Государственные режимы

Государственные режимы

Владислав Владиславович Мухамедзянов

Введение.

Масса подавляет проницательность и вдумчивость, на которые ещё способна отдельно взятая личность, и неизбежно приводит к авторитарной тирании, стоит только конституционному государству дать слабину. [1]

Вопрос: масса, её благо или же помощь в развитие отдельной личности, это основной вопрос европейской цивилизации. Её развитие, так или иначе, связано с ним, решение его зависело именно от государственного режима – как совокупности способов осуществления государственной власти. Европейцы пытались и до сих пор пытаются найти ответ, что же важнее, какой путь приведёт к счастью. Это делает тему нашей работы актуальной и привлекательной для исследования.

Сегодня почти каждый образованный человек скажет вам, что «тоталитаризм», «тоталитарное государство» это зло, но удивительно, что общество в целом склонно к тоталитаризму и установлению тоталитарного режима, человек не хочет жить в мире, где нужно каждый день побеждать. В подтверждения тому слова Ницше, из его книги для всех и ни для кого, в том месте, где Заратустра говорит о сверхчеловеке, над ним смеются, но стоит ему заговорить о последнем (маленьком человеке) имеющим своё «маленькое счастье» и неспособным ни на что великое, как толпа просит сделать их такими...В целом, тоталитаризм и демократия, это средства, при помощи которых люди хотят стать счастливыми, на сколько у них получается создания подобных обществ и форм государственного устройства показывает история.

Нужно так же отметить, что в науке термин тоталитаризм и демократия до сих тор точно ни кем не определены, думается, что в этом наша задача. И мы предлагаем рассматривать тоталитаризм и демократию как крайние точки в процессе исторического развития современных обществ. Ричард Нибур писал о демократии: Демократия – это нахождение максимально приближенного к недостижимому [2]. Соглашаясь с этим высказыванием, определим, что демократия и демократический государственный режим одна из высших точек развития гражданского общества. Она характеризуется гарантированием прав и свобод личности, свободу личности в экономической сфере, максимальным учётом интересов меньшинства, плюрализм во взаимоотношениях государства с другими элементами политической системы, правовой характер деятельности государственных органов [3]. Тоталитарный государственный режим, как низшая точка – деградация гражданского общества, где ни действует ни один правовой институт, где есть только произвол и насилие над личностью, где нет ни каких свобод и прав. То есть демократия и тоталитаризм в чистом виде, пожалуй можно встретить только на определённых отрезках существования государств.

Таким образом, сразу же бросается в глаза, что шкалой определения - на сколько один из реально существующих, или существовавших государственных режимов был тоталитарным или демократическим являются права человека, и возможность их реализации в рассматриваемом государстве.

Государство в своей правовой деятельности закрепляет режим, который состоит из принципов, институтов, форм и методов взаимоотношения государства, общества и личности. Но мы не раскрыли бы тему, если бы просто перечислили эти формы, у авторов, которые избирали подобный путь, неизменно рисовалась розовая картина «демократии вообще», «свобод человека вообще», это привело к неверному пониманию, что достаточно принять демократические законы, назвать себя конституционным государством и на следующий день, утром настанет счастливая жизнь. По этому в работе мы попытаемся раскрыть содержание, понятий тоталитаризм, демократия. Коснёмся их философской основы, постараемся показать конкретные государства и их историю.

Глава Демократическое государство.

Почему-то учебники по истории государства и права, уделяют мало внимания такому историческому процессу как Реформация, однако для развития демократии и создания общества нового типа данный исторический процесс оказал серьёзное воздействие. В Европе средневековой, господствовало корпоративное мышление, которое характеризовалось ограниченным мировосприятием [4]. Это значит, что человек от рождения до смерти выполнял одну и туже работу, все его действия были строго ограничены социальными нормами, существуя закрытом обществе таких же, как и он людей. В него нельзя было попасть постороннему, из него нельзя было выйти. В обществе отсутствовала социальная мобильность. Однако после открытия «нового света» и «революции цен», стала развиваться торговля. Новые отношения стали постепенно связывать эти оторванные системы (корпорации). К XVI веку назревал взрыв средневекового общества. Люди искали освобождения от устаревших социальных правил, которые практически формировались на базе католической церкви. Поэтому именно здесь и нужно было ждать трещины, ею стало протестантское движение. Протестанты выступали за «чистую духовность», оно фактически сформировали новое общество, которое было более приспособлено к меняющимся экономическим условиям. Рассмотрим идеи одного из главных деятелей протестантского движения Жане Каувина (Jane Cauvin) [5] он создал теорию предопределения, согласно которой человек независимо от его земных дел попадает в ад или рай. «Один, будучи священником, попадёт после смерти в ад, другой будет всю жизнь вором и попадёт в рай». Это предопределено заранее, но есть способ проверить, куда ты попадёшь ещё при жизни. Кальвин предлагает его – если человек вложит деньги в дело и получит деньги, то он попадёт в рай, если он вложит деньги и прогорит, то попадёт в ад. Причём это упражнение он должен проделывать всю свою жизнь так как, никогда не знает когда умрёт и всё время в ожидании своего конца должен работать. По этому Кальвин ставит труд выше молитв, и провозглашает лозунг «Труд во имя спасения души, кроме которого нет ни чего».

От слов Кальвин переходит к делу, его приглашают стать главой города Женева, где он начинает предварять свои идеи в жизнь. Он устанавливает жесткие правила поведения 1) одежда должна была быть только двух цветов – белого и черного; 2) за смех, улыбку человек подвергался аресту, суду, после которого его могли приговорить к пяти годам тюрьмы; 3) Были сожжены все изображения Бога, святых; 4) Под страхом смерти песни и танцы, запрещалось пить спиртное; 5) запрещалось носить золотые украшения. 6) Созданы приходские советы, в которые избирались члены общины верующих.

Результат был ошеломляющим, за пять лет Женева стала самым богатым городом в Мире. Люди толпились у её стен, что бы получить разрешения жить там (покинуть город можно было свободно). Женева стала центром новой религии, в которой родилось индустриальное общество и проповедниками протестантизма оно стало распространяться по Европе. Индустриальное общество основывается на свободе бизнеса и самоорганизации. Самоорганизация возникла из формирования приходских советов решавших споры, и контролировавших моральный облик каждого члена, самоорганизация привила к возникновению индивидуализма, показывающего ценность отдельно взятого индивида. Человек индустриального общества старался уже принимать решения сам, он более не был скован цеховыми правилами, он стремился на свой страх и риск, опираясь на свои силы устраивать свою жизнь.

Рождение нового общества потребовало изменения норм закреплявших и регулирующих отношения между его членами. Естественно этот процесс не был сиюминутным он проходил в Европе почти два столетия. Государство как механизм или определённая организация людей приобретала новое содержание, для которого была необходима и новая форма. Способы организации власти изменялись в месте и под давление общественного сознания, где-то это происходило относительно спокойно, а где- то (например во Франции) это сопровождалось революциями и кровопролитием.

Итак, внутренние основы демократического общества стали формироваться в новое время. Русский правовед С.Н. Булгагов в работе «христианский социализм» [6] пишет, что идея помощи ближнему в европейском обществе сформировались не религиозным путём, их подсказывал здравый смысл, естественное начало, которое требовало общее развитие. Действительно в новое время божественный авторитет заменяется понятием здравый смысл. Он «подсказывал», что а) люди не равны, так как всегда есть кто-то более умный и более глупый, способный к какому либо труду и не способный, но все люди равны в силу своего рождения и поэтому для всех должны существовать некие общие правила, так появилась теория равноправия, которая отменяла сословные привилегии. Уже после эта идея закреплённая почти во всех конституциях стран названных демократическими отменяет привилегии по признаку расы, пола, принадлежности к религии и др. б) Общество в котором правит сила обречено на уничтожение так как человек человеку будет волк (homo homi lupus est), и поэтому нужен механизм организующий государственную власть так что бы в обществе мог выжить «слабый» и, что бы была прекращена война всех против всех. Нужны были чёткие гарантии от произвола, и отсюда вытекает ещё одна идейная основа любого демократического режима. в) Шарль Луи Монтескье предложил, что бы ограничить произвол государства, нужно разделение властей. Он предложил разделить власть на законодательную, исполнительную и судебную.

Таким образом, эти идеи требовали определённых способов осуществления государственной власти. Мы можем сказать, что с развитием идей прав человека, связано развитие - «демократических» способов осуществления государственной власти. Развитие демократического режима связано с понятием «правового» государства, государства провозглашавшего права и свобода личности, а так же старавшегося максимально гарантировать их исполнение. Правовое государство есть образец, к которому стремились правительства называвшие себя демократическими. [7]

Следовательно, государства с демократическим режимом - это государства, старающиеся гарантировать права и свободы личности. В ходе развития философско-этических концепций разрабатываемых в основном в Европе и США, мы можем разделить все существовавшие в истории демократические государства на государства либеральные и социальные, Е.А. Лукашева называет их государства первой и второй волны. [8]

В первые появления государства с демократическим режимом, стало возможным в «новом свете» т.е., в США. Так как люди, точнее европейцы оказались там лишенными государственности, а поскольку цивилизованное общество не может не иметь специальных норм, регулирующих поведения между его членами и механизма организующего осуществления этих норм, то американцы стали образовывать государство таким, каким им хотелось бы его видеть. Им не с кем было уже воевать, нечего было менять, как это делали в Европе, стремясь к воплощению основ удовлетворявших человека «индустриального общества» [9]. Основные цели которые должно было выполнять государство были определены ещё во время войны за независимость. Ими были охрана – жизни, свободы, стремления к счастью. Это стало залогом к созданию в США гражданского общества, существовавшего для своего развития, где индивиды старались осуществлять свою деятельность в рамках закона. [10]

В мае 1787 г. в обстановке глубокой тайны на учредительный конвент собралось 55 делегатов независимых штатов. Текст конституции был одобрен 17 сентября 1787 г. и в дальнейшем должен был быть ратифицирован всеми штатами.

С 4 марта 1789 г. Конституция вступила в силу после того, как была одобрена 2/3ми штатов. По американской конституции последовательно проводился принцип разделения властей. Законодательная власть сосредотачивалась в руках двухпалатного Конгресса. Палата представителей избирались на двухлетний срок и выражала интересы Америки, так как представительство в ней зависело от численности населения штатов. Сенат выражал интересы штатов – составных частей государства. В его рамках все штаты равны и каждый представлен двумя сенаторами, независимо от численности населения. Сенат избирался на 6-ть лет с переизбранием 1/3 сенаторов через каждые два года.

Конгресс в целом устанавливал налоги, контролировал печатание денег, регулировал торговлю, и управлял армией и флотом. Решения по всем этим вопросам обычно принималось двумя палатами одновременно.

Свои особые полномочия имел Сенат – он утверждал все назначения на государственные должности, соответственно, имел право суда над высшими государственными деятелями, включая президента.

Законодательная власть ни по одному вопросу не пересекалась с исполнительной. Таким образом, для каждой из властей был определён настолько узкий круг действий, что у них не оставалось возможности для каких-либо споров.

Исполнительная власть в США принадлежит президенту. [11] Президент несёт политическую ответственность за управление страной. Соответственно, он имеет право назначать ответственных только передним министров (секретарей), послов в иностранные государства и предлагать кандидатуры членов Верховного Суда. Кроме того, была предусмотрена возможность импичмента, то есть устранения президента от должности.

Высшая судебная власть принадлежит Верховному суду. Кандидатов в Верховный суд выдвигает президент, а утверждает Конгресс. Члены Верховного суда занимают свои должности пожизненно и несменяемы ни при каких обстоятельствах. Верховный суд контролирует соответствие принимаемых законов американской конституции и обладает правом отмены любых юридических актов. Постановление Верховного суда окончательны и не подлежат обжалованию. Так же конституция закрепляла права и свободы.

Таким образом, конституция США (с принятыми поправками) стала первым нормативно-правовым актом провозглашавшим права и свободы граждан и фактически создавала фундамент для построения в США гражданского общества. В целом он отражал передовые идеи своей эпохи, на первое место он ставил человека, его права и свободы. Подчёркивая ценность каждой отдельной личности, тем самым указывая, что целью права является её внутреннее развитие, и естественно это был не последний шаг, это ставило новые задачи. Развитие отдельно взятой личности, предполагало и экономическую свободу, а поскольку человек тем свободнее, чем больше у него собственности, естественно это определило развитие теории прав человека и соответственно определило развитие государственной деятельности в сфере обеспечения и реализации прав.

Вторым шагом для установления демократического режима в США стала «Эра Джексона» сменившая «Эру согласия», для которой был характерна однопартийной системой. Дело в том, что с самого начала в Америке существовало две политические партии: федералистская и республиканская, федералистская поддерживала Англию и вскоре поле войны 1814 года прекратила своё существование. Республиканская партия к 30м годам XIX в распалась на демократическую и партию вигов. Эта система очень мало отличалась от предыдущей – партия вигов находилась в слишком далёкой оппозиции. В результате к середине XIX века завершается формирование бюрократического аппарата. Чиновники были заинтересованы в сохранении своих должностей и поэтому исключительно поддерживали правящую партию. Это привело к росту коррупции и возможности реальной демократии были невелики. В этих условиях президент Эедрю Джексон устанавливает, что партийные кандидаты должны избираться на съезде и таким образом партии стали быстрее организовывать свою внутреннюю структуру. Кроме того он начал на законодательном уровне продолжать заниматься улучшением жизненного уровня граждан. Именно он ввёл обязательное бесплатное начальное образование, именно при нём государственная власть активным строительством прежде всего дорог.

Это нужно выделить, реформы, направление на повышения культурного и жизненного уровня и есть вторая волна прав человека, государство пытается найти сферы, где оно может существенно облегчить жизнь, если не каждого человека так большинства. На этом принципе строилась классическая американская философия. [12]

Закономерностью в истории Америки, стала война между Севером и Югом, окончательно закрепившая «либеральные ценности» и покончившая с рабством.

Европа принятием прав человека обязана Великой Французской революции и Наполеону. Именно он первым оформил в отдельный нормативно правовой акт Гражданский Кодекс, введя основы гражданского общества и распространил эти совершенные по тому времени законы, почти на всю территорию Европы. Как мы уже отмечали в дальнейшем, развитие демократических государств было определено. Это было укрепление государства в экономике и торговле с целью повышения уровня благосостояния граждан и оказания им социальной помощи. Это было связано прежде всего с экономическими кризисами, когда и в США и в Европе поняли, что «стихийной» экономика быть не должна, что всё таки государство должно частично ей управлять и координировать экономические процессы. [13] Таким образом, уже к 30-м годам стало зарождаться социальное государство, целью, которого было реализация «социальных» программ, основанных на защите слабообеспеченых слоёв населения, государство уже тогда теряло «классовую сущность». И.А. Ильин пишет в 1951 году: «демократическая партия - это партия ни в коем случае не поддерживающая классовые интересы, она ориентированна на человека.» [14].

Итак подведём первый итог, демократический режим это проведения определённой государственной политики, заключающейся в реализации прав и свобод человека. Однако что считать правами человека можно точно ответить, если указать, какой исторический этап развития мы имеем в виду. В месте с развитием индустриального общества, ростом и изменением общественных отношений менялось, а правильней сказать ширилось понятие прав, их становилось всё больше, постепенно обхватывая все сферы человеческого бытия.

Первым поколением прав человека признаются так называемые либеральные ценности, которые сформировались в эпоху революций и борьбы с государственным произволом, философские концепции со временем нашли практическое применение, были расширены и получили законодательное закрепление. Это право на свободу мысли, слова, право каждого гражданина на ведение государственных дел непосредственно или через своего представителя, право равенства перед законом, право на свободу и неприкосновенность личности, право на жизнь, право на свободу от произвольного ареста, задержания изгнания.

Второе поколение прав человека сформировались в процессе борьбы народов за улучшение своего экономического положения, за повышение своего культурного статуса. Их ещё называют социальными правами, которые обязывают государство заботиться о своих гражданах.

Исходя из сказанного демократический политико-правовой режим (демократическое государство), характерно следующими признаками: 1) принятием «либеральных ценностей» закреплением их в законодательство и их соблюдение и охране. 2) Отдельно выступает теория индивидуализма – признание личности как высшей ценности. (человек - общество – государство); 3) Основой является гражданское общество, построенное на основах самоорганизации, способное ограничить власть; 4) Диспозитивность - что прямо не запрещено законом, то разрешено, в основе лежит свобода определения. Задача демократического режима заключается в обеспечении гарантий выполнения перечисленных признаков. Гарантии выражаются в обязанности государства защищать права и свободы граждан, используя механизм принуждения. Позволить гражданину самостоятельно защитить свои права и свободы, у каждого гражданина в демократическом государстве есть гарантированная возможность получить судебную защиту (в том числе и от действий государственных органов), неотъемлемость прав и свобод так же является важной гарантией. Итак, теперь перейдём к рассмотрению тоталитарного государственно-правового режима (тоталитарного государства).

Глава Тоталитарное государство.

Государственный режим – это совокупность способов осуществления государственной власти, соответственно тоталитарным государством мы будем называть государство с тоталитарным государственным режимом. В дальнейшем наряду с термином «тоталитарный политический режим», «тоталитарный режим» будет использоваться термин «тоталитаризм». Последний обозначает понятие более широкое, вбирая в себя общественный и государственный строй в тоталитарном государстве. Тоталитарное государство выступает как одна из составных частей тоталитаризма. Необходимо также сказать, что понятие «тоталитарный государственный режим» и «тоталитарный политический режим» по сути своей тождественны, поскольку при тоталитаризме вся сфера общества сосредоточена в государстве, оно является единственным институтом политической системы тоталитаризма. Поэтому между этими терминами поставить знак равенства.

В теории государства и права (а так же в политологии) все государственные (политические) режимы делятся на демократические и недемократические, внутри которых в свою очередь выделяют авторитарные и тоталитарные как качественно отличающиеся друг от друга. Далее у различных авторов эта классификация может продолжаться в различных вариантах. Например, в учебнике по теории государства и права под редакцией Н.И. Матузова и А.В. Малько предлагается все государственные режимы делить на демократические и авторитарные, тоталитарные (фашистские, расистские), а также переходные и чрезвычайные государственно-правовые режимы. [15] С.А. Комаров делит антидемократические (автократические) режимы на тоталитарные, фашистские и автократические, которые, в свою очередь подразделяются ещё на несколько типов. [16] Очень большое количество типов государственного режима, в итоге сводимых в две группы – демократических и недемократических – выделяется в учебнике под редакцией В.В. Лазарева. [17] М.Н. Марченко классифицирует государственные режимы на буржуазно-демократические и авторитарные, упоминая фашистские режимы как «крайнюю форму» последних. [18] В других работах среди антидемократических режимов выделяют: деспотический, тиранический и авторитарный, фашистский и авторитарный, фашистский, тоталитарный и авторитарный и т.д. [19] Кроме того, очевидно, что в понятие «тоталитарный государственный режим» авторы вкладывают разный смысл.

Таким образом, в теории государства и права нет единого понимания того, что считать тоталитарным режимом (а значит тоталитарным государством), и какие исторически сложившиеся режимы были тоталитарными. Соответственно, перед нами поставлена задача, на конкретных исторически сложившихся государственно-правовых режимах вкратце описать тоталитарное государство.

В данном случае наиболее правильным, представляется деление недемократических режимов на авторитарные и тоталитарные, соответственно при классификации государств по виду государственного режима мы получаем государства тоталитарные и авторитарные. Сразу оговоримся, что политический режим равно как и развитие общества не статичен и в разные периоды может переходить один в другой, образуя при этом всевозможные промежуточные режимы вбирающие в себя черты свойственные различным политико-правовым режимам. Теперь необходимо дать определение тоталитарного государственного режима и чётко отграничить его от авторитарного.

Сам термин тоталитаризм (введённый Б. Муссолини) происходит от латинского totalis – полный. Первоначально этот режим действительно понимали как полную противоположность демократическому, а авторитарный располагали между ними, ближе к тоталитарному. Одним словом, различия между тоталитарным и авторитарным режимами понимались чисто количественными, как степень не демократичности режима.

В пятидесятых годах на основе анализа тоталитарных режимов в Советском Союзе, фашистской Италии и национал социалистической Германии была создана теория тоталитаризма. К. Фридрих и З. Бржезинский сформулировали основные признаки тоталитаризма как режима и общественного строя: [20] 1) господство одной массовой партии во главе с харизматическим лидером, ядро которой безраздельно предано идеологии; 2) унитарная идеология; 3) монополия массовой информации; 3) террористический полицейский контроль общества, в том числе и особенно партии, включая массовые репрессии; 4) Контроль государства над всеми эффективными средствами вооружённой борьбы; 5) централизованный контроль экономики и общественных организаций.

В последствии этот набор характеристик стал основой теории тоталитаризма. В него вносились изменения, и в первую очередь связанные с невнятным пунктом о средствах вооружённой борьбы.

Авторитарный государственный режим характеризовался, следующим набором признаков: 1) основанный на принуждении отношениями государства и личности, стремлением использовать только силу в разрешении конфликтов; 2) отсутствие тотального контроля над обществом со стороны государства, государство не пытается контролировать мысли людей; 3) возможность существования оппозиции, и одновременным стремлением власти исключить её из процедуры принятия решений; 4) отсутствием тоталитарной идеологии у элиты, которая характеризуется относительной закрытостью, разопщённость этой элиты наличие в ней различных группировок, борющихся за власть (скорее за сферы влияния); 5) отсутствие у режима поддержки масс (имеются в виду политически не грамотные слои населения, курсив мой С.А); 6) Подавлением основных гражданских прав.

Власть в авторитарном государстве относительно слабо связана с обществом, и, несмотря на стремление к расширению, не способна подчинить общество всеобъемлющему контролю. Связь в данном случае, подразумевает давление, оказываемое на граждан, желание на личностном уровне, в сознании человека добиться создания психологического контроля государства, тогда все действия человека приобретают «идеологический смысл». Власть (сила, которая её представляет) в тоталитарном и в авторитарном государстве всегда отделена от общества, она представляет собой некую группу людей (большую или малую) терроризирующую общество в целом, подчиняя его своей воле. [21]

Авторитарное государство – это политическая система, «в условиях которой лидер или указанная группа осуществляет власть в нечётко определённых, но вполне предсказуемых границах». [22] Авторитарное государство основано на режиме личной, классовой или военной диктатуры, и именно авторитарное государство имел в виду Ленин, говоря о государстве в «собственном смысле слова».

Таким образом, пришло понимание тоталитарного режима как качественно отличающегося от авторитарного, хотя как уже отмечалось есть и схожие моменты и существуют переходные режимы, которые нельзя чётко отнести ни к авторитарному ни к тоталитарному.

Приведённый выше набор характеристик можно считать классическим. Позже, начиная примерно с середины 50-х годов, понятие тоталитаризма и тоталитарного государства начинает размываться. Это связано на наш взгляд с тем, что государственный режим в СССР после смерти Сталина, стал эволюционизировать. [23] Многие исследователи ошибочно стали рассматривать режимы стран «народной демократии» как тоталитарные, это привело к тому, что началось приспособление теории тоталитаризма к новым условиям.

На наш взгляд, тоталитаризм – это прежде всего три монополии 1) Монополия на власть; 2) Монополия на экономику; 3) Монополия на идеологию. Само слово монополия, говорит о том, что сила, управляющая государством не допускает в выше указанные сферы иные силы. Монополия на власть подразумевает существование одной политической партии, остальные объявляются нетерпимыми. Вся политическая жизнь страны, начинает делиться на «мы и враги», под «мы» понимается определённая политическая партия, [24] врагами объявляются все остальные партии, в ходе борьбы нейтрализуются всё «враги» и остаётся одна партия. Монополия на экономику, подразумевает, что все процессы по производству, распределению и потреблению продуктов производства происходит под непосредственным контролем со стороны государства, или непосредственно осуществляется государственными структурами. Монополия на идеологию – есть фундамент тоталитаризма, когда идея, а лучше назвать её мифом становиться руководством для общественной жизни, она навязывается каждому гражданину. Источником идеологии становится партия, а точнее элита, при чём не важно верит ли она сама в неё.

Таким образом, тоталитарным является государство, абсолютная власть в котором принадлежит группе людей (тоталитарной элите), объединённой тоталитарной идеологией. Тоталитаризм – всегда идеократия. Эту группу людей, обладающую властью и организованную в иерархическую структуру можно назвать партией. Такими партиями были КПСС, НСДАП. Заметим, что ошибочно считать духовенство силой тождественной с «тоталитарной партией», духовенство не предназначено для политического представительства, она осуществляет контроль населения и психологическую его обработку, а так же подготовку следующего поколения тоталитарной элиты. Примером, является движение «Талибан», которое в настоящее время ведёт войну за создание исламской республики Афганистан, талибы – это не духовенство, но они называют себя «студентами», то есть идеи «исламского государства» им были привиты духовными лидерами ислама. Так же Ярозинский (дагестанский теолог) научил Шамиля мюридизму, одному из проявлений исламского мистицизма, и тот начал джихад (священную войну) с Россией. Поэтому Исламские государства, такие как, например, Иран к тоталитарным отнести нельзя.

Тоталитаризм – это в том числе контроль и управление мыслями человека. Он стал возможен только в ХХ веке, так как стало возможно осуществить полный контроль человека государством при помощи технических средств. Одним из них стали средства массовой информации, их монополия позволила формировать общественное мнение и, перекрыв все остальные каналы воздействия на людей, снабжать их только официальной пропагандой. В последствии появились научные разработки в этой области способные воздействовать непосредственно на психику и сознание человека.

Разделение на «Мы» и «Они» присутствует в любом тоталитарном государстве и поэтому возникает «железный занавес». Создаётся образ врага в лице всего мира, который не примено хочет полного уничтожения «беззащитной Германии». Эрих Мария Ремарк очень точно и чётко показывает это в романе «Ночь в Лиссабоне» он пишет: «... Передовые газет были ужасны – лживы, кровожадны, заносчивые. Весь мир за пределами Германии изображался дегенеративным, глупым, коварным. Выходило, что миру ничего другого не остаётся, как быть захваченным Германией. Обе газеты, что я купил, были когда-то уважаемыми изданиями с хорошей репутацией. Теперь изменилось не только содержание. Изменился стиль. Он стал совершенно невозможным.

Я принялся наблюдать за человеком, сидящим рядом со мной. Он ел, и пил и с удовольствием поглощал содержание газет. Многие в пивной тоже читали газеты, и никто не проявлял ни малейших признаков отвращения. Это была их ежедневная духовная пища, привычная, как пиво.»

Эти строки показывают тоталитарное общество и ту пропаганду, которая ежедневно формировало его, эти строки подтверждают всё то, что нами было сказано выше.

Что бы разобраться в мотивах, толкающих элиту тоталитарного государства к установлению и поддержанию всеохватного контроля над обществом и личностью, необходимо по ближе рассмотреть тоталитарную идеологию. Как мы уже указали тоталитарной она называется потому, что служит идеологической основой тоталитарного государства. Все существовавшие тоталитарные идеологии обладали рядом общих черт: 1) теоретический антидемократизм (теоретически доказывалось вредность демократии или невозможность её построения, соответственно провозглашался отказ от ориентации на демократические ценности); 2) коллективизм, как отрицание индивидуальной ценности человека, отношение к нему, как к представителю большой социальной группы – класса, нации; 3) деление всех людей на ранги, в зависимости от отношения к классу, нации. При этом ставилось различие ценности человека для государства, что означало закрепление неравенства по признаку принадлежности человека к классу или нации. 4) Наличие образа врага (чаще всего вымышленного), против которого можно было легко сплотить людей. 5) исключительность идеологии, то есть идеология расценивается как единственно верная, другие точки зрения недопустимы. 6) Наличие «близкой великой цели» (коммунизма, возрождения Римской империи, завоевание мирового господства, избавление от расово неполноценных и т.д., то есть построение идеального общества, с точки зрения разработчиков идеологии). 7) Чрезвычайность и агрессивность идеологии, то есть эмоциональный настрой идеологии, определяющий необходимость принятия крайних мер ради достижения поставленной «великой цели».

В подтверждение приведём цитату из работы А. Гитлера Моя борьба [25], он пишет «...Читателю еврейских газет трудно представить себе, как много зла таится в модной системе парламентов!

Парламенты являются главной причиной, по которой наша политическая жизнь оказалась так усложнена. Самое главное что всегда должен помнить человек, это: масса никогда не может заменить человека (в данном случае лидера. С.А.), масса всегда склонна к глупости и трусости!

И так же точно, как сто дураков не сделают мудреца, так и сотней трусов никогда не будет принято героическое решение.

Для того, чтобы понять всю глубину извращения идеи демократизма, достаточно сравнить демократическую парламентскую систему с настоящей немецкой демократией.

Целью современного демократического парламента является не собрание «мудрейших», а просто сформированные группы из толпы, которые можно вести в любом направлении. Только при таком положении партии могут проводить свои задачи.

При этом положении ответственность, которая должна лежать на парламенте, фактически снимается.

Прямые, честные люди, готовые принять на себя самую тяжёлую ответственность, не пойдут заниматься болтовнёй в парламентах, где приятно проводят лица, лишенные чувства ответственности.

Таким образом, для настоящей демократии парламент не может быть нужен ни на один момент».

Отметим, «честные люди», «решительный человек» при их появлении в обществе, заменяют собой все гарантии прав и свобод личности, делая себя выше любого закона, поскольку они «непогрешимы и все ответственны», они не могут ошибаться, потому что они «знают», что для народа истинное счастье.

Важнейшей чертой тоталитарной идеологии является наличие в ней как бы двух частей: внешней – демагогической, рисующей прекрасную картину будущей счастливой жизни, для достижения которой хороши любые средства, то есть лигитимизирующей тоталитаризм; и внутренней, реализация, которой приводит к появлению тоталитарного государства и общества. Внешняя сторона обозначает «великую цель», а внутренняя, на которой стараются не концентрировать внимание, определяет средства её достижения, причём даже редко говориться о массовых расстрелах, концентрационных лагерях, мировых войнах и прочих зверствах, которые на практике устраивали тоталитарные режимы.

Но проблема принятия и поддержки массами тоталитарной идеологии не исчерпывается существованием её внешней стороны и промывкой мозгов. Тоталитарная идеология по своей сути очень близка к монотеистической религиозной конструкции. Многие авторы указывали на то, что Гитлер и Маркс были верующими в свою религию. [26] Создаётся система, которая объясняет окружающий мир и бытиё в целом. Существование общества, представляется как движение к определённой цели, затем указываются (подобно заповедям) средства к достижению цели, использование средств отождествляется с движением.

Например, у Гитлера: «... Всё что есть прекрасного на земле – науки, искусство, техника – всё это является продуктом творчества ограниченного числа народов, принадлежащих по происхождению к одной расе. Поэтому существование культуры зависит от существования и преуспеяния этой расы. Если эта раса погибнет – с ней уйдёт в могилу и всё прекрасное, что ею было создано.

Если мы разделим человеческий род на три категории – основателей, хранителей и разрушителей, то арийскую расу нам придётся отнести к первой категории.

Для развития высшей культуры было необходимо, что бы существовали культуры низшего порядка. Так, успех и работа людей часто зависят от числа имеющихся у них домашних животных.

Подобных примеров мы найдём в истории бесконечное множество. Достаточно вспомнить хотя бы, что прежде чем лошадь была впряжена в плуг, этот плуг тащил на себе раб.

Прогресс человечества напоминает собой нечто вроде лестницы. Нельзя добраться до вышей ступени прежде чем не пройдены низшие. Арийская раса была первой, добравшейся до вершины этой лестницы. Поэтому-то каждый ариец должен защищать чистоту своей крови». [27] Затем следует вывод, что все должны служить немцам как наиболее «чистым» представителям арийской расы. Гитлер представляет мировую историю, с точки зрения расовой теории, а затем делает вывод, что наиболее сильный - немцы (в данном случае, носитель источника мировой культуры, без которого она «заглохнет») должен поработить всех остальных, поскольку это закон бытия. В основе его теории не трудно увидеть Дарвинскую теорию «происхождения видов».

Сходство с религией, построение (ложной) метафизической концепции, помогает тоталитарной идеологии, делая её наиболее легко воспринимаемой населением, а значит становление тоталитаризма происходит там, где особые условия жизни сформировали тоталитарный тип сознания. Другими словами, общество находится в состоянии, когда оно может пойти только за тем, кто наиболее полно чувствует его «раны», для германии это стало поражение в войне и катастрофический разрыв между богатыми и бедными. Гитлер говорил о том, что хотело слушать большинство. То же самое происходило и в России 1917 года, вспомним программу большевиков, она во-первых – проста, во-вторых - для большинства, её лозунги: «Землю крестьянам!», «Фабрики рабочим!», «Долой Войну!».

Таким образом, для идейно-политических программ тоталитаризма характерны: 1) притязания на защиту общего блага, на выражение подлинных интересов нации или народа, на историческую необходимость применения крайних мер и отсутствие других способов спасения, кроме тоталитарных. 2) обязательно ограничение, а затем отмена, завоеванных гражданским обществом равноправия, гражданских прав и свобод человека, запрет оппозиции и самостоятельной мысли. 3) «перестройка основанных на равенстве горизонтальных связей членов общества в вертикальные структуры, подчинённые правящей иерархии, бесконтрольно распоряжающейся людьми, организациями, общественным и государственным имуществом» [28].

Выше уже говорилось о связи тоталитарной элиты с тоталитарной идеологией. Под этим нужно понимать, фанатическую приверженность элиты к этой идеологии, возможность не замечать в ней противоречий. Именно фанатизм, а не здравый смысл определяет действия властной элиты. [29] Фанатичное следование догме об исключительности идеологии и ориентация на выполнение «великих целей» при «чрезвычайном» характере идеологии заставляет эту элиту устанавливать политическую (монополия на власть) и идеологическую монополии. Необходимость соответствующих ресурсов для осуществления власти решается установлением государственного контроля над экономикой (монополия на экономику).

Идеологическая ортодоксия тоталитарной элиты может переродиться в стремление любыми средствами сохранить собственную власть. Это закономерно. Сама тоталитарная идеология своим делением на внешнюю (направленную на будущее) и внутреннюю ( ориентированную на решение текущих проблем), в определённый момент может породить такое же деление внутренней стороны на задачу сохранения тоталитарной элитой собственной власти. Понятно, что проблема сохранения власти тоталитарной элитой является основой претворения в жизнь положений тоталитарной идеологии, элита во имя «великой цели» должна остаться у власти. Это есть одна из специфических особенностей отличающих тоталитарную политическую элиту от политических элит, действующих в рамках авторитарных (полу демократических) режимов, которые в первую очередь заинтересованы в своём обогащении.

Тоталитаризм – это в том числе и определённый настрой масс, который можно охарактеризовать как идеологическую и военную истерию. Поддержание этого настроя является одной из главных задач тоталитарного режима, поскольку именно при таком состоянии населения, мобилизующие функции тоталитарного режима дают наибольший результат. Один из компонентов (остальные уже перечислены, это промывка мозгов и д.р.) является низкий уровень жизни населения. Это достигается введением коллективной или общей собственности, смысл в том, что по сути у большинства населения нет никакой собственности, вся она принадлежит государству, то есть партии, которая и является эксплуататором (как в буржуазном государстве – буржуазия, в СССР например, функцию буржуазии - выполняло КПСС). Соответственно улучшение жизненного уровня это рост материального благосостояния непосредственно эксплуатируемых рабочих, то есть растёт частная собственность, изменяется и сознание, пропадает чрезвычайность, соответственно тоталитарные механизмы мобилизации населения неэффективны.

Тоталитарное государство специфически действует в сфере внешней политики. Во-первых, тоталитарное государство стремиться к самоизоляции, чтобы исключить контакт своих граждан с другими идеологиями и вообще не официальной информацией. Во-вторых, тоталитарное государство, если оно достаточно сильно в военном отношении, обычно проводит агрессивную внешнюю политику, стремясь распространить свою идеологию на весь мир. В-третьих, тоталитарное государство негативно влияет на демократические страны. Что автоматически приводит к состоянию холодной или непосредственно к войне между тоталитарными и демократическими государствами.

Глава Тоталитарные государства в истории.

Подавляющее большинство исторически существующих государств были не демократическими, и даже сейчас большая часть населения Земли живёт в странах разного с рода недемократическими государственными режимами. Как уже отмечалось, тоталитарное государство появлялось на исторической сцене только в ХХ веке; до этого тоталитарное государство не было чисто технически. Власть не могла держать под контролем мысли людей, и государство похожее на тоталитарное могла существовать если его население независимо от желания власти придерживалось некой тоталитарной идеологии.

Такие общества и государства на протяжении веков существовали в древнем мире. В Китае, Египте и некоторых других. Там никогда не было развитого гражданского общества, серьёзные горизонтальные связи между людьми отсутствовали, государство играло огромную роль в жизни общества и общественном производстве, присутствовали контроль общества государством и массовые репрессии. Всё это было основано на особом мировоззрении и менталитете этих обществ. Такой порядок вещей существовал там всегда, древневосточные государства зарождались как деспотические, и другой жизни население просто не знала. Объективно их мировоззрение быть тоталитарным, но оно не было идеологией установленной властью, а сформировалось естественно под влиянием существовавших порядков. Подобное мировоззрение часто было обличено в религиозную форму.

Итальянский фашизм серьёзно различались как идеология и государства. а них основанные но причины прихода к власти Гитлера и Муссолини были почти одни и те же развитие индустриализма породило «массовое общество» с аморфной социальной структурой разрушение привычных социальных взаимоотношений оставило индивида в одиночестве. «Человек ищет замену исчезнувшим связям, некую внешнюю силу в виде государства, нации, движения, вождя или идеи, с которыми он мог бы себя отождествить».

Мировая война невиданная до сих пор по своим масштабам и жестокостям вызвала глубокий кризис моральных норм и ценностей в Европе. Революционная война охватившая Россию, Германию и др, европейское общество, напугало общество и усилило антисоциалистические партии и движения, экономический кризис и обнищание масс, вызванные войной нанесли мощный удар по политической культуре. В Германии к перечисленным причинам прибавилось ещё и чувство национального унижения, как один из результатов проигрыша войны.

Всё это явилось причинами роста национализма. Росла популярность политических теорий, отстаивавших идею корпоративных государств, антимарксистского и национального социализма, сводящего воедино класс и нацию. Партии Гитлера и Муссолини поддержала крупная буржуазия. Так относительно мирным путём они пришли к власти. Развитие тоталитаризма в них происходило по-разному, причём в Италии тоталитарное государство так и не было построено и его тоталитарным считать нельзя.

Тоталитарными мы можем признать Гитлеровскую Германию и Советский Союз при Сталине, где тоталитаризм развился гораздо полнее чем где либо. Именно в них было обеспечено полновластие тоталитарных партий – ВКП(б) НСДАП.

И в СССР и в Германии действия развивались по похожему сценарию. В Германии приход к власти национал социалистов, которые сделали основной идеологией (тоталитарной идеологией) нацизм – превосходство немцев над всеми остальными народами. Изменение государственной системы, отмена всех демократических институтов, разрушение гражданского общества, вместо которого строилось «новое арийское общество». Люди были разделены на ранги, высшей в этой иерархии были арийцы, они обладали всеми правами, у остальных было право служить арийцам. За членами национал социалистической партии, как за «истинными патриотами» закреплялись чрезвычайные полномочия, которые по юридической силе были выше конституции и остальных законов. Подчинение к 36 году Гитлером верховных чинов армии, после чего массовые репрессии, направленные в первую очередь на инакомыслящих, не согласных с режимом, представителей других партий. Затем национальный террор, сутью которого был физическое уничтожение представителей еврейской нации. На протяжении периода с 35-38 год шла милитаризация общества. Экономика была в руках партии, которая развивала военную промышленность, готовя Германию к войне. Война была частью плана Гитлера, она должна была закончить построение арийского мира, где бы правили немцы, остальные народы, которые в ходе войны должны были быть покорены, были бы превращены в рабов.

В России, воспользовавшись тяжёлым экономическим положением и политическим кризисом власть путём вооруженного переворота взяли «большевики». Идеологией провозглашавшей наступление светлого будущего был коммунизм. Предполагалось построить бесклассовое общество, то есть убрать разницу между богатыми и бедными за счёт физического уничтожения первых. Предполагалось «революционным путём» построить коммунизм как в отдельно взятой стране, так и во всём мире осуществив мировую революцию. Все общество было поделено по признаку принадлежности к классу, и началась первая волна террора. Руководил этим В.И. Ленин, он хотел развалить само государство и право и говорил, что оно скоро отомрёт. Скоро убедившись, что бестоварное общество, не имеющее ни одного государственно-правового института общество жить не может, начался обратный процесс, процесс образования «промежуточной» формы государства. Цель его создания была мобилизация ресурсов для проведения мировой революции. Сталин прейдя к власти стал пытаться укрепить государственность, но его окружали соратники Ленина, для которых государство и право были «очевидными пережитками». Поняв, что с этими людьми он не сможет мобилизовать силы к ведению мировой войны, Сталин начал репрессии. Кроме того репрессии создавали бесплатную рабочую силу, устраняли не согласных с режимом, и усиливали мобилизованность общества. После проведения коллективизации и индустриализации, партия (и Сталин лично) имела три монополии а) На власть все враги и инакомыслящие были физически уничтожены, были полностью уничтожены «классовые» враги; б) Монополия на экономику, вся экономика была в руках государства; в) Монополия на идеологию, дело в том, что православная церковь ещё при Петре I была связана с самодержавием, была частью государственного аппарата, естественно после революции, большевики стали уничтожать всё, что было связано с государством, по этому религиозные воззрения были легко превращены в классовые и уничтожены вместе с буржуазией. Заметим более ни в одной из Европейских стран церковь не уничтожили, она мешала многим лидерам установить тоталитарный режим.

Германия как тоталитарное государство существовало с 1933- 1945 год, то есть 12 лет, только 6 из которых приходится на мирное время. Что касается после сталинского периода СССР то назвать это государство тоталитарным нельзя. Партия старалась контролировать все сферы жизни общества, экономика продолжала оставаться государственной, но массовых репрессий не проводилось, а партия руководствовалась уже не только тоталитарной идеологией , а личными интересами своих членов. Сталин не смог создать партию до конца, превратить её в замкнутую группу фанатиков сделать самовоспроизводящейся (именно по этому встала проблема преемственности курса после смены вождя). Прежние основы её действий – идеологии – отошла на второй план, на первый вышло стремление к спокойной и обеспеченной жизни, и партия перестала быть тоталитарной партией, основой тоталитарного государства. Соответственно режим превратился в авторитарный. Но тем несение это государство продолжало иметь многие черты тоталитарного. Партия имела монополию на власть, экономику и в большой степени на идеологию. К тому же всегда был возможен возврат к полному тоталитарному режиму.

Многие авторы считают, что режимы в Италии Муссолини, и Испании Франко были тоталитарными это не так. Во-первых, не было монополии на идеологию, так как огромную власть имела католическая церковь. Во-вторых, не было монополии на экономику, большой процент промышленности находился в частных руках. Эти режимы были авторитарными и держались на харизмах своих вождей. После смерти Франко, режим пал.

Так же называют тоталитарными режимы стран «народной демократии», нужно сразу сказать, что эти режимы колониальные, они распались когда распалась основная колония. Что же касается КНДР, то там велики традиции прошлого, этот режим можно назвать модернизированной восточной деспотией.

Россия и её политический режим. (вместо заключения).

Если попытаться сравнить демократический и тоталитарный режим, то становиться понятно, что это полные противоположности, как уже отмечалось нами это крайние точки развития обществ. Одно направленно на созидание другое на разрушение.

Мы указали, что для тоталитарного государства свойственна идеология ведущая к великой цели, ради которой общество мобилизуется, в демократическом обществе идеологическая основа направлена на развитие отдельной личности, что заставляет государство стараться создать благоприятные условия для каждого человека. В этом заключается его созидательная сущность.

Демократическое государство, в юридической литературе, называют правовым, так как выбор методов осуществления государственной власти, чётко установлен в основном законе. Но ещё большей гарантией исполнения и реализации прав и свобод граждан играет функционирование институтов гражданского общества. Гражданское общество является основой существования правового государства; а государство является правовым потому, что общество не даёт ему выйти из этих рамок и всегда имеет возможность отстаивать свою свободу от государственного вмешательства. И если в государстве нет гражданского общества (цивилизма) [30]

Гражданское общество и тоталитаризм не совместимы, они не могут существовать вместе. Тоталитарное государство в своей основе закладывает разрушающий элемент, уже говорилось о нетерпимости тоталитарной идеологии к обществам другого типа, все они должны с точки зрения тоталитарной идеологии быть уничтожены, так как это самое простое и кажущееся физически исполнимая цель, это идеи мировой революции, арийского мира и т.д. Таким образом, тоталитарное государство противопоставляет себя всем остальным и ведёт с ними борьбы, как непосредственную, так и холодную (на другом уровне, например на экономическом).

Однако гражданское общество развивается и в своём развитии стремиться к демократии, установлению демократического режима как формы упорядочения и закрепления на государственно-правовом уровне гражданских отношений. Это легко проследить на примере России. После крушения тоталитарного строя стали прививаться либеральные ценности (экономические). Произошел переход от плановой к рыночной экономике. Одним из первых был принят Гражданский Кодекс, закрепивший в правовую форму торговые отношения. [31]

Гражданское общество в России, его переходное состояние и определяет государственно-правовой режим. Нельзя просто называться демократическим, нужно иметь к этому серьёзные основания. Государство на данном этапе представляет собой наметивший курс корабль, и впереди Российское общество ждут серьёзные трудности. Во-первых, сам переход от тоталитарного общества к гражданскому, сложен тем, что требует смены психологии. Для жизни в демократическом обществе нужно, что бы человек мог самостоятельно принимать решения, чётко видеть своей целью достижение прибыли только на основании закона.

Именно из-за незнания, «правил» нового общественного строя (в частности, рыночной экономики), не удалась приватизация и многие другие попытки правительств, справедливо разделить собственность между гражданами. Более того, это усилило неравенство и привело к правовому нигилизму, который характеризуется не желанием народа управлять государством. Право, которым теперь «реально» можно воспользоваться, права, которое гарантированно основным законом России. Из реального оно превращается в формальное. Гражданин не чувствует, что управляет государством, через своего представителя.

Отдельным вопросом встаёт вопрос Средств Массовой Информации, с одной стороны они теперь связывают нас со всем миром, однако они зачастую попадают в руки кругов, которые склоняют общественность на свою сторону, заставляют думать людей так как им хочется. Победоносцев писал, что при демократии говорит тот кто больше заплатит. В развитом гражданском обществе пресса в полном смысле слова независима ни от каких политических и экономических элит это и делает её независимой четвёртой властью. Когда же СМИ становятся рупором, определённых экономических элит общество нельзя назвать демократическим. Из-за этого СМИ дискредитируют себя в глазах общества и теряют свою власть

Экономически и идеологически произошел разрыв общества и власти. Когда это происходит власть чувствуя свою бесконтрольность начинает коррупционизироваться. Возникает угроза автократии, когда правящая элита начинает задумываться только о лично-корыстных интересах. Данилов в работе «Трансформация общества» писал, что «там где появляется очень много свободы, а общество не может ею грамотно воспользоваться, её скоро отнимут». Это нужно считать закономерностью, так как повсюду видны нарушение, превышение полномочий и т.п. Общество должно быть готово, хотя бы оно должно стремиться к реализации своих прав.

Несмотря на это многое уже сделано, и ситуация будет стабилизироваться. Способы и методы организации государственной власти постепенно оформляются на законодательном уровне, теперь важно, что бы они были восприняты «на местах». А для этого нужно сделать их эффективно работающими. Этого возможно добиться, усилив ответственность органов исполнительной власти перед гражданами, в случаях нарушения его прав и свобод и возмещения причиненного ему вреда.

Список литературы.

1.Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник – 4е изд., переработанное и дополненное. – М.: Юрайт 1998 год.

2.Теория государства и права : Курс лекций под ред. Н.И. Матузов, А.В. Малько - М., Юрист 1997 год.

3. Теория государства и права часть I теория государства. под общ. ред. А.Б. Венгерова. – М., Юрист 1996 год.

4. Алексеев С.С. Философия права. – М ., Норма 1998 год.

5. Нерсесянц В.С. Философия права – М., ИнфраМ Норма 1997год.

6. Лукашева Е.А. Общая теория прав человека – М., Норма 1996 год.

7. Ильин И.А. Избранные труды Том 4 – М., Республика 1994 год.

8. Булгаков С.Н. Христианский социализм - М Сварог 1991 год.

9. Гитлер А. Моя Борьба – М., Шакур Информ 1991 год.

10. Рене Давид, Камила Жофре Спинози Основные правовые системы современности. – М, 1996 год.

11.Воеводин. Л.Д. Юридический статус личности в России. – М., Норма 1997 год.

12.Тоталитаризм и права человека // Сапроненко Е.М. 1999 год.

13.Данилов А.Н. Переходное общество . – Минск Харвест 2000 год.

14. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / составитель К.И. Батыр.- М. 1998 год.

***

[1] Карл Густав Юнг «Избранные труды» Т.1 Минск 1998 год

[2] Сборник «тысяча Афоризмов» М 2000 г.

[3] Комаров С.А. Общая теория государства и права. М. 1998 г.

[4] См: Реформация Ян Гус, Торквемада, Мартин Лютер, Жане Кальвин, Лойола. – М., Республика 1995 г.

[5] В русской религиозной философии Жане Кальвин

[6] Булгаков С.Н. «Христианский социализм» М., Сварог 1994 г.

[7] См. С.С. Алексеев «Философия права» М., Норма 1998 г.

[8] См: Лукашева Е.А. «Общая теория прав человека». М., Норма 1996 г.

[9] Термин индустриальное общество и обозначает человека «нового общества» сменившего человека средневековья.

[10] См. Рене Давид Камила Жофре Спинози «Основные правовые системы современности» М 1994 г.

[11] Заметим, что Конституция, вступившая в силу в 1789г стала первой конституцией в мире и действует до сих пор.

[12] См: Аврум Стоул «Философия» Учебник М., 1998 год.

[13] Лукашева Е.А. указ сочин.

[14] Ильин И.А. «Избранные труды» Т.4 М., Республика 1994 г.

[15] Теория государства и права. Курс лекций / под редакции Н.И. Матузова и А.В. Малько М., 1997 С.92-95.

[16] См: Комаров С.А. Общая теория государства и права М 2000 г.

[17] Общая теория государства и права: Учебник / Под редакцией В.В. Лазарева – 2е издание М. 1996 г. С.314-317.

[18] См.: Общая теория государства и права. Академический курс в двух томах. Отв редактор М.Н. Марченко. – Том 1 Теория государства. М.,1998 с 182-184.

[19] См например Теория государства и права: часть 1 Теория государства и права. Под общей редакцией А. Б. Венгрова. М.,1997. С. 56-57

[20] См: Fridrich, Brzezinski. Totalitarian Dictatorship and Autocracy. Cambridge (MA), 1956 p 9-12 / цитируется по: «Тоталитарное государство и права человека». Сапроненко Е.М. М., 1999 г. С 3.

[21] См: например, Рене Давид Камила Жофре Спинози «Основные правовые системы современности» М., 1996 г.

[22] См: Цыганков А.П. Современные политические режимы структура, типология, динамика. М., 1995.

[23] Подробнее об этом см ниже.

[24] Под термином партия нужно понимать а) идеологию; б) носителей идеологии; в) конкретные задачи в соответствии с идеологией, оформленные в программу. Подробнее об этом Марченко указ сочинение

[25] А. Гитлер «Моя борьба» М., «Шакур инвест» 1991 г.

[26]См: В. Прусаков «Оккультный мессия и его Рейх» Нью-Йорк - М.1991г. а так же Бердяев Н.А. «Философия свободы» М., Сварог 1991г.

[27] А. Гитлер указанное сочинение.

[28] Общая теория государства и права. Академический курс в 2х томах т.2. С 352.

[29] Если вы обрати ли внимание на эмоциональность выражений Гитлера, в приводимых цитатах. (заметьте сколько там восклицательных знаков.)

[30] Нерсисянц «Наш путь к праву» цитируется по Лукашева Е.А. указ. соч.

[31] Алексеев Указ. Соч.