Управление лесами - кто остался в лавке
Управление лесами - кто остался в лавке?
Основным владельцем лесов России является государство (табл. 1.7). Официально частная собственность на лесные земли еще не введена. Вместе с тем, леса на землях бывших сельскохозяйственных предприятий (колхозов и совхозов) - это 3,6% лесных земель - уже фактически находятся в частной собственности.
Таблица 1. Лесные земли по управляющим ведомствам (Лесной..., 1999)
Орган управления |
Лесные земли |
Земли, покрытые лесной растительностью |
Доля спелых лесов, % |
||
млн. га |
% |
млн. га |
% |
||
Минприроды* |
1129,4 |
95,83 |
729,6 |
94,23 |
44,15 |
Минсельхозпрод |
42,5 |
3,61 |
39,9 |
5,15 |
18,11 |
Минобразования |
0,4 |
0,03 |
0,3 |
0,04 |
22,00 |
Минобороны |
4,9 |
0,42 |
3,5 |
0,45 |
37,17 |
Городские леса |
1,3 |
0,11 |
1,0 |
0,13 |
15,63 |
Всего лесных земель** |
1178,6 |
100,00 |
774,3 |
100,00 |
42,73 |
Примечания:
*
В одну категорию объединены земли,
которые на 1 января 1998 г. были под
управлением Рослесхоза и Госкомэкологии.
**
Цифры в графе могут не совпадать с суммой
по отдельным органам управления из-за
округления.
Согласно Лесному кодексу Российской Федерации, вопросы управления лесными ресурсами находятся в совместном ведении федерации и регионов, но четко их полномочия не разграничены. На практике региональные власти регулируют распределение участков лесного фонда среди лесопользователей, а лесхозы, являясь частью федеральной системы, передают лес в пользование и осуществляют контроль за лесопользователями.
Министерство природных ресурсов (Минприроды), которому в 2000 г. были переданы функции Федеральной лесной службы России и Государственного комитета по охране окружающей среды, затеяло коренную реформу системы лесного хозяйства. В ходе реформы предполагается упростить систему территориального управления лесами, значительно сократив контролирующий аппарат, и превратить лесхозы в коммерческие предприятия. Заявленная цель реформы - уменьшить государственные расходы на управление лесами и передать часть функций управления и распоряжения лесами регионам и частным компаниям.
По мнению некоторых экспертов, эти планы - первый шаг к приватизации лесных земель.
Со своей стороны лесная промышленность активно готовится к возможным преобразованиям, стремясь застраховать себя от возможных негативных последствий реформ. Так, на 1 января 2001 г. (Кукуев, 2001) в аренде находилось более 80,9 млн. га с установленным отпуском древесины свыше 110 млн. м3 (в 2000 г. всего был заготовлен 51 млн. м3).
Особое беспокойство вызывает отсутствие четкого и ясного плана преобразований, полная закрытость процесса принятия решений, игнорирование мнения общественности, а также происходящая на глазах деградация территориальной системы лесного хозяйства и развал системы государственного контроля за лесами.
Искусственное поддержание государством мифа об обильности лесов в России, несовершенство критериев при выборе территорий для строгой охраны природы и отсутствие практически работающей системы оценки воздействия лесопользования на окружающую среду ограничивают возможности лесопромышленных компаний по ведению подлинно неистощительного лесопользования и препятствуют их выходу на экологически чувствительные рынки.
М. Л. Карпачевский