Система, организация и кадры прокуратуры
Государственный университет – Высшая школа экономики
Санкт-Петербургский филиал
Юридический факультет
Эссе
По дисциплине: Правоохранительные органы
Тема: Система, организация и кадры прокуратуры
Выполнил:
Проверил:
Санкт-Петербург
2000
Система органов прокуратуры РФ
Прокуратура (от лат. ргосигаге — «заботиться») является специальным государственным органом (системой органов), в компетенцию которого входит возбуждение уголовных дел, поддержание обвинения, представительство интересов государства в судебном процессе.
В Российской Федерации прокуратура является уникальным инструментом, позволяющим, с одной стороны, сохранять единое законодательное пространство федеративного государства, с другой стороны — системой, способной быстро и эффективно осуществлять правозащитную функцию, восстанавливая нарушенные права и законные интересы граждан, общественных организаций, государства.
Прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности.
Прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов и учреждений, что означает
—наличие общих целей и задач;
— установленный порядок назначения прокуроров;
— финансирование веек органов прокуратуры за счет средств федерального бюджета;
— подчинение нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному Прокурору России.
Систему прокуратуры Российской Федерации (ст. 11 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации») составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.
Образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором Российской Федерации. Создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры Российской Федерации, не допускаются.
В основе построения системы прокурорских органов лежит административное и национально-государственное устройство, установленное Конституцией Российской Федерации, в соответствии с которым в каждом из субъектов Российской Федерации имеется соответствующая прокуратура.
Так, в прокураторах субъектов Федерации действуют сообразно административно-территориальному делению прокуратуры городов и районов, которые непосредственно подчиняются соответственно прокурорам республик, краев, областей, автономной области, автономных округов. В городах — столицах республик, краевых и областных центрах — образуются прокуратуры городов с подчинением им районных прокуратур. В городах, где отсутствует районное деление и образованы административные округа, образуются прокуратуры административных округов, которым придается статус прокуратур городских районов. В некоторых республиках, краях, областях, автономных округах образованы межрайонные прокуратуры, которые осуществляют надзор на территории нескольких районов.
Территориальные прокуратуры организованы в соответствии с административно-территориальным и национально-государственным устройством, установленным Конституцией РФ. К территориальным прокуратурам относятся:
- прокуратуры республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга;
- прокуратуры городов, районов;
Следует учесть, что наименование прокуратур может отличаться своеобразием, вытекающим из особенностей территориального деления некоторых субъектов РФ. Так, в республике Бурятия имеются прокуратуры улусов, а не районов. В Москве средним звеном являются прокуратуры административных округов. Во многих регионах имеются межрайонные прокуратуры, юрисдикция которых распространяется на территорию двух районов.
В число специализированных прокуратур, входящих в систему прокуратуры Российской Федерации, входят военные, транспортные, природоохранные прокуратуры, прокуратуры по надзору за Наблюдением законов при исполнении уголовных наказаний, а также прокуратуры, осуществляющие надзор в закрытых административно-территориальных образованиях и на режимных объектах.
Транспортные прокуратуры создаются для осуществления надзора за исполнением законов на железнодорожном, водном и воздушном транспорте - на определенной железной дороге, ее участке, в аэропортах, морских и речных портах.
Во главе военных прокуратур стоит Главная военная прокуратура, входящая на правах структурного подразделения в Генеральную прокуратуру.
Структуру военной прокуратуры составляют: Главная военная прокуратура; прокуратуры военных округов, групп войск, флотов, прокуратура Ракетных войск стратегического назначения, прокуратура Федеральной пограничной службы Российской Федерации и Прокуратуры других войск, приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации; прокуратуры гарнизонов, объединений и соединений, приравненные к прокуратурам городов и районов (далее — органы военной прокуратуры).
Возглавляет органы военной прокуратуры заместитель Генерального прокурора Российской Федерации — Главный военный прокурор.
В систему специализированных прокуратур, осуществляющих надзор за исполнением законов в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных объектах и в воинских формированиях ряда министерств и ведомств, входят Второе управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации и прокуратуры войсковых частей, статус каждой из которых определен генеральным прокурором Российской Федерации. Перечень особо Цюжимных объектов определяется Правительством Российской Федерации.
Прокуратуры по надзору за законностью исполнения уголовных наказании имеют статус районных прокуратур и подчиняются соответствующим прокурорам субъектов Федерации. На прокуроров по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях возложены обязанности по осуществлению надзора за исполнением законов и соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в исправительных учреждениях.
Межрайонные природоохранные прокуратуры со статусом районных и подчинением соответствующим прокурорам республик, краев, областей, автономных округов созданы во всех субъектах Российской Федерации. Данные прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов, направленных на защиту окружающей среды, экологических прав граждан природоохранными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, их должностными лицами, общественными объединениями.
Надзор за исполнением экологических законов на территории волжского бассейна — от истоков до Каспийского моря—осуществляет Волжская природоохранительная прокуратура, созданная для усиления прокурорского надзора за исполнением законов об охране природы и окружающей среды. Аналогичные задачи решаются Московской природоохранной прокуратурой. Эти прокуратуры имеют низовые звенья (например. Волжская природоохранная прокуратура-17), действующие на правах прокуратур районов. Природоохранные прокуратуры на правах межрайонных прокуратур созданы и в большинстве субъектов РФ.
Структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации составляют главные управления, управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 5 февраля 1996 года №12-111 (с отдельными последующими изменениями) Генеральная прокуратура РФ включает в свой состав:
— Секретариат Генерального прокурора Российской Федерации (на правах управления);
— Организационно-контрольное управление;
— Управление кадров;
— Управление по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов;
— Главное следственное управление, включающее в себя Управление по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью в органах внутренних дел;
— Управление по надзору за расследованием преступлений органами прокуратуры;
— Организационно-методическое управление;
— Управление по расследованию особо важных дел;
— Отдел по надзору за расследованием особо важных дел — на правах управления;
— Отдел криминалистики — на правах управления;
— Управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности;
— Главное управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности и межнациональных отношениях на Северном Кавказе;
— Управление по делам несовершеннолетних и молодежи;
— Второе управление;
— Управление по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам;
— Управление по надзору за законностью постановлений судов по гражданским делам;
— Управление по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе;
— Управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах;
— Управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний;
— Управление правового обеспечения;
— Международно-правовое управление;
— Отдел реабилитации жертв политических репрессий (на правах управления);
— Центр информации и общественных связей (на правах управления);
— Управление по надзору за исполнением налогового законодательства;
— Отдел писем (на правах управления);
— Приемная (на правах управления);
— Первый отдел (на правах управления);
— Управление делами;
— Управление делопроизводства;
— Отдел по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и мобилизационной работе (на правах управления);
— Отдел безопасности (на правах управления);
— Главная военная прокуратура.
Главное следственное управление генеральной прокуратуры РФ и Главную военную прокуратуру возглавляют заместители Генерального прокурора РФ. Начальники главных управлений, управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлении — помощниками Генерального прокурора Российской Федерации. Генеральный прокурор Российской Федерации имеет также советников и помощников по особым поручениям. Помощников по особым поручениям имеют также его заместители.
В главных управлениях, управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, а также старших следователей по особо важным делам и следователей по особо важным делам и их помощников.
Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Если предложенная Президентом Российской Федерации кандидатура на должность Генерального прокурора Российской Федерации не получит требуемого количества голосов членов Совета Федерации, то Президент Российской Федерации в течение 30 дней представляет Совету Федерации новую кандидатуру.
В отсутствие Генерального прокурора Российской Федерации или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей его обязанности исполняет первый заместитель.
Срок полномочий Генерального прокурора Российской Федерации — пять лет.
Генеральный прокурор Российской Федерации несет ответственность за выполнение задач, возложенных на органы прокуратуры настоящим Федеральным законом.
В число полномочий Генерального прокурора Российской Федерации входит назначение прокуроров всех звеньев системы прокуратуры РФ. В соответствии со ст. 129 Конституции назначение прокуроров субъектов Федерации осуществляется по согласованию с органами государственной власти этих субъектов.
Прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры, назначаемые Генеральным прокурором РФ. В прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах образуются коллегии в составе прокурора субъекта Российской Федерации (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности) и других прокурорских работников, назначаемых прокурором субъекта Российской Федерации.
Структура указанных прокуратур формируется из управлений и отделов (на правах управлений, в составе управлений). Начальники управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений — помощниками прокуроров субъектов Российской Федерации, назначаются ими на должность и освобождаются ими от должности. В указанных прокуратурах устанавливаются должности старших помощников и помощников прокурора, старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, а также следователей по особо важным делам и старших следователей и их помощников, которые назначаются на должность и освобождаются от должности прокурорами субъектов Российской Федерации.
Прокуратуры городов и районов, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры, назначаемые на должность Генеральным прокурором. В указанных прокуратурах устанавливаются должности первого заместителя, заместителей, старших помощников и помощников прокуроров, старших прокуроров-криминалистов, прокуроров-криминалистов, а также старших следователей и следователей (в прокуратурах городов — следователей по особо важным делам) и их помощников, назначаемых на должность и освобождаемых от должности прокурорами субъектов Российской Федерации, приравненными к ним прокурорами.
По решению Генерального прокурора Российской Федерации в прокуратурах городов и районов и приравненных к ним прокуратурах могут быть образованы отделы.
Сообщения о назначении прокуроров на должность и об освобождении их от должности публикуются в печати.
Прокурорами и следователями прокуратуры могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образованно и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них обязанности. При их назначении на должность может быть установлен испытательный срок продолжительностью до 6 месяцев. В'исключительных случаях на должности помощников прокуроров и следователей прокуратур городов и районов могут назначаться лица, обучающиеся в высших, учебных заведениях по юридической специальности.
Помимо перечисленных требований, лицо, занимающее должность прокурора, должно иметь и определенный жизненный опыт. Поэтому на должность прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы Помощником прокурора или следователем прокуратуры не менее 3 лет. На должность прокурора субъекта Российской Федерации назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее 5 лет.
Лицо, впервые назначаемое на должность, принимает Присягу прокурора (следователя).
Прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам научных и образовательных учреждений системы прокуратуры РФ присваиваются классные чины в соответствии с занимаемыми должностями и стажем работы. Работники военной прокуратуры имеют статус военнослужащих, проходят службу в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях и обладают правами и льготами, установленными Законом «О статусе военнослужащих». Им присваиваются воинские звания в порядке, установленном для военнослужащих, которые соответствуют классным чинам прокурорских работников территориальных прокуратур.
Важным условием независимости прокуроров и следователей прокуратуры при осуществлении ими своих служебных обязанностей является наделение их служебным иммунитетом, который выражается в том, что любая проверка о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем прокуратуры, возбуждение против них уголовного дела, производство расследования является исключительной компетенцией органов прокуратуры. Не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора или следователя, досмотр их вещей и используемого ими автотранспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено законом для обеспечения безопасности других лиц.
Прокуроры и следователи прокуратуры, являясь представителями государственной власти, находятся под защитой государства. Под такой же защитой находятся их близкие родственники, а в исключительных случаях также иные лица, на жизнь и здоровье которых совершается посягательство с целью воспрепятствования законной деятельности прокуроров и следователей, а также их имущество. Прокуроры и следователи прокуратуры имеют право на ношение и применение специальных средств и огнестрельного оружия в порядке, определенном законодательством.
В течение срока полномочий прокурор может быть освобожден от занимаемой должности по собственному желанию, в связи с выходом в отставку, в связи с переходом на другую работу, в связи с невозможностью исполнять свои обязанности по состоянию здоровья, по результатам аттестации, в случае совершения преступления, установленного вступившим в законную силу приговором суда, а также по другим основаниям, предусмотренным законодательством РФ о труде.
В общем виде структуру Генеральной прокуратуры РФ можно представить в виде схемы:
Систему органов прокуратуры РФ можно представить в виде схемы:
Генеральная прокурора РФ
Территориальные
Специализированные
Прокуратуры
Субъектов РФ
Военные
Районные (городские)
прокуратуры
Транспортные
Природоохранные
Войсковых частей
По надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях
Литература
С.А. Воронцов. Правоохранительные органы и спецслужбы Российской Федерации. М. 1999.
А.А. Чувилев, Ан. А. Чувилев. Правоохранительные органы. Уч. пос. М. 2000.