Банки и банковская система (работа 1)
ПЛАН.
Введение
Теория банковского дела.
История развития банковского дела.
Сущность кредитных отношений. Функции
Центрального Банка
Деятельность коммерческого банка на рынке финансовых услуг.
Банки и банковская система в России.
Развитие банковской системы в России.
Банки в СССР. Начало реформирования кредитной системы
Основные черты и особенности функционирования современной банковской системы
Заключение
Список литературы
Введение.
Банки составляют неотъемлемую часть современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Они находятся в центре экономической жизни, обслуживают интересы производителей, связывая денежным потоком промышленность и торговлю, сельское хозяйство и население. Во всем мире банки имеют значительную власть и влияние, они распоряжаются огромным денежным капиталом, стекающимся к ним от предприятий и фирм, от торговцев и фермеров, от государства и частных лиц. По существу, банковская система - это сердце хозяйственного организма любой страны.
Для России эта тема особенно актуальна. Отечественным банкам, как и всей нашей экономике, не повезло во многих отношениях. Долгие годы административное, зачастую непрофессиональное мышление подменяло экономический подход, и в результате подлинные экономические функции кредитных учреждений из главных превращались во второстепенные. Роль банков так часто игнорировалась, их экономическое назначение было до такой степени снижено, что даже сейчас, когда наша страна начала жить по иным экономическим законам, многие люди - а среди них и государственные чиновники, и промышленники, и торговцы - не уделяют деятельности банков того внимания, которое оно заслуживает.
Между тем с началом экономических реформ банковская сфера России начала стремительно развиваться, занимая ту нишу, которую отводит ей рыночная экономика. И этот процесс не был искусственно навязан, предприниматели просто стремились удовлетворить спрос потребителей на банковские услуги. Мы смогли на собственном примере убедиться в том; что предпосылки создания банковской системы в любой стране вытекают из самого понятия "рыночная экономика". Кредитно-денежная система России еще мало развита, ее нельзя сравнить с кредитно-денежной системой любой промышленно развитой страны. Но если в России в один день прекратится деятельность всех банков, это вызовет большие затруднения и дезорганизацию в работе и взаимодействии всех сфер жизни - не меньшие, чем если бы речь шла об остановке какой-либо отрасли промышленности. Предприятия не смогут осуществлять взаиморасчета, люди не получат зарплату, а государство - налоги.
Банки прочно вошли в нашу жизнь. Они обеспечивают жизнедеятельность экономики, оставаясь при этом не на виду у широких масс. Однако это не повод забывать об их проблемах и потребностях, которые нужно решать и обеспечивать. Только таким путем можно создать благоприятные условия для развития и деятельности банковской системы - необходимого компонента для эффективной деятельности рыночных механизмов.
История развития банковского дела.
Для того, чтобы понять сущность любого экономического явления, необходимо знать историю его развития, основные этапы его эволюции от простых форм к более сложным и разнообразным. Не являются исключениями и такие понятия, как " денежно-кредитное обращение " и " банки и банковская система ".
Первые упоминания об обособленных кредитных операциях относятся к шестому веку до новой эры. В Древнем Вавилоне практиковалась вкладная операция: прием вкладов и уплата по ним процентов. Эти же операции в четвертом веке до новой эры практиковались и в Греции. Наряду с приемом вкладов греки за известную плату производили обмен денег. Затем первые банкиры поняли, что огромные денежные богатства, накопленные ими, лежат без дела. Деньги начали отдавать во временное пользование, на них открывали самостоятельные торговые и ремесленные предприятия. Залогом при этом обычно выступали корабли и товары, иногда - дома, драгоценные вещи, рабы. Предоставление банковской ссуды сопровождалось взиманием высоких процентов, уровень которых доходил до 36% годовых (1, стр. 16).
Вместе с кредитными операциями древних банков постепенно стали развиваться и расчеты по обслуживанию вкладчиков. Расчеты производились с помощью так называемого "трансферита", т.е. переноса денежных средств с одной таблицы (счета) на другую.
Постепенно клиентура банков расширялась. Услуги, предоставляемые банками, привлекали деловых людей. Соответственно, и банки старались угодить клиентам, предлагая все новые удобства. Так, банки стали выполнять работу доверителей по составлению договоров между клиентами, выступать посредниками в торговых сделках.
Однако несправедливо было бы считать, что все эти операции древнего товарно-денежного обращения свидетельствуют о функционировании банка. Несомненно, банк - это гораздо более сложный институт и его нельзя охарактеризовать описанием нескольких простейших кредитно-денежных операций. По поводу времени возникновения банка в современном понимании этого слова мнения исследователей расходятся.
Некоторые авторы считают, что банк, как особый институт товарного хозяйства, возник не в связи с развитием товарно-денежных отношений на ранних этапах товарного хозяйства, а только в тот их период, когда нужна была сеть специальных учреждений, которые регулировали бы запутанное денежное обращение и производили в более широких масштабах кредитные операции. Отсюда выдвигается предположение, что банк возник только на такой стадии развития кредита, когда без его помощи не могли нормально функционировать капиталистические предприятия. Таким образом, банк воспринимается исключительно как явление капиталистического хозяйства.
Распространена и другая точка зрения. В "Словаре русского языка" Ожегова банк характеризуется как "крупное кредитное учреждение". Следовательно, речь идет о степени развития банковского дела, о том, какие операции выполняет кредитор по обслуживанию клиентов. Ростовщик становится банкиром, когда выполняемые им кредитные операции становятся системой. Кредит перестает удовлетворять чисто потребительские наклонности заемщика и выдается на проведение хозяйственных операций. Признаком банка является и то, что кредит в своей системе становится платным. Ссудный процент при этом не только покрывает расходы банкирского дома, но и обусловливает производительное использование заемщиком ресурсов, полученных им во временное пользование. Наряду с совершением кредитных сделок кредитор начинает выполнять расчетные и другие операции по распоряжению своих клиентов. Следовательно, банк - это такая ступень развития кредитного дела, при которой кредитные, денежные и расчетные операции стали концентрироваться в едином центре. Если такая точка зрения верна, то первые банки возникли задолго до мануфактурной стадии производства, в период становления государства, на этапе достаточно оживленного развития товарного обмена, денежных и кредитных отношений. А по свидетельству истории, такого рода отношения были уже в рабовладельческом обществе.
В настоящее время никто еще не поставил точку в этом споре. Оба подхода имеют право на существование, и лишь недостаток обоснованных исторических фактов не позволяет определить, кто из исследователей находится ближе к истине. Несомненно только одно - банк имеет долгую историю поступательного, эволюционного развития; этот хозяйственный институт играл и играет важную роль в развитии и функционировании экономики.
Сущность кредитных отношений. Функции Центрального Банка.
Итак, банк - это основное звено кредитной системы любого государства. Для того, чтобы понять сущность современного банка, необходимо дать определение кредитной системе. Кредит - это движение ссудного капитала, т.е. денежного капитала, который его собственники предоставляют в ссуду на условиях возвратности за плату в виде процента. Кредит - это средство, позволяющее напитывать экономику денежными ресурсами. Он выступает в двух основных формах: коммерческий и банковский кредит. Существуют и другие виды кредитов: потребительский, государственный, международный и т.д. Кредитная система рассматривается как совокупность кредитно-расчетных отношений, форм и методов кредитования с одной стороны; и как совокупность кредитно-финансовых институтов - с другой. Кредитно-расчетные отношения связаны с движением ссудного капитала и включают все упомянутые формы кредита.
Кредитная система как совокупность кредитно-финансовых институтов аккумулирует свободные денежные капиталы, доходы и сбережения различных слоев населения и предоставляет их в ссуду фирмам, правительству и частным лицам.
Исторически кредитные отношения прошли все стадии развития - от простейшей формы, когда заемщик напрямую связывался с кредитором и получал необходимую сумму денег под процент; через более сложную - когда в качестве посредника между ними встал банк; до современной формы, в которой появляется контролирующий и регулирующий орган - Центральный банк.
