Ответственность в международном праве (работа 3)
Ответственность в международном праве.
Понятие, основания в виды ответственности в международном праве (международно-правовой ответственности).
По мнению проф.Г.В. Игнатенко, "международно-правовая ответственность – субъекта международного права устранить, ликвидировать вред, причиненный им другому субъекту международного права в результате нарушения международно-правового обязательства, или обязанность возместить ущерб в результате правомерных действий, если это предусмотрено договором"1. Правда, подобное определение не стыкуется с институтом международной уголовной ответственности физических лиц (см. ниже), которая строится по обычной схеме уголовной ответственности, известной национальным законодательства, но в качестве уголовного закона, нарушение которого наказуемо, выступает соответствующий международный договор либо иной источник международного права.
Основанием международно-правовой ответственности государств является совершение международного правонарушения (см. ниже).
Об индивидуальной международной уголовной ответственности будет сказано далее.
Из изложенного выше следует, что существует два основных вида международно-правовой ответственности: классическая международно-правовая ответственность государств (международно-правовая ответственность в собственном смысле этого слова, например, наложение экономических санкций решением Совета Безопасности или исключение из членов ООН); и индивидуальная международная уголовная ответственность (за совершение международных преступлений, наступает по нормам не национального, а международного права), явление довольно новое, но с каждым годом интенсифицирующееся.
Международные правонарушения.
Международное правонарушение, являющееся основанием международно-правовой ответственности государств характеризуется двумя основным аспектами:
Юридическая сторона, заключающаяся в противоправном поведении субъекта международного права, то есть нарушении международного обязательства2. При этом, как подчеркивает Г.В. Игнатенко, "обязательства государств могут вытекать не только из нормативных актов, но и из актов применения права. Такими актами являются, в частности, резолюции Совета Безопасности ООН по вопросам поддержания мира и безопасности, о применении принудительных мер, решения международных судов, арбитражей и трибуналов"3, что, кстати говоря, еще раз подчеркивает значение указанных актов как источников международного права. При этом следует отметить, что государство не может ссылаться на положение своего внутреннего права (например, на национальный закон) в качестве оправдания для невыполнения им международного договора4.
Фактическая сторона. Международное правонарушение (с объективной стороны, если применять термины уголовного права) характеризуется каким-либо действием или бездействием. При этом причиняется определенный ущерб защищаемым международным правом правам и интересам определенного субъекта международного права или даже, как указывает Г.В. Игнатенко, "всему международному сообществу"5. По общему правилу, государство несет ответственность за неправомерные деяния любых своих органов. Как подчеркивал проф. Э. Хименес де Аречага, "государство ответственно за свои органы, только за свои органы и за все свои органы"6.
Обстоятельствами, исключающими неправомерность деяния, по общему правилу являются7:
Согласие пострадавшего государства.
Самооборона, в соответствии с Уставом ООН.
Контрмеры в отношении направленного против данного государства международного правонарушения.
Форс-мажор (действие обстоятельств непреодолимой силы).
Крайнее бедствие, когда совершение международного правонарушения было единственным способом спасти жизни людей.
Преступления международного характера: понятие и субъекты.
В массиве преступлений международного характера следует выделить собственно международные преступления и преступления, борьба с которыми является важной целью большинства государств, а потому соответствующие обязанности государств закреплены многосторонними международными договорами (так называемые "преступления международного характера" или транснациональные преступления).
Первые представляю особую угрозу стабильности международного правопорядка, для наказания лиц, виновных в их совершении в последнее время стали создаваться международные судебные учреждения.
Ко вторым относятся преступления, борьба с которыми требует координации усилий правоохранительных органов различных государств, но не более того – привлечение лиц, виновных в их совершении, к уголовной ответственности осуществляется только национальными судами.
Классическими примерами транснационального преступления являются незаконный захват воздушного судна8 и захват заложников9. Правовое регулирование в этой сфере направлено на действительную реализацию принципа неотвратимости наказания следующими средствами:
Унификация определения состава преступления.
Санкционирование применения всех возможных оснований уголовной юрисдикции государства в отношении данного преступления (территориальная, национальная, если граждане данного государства находятся среди потерпевших, если данное государство, его интересы являлись объектом преступного посягательства и любое иное основание юрисдикции), что позволяет говорить об универсальном характере уголовной юрисдикции в отношении подобных преступлений.
Возложение на государство, под контролем которого находится лицо, виновное в совершении транснационального преступления, обязанности "aut dedere aut judicare" ("или выдать, или судить").
Международная уголовная ответственность физических лиц.
Как подчеркивает А.Г. Кибальник, "принцип индивидуальной ответственности по международному уголовному праву явился одним из важнейших тезисов Нюрнбергского процесса, сменивших доктрину Бриана-Келлога, в которой речь шла только об ответственности государства за совершение агрессии как международного преступления"10.
После Нюрнберга принцип индивидуальной уголовной ответственности был применен в деятельности Международных трибуналов по Руанде и бывшей Югославии, созданных резолюциями Совета Безопасности ООН11.
Принцип индивидуальной ответственности в современном международном уголовном праве закреплен, в частности, в Римском статуте Международного уголовного суда. В соответствии с этим документом, уголовной ответственности подлежат физические лица, достигшие 18-летнего возраста12.
Логично полагать, что индивид является единственным субъектом международной уголовной ответственности. А.Н. Трайнин справедливо отмечал, что "государство не может быть вменяемо или невменяемо; государство не может быть на скамье подсудимых или за решеткой тюрьмы"13. Составляющая проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества Комиссия международного права ООН еще в 1984г. решила ограничить проект уголовной ответственностью индивидов14.
По Римскому статуту, предусмотрена международная уголовная ответственность за следующие преступления:
Геноцид15.
Преступления против человечности16, к которым относятся также общеуголовные преступления как, в частности, убийство и изнасилование, если они совершаются в рамках сознательного широкомасштабного (систематического) нападения на гражданских лиц.
Военные преступления17, к которым относятся прежде всего серьезные нарушения Женевских конвенций 1949г.18.
Агрессия19. Сейчас данное преступление в Римском статуте не конкретизировано, и поэтому в настоящий момент физические лица не могут привлекаться к международной уголовной ответственности за его совершение.
Надо отметить, что привлечение лица к индивидуальной международной уголовной ответственности не влияет на ответственность государств по международному праву20.
Уголовное дело в Международном уголовном суде может быть возбуждено и расследовано, если:
Международное преступление совершено на территории государства-участника Римского статута либо гражданином такого государства21.
Дело передано прокурору Суда государством-участником, Советом Безопасности либо начато прокурором по собственной инициативе22.
Государство, обладающее юрисдикцией в отношении данного преступления, не желает или не способно вести расследование или возбудить уголовное преследование должным образом23 (принцип комплементарности24). При этом действует принцип ne bis in idem, то есть запрет повторного осуждения лица за совершение одного и того же международного преступления.
Международный уголовный суд вправе применить к лицу, признанному виновным в совершении преступления, наказание в виде лишения свободы, вплоть до пожизненного25.
Практические вопросы, связанные с созданием и функционированием Международного уголовного суда, в частности, соответствия п.2(a) ст.12 Римского статута статье 35 Венской конвенции о праве международных договоров, специфики составов геноцида, включая разные формы соучастия и покушения, и военных преступлений, применения ст.16 Римского статута и пр., находятся в центре внимания игрового дела Международного конкурса по международному праву им. Ф. Джессопа 2003/2004 года.
Список литературы
Международное право: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. и доп. / Отв. ред. проф. Г.В.
Броунли Я. Международное право. Книга Первая (пер. С.Н. Андрианова, ред. и вступительная статья Г.И. Тункина) М., 1977 (first published: Brownlie J. Principles of Public International Law. Second Edition. Oxford, 1973).
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа
1 1, с.177.
2 См.: ст.2, Глава III Проекта статей об ответственности государств за международные правонарушения.
3 1, с.178.
4 См.: ст.27 Венской конвенции о праве международных договоров.
5 1, с.182.
6 См.: Хименес де Аречага Э. Современное международное право. сс. 416-417. См.: ст.4 Проекта статей об ответственности государств за международные правонарушения.
7 См.: Глава V Проекта статей об ответственности государств за международные правонарушения.
8 См.: Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов.
9 См.: Международная конвенция о борьбе с захватом заложников.
10 Кибальник А.Г. Международное уголовное право: понятие, задачи и принципы. СПб., 2003. с.65.
11 См., в частности,: Резолюция Совета Безопасности ООН 827 (1993) от 25 мая 1993 года.
12 См.: ст.ст.25-26 Римского статута.
13 См.: Трайнин А.Н. Защита мира и борьба с преступлениями против человечества. М., 1956. с.42.
14 См.: Кибальник А.Г. Международное уголовное право: понятие, задачи и принципы. СПб, 2003. с.85.
15 См.: ст.6 Римского статута; ст.II Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него.
16 См.: ст.7 Римского статута.
17 См.: ст.8 Римского статута.
18 См.: Женевская конвенция (I) об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях; Женевская конвенция (II) об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море; Женевская конвенция (III) об обращении с военнопленными; Женевская конвенция (IV) о защите гражданского населения во время войны; Дополнительный протокол I к Женевским конвенциям, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов; Дополнительный протокол II к Женевским конвенциям, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера.
19 См.: п."d" ч.1 ст.5 Римского статута.
20 См.: п.4 ст.25 Римского статута.
21 См.: п.2 ст.12 Римского статута.
22 См.: ст.13 Римского статута.
23 См.: ст.17 Римского статута.
24 Как подчеркивается в ст.1 Римского статута, Международный уголовный суд лишь дополняет национальные органы уголовной юстиции.
25 См.: ст.77 Римского статута.