Преступления против общественной безопасности (работа 4)
Башкирский Государственный университет
Стерлитамакский филиал экономики и права
КУРСОВАЯ РАБОТА
по уголовному праву
Тема: Преступления против общественной безопасности: виды, состав, и уголовно-правовая квалификация.
Выполнила: студентка
4 курса ОЗО
Тазетдинова Л. С.
Студ. билет №96076
Куратор: Иванов Н. А.
Стерлитамак
2000
Введение
На современном этапе развития российского общества государство признает, что человек, его достоинства, неотъемлемые права и свободы представляют собой высшую ценность. Приоритет человека делает необходимым доброжелательные отношения между людьми, соблюдением правил общежития, заботливое отношение к воспитанию подрастающего поколения, безопасную эксплуатацию и пользование источниками повышенной опасности, создание условий, обеспечивающих здоровое население. Их нарушение омрачает жизнь людей, мешает им нормально работать, проводить досуг и отдыхать, препятствует нормальному воспитанию подростков, ведет к несчастным случаям с детьми, гибели материальных ценностей и так далее. Вот, почему такие деяния имеют большую степень общественной опасности и ряд из них признан преступлениями.
Обеспечение безопасности гражданина РФ, ее населения в целом является конституционной обязанностью государства, всех ветвей власти. Среди причин, вызвавших обострение проблемы безопасности человека в нашей стране – это существенные и необратимые изменения, потрясшие наше общество в середине 80-х годов, и последовавший вслед за этим полный крах во всех сферах жизни россиянина. Спектр опасностей, с которым приходится сталкиваться сегодня, более широк и разнообразен, чем ранее. На границах России, да и внутри нее растет число межэтнических конфликтов и столкновений, огромное количество неучтенного оружия от пистолета до гаубицы приводит в ужас не только беззащитное население, но даже профессионалов спецслужб.
Общественная безопасность предполагает наличие определенных условий, закрепленных в соответствующих правовых нормах, строгое соблюдение которых гарантирует охрану жизни и здоровья граждан, неприкосновенность их имущества, а равно нормальную деятельность государственных и общественных организаций. По этому поводу хочу отметить новый Уголовный кодекс РФ (гл. 24), Указ Президента РФ «о мерах по усилению борьбы с терроризмом» от 7 марта 1996 года № 3381, постановление Пленума ВС РФ «о политике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм» от 17 января 1997 г. 2, кроме того, ряд международных актов, ратифицированных РФ, например, Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма (одобрена резолюцией № 49 сессии Генеральной Ассамблеи ООН 9 декабря 1994 г. №Ф149160)3, в которых содержаться нормы, предусматривающие ответственность за посягательства, направленные на общественную безопасность, общественный порядок и здоровье населения.
Данная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка использованных нормативных актов и литературы.
Цель работы – раскрыть понятие общественной безопасности, проблемы его законодательного определения. Рассмотреть составы конкретных преступлений под углом зрения установления их объективных (объект, объективная сторона) и субъективных (субъективная сторона, субъект) признаков, а также содержание указанных в законе квалифицирующих (отягчающих) обстоятельств, широко используя при этом обобщения судебной практики. Уделить внимание вопросам борьбы с данными преступлениями.
II. Глава 1. Понятие общественной безопасности.
Новый УК рассматривает общественную безопасность в качестве составного элемента большой группы общественных отношений, обеспечивающих не только общественную безопасность в узком смысле, но также общественный порядок, здоровье населения, общественную нравственность, экологическую безопасность, безопасность движения и эксплуатации транспорта. Вся совокупность этих общественных отношений именуется в УК общественной безопасностью (в широком смысле) и общественным порядком, которые выступают в качестве родового объекта преступлений, входящих в раздел IX УК1.
Отсюда следует, что под преступлениями против общественной безопасности, понимаются общественно опасные деяния (действия или бездействия), сопряженные с нарушениями правил, обеспечивающих общественную безопасность, и причиняющие им существенный вред или создающие угрозу такого вреда2.
Доктрина общественной безопасности видится в трех составляющих:
цель, под которой понимается создание и поддержание необходимого уровня защищенности объектов общественной безопасности;
принципов, на основе которых осуществляется общественная безопасность, и перечень приоритетов такой деятельности.
Под системой обеспечения общественной безопасности понимается совокупность мер политического, правового, организационного, экономического, научного и иного характера, направленных на поддержание социально приемлемого уровня общественной безопасности.
Субъектами обеспечения общественной безопасности выступает государство, негосударственные объединения и граждане. При этом главную ответственность за состояние безопасности в обществе несет государство1.
Согласно закона РФ «о безопасности» от 5 марта 1992 года безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз2.
Глава 2. Преступления против общественной безопасности (в узком значении): их состав и уголовно-правовая квалификация.
Терроризм.
Терроризм – один из самых опасных преступлений современности, не редко носящих не только национальный, но и международный характер. Опасность
терроризма очевидна. Хотелось бы обратить внимание на некоторые моменты.
Терроризм отражает культ насилия и способствует его развитию, давая ему преимущества перед правовыми, социальными методами разрешения конфликтов в обществе.
Терроризм формирует и усиливает в обществе чувство страха и беспомощности, которое подавляет в свою очередь позитивную активность личности. Как и всякое иное действие, направленное на причинение смерти, и даже в большей степени, чем другие действия такого рода, терроризм обесценивает человеческую жизнь.
Нельзя, наконец, не отметить, что терроризм способен привести и, как показывает практика, реально приводит к свертыванию государственных, юридических, социальных гарантий и свобод личности, поскольку он вызывает со стороны государства контрмеры, которые не всегда согласуются с нормами правового государства1.
Ст. 205 УК РФ предусматривает ответственность за совершение в целях нарушения общественной безопасности либо воздействия на принятие решений органами власти взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба, а равно наступления иных тяжких последствий (терроризм).
Объект преступления - общественная безопасность и функции власти в части принятия решений, входящих в их компетенцию.
Объективная сторона преступления состоит:
а) в насильственных действиях, конкретизированных в диспозиции ч. 1 ст. 205 УК (взрывы, поджоги, иные действия) и создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба или иных общественно опасных последствий, и
б) в угрозе совершения указанных действий.
Иные (кроме взрыва и поджогов) действия могут состоять в устройстве аварий (например, выведение из строя зимой теплотрассы, обесточивание хирургической больницы), катастроф и крушений на транспорте, разрушение заданий, культурных и религиозных сооружений, в радиоактивном, химическом, бактериологическом или ином заражении местности и т.д.
Хочу отметить, что эти действия совершаются, как правило, публично. Исследователи полагают, что в будущем в интересах публичности террористами будут использоваться нападения на атомные станции, нефтепроводы, лаборатории, производящие химические и бактериологические средства войны, и иные опасные объекты.
Определение размера причиненного имущественного ущерба зависит от объема и стоимости этого ущерба с учетом реальной значимости уничтоженных или поврежденных материальных ценностей.1
Рассматриваемое преступление имеет формальный состав. Для оконченного состава терроризма не требуется фактического наступления указанного в ч. 1 ст. 205 последствий. Необходимо лишь, чтобы террористические действия создали реальную опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий.
Угроза совершения террористических действий есть разновидность психического воздействия на органы власти, объективно проявляющаяся вовне (устно, письменно, по телефону). Угроза конкретизируется в запугивании совершением действий, указанных в ч. 1 ст. 205 УК РФ. Угроза совершения иных действий не образует состава терроризма.
Субъективная сторона преступления, предусмотренная ч. 1 и ч. 2 ст. 205 УК РФ, а также совершенного организованной группой (ч. 3) характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает общественную опасность совершаемых им действий, предвидит возможность или неизбежность указанных в ч. 1 последствий и желает либо сознательно допускает их наступление либо относится к ним безразлично.
Субъективная сторона терроризма, повлекшего по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, характеризуется двойной формой вины1 – прямым умыслом по отношению к террористическим действиям и неосторожностью (как легкомыслием, так и небрежностью) по отношению к указанным в ч. 3 последствиям.
