 дней со дня поступления к нему решения Конституционного Суда Российской Федерации. В случае отрицательного решения Конституционного Суда Российской Федерации все процедуры, предусмотренные настоящим Федеральным конституционным законом, прекращаются.

Президент Российской Федерации издает Указ о назначении референдума Российской Федерации, в котором определяет дату его проведения, при этом голосование может быть назначено на любой выходной день в период от двух до трех месяцев со дня опубликования Указа.

Особенность референдума, проведенного 12 декабря 1993 г., состояла в том, что одновременно с принятием новой Конституции проходили выборы в федеральное собрание, предусмотренные еще не принятой Конституцией. Однако возможность того, что проект может быть не принят избирателями, была учтена Президентом, которая ранее (21 сентября) издал Положение о федеральных органах власти на переходный период. Следовательно, для выборов в федеральное собрание существовала правовая база. Таким же путем было установлено, что выборы считаются состоявшимися если число действительных бюллетеней составит не менее 25% от числа зарегистрированных избирателей.2

Другой формой непосредственной демократии являются выборы.

В преамбуле Закона от 6 декабря 1994г. № 56-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ» говорится «Демократические свободные выборы в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления Российской Федерации являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти.

Государство гарантирует свободные волеизъявление граждан на выборах путем защиты демократических принципов и норм избирательного права».

Этим же законом в ст. 2 дается следующее определение выборам «выборы в Российской Федерации - выборы Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые непосредственно гражданами РФ в соответствии с федеральными законами, выборы в органы государственной власти субъектов РФ, а также выборы в выборные органы местного самоуправления; действия граждан РФ, избирательных объединений, избирательных комиссий и органов государственной власти по составлению списков избирателей, выдвижению и регистрации кандидатов, проведению предвыборной агитации, голосованию и подведению его итогов и другие избирательные действия в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ».

Выборы в Российской Федерации осуществляются в соответствии с определенными принципами.

. Традиционно в советский период к принципам избирательного права относили: всеобщность выборов; равноправие избирателей на выборах; непосредственность избрания депутатов и тайну голосования, обеспечивающую свободу волеизъявления избирателей на выборах.

Всеобщим признается такое избирательное право, при котором все взрослые граждане мужского и женского пола имеют право принимать участие в выборах.

Равное избирательное право трактуется в Федеральном законе как участие граждан на выборах «на равных основаниях», то есть когда все избиратели имеют равные права и обязанности.

Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов непосредственно.

Тайное голосование- обязательный атрибут демократической системы выборов, абсолютная привилегия избирателей. Избиратель проявляет свою волю без всякого контроля за ним, давления или запугивания, а также с сохранением своего гарантированного права никому и никогда не сообщать о своем выборе того или иного кандидата.

Демократизация российской избирательной системы привнесла существенный элемент — состязательность кандидатов на выборах. Этот принцип, получивший широкое мировое признание, наконец-то прочно вошел и в нашу российскую избирательную практику. Состязательность кандидатов есть свидетельство зарождения гражданского общества в России.

Кроме таких форм непосредственной демократии как референдум и выборы еще существуют сходы, собрание граждан, митинги, демонстрации и всенародные обсуждения. Одни из них носят императивный характер и не нуждаются в санкции органов государственной власти (референдум и выборы), другие носят консультативный характер. Но, независимо от юридической природы различных институтов прямого волеизъявления, их влияние на механизм принятием государственных решений всегда огромно, ибо в них находит выражение воля масс. Конституционно-правовая регламентация институтов прямого волеизъявления народа различна. Конституция упоминает о каждом институте прямого волеизъявления.

    Конституционные гарантии прямого народовластия в РФ.

Процесс осуществления власти Российского народа необходимо требует гарантии его обеспечения.

В науке различают объективные, то есть социально-политические гарантии и специальные правовые гарантии.

К социально-политическим гарантиям прямого народовластия в Российском государстве относится общественно-политический строй и роль Президента РФ (о чем говорит ч. 2 ст. 80 Конституции РФ) в реализации власти народа. Все дело в том, что социально-политические гарантии власти народа сами по себе не могут в должной мере обеспечить эффективное осуществление народовластия и требуют специальных гарантий. Последние выступают как дополняющие объективные гарантии, они расширяют рамки действия объективных гарантий. Природа, характер, социальная сущность специальных гарантий определяется объективными гарантиями, но специальные гарантии в свою очередь действуют более непосредственно.

Под специальными гарантиями народовластия понимаются особые правовые средства, обеспечивающие реальное осуществление прямого народовластия в Российском государстве. Право само гарантирует фактическое осуществление этой власти.

Правовым средством выступают прежде всего правовые нормы, закрепляющие фактические институты народовластия. Когда говорится о гарантиях власти народа, то здесь необходимо иметь в виду то положение, что само непосредственное народовластие есть гарантия представительного народовластия. Но, выступая по отношению представительных органов народовластия конституционно-правовой гарантией, прямое народовластие само нуждается в правовых гарантиях.3

По Конституции РФ граждане РФ имеют следующие социально-политические права:

- собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, шествия;

- участвовать в управлении делами государства как непосредственно так и через своих представителей;

- избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

- обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления;

- получать информацию, если она не является государственной тайной;

- объединяться, создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов

В Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в референдуме Российской Федерации, референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме, а также права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные федеральные государственные органы и государственные органы субъектов Российской Федерации, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами, а также в органы местного самоуправления.

Эти гарантии закон определяет как: "правовое, организационное, информационное и иное обеспечение избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

Конституцией права лишь декларируются.

В советские времена было все немножко иначе. Прежде всего нормы советских конституций, закрепляющие институты прямого народовластия, являлись конституционно-правовыми гарантиями власти народа.

Проблема правовых гарантий прямого властвования советского народа есть в сущности проблема правового контроля народа как суверена за его представителями. Правовыми средствами обеспечения прямого народовластия в советском государстве являлись:

    обязанность отчетности депутата и Совета перед избирателями;

    право запроса депутатов;

    конституционный контроль и конституционный надзор

Кроме того, к правовым гарантиям прямого народовластия относился и демократический порядок отзыва депутатов Совета, детально регламентируемый законами о порядке отзыва депутатов, что в современном законодательстве отсутствует.

На сегодняшний день существует лишь конституционный контроль и конституционный надзор, осуществляемый Конституционным судом РФ, о чем говорится в Конституции РФ и Федеральном Конституционном законе «О Конституционном суде РФ».

Конституционный надзор представляет собой самостоятельную форму правовой охраны Конституции. Как правило, конституционный надзор носит предварительный, консультативный характер.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что система правовой охраны Основного Закона имеет важное значение в обеспечении стабильного развития общества, цивилизованным урегулировании возникающих конфликтов, защите основных прав и свобод граждан. В конечном счете речь идет не просто о защите правовых норм, а об охране конституционного строя России.

Список литературы

    Конституция РФ 1993 г.

    Федеральный Конституционный закон «О референдуме РФ» от 07.07.95

    Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан»

    Кабышев В.Т. «Прямое народовластие в Советском государстве» Саратов 1974.

    Козлов Е.И. Кутафин О.Е. «Конституционное право России» М. 1995

    Баглай М.В. «Конституционное право России» М.1996

    «Конституционное право России: Лекции.» Саратов 1995.

    Конституция РФ. Комментарий. М 1994

1

 Козолв Е.И. Кутафин О.Е. «Конституционное право России», Изд-во Юристъ, М.,1995 с.85

2 Баглай М.В. «Конституционное право РФ» М.,1998 с. 92.

3 Кабышев В.Т. "Прямое народовластие в Советском государстве", Саратов1974 с.140