Вот как выглядит на сегодняшний день схема банковской системы любой страны:
Институт верхнего уровня банковской системы
Центральный банк
Институты нижнего уровня банковской системы
Небанковские
Коммерческие банки кредитно-финансовые
институты
Универсальные Специализированные Инвестиционные
банки банки компании Инвестиционные фонды
Инвестиционные банки Страховые компании Ипотечные банки Пенсионные фонды
Сберегательные банки Ломбарды Банки потребительского Трастовые компании
кредита и др.
Отраслевые банки
Внутрипроизводственные банки
Центральный банк, или, как еще его называют "банк банков", - это центр кредитной системы государства. Это орган, который регулирует и контролирует деятельность всех институтов нижнего уровня банковской системы. Первый центральный банк возник 300 лет назад (Шведский Риксбанк, 1668 г.). Главное условие нормального функционирования этого института - независимость от политического давления. Как правило, капитал центрального банка полностью принадлежит государству, но его акционерами могут быть коммерческие банки и другие финансовые институты. Основные функции центрального банка:
- денежно-кредитное регулирование экономики;
- эмиссия кредитных денег;
- контроль за деятельностью кредитных учреждений;
- аккумуляция и хранение кассовых резервов других кредитных учреждений;
- рефинансирование коммерческих банков;
- кредитно-расчетное обслуживание правительства;
- хранение официальных золотовалютных резервов. Для государств, которые в настоящий момент принадлежат к числу промышленно развитых, первая половина 20 в. прошла под знаком нарастания государственного вмешательства в народнохозяйственные процессы. Банковские крахи 20 - 30 гг. показали, что эффективное функционирование национальных экономических систем во многом основано на стабильности финансово-кредитных структур. Рынок же такую стабильность обеспечить не в состоянии. Вследствие этого кредитная система, также как и другие сферы экономики, стала все более подпадать под государственное регулирование и контроль.
В межвоенный период усилия по регулированию кредита были направлены главным образом на ослабление давления рыночной конкуренции на прибыли и капиталы банковских институтов. Именно здесь видели базу стабильности как всей финансовой сферы, так и отдельных банковских институтов. В качестве инструментов воздействия использовались жесткое регулирование ссудного капитала и стратегия четкого структурирования, разделения финансовых институтов и рынков. Государство пыталось таким образом достичь двух целей: во-первых, обеспечить развивающуюся экономику средствами платежа, ликвидностью, кредитом; во-вторых, избежать перекредитования; в-третьих, не допустить излишней концентрации сил в банковско-финансовой сфере, чтобы она не могла стать конкурентом государству в вопросах регулирования экономики.
После второй мировой войны давление государства на финансовую систему еще более увеличилось, тем самым сводя на нет возможность влияния на кредитные отношения рыночных сил. Однако с преодолением последствий войны, с ростом национального дохода, с усилением диверсификации промышленности и торговли, с активизацией международных связей по линии внешней торговли, с увеличением капиталовложений и в конечном итоге, с -ростом воздействия механизмов рынка на экономические процессы в целом ряде стран начинается переориентировка в рамках концепций хозяйственного роста: возрастающее влияние уделяется рыночным методам регулирования отношений в банковско-финансовой сфере.
Национальные власти постепенно соглашались с тем, что высокодиверсифицированные, сложные и быстро меняющиеся потребности современной экономики в финансовых услугах не могут более удовлетворятся в рамках сверхпротекционистских и зарегулированных банковских систем. В итоге уже к началу 80-х гг. в валютно-финансовой политике западных государств взаимодействовали две тенденции: дерегулирование отдельных товарных и особенно валютно-финансовых потоков и одновременно рост протекционизма, ограждение национального экономического пространства.
Эти исторические примеры показывают, насколько сложным и многогранным является процесс взаимодействия государства и кредитно-финансовой системы. По большинству вопросов посредником в этом взаимодействии выступает центральный банк. Практика показывает, что основной функцией, выполняемой центральным банком, является денежно-кредитное регулирование. Инструментарий кредитной политики очень широк, хотя каждая страна обычно использует лишь определенный набор способов воздействия. Перечислим основные инструменты денежно-кредитной политики:
Официальная учетная ставка - относительно редко изменяемая ставка центрального банка по которой он готов учитывать векселя или предоставлять кредиты другим банкам в качестве кредитора последней инстанции. Официальная ставка обычно выше рыночных ставок и служит ориентиром для них. Манипулирование процентными ставками во многих странах является важнейшим инструментом контроля над денежной массой. Например, рост процентных ставок, удорожание кредита побуждают сокращать кассовые остатки, снижают объем заимствований; соответственно сокращается потребность в платежных средствах и в то же время создается дополнительный стимул ускорения оборота денег.
Обязательные резервы - часть ресурсов банка, внесенных по требованию властей на беспроцентный счет в центральном банке. Это прямо ограничивает возможности кредитования и депозитной эмиссии.
Политика обязательных резервов впервые была опробована в США в 30-е гг., и сразу после второй мировой войны ее внедрили в практику центральные банки всех ведущих капиталистических стран. Однако норма банковских резервов - это в большей степени административный инструмент, и сейчас его значение во многих странах с развитой и относительно устойчивой экономикой снижается.
Операции на открытом рынке - операции центрального банка по купле-продаже коммерческих и казначейских векселей, государственных облигаций и прочих ценных бумаг, а также краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки. В период высокой конъюнктуры ЦБ предлагает коммерческим банкам купить ценные бумаги по выгодным для них ставкам, чтобы сократить их кредитные возможности. В период кризиса, наоборот, ЦБ создает возможности рефинансирования для коммерческих банков и ставит их в такие условия, когда им выгодно продавать центральному банку свои ценные бумаги. Эти операции служат прежде всего для регулирования спроса и предложения.
Контроль за рынком капиталов - порядок выпуска акций и облигаций, включая стандартные правила-требования, очередность эмиссии, официальный предел внешних заимствований относительно самофинансирования, квоты выпуска облигаций и т.д.
Допуск к рынкам — регулирование открытия новых банков, разрешение операций иностранным банковским учреждениям.
Валютные интервенции - купля-продажа валюты для воздействия на курс и, следовательно, на спрос и предложение денежной единицы. Непременно учитывается связь валютных операций с денежным обращением.
Эти и другие инструменты денежно-кредитной политики могут эффективно действовать только в условиях тесной увязки с фискальной политикой, законодательством.
Еще одна важная функция центрального банка - банковское регулирование. Под ним понимается система мер по обеспечению стабильного, безопасного функционирования банков, предотвращение дестабилизирующих тенденций. В рамках этой системы центральный банк производит надзор за операциями банков в интересах стабильности всей экономики. В основе банковского регулирования и надзора лежит принцип "CAMEL". Этот английский акроним составлен по заглавным буквам основных критериев банковского надзора:
- достаточность капитала (отношение собственных средств к суммарным активам);
- качество активов с точки зрения риска, ликвидности и т.д.;
- качество менеджмента;
- ликвидность: способность быстро и безболезненно выполнять обязательства (соотношение ликвидных и прочих активов);
- доходность (уровень прибыли на одну акцию или занятого). Центральный банк следит прежде всего за указанными показателями, даже если таких официальных нормативов не существует. Вся эта информация требуется не для того, чтобы контролировать каждый шаг банков, а для того, чтобы защитить общественные интересы, вовремя отреагировать на негативные тенденции.
Деятельность коммерческого банка на рынке банковских услуг.
Коммерческие банки представляют собой частные и государственные банки, предоставляющие широкий диапазон финансовых услуг, из которых наиболее важными считаются осуществление операций по кредитованию промышленных, торговых и других предприятий, населения, а также предоставление расчетно-кассовых и депозитных услуг.
Сегодня к группе коммерческих банков в разных странах относится целый ряд институтов с различной структурой и разным отношением собственности. Существуют также различные толкования самого понятия
"коммерческий банк". Главным их отличием от центральных банков является отсутствие права эмиссии банкнот. Традиционно среди коммерческих банков различаются два типа: универсальные и специальные.
Универсальный банк осуществляет все или почти все виды банковских операций: предоставление как краткосрочных, так и долгосрочных кредитов; операции с ценными бумагами, прием вкладов всех видов, оказание всевозможных услуг и т.п.
Специальный банк, напротив, специализируется на одном или немногих видах банковской деятельности. В отдельных странах банковское законодательство препятствует или просто запрещает банкам осуществлять широкий круг операций. Тем не менее прибыли банков от отдельных специальных операций могут быть настоль высоки, что деятельность в других сферах становится необязательной.
При прочих равных условиях универсальному банку свойственна большая устойчивость. В свою очередь, специальные банки могут выгодно отличаться высоким качеством тех услуг, на которых они специализируются. Однако надо иметь в виду, что в настоящее время всеобщим стал принцип универсализации банковской деятельности, а специализация сохраняется в основном по операциям, а не по отраслям.
Количество услуг, предоставляемых банками, особенно зарубежными, исчисляется сотнями, однако все они могут быть подразделены на ряд крупных групп.
Расчетно-кассовое обслуживание - услуги, связанные с осуществлением безналичных расчетов, а также приемом и выдачей наличных денег. К этой группе относятся все услуги, которые может получить предприятие-клиент данного банка. Каждому предприятию независимо от формы собственности на средства производства, обладающему правами юридического лица и действующему на принципах хозрасчета в коммерческом банке может быть открыт расчетный счет. Если предприятие имеет в других местах отдельные нехозрасчетные звенья, им открываются расчетные субсчета (на имя предприятия, по месту нахождения звеньев). Филиалы, представительства, отделения получает текущий счет. Предприятия могут осуществлять расчеты в наличной и безналичной (с помощью платежных поручений, чеков, аккредитивов, пластиковых карт) форме. Предприятие сдает в кассу банка выручку, получает заработную плату (в виде наличных денег).
Кредитные услуги - наиболее распространенная и важная деятельность банка. Кредитные операции относятся к активным операциям банка. Формально различается два вида таких операций: денежная ссуда (банк предоставляет заемщику некоторую сумму денег на определенное время и под
определенный процент) и гарантийное обязательство банка (обязательство осуществить платежи в случае, если заемщик не сможет оплатить свои обязательства). Кредитные операции можно классифицировать по ряду признаков:
- В зависимости от обеспечения: необеспеченные (бланковые и персональные) и обеспеченные (вексельные, подтоварные, под ценные бумаги).
- По срокам погашения: онкольные (до востребования), краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные (от 5 лет).
- По характеру погашения: единовременным взносом или в рассрочку.
- По методу взимания процента: в момент предоставления ссуды; в момент погашения кредита; равномерными взносами на протяжении всего срока кредита.
- По видам заемщиков: промышленный кредит - предоставляется предприятиям для пополнения временной нехватки оборотного капитала и вложений в основной капитал, расширения производства и т.д. Сельскохозяйственный кредит - ипотечные ссуды для покрытия крупных капитальных затрат; краткосрочные ссуды на временные нужды, погашаемые обычно при реализации урожая. Кредит на операции с ценными бумагами - выдается под обеспечение ценными бумагами и используется для биржевых операций. Потребительский кредит - выдается под залог жилых строений; на покупку потребительских товаров с погашением в рассрочку; ссуда с разовым погашением по окончании ее срока.
Рынок кредитов - это сфера обращения ссудных средств. Каждому виду ссуд соответствует вид рынка. Существуют ссуды-депозиты, межбанковские ссуды и ссуды для осуществления затрат.
Существует большое количество видов кредитов по целям: контокоррентный, ломбардный, овальный, муниципальный и др., а также заменители кредита: лизинг, факторинг, форфейтинг.
Депозитные услуги - открытие и обслуживание счета клиента в банке. Источники средств, помещаемых на вклады, разнообразны. Это средства на счетах предприятий, счетах заработной платы рабочих и служащих, счетах государственных предприятий и учреждений, которые временно не используются, но должны находиться на счете. Вклады подразделяются на три группы:
- Бессрочные вклады (до востребования). Обычно их владельцы получают низкий процент или вообще его не получают. Депозиты до востребования предназначены в первую очередь для осуществления текущих расчетов, как правило, они являются краткосрочными.
- Срочные вклады. Они делятся на две группы. Собственно срочные вклады -сумма вклада возвращается владельцу по истечении заранее обговоренного срока. Вклад с предварительным уведомлением - деньги возвращаются после поступления в банк письменного заявления вкладчика. Вкладчик получает по этим депозитам более высокие проценты, банк получает выгоду от распоряжения деньгами клиента.
- Сберегательные вклады. Служат для накопления или вложения денежных сбережений. Банки принимают определенные меры по обеспечению сохранности таких вкладов.
Инвестиционные услуги - выражаются в предоставлении клиенту возможностей инвестирования денежных средств в ценные бумаги, недвижимое или движимое (драгоценные металлы, произведения искусства) имущество.
Услуги, связанные с внешнеэкономической деятельностью, а также валютные услуги - в их число входят следующие услуги: открытие валютных счетов предприятиям-резидентам, гражданам-резидентам, а также физическим и юридическим лицам данной страны; купля-продажа валюты; предоставление валютных кредитов и т.п.
Трастовые услуги - операции банков по управлению имуществом и выполнению других услуг по поручению и в интересах клиента на правах его доверительного лица
Депозитарные услуги - услуги по хранению (депонированию) ценных бумаг, а также по их обслуживанию, т.е. выполнению поручений депонента по реализации прав, удостоверенных ценными бумагами за исключением заключения сделок от имени и за счет депонента, или от имени депозитария за счет депонента.
Консультационные услуги - по банковским, правовым, финансовым проблемам, включая вопросы: купли-продажи товара, ведения бизнеса, личного и семейного характера, а также предоставление различного рода рекомендаций и информации.
Наиболее полным и объективным источником, по которому могут быть оценены все параметры деятельности банка, является банковский баланс. Он представляет собой систему показателей, характеризующих финансовое состояние банка на определенную дату. Баланс состоит из двух частей - актива и пассива. Актив характеризует структуру вложений банка, пассив характеризует структуру источников средств банка.
В активах банка выделяются кредитные операции и операции с ценными бумагами. На них приходится до 80% всех активных статей. Кроме них к активным относятся кассовые, акцептные операции, сделки с иностранной валютой, недвижимостью.
Виды пассивных операций:
Заемное финансирование
Вклады Полученные средства Эмиссия ценных
(финансовые (финансовые обязательства перед бумаг
обязательства другими банками)
перед клиентами
банка)
Депозиты Сберегательные Ипотечные и Банковские и
вклады коммунальные сберегательные
облигации облигации
Итоговая строка баланса (валюта баланса) обобщенно характеризует размеры банка и чем цифры больше, тем солиднее банк. Условно банки можно подразделить на небольшие, средние и крупные.
Банковские ресурсы формируются за счет двух источников: собственных и привлеченных. Собственный - уставной (акционерный) капитал, резервный и другие фонды. Чем больше банк имеет собственных средств, тем он надежнее.
Однако коммерческий банк - это особый экономический институт, аккумулирующий значительные суммы заемных средств. На собственный капитал приходится лишь незначительная часть банковских ресурсов.
Развитие российской банковской системы.
Западная Европа начала переход от меняльных контор к банкирским домам и акционерным банкам на рубеже 17 и 19 вв. Россия вступила на этот путь лишь спустя столетие. В развитии кредитной системы России выделяется два этапа: с 1733 г., когда был создан первый государственный банк, до 1860 г., когда была проведена реформа кредитного обращения; и с 1860 г. по 1917 г.
Российская дореформенная банковская система имела ряд особенностей. Банковское дело в нашей стране было практически монополией государства. В основном вся банковская система состояла из центральных и местных государственных кредитных учреждений. Самым важным и наиболее развитым был ипотечный кредит. Во первых, это объяснялось тем, что недвижимость рассматривалась как самое надежное обеспечение. Такая практика существовала во многих европейских странах. Во вторых, (и это чисто российская черта) кредитные учреждения того времени были призваны обслуживать класс российских помещиков. Ипотечные кредиты выдавались под сравнительно низкий процент - 6-8% годовых при частном около 20% (1, стр. 154). Центральные банки быстро раздавали все средства, которые замораживались у землевладельцев на длительные сроки. Они, как правило, были не в состоянии не только вернуть кредит, но и выплатить по нему проценты. К конфискации имений за долги государство прибегало довольно редко. Таким образом, банкам периодически приходилось обращаться к казне за предоставлением новых средств. Конечно, при такой кредитной политике не могло идти и речи о приеме банками вкладов.
Лишь с 1770 г. некоторые банки стали получать право приема вкладов. Первоначально процент по ним составлял 5% годовых. При сравнительно низкой торгово-промышленной активности, обусловленной господством натурального хозяйства, именно эти 5% годовых по депозитам были основой более чем столетней государственной банковской монополии. Россия была единственной страной в мире, неограниченно принимавшей вклады в принадлежащие ей банки и начислявшей по ним простые и сложные проценты. При этом владельцы получали вкладные билеты, которые можно было как деньги передавать другим лицам, получая еще около 4% годовых. Если учесть, что в России в то время практически отсутствовал рынок ценных бумаг, который мог бы отвлекать на себя часть капиталов; что государственные банки постоянно и неукоснительно выполняли свои обязательства перед вкладчиками; что население широко информировалось об операциях банков, нетрудно понять, что почти все накопленные денежные капиталы сосредоточились в государственных банках. Это задерживало развитие капиталистического банковского кредита в виде банковского промысла - частных банков и банкирских домов. При этом большая часть вкладов в государственные банки не использовалась в хозяйственной деятельности.
С конца 18 в. казна стала прибегать к "позаимствованиям" из Заемного банка путем получения кратко- или долгосрочных ссуд. При этом финансовые органы часто сознательно ограничивали активные операции банков для того, чтобы обеспечить необходимые средства для покрытия дефицитов. Обычно удельный вес правительственных "позаимствований" из кредитных учреждений в госбюджете составлял 5-8%, увеличиваясь в периоды войн и кризисов до
12-15%. В результате к моменту ликвидации дореформенных банков долг казны им составлял 521 млн. руб. серебром (1, стр. 155).
В последние годы 18 в. быстро падал курс российских ассигнаций, ухудшался вексельный курс. Для улучшения торгового баланса было предпринято создание сети учетных контор, которые должно были выдавать ссуды купцам-экспортерам. 7 мая 1817 г. Александр 1 учредил вместо них Государственный коммерческий банк. Для того, чтобы облегчить положение банков, а также создать благоприятные условия для размещения акций и облигаций начавших возникать акционерных обществ, в 1857 г. правительство снизило процентные ставки банков по активным и пассивным операциям. Однако отлив вкладов, который последовал за этим, оказался слишком сильным. В 1857 г. затребования вкладов превысило вложения не II млн. руб., в 1858 г.-на 52 млн. руб., в 1859 г. - на 104 млн. руб. Все контрмероприятия правительства не смогли спасти ситуацию. Было принято решение о ликвидации казенных банков с передачей освобождающихся средств и обязательств создаваемому Государственному банку, который начал свои операции 2 июня 1860 г.
После реформы 1861 г. в стране начался активный процесс создания частных коммерческих банков в виде акционерных банков и обществ взаимного кредита. Первым акционерным коммерческим банком, возникшим в России, стал Петербургский частный коммерческий банк, образовавшийся в 1864 г. Его уставный капитал был определен в размере 5 млн. руб. Для поддержки банка и усиления своего влияния на его деятельность правительство приобрело пакет его акций на сумму в1 млн. руб., и на 10 лет отказалось от получения своих дивидендов. Деятельность банка была успешной: в первые 5 лет его существования дивиденды по акциям банка составляли от 8,6 до 11,4%.
Наибольшего размаха предпринимательская деятельность в области банковского дела достигла в начале 70-х годов 19 в. Современники объясняли это тем, что "публика, привыкшая к неограниченному доверию к казенным банковским учреждениям, с таким же доверием отнеслась и к вновь возникшим частным предприятиям" (1, стр. 169).
Возникновение акционерных коммерческих банков внесло большие изменения в процесс акционерного учредительства. Их акции сделались наиболее модной и привлекательной дивидендной ценной бумагой, обычно дававшей высокий процент (около 20% годовых). Эти банки стали осуществлять вкладные операции, аккумулируя у себя свободные капиталы и конкурируя в этом отношении с образующимися торгово-промышленными компаниями. Важно и то, что российским банкам не было нужды разрабатывать стратегию и тактику операций, связанных с ценными бумагами: они могли позаимствовать их из опыта западных банков.
Кризис, происшедший в 1873 г. на Венской и берлинской биржах, хотя и не затронул Петербургскую биржу, не оперировавшую с европейскими бумагами, но вызвал в России спад темпов акционерного учредительства. А в октябре 1875 г. биржа испытала настоящее потрясение от банкротства одного из крупных коммерческих акционерных банков - Московского коммерческого ссудного банка. В 1877 - 1878 гг. в результате русско-турецкой войны еще 6 акционерных коммерческих банков объявили о своей несостоятельности, что вызвало биржевую панику.
В конце 19 в. начинается новый подъем акционерного учредительства. Всего за 1887 -1901 гг. было вновь учреждено II банков с капиталом
29 млн. руб. (1, стр. 171).
Начиная с 1869 г., банки стали получать право приобретения частных негарантированных ценных бумаг. За эту операцию банк получал большую премию, что дало отрицательный эффект: во-первых, банки стали отдавать предпочтение такого рода сделкам в ущерб более важным в экономическом плане операциям по кредитованию торгового оборота; во-вторых, это открывало простор для злоупотреблений со стороны акционерных компаний.
В России стояла обстановка экономического подъема, росла доходность акционерных компаний, на рынке имелись в наличии свободные капиталы, банковский кредит под частные ценные бумаги расширялся - все это имело следствием возникновение биржевого ажиотажа. Начало его относится к осени 1893 г. К концу лета 1895 г. он достиг апогея, а в августе разразился биржевой кризис. Акционерные компании, имевшие задолженности по облигационным займам, пострадали особенно сильно, так как банки стали сокращать кредиты прежде всего тем предприятиям, чья ответственность по облигациям делала менее надежным обеспечение по другим кредитам.
Биржевой кризис поставил многие акционерные коммерческие банки в очень трудное положение. Находящиеся у них в залоге акции упали в цене и далеко не обеспечивали задолженности своих владельцев. В 1901 г. реализация залогов сделалась практически невозможной: покупателей на них не находилось. В результате банки оказались надолго связанными с компаниями, чьи акции находились у них в портфелях. Этим был сильно ускорен процесс сращивания банковского и промышленного капитала и образование финансового капитала.
Российские биржи имели одну особенность: они не принимали непосредственного участия в размещении частных ценных бумаг. Поэтому акции размещались либо частным образом, либо при посредстве банков. Общая сумма затрат акционерных банков по операциям с негарантированными частными ценными бумагами составила: на 1 января 1902 г. - 239 млн. руб., 1910 г. - 304 и 1914 г. - 1619 млн. руб. (1, стр. 177). 1912 г. был назван экономическими обозревателями "биржевым годом" деятельности банков.
Всего с начала войны до конца 1916 г. открылись 14 акционерных коммерческих банков с капиталом 48,8 млн. руб., действующие банки за это время увеличили акционерный капитал на 98,4 млн. руб. (1, стр. 178). Но ни темпы акционерного учредительства, ни относительно высокие курсы акций в течении всего 1917 г. нельзя расценивать как показатель благополучного состояния фондового рынка и экономики в целом. Наоборот, они свидетельствовали о его полной дезорганизации, порожденной войной, инфляцией, развалом народного хозяйства. Все это учитывали банки, когда с августа они приступили к сокращению своих активных операций, и в первую очередь операций с дивидендными ценностями.
14 декабря 1917 г. декретом ВЦИК банковское дело в России было объявлено государственной монополией, все акционерные и другие коммерческие кредитные учреждения национализированы и объединены с Государственным банком.
Банки в СССР. Начало реформирования кредитной системы.
Про банковскую систему, существовавшую в СССР, сказать можно немного, в основном потому, что она лишилась своей сущности, была превращена из независимого экономического института в обезличенный придаток административно-командной модели управления. До революции в России, как и в западных странах, существовала трех-четырехъярусная структура кредитной системы, приспособленная для обслуживания рыночных отношений: центральный банк - 1 ярус, коммерческие и земельные банки - II, страховые компании - III. В годы НЭПа кредитная система, разрушенная революцией и войной, возродилась, но уже в двухъярусном виде: Госбанк и сеть банков различных форм собственности и специализации. Все оно базировались на кредитно-золотой основе денег и обслуживали потребности рыночного хозяйства.
