Гражданство в зарубежных странах
2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Основные вопросы правового статуса личности в зарубежных странах
1.1. Гражданство (подданство): понятие, порядок приобретения и утраты
1.2.Правовое положение лиц без гражданства (апатридов) и лиц с множественным гражданством
1.3. Классификация прав, свобод и обязанностей человека
Глава 2. Принципы правового положения и конституционные гарантии прав и свобод
2.1. Принципы правового положения личности в зарубежных странах
2.2. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Гражданство, как правило, характерно для республик. Оно подразумевает связь человека и государства, т. е. гражданин - это лицо, которое обладает правом и обязанностью активно участвовать в реализации государственной власти1.
Актуальность темы. Основные принципы гражданства, как правило, устанавливаются в конституциях, подробное регулирование осуществляется обычными законами.
Есть конституции, которые не содержат специальных норм о гражданстве. Например, Конституция Италии; гражданство этой страны регулируется Законом о гражданстве 1912 г. с изменениями и дополнениями и Положением о гражданстве 1983 г. А Конституция Кубы, например, имеет целую главу о гражданстве, где подробно регламентируются данный институт.
Конституция США 1789 г. была первой конституцией этого государства и является действующей до сих пор. Конституция США включает три компонента: преамбулу, семь статей и двадцать шесть поправок.
Конституция США первоначально почти не содержала положений о правах и свободах граждан, хотя ряд важных норм можно найти и в тексте конституции.
Права и свободы граждан в основном закреплены в первых десяти поправках, точнее - дополнениях, получивших название Билль о правах, принятых первым конгрессом в 1789 г.
Что касается характера закрепленных прав и свобод, то они относятся лишь к политическим и личным, и среди них почти целиком отсутствуют социально-экономические права и свободы.
Нынешняя конституция Франции была принята и утверждена на референдуме в 1958 г. Конституция Франции 1958 г. - это всего лишь часть действующего основного закона. В соответствии с преамбулой акта 1958 г. его составной частью является Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и преамбула конституции 1946 г., главным образом провозглашающие права и свободы граждан.
Особенностью действующего основного закона Франции является его структура и порядок закрепления провозглашаемых прав и свобод граждан.
Конституция Италии вступила в силу с 1 января 1948 г. Демократизм итальянского основного закона выразился в закреплении обширного круга демократических прав и свобод. Около третьей части конституции составляют статьи отличные от классического перечня прав и свобод, заметно выделяются социально-экономические права и свободы.
Но до сих пор некоторые положения конституции остаются декларативными, желаемыми, не всегда практикуемыми, особенно это касается статей, регулирующих права и свободы граждан.
Конституционные права можно классифицировать на индивидуальные и коллективные, основные и дополнительные, но наибольшее значение имеет классификация прав по содержанию: личные (гражданские), социальные (экономические и культурные), политические.
Цель курсовой работы рассмотреть регулирование вопросов гражданства в зарубежных странах.
Глава 1. Основные вопросы правового статуса личности в зарубежных странах
1.1. Гражданство (подданство): понятие, порядок приобретения и утраты
Гражданство (подданство) означает правовую принадлежность лица к данному государству. Гражданство и подданство равнозначны в том плане, что и на гражданина и на подданного распространяется суверенитет государства (т.е. лицо пользуется со стороны государства защитой прав и свобод как внутри страны, так и за ее пределами). Понятие «подданство» традиционно относится к государствам с монархической формой правления. Подданство в первоначальном смысле означает личную верность монарху данного государства. Гражданство, как правило, характерно для республик. Оно подразумевает связь человека и государства, т. е. гражданин - это лицо, которое обладает правом и обязанностью активно участвовать в реализации государственной власти1.
Основные принципы гражданства, как правило, устанавливаются в конституциях, подробное регулирование осуществляется обычными законами. Есть конституции, которые не содержат специальных норм о гражданстве. Например, Конституция Италии; гражданство этой страны регулируется Законом о гражданстве 1912 г. с изменениями и дополнениями и Положением о гражданстве 1983 г. А Конституция Кубы, например, имеет целую главу о гражданстве, где подробно регламентируются данный институт.
Институт гражданства включает нормы, регулирующие правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства (апатридов), беженцев. Тесно связаны с институтом гражданства вопросы предоставления политического убежища, выдача человека другому государству (экстрадиция), возможность высылки из страны.
В государствах с унитарной формой правления существует единое гражданство, а во многих федеративных государствах наряду с общефедеральным существует еще и гражданство субъектов (штатов, земель и т. д.). Каждый человек считается в таком государстве гражданином союза и одновременно - субъекта федерации. Практическое значение такого положения обусловлено тем, что в федеративных государствах существует разделение компетенции между союзом и субъектами федерации, вследствие чего имеются некоторые различия в правовых нормах между субъектами одной и той же федерации.
Институт гражданства постоянно развивается. Одной из последних новелл является учреждение гражданства Европейского Союза, которое распространяется на всех граждан государств - членов ЕС и способствует существенному расширению их прав и свобод.
Существует несколько способов приобретения гражданства (подданства). Подавляющее большинство людей приобретает гражданство по рождению. Такой способ называется филиацией. Гражданство приобретается на основе принципа «права крови» и «права почвы». В первом случае ребенок приобретает гражданство родителей независимо от места рождения, а во втором - ребенок становится гражданином того государства, на территории которого родился, независимо от гражданства родителей. В большинстве стран законодательство предусматривает оба основания приобретения гражданства по рождению: и права крови, и права почвы.