В качестве обязательного признака, относящегося к субъективной стороне в норме, названа специальная цель – нарушение общественной безопасности и оказания влияния на принятие решения органом власти. Нарушение общественной безопасности состоит в возникновении у большого числа людей опасности за свою жизнь, здоровье, сохранность имущества и тому подобное. Оказание влияния на принятие властями решений может проявляться в понуждении их к совершению незаконных или невыгодных действий2.
Остановлюсь подробнее на вопросах психологической мотивации и цели терроризма, так как важно не только выявить склонность к такому поведению, но и подчеркнуть абсолютную его социальную деструктивность, ибо терроризм – это почти всегда путь к саморазрушению носителей протеррористического поведения, которое не может не наступить, если сохраняется общество или общность. Террорист (или группа таковых) всегда слепа в постановке или осуществлении своих целей, даже в случае тщательной проработки самого акта террора. Это принципиальный момент. Один из важных параметров такой слепоты – расхождение мотивов, когда малая гомогенная (этически, социально, религиозно и тому подобно) группа как бы навязывает свою волю сообществу, которое гетерогенно, то есть отличается плюрализмом в постановке и осуществлении своих целей.
Интересно выявить это расхождение мотивов и целей. Террористы «производят» свои цели, исходя из завышенной самооценки своей гомогенности, считая себя «самыми-самыми» и делая потому то, что никто другой не посмеет. Но социально-психологический механизм «потребления», то есть осваивания результатов своих действий, и «вознаграждения» исходит из того, что общество все же гетерогенно. Общество существует за счет взаимодействия, а не противостояния. В этом заключается некая презумпция продуктивного сотрудничества, комфортной социальной эволюции. Террористические же единицы (индивиды или группы) ориентируются в этом плане на суррогаты честности и доверия лишь в рамках замкнутой этнической или социальной группы, не задаваясь вопросом: а как остальные? Или предполагая, что эти остальные будут или устранены, или дезориентированы и тому подобное. А они «свое» возьмут и утвердят. «Свою» свободу, «свой» закон, «свои» потребности – хотя на самом деле они им чужие, ибо создаются по другим правилам. Но такая позиция и самооценка порочны в корне. Они социально деструктивны, юридически неправомочны, психологически самоубийственны1.
Интересна, по-моему, точка зрения Сникополова С. Н., который считает, что для большинства террористов характерна тенденция к экстремизации, к поиску источника своих личных проблем вовне. Они проецируют низкооцениваемые части своего Я на истеблишмент, который воспринимается как источник угрозы.
Одним из основных мотивов обращения к терроризму является сильная потребность в укреплении личностной идентичности, что достигается принадлежностью к группе. Эта потребность к принадлежности к группе обнаруживается у маргинальных, отчужденных индивидов, позволяя им строить общую для подобных людей «картину мира», которую можно охарактеризовать фразой: «Мы против них, а они причина наших проблем»1.
Поскольку принадлежность к группе выступает как одна из высших ценностей, групповые нормы идеализируются, а ущербное самосознание и слабое Я лишь способствует экспансии группового сознания. Общество инфернализируется. Активно отрицаются общечеловеческие ценности, в первую очередь, право других людей на жизнь. Насилие, агрессивность становятся самодовлеющими ценностями. Ответные силовые действия со стороны общества имеют противоположный эффект – укрепляют целостность группы, уменьшают групповые разногласия.
Другим важным моментом с психологической точки зрения является проблематика различий в направлениях террористического движения.
Условно можно выделить три направления:
а) борьба против правительства своей страны;
б) борьба за национальное самоутверждение;
в) религиозный терроризм.
В первом случае террористы разрушают мир отцов. Их действия могут рассматриваться как возмездие за действительные и (или) воображаемые обиды.
Террористы второго типа мстят обществу за обиды, нанесенные их родителям. Их действия демонстрируют лояльность к родителям. они осуществляют миссию своих предков.
В третьем виде терроризма – религиозном – можно обнаружить смешение двух первых, но с более высокой аутоагрессивностью.
Терроризм, по-моему, точнее было бы определить не как действия, направленные на изменение существующего правопорядка, а как политически мотивированные действия. Признаками терроризма являются, во-первых, политическая мотивация насильственных действий, квалифицированных как терроризм. Второй признак: терроризм – это насильственные акты, имеющие целью не простое устрашение какого-либо лица, взрыв, угон самолета и тому подобное, но создание определенного социально-политического климата, дестабилизацию положения, запугивание масс, правительств, социальных групп, партий, организация и других.
Третий признак – отсутствие необходимой связи с вооруженной конфронтацией.
Следует различать три сопредельные сферы: сферу собственно терроризма (политический терроризм), сферу чисто уголовной преступности и, наконец, весьма обширную промежуточную сферу, в которой используются специфические методы, но отсутствуют один или несколько из указанных выше признаков (например, экономический и криминальный терроризм).
М. П. Киреев, исследовавший терроризм на воздушном транспорте, привел данные о мотивации таких действий: в 25% случаев имела место политическая мотивация, в 25% случаев – уголовная, в том числе корыстная 50% исследованных воздушных террористов имели психические отклонения.
Другие авторы (например, В. В. Лунеев, С. А. Эфиров)1 считают, что корни терроризма лежат не столько в психологии, сколько в политических, экономических и иных социальных отношениях.
Генеральная Ассамблея ООН приняла около 10 резолюций о национальном, религиозном и международном терроризме, но так и не смогла дать более или менее приемлемого определения. Так в своем первом анализе терроризма в 1972 г. Секретариат ООН констатировал существование в мире главным образом таких форм терроризма, которые проистекают из нищеты, безысходности, бед и отчаяния, побуждающие некоторых людей жертвовать человеческими жизнями, в стремлении добиться радикальных перемен.
В Декларации о мерах по ликвидации международного терроризма1 провозглашается, что все преступные акты, направленные или рассчитанные на создание обстановки террора среди широкой общественности, группы лиц или конкретных лиц в политических целях, ни при каких обстоятельствах не могут быть оправданы, какими бы ни были соображения политического, философского, идеологического, расового, этнического, религиозного или другого характера, которые могут приводиться в их оправдание.
В нашей стране в недалеком прошлом существовали специфические формы политического и идеологического терроризма:
революционный и контрреволюционный (белый и красный) терроризм в период революции и гражданской войны;
государственный внутренний терроризм в период сталинских и последующих политических репрессий;
государственный международный терроризм в течение всего периода существования советской власти.
В настоящее время реальны иные формы террористической деятельности:
терроризм по политическим мотивам, совершаемый в виде убийств государственных и общественных деятелей либо представителей власти, а также в виде взрывов, поджогов и иных действий, создающих опасность гибели людей, причиняющих значительный ущерб и другие тяжкие последствия с целью устранения властей. Некоторые события осени 1993 года вполне укладываются в политический терроризм.
Уголовный терроризм организованных преступных сообществ (внутренних и международных), направленный против государства и его представителей с целью помешать расследованию уголовных дел, ведению и продолжению жесткой уголовной политики, а также имеющий целью ликвидацию активных сотрудников правоохранительных органов, принуждению судей к вынесению мягких приговоров, запугивание и устранение потерпевших, свидетелей, журналистов, которые могут помочь следствию и суду в установлении и пресечении их преступной деятельности. Последние жертвы хорошо известны: депутат Госдумы Мартемьянов, зам. МВД Удмуртии Перевозчиков, журналист Холодов.
Национальный терроризм сепаратических сил, имеющий целью парализовать деятельность федеральных органов власти (заботящихся о территориальной целостности России) и достичь политической или экономической обособленности (вспомним недавние взрывы в Волгодонске, Москве, устроенные чеченскими сепаратистами).
Воздушный терроризм, совершаемый угонщиками самолетов путем захвата заложников для вымогательства денег, оружия, наркотиков и вылета в другие страны. Террористические действия в этом случае совершаются по разным мотивам: для получения политического убежища в других странах, для уклонения от уголовной ответственности за совершенные преступления, а также из корыстных и иных личных побуждений.
Международный терроризм, совершаемый путем убийства представителей иностранного государства с целью провокации войны или международный осложнений.
Мотивация «воздушного» и особенно «уголовного» терроризма мало чем отличается от мотивации обычных насильственных или насильственно-корыстных преступлений. Непосредственными исполнителями уголовного терроризма чаще всего являются наемные убийцы и наемные погромщики из уголовных элементов.
Субъект преступления – это лицо, достигшее 14-летнего возраста.
Квалифицированным видом терроризма, предусмотренным ч. 2 ст. 205 УК РФ, признаются те же действия, совершенные группой лиц по предварительному сговору (п. «а»), неоднократно (п. «б») или с применением огнестрельного оружия (п. «в»), то есть ч. 2 предусматривает уголовную ответственность при отягчающих обстоятельствах.
Терроризм признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовало два и более лица, заранее (до момента совершения взрыва, поджога или иных действий либо угрозы совершения таких действий), договорившихся о совместном совершении преступления.
Неоднократность означает совершение двух или более актов терроризма, если за ранее совершенное преступление лицо не было в установленном порядке освобождено от уголовной ответственности либо судимость за ранее совершенное преступление не снята или погашена.
Под применением огнестрельного оружия понимается фактическое его использование для причинения вреда здоровью человека1.
Под огнестрельным оружием понимается оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстояние снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда2.
К огнестрельному оружию относятся пистолеты, винтовки, автоматы, пулеметы, гранатометы и тому подобное.
В ч. 3 ст. 205 УК установлена ответственность за деяния, указанные в частях 1 и 2 этой же статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия.
Терроризм признается совершенным организованной группой, если он совершен устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений.
Иными тяжкими последствиями является причинение вреда здоровью многих людей, массовое заболевание людей заразными болезнями и тому подобное.
Преступления, предусмотренные частями 2 и 3 ст. 205 (в отличие от ч. 1) имеют материальный состав и считаются оконченными с момента наступления описанных в них последствий.
Умышленное причинение смерти человеку при террористических действиях не охватывается составом терроризма и влечет квалификацию по совокупности по соответствующим пунктам (в зависимости от обстоятельств дела) ч.2 ст. 105 УК РФ.
Примечание к ст. 205 предусматривает условие освобождения от уголовной ответственности лица, участвующего в подготовке акта терроризма в случае его позитивного послепреступного поведения, если в его действиях не содержится иного состава преступления.
Предупреждение органов власти следует считать своевременным, если оно сделано до начала совершения взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность наступления последствий (ч. 1), чтобы органы власти имели реальную возможность предотвратить акт терроризма.
Иной способ предотвращения акта терроризма может заключаться в самостоятельных действиях лица по предотвращению взрыва, пожога, захвата преступниками оружия или транспортных средств и так далее.
В заключение данной главы хочу отметить следующие моменты.
Определения терроризма как социального явления могут быть различными. Однако как уголовно-правовое явление терроризм должен иметь более определенный характер и четкие границы. Это необходимо в силу известной формальности права и обязанности установления достаточных оснований для привлечения к уголовной ответственности (признаки состава преступления).
Как уголовно-правовой феномен, терроризм может носить и международный характер и в соответствии с международными документами (конвенция Лиги Наций 1937 г., конвенция ОАГ 1972 г., Конвенция ООН 1973 г., Европейская конвенция 1976 г., 1986 г.) относится к числу международных уголовных преступлений. Однако в силу отсутствия международных уголовно-правовых санкций и органа, который рассматривал бы такие дела, ответственность за совершение названных преступлений наступает по национальному уголовному законодательству. Поэтому в национальное уголовное законодательство включаются соответствующие нормы международного права. так, в 1937 году в УК РСФСР появилась статья 2132 Угон воздушного судна», в 1987 г. – ст. 1261 «Захват заложников». Федеральным законом от 1 июля 1994 г. была предусмотрена уголовная ответственность и за собственно терроризм (сейчас ст. 205 УК РФ).
Представляется, что в данном случае в УК РФ законодатель выдержал соответствие между характером родового объекта посягательства и местом нормы с системе Особенной части УК. В целом характеристика терроризма как преступления против общественной безопасности в ст. 205 достаточно полна. Она содержит все необходимые элементы для отражения сущности этого преступления (общеопасный способ совершения преступления, многовариантность, многохарактерность возможного вреда, целеустремление к устрашению, нарушение общественной безопасности).
Но, по-моему, в законодательной формулировке терроризма имеются отдельные неточности и пробелы.
Во-первых, указание на такую цель деятельности виновных, как «воздействие на принятие решений органами власти», позволяет весьма широко толковать содержание целей, с которыми действуют виновные. Их диапазон может колебаться от стремления получить материальную выгоду, например при угрозе заражения водозаборных сооружений города, до требования ограничения деятельности какой-либо этнической группы лиц либо изменения политического устройства государства.
Следовательно, здесь могут возникнуть пограничные ситуации, когда под угрозу ставится интересы общественной безопасности как самостоятельных социальных ценностей. Однако это уже самостоятельные объекты, нуждающиеся в уголовно-правовой охране. Задачи строгого соблюдения законности при применении уголовного закона диктуют необходимость избегать законодательных формулировок, допускающих двойное толкование.
Во-вторых, в ст. 205 УК нуждаются в уточнении и некоторые признаки объективной стороны. Так, за пределами состава остаются случаи предупреждающих взрывов, поджогов и иных действий, в результате которых не создается опасность гибели людей, причинения значительного материального ущерба или иных тяжких последствий, но создается угроза наступления менее тяжких последствий. Действия такого рода тоже могут преследовать цели, сформулированные в ст. 205, а виновные люди сознательно избирают именно такой способ в качестве средства давления. Квалификация названных действий по статье УК, предусматривающим ответственность за преступления против личности или собственности, является недостаточной и не соответствует характеру и степени опасности содеянного. Названные обстоятельства свидетельствуют о необходимости дальнейшего совершенствования законодательного определения терроризма в УК.
Захват заложников.
Захват заложников в силу, что он носит часто транснациональных характер, признается преступлением международного характера (в декабре 1979 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла международную конвенцию по борьбе с захватом заложников).
Объект преступления – это общественная безопасность.
В качестве дополнительного непосредственного объекта при квалифицированных видах захвата заложников выступает здоровье и жизнь человека.
Объективная сторона преступления, предусмотренного в ч. 1 ст. 206 УК РФ, выражается в действиях:
а) захвате,
б) удержание лица в качестве заложника, то есть лица, в освобождении которого заинтересованы государство, организация или отдельный гражданин.
Захват заложника – это противоправное завладение человеком, сопровождающееся лишением его свободы. Он может совершаться различными способами: тайным, открытым, насильственным, ненасильственным. Насильственный захват, квалифицируемый по ч. 1 ст. 206, должен сопровождаться насилием, не опасным для жизни и здоровья, то есть не выходить за рамки нанесения побоев или совершения иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в ст. 115 УК РФ.
Разновидностью ненасильственного захвата может являться захват путем обмана потерпевшего.
Удержание лица в качестве заложника означает воспрепятствование лицу покинуть место его пребывания в качестве заложника (обычно содержание его в помещении, которое потерпевший не в состоянии самостоятельно покинуть)1.
Захват или удержание заложника должны сопровождаться применением психического насилия: угроза убийством, причинением легкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью, уничтожение или повреждения имущества и тому подобное.
Преступление признается оконченным с момента фактического лишения свободы человека, взятого или удерживаемого в качестве заложника, не зависимо от продолжительности2.
Субъективная сторона преступления (части 1 и 2, а также совершенного организованной группой (ч. 3)), характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что захватывает и удерживает лицо в качестве заложника, и желает этого.