В 30-е гг. кредитная система была реорганизована и приобрела чрезмерно укрупненный и централизованный вид. Вместо разветвленной кредитной системы осталось три банка (Госбанк, Строительный банк, Банк для внешней торговли) и система сберкасс. Это было обусловлено не экономическими потребностями, а политизацией всех сфер экономики. Такая система имела множество недостатков:
- выполнение банками роли второго госбюджета, на долю которого приходилось списание долгов предприятиям, особенно в сфере с/х;
- потеря банковской специализации;
- монополизм, обусловленный отсутствием у предприятий альтернативных источников кредита;
- слабый контроль банков (на базе кредита) за деятельностью различных сфер;
- неконтролируемая эмиссия кредитных и бумажных денег. Эти и другие недостатки отражали слабую эффективность банковской системы в ее воздействии на производство.
Экономическая реформа, начатая в СССР в 1985 г., затронула и банковскую сферу. Начало преобразований относится к 1987 г., когда Госбанк СССР лишился своих монопольных функций и был отстранен от непосредственной работы с клиентами. Было созданы 5 государственных специализированных банков: Внешэкономбанк СССР, Промстройбанк СССР, Агропромбанк СССР, Жилсоцбанк СССР и Сберегательный банк СССР. Специализация должна была приблизить банки к конкретным отраслям хозяйства, к каждому отдельному предприятию, чтобы обеспечить им качественное кредитно-кассовое обслуживание и партнерское участие банков в их деятельности. В какой-то степени эти требования были выполнены, однако эта реформа породила больше негативных, чем позитивных моментов:
- в деятельности банков преобладали управленческие функции;
- банки по-прежнему оставались государственными;
- сохранился их монополизм по отношению к клиентам;
- распределение кредитных ресурсов производилось по вертикали;
- банки продолжали субсидировать предприятия и отрасли, скрывая низкую ликвидность, не были созданы денежный рынок и торговля кредитными ресурсами; - увеличились издержки на содержание банковского аппарата;
- реорганизация не затронула деятельность таких важных кредитных источников, как страховые учреждения.
Пожалуй, единственными позитивными моментами реформы стали упорядочение банковских расчетов и большая специализация в банковском деле.
Новым этапом в развитии банковской системы страны стал отход от монополизма путем создания коммерческих банков на паевых началах, которые действовали на принципах полного хозяйственного расчета. Летом 1988 г. был принят Закон о кооперации в СССР, предусматривающий возможность создания кооперативных банков, первый из которых появился уже 24 августа 1988 г. Новые банки создавали кооперативы, государственные предприятия и общественные организации. 06 их развитии говорят следующие данные: на 3 августа 1990 г. Госбанком СССР было зарегистрировано 358 коммерческих и кооперативных банков. Общая сумма объявленного уставного фонда составила около 4 млрд. руб., из которых оплаченный капитал был равен 2,9 млрд. руб. По состоянию на ту же дату банки привлекли от клиентов на расчетные счета и депозиты 11,6 млрд. руб.
Рыночные отношения в банковской деятельности не всегда устанавливались легко и безболезненно. Бывали случаи, когда учреждения специализированных банков задерживали перечисление паевых взносов со счетов пайщиков, препятствовали перечислению средств в депозиты и вклады, что ограничивало хозрасчетную самостоятельность предприятий, отказывались открывать коммерческим банкам корреспондентские счета. Нарушались права клиентов на свободный выбор банков для своего обслуживания.
Большинство коммерческих и кооперативных банков выполняли ограниченный круг операций: за счет собственных и привлеченных ресурсов производилась выдача кратко- и долгосрочных кредитов предприятиям, организациям и кооперативам. Однако для обеспечения своей жизнеспособности в условиях конкуренции многие коммерческие банки стремились повышать качество обслуживания клиентуры, расширять сферу услуг, находить новые источники ресурсов и сферы выгодного приложения капитала.
Таким образом, в 1988 - 1989 гг. начала формироваться трехъярусная банковская система, состоящая из Госбанка СССР, государственных специализированных банков, которые в ряде случаев выступают в качестве агентов правительства при проведении тех или иных операций, и коммерческих банков. Несмотря на все трудности, упущения и негативные моменты, имевшие место при создании принципиально новой для нашей страны кредитной системы, в СССР сложился межбанковский рынок.
Основные черты и особенности функционирования современной банковской системы России.
В декабре 1990 г. Верховный Совет СССР принял новый проект кредитной системы, который воплотился в законах о Госбанке СССР и о банковской деятельности. Законодательно была установлена двухуровневая банковская система, состоящая из Госбанка и сети коммерческих банков. С тех пор многое поменялось и в политическом устройстве страны, и в экономической системе. Нормативы деятельности банковской системы постоянно корректируются и дополняются Центральным банком РФ, но законодательная база остается неизменной. Современное положение в банковской сфере отличается особой, чисто российской спецификой по многим параметрам деятельности. Далее будут рассмотрены некоторые черты, характерные для банковской системы России, а также основные особенности ее функционирования.
Российские банки можно классифицировать по нескольким основным параметрам, среди которых размер банка и база, на которой он был создан. По последнему признаку банки подразделяются на три группы:
1. Банки, организованные на основе учреждений бывших государственных специализированных банков. Сюда входят такие крупные банки, как Сбербанк РФ, Россельхозбанк, Промстройбанк, Мосбизнесбанк, Уникомбанк.
2. Вновь созданные коммерческие банки, большинство из которых являются универсальными. Наиболее крупные из них находятся в Москве: ОНЭКСИМ Банк, Международный московский банк, Инкомбанк, Токо-банк, Менатеп, Банк Империал и другие;
3. Отраслевые банки, созданные в основном на базе министерств и ведомств (Нефтехимбанк, Газпромбанк и другие).
Размер банка - категория относительная, все зависит от того, какой показатель брать за основу измерения. До недавнего времени наиболее популярным признаком был размер уставного фонда банка.
Группировка банков России по размеру уставного фонда (10, стр.15):
До 100 млн. руб. - 2,8%
от 100 до 500 млн.руб. - 30,8%
от 500 млн. руб. до 1 млрд. руб. - 12,5%
от 1 до 5 млрд. руб. - 34,7%
от 5 до 20 млрд. руб. - 15,6%
от 20 млрд. руб. - 3,6%
В настоящее время большее внимание стало уделяться другим показателям, которые способны показать объективную картину практической деятельности банка. Такие данные можно получить из рейтингов, которые периодически публикуют различные издания. Вот как выглядит десятка ведущих банков страны по рейтингу "Интерфакс - 100" (14, стр.8).
Показатели для таких рейтингов берутся из балансовых отчетов банка. Еще несколько лет назад российские банки крайне неохотно предоставляли специалистам и общественности такого рода информацию, а та, что все-таки попадала в печать, зачастую грешила неточностями или прямыми искажениями. В настоящее время благополучные банки сами предоставляют такие материалы прессе, а нередко даже платят за их опубликование. И несмотря на то, что возможность предоставления неверных сведений по-прежнему существует, к этим материалам можно относится с достаточным доверием, т.к. возможности контроля и степень информированности населения существенно возросли, и надежные банки не будут портить свою репутацию опубликованием заведомо неправильных показателей деятельности.
Балансы банков существуют в двух видах: краткие, которые могут быть представлены широкому кругу интересующихся лиц, и более развернутые, с которыми работают специалисты - аналитики, контролеры, аудиторы и пр. Вот пример краткого баланса (16, стр. 5):
Баланс коммерческого банка "МонтажСпецБанк" на 1.01.1996. (млн. руб.)
Одной из специфических особенностей российской банковской системы является крайняя неравномерность территориального распределения банковских учреждений. Так из 100 банков, упомянутых в рейтинге, 60 расположены в Москве, а остальные 40 - в крупных городах России. Очень мало банков работает в сельской местности, в дальних районах. Обслуживанием организаций и населения там занимаются в основном филиалы Россельхозбанка, Сбербанка РФ и филиалы банков областных центров. Большинство провинциальных банков имеют ярко выраженную региональную ориентацию, в результате чего существует множество относительно обособленных локальных банковских рынков. Такая ситуация имеет объективные причины - большая территория, неразвитость инфраструктуры вдали от крупных городов и т.п., но тем не менее устранение территориальной неравномерности - одно из перспективных направлений развития российской банковской системы.
Другое направление развития - расширение ассортимента и улучшения качества банковских услуг. Сейчас российские банки предоставляют своим клиентам практически все возможные банковские услуги, однако нельзя сказать, что спрос на них удовлетворен полностью и повсеместно.
Депозитные услуги. Как и в прошлые годы, большая часть вкладов населения (около 90%) находится на счетах в учреждениях Сбербанка РФ -это единственный банк, сохранность вклада в котором гарантируется государством. Большую роль играет и доступность отделений Сбербанка. Коммерческие банки лишь в последнее время стали активно развивать этот вид услуг - время "легких денег" кончилось, финансовая ситуация в стране несколько стабилизировалась и, как следствие, банки начали работать над диверсификацией своей деятельности. Многие банки для привлечения свободных денежных средств используют все новые и новые средства: предоставление различных видов услуг, открытие разнообразных, выгодных для вкладчика счетов (срочные, сберегательные, пенсионные, валютные и пр.).
Кредитные услуги. Основным видом активных операций российских коммерческих банков является кредитование юридических лиц. Приоритеты кредитования определяются направленностью деятельности конкретного коммерческого банка. Банки, имеющие в числе своих клиентов крупные промышленные предприятия, специализируются на выдаче кредитов в промышленность; банки, работающие со строительными фирмами, кредитуют строительство, и т.д. Однако у большинства банков высок процент вложений в торговлю и практически отсутствует кредитование населения. По существу, единственным банком, занимающимся кредитованием физических лиц, является Сбербанк РФ.
В последнее время повысилась роль среднесрочных кредитов, что свидетельствует о постепенной стабилизации денежно-кредитной системы России. Однако банки по-прежнему с большой осторожностью относятся к проблеме выдачи кредитов. Каждый банк проводит собственную политику, зависящую от таких факторов, как текущий курс доллара, темпы инфляции, политическая ситуация в стране, источник средств для выдачи кредитов (государственные дотации; кредиты, полученные от западных стран; собственные средства, и пр.). Соотношение всех этих факторов определяет степень рискованности кредитования различных отраслей для конкретного банка. Возрастает доля межбанковских кредитов: с 2% в 1993-94 гг. до 10-15% в настоящий момент.
Расчетные услуги. В расчетных операциях коммерческих банков основное место занимают расчеты коммерческими поручениями. Более сложные формы расчетов - инкассо, аккредитивы и др. - применяются реже, в основном
при международных расчетах. Для осуществления платежей используется система расчетно-кассовых центров ЦБ, создаются альтернативные системы расчетов через корреспондентские счета. Такие системы образуются следующими способами:
- простое открытие корреспондентских счетов и установка двусторонней системы межбанковской связи;
- организация системы расчетов через клиринговый центр;
- создание расчетной системы и клиринговой сети на базе крупных коммерческих банков.
Операции с ценными бумагами. Многие коммерческие банки занимаются выпуском своих ценных бумаг - акций, облигаций, векселей. Их рейтинг на вторичном рынке ценных бумаг довольно высок в силу их надежности и доходности - если, конечно, речь идет о банках, пользующихся доверием. Государство начало размещать на рынке свои ценные бумаги - ГКО, ОФЗ и др. Операции с ними ведутся очень активно, т.к. доход по ним достаточно высок, а их ликвидность гарантирована государством. Вложения банков в корпоративные ценные бумаги растут незначительно, и лишь относительно немногие банки активно занимаются инвестиционным посредничеством.
Операции с валютой. В настоящее время положение на рынке валюты достаточно спокойное. После введения валютного коридора многие банки, специализировавшиеся исключительно на спекуляциях с валютой, потерпели крах. Теперь на этом рынке остались крупные банки, имеющие возможность оперировать значительными рублевыми и валютными суммами и получать спекулятивные выигрыши за счет большого оборота, а также банки, покупающие или продающие валюту для собственных нужд или для нужд своих клиентов. Упорядочилась ситуация и другими услугами банков. Центральный Банк России проводит жесткую политику лицензирования банков, занимающихся куплей-продажей валюты, конвертацией валют, открытием валютных счетов юридическим и физическим лицам.
В целом рынок банковских услуг в России развивается достаточно быстро, хотя и сильно зависит от изменений в экономической и политической конъюнктуре.
Специфической чертой банковской деятельности в России является и то, что большое количество банков существует на грани нарушения положений, регулирующих банковскую сферу. По данным Центробанка РФ, в 1993 г. 1229 коммерческих банков (58% от общего числа) нарушили директивы и экономические нормативы ЦБ (13, стр. 4). Такое положение недвусмысленно свидетельствует о том, что Центральный Банк не может достаточно эффективно выполнять свои функции. Причин этому несколько:
- ЦБ России зависит от политических сил, что определяет его вынужденную политику по многим вопросам;
- недостаточно развита организационная система ЦБ, что затрудняет обеспечение банковского надзора;
- общее состояние экономики страны, слабость теоретического и методологического обеспечения работы Центрального Банка, не всегда высокое качество подготовки его сотрудников.
В качестве мер по улучшению ситуации специалисты называют следующие: возможность доступа уполномоченных сотрудников ЦБ ко всей информации и документации банка; осуществление запросов информации с клиентов и акционеров банка с целью проверки достоверности сведений,
предоставленных банком; более частое предоставление банками наиболее важной отчетности; активное развитие и совершенствование института аудита. Совокупность этих и других мер позволит Центральному Банку полнее и совершеннее исполнять свои функции по контролю и надзору за коммерческими банками, по стабилизации кредитно-финансовой системы России, по защите прав клиентов банков.
В последнее время появилась еще одна интересная особенность в расстановке сил на банковском рынке России. На сегодняшний день она, быть может, еще не играет значительной роли, однако впоследствии способна будет привести к значительным изменениям. Заключается эта особенность в следующем. Формально в России существует двухъярусная банковская система, однако реальная экономическая ситуация диктует некоторые коррективы. В банковских сферах сейчас сложилось мнение, что между 1 и II ярусами системы возникла своеобразная прослойка, которая на практике не вписывается ни в первый, ни во второй ярус. Эта прослойка состоит из 12 крупнейших московских банков, а именно: Внешторгбанк, Сбербанк РФ, ОНЭКСИМ Банк, МФК, "Менатеп", Промстройбанк, Империал, Инкомбанк, "Российский кредит", Столичный банк сбережений, Токо-банк и Мост-банк. Особое положение этих банков определяется следующими условиями. Во-первых, клиенты этих банков - крупнейшие промышленные и внешне-торговые предприятия России. Перечисленные банки либо стоят во главе различных ФПГ, либо встроены в них. Во-вторых, все эти банки тесно и взаимовыгодно сотрудничают с государством, получая, таким образом, весомую поддержку -как моральную, так и материальную. Как следствие, эта группа определяет "погоду" на финансовом рынке страны. Динамика процентных ставок, объем сделок, ликвидность рынков - на эти и другие показатели решающее влияние оказывает поведение "банковских акул", которые становятся своего рода монополистами банковского рынка.
Специфической чертой развития российской банковской системы были и остаются взаимоотношения наших и западных банков. Когда в прошлом и позапрошлом году обсуждался вопрос о снятии протекционистских ограничений с деятельности западных банков в России, это вызывало панику в банковских кругах. Высказывались опасения, что более развитые, совершеннее оборудованные западные банки, располагающие большими капиталами, "подомнут" под себя российский рынок, а наши банки либо будут поглощены западными гигантами, либо обанкротятся. Однако ничего этого не произошло. В России сейчас открылось достаточное количество отделений иностранных банков, но это практически не сказалось на рыночной ситуации, больше того, основная масса реальных и потенциальных потребителей банковских услуг даже не заметила произошедших изменений. Причин, по которым это произошло, несколько:
- активность крупных западных компаний в России снизилась, таким образом для западных банков стало бессмысленно сопровождать здесь своих клиентов;
- крупные российские компании, прежде всего экспортные и импортные, уже являлись клиентами российских банков и не собирались их менять;
- в России высоки кредитные риски, за счет чего сфера кредитов и инвестиций не может считаться приоритетной для западных банков;
- в такой сфере, как прием частных вкладов, западные банки оказываются неконкурентоспособными, т.к. во-первых, они, наравне с российскими
банками, подчиняются тем нормативам ЦБ, которые относятся к такого рода услугам, а значит несут все связанные с этим системные риски; а во-вторых, проценты по вкладам у них традиционно ниже.
