Cовременные проблемы семейного права
ВВЕДЕНИЕ
Все мы знаем, как велико значение семьи в жизни каждого человека, общества и государства. Именно семья для каждого человека — неисчерпаемый источник любви, преданности и поддержки. В семье закладываются основы нравственности, духовности и терпимости. Здоровая, крепкая семья — залог стабильности и процветания любого общества.
Семья — это та общественная структура, в которой прежде всего происходит воспроизводство человека как члена общества. Именно в семье первоначально складывается мировосприятие человека, формируются его социальные качества.
Семья призвана играть исключительную роль в жизни общества, его стабилизации, преодолении социальной напряженности. По своей природе и предназначению она является союзником общества в решении коренных проблем: преодолении депопуляции, утверждении нравственных устоев в обществе, социализации детей, развитии культуры и экономики, семейного предпринимательства. Однако потенциал семьи реализуется неэффективно. Важнейшей задачей семейной политики должна стать разработка механизмов и технологий, позволяющих активно использовать возможности семьи как общественного института в решении сложных проблем развития нашего общества.
Семья как социальная общность во всех цивилизациях выступала важнейшим элементом глобального развития. Идеология приоритета семьи, ее непреходящая ценность для жизни и развития человека и общества закреплена во многих нормативных актах. Одно из основных положений этих документов — укрепление и защита института семьи со стороны общества, разработка всеми государствами национальной семейной политики.
Но острота существующих сегодня проблем российских семей вызывает тревогу. Больно ударяют по семье демографический кризис, сопровождающийся депопуляцией, ростом смертности, падением рождаемости, постарением населения, снижением продолжительности жизни, ухудшением здоровья людей, инвалидизацией; продолжающееся падение уровня жизни большинства населения России; рост безработицы, алкоголизма, наркомании, преступности, неуверенность в завтрашнем дне.
Преодоление сложившихся в обществе негативных тенденций потребовало от государства новых подходов к решению многочисленных проблем социально-семейных отношений. Результатом целенаправленных усилий правительства стало появление семейной политики, нацеленной непосредственно на изменение и сохранение уровня жизни семей, повышения благосостояния и улучшения их социального самочувствия.
Российское семейное право на современном этапе
Российское семейное законодательство на современном этапе характеризуется не только принятием нового Семейного Кодекса, но и правовой регламентацией этой отрасли права на высшем конституционном уровне. В целом ряде статей Конституции Российской Федерации, прямо или косвенно, говорится об институтах семейного права.
Новый Семейный Кодекс содержит много новелл посвященных усилению гарантий прав детей. В нем предусмотрено существенное усиление гарантий прав детей в семейных отношениях в соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах ребенка. В Кодексе выделена специальная глава "Права несовершеннолетних". В духе Конвенции решен вопрос о праве ребенка на защиту от злоупотреблений родителей или лиц, их заменяющих, вплоть до обращения несовершеннолетнего в суд по достижении им возраста 14 лет. Предусмотрено обязательное согласие ребенка, достигшего 10 лет, при решении вопроса об изменении его имени, фамилии на фамилию другого родителя, а также при изменении его фамилии, имени и отчества при усыновлении и при его отмене. Согласие 10-летнего ребенка требуется также для восстановления в родительских правах родителей, раннее лишенных этих прав, а также для усыновления и передачи ребенка, оставшегося без родительского попечения в приемную семью.
Ребенку предоставлено право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также право быть заслушанным в ходе любого судебного и административного разбирательства.
В Кодекс включена глава о приемной семье (гл. 21) — принципиально новой форме устройства на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей.
Вместе с тем, нельзя не отметить и некоторое снижение гарантий защиты прав несовершеннолетних в отдельных положениях нового Семейного Кодекса. Это касается вопросов о брачном возрасте и о размере алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей в судебном порядке. Ст. 13 Кодекса допускает возможность снижения законами субъектов Российской Федерации брачного возраста ниже 16 лет без установления каких-либо нижних пределов, что не согласуется с Уголовным Кодексом РСФСР (ст. 119). В ст. 81 Семейного Кодекса при сохранении прежнего размера алиментов в долях по отношению к доходам родителя — на одного ребенка 1/4 и т.д., допускается безграничное уменьшение этих долей по усмотрению суда "с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств".