Субъективная сторона захвата заложника, повлекшего смерть человека или иные тяжкие последствия (ч. 3 ст. 206 УК), характеризуется двойной формой вины3 – прямым умыслом по отношению к действиям, указанным в ч. 1 и неосторожностью (в виде как легкомыслия, так и небрежности) пог отношению к указанным в ч. 3 последствиям.
Мотивами преступления могут быть корысть, месть или иные низменные побуждения, которые, не оказывая влияния на квалификацию преступления, учитываются при индивидуанализации наказания.
Целью данного деяния является стремление виновного понудить государство, организацию или гражданина совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условие освобождения заложника. Характер требования, предъявляемых виновным, значения для квалификации не имеет. к ним могут быть отнесены требования: отказаться от заключения какой-либо сделки, освободить арестованного или осужденного, обеспечить виновного оружием, деньгами, транспортными средствами и тому подобное.
Субъектом преступления может быть любое лицо, достигшее 14-летнего возраста.
Квалифицированным в соответствии с ч. 2 ст. 206 УК РФ является захват заложника, совершенный при отягчающих обстоятельствах:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) неоднократно1;
в) с применением насилия, опасного для жизни и здоровья;
г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия;
д) в отношении заведомого совершеннолетнего;
е) в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности;
ж) в отношении двух или более лиц;
з) из корыстных побуждений или по найму.
Под насилием, опасным для жизни и здоровья, следует понимать умышленное причинение легкого вреда здоровью2, умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью3, истязание4, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью5 заложника.
Применение оружия или предметов, используемых в качестве оружия6, означает фактическое его использование для причинение вреда здоровью человека. под оружием понимается как огнестрельное, так и холодное оружие.
Предметами, используемыми в качестве оружия, могут быть различные предметы хозяйственно-бытового назначения (топоры, вилы и тому подобное), палки, камни и другие предметы не зависимо от того были ли они приготовлены виновным заранее (до момента захвата или удержания лица в качестве заложника) либо подобраны на месте совершения преступления.
До квалификации содеянного по пунктам «д» и «е» ч. 2 ст. 206 УК необходимо установить, что виновный заведомо признает несовершеннолетие заложника (несовершеннолетие – лицо, не достигшее 18 лет) или беременность женщины выступающей в качестве заложника.
Захват в качестве заложника двух или более лиц характеризуется одновременностью совершения посягательства на нескольких потерпевших. при этом умысел на захват в качестве заложника двух или более лиц является единым. Если умысел на совершение данного преступления всякий раз возникает заново, содеянное образует захват заложника, совершенный неоднократно.
Захват заложника совершен из корыстных побуждений (п. «з» ч. 2 ст. 206 УК), когда виновный стремиться получить материальную выгоду для себя или других лиц (деньги, имущество и тому подобное), либо избавиться от материальных затрат (возврата имущества, выполнение имущественных обязательств и тому подобное).
По п. «з» ч. 2 ст. 206 УК РФ квалифицируется также захват заложника, совершенный по найму, когда виновный захватывает или удерживает заложника за вознаграждение от третьих лиц. При этом не имеет значения время получения вознаграждения – до или после осуществления захвата заложника.
Особо квалифицированным является захват заложника, совершенный при особо отягчающих обстоятельствах (ч. 3 ст. 206 УК): организованной группой либо повлекший по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия1.
Умышленное лишение жизни заложника не охватывается ст. 206 и влечет квалификацию по совокупности с п. «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ.
Лицо добровольно или по требованию властей освободившее заложника, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления2.
Заведомо ложное сообщение об акте терроризма.
Данная статья устанавливает ответственность за заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба, а равно наступления иных тяжких последствий.
Опасность этого преступления, по-моему, заключается в том, что распространение даже ложных сообщений о якобы готовящихся актах терроризма могут вызвать панику, перебои в работе транспорта, государственных и иных предприятий и учреждений. соответствующие государственные органы вынуждены проводить организационно-технические мероприятия (подчас дорогостоящие), направленные на предотвращение готовящихся террористических акций.
В связи с этим, хочу обратить внимание на недавно принятый закон РБ «об административной ответственности родителей или лиц, их заменяющих, за заведомо ложное сообщение об акте терроризма несовершеннолетними в возрасте до 14 лет»1 от 20 июня 1997 года, который направлен на предупреждение правонарушений несовершеннолетних в возрасте до 14 лет и устанавливает административную ответственность родителей (лиц, их заменяющих) за ненадлежащие выполнение обязанностей по воспитанию детей (предупреждение или наложение штрафа и возмещение причиненного вреда).
Объект преступления – общественная безопасность.
Объективная сторона характеризуется действием – заведомо ложным сообщением о готовящемся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступление иных общественно опасных последствий.
В законе не указано, кому должно быть адресовано сообщение.
Ложное сообщение – это сообщение, не соответствующее действительности.
Отсюда следует, что в качестве адресата ложного сообщения могут выступать учреждения и должностные лица, обязанные определенным образом реагировать на такое сообщение (например, правоохранительные или иные органы власти, а также должностные лица этих органов). Адресатом могут выступать и отдельные граждане (например, жильцы дома, в фундамент которого будто бы заложены мины; пассажиры самолета).
Форма (способ) выражения сообщения может быть самой разнообразной: устной и письменной, в виде телефонных звонков, под вымышленным именем, через других лиц, анонимно1 и тому подобное.
Преступление имеет формальный состав и считается оконченным с момента принятия соответствующего сообщения.
Субъектом преступления является лицо, достигшее 14-летнего возраста.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что сообщает не соответствующие действительности сведения об акте терроризма, а также общественную опасность содеянного и тем не менее из каких-либо соображений желает передать их адресатам. Обязательным признаком является заведомость ложности сообщения. Добросовестное заблуждение лица об истинности сведений (соответствии их действительности) не образует состава преступления, предусмотренного данной статьей.
Организация незаконного вооруженного формирования.
Статья 208 УК основана на статье 13 Конституции РФ, запрещающей создание и деятельность общественных объединений, цели или действие которых направлены на создание вооруженных формирований. Такие формирования признаются законными лишь при условии, что порядок их организации и деятельности, их подчиненность и подконтрольность определяется федеральным законодательством:
законами РФ «об обороне»1 1996 г., «об органах федеральной службы безопасности в РФ»2 1995 год, «О федеральных органах правительственной связи и информации»3 1993 год, «О частной детективной и охранной деятельности в РФ»4 1992 год и другие.
Так, например, в федеральном законе «об обороне» 1996 г. отмечается, что «создание и существование формирований, имеющих военную организацию или вооружение и военную технику либо в которых предусматриваются прохождение военной службы, положение которых не урегулировано федеральными законами, запрещается и преследуется по закону»5.
Норма об ответственности за организацию незаконного вооруженного формирования или участия в нем (ст. 772) была введена в УК РСФСР законом РФ «о внесение изменений и дополнений в УК РСФСР и УПК РСФСР» от 28 апреля 1995 года.
В новом УК редакция нормы претерпела существенные изменения.
В ст. 772 УК 1960 г. ответственность устанавливалась не только за организацию незаконных вооруженных формирований и участия в них (ч. 1), но за умышленные действия, совершенные в их составе, если эти действия сопряжены с массовым насилием над людьми или причинением иных тяжких последствий (ч. 2) либо повлекли гибель людей (ч. 3).
В ст. 208 нового УК ответственность установлена только за организацию незаконного вооруженного формирования (ч. 2) или участи в нем (ч. 2). Совершение в составе незаконного вооруженного формирования каких-либо иных преступлений требует в соответствии с новым УК квалификации по совокупности ст. 208 и статей Особенной части УК, предусматривающей эти преступления.
Объект преступления – общественная безопасность.
Объективная сторона преступления выражается в создании вооруженного формирования (объединения, отряда, дружины или иной группы), не предусмотренного федеральным законом, или в руководстве таким формированием.
Вооруженность формирования означает наличие у его членов оружия, то есть «устройств и предметов, конструктивно предназначенных для поражения живой или иной цели»1. Для квалификации по ст. 208 не имеет значения, является ли оружие боевым, служебным или гражданским, холодным или огнестрельным, заводского изготовления или самодельным, а также то обстоятельство, что вооружены были не все члены вооруженного формирования.
Под созданием незаконного вооруженного формирования понимаются любые действия, результатом которых стала организация (разработка плана создания, основных целей и задач деятельности, структуры и правового статуса формирования, численности и ранжирования функций и должностей личного состава, обеспечение финансирования и снабжения оружием и боеприпасами и тому подобное). В случаях, когда активные действия, направленные на создание вооруженного формирования, по тем или иным причинам (например, в силу их своевременного пресечения правоохранительными органами) не привели к его созданию, они должны быть квалифицированы как покушение на организацию незаконного вооруженного формирования1.
Под руководством созданным незаконным вооруженным формированием понимается определение оперативных направлений его деятельности, работа с кадрами, взаимодействие с властями, решение текущих финансовых и иных вопросов материального обеспечения, издание распоряжений и приказов и так далее.
Окончено преступление с момента создания незаконного вооруженного формирования либо с момента совершения действий, означающих руководство таким формированием.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо сознает, что создает незаконное вооруженное формирование, руководит им или участвует в нем, а также общественную опасность указанных действий и желает их совершения.
Создание незаконного вооруженного формирования может преследовать различные цели (поддержание общественного порядка, охрана отдельных лиц или организаций и учреждений и тому подобное) кроме преступных. Если формирование создается в целях нападения на граждан или организации либо особо тяжких преступлений, содеянное образует соответственно бандитизм (ст. 209 УК).
Субъект преступления – лицо, достигшее 16-летнего возраста, являющееся организатором или руководителем незаконного вооруженного формирования.
В ч. 2 ст. 208 УК предусмотрена ответственность за участие в незаконном формировании.
Участие в незаконном вооруженном формировании есть членство в нем и выполнение (на основе и в пределах планов и задач формирования) любых либо закрепленных за участниками функций и разовых поручений или заданий (патрулирование, дежурство, охрана, хозяйственное обеспечение деятельности формирования, участие на проводимых занятиях и тому подобное).
Согласно примечание к статье лицо освобождается от уголовной ответственности за участие в формировании при наличии трех условий: добровольности прекращения участия в формировании; сдачи оружия; отсутствия в его действиях состава иного преступления.
Добровольность предполагает прекращение участия в формировании по собственной воле лица при наличии у него объективной возможности продолжать в нем участвовать, причем мотивы прекращения участия значения не имеют.
Бандитизм (ст. 209 УК)
Бандитизм – организация вооруженных банд с целью нападения на предприятие, учреждение, организации либо на отдельных лиц, а равно участие в таких бандах и в совершаемых ими нападениях1.
В УК РСФСР 1960 г. состав бандитизма был включен в главу о государственных преступлениях. В УК РФ 1996 г. объектом бандитизма признается общественная безопасность.
Существенные изменения в новом УК претерпела и конструкция состава бандитизма. В прежнем Уголовном Кодексе диспозиция статьи о бандитизме охватывала ответственность и за организацию вооруженных банд с целью нападения на предприятия, учреждения, организацию либо на отдельных лиц, и за участие в таких бандах и в совершаемых ими нападениях (ч. 2). Кроме того, и те и другие действия, совершенные лицом с использованием своего служебного положения (ч. 3), выделены в квалифицированных состав.
Объектом преступления, таким образом, выступают общественные отношения, связанные с обеспечением нормальной работы органов управления, а также охраны общественной безопасности и порядка.
Объективная сторона бандитизма выражается в создание устойчивой вооруженной группы (банды), в руководстве такой группой, а также в преступных посягательствах, осуществляемой бандой.
Бандитизм предполагает наличие банды, то есть организованной устойчивой вооруженной группы из двух или более лиц, заранее объединившихся для совершения нападений на граждан или организации2. Банда может быть создана и для совершения одного, но требующего тщательной подготовки нападения. В большинстве случаев такого рода нападения совершаются для завладения имуществом. Однако, банда может быть создана и для совершения других преступлений – организации массовых беспорядков, изнасилований и так далее. То есть бандитизм представляет особую опасность, так как сопряжен с убийствами, увечьями, общеопасными действиями и осуществляются в форме преступного сообщества.
Таким образом, признаками банды являются:
1) наличие двух и более лиц;
2) устойчивость;
3) вооруженность;
цель – совершение нападений на граждан или организации.
Группа предполагает наличие двух и большего числа лиц. Вооруженное нападение, совершенное одним лицом, если это лицо не является участником банды, не может квалифицироваться как бандитизм.
Устойчивой группу следует считать в том случае, когда состав входящих в нее лиц более или менее постоянен, причем эти лица объединены для совершения нападений; объединение участников группы для этой цели выражается в составлении, хотя бы в общих чертах, плана преступной деятельности группы и распределение ролей между участниками.
Как разъяснил Пленум Верховного суда РФ в вышеуказанном постановлении «об устойчивости банды могут свидетельствовать такие признаки, как стабильность ее состава, тесная взаимосвязь между ее членами, согласованность их действий, постоянство форм и методов преступной деятельности, длительность ее существования и количество совершенных преступлений»1.
Причем в конкретных случаях важно установить, что банда организована для совершения ряда нападений, хотя бы было совершено одно преступление: об этом может свидетельствовать совокупность различных обстоятельств, среди которых можно назвать, среди которым можно назвать большое число участников, тщательное распределение ролей между ними, использование оружия, в первую очередь огнестрельного, или специальных транспортных средств, совершение или подготовка нападения на такие объекты, как банки или сберкассы, убийство нескольких лиц и так далее1.
Как мы уже отмечали, обязательным признаком банды является ее вооруженность, предполагающая наличие у участников банды или хотя бы одного из них огнестрельного и холодного, в том числе метательного, оружия как заводского изготовления, так и самодельного, различных взрывных устройств, а также газового и пневматического оружия2.
при решении вопросов о признании оружием предметов, использованных членами банды при нападении (например, кастеты) следует руководствоваться положениями закона РФ «об оружии», а в некоторых случаях – заключением экспертов.
Под созданием банды следует понимать любые действия, результатом которых стала организация устойчивой вооруженной группы в целях совершения нападений на граждан либо на организации. Они могут выражаться в сговоре, подыскании сотрудников, приобретении оружия, разработке планов и распределения ролей между членами банды и тому подобное. Организация вооруженной банды является оконченным составом преступления не зависимо от того, были ли совершены планирующиеся ею преступления.
В тех случаях, когда активные действия лица, направленные на создании банды, в силу их своевременного пресечения правоохранительными органами либо по другим, не зависящим от этого лица обстоятельствам не привели к возникновению банды, они должны быть квалифицированы как покушение на создание банды3.
Руководство созданной бандой заключается в определении оперативных направлений ее преступной деятельности, выборе конкретных объектах и способов совершаемых бандой нападений, «воспитательной» работе с личным составом, наказание провинившихся членов банды, принятие решений о физической ликвидации потерпевших и свидетелей, укрывательстве и сбыте похищенного имущества и так далее1.
В силу ч. 5 ст. 35 УК организатор будет нести ответственность не только за организацию банды (создание, руководство), но и за все совершенные бандой преступления, если они охватывались его умыслом.
Организация вооруженной банды, вербовка участников, приобретение оружия и тому подобное составляет оконченное преступление, не зависимо от того, была создана банда или нет, а в случае создания – совершила банда намеченное преступление или нет.
Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла: виновные сознают, что они являются организаторами или участниками вооруженной устойчивой группы, созданной для совершения нападений, и желает организовать такую группу или участвовать в ее преступной деятельности.
Лицо, которое не являясь членом банды, участвует в том или ином организованном бандой нападении, может действовать с косвенным умыслом – сознательно допускать, что группа, в преступной деятельности которой оно участвует, представляет собой банду.