Положение наших банков за границей отличается еще большими сложностями. На Западе российские банки имеют устойчивый имидж финансовых структур, отмывающих "грязные деньги", так что любой банк, желающий выйти на международную арену, должен предварительно доказать свою благонадежность. Немало трудностей и в непосредственной работе. Российским банкам некого сопровождать за границей, т.к. практически не существует крупных российских компаний, ведущих постоянную и активную работу за рубежом. Иностранные клиенты относятся к отделениям наших банков с недоверием. Исключение составляют лишь бывшие совзагранбанки, которые имеют репутацию и кредитную историю.
Что касается привлечения инвесторов в экономику России, то это направление пока не работает. Западный капитал способен производить инвестиции без посредников, а привлекать российский капитал, утекший в свое время за границу, наши банки не могут, так как совершенно неясна законодательная база такого процесса. Российские банки, действующие за рубежом, стремятся пересылать привлеченные средства в Россию, однако наталкиваются на сопротивление Центральных Банков западных стран, так как такая операция, по их мнению, имеет слишком высокую степень риска.
Практически во всех западных странах существуют очень высокие требования к подразделениям иностранных банков. Так в США они должны оплатить уставный фонд в размере 25 млн. долларов. Лишь немногие российские банки могут позволить себе такие затраты. Чтобы проиллюстрировать описанные трудности, приведу лишь один пример: в России сейчас около 2500 банков. Только 2 из них имеют на сегодняшний момент подразделения в Европе: Столичный банк сбережений - в Нидерландах, ОНЭКСИМ Банк - в Швейцарии.
Из этой ситуации можно сделать два вывода: во-первых, России не надо вести активную политику протекционизма на финансовом рынке, бума иностранных банков не предвидится. Во-вторых, российские банки должны приложить максимум усилий для того, чтобы стать равноправными конкурентами иностранных банков на их территории. Государство, в свою очередь, может помочь этому процессу, употребив политическое влияние.
В основе деятельности любого западного банка лежит прогнозирование, скрупулезный расчет всех факторов, которые могут оказать влияние на банковскую конъюнктуру. Но если на Западе такие прогнозы могут изменяться или даже опрокидываться под воздействием каких-то внешних факторов, то в России, с ее ежедневно меняющейся экономической и политической ситуацией, составление прогнозов - чрезвычайно неблагодарное дело. В настоящий момент все российские банки с озабоченностью ждут выборов, которые могут кардинально изменить положение с стране. Однако прогнозы все же существуют. Они достаточно глобальны, т.к. составляются не для отдельного банка или группы банков, а для всей банковской системы России. Трудно ожидать, что они выполнятся с точностью, однако они могут служить некими ориентирами, по которым банки будут определять свои цели и перспективы развития.
По одному из таких прогнозов (15, стр.6) существует возможность попадания российской банковской системы в состояние кризиса, причиной
которому может послужить... финансовая стабилизация. Аргументируется такое предположение следующими фактами. Еще до недавнего времени большинство банков оперировало на финансовом рынке, наращивая капиталы за счет высокой инфляционной маржи. Все они имели соответствующую стратегию работы на "коротких деньгах". Деньги обращались, в основном, в спекулятивном секторе финансового рынка, а банки получали опасно негибкую структуру баланса: большое количество "бесплатных обязательств", низкая доля работающих активов, диспропорция в доле рублевых и валютных состава баланса.
С введением валютного коридора и снижением темпов инфляции такие банки попали в тяжелую ситуацию. Часть из них прекратила свое существование, оставшиеся были вынуждены приспосабливаться к ситуации, диверсифицируя свою деятельность, выходя на новые рынки потребителей банковских услуг. Тем временем ЦБ ужесточал нормативы работы банков, обсуждал проблему выведения мелких и средних банков в разряд небанковских институтов.
Фактом является и то, что банковская система России опередила в своем развитии производственную сферу. Банкам трудно договариваться с промышленниками, не все из которых способны работать в новых рыночных условиях. Центральный Банк также пока не может найти эффективные пути использования банковских капиталов для оживления производства.
Не исключено, что в процессе финансовой стабилизации государство пойдет на девальвацию рубля - такое случалось в западных странах, однако рост инфляции при этом по-прежнему будет сдерживаться. Произойдет падение доходов населения, а значит, сократится количество частных вкладов. Другая доходная статья - кредиты - не даст возможности получения быстрых и высоких доходов, так как в периоды спокойствия в экономике возрастает роль среднесрочных кредитов под умеренные проценты. Такой вариант развития событий может привести к банковскому кризису.
В этом случае под основным ударом окажутся региональные банки, в которых сконцентрированы не очень большие капиталы. Крупные банки могут пострадать от "эффекта домино". Если вспомнить недавний кризис, который разразился из-за неплатежей на рынке межбанковских кредитов, то такой путь развития ситуации не покажется чересчур мрачным. Этот прогноз лишний раз показывает, насколько осторожными должны быть представители государства, разрабатывающие тот или иной макроэкономический проект, и насколько гибкой и многогранной должна быть схема деятельности любого банка. Только такая политика позволит избежать кризисов и соблюсти интересы как государства, так и других субъектов экономической деятельности.
Однако большинство специалистов склонно рассматривать более спокойные варианты развития событий. Все изменения невозможно предусмотреть, а из той ситуации, которая сложилась на сегодняшний момент, можно сделать следующие предварительные выводы.
- Взаимоотношения банков и государства будут изменяться с учетом высших интересов страны, связанных с поддержанием экономического суверенитета России.
- Сохранится и будет усиливаться разделение банков по территориальному направлению деятельности.
- Будет ускоряться процесс трансформации банковского капитала вследствие диверсификации и перенацеливания их основной деятельности на иные рынки.
- Усилится ориентация предприятий к выходу на финансовый рынок в качестве потребителей.
- Промышленные предприятия будут нуждаться в квалифицированном менеджменте по управлению их активами, а финансово-кредитные учреждения -в банковском менеджменте.
- Спрос на банковские продукты не будет удовлетворен, возникнут новые для России секторы рынка и продукты.
- Возрастет удельный вес банковских продуктов, связанных с коммерческими услугами предприятиям и населению.
- Появятся интенсивные тенденции по слиянию и поглощению капиталов на разных сегментах отечественного рынка в направлении перспективных структурных экономических сдвигов.
- Интеграция банковских объединений не будет играть важной роли в развитии банковской системы.
- Регулирующие требования будут, как и прежде, ужесточаться. Наша экономика переживает непростой период, однако уже сейчас наметилось улучшение, стабилизация во многих ее сферах. Если этот процесс выхода из кризиса не будет тормозиться, то он пойдет на пользу всем отраслям экономики, в том числе и банковской системе, степень развития которой во многом определяет меру здоровья рыночного организма.
Заключение.
История развития кредитных отношений и основного их звена - банка -насчитывает не одну сотню лет. Все это время они совершенствовались и приспосабливались под существовавшие экономические и политические структуры. Банковские институты также прошли свой эволюционный путь - от меняльных контор, обеспечивающих путешественника и торговца необходимой валютой, до современных гигантов, предоставляющих своим клиентам сотни услуг и действующих во всех отраслях экономики. В этот процесс вмешивалось государство, формируя банковскую систему, экономически и социально приемлемую для общества. Функцию формирования обычно выполнял Центральный Банк, создающий нормативную базу для деятельности коммерческих банков.
