Штраф в уголовном кодексе РФ – анализ санкций
Штраф в уголовном кодексе РФ – анализ санкций
В современном Уголовном кодексе имеется значительное количество санкций, допускающих возможность применения штрафа. Штраф как основной вид наказания установлен в альтернативе с такими мерами уголовного принуждения как лишение свободы, арест, исправительные работы, обязательные работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничение свободы, ограничение по военной службе, содержание в дисциплинарной воинской части. Закрепление возможности назначения штрафа в альтернативе с иными видами наказания дает реальные возможности суду для дифференцированного подхода к лицам, совершившим преступления, при назначении наказания.
Уголовный кодекс закрепил минимальный и максимальный размер штрафа. Наиболее распространенными являются штрафы, нижняя граница которых составляет 200 минимальных размеров оплаты труда (32,3%). За ними следуют: от 500–18,3%, от 100–17,4%, от 50-9%, от 700–7,6%, от 300–2,1%, от 400–2,6%. Несмотря на установление низшего предела штрафа в 25 минимальных размеров оплаты труда, санкции статей либо вообще не предусматривают нижнюю границу штрафа, закрепляя лишь верхнюю (напр., ст. 116, ч.2 ст. 130), либо устанавливают минимальный штраф в 50 МРОТ.
В 27 санкциях УК РФ штраф выступает как дополнительная мера наказания, в 13 – как основное, так и дополнительное наказание; в 9 - как обязательное дополнительное наказание, в 18 его назначение зависит от усмотрения суда. Как правило, нижняя граница штрафа не предусматривается, максимальный размер достигает 700 минимальных размеров оплаты труда. Наиболее распространенным является закрепление максимального предела штрафа как дополнительного наказания до 50 МРОТ – 55,5%.
Размеры штрафа за то или иное преступное посягательство должны устанавливаться законодателем исходя из характера и степени общественной опасности совершенного преступления. Необходимую сумму штрафа, в пределах санкции статьи, с учетом индивидуальных качеств личности виновного, суд вправе определить по своему мнению, так как тяжесть наказания, его сущность проявляется не только в виде наказания (например, штраф или лишение свободы), но и в его размере (сумма штрафа). За преступление, степень общественной опасности которого сравнительно невелика, должен устанавливаться меньший по своим размерам штраф. Однако данный принцип не всегда учтен законодателем при построении санкций статей Особенной части УК РФ.
В частности за преступления небольшой тяжести предусмотрены различные размеры штрафа от 50 до 100, от 100 до 200, от 200 до 300, от 200 до 500, от 500 до 700, от 500 до 800 МРОТ. Аналогичная картина наблюдается при анализе санкций за преступления средней тяжести (размер штрафа колеблется от 200 до 1000 МРОТ) и за тяжкие преступления (от 300 до 700 МРОТ). Нередко устанавливаются одинаковые и даже более высокие размеры штрафа при совершении преступлений небольшой тяжести (ч.1 ст. 136 УК РФ) и средней тяжести (ч.3 ст. 183), средней тяжести (ст. 142) и тяжких (ч.1. ст. 187), небольшой тяжести и тяжких (ч. 2 ст. 137 УК РФ и ст. 197 УК РФ содержат одинаковые размеры штрафа от 500 до 800 МРОТ).
Законодателю необходимо решить проблему обеспечения согласованности размеров различных наказаний в альтернативных санкциях. В частности должны быть согласованы размеры штрафа и длительность других видов наказаний – лишения свободы, обязательных работ, исправительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ареста, ограничения свободы и др. Большим срокам наказаний должен соответствовать больший размер штрафа и наоборот. К сожалению, данный принцип в новом УК РФ не соблюдается.
Так, например, ч.2 ст. 121 УК РФ предусматривает штраф в размере от 200 до 500 МРОТ или лишение свободы до 2 лет, аналогичное соотношение предусмотрено и санкцией ч.1 ст. 136, ч.2 ст. 139. В некоторых статьях, при аналогичных размерах наказания в виде лишения свободы (до 2 лет), предусматривается более высокий размер штрафа, в частности по ст. 242 УК РФ может быть назначен штраф от 500 до 800 МРОТ. В то время как иные преступления, предусматривающие лишение свободы на срок до 2 лет предусматривают штраф в значительно меньших размерах - от 100 до 200 МРОТ (ч. 1 ст. 145.1 УК РФ).
Данная позиция законодателя противоречит принципу справедливости, отрицательно сказывается на авторитете закона и правосудия и может привести к разнобою в судебной практике.
Сегодня необходимо решить проблему соразмерности наказаний в альтернативных санкциях. Законодателю необходимо установить соотношение между штрафом и лишением свободы в размере 100 МРОТ равно 1 году лишения свободы. Таким образом, санкции статей будут построены с учетом принципа, чем больше срок лишения свободы, тем больше размер штрафа. Это позволит исключить возможность назначения равного наказания за преступления различной тяжести. Обеспечит соблюдение принципа справедливости, соответствие наказания характеру и степени общественной опасности преступления и обстоятельствам его совершения. За совершение преступлений небольшой тяжести в санкциях статей будет устанавливаться более мягкое наказание, чем за преступления средней тяжести и тем более тяжкие.
Подройкина Инна Андреевна, ассистент кафедры уголовного права и криминологии, соискатель Ростовского государственного экономического университета
Список литературы
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа