Правонарушение, его признаки

Правонарушение. Его признаки.

Правонарушение - это виновное, противоправное пове­дение лица, достигшего установленного законом возраста и спо­собного руководить своими поступками.

Правонарушение, как это следует из самого термина, есть нарушение права, акт, противный праву, его нормам, закону. Совершить правонарушение - значит "преступить" закон, пра­во.

Правонарушением является общест­венно опасное, проти­воправное, виновное поведение лица, посягавшее на отношения, сложившиеся в обществе и влекущее применение к такому лицу мер государст­венного принуждения или общественного воздей­ствия.

Правонарушение характеризуется строго определенными признаками, отличавшими его от нарушений неправо­вых пра­вил поведения (норм морали, обычаев, норм общественных ор­ганизаций).

1. Правонарушение - это такое поведе­ние человека, ко­торое выражается в действии или бездействии. Правона­рушениями не могут быть мысли, чувства, помыслы, так как они не регулируются правом, пока не выразились в поведении человека. Бездействие является правона­рушением в том случае, когда человек должен был совершить определенные действия, предусмотренные нормой права, но не совершил их (например, не оказал лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, необходимой помощи).

2. Правонарушение по своему содер­жанию должно быть общественно опасным, т.е. причинять вред обществен­ным от­ношениям или содержать в себе реальную угрозу причинения такого вреда этим отношениям.

Общественная опасность - это объек­тивное свойство пра­вонарушения. Законодатель объявляет правонаруше­ниями толь­ко такие деяния, которые являются опасными для общества и причиняют ему вред.

Следовательно, правонарушение - это деяние, при­чинившее или создающее угрозу причинения вреда общест­венным отношениям. В зависимости от содержа­ния этих об­щественных отношений - экономических, идеологических, межличностных - вред может быть материальным, психи­ческим, идеологиче­ским, физиологическим, организационно-управленческим. Вред выражается в совокупности от­рицательных последствий правонарушения Они представляют собой нарушение правопорядка, дезорганизацию общественных отношений и одновременно уменьшение, уничтожение какого-либо блага, ценности, субъективного права, ограничение поль­зования ими, стеснение свободы поведения других субъектов, вопреки закону. В этом состоит социаль­ная сущность вреда.

Вред - непременный признак каждого правонарушения. Вред может иметь материальный или моральный характер, быть измеримым или неизмеримым, восстановимым или нет, более или менее значительным, ощущаемым отдельными гражданами, коллективами и обществом в целом.

Различают характер и степень общест­венной опасности правонарушений.

Характер правонарушения - это его качественная харак­теристика. Он определяется в зависимости от ценности и спе­цифики объектов посягательства - конкретных общественных отношений, от содержания причиняемого им вреда (материальный, физический, идеологиче­ский, психический, ор­ганизационно-управленческий); от особенностей способа пося­гательства (насильственный, ненасильственный, простой wm квалифи­цированный); форм вины (умышленная или неосто­рожная); от содержания мотивов и целей правонарушения (корыстные, насильственные и т.д.).

Степень общественной опасности - это количественное ыражение сравнительной опасности деяний одного и того же характера. Она определяется величиной ущерба (крупный мате­риальный ущерб, легкое телесное повреждение и т.д.), степенью вины (заранее обдуманный умысел, внезапно возникший умы­сел, грубая неосторожность), уровнем низменности мотивов и целей правонару­шения, сравнительной опасностью правонару­шений в зависимости от специфики места, времени совершения правонарушения (военное время, обстановка стихийного бедст­вия) и других обстоятельств совершения правонаруше­ния

3 Обязательный признак правона­рушения противоправность, т.е. его противоречие предписаниям право­вых норм. Правонарушением является только противоправное поведение, т.е. поведение, нарушающее норму права. Поступки, противоречащие нормам морали или нормам общественных ор­ганизаций, если они не противоречат правовым нормам, право­нарушениями не признаются.

4. Не менее важным признаком право­нарушения является вина, которая характеризуется психическим отношением лица к своему неправомерному поведению и его последствиям (хотеть, желать совершить какие-то действия; хотеть, желать, допускать наступление каких-либо последствий).

5. Обязательный признак правонару­шения - наказуе­мость. Закон, признавая то или иное деяние правонарушением, устанавливает за его совершение соответствующие санкции. Например, ст. 2 УК РФ говорит о том, что уголовное законода­тельство устанавливает наказа­ния, подлежащие применению к лицам, совершившим преступления.

Виды правонарушений в зависимо­сти от общественной опасности.

С учетом степени общественной опасности правона­рушения принято делить на две группы: преступления и иные правонарушения (проступки, деликты) - административные, дисципли­нарные, гражданско-правовые.

Преступления - наиболее серьёзный и тяжкий вид нару­шений норм права. Преступлением признается только такое об­щественно-опасное поведение, которое предусмотрено уголов­ным законом и влечет применение мер уголовного наказания. Преступления посягают на общественный строй го­сударства, его политические и экономические устои, собст­венность, личность, политические, трудовые, имущественные и другие права граждан. Проступки - это правонарушения, не признанные законодателем преступле­ниями. Эти право­нарушения характеризу­ются меньшей общественной опасно­стью по сравнению с преступлениями. К проступкам относятся гражданские, административные, дисциплинарные правонару­шения.

Правонарушения делятся на четыре вида: а) дисцип­линарные проступки; б) гражданские правонарушения; в) ад­министративные; г) уголовные правона­рушения (преступления).

Дисциплинарные проступки - это правонарушения, кото­рые совершаются в сфере служебных отношений и нарушают порядок отношений подчиненности по службе. Они подрывают производствен­ную, служебную, учебную или воинскую дисцип­лину и тем самым наносят вред нормальному функционирова­нию коллективов людей, мешают выполнению хозяйственных, социально-культурных, управленческих целей и задач. Эти пра­вонарушения влекут за собой дисципли­нарные взыскания, на­лагаемые руководи­телем предприятия, учреждения,

К гражданским правонарушениям относятся нарушения субъективных прав граждан, юридических лиц и государства (права собственности, обязательственного права, авторского права, изобретатель­ского, наследственного права и др.). Специ­фической особенностью граждан­ских правонарушений является их преимущественно имущественный характер. В отличие от уголовных правонарушений гражданские правонару­шения не перечисляются в законе. За их совершение государство устанав­ливает имущественные и неимущественные санкции, которые носят в основном правовосстановительный характер (отмена сделок, противоречащих закону и др.). Таким образом, право-восстановительные санкции направлены на устранение вредных последствий, причиненных гражданскими правонарушениями, на восстановление нарушенных прав. Административными правонарушениями согласно Ко­дексу об административных правонарушениях признаются об­щественно опасные, противоправные, виновные (умышленные или неосторож­ные) действия или бездействия, посягаю­щие на государственный или обществен­ный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управле­ния, за которые законода­тельством предусмотрена администра­тивная ответственность. Административ­ными правонаруше­ниями (проступками) являются, например, нарушение санитар­ных, противопожарных и ветеринарных правил, правил обще­ственного порядка, воинского учета, правил охраны лесов, жи­вотного мира и др. Наказание за эти проступки налагается ин­спекциями, административной комиссией, милицией, судьей и Др.

Самыми опасными правонарушениями являются пре­ступления, посягающие на наиболее важные общественные от­ношения и предусмотренные уголовным законом. Основная особенность преступ­лений состоит в том, что большинство из них причиняет существенный вред правоохраняемым интере­сам, а некоторые создают реальную угрозу причинения такого вреда. Поэтому лица, виновные в совершении этого вида право­нарушения, привлекаются к наиболее суровому виду юридиче­ской ответственности - уголовной.

Юридическая ответственность. Её признаки.

Юридическая ответственность - это важная мера за­щиты интересов личности, общества и государства. Она насту­пает в результате нарушения предписаний правовых норм и проявляется в форме применения к правонарушителю мер госу­дарственного принуждения.

Юридическая ответственность харак­теризуется опреде­ленными признаками:

1) устанавливается государством в правовых нормах;

2) опирается на государственное принуждение. Юридическая ответствен­ность прежде всего связана с го­сударст­венным принуждением, т.е. факт правонарушения вле­чет государственное воздействие на правонарушителя;

3) применяется специально уполномо­ченными государст­венными органами.

Как правило, меры ответственности применяются судом, арбитражем, административными и другими органами путем тем издания индивидуальных правовых актов, а в иных случаях (например, дисциплинарная ответствен­ность) - администраци­ей учреждений и организаций. Гражданское, хозяйственное, трудовое законодательство предусматри­вает возможность доб­ровольного исполнения обязанностей, составляющих содержа­ние ответственности. Так, гражданин или предприятие, нару­шившие договорные обязательства, могут в добровольном по­рядке уплатить установленную договором или законом неустой­ку (пеню - штраф).

Однако и при добровольном исполне­нии обязанностей го­сударственное принуждение как признак ответственности не исчезает: если добровольное исполне­ние не последует, ответст­венность реализуется принудительно через суд или арбитраж;

4) связана с возложением новой до­полнительной обя­занности,

5) выражается в определенных отрица­тельных последствиях личного, имущест­венного и организационного ха рактера;

6) выступает формой реализации санкции правовой нор­мы в конкретном случае и применительно к конкретному лицу;

7) возлагается в процессуальной форме;

8) наступает только за совершенное правонарушение. Применение ответствен­ности не зависит от воли и жела­ния правонарушителя и выражается в виде лишения свободы, наложения штрафа, конфискации имущества, увольнения с ра­боты и т.п.

Юридическая ответственность возни­кает с момента со­вершения правонаруше­ния Целью юридической ответственно­сти является охрана общественных отноше­ний, их укрепление и воспитание членов общества.

Функции юридической ответственности и её принципы. Выделяют следующие функции:

1) штрафную, характеризующую карательную реакцию государства на правонарушение, и выражающуюся в наказании виновного лица, в причинении ему личных, имущественных либо организационных обременении, в неблагоприятных по­следствиях;

2) восстановительную, позволяющую взыскать с пра­вонарушителя причиненный вред, возместить убытки, ком­пенсировать потери управомоченного субъекта, так как функ­ция юридической ответственности требует не только наказать, но и восстано­вить нарушенное право;

3) воспитательную, призванную формировать у субъ­ектов мотивы к правомерному поведению, предупреждать со­вершение как новых правонарушений со стороны лица, под­вергнутого ответствен­ности (частная превенция), так и право­нарушений иными лицами (общая превенция). Для тех, кто на­меревается нарушить нормы права, устрашение, кара, полное возмещение ущерба, причиненного правонарушением, в натуре или денежном выражении являются предупреждением - средством воспитания граждан в духе строгого соблюдения закона, правил поведения в обществе. Профилактическое, воспитатель­ное значение функции, ответственности здесь неоценимо. Неотвратимость наказания предупреждает не только самого правонарушителя, но и других граждан о недопустимости пра­вонарушений.

Все названные функции юридической ответственности содействуют достижению ее целей.

Принципы юридической ответст­венности - закон­ность, справедливость, целесообразность, неотвратимость, ин­дивидуализация. Принципы наиболее полно характеризуют юридическую ответственность, позволяют ярче увидеть природу данного правового института.

1. Принцип законности означает, что юридическая ответ­ственность наступает в случаях, если она предусмотрена зако­ном, и только за нарушение закона, при наличии вины. Вид и пределы ответствен­ности указаны в законе.

2. Справедливость призвана сораз­мерно наказывать ви­новного, не допускать установления уголовных санкций за про­ступки и отрицать обратную силу закона, закрепляющего либо усиливающего ответственность; возлагать на виновного за одно нарушение лишь одно наказание; обеспечивать возмещение причиненного правонарушением вреда (если он имеет обрати­мый характер) и т.п.

3. Гуманизм выражается в запрете устанавливать и при­менять такие меры наказания, которые унижают человеческое достоинство.

4. Обоснованность заключается в объективном, всесто­роннем и аргументи­рованном исследовании обстоятельств дела, в установлении факта совершения лицом конкретного правона­рушения и соответствующей нормы права, в общей форме, фик­сирующей юридическую ответственность, а также в принятии правоприменительного акта, закрепляю­щего порядок, вид и ме­ру возможного наказания.

5. Неотвратимость означает неиз­бежность наступления юридической ответственности, действенное, качествен­ное и полное раскрытие правонарушений, обязательную и эффектив­ную карательную реакцию со стороны государства в отношении виновных лиц.

6. Целесообразность предполагает соответствие наказа­ния, избираемого применительно к правонарушителю, целям юридической ответственности, позволяет индивидуализировать санкции, учитывая различные обстоятельства совершения дея­ния (как смягчающие, так и отягчаю­щие). Исходя из личности правонаруши­теля, обстоятельств совершенного правонаруше­ния, к нему применяют индивидуальные карательные меры Иногда целесообразно смягчение ответственности ввиду раз­личных обстоятельств: давность нарушения, возможность ис­правления нарушителя путем применения менее строгих мер наказания и др.

Виды юридической ответственно­сти.

В зависимости от характера совершен­ного правонарушения различают дисци­плинарную, административную, государственно-правовую, гражданско-правовую и уголовную ответственность.

Государственно-правовая от­ветственность предусматривается за невыполнение требований, содержащихся в государственно-правовых нормах. Эти требования обращены к особому кругу субъектов, участвующих в политической жизни страны, - высшим должностным лицам, депутатам, президенту, государст­венным органам.

В большинстве случаев требования государственно-правовых норм касаются необходимости соблюдения Кон­ституции и законов, реализации компетенции, определенной для каждого государствен­ного органа, осуществления власти в интересах народа, граждан, соблюдения процедур, принятия ка­чественного закона, правильного избрания депутата и т.д.

Невыполнение этих требований влечет тяжкие по­следствия, нарушает стабиль­ность общественной жизни, создает угрозу законности, конституционному строю, целостности тер­ритории государства, вызывает конфликтные ситуации в меж­национальных отношениях. Вот почему по своему характеру го­сударственно-правовая ответственность может быть определена как ответственность политическая, превентивная (направленная в будущее). Её цель - не допустить совершения нарушений, предупредить наступление тяжких последствий, свести ущерб для общества к минимуму.

Гражданско-правовая ответственность наступает за по­следствия (в результате) неисполнения (нарушения) лицом обя­занностей, предусмотренных гражданским правом. Она заклю­чается в возмещении убытков лицу, которому они причинены, либо в возмещении вреда лицу, которому он причинен.

Эта ответственность является имуще­ственной, так как гражданское право регулирует имущественные отношения в обществе.

Она носит не карательный, а восстано­вительный характер (компенсационный), потому что её цель - восстановить нару­шенные имущественные права. Поэтому размер ответственно­сти равен обычно размеру причиненных убытков или вреда. Взыскание производится с должника. Когда наряду со взыска­нием причиненного ущерба взыскивается штраф, то в этой час­ти ответственность носит карательный характер (например, убытки по договору поставки и штраф по нему за несвоевре­менную поставку).

Гражданско-правовая ответственность бывает договорная (предусмотрена в договоре подряда, поставки и др.) и недого­ворная. Это зависит от того, нарушен ли договор одной из сто­рон или имело место нарушение нормы граждан­ского права, в результате которого лицу (физическому или юридическому) причинен вред.

Таким образом, санкциями предусмат­ривается: возмес­тить убытки или причиненный вред, взыскать штраф, пеню, обязать должника совершить определен­ные действия по заглаживанию вреда (восстановить то, что им разрушено). Органами, которые рассматривают гражданско-правовые споры, являются суды общей юрисдикции и арбитражные суды.

Дисциплинарная ответственность наступает, как прави­ло, за дисциплинар­ный проступок, под которым понимается виновное нарушение правил внутреннего трудового распорядка или правил службы. Такое нарушение может выражаться в виде действия или бездействия, допускаться сознательно или по не­осторожности.

Дисциплинарная ответственность может быть как общей, так и специальной. Общая дисциплинарная ответственность ус­танавливается в кодексе законов о труде, правилах внутреннего трудового распорядка, а специальная - в дисципли­нарных уста­вах и предусмотрена для отдельных категорий работников, за­нимающих выборные должности, должностных лиц, пользую­щихся правом приема и увольнения сотрудников, отдельных руководящих работников.

За дисциплинарное правонарушение в законодательстве предусматриваются следующие виды дисциплинарных взыска­ний: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение (п.3, 4, 7 и 8 ст.33 и п. 1 ст.254 КзоТ РФ).

Помимо общей дисциплинарной ответственности, прави­ла которой изложены в КЗоТ, отдельные категории работников несут дисциплинарную ответственность на основе специальных законодательных актов. Такую особую дисциплинарную ответ­ственность несут работники, на которых распространяются ус­тавы и положения о дисциплине.

Административно-правовая ответст­венность наступает за совершение административно-правовых нарушений, т.е. за не­выполнение правил общего порядка: дорожного движения, об­щественного порядка, охраны природы. Должностные лица не­сут административ­ную ответственность за свои противоправ­ные деяния, за издание приказов, нарушающих законодательст­во, а также за непринятие мер по обеспечению выполнения пра­вил подчиненными лицами.

Основанием административной ответ­ственности кон­кретного лица является совершение им административного пра­вонарушения. К видам административных взысканий относится прежде всего предупреждение - письменное постанов­ление соответст­вующего органа о недопустимости нарушений. Предупреж­дение - самое мягкое административное взыскание, применяемое на практике при незначительности проступка, совершен­ного при недостаточной осведомленности нарушителя о правилах, кото­рые им нарушены.

Уголовная ответственность, насту­пающая в случае со­вершения преступле­ний, влечет применение наказания, преду­смотренного уголовным законодательст­вом.

К лицам, виновным в совершении преступлений, приме­няются;

а) штраф,

б) лишение права занимать определен­ные должности или заниматься определен­ной деятельностью;

в) обязательные работы от 60 до 240 часов, но не более 4 часов в день;

г) исправительные работы без лишения свободы на срок от 2 месяцев до 2 лет с удержанием в доход государства от 5 до 20% заработка;

д) ограничение по военной службе;

е) конфискация имущества;

ж) лишение свободы на срок от 6 месяцев до 20 лет, а за особо тяжкие преступления - пожизненно;

з) смертная казнь в виде исключитель­ной меры наказания а некоторые особо тяжкие преступления. При замене смертной казни в порядке помилования лишением свободы, оно может быть назначено пожизненно.

К лицам, не достигшим 18 лет к мо­менту совершения пре­ступления, не применяются смертная казнь, лишение свободы на срок свыше 10 лет и пожиз­ненное заключение. Не­совершеннолетние отбывают наказание в виде лишения сво­боды отдельно от взрослых в исправи­тельно-трудовых учрежде­ниях - воспита­тельно-трудовых колониях, режим которых учи­тывает возрастные особенно­сти этого контингента.