Еще одним важным актом в области семейного права является утвержденное Правительством Положение о порядке передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам (Постановление от 15. 09. 1995 г. ¹ 917). Этим актом упорядочен процесс усыновления и предусмотрены необходимые гарантии соблюдения и охраны прав и интересов детей, передаваемых на усыновление, а также приоритетное право на усыновление российских детей гражданами Российской Федерации. Такой подход полностью соответствует положениям ст. 21 Конвенции ООН о правах ребенка.
Усыновление детей РФ иностранными гражданами
|
Особая проблема семейного законодательства: СУРРОГАТНОЕ МАТЕРИНСТВО
Российский законопроект о биоэтике в статье 9, озаглавленной "Обеспечение безопасности жизни и здоровья матери и ребенка", запрещает женщинам предлагать свои услуги в качестве "суррогатной матери... во избежание кризиса, связанного с установлением личности новорожденного и разрушением традиционного кровного родства". Это положение представляет собой общий запрет на суррогатное материнство и возлагает уголовную или гражданскую ответственность на женщину, предлагающую подобные услуги. В данной работе изложены некоторые наиболее известные законы и политика в отношении суррогатного материнства. При взгляде на то, как различные нации подходят к сложному комплексу проблем, связанных с суррогатным материнством, становится более ясно, чьи интересы и права затронуты этой проблемой. В заключительной части данной работы приводится дискуссия возможного толкования суррогатного материнства в рамках концепции прав человека.
Определение суррогатного материнства и связанных с ним проблем
Суррогатное материнство обычно считают "новой" репродуктивной технологией, аналогичной зачатию в пробирке, поскольку это новый признанный метод "лечения" такого "медицинского отклонения", как бесплодие пары. Хотя суррогатное материнство может принимать различные формы, общая черта всех этих форм заключается в том, что существует договорное соглашение между женщиной, вынашивающей плод, и "нареченными" родителями, согласно которому суррогатная мать донашивает беременность, рожает ребенка, а затем передает новорожденного на усыновление "нареченным" родителям. "Традиционные" или "частичные" договоренности предполагают использование яйцеклетки суррогатной матери и семени "нареченного" отца. При "гестационном" или "полном" суррогатном материнстве не существует никакого генетического родства между суррогатной матерью и ребенком. В матку суррогатной матери вводят зиготу (оплодотворенную яйцеклетку), которая была оплодотворена в пробирке и состоит из гамет нареченных родителей (яйцеклетки и сперматозоида). Известны также случаи, когда мужские гомосексуальные пары заключали соглашение с женщиной, чтобы она родила им ребенка
Соглашение о суррогатном материнстве может характеризоваться как "коммерческое" или "некоммерческое", то есть "альтруистическое". При коммерческом суррогатном материнстве суррогатная мать получает плату или какую-либо материальную выгоду вследствие оказания данной услуги. Альтруистическое или некоммерческое суррогатное материнство не предполагает оплаты или материальной выгоды помимо оплаты расходов, связанных с беременностью, например, медицинского ухода. Иногда суррогатной матери также могут быть возмещены расходы, связанные с потерей заработной платы, или выплачена компенсация за перенесенную боль и физические страдания.
Вопрос суррогатного материнства вызывает много противоречий. Например, феминистки всего мира разделились во взглядах на эту практику. С одной стороны, свободное осознанное решение родить ребенка для кого-либо может рассматриваться как осуществление репродуктивной автономии и самоопределения. С другой стороны, такое решение может рассматриваться как проявление угнетенного положения женщин и как одна из форм сексуальной эксплуатации. Некоторые эксперты по этике считают, что договорные или коммерческие соглашения между сторонами являются нарушением основных принципов уважения человеческого достоинства, поскольку позволяют рыночным соображениям вторгаться в сферу семейных отношений. При этом альтруистические "подарки", то есть бесплатное предоставление своей репродуктивной способности для использования другими лицами, могут быть допустимы.
У большинства стран отсутствует как законодательство, так и утвержденная политика в отношении суррогатного материнства. Вопрос суррогатного материнства рассматривался в Совете Европы и в некоторых странах - как правило, лишь на уровне отдельного государства. Сложность правовых вопросов, связанных с альтернативной репродуктивной технологией, отражена в многообразии подходов к этой проблеме со стороны региональных организаций и национальных государств. Принятые законы и политика варьируют от полного запрета на суррогатное материнство до установления комплексной юридической базы, призванной учесть права и интересы всех сторон.
Специальный экспертный комитет Совета Европы по биоэтике и искусственным методам деторождения, Принцип 15, 1989: Ни один медработник или медицинское учреждение не должны использовать искусственные методы деторождения для зачатия ребенка с целью вынашивания суррогатной матерью. Ни один контракт или соглашение между суррогатной матерью и тем лицом или парой, для которых она вынашивает ребенка, не должны иметь законной силы. Всякая посредническая деятельность в пользу лиц, заинтересованных в суррогатном материнстве, а также всякая связанная с этим рекламная деятельность, должны быть запрещены. Однако государства могут в исключительных случаях, оговоренных в национальном законодательстве, с учетом пункта 2 данного Принципа разрешить медицинскому работнику или учреждению произвести искусственное оплодотворение суррогатной матери при условии, что: Суррогатная мать не получает материальной выгоды от данной операции; Суррогатная мать имеет право после родов оставить ребенка себе. |
С точки зрения прав человека
Хотя существует установленная и общепринятая система международных норм в области репродуктивных прав, она почти никак не поддерживает интеграцию мер по преодолению бесплодия в понятие права на создание семьи и на установление желаемого количества детей и промежутков между их рождениями. Например, право на создание семьи не предполагает, что государство обязано дать возможность завести ребенка всем, кто хочет иметь детей. С другой стороны, согласно этому праву, нельзя категорически запретить гражданам иметь потомство. Право на полную информацию и услуги по планированию семьи может быть использовано в поддержку обоснования мер по преодолению бесплодия. Однако то, что государства обязаны осуществлять экономические и социальные права прогрессивно, - то есть лишь в тех пределах, которые позволяют имеющиеся экономические ресурсы, - ограничивает возможность требовать от государства осуществления "дорогостоящего" права на использование репродуктивных технологий.
Хотя в международных правозащитных нормах и может содержаться основа аргументации для включения мер по преодолению бесплодия в систему охраны репродуктивного здоровья, совершенно не очевидно, что меры по преодолению бесплодия включают в себя суррогатное материнство. Вопрос суррогатного материнства, как уже упоминалось, окружен разногласиями, и затрагивает противоречащие друг другу права и интересы.
Существуют, по меньшей мере, три различных точки зрения, которые должны быть приняты во внимание при составлении законопроекта о суррогатном материнстве. Это права нанимающей пары (или лица); права женщины, предлагающей свои услуги в качестве суррогатной матери, и права рожденного ребенка. Конкурирующие права при этом могут быть следующими (хотя данный список не полон):
"Права" нанимающей пары на лечение бесплодия или на создание семьи.
Права женщины, предлагающей свои услуги в качестве суррогатной матери, включая право на самостоятельное принятие решения по такому глубоко личному вопросу, как деторождение.
Права ребенка, рожденного в рамках договоренности о суррогатном материнстве, которые могут включать в себя решение вопроса о том, что в большей степени отвечает интересам данного ребенка.
Государство обязано урегулировать конкурирующие "права", которые возникают при такой ситуации. Стремясь к достижению такого урегулирования, государство должно руководствоваться двумя основными принципами:
Обязанностью защищать своих граждан от эксплуатации, в частности, от сексуальной эксплуатации; Обязанностью обеспечить необходимые условия для того, чтобы дети росли в атмосфере любви, а также моральной и материальной стабильности и обеспеченности. Общий запрет на суррогатное материнство представляет собой лишь один возможный результат урегулирования этих различных аспектов.
Проект закона о биоэтике, не давая подробных определений и детального описания стратегий судебного решения споров, могущих возникнуть в результате незаконных договоренностей, не предлагает таким образом адекватного решения проблем, которые неизбежно возникнут как результат практики суррогатного материнства. В международном контексте суррогатные соглашения по-прежнему будут практиковаться, в том числе между гражданами разных стран, и возникнут споры, ответ на которые нельзя найти в рамках существующих ограниченных подходов или законодательных запретов на уровне одной страны.
Основные факторы кризиса семьи
О тревожных тенденциях в традиции брачно-семейных отношений многие ученые и публицисты писали и раньше, задолго до перестроечных лет. Констатировались и снижение рождаемости, особенно в крупных городах, и высокий уровень разводов при некоторой стабилизации в 80-х годах, и возросший процент одиноких людей, и трудности с воспитанием детей и подростков. Однако тотальная цензура предперестроечного общества не оставляла без своего пристального, ревнивого внимания и сферу семейных отношений, и из поля зрения ученых, не без помощи бдительных идеологических аргусов, ускользали многие серьезные проблемы жизнедеятельности семьи.
Свобода личности в целом и эмансипация женщины в частности серьезно изменили характер отношений между обществом и семьей. Получив право самостоятельно регулировать семейные отношения без вмешательства государства, церкви и т.д. и принимать решение по таким важным вопросам, как количество детей в семье, целесообразность вступления в брак или его сохранения, воспитание детей и пр., семья вместе с тем как бы взяла на себя и огромную ответственность за собственное выживание и воспитание необходимых обществу полноценных граждан. На Западе этот процесс проходил эволюционно, когда между семейными и общественными интересами, возможностями и потребностями постепенно складывался своего рода консенсус. В России же, позже других стран принявшей эстафету демократизации, он принял форму революции, которая вновь, как по Некрасову, "ударила одним концом по барину, другим по мужику", то бишь по обществу и по семье, нарушив и без того хрупкий баланс сложившихся между ними отношений.
В результате если с 1980 по 1990 г. уровень брачности на 1000 человек населения уменьшился на 1,7 пункта, то с 1990 по 1992 г. — на 1,8. То есть всего за два года брачность сократилась больше, чем за последние 10 лет. Что касается разводов, то в расчете на 1000 человек населения их количество немного снизилось к 1990 г. (одни авторы объясняют это успешной демографической политикой, другие — структурно-демографическими изменениями). Однако начиная с 1990 г. количество разводов стало резко возрастать, и за два года прирост составил 0,5 пункта.
Очевидны крайне неудовлетворительные жилищные и материальные условия жизни большинства российских семей, зависимость молодых супругов от их родителей, чрезмерная занятость женщины домашней работой, неустроенность семейного быта, высокий уровень пьянства и алкоголизма. Все это оказывало самое негативное влияние практически на все аспекты жизни семьи в эпоху "торжества социализма", в особенности же на такой основополагающий показатель ее функционирования, как рождаемость. Коэффициент ее постоянно падал с 2,8 детей на женщину в 1958—1959 гг. до 2,4 в 1969— 1970 гг. и до 2,2 в 1980-1981 гг.
Более скрытые, но и более весомые противоречия связаны с определенной системой нравственного воспитания в тоталитарном обществе. Это — низкий уровень личной ответственности, отсутствие культуры рационального планирования собственной жизни, весьма слабое влияние морали, в частности религиозной, на повседневную жизнь в семье, на решение сложных этических и моральных проблем рождения и воспитания детей, формирования у них оптимальных человеческих и социальных качеств.
Произошло стремительное падение уровня жизни, а вместе с ним и резкое имущественное расслоение семей. Появились семьи обеспеченные и даже богатые и семьи, находящиеся на пороге голодной смерти. Между ними существуют различные градации, но все-таки, как считают многие эксперты, жизненный уровень большинства семей весьма и весьма низок.
Резкое снижение уровня жизни повлекло за собой сложные и разнообразные жизненные коллизии, когда нашей реальностью стало то, что мы еще недавно с таким пафосом клеймили на Западе, — неуверенность в завтрашнее дне и психологическая неустойчивость. Резко ухудшилось психологическое самочувствие хранительниц домашнего очага — женщин, в особенности матерей-одиночек. Характерно, что в качестве причин и показателей своего состояния женщины обычно называли "нервозность и неуверенность в связи с обстановкой в стране", "беспокойство за будущее детей", "страх потерять работу", "отсутствие веры в перемены к лучшему" и т.д.
Одна из самых болезненных и постыдных проблем нашей действительности - незащищенность женщин от насилия. В советский период тема насилия над женщиной была выведена из зоны обсуждения. Общественная мораль и обслуживающие ее средства массовой информации закрывали глаза на то, каких масштабов в нашей стране достигло надругательство над правами женщин. До сих пор механизмы следствия по делам изнасилования травмируют пострадавшую едва ли не больше, чем сам акт насилия. До сих пор государство и общество оставляют жертву один на один со своей трагедией, фактически принимая сторону насильника.
Есть и аспект насилия, замалчиваемый обществом, - это избиение женщины в семье. Сегодня общество не в состоянии защитить ее, потому что она редко обращается в правоохранительные органы, а обидчик и общественная мораль зачастую не считают это преступлением. Таким образом, мы живем по двойному стандарту, осуждая и искореняя насилие на улице и закрывая глаза на него в семье, забывая, что будущих преступников растят в семьях, в которых существует только одно право - право сильного.
Этап жизни страны, связанный с экономическими реформами, активизировал население в направлении изменений на рынке труда, открывающихся новых возможностей в профессиональной сфере и бизнесе и показал, что в условиях переходного периода женщины, при прочих равных данных, оказались более адаптивными и менее амбициозными, более гибкими и психологически выносливыми.
Но это не помогло им стать конкурентоспособней мужчин. На 1 июня 1996 года женщины составляли 62,2% безработных. Причина этого в традиционном видении женщины в роли домохозяйки и единственной воспитательницы ребенка, а также в системе денежных пособий и привилегий, ориентированных на женщину-мать.
Отставание нашей юридической культуры особенно болезненно в семье. В марте 1996 года вступил в силу "Семейный кодекс Российской Федерации", одним из важнейших новшеств которого является брачный договор. Прошли времена, когда социалистическое государство в лице месткома, парткома и общественного мнения присматривало за семьей. Сегодня государство не собирается определять отношения партнеров, но оно предлагает законы, способные предотвратить нарушения прав в семье.
Материнская и младенческая смертность, количество абортов и состояние здоровья женщин - серьезный показатель состояния общества. Ханжеская традиция нашей жизни позволяла упоенно обсуждать создание танков и космических кораблей, но никогда не говорить вслух о том, в каких условиях появляется на свет российский гражданин. Общество равнодушно к беременной женщине и обустроено так, что она ощущает себя социально неудобной и психологически подавленной. Родовспомогательные учреждения недостаточно финансируются и часто переходят на платное обслуживание, существенно понижая качество обслуживания женщин из семей с низкими доходами. Законодательство не ориентировано на формы юридической ответственности за медицинскую ошибку или небрежность, младенцы погибают или травмируются по вине медперсонала, и это остается безнаказанным.
Одна из самых серьезных проблем здоровья женщин - отсутствие в нашей культуре психологических установок на сохранение здоровья и здорового образа жизни, что связано с темой жертвенности, традиционной для коммунистической морали.
Сегодня, когда реформы начали приносить первые результаты, мы получили возможность более активно заняться этими проблемами. 8 января 1996 года Правительство утвердило "Концепцию улучшения положения женщин в Российской Федерации" и готово серьезно и вдумчиво работать над этой концепцией, в полном объеме обеспечивая выполнение всех рекомендаций, содержащихся в Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.
Немаловажное место в современном семейном праве занимает брачный контракт и, связанные с ним проблемы
Что такое брачный контракт? Это попытка вторжения сухой юридической логики в тонкую сферу чувств, своеобразный компромисс между любовью к себе и любовью к другому человеку, а также страховка — например, на случай любви одного из двух к кому-то третьему. Это еще и ремень безопасности, пристегнувшись которым, пожилая дама, отдав в порыве поздней любви руку и сердце пылкому избраннику, не будет больше рисковать ни собственной квартирой, ни жизнью. И все же, пожалуй, абсолютное большинство людей, подписывая этот документ надеется никогда больше в него не заглядывать. Так покупают лекарства — те, что обязательно должны быть в домашней аптечке, но которые всегда рассчитывают выбросить по истечении срока годности.
Итак, у брачного контракта существует огромное количество больших и маленьких преимуществ. А недостаток-то всего один. Дело в том, что в нашей стране к этому документу сложилось особое, несколько брезгливое, отношение — вследствие талантливо организованной в свое время идеологической обработки он устойчиво ассоциируется у нас исключительно с финансовым расчетом и корыстью. Но это лишь одна сторона проблемы. Отважные люди, которых не отпугнуло ни отвратительное звучание слова «брачующиеся», ни опасность вступить вместо брака во что-то нехорошее, зачастую не хотят опускаться до прагматических рассуждений. Несмотря на увещевания более опытных друзей, влюбленным, которые создают семью исходя из представлений о вечных чувствах, не свойственно думать о материальном. В результате наши собственные предрассудки и своеобразный романтизм нередко приводят к распиливанию непарных предметов гарнитура и поножовщине в процессе раздела имущества. А в залах суда разыгрываются баталии, которые нелегко переносить даже видавшим виды служителям Фемиды, — люди, бок о бок прожившие определенное время, прекрасно знают, где у кого любимая мозоль и как на нее наступить, чтобы было побольнее. В то время как при наличии брачного контракта вопросы, возникающие во время развода, в большинстве случаев вообще решаются без суда — при встрече адвокатов.
Конечно, собираясь под венец, нелегко думать о вещах приземленных, но жизнь (а точнее, ее беспристрастное отражение в виде статистики разводов) показывает, что, увы, пессимисты, скептически относящиеся к институту брака, нередко оказываются правы. А значит, не исключено, что, решившись подписать брачный контракт, вы не только окажете услугу обществу, не обременив суд еще одним гражданским делом, но прежде всего — поможете себе любимому, сэкономив собственные нервы, деньги и время.
Возможно, что в отдельных случаях брачный контракт будет играть и своего рода превентивную роль. Четко обозначенные в документе позиции сторон способны оказать отрезвляющее действие — если вместе с мужем дом может покинуть любимый гарнитур, пожалуй, стоит пойти на компромисс, чтобы сохранить семейный очаг. Ну а если серьезно, то даже юристы, специализирующиеся на семейном праве, не пришли к единому мнению относительно брачного контракта. Некоторые из них поговаривают, что такой документ можно изначально признавать недействительным в силу «невменяемости» подписывающих его сторон, пребывающих в состоянии влюбленности. Еще одна особенность брачного контракта заключается в том, что он вступает в действие с наступлением форс-мажорных обстоятельств — в частности ситуации, КОГДА УМИРАЕТ ЛЮБОВЬ...
Кроме проблем юридического характера, здесь, конечно, срабатывает целый комплекс причин. Наши люди вообще морально не готовы к подписанию таких документов. Нас так воспитывали, что говорить о деньгах, каком-то имуществе — это вообще позор, а особенно — когда речь идет о любви. Результаты социологических опросов говорят о том, что практически все опрошенные связывают брачный контракт с браком по расчету, корыстью, и это, конечно, не содействует распространению брачных контрактов. Хотя когда люди уже приходят в суд — разводиться, делить имущество, они хватаются за голову, сожалея о том, что не предусмотрели такого поворота событий.
Конечно, первопричина такой ситуации заключается в том, что в нашей стране отсутствует сколько-нибудь значительное количество представителей среднего сословия, которое во всем мире является потенциальным субъектом заключения контрактов такого рода. В то же время даже того немногого, что имеют наши люди (квартира, машина, дача), бывает достаточно для того, чтобы весьма серьезно попортить себе жизнь при разделе имущества, связанном с распадом семьи. И нередко даже раздел ложек, вилок и тарелок превращается в глобальную проблему, несмотря на незначительность самого имущества. Но, на мой взгляд, проблема даже не в том, что у наших граждан практически ничего нет, а в несовершенстве закона, регулирующего эти вопросы.
Итак, брачный контракт заслуживает самого серьезного подхода. Но его противникам следует помнить, что он никак не повредит тому, что у вас есть, — ни чувствам, ни тем более имуществу, а его приверженцам не следует забывать, что он способен застраховать вас далеко не от всех потерь. Ну а тем, кто еще не определился, напомним главное: основанием для такого соглашения является любовь, но ни один договор на свете не может стать основанием для любви.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность данной темы на современном этапе связана прежде всего с тем, что процесс перехода семьи от привычных форм существования к освоению рыночных структур жизнедеятельности протекает крайне болезненно. Состояние экономической, социально-психологической и демографической дезадаптации семейной ячейки вслед за нестабильностью общества приобретает хронические формы. Стремление и попытки семьи приспособиться к новым явлениям и постоянным переменам, происходящим в обществе, предопределяют изменения самого института семьи. Наличие идейного и морального вакуума в обществе, потеря исторического самосознания, патриотизма, резкой смены духовных и нравственных интересов на материальные стало основной причиной нестабильного положения общества в целом, и семьи, в частности. Поэтому сегодня научное переосмысление проблем семьи является необходимым условием эффективного решения задач семейной политики.
Государство, общественные организации, религиозные объединения, предприниматели, ученые, журналисты должны сделать все, чтобы обеспечить семье поддержку. Без учета интересов семьи никогда не сможет реализоваться государственная политика, направленная на возрождение России.
Семья станет растить детей, уверенно глядя в будущее, в любви и согласии, воспитывая в молодежи высокую духовность, гордость за свою Родину и ответственность за ее судьбу.
Список использованной литературы:
Акты русского государства – М., 1975.
Алексеев С.С. Государство и право – М., 1993 г.
Белякова М. Вопросы советского семейного права в судебной практике. – М., 1989.
Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть I) от 21 ноября 1994 года.
Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть II) – М., 1996.
Гражданский Кодекс РСФСР от 11 июня 1969 года в редакции от 7 марта 1995 года.
Ельцин Б.Н. Россия: человек, семья, общество, государство – М., 1996.
Журнал "Семья в России" № 3-4, 1995.
Журнал "Человек и труд" №4, 1995.
Информационный бюллетень "Международный год семьи в Российской Федерации" № 2, 1995.
Кодекс о браке и семье (с изменениями и дополнениями) от 1 ноября 1969 года.
Комментарий к Кодексу о браке и семье РСФСР – М., 1982.
Конституционное (государственное) право зарубежных стран – М., 1996.
Конституция (основной закон) Российской Федерации – России – М., 1992.
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.
Международный медицинский журнал "Планирование семьи" № 4, 1996.
Нечаева М. Брак. Семья. Закон – М., 1984
Новое семейное законодательство Российской Федерации (сборник нормативных актов и документов) М., 1996.
О положении детей в Российской Федерации – М., 1996.
Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года.
Павлодский А. Судебная защита прав и интересов граждан – М., 1986.
Паластина С.Я. Регистрация актов гражданского состояния – М., 1978.
Поленина М.К. Труд, семья, быт советских женщин – М., 1991.
Проект конституции Российской Федерации /Сост. Верховный Совет. – М., 1992.
Регистрация актов гражданского состояния – М., 1985.
Сборник нормативных актов – М., 1995.
28.Проект федерального закона "О правовых принципах и гарантиях соблюдения биоэтики" (Законопроект о биоэтике), статья 9 (неофициальный перевод).
29.См. Артур Роджерс и Дени Дюран де Бусинген "Биоэтика в Европе" Arthur Rogers и Denis Durand de Bousingen, Bioethics in Europe (1995), стр. 52.
30.Рут Гальперин-Каддари "Новое понимание родительства" (Ruth Halperin-Kaddari, Redefining Parenthood), 29 Cal. W. Int'l L.J. 312,320 n. 27 (1999).
Содержание:
Введение
Усыновление детей РФ иностранными гражданами
Суррогатное материнство
Основные факторы кризиса семьи
Насилие женщин в семье
Брачный контракт
Заключение
Воронежский юридический техникум
РЕФЕРАТ ПО СЕМЕЙНОМУ ПРАВУ НА ТЕМУ:
"Современные проблемы семейного права"
Выполнила: Кузнецова Неля
Пв-31
г. Воронеж, 2001