Статья 209 не предусматривает в качестве обязательного элемента состава бандитизма каких-либо конкретных целей и мотивов осуществляемых бандой нападений. Это может быть не только непосредственное завладение имуществом, деньгами или иными ценностями гражданина или организации, но и убийство, изнасилование, вымогательство, уничтожение или повреждение чужого имущества и так далее2.
Субъект преступления – лицо, достигшее 16-летнего возраста, являющееся организатором или руководителем вооруженной группы (банды) лица в возрасте от 14 до 16 лет, совершившие различные преступления в составе банды, подлежат ответственности за те преступления, ответственность за которые в соответствии со ст. 20 УК предусмотрена с 14 лет.
Кроме того, частью 3 этой статьи предусмотрена ответственность специального субъекта – должностного лица1 либо лица, выполняющего управленческие или организационно - распорядительские либо административно - хозяйственные обязанности в коммерческой или иной организации, не являющейся государственной или муниципальной.
В ч. 2 ст. 209 УК установлена ответственность за участие в банде или в совершаемых ею нападениях.
Участие в банде означает, что лицо входит в вооруженную устойчивую группу, созданную для совершения нападений. оно может выразиться в выполнении разнообразных действий в интересах банды: финансировании, снабжении оружием, обеспечение транспортом, предоставление помещения для сборищ банды и тому подобное. В силу ч. 5 ст. 35 участники банды несут ответственность за участие в ней, а также за те преступления банды, в подготовке или совершении которых они участвовали, то есть участие в банде образует оконченное преступление, не зависимо от того, совершила ли банда намеченное нападение и участвовал ли в его совершении данный участник2.
Участие в банде есть членство в ней, оформленное или не оформленное ритуалом приема, с возложением на участников постоянных, определенных его ролью в структуре банды функций и (или) разовых поручений и заданий3.
Участие в организуемых бандой нападениях участие в той или иной роли в организуемых бандой вооруженных налетах на учреждения и предприятия либо на отдельных граждан.
Под нападением понимаются действия, направленные на достижения преступного результата путем применения насилия над потерпевшим либо создания реальной угрозы его немедленного применения.
Судебная практика по этому поводу отмечает, что «участие в налетах вооруженной группы на государственные, общественные учреждения либо на отдельных лиц, если оно и не сопровождалось насилием или угрозой насилия, квалифицируется по ст. 77 УК РСФСР (ст. 209 УК РФ)»1.
В соответствии с ч. 2 ст. 209 УК как бандитизм должно квалифицироваться участие в совершаемом нападении и таких лиц, которые, не являясь членами банды, сознают, что участвуют в преступлении, совершаемом бандой2.
По ст. 209 УК должно квалифицироваться и такое нападение вооруженной банды, когда оружие фактически не было применено.
В ч. 3 ст. 209 УК установлена повышенная уголовная ответственность за бандитизм, совершенный лицом с использованием своего служебного положения, то есть лицом, стоящим на службе в государственных (например, сотрудник милиции, военнослужащий) или негосударственных организациях и учреждениях (например, сотрудник частных охранных служб, служб безопасности банков)3.
Под совершением бандитизма с использованием служебного положения следует понимать использованием лицом своих властных или иных служебных полномочий, форменной одежды или атрибутики,
служебных удостоверений или оружия, а равно сведений, которыми оно располагает в связи со своими служебными полномочиями, при подготовке или совершения бандой нападения либо при финансировании ее преступной деятельности, вооружении, материальном оснащении, подборе новых членов банды и тому подобное4.
Для правильной квалификации преступления следует учитывать, что «групповое хищение, совершенное с применением оружия, само по себе не даст еще оснований для квалификации действий виновных как бандитизм при отсутствии других признаков этого состава преступления»1, а также то, что «один личный случай ограбления, при отсутствии указанных условий не может квалифицироваться как бандитизм»2.
Кроме того, ст. 209 не предусматривает ответственность за совершение членами банды в процессе нападения преступных действий, образующих самостоятельные составы преступлений, в связи с чем в этих случаях следует руководствоваться положениями ст. 17 УК, согласно которым при совокупности преступлений лицо несет ответственность за каждое преступление по соответствующей статье (части).
Но в любом случае важно соблюдать принцип индивидуализации ответственности при назначении наказания лицом, виновным в бандитизме; учитывать роль и степень участия лица в организации и преступной деятельности банды, тяжесть наступивших последствий и тому подобное.
Организация преступного сообщества (преступной организации).
Рост преступности, в том числе в ее организованных формах, давно превратился в глобальную тему. Как показывают современные исследования, более продуктивным является подход, в соответствии с которым именно функции организаций, обусловленные поставленной целью, определяют структуру, размеры и другие черты преступного сообщества.
В этой связи заслуживает внимания классификация основных видов организованной преступности.
Организованная преступность политико-социального характера. Целью преступной группы здесь является не столько прямая материальная выгода, сколько поддержка или разрушение соответствующей социально-политической системы (экстремистские, националистические организации и другие).
Организованная преступность группового характера. Прямая материальная выгода не является главной целью. Основы существования этих организаций – это групповая психология, специфический социальный престиж, который дает сама принадлежность организации, характеризующейся криминальной активностью.
Организованная преступность корыстного типа. Цель получение непосредственной материальной выгоды. Сюда можно отнести такие виды криминальной деятельности, как грабежи, кражи, рэкет, мошенничество и другое.
Синдикализированная организованная преступность (преступный синдикат), которую можно характеризовать как мафиозную. Основная цель – перманентное получение максимальной прибыли путем незаконного производства товаров и услуг с использованием насилия под прикрытием коррумпированных властных структур.
По мнению американских криминологов было бы неверно связывать ее зарождение только с теми переменами, которыми ознаменовалась «эпоха гласности и перестройки». Например, К. Стерлинг считает, что тайные преступные организации, существовали в российском обществе еще в XV в1.
По мнению Л. Рознер, корни российской организованной преступности следует искать в той системе, которая в течении десятилетий существовала в СССР и характеризовалась непререкаемой монополией государства как собственника, жесткими ограничениями граждан в экономической и политической сферах. Эта система, особенно в 60-е годы, обусловила специфический устойчивый тип социальных отношений, которые в свою очередь явились основой «советского пути преступности»1.
Важной особенностью российской ситуации является то, что организованная преступность в России быстро выходит за те рамки, которые считаются традиционными для США, вторгается даже в такие сферы, криминализация которых создает серьезную угрозу международной стабильности и безопасности. К одной из таких сфер относится российский ядерный комплекс (440 попыток с 1991 по 1994 годы).
Серьезную опасность представляет «приобщение» криминальных структур к конверсии российской армии (хищение оружия, стратегически важного сырья и материалов, вербовка уволенных из армии специалистов и так далее), активное участие организованных групп в финансово-кредитных отношениях; торговля крадеными автомобилями; контрабанда антиквара.
Специалисты отмечают, что представители современной волны криминальных групп России отличаются более значительными материальными средствами, достаточно высоким уровнем образования, знанием языков и в то же время полным неуважением к законам.
Далее хочу отметить, что состав преступления, предусмотренный ст. 210 УК, впервые введен в российское уголовное законодательство.
Объект рассматриваемого преступления – общественная безопасность.
Объективную сторону преступления образуют близкие, но не тождественные друг другу виды организационной деятельности (создание либо руководство) в отношении организованных преступных формирований различного уровня: преступного сообщества (преступной организации); входящих в него структурных подразделений (организованных преступных групп), объединения организаторов, руководителей или иных представителей организованных преступных групп. Указанные преступные формирования создаются для совершения тяжких или особо тяжких преступлений1 либо для разборки планов и условий совершения этих преступлений. В тех же целях осуществляется руководство указанными формированиями.
Преступные сообщества неодинаковы как по структуре, так и по типу криминальной деятельности. Поэтому необходимо различать ее уровни.
1 уровень – это устойчивые, управляемые сообщества, имеющие функциональную иерархическую структуру, но не имеющие коррумпированных связей. Такие группы занимаются хищениями, кражами, вымогательством. Их качественных состав – от 3 до 5 человек и больше. В группах такого рода приказ главаря сразу же доходит до исполнителя, минуя промежуточные звенья, которых здесь нет.
2 уровень относится к среднему и является как бы переходной ступенью к более совершенным и опасным организационным структурам, которые можно отнести к понятию группировки. По существу, это те же организованные группы, однако имеющие коррумпированные связи с представителями органов управления и власти. В характере преступной деятельности более проявляется специализация на каких-то ее отдельных видах (вымогательство, мошенничество, наркобизнес).
3 уровень представлен криминальными организациями с так называемой сетевой структурой. Иными словами, подобные сообщества имеют две и более ступеней управления, и приказ главаря уже передается исполнителям по инстанции через определенные звенья2.
Таким образом, преступным сообществом (организацией) является объединение входящих в его структуру организованных преступных групп для разработки, координации, поддержки, развития преступной деятельности этих групп, систематического совершения ими тяжких и особо тяжких преступлений.
Для разработки планов и условий совершения преступлений могут быть созданы объединения организаторов, руководителей и иных представителей организованных преступных групп. И преступные сообщества, и объединения заняты разработкой и решением наиболее общих, стратегических вопросов организованной преступности. Здесь и распределение сфер деятельности по отраслям и (или) по территориям, и «общак» (общая касса для оказания помощи нуждающимся преступникам и их семьям), и отмывание преступных доходов, и коррумпирование представителей власти, и проникновение в легальную политику и в легальный бизнес, и налаживание связей с международной организованной преступностью, и так далее1.
По своему фактическому содержанию создание преступного сообщества или руководство им юридически мало чем отличается от аналогичных признаков бандитизма. Но в отличие от банды создание общества не преследует цели нападения на граждан или организации.
Состав рассматриваемого преступления формальный. Оно признается оконченным с момента создания сообщества или объединения организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп.
С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что создает преступное сообщество (преступную организацию) или объединение организаторов, руководителей и тому подобное либо руководит преступным сообществом, и желает совершить эти действия.
Обязательный признак создания сообщества (организации) – цель совершения тяжких или особо тяжких преступлений.
Субъектом преступления является достигшее 16-летнего возраста лицо – организатор (создатель) преступного сообщества (организации) или объединения организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп либо руководитель преступного сообщества (организации).
В ч. 2 статьи 210 УК установлена ответственность за участие в сообществе либо в объединении организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп.
Участие в сообществе либо в объединении организаторов, руководителей есть членство в них, принадлежность к ним со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями.
В ч. 3 ст. 210 УК предусмотрена ответственность за создание преступного сообщества (организации), руководство им или участие в нем, совершенные с использованием служебного положения1.
Лицо, создавшее формирование любого уровня либо руководившее им, подлежит ответственности за это по ст. 210 УК. Кроме того, в соответствии с ч. 5 ст. 35 оно несет ответственность статей Особенной части УК за все совершенные этим формированием преступления, если они охватывались его умыслом.
Причем организаторы и инициаторы преступления должны нести повышенную ответственность по сравнению с другими участниками преступления2.
Другие участники преступных формирований несут ответственность за участие в нем по ст. 210, а также – по совокупности – за совершенные формированием преступления, в подготовке либо совершении которых они принимали участия.
Таким образом, преступным сообществом признается сплоченное объединение организованных преступных групп с целью получения незаконных доходов3.
IV Заключение.
В заключении хочу отметить основные моменты работы.
Общественная безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов общества, то есть совокупность потребителей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития общества.
Особенностью преступлений против общественной безопасности является то, что они объективно вредны для широкого круга общественных отношений (безопасности личности, нормальной деятельности предприятий, учреждений, организаций и других социальных институтов).
при совершении преступлений против общественной безопасности вред причиняется интересам не конкретного человека, а общественно значимым интересам – безопасным условиям жизни общества в целом.
Видовым объектам преступлений, предусмотренных нормами главы 24 УК, является общественная безопасность в узком смысле слова, то есть совокупность общественных отношений, обеспечивающих безопасные условия жизни каждого члена общества, общественный порядок, безопасность личных, общественных или государственных интересов при производстве различного рода работ.
С объективной стороны большинство преступлений против общественной безопасности совершаются путем действия: терроризм (ст. 205 УК), захват заложника (ст. 206 УК), организация преступного сообщества (ст. 210 УК) и другие.
Большинство преступлений против общественной безопасности относится к преступлениям с формальным составом: организация незаконного формирования или участия в нем (ст. 208 УК), бандитизм (ст. 209 УК), организация преступного сообщества (преступной организации) (ст. 210 УК). Составы некоторых преступлений сконструированы как материальные, например, - захват заложника (ст. 206 УК), пиратство (ст. 227 УК) и другие.
С субъективной стороны почти все преступления характеризуются умышленной формой вины: лицо сознает, что совершает преступление и желает этого (ст. ст. 205, 206, 207, 208 и другие).
В некоторых преступлениях (например, терроризм, захват заложника, пиратство и другие) обязательным признаком является цель (например, нарушение общественной безопасности, устранения населения, нападение на граждан, учреждения и так далее). Мотивации преступлений могут быть корысть, месть или иные низменные побуждения, которые, не оказывая влияния на квалификацию преступления, учитываются при индивидуализации наказания.
Субъекты рассматриваемых преступлений – лица, достигшие 16-летнего возраста. Субъектом преступлений, предусмотренных статьями 205, 206, 207 является лицо, достигшее 14-летнего возраста. В большинстве случаев субъектами этих преступлений являются частные лица, а в отдельных – лица, наделенные специальными признаками (например, преступления, совершенные с использованием служебного положения).
Итак, преступления против общественной безопасности представляют собой предусмотренные уголовным законом общественно-опасные деяния (действие или бездействие), причиняющие существенный вред общественным отношениям, обеспечивающим состояние общественного спокойствия, нормальное функционирование социальных институтов, безопасность личных, общественных или государственных интересов при производстве различного рода работ либо создающие угрозу причинения вреда.
1 СЗ РФ, 1996, №11, ст. 1027
2 Бюллетень ВС РФ, 1997, №3
3 См. УК РФ с постатейными материалами / Сост. С. В, Бородин, С. В. Замятина. – М.:СПАРК, 1998. – с. 94
1 Уголовное право. Особенная часть: Учебник под ред. А. И. Рарога.-М.: «Триада, Лтд», 1996. –с.219.
2 Уголовное право. Особенная часть: Учебник/Под ред. Здравомыслова Б. В.-М.: юрид. лит.,1995 – с. 488
1 Н. И. Зубов. Основные положения доктрины общ. Безопасности.// Государство и право, 1995, 12.
2 РГ, № 103, 06.05.92
1 К. Ф. Шеремет «Круглый стол»: «Терроризм – психологические корни и правовые оценки».//Государство и право, 1995, №4, с. 20.
1 Комментарий к УК РФ. / Отв. ред. А. В. Наумов. – М.: Юность, 1997. – с. 492.
1 См. ст. 27 УК РФ
2 Уголовное право. Особенная часть. Учебник./Под ред. Б. В, Здравомаыслова. – М.:юр. литература, 1995. – с. 514
1 И. Е. Задоржнюк «Круглый стол». Терроризм: психологические корни и правовые оценки.//Государство и право, 1995, №4, с. 21-22
1 См. Государство и право, 1995, №4, с. 25
1 См. Государство и право, 1995, № 4
1 Одобрена резолюцией 49 сессии Генеральной Ассамблеи ООН 9 декабря 1994 г. № А/49/60
1Уголовное право. Особенная часть: Учебник под ред. А. И. Рарога. – М.: «Триада, Лтд», 1996 с. 223
2 Закон РФ «Об оружии» 1993 г.// Ведомости РФ, 1993, №24, ст. 8601
1 Надмов А. В. Указанное сочинение с. 495
2 Уголовное право/ Под ред. А. И. Рарога. – с. 225
3 См. ст. 27 УК РФ
1 Содержание квалифицирующих признаков, указанных в пп. «а» и «б» ст.206 УК аналогично соответствующим признакам терроризма.
2 См. ст. 115 УК РФ
3 См. ст. 112 УК РФ
4 См. ст. 117 УК РФ
5 См. ст. 111 УК РФ.
6 См. ст. ст. 162, 222 УК РФ
1 Содержание данных признаков аналогично соответствующим признакам терроризма.
2 См. примечание к ст. 206 УК РФ
1 Известия Башкортостана, № 153, 8 августа 1997 г.
1 Комментарий к УК РФ / отв. ред. А. В. Наумов. – М.: ЮристЪ, 1997._ - с. 497-498.
1 Собрание законодательства РФ, 1996, №23, ст. 2750
2 Российская газета, 1995, 12 апреля.
3 Российская газета, 1993 год, 7 апреля.
4 Ведомости РФ, 1992, № 17, ст. 888.
5 П. 9 ст. 1 закона
1 Ст. 1 закона РФ «об оружии» 1993 г./ РГ, 1993, 15 июня.
1 Наумов. Указанное сочинение. с. 499-500
1 Анашкин
2 См. постановление Пленума ВС СССР от 17.06.60 г. по делу В. и К. /Бюл. ВС СССР, 1960, №5, с.15;
См. также постановление Пленума ВС РФ «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм» от 17.01.97г. №1
/ Сб-к постановлений Пленумов по угол. делам, с. 554.
1 П. 4 указанного постановления.
1 Анашкин Указанное сочинение с. 174-175
2 П. 5 постановления.
3 П. 7 постановления.
1 Наумов с. 502.
2 П. 12 постановления.
1 См. ст. 285 УК
2 Анашкин. Указанное сочинение с. 175-176.
3 Наумов. Указ. сочинение. с. 502.
1 Определение СК ВС РСФСР по делу Н./Бюллетень ВС РСФСР, 1962, №4, с. 7.
2 П. 10 постановления от 17 января 1997 г.
3 Уголовное право. Под ред. А. И. Рарога с. 230
4 П. 11 постановления от 17 января 1977 г.
1 Постановление Пленума ВС СССР по делу В. и К./Бюллетень ВС СССР, 1960, №5,с.14
2 Постановление Пленума ВС СССР по делу К и др./Сборник СССР, 1938-1939, с. 38.//УК РФ с постатейными материалами./Под ред. В, М, Лебедева. – М.: Спарк, 1998.-с. 554.
1 Sterling C/ Thives’ World .1994, р. 47/В.А. Шабалин Организованная преступность а России: взгляд из Америки.// Государство и право, 1996, №1, с. 88-89.
1 Rosner L. The Soviet Way of Crime. МА, 1986, р. 1./ В. А. Шабалин. Указ. соч. с. 90.
1 См. ч.ч. 4 и 5 ст. 15 УК.
2 Гуров А. И. Организованная преступность – не миф, а реальность. – Пособие для слушателей народных университетов. – М.: Знание, 1992.-с. 24-25.
1 Наумов, Указ. соч. с. 504-505
1 Данный признак аналогичен такому же признаку бандитизма (см. выше).
2 Определение УСК ВС СССР по делу А./СП ВС СССР, 1949, №8, с. 20.//УК РФ с постоянными материалами./С.В. Бородин, С. В. Замятина; Под ред. В. М. Лебедева, - М.: СПАРК, 1998 – с. 97.
3 Б. В. Волженкин. Модельный УК для государств – участников СНГ.//Государство и право, 1996, №5, с. 67.
План
Введение
Глава 1. Понятие общественной безопасности.
Глава 2. Преступления против общественной безопасности (в узком значении): их состав и уголовно-правовая квалификация.
2.1. Терроризм.
2.2. Захват заложника.
2.3. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма.
2.4. Организация незаконного вооруженного формирования.
2.5. Бандитизм.
2.6. Организация преступного сообщества (преступной организации).
Заключение
V. Список использованных нормативных актов и литературы.
4. Международная Конвенция по борьбе с захватом заложников от декабря 1079 г. (принята Генеральной Ассамблеей ООН)/Комментарий к УК РФ// Отв. редактор А. В. Наумов. – М.: Юристъ, 1997. – 824 с.
5. Федеральный закон «О безопасности» 1992 г. / Российская газета, 1992, 6 мая.
6. Федеральный закон «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» 1992 г./Ведомости РФ, 1992, № 17, ст. 888.
7. Федеральный закон «О федеральных органов правительственной связи и информации» 1993 г. / Российская газета, 1993, 7 апреля.
8. Федеральный закон «Об оружии» 1993 г./Ведомости РФ, 1993, № 24, ст. 8601.
9. Федеральный закон «Об органах ФСБ в РФ» 1995 г. / Российская газета, 1995, 12 апреля.
10 Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в УК РСФСР и УПК РСФСР» от 28 апреля 1995 г.
11. Федеральный закон «Об обороне» от 24 апреля 1996 г. № 61-Ф3. /Собрание законодательства РФ, 1996, № 23, ст. 2750.
12. Закон РБ «Об административной ответственности родителей и лиц, их заменяющих, за заведомо ложное сообщение об акте терроризма несовершеннолетними в возрасте до 14 лет»./ Известия Башкортостана, 1997, 8 августа, № 153.
13. Указ Президента РФ «О мерах по усилению борьбы с терроризмом» от 7 марта 1996 г. № 338/ Собрание законодательства РФ, 1996, № 11, ст. 1027.
14. Постановление пленума ВС СССР по делу К. и др. / Сборник постановлений Пленумов ВС СССР, 1938-39, с. 38.// УК РФ с постатейными материалами / Под ред. В. М, Лебедева. – М.: СПАРК, 1998. – 942 с.
15. Постановление Пленума ВС СССР по делу В. и К. от 17 июня 1960 г. / Бюллетень ВС СССР, 1960, № 5, с. 14, 15.
16. Постановление Пленума ВС РФ «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм» от 17 января 1997 г. № 1/ Сборник постановлений Пленумов по уголовным делам, с. 554.
17. Определение УСК ВС СССР по делу А./ СП ВС СССР, 1949, № 8, с. 20.// УК РФ с постатейными материалами./Под ред. В. М. Лебедева. – М.: СПАРК, 1998. – 942 с.
18. Определение СК ВС РСФСР по делу Н. /Бюллетень ВС РСФСР, 1962, № 4, с. 7.
19 Анашкин
20. УК РФ с постатейными материалами. / Сост. С. В. Бородин, С. В. Замятины; под ред. В. М. Лебедева. – М.: СПАРК, 1998. – 942 с.
21. Б. В. Волженкин. Модельный УК для государств – участников СНГ // Государство и право, 1996, № 5, с. 67.
22. А. И. Гуров. Организованная преступность не миф, а реальность. – Пособие для слушателей народных университетов. – М.: Знание, 1992. – 80 с.
23. Уголовное право. Особенная часть. Учебник./ Под ред. Б. В. Здравомыслова. – М.: «Юридическая литература», 1995. – 554 с.
24. Н. И. Зубов и другие. Безопасность человека и преступность (международная научно-практическая конференция). // Государство и право, 1995, № 12, с. 106 – 131.
25. Уголовное право. Особенная часть. / Под ред. М. И. Ковалева, М. А, Ефимова, Е. А. Фролова. – М.: «Юридическая литература», 1969. – 511 с.
26. Комментарий к УК РФ. /Отв. ред. А. В. Наумов. – М.: Юристъ, 1997. – 824 с.
27. Уголовное право. особенная часть.: Учебник под ред. А. И. Рарога. – М.: Институт международного права и экономики. Изд-во «Триада, Лтд», 1996. – 480 с.
28. В. А. Шабалин. Организованная преступность в России: взгляд из Америки. //Государство и право, 1996, № 1, с. 88 – 94.
29. К. Ф. Шеремет, М. П. Киреев, В. В. Лунеев, В. С. Комиссаров и др. «Круглый стол»: «Терроризм: психологические корни и правовые оценки» //Государство и право, 1995, № 4, с. 20 – 43.