Банковская система России прошла сложный путь развития в рамках различных хозяйственных укладов. До революции и во времена НЭПа банковская система России функционировала в условиях рыночной экономики и основу ее составляли акционерные коммерческие банки. Затем наступил период огосударствления собственности всех хозяйствующих субъектов, централизация управления их деятельностью. Банковская система также претерпела соответствующие изменения.
В связи с проведением экономических реформ рыночного типа в конце 80-х гг. начинается разгосударствление собственности и вновь происходит акционирование государственных банков. Быстро растет количество вновь созданных коммерческих банков. За период 1990-93 гг. число банков на территории России выросло в 18 раз.
Современное положение на банковском рынке характеризуется как относительно стабильное. Возможности экстенсивного расширения банковской сферы практически полностью исчерпаны, этому способствует ужесточение нормативных требований, насыщение кредитного рынка традиционными банковскими услугами, возрастание конкуренции в банковской сфере и другие факторы. В дальнейшем развитии банковской системы главную роль получит ее качественное совершенствование, которое может происходить в двух основных направлениях.
- Развитие процессов концентрации в банковском деле. Банки способны сыграть ключевую роль в финансовом обеспечении подъема экономики, который, в свою очередь, даст всплеск инвестиционной активности. Крупные российские банки имеют традиционные связи с промышленностью, развитую филиальную сеть в регионах - предпосылки для удовлетворения инвестиционных потребностей производственных структур через долгосрочные кредиты.
- Расширение круга услуг, предоставляемых банками своим клиентам, диверсификация в самом широком смысле. Потребности хозяйствующих субъектов растут, а ассортимент банковских услуг еще далеко не исчерпан.
Работа по совершенствованию банковской системы России еще в самом начале, и только в том случае, если за нее возьмется все общество: и банкиры, и государство, и пресса, и население - мы получим быстрые и положительные результаты.
Список литературы:
1. Банковский портфель - 1. М.: "СОМИНТЕК", 1994 г.
2. Банковский портфель - 2. М.: "СОМИНТЕК", 1994 г.
3. Банковский портфель - 3. М.: "СОМИНТЕК", 1995 г.
4. ДоланЭ., Кэмпбелл К., Кэ м пбеллР. Деньги, банковское дело и кредитная политика. Москва-Ленинград, "Профико", 1991 г.
5. Макко н нелл К.P., Б р ю С.Л. Экономикс. T.I. Баку, Издательство "Азербайджан", 1992 г.
6. С а м у эльсон П. Экономика. T.I. М.: МГП "Алгон",1992 г.
7. Экономика. Учебник/Под ред. Булатова А. С. М.: Издательство БЕК, 1995 г.
8. Васи л ьевД. "Инвестор стал осторожным". // Коммерсантъ - аналитический еженедельник. 1996 г. N13.
9. И волгин Л. "Зуб за зуб, банк за банк". // Коммерсантъ - аналитический еженедельник. 1996 г. N9.
10. КацманЮ. "Банковский бизнес в России перешел на новый уровень". Коммерсантъ - аналитический еженедельник. 1996 г. N13.
11. КочетоваМ., КацманЮ. "Чего и почему ждут банкиры". Коммерсантъ - аналитический еженедельник. 1996 г. N6.
12. Бизнес и банки. 1996 г. N3
13. Бизнес и банки. 1996 г. N18-19
14. Деловой мир. 19 апреля 1996 г.
15. Деловой мир. 14 мая 1996 г.
16. Тверская,13. 1996 г. N17.
Рейтинг "Интерфакс -100".
(составлен по данным балансовых отчетов на 1.01.1996 г. За основу ранжирования взят реальный объем средств клиентов, обслуживаемых банком. Размеры денежных средств указаны в млрд. руб.):
Привлеченные |
Активы |
Капитал |
Прибыль |
Кредит |
Депозит |
|
средства |
||||||
Сбербанк РФ |
61067,5 |
90 453,3 |
6 099,9 |
3 099,5 |
21000,6 |
----- |
Внешторгбанк РФ |
9 924,5 |
26166,5 |
3 859,2 |
698,8 |
6141,2 |
13251,1 |
ОНЭКСИМ Банк |
9 539,5 |
17 652,2 |
1618,2 |
260,7 |
10251,0 |
11454,9 |
Инкомбанк |
8 450,9 |
12 794,8 |
1417,5 |
740,6 |
8165,9 |
7 848,9 |
ММБ |
5 251,4 |
6751,7 |
729,8 |
190,3 |
5 293,2 |
3 366,5 |
МФК |
5 0410,1 |
11 061,3 |
1 253,5 |
207,9 |
9 680,3 |
6 514,9 |
Промстройбанк РФ |
—— |
6 072,5 |
618,9 |
413,4 |
3 607,0 |
4 347,4 |
Агропромбанк РФ |
4 018,7 |
11 760,2 |
812,2 |
407,9 |
7128,6 |
5 204,7 |
Империал |
3 938,0 |
9 333,1 |
1113,6 |
395,0 |
4591,2 |
1 848,7 |
Менатеп |
3 866,0 |
8110,9 |
728,0 |
269,4 |
6916,1 |
5 036,4 |
Расшифровка строки финансовой информации:
Привлеченные средства - среднемесячный объем привлеченных средств на текущих, расчетных, депозитных i корреспондентских счетах, открытых в банке. Активы - активы баланса-нетто. Капитал - собственные средства банка. Прибыль - рассчитана за 1995 г. без вычета налогообложения. Кредит - все кредиты, выданные банком, с учетом межбанковских кредитов. Депозит - общая • сумма остатков на текущих,. расчетных, депозитных и корреспондентских счетах и долговых обязательства.
Показатели для таких рейтингов берутся из балансовых отчетов банка. Еще несколько лет назад российские банки крайне неохотно предоставляли специалистам и общественности такого рода информацию, а та, что все-таки попадала в печать, зачастую грешила неточностями или прямыми искажениями. В настоящее время благополучные банки сами предоставляют такие материалы прессе, а нередко даже платят за их опубликование. И несмотря на то, что возможность предоставления неверных сведений по-прежнему существует, к этим материалам можно относится с достаточным доверием, т.к. возможности контроля и степень информированности населения существенно возросли, и надежные банки не будут портить свою репутацию опубликованием заведомо неправильных показателей деятельности. Балансы банков существуют в двух видах: краткие, которые могут быть представлены широкому кругу интересующихся лиц, и более развернутые, с которыми работают специалисты - аналитики, контролеры, аудиторы и пр. Вот пример краткого баланса (16, стр. 5):
Баланс коммерческого банка "МонтажСпецБанк" на 1.01.1996. (млн. руб.)
АТ/-ТТ/ГО
АКТИВ |
||
1. Денежные средства, счета в ЦБ |
93508,6 |
|
2. Средства в кредитных организациях |
76948,0 |
|
3. Вложения в ценные бумаги, паи и акции |
33765,4 |
|
4. Кредиты предприятиям, организациям, населению и |
209444,3 |
|
кредитным организациям |
||
5. Основные средства и нематериальные активы |
52017,7 |
|
6. Прочие активы |
32432,0 |
|
7. Всего активов |
498116,0 |
|
ПАССИВ |
||
1. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА |
||
1. Средства Центрального Банка |
- |
|
2. Средства кредитных организаций |
108141,8 |
|
3. Средства клиентов, включая вклады населения, кредит- |
147858,5 |
|
ных организаций |
||
4. Выпущенные кредитной организацией долговые обяза- |
12778,0 |
|
тельства |
||
5. Прочие обязательства |
45855,1 |
|
6. Всего обязательств |
414633,4 |
|
11. СОБСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА (КАШ |
ДТАЛ) |
|
7. Уставный фонд |
61271,1 |
|
8. Прочие фонды и другие собственные средства |
22211,5 |
|
9. Прибыль (убыток) +/-за отчетный год |
10684,7 |
|
10. Использовано прибыли в отчетном году |
10684,7 |
|
11. Нераспределенная прибыль |
- |
|
12. Всего собственных средств (капитал) |
83482,6 |
|
13. Всего пассивов |
498116,0 |
|
Внебалансовые статьи: исполнительные документы, |
- |
|
предъявленные кредитным организациям |
||
Гарантии, поручительства, выданные банком |
18830,6 |