Вторым общепризнанным способом приобретения гражданства является натурализация. Натурализация - это прием в гражданство иностранца по заявлению. Обычно натурализация может иметь место после определенного срока проживания иностранца на территории данного государства (например, чтобы получить гражданство Венгрии, нужно прожить на се территории 3 года, Алжира - 7 лет, Республики Чад - 15 лет).
Кроме проживания на территории данного государства к лицу предъявляются и другие требования. Одним из таких требований является знание языка страны, в гражданство которой лицо желает вступить. Предъявляется также требование к состоянию здоровья данного лица (например, отсутствие заболевания СПИДом), наличие дееспособности. В большинстве стран предъявляется требование - не быть зарегистрированным в качестве члена террористической организации.
В отдельных арабских государствах (Кувейт, ОАЭ и др.) в гражданство могут быть приняты только мусульмане.
Вступление в брак, как правило, не влечет автоматического предоставления гражданства, хотя и облегчает процедуру его получения.
Наряду с двумя указанными повсеместно распространенными способами приобретения гражданства существуют и менее распространенные1.
Гражданство может быть приобретено путем оптации, т. е. выбора гражданства одного из двух государств, при изменении границ. В этом случае предусмотрен упрощенный порядок приобретения гражданства. Частный случай оптации - трансферт, который предполагает обязательную смену гражданства при изменении границ двух государств.
Гражданство может быть приобретено в результате репатриации, т. е. восстановления раннее утраченного гражданства.
Гражданство некоторых лиц зависит от гражданства других лиц. Гражданство несовершеннолетних детей по законодательству ряда стран соответствует гражданству родителей и меняется вместе с гражданством родителей. Однако по достижении определенного возраста (например, в Болгарии с 14 лет, в Польше с 16 лет) изменение гражданства родителей влечет за собой изменение гражданства детей не автоматически, а лишь с письменного согласия самих детей. Усыновление ведет к тому, что несовершеннолетний усыновленный приобретает гражданство усыновителей.
В некоторых странах объем прав граждан различается в зависимости от способа его приобретения. Так, в США президентом страны может быть избрано только лицо, являющееся гражданином по рождению.
Гражданство прекращается вследствие таких причин, как отказ от гражданства (выход из гражданства), утрата гражданства, лишение гражданства, оптация другого гражданства, а также по некоторым другим причинам.
Отказ от гражданства или выход из него имеет место по заявлению заинтересованного гражданина и с согласия компетентных органов государства. Основания для отклонения заявления обычно устанавливаются законодательно.
Утрата гражданства как особый случай прекращения гражданства носит автоматический характер вследствие совершения лицом определенных запрещенных действий, например, поступление на иностранную государственную службу, использование фальшивых документов при приобретении гражданства. В США, например, автоматически (т. е. без обязательного акта волеизъявления лица) гражданство утрачивает лицо, присягнувшее или особым образом заявившее о верности иностранному государству или его политико-территориальному подразделению.
Лишение гражданства является санкцией государства в отношении лица, допускающего недозволенное поведение. Обычно такая мера применяется только к натурализованным гражданам в течение небольшого срока после натурализации.
1.2.Правовое положение лиц без гражданства (апатридов) и лиц с множественным гражданством
Лицами без гражданства являются те, кто не может доказать наличие у них какого-либо гражданства. Правовое положение лиц без гражданства во всех странах приравнивается к правовому положению иностранцев. Государства, как правило, не заинтересованы в проживании на их территории большого числа лиц без гражданства и поэтому создают условия для перехода в гражданство постоянно проживающих на их территориях лиц без гражданства.
Наиболее частным случаем многогражданства является бипатризм, т. с. принадлежность лица к гражданству двух государств, что удостоверяется соответствующими документами. Двойное гражданство в ряде случаев создает для его обладателя определенные сложности, если каждое из государств требует от него выполнения гражданских обязанностей.
Следует отличать двойное гражданство от многоуровневого гражданства в федеративных государствах. В федерации союзное гражданство не может вступить в противоречие с гражданством субъектов федерации, поскольку в рамках последнего могут предоставляться лишь дополнительные гарантии, единых для граждан всего союза прав, и устанавливаться некоторые дополнительные права и обязанности, отражающие специфику члена федерации, но которые не должны вступать в противоречие с общефедеральным статусом гражданина.
Правовое положение иностранцев.
В демократическом государстве иностранцы, которые практически постоянно проживают в данной стране, по своему правовому положению в основном приравниваются к правовому положению граждан данного государства. Но они не обладают политическими правами, не подлежат призыву на военную службу, не могут занимать некоторые должности (например, должность судьи, капитана корабля, командира воздушного судна, полицейского и т. д.).
Временно пребывающие на территории другого государства иностранцы в большей степени ограничены в правах (в плане трудовой деятельности, социального обеспечения, образования и др.).
Особое место среди иностранцев занимают дипломатические и консульские представители. Правовое положение этих лиц урегулировано международными актами, например, Венская конвенция о дипломатических отношениях 1961 г. Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г. Дипломаты и консульские представители освобождены из-под уголовной, административной и гражданской юрисдикции государства пребывания. Дипломаты пользуются налоговыми и таможенными льготами.
1.3. Классификация прав, свобод и обязанностей человека
Начать следует с группы личных прав и свобод. Характерной особенностью группы личных прав и свобод является то, что обладание этими правами непосредственно не зависит от принадлежности человека к гражданству государства. Эти права неотчуждаемы и принадлежат каждому человеку по факту рождения.
Перечень их наименований, отработанный и обогащенный двумя с лишним веками истории конституционализма, стал универсальным настолько, что не отрицался даже коммунистами.
Главным личным правом человека является право на жизнь. Посягательство на жизнь является тягчайшим преступлением. В демократическом государстве это неотъемлемое естественное право человека обеспечивается всей совокупностью государственно-правовых и других общественно-политических институтов. Государство должно избегать при проведении внутренней политики внутренних межнациональных вооруженных конфликтов, бороться с преступлениями и т. п. Так, в ст. 9 Конституции Киргизской Республики закреплено, что использование вооруженных сил для решения внутригосударственных политических вопросов запрещается, а пропаганда и разжигание межнациональной розни являются антиконституционными. Ст. 18 Конституции Республики Беларусь устанавливает, что Республика Беларусь в своей внешней политике исходит из принципов неприменения силы или угрозы силой и мирного решения споров.
Каждый имеет право на честь и достоинство (ст. 35 Конституции Азербайджана, ст. 17 Конституции Грузии, ст. 28 Конституции Украины и т. д.). Ничто не может быть основанием для умаления достоинства человека, каждый имеет право на защиту от посягательства на его честь, доброе имя и достоинство. Всем гарантируется право на личную свободу и безопасность, что включает в себя право постоянно проживать в любом месте государственной территории, свободно перемещаться по данной территории, покидать ее и свободно возвращаться в страну, при соблюдении правил, установленных законом. Право на личную безопасность предусматривает свободу от произвольного ареста. Задержание возможно на сроки, прямо установленные в текстах конституций (например , п.2., ст.17 Конституции Испании 1978 г. устанавливает срок предварительного заключения – максимум 72 часа, после чего задержанный должен быть либо освобожден, либо передан судебным властям).
Как правило, в новейших конституциях закрепляется право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Также в новейших конституциях провозглашается право на защиту частной жизни от незаконного вмешательства. Гарантии данного права проявляются в том, что конституции, как правило, запрещают сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни человека без его согласия1.
Никто не обязан заявлять о своих религиозных или антирелигиозных убеждениях. Верующие вправе совершать религиозные культы, которые не должны нарушать общественный порядок, мораль, использоваться в политических целях. Никто не должен подвергаться дискриминации на основе религии или убеждений со стороны любого государства, учреждений, группы лиц или отдельного лица разрешается обучение детей религиозному вероучению в свободное от образовательных школьных занятий время, с согласия родителей и самих детей. В ряде стран, если религиозным убеждениям человека или его вероучению противоречит несение воинской службы, а также в иных установленных законом случаях, допускается замена ее альтернативной гражданской службой (Грузия, Казахстан, Узбекистан). Эта свобода может быть ограничена только в случае необходимости охраны общественного порядка, здоровья и морали. В свою очередь, осуществление права на свободу совести не должно ограничивать общечеловеческие права, свободы и обязанности человека и гражданина (ч. 2 ст. 22 Конституции Казахстана).
Во многих новейших конституциях провозглашается право свободного передвижения по стране, а также право свободно покидать страну и беспрепятственно возвращаться, за исключением ограничений, установленных законом (ст. 52 Конституции Польши 1997 г. провозглашает:
«1. Каждому обеспечивается свобода передвижения по территории Республики Польша, а также выбора места жительства и пребывания.
2. Каждый может свободно покидать территорию Республики Польша.
3. Свободы, о которых говорится в ч. 1 и 2, могут подлежать ограничениям, определенным в законе.»).
Из других личных прав следует отметить право на неприкосновенность жилища (ст. 33 Конституции Азербайджана, ст. 29 Конституции Беларуси, ст. 29 Конституции Молдовы и т. д.). Никто не вправе войти в жилище гражданина, производить обыск или досмотр, иначе как в случае и порядке, предусмотренных законом. Конституция Республики Молдова запрещает проникать не только в жилище человека без его согласия, но и в место пребывания лица (в п. 1 ст. 29 установлено: «Жилище и место пребывания неприкосновенны. Никто не может проникать или находиться в жилище или месте пребывания лица без его согласия»).
Кроме вышеперечисленных прав и свобод к этой группе можно отнести и свободу мысли, слова, убеждений и свободное их выражение (ст. 19 Конституции Грузии, ст. 16 Конституции Киргизстана и т. д.), которая одновременно может быть также отнесена к политическим правам и свободам. Во все новейшие конституции это право включено и считается неотъемлемым для демократических государств.
Согласно одной из самых распространенных классификаций прав и свобод по группам, второй группой прав и свобод являются политические права. Эта группа прав и свобод предоставляет гражданам возможность участвовать в общественной и политической жизни.
В новейших конституциях перечень этих прав в основном традиционный, хотя есть и некоторые особенности. Остановимся коротко на характеристике политических прав и свобод в конституциях последнего времени.
Практически во всех современных конституциях закрепляется право граждан на участие в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих представителей (ст. 62 Конституции Польши провозглашает: «Польский гражданин имеет право участвовать в референдуме, а также избирать президента Республики, депутатов, сенаторов и представителей в органы территориального самоуправления, если не позднее дня голосования достиг 18 лет»).
Во многих новейших конституциях закреплено также право обращаться с индивидуальными и коллективными посланиями (петициями). Наличие этого права является гарантией общественно-политической активности граждан. Часто в формулировках конституционных положений, посвященных данному праву, содержится и конституционная гарантия, которая выражается в обязанностях государственных органов и органов местного самоуправления (например, в ст. 40 Конституции Украины закреплено: «Все имеют право направлять индивидуальные или коллективные письменные обращения либо лично обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления и к должностным или служебным лицам этих органов, которые обязаны рассмотреть обращение и дать обоснованный ответ в установленный законом срок»).
Во всех демократических государствах граждане имеют право на объединение. Граждане имеют право объединяться в политические партии, профессиональные союзы, участвовать в массовых народных движениях и т. п. В конституциях некоторых государств оговорено, что военнослужащие, работники органов национальной безопасности, правоохранительных органов и судьи не должны состоять в партиях, профессиональных союзах, выступать в поддержку какой-либо партии (ч. 2 ст. 23 Конституции Казахстана).
Из политических прав самым важным, конечно, является право избирать и быть избранным. Как правило, в новейших конституциях активное избирательное право предоставляется гражданам с 18 лет; часто это право провозглашается обязательным (например, в Бразилии в факультативном порядке могут голосовать лишь лица старше 70 лет, молодежь от 16 до 18 лет и неграмотные). Пассивное избирательное право наступает с более зрелого возраста.
Из политических прав, помимо избирательных, следует отметить право собираться мирно и без оружия (ст. 40 Конституции Молдовы, ст. 35 Конституции Узбекистана и т. д.). В большинстве современных конституций принят разрешительный порядок этого права.
Собрания должны проводиться только мирно, без какого бы то ни было оружия, с обеспечением охраны их участников и окружающей среды, без нарушения нормальной эксплуатации дорог общественного пользования, транспортного движения, функционирования предприятий, учреждений и организаций, без перехода к насильственным действиям, ставящим под угрозу общественный порядок, жизнь людей, а также сохранность их имущества. Собрания на площадях, в парках и других местах массового скопления населения регулируются в соответствии с общими распоряжениями полиции. Органы государственной власти могут приостанавливать или запрещать проведение этих мероприятий только по обоснованным соображениям безопасности. Не допускается проведение собраний в помещениях органов публичной власти и местного самоуправления, прокуратуры, судов, на предприятиях, в учреждениях, организациях со специальным режимом безопасности труда либо с вооруженной охраной.
Ситуация с социальными, экономическими, культурными правами в новейших конституциях практически противоположная, чем ситуация с гражданскими правами.
В отличие от гражданских и политических прав вопрос о необходимости и целесообразности конституционного закрепления социально-экономических и культурных прав является в современном конституционализме предметом научно-теоретических и политических споров. Сторонники конституционного провозглашения социально-экономических прав делают упор на то, что Конституция является не только юридическим, но и нравственным, идеологическим документом, а значит открытым для норм-принципов и норм-целей, которые необязательно должны иметь судебную защиту.
Противники включения этих групп прав в тексты основных законов приводят ряд доводов, среди которых и необходимость соблюдения «юридической чистоты» конституции, несовместимой с наличием в них расплывчатых и заведомо невыполнимых норм, и необходимость «деидеологизации» основных законов, и опасность развязывания государству рук для широкого вмешательства в экономические процессы.
Наиболее широко социально-экономические, культурные и экологические права оказались представлены в новейших латиноамериканских конституциях (Бразилии 1988 г., Никарагуа 1987 г., Колумбии 1991 г., Перу 1993 г.), а также и в бывших странах социалистической ориентации.
Закрепление прав граждан в основных законах1. В отдельных же новейших конституциях англосаксонской правовой семьи этим правам вообще не уделяется почти никакого внимания.
В группу «позитивных» прав на современном этапе можно включить следующие: экономические, трудовые, социальные, культурные, экологические.
К первым относятся право собственности, в том числе частной, право наследования, право заниматься экономической деятельностью. В последнее время эти права не претерпели каких-либо заметных изменений.
Вторая группа: трудовые права претерпевают значительные изменения. Если взять содержание этих прав в социалистических конституциях, то трудовые права включали в себя:
- право на труд как гарантированную возможность получения работы от государства;
- право на выбор профессии;
- право на безопасные и здоровые условия труда;
- право на отдых в виде ограничения рабочей недели и ограничения рабочего дня, гарантированное предоставление выходных дней и отпусков;
- право на профессиональные организации (не всегда).
На смену этому перечню в социалистических конституциях в постсоциалистических странах пришла их либеральная интерпретация. Право на труд почти повсеместно заменено «свободой труда», т. е. правом свободно распоряжаться своими способностями к труду (ст. 37 Конституции РФ 1993 г., ст. 16 Конституции Киргизской Республики 1993 г., ст. 29 Конституции Эстонии 1992 г.). Если в отдельных случаях буквальное выражение «право на труд» и встречается в новейших постсоциалистических конституциях, то следующие за ним положения и общий контекст не оставляют сомнения, что под «правом на труд» конституции подразумевают совсем не то, что раньше (ст. 37 Конституции Узбекистана 1992 г., ст. 70 Конституции Венгрии в редакции 1989 г., ст. 35 Конституции Словакии 1992 г.).
Почти неизменными остались положения о праве на безопасные и здоровые условия труда, их можно найти практически в любой новейшей постсоциалистической конституции (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ 1993 г., ч. 4 ст. 16 Конституции Монголии 1992 г., ст. 31 Конституции Словакии 1992 г. и т. д.). Правда, теперь право на отдых стало излагаться с минимальным раскрытием его содержания. Крайне редко теперь можно встретить в Конституции ограничение продолжительности рабочего дня или недели. Зато весьма широкое распространение в постсоциалистических конституциях получило право на забастовку (ст. 37 Конституции РФ 1993 г., ст. 30 Конституции Киргизской Республики 1993 г., ст. 50 Конституции Болгарии 1991 г. и т. д.).
К новым трудовым правам следует отнести также защиту от безработицы (ч- 3 ст. 37 Конституции РФ, ст. 29 Конституции Киргизской Республики, ч. 5 ст. 48 Конституции Болгарии); право на минимальное трудовое вознаграждение не ниже прожиточного минимума (ч. 5 ст. 48 Конституции Болгарии 1991 г.).
Значительно реже в постсоциалистических конституциях можно найти право на защиту от произвольного увольнения и дискриминации в трудовых отношениях (п. «Б» ст. 36 Конституции Словакии 1992 г., ст. 49 Конституции Словении 1991 г.).
Практически во всех постсоциалистичсских конституциях присутствует положение о запрете принудительного труда (ст. 41 Конституции Беларуси, ч. IV,V ст. 35 Конституции Азербайджана).
Социальные права в современном мире обычно на конституционном уровне охватывают:
- право на социальное обеспечение по старости, нетрудоспособности, болезни, потере кормильца, и в ряде случаев по безработице;
- право на квалифицированную медицинскую помощь;
- право на образование.
Все эти права сполна отражены во всех без исключения постсоциалистических конституциях.
Культурные права сформулированы во всех новейших конституциях (где они есть) одинаково и трактуются чаще всего, как право пользоваться всеми достижениями культуры и право на свободу художественного творчества (ст. 43 Конституции Словакии 1992 г.). Иногда в новейших конституциях можно встретить особые нормы о культурных правах национальных меньшинств (ст. 64 Конституции Словакии) 1992 г.
Экологические права являются новым словом в конституционализме. Осознание их конституционной значимости стало приходить только в конце 70-х годов, в эпоху тяжелых экономических кризисов и катастроф. Эти права включают, как правило, право на здоровую окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного экологическими правонарушениями (ст. 42 Конституции РФ 1993 г., ст. 16 Конституции Монголии 1992 г., ст. 55 Конституции Болгарии 1991 г. и т. д.).
Таким образом, можно сказать, что институты гражданства, основных прав и свобод человека и гражданина не являются застывшей конструкцией, они находятся в процессе эволюции. В зависимости от степени развития демократии в той или иной стране их закрепление в нормативно-правовых актах различно по объему и содержанию, но ни одно из цивилизованных государств не может обойти молчанием права и свободы человека и их гарантии в своих законах.
Глава 2. Принципы правового положения и конституционные гарантии прав и свобод
2.1. Принципы правового положения личности в зарубежных странах
Под основными принципами правового положения личности понимаются выраженные в юридической форме основополагающие политико-правовые идеи, которые в наиболее общем виде определяют характер взаимоотношении государства и отдельных лиц, служат руководящими началами как при осуществлении субъективных прав и обязанностей каждого лица, так и при реализации его охраняемых законом интересов, не опосредованных этими правами и обязанностями. В число основных принципов правового положения входят равноправие граждан, различие объемов прав и обязанностей лиц, проживающих в данной стране, в зависимости от их государственной принадлежности, сочетание общественных и индивидуальных интересов, единство прав и обязанностей, гарантированность прав и свобод.
Равноправие граждан провозглашалось как один из важнейших принципов правового положения человека. В том или ином виде этот принцип закреплен практически во всех современных конституциях, содержащих постановления о правовом положении граждан.
Юридическое содержание этого принципа заключается в признании равенства всех граждан перед законом и судом. Все граждане должны быть наделены одинаковыми правами, в равной степени отвечать перед законом за совершенные правонарушения.
Равноправие означает равенство всех граждан перед законом, но не тождество самих граждан. Равноправие не устраняет различий между отдельными гражданами, в чем проявляется их индивидуальность, а устанавливает единую мерку для отличающихся друг от друга лиц. Равноправие подразумевает не только то, что гражданину принадлежит такой же объем прав, как и любому другому гражданину, но и то, что объем обязанностей всех граждан одинаков.
Равноправие граждан независимо от национальности и расы, как правило, проявляется в доступе в соответствии со своими заслугами и способностями к любым должностям и постам в государстве, в производственной сфере и сфере услуг, в получении равной платы за равный труд и т. д.
Большое значение имеет равноправие женщин и мужчин во всех областях хозяйственной, политической, культурной жизни. Осуществление подлинного равноправия женщин и мужчин возможно лишь на основе специальных законодательно зафиксированных гарантий: государственной охраны интересов матери и ребенка, заботы о состоянии их здоровья, предоставления женщине при беременности и после родов отпусков с сохранением содержания и т. п. Данные гарантии не являются особыми привилегиями для женщин, а необходимы для обеспечения действительного равноправия в связи с особенностями женского организма и выполнением женщинами функций в обществе.
В 1979 г. была принята Конвенция ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин».
В международно-правовых документах наряду с обеспечением равноправия мужчин и женщин в целом специальное внимание уделяется и гарантиям женщин в отношении отдельных групп прав. В частности, была принята Конвенция ООН «О политических правах женщин» в 1954 г.
Равноправие женщин и мужчин сегодня признается почти во всех странах.
Равноправие граждан независимо от отношения к религии также является важной гарантией равноправия. В настоящее время равные права и обязанности за гражданами независимо от того, являются ли они верующими или нет, и от того, какую религию они исповедуют, закреплены в большинстве стран.
Кроме того, законодательство большинства государств закрепляет равноправие граждан независимо от социального происхождения и положения, материального положения, образования и профессии.
Принцип равноправия не означает, что все лица, находящиеся на территории данной страны, имеют одинаковый статус. В любой стране встречаются три основные категории лиц, чей статус различается.
Во-первых, это - граждане (подданные) данной страны, во-вторых, лица без гражданства (апатриды), в-третьих, иностранцы.
Вторым принципом правового положения личности является сочетание общественных и индивидуальных интересов. Практически во всех современных конституциях, а также в законодательстве можно найти отражение сочетания общественных и индивидуальных интересов. Это выражается в закреплении обязанностей как со стороны государства в отношении отдельных лиц, так и со стороны отдельных лиц в отношении государства и других лиц. Законодательно устанавливаются рамки использования прав и свобод. Ни одно право или свобода не могут использоваться таким образом, что это приведет к нарушению прав и свобод других лиц, к подрыву общественного порядка, к политической дестабилизации и т. д1.
В связи с сочетанием общественных и личных интересов надо остановиться на так называемых коллективных и индивидуальных правах. Часто возникает вопрос об их взаимосвязи, о том, какое право и при каких обстоятельствах имеет приоритет.
В современных условиях индивидуальные права являются первичными, а коллективные права представляют собой, по сути, особую форму реализации некоторых индивидуальных прав. То есть существуют такие индивидуальные права, реализовать которые каждый человек может только в совместной деятельности с другими. Например, права национальных меньшинств вытекают из права каждого человека на определенную национальную принадлежность, из его права сохранять и развивать родной язык, свою культурную самобытность и т. п. Право на объединение (которым обладает каждый человек) может быть реализовано, если есть несколько человек, готовых объединиться друг с другом.
Следующим принципом является единство прав и обязанностей. Данный принцип тесно связан с предыдущим. Именно необходимость сочетания общественных и индивидуальных интересов требует установления единства прав и обязанностей. Формула «нет прав без обязанностей» получила международное признание. Так, в ст. 29 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. указывается, что «каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности». В большинстве новейших конституций закрепляются не только права и свободы, но и обязанности граждан, хотя регламентация прав и свобод полнее и детальнее, а перечень их более обширен, чем перечень обязанностей.
Расширение прав с неизбежностью влечет за собой повышение ответственности и увеличение обязанностей для носителей этих прав. Так, демократизация общества заключается не только в предоставлении больших прав гражданам, но и в повышении требовательности к их действиям по реализации этих прав, поскольку такие действия имеют серьезные последствия для судьбы страны, да и самих граждан тоже.
2.2. Конституционные гарантии прав и свобод
человека и гражданина
В конституции США статьи, разделы, поправки не имеют наименований и права закрепляются беспорядочно, не по группам прав.
Конституция Французской республики не статьи содержат разделы (как в конституции США), а статьи включены в разделы, которые имеют свое наименование. Это позволяет говорить о наличии элементов логики, структурной четкости конституции Франции, что имеет немаловажную роль в понимании, толковании норм права.
В Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и в Преамбуле Конституции Франции 1946 права личности закреплены, как можно предположить, по степени важности для законодателя.
Конституция Италии в этом отношении является наиболее четкой, структурированной. Конституция состоит из частей, разделов, статей. Свое наименование имеют и главы и разделы. Часть I "Права и обязанности граждан" содержит IV раздела, названия которых указывают на содержащиеся в них группы прав - раздельно закреплены гражданские, этико-социальные, экономические и политические права.
Что касается характера закрепленных прав и свобод в конституции США они относятся лишь к политическим и личным, среди них почти нет социально-экономических прав и свобод.
Конституция же Италии содержит развернутый перечень социально-экономических прав и свобод.
Наивысший юридический уровень конституционно-правовой защиты прав и свобод человека обеспечивают конституции англосаксонской «семьи». Они содержат выработанную еще несколько десятилетий назад систему норм (как материальных, так и процессуальных), раскрывающих юридическое содержание каждого личного права, устанавливают исчерпывающий перечень всех возможных исключений и ограничений из действия права, порядок и условия наложения таких ограничений, тут же дается определение всех основных понятий, а также их толкование.
Центральное место во всей системе защиты конституционных прав конституции англосаксонской правовой семьи отводят судебной власти. Полный судебный контроль над законностью арестов и содержанием под стражей до суда является главной гарантией личной свободы и неприкосновенности. Вообще, процедура Habeas corpus является сердцевиной англосаксонского конституционализма. Только судебным решением возможно отчуждение частной собственности для общественных нужд, только суд дает право на вторжение в жилище, изъятие бумаг, на нарушение в интересах охраны общественного порядка сообщений и т. д.
Все новейшие конституции содержат также указания на конкретные суды, уполномоченные защищать права и свободы человека. Неизменно очерчиваются также пределы приостановления и ограничения основных прав и свобод в случае объявления чрезвычайного или военного положения. При этом расширяются полномочия полиции, которая может более широко производить обыски и аресты: запрещаются митинги и демонстрации. Институт чрезвычайного положения закреплен во многих новейших конституциях. Например, в Конституции Испании 1978 г. говорится (п. 2 ст. 55) о приостановлении нормы о сроке предварительного задержания (в обычное время - максимум 72 ч) в случае, когда речь идет о борьбе с терроризмом. В этом же случае может быть приостановлено право на неприкосновенность жилища, тайны почтовых, телеграфных и телефонных сообщений1.
Высокий уровень конституционно-правовой защиты основных прав и свобод человека демонстрируют конституции постсоциалистических стран. К таким странам относится и Российская Федерация. Наибольший прогресс в этой группе стран достигнут в установлении таких процессуальных гарантий важнейших прав человека, как судебный контроль над арестами и задержаниями (ст. 25 Конституции РФ, ст. 39 Конституции Болгарии 1992 г., ст. 20 и 21 Конституции Эстонии 1992 г.), защита от самообвинения и от свидетельствования против близких (ст. 51 Конституции РФ 1993 г., ст. 22 Конституции Эстонии 1992 г., ст. 47 Конституции Словакии 1992 г.). Граждане имеют право на возмещение в судебном порядке материального и морального ущерба, причиненного им незаконными действиями или бездействием государственных органов, иных организаций, их должностных лиц, а также частных лиц (ст.77 Конституции Азербайджана, ст. 61 Конституции Беларусии ст. 38 Конституции Киргизской Республики и т. д.).
Закон, ухудшающий положение человека, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за действия, которые в момент совершения не признавались правонарушением.
Дифференцированная система ответственности за нарушение конституционных прав, свобод и обязанностей устанавливается нормативно-правовыми актами действующего законодательства, а за наиболее тяжкие нарушения обязанностей могут применяться меры уголовного законодательства. Например, согласно ст. 73 УК Грузии создание антигосударственной организации или активное участие в ее деятельности наказывается лишением свободы на срок до 10 лет с конфискацией имущества. Создание в этих же целях вооруженной организации наказывается лишением свободы на срок до 12 лет.
Одной их гарантий конституционных прав и свобод можно считать приоритет общепризнанных норм международного права над национальным законодательством (ст. 8 Конституции Беларуси, ст. 8 Конституции Туркменистана и др.). Это служит механизмом защиты прав человека в мировом сообществе. Среди органов государственной власти, обеспечивающих юридическую защиту конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, следует назвать конституционные суды постсоциалистических государств (ст. 97, 108 Конституции Узбекистана).
Не менее важны также материальные нормы, впервые появившиеся в постсоциалистических конституциях Восточной Европы как полный запрет смертной казни (ст. 15 Конституции Словакии 1992 г., ст. 22 Конституции Румынии 1991 г., ст. 17 Конституции Словении 1991 г.), запрет научных опытов над человеком без его согласия (ст. 21 Конституции РФ 1993 г., ст. 29 Конституции Болгарии 1992 г.), запрет сбора и использования личных данных о человеке без его согласия (ст. 24 Конституции РФ 1993 г., ст.32 Конституции Болгарии 1992 г.).
Однако в этих конституциях защита основных прав имеет и слабые места. Многие нормы сформулированы слишком безоговорочно. Например, ч. 2 ст. 37 Конституции РФ 1993 г. провозглашает, что «принудительный труд запрещен». Очевидно, что это правило подразумевает множество исключений (военная служба, труд заключенных и т. п.) и не может читаться буквально. Отсутствие специальных оговорок позволяет правоприменяющим органам за каждым безусловным конституционным правом находить такие исключения.
В некоторых новейших конституциях разделы о правах и свободах заполнены нормами, не имеющими реального содержания. Такие нормы можно встретить в основных законах Монголии 1992 г., Туркменистана
1992 г., Узбекистана 1992 г., Казахстана 1993 г., Киргизской Республики 1993 г., Алжира 1989 г., Гвинеи 1991 г., Лаоса 1991 г., Вьетнама 1992 г.
Ни одна из этих стран не знает до сих пор института судебной защиты от необоснованных арестов, задержаний, обысков, изъятий («запрещается без законных оснований самовольный обыск, арест, заключение под стражу, преследование и ограничение свободы» - ч. 13 ст.16 Конституции Монголии).
Большую роль в деле защиты прав и свобод человека в зарубежных странах играют омбудсмены - должностные лица, избираемые (назначаемые) парламентом и уполномоченные им осуществлять контроль за соблюдением законных прав и интересов граждан.
Институт омбудсменов был введен во многих странах за последние десятилетия (Новая Зеландия - в 1962 г.), который из единоличного представителя в 1975 г. превратился в коллегиальный орган, состоящий уже из трех омбудсменов. В 1967 г. в Великобритании была создана Служба парламентского уполномоченного по делам администрации. В 1969 г. аналогичная служба была введена в Северной Ирландии. В Австрии данный институт существует с 1977 г. как коллегиальный орган.
Идея введения должности омбудсмена достигла и ряда африканских стран. Первой из них предприняла подобный шаг в 1966 г. Танзания. За ней последовали Гана, Замбия, Нигерия.
Генеральный секретарь Совета Европы ежегодно организует «круглый стол», в работе которого принимают участие омбудсмены всех стран Европы, известные юристы, ученые, занимающиеся этой проблематикой, и цель которого заключается в совершенствовании института омбудсмена в странах Европы, в поддержании международного сотрудничества и усилении влияния на те страны, где еще до сих пор отсутствует данный институт.
Особо следует отметить тот факт, что омбудсмены вводятся в системы бывших социалистических стран. Первой из восточноевропейских стран ввела данный институт в 1987 г. Польша: отдельный Закон о правозащитнике прав граждан вступил в силу в 1988 г. Следом за Польшей должность защитника прав граждан учредила Венгрия в 1989 г. Далее следует Словения - первое государство бывшей СФРЮ, предусмотревшее в ст. 159 Конституции 1991 г. должность омбудсмена. И в Республике Хорватии омбудсмен является конституционной категорией (ст. 93).
В Конституции РФ 1993 г. в ст. 103 впервые предусмотрена должность омбудсмена, которая называется «уполномоченный по правам человека». Впервые он был назначен Государственной Думой 17 января 1994 г., 1 января 1994 г. в Литве был принят Закон о парламентских омбудсменах. Затем и Грузия в своей новой Конституции вводит должность омбудсмена, назвав его «народный защитник прав человека». В мае 1996 г. в Грузии принимается Закон о народном защитнике.
На основании новой Конституции, принятой 20 января 1995 г., институт омбудсмена начал функционировать в Федерации Боснии и Герцеговины: по Конституции в него входят трое омбудсменов - один босниец (мусульманин), один хорват и один представитель иных национальностей. И, наконец, следует сказать, что и Конституция Республики Македонии 1991 г. вводит должность омбудсмена, именуемого «народный правозащитник». Закон о народном правозащитнике был принят 13 февраля 1997 г.
Положительного результата от работы омбудсмена можно ожидать, только если в стране решена проблема организации и четкого функционирования самих органов государственного управления, создав оптимальные условия, в которых должна осуществляться деятельность омбудсменов. Например, скандинавские омбудсмсны в отличие от восточноевропейских действуют в рамках системы, в которой их партнерами и оппонентами выступают органы государственного управления, характеризующиеся высокой степенью организации, профессиональной эффективности и сильно развитым чувством ответственности. Понятно, что в подобном случае институт омбудсмена воспринимается как деталь всеобщего механизма контроля над работой руководства и играет определенную роль в обеспечении законности и защиты прав и свобод граждан.
Задача, которую решает омбудсмен, ограничена определенными рамками. Прежде всего следует отметить, что омбудсмен для осуществления своей деятельности использует просветительный метод (распространение информации об использовании законов, популяризация правовой культуры). Следовательно, для того чтобы омбудсмен мог реализовать свою цель, которая проистекает из его роли и значения в обществе, требуется правильное и четкое применение и других средств контроля над работой общественных органов руководства и обеспечения законности, к которым относятся, в частности, различные виды парламентского контроля, внутренний или инстанционный надзор.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Гражданство (подданство) означает правовую принадлежность лица к данному государству. Гражданство и подданство равнозначны в том плане, что и на гражданина и на подданного распространяется суверенитет государства (т. с. лицо пользуется со стороны государства защитой прав и свобод как внутри страны, так и за ее пределами). Понятие «подданство» традиционно относится к государствам с монархической формой правления. Подданство в первоначальном смысле означает личную верность монарху данного государства. Гражданство, как правило, характерно для республик. Оно подразумевает связь человека и государства, т. е. гражданин - это лицо, которое обладает правом и обязанностью активно участвовать в реализации государственной власти.
Гражданство прекращается вследствие таких причин, как отказ от гражданства (выход из гражданства), утрата гражданства, лишение гражданства, оптация другого гражданства, а также по некоторым другим причинам.
Отказ от гражданства или выход из него имеет место по заявлению заинтересованного гражданина и с согласия компетентных органов государства. Основания для отклонения заявления обычно устанавливаются законодательно.
Утрата гражданства как особый случай прекращения гражданства носит автоматический характер вследствие совершения лицом определенных запрещенных действий, например поступление на иностранную государственную службу, использование фальшивых документов при приобретении гражданства. В США, например автоматически (т. е. без обязательного акта волеизъявления лица) гражданство утрачивает лицо, присягнувшее или особым образом заявившее о верности иностранному государству или его политико-территориальному подразделению.
Лишение гражданства является санкцией государства в отношении лица, допускающего недозволенное поведение. Обычно такая мера применяется только к натурализованным гражданам в течение небольшого срока после натурализации.
В современных условиях индивидуальные права являются первичными, а коллективные права представляют собой, по сути, особую форму реализации некоторых индивидуальных прав. То есть существуют такие индивидуальные права, реализовать которые каждый человек может только в совместной деятельности с другими.
Таким образом, можно сказать, что институты гражданства, основных прав и свобод человека и гражданина не являются застывшей конструкцией, они находятся в процессе эволюции. В зависимости от степени развития демократии в той или иной стране их закрепление в нормативно-правовых актах различно по объему и содержанию, но ни одно из цивилизованных государств не может обойти молчанием права и свободы человека и их гарантии в своих законах.
Список литературы
Абдурахманова И.В. История государства и права зарубежных стран.- М.Март 2004 – 167 с.
Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских.-М., 2002.
Бондарь Н.С. Права человека и конституция России.- Ростов.-1996. –С.112.
Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. Под ред. Б.А. Страшуна. Общая часть. Тома 1-2. М: БЕК, 1996. - 757 с.
Конституционное законодательство России /Под. ред. Ю.А.Тихомирова. -М., 2001.
Лапшин И.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 2005.
Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. Справочник. - М: Юридическая литература, 2003. - 256 с.
Современные зарубежные конституции. Учебное пособие. Составитель - В.В. Маклаков. М, 2002. - 285 с.
Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран.- М: Юристъ, 2000. - 568 с.
Ягур Н.Н. История государства и права зарубежных стран. Хрестоматия.-Мн.Тесей 2004 - 92 с.
1 Лапшин И.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 2005.С.29
1 Лапшин И.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 2005.С.29
1 Лапшин И.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 2005.С.30.
1 Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран.- М: Юристъ, 2000. С. 168.
1 Бондарь Н.С. Права человека и конституция России.- Ростов.-1996. –С.112.
1 Лапшин И.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 2005.С.40.
1 Лапшин И.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 2005.С.41 .