Молодежные организации

Молодежные организации

В политической жизни общества важное место принадлежит общественной деятельности молодежи, ее организаций, среди которых до конца 80-х гг. определенную роль играл комсомол. Вместе с тем, происходящие в обществе изменения отчетливо выявили кризис в молодежном движении. Данные социологических исследований в последнее десятилетие стали постоянно фиксировать тот факт, что эффективность деятельности комсомола резко упала, молодежь разочаровалась в формах и методах его работы. Отстав от жизни, оторвавшись от молодежи, от реальных процессов, он не мог не прийти к поражению.

Монополизм, который долгое время олицетворял комсомол, не мог не сказаться на молодежном движении.

Однако растущее требование жизни о преобразовании одной молодежной организации в многообразные формы организации молодежной инициативы реально претворяется в жизнь: в начале 90-х гг. появилось большое количество как формализованных, так и самодеятельных движений молодежи по самым разнообразным злободневным общественным проблемам. Коренное изменение форм и методов их работы, решительный отказ от монополии, заорганизованности, непосредственная связь с жизнью молодежи - вот реальный источник жизнеспособности любой молодежной организации.

Вместе с тем отсутствие точного понимания положения и роли молодежных организаций чревато негативными последствиями, которых можно и нужно избежать, если проблемы отношения молодежи к обществу и общества к ней строятся на учете реально складывающихся тенденций в общественной жизни.

В отечественной социологии накоплен определенный опыт исследования проблем молодежи. Научно-исследовательский центр ВКШ при ЦК ВЛКСМ (с 1990 г.- Институт молодежи) провел изучение широкого круга вопросов, волнующих молодых людей нашей страны.

В современных условиях на первый план вышла проблема статуса молодого человека, его положения и места в жизни общества. Социологическими исследованиями было выявлено, что декларируемые права молодежи плохо обеспечиваются в реальности. Это касается и трудовых гарантий, и участия в общественно-политической жизни, и обеспеченности жильем, и возможностей удовлетворить материальные и духовные потребности. Так, обеспеченность общежитиями малосемейных составляет 15%, не удовлетворено 1,5 млн заявок на детские сады. К тридцатилетнему возрасту большинство опрошенной молодежи не устраивает ее материальное положение.

Нельзя согласиться с бытующими в сознании старшего поколения обвинениями, что молодые люди «не те, какими были мы». Результаты социологических исследований говорят о том, что подавляющее большинство молодых людей не так уж плохи, как кажется на первый взгляд: 98% верят в любовь как высшую ценность жизни, 15% ответили отрицательно на предложение бросить работу, если бы они получили наследство. Не менее ярко проявляются и общественно-политические интересы молодежи.

Одним из препятствий на пути гражданского становления становится непонимание старшим поколением интересов молодежи - об этом сказала пятая часть опрошенных. Хотя это вечно старая и вечно новая проблема, однако в 70-х гг. она приобрела характер острой конфронтации, что не только привело к разрыву части молодежи с интересами старшего поколения, но и подорвало идеалы, вдохновлявшие ее в течение длительного времени.

Молодежь давно уже не приемлет снисходительно-покровительственного отношения к себе со стороны старших. В ее среде силен критический настрой. У молодого поколения вызрели трудные для общества вопросы. Как относиться к предшествующим поколениям в свете того, что творилось в нашей действительности? Кто несет ответственность за преступления против миллионов людей? Как избежать повторения ошибок? Приходится признать, что у многих из старших нет особых оснований поучать молодых тому, как жить. Вернуть доверие молодых нудным морализаторством и рассказами о том, как они геройски и трудно жили) не удается. Основа для совместной работы - тот процесс очищения, который важно довести до конца. Общество находится ныне в таком положении, когда изобличается все двуличное и ложное. Вера старого толка сегодня рушится. Рушится там, где она строилась на наивной мечтательности, непродуманных политических решениях и программах, на социальной демагогии. Место такой веры занимает здоровое сомнение --подвергающее проверке и наши новые планы, и программы. И на почве этого чувства вырастает суровое, мужественное, ответственное отношение к действительности.

Если необходимо возродить в душах молодежи идеалы, то следует, как справедливо утверждает И.М. Ильинский, бояться не разоблачения ошибок прошлого, а неопределенности в том, что и как делать в настоящем, куда и как двигаться дальше. Молодежь при всей ее потребности иметь честную историческую память помыслами и планами устремлена вперед. Но чтобы по-настоящему увлечь молодежь перспективами завтрашнего дня, ее надо заинтересовать уже сегодня. В общественных программах и государственных планах в качестве самостоятельных требуется выделить разделы, касающиеся проблем молодежи) и прежде всего социальных.

Идея новой молодежной политики, само понятие которой еще недавно большинству казалось странным, авангардистским, получает все большую поддержку.

Список литературы

Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа