Права, о которых военнослужащие и военные пенсионеры не знают
Права, о которых военнослужащие и военные пенсионеры не знают
К сожалению, недостаточная правовая информированность военнослужащих (тем более военных пенсионеров) должностными лицами, которым это вменяется в обязанность в соответствии с Уставами, приводит к незнанию даже основополагающих прав. Что же касается самих военнослужащих, то сложность и напряжённость решаемых задач, ненормированность рабочего времени не позволяют разбираться в тонкостях военного законодательства.
За примерами далеко ходить не надо. С 1993 года Конституция РФ установила возможность лишения имущества гражданина только в судебном порядке, однако командиры по-прежнему продолжали "по старинке" привлекать военнослужащих к материальной ответственности своими приказами на основании устаревшего Положения о материальной ответственности за ущерб, причинённый военнослужащими 1984 года (Приказ МО СССР № 85). Причём, не желая дополнительной "головной боли" со списанием с книг учёта недостающих материальных средств, почти всегда привлекали к полной материальной ответственности, что было зачастую незаконно даже по указанному Положению. Да и после 1999 года, когда был принят Федеральный закон "О материальной ответственности военнослужащих" факты привлечения к материальной ответственности в размере, превышающем один оклад месячного содержания и месячную надбавку за выслугу лет не в судебном порядке, а приказом командира части, ещё имели место.
Другой пример касается беспредела (другого слова подобрать просто не возможно), разразившегося в армии в 1998-1999 годах. Тогда из-за отсутствия финансирования денежного довольствия тысячи уволенных военнослужащих исключались из списков воинской части без проведения с ними полного расчёта и были вынуждены месяцами ежедневно ходить на финансовую часть за деньгами - вместо того, чтобы убыть к избранному месту жительства. Из-за незнания своих прав лишь единицы обратились в суд с требованием отменить незаконный приказ об исключении из списков личного состава части, выплатить в полном объёме денежное довольствие, в том числе и за время вынужденного прогула, и только после полного восстановления всех нарушенных прав издать новый приказ об исключении из списков части. Подробнее об этом можно почитать здесь: http://army-lawyer.hut.ru/stats/dismiss_account.htm
Во многих военных округах денежную компенсацию взамен продовольственного пайка вообще не выплачивали на протяжении 1996 - 1999 годов. Только в 2000 году начали выплачивать задолженности, однако не по ценам, установленным с 1 января 2000 года (20 рублей), а по ценам, установленным ранее, при этом разница достигала 20 тысяч рублей. И вновь в суд за восстановлением своих нарушенных прав обратились только единицы: по сообщению Счётной палаты РФ в январе - августе 2000 года были удовлетворены иски о взыскании перерасчёта несвоевременно выданной денежной компенсации взамен продовольственного пайка на сумму 343,3 млн. рублей. Нехитрые расчёты показывают: свои права восстановили в указанном периоде 15-20 тысяч военнослужащих.
Мало кто из военнослужащих, проходивших военную службу (как по контракту, так и по призыву) в Чечне и по различным причинам уволенные из армии после 25 февраля 2000 года, знают о своём праве на получение денежной компенсации на санаторно-курортное лечение в размере средней стоимости путёвки в лечебно-оздоровительное учреждение (в 2000 году - 5 200 рублей). Подробно о праве на получение этих денег можно прочитать здесь: http://army-lawyer.hut.ru/stats/sp5.htm
Ну а что же нынешние военнослужащие и военные пенсионеры? Получают ли они всё, что положено в полном объёме? НЕТ!
В соответствии со ст. 14 Федерального закона "О статусе военнослужащих" выплата денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка (питания) производится в размере его стоимости.
Употребляя термин "положенного", законодатель имеет ввиду то, что разные категории военнослужащих имеют право на разные продовольственные пайки (общевойсковой, лётный, подводный, лечебный и др.). Кроме того, различные пайки установлены для разных климатических зон, а также для конкретных регионов (Северо-Кавказский, Югославия). В настоящее время стоимость общевойскового продпайка (на основании еженедельных подсчётов Центрального продовольственного управления МО РФ) составляет около 50 рублей, лётного примерно в полтора раза выше. Именно эту сумму имеет ввиду законодатель, применяя конструкцию "в размере его стоимости".
Однако в соответствии с Федеральным законом РФ "О федеральном Бюджете на 2000 год" и последующими законами о федеральном бюджете на 2001, 2002 год денежная компенсация взамен продовольственного пайка предусмотрена в сумме 20 рублей в сутки.
Что же делать? Обращаться в суд!
Дело в том, что любое снижение материальных и иных видов обеспечения в отношении военнослужащих возможно только путём внесения изменений в закон РФ "О статусе военнослужащих". Поскольку изменений в этот закон не было, установление Федеральным законом "О федеральном бюджете..." фиксированной суммы выплаты денежной компенсации взамен продовольственного пайка ниже его реальной стоимости применению не подлежит.
Что же касается граждан, уволенных с военной службы и получающих пенсию в соответствии с законом РФ "О пенсионном обеспечении...", то здесь ещё проще. В законе прямо указано, что в денежное довольствие, из которого исчисляется пенсия, включается месячная стоимость продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим. То же предусматривается и в Постановлении Правительства № 941 от 22.09.93г., в котором установлен порядок назначения и выплаты пенсии. Так почему же пенсионные (финансовые) отделы военкоматов при исчислении пенсии руководствуются не реальной стоимостью соответствующего пайка, как это установлено законодательством, а применяют "взятую с потолка" сумму в 20 рублей? Потому что Вы, уважаемые пенсионеры, не добиваетесь восстановления своих нарушенных прав!
Некоторые могут возразить: пенсии в связи с изменением стоимости продпайка не пересматриваются до тех пор, пока у "действующих" военнослужащих не изменится оклад денежного содержания. Действительно, такие правила содержит указанное выше Постановление Правительства № 941. Однако все статьи этого Постановления, которые устанавливают такое правило, Верховным Судом РФ признаны не соответствующими пенсионному законодательству и не подлежащими применению! Следовательно, пенсия должна рассчитываться исходя из реальной стоимости продовольственного пайка, и любое увеличение этой реальной стоимости обязательно влечёт пересмотр пенсии! Определение Кассационной коллегии ВС РФ не было опубликовано в официальном бюллетене, но его можно прочитать здесь: http://army-lawyer.hut.ru/stats/paek.htm
Сергей Паншев, адвокат.
Список литературы
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа