Итальянское барокко в ландшафтном дизайне.
Итальянское барокко
Предпосылки
возникновения.
Барочное садово-парковое и ландшафтное искусство Италии получило свое развитие на живописных склонах и холмистых предгорьях Апеннинских гор, в условиях жаркого средиземноморского климата (летний засушливый сезон длится около семи месяцев со средней температурой июля +28°С). Это предполагало формирование максимально комфортных условий на открытом воздухе, т.е. способствовало созданию своеобразных «зеленых комнат», которые могли бы собой продолжить дворец. И не просто продолжить, а сравняться с ним по роскоши убранства. Поэтому эпоха барокко впервые довела увлечение садами до фантастических размеров, а материальные затраты на устройство дворцовых садов впервые были сопоставимы с затратами на строительство самих дворцов. Гористый характер местности предполагал ступенчатое расположение сада на крутых и высоких террасах (разность их высот могла достигать 16м). Общее количество террас могло быть различным, например, в садах виллы Фарнезе их было три, в вилле Ланте — пять, а в садах виллы Д'Эсте — восемь.
Особенности планировки.
В процессе формирования этого стиля можно условно выделить два периода. До конца XVI в. итальянские сады были небольшими по размерам (сад виллы Фарнезе — 1 га, виллы Ланте — 1,4 га, виллы Д'Эсте — 3,5 га). Они не были предназначены для прогулок, скорее для отдыха и развлечений на открытом воздухе. Поэтому аллеи того времени являлись всего лишь переходами между отдельными «зелеными комнатами» и проектировались узкими и короткими. Дворец, как правило, располагался по центральной оси симметрии участка, занимая доминирующее положение. Сады обсаживались густыми посадками деревьев и кустарников, что формировало их визуальную замкнутость, виды на окружающие ландшафты ограничивались определенными точками и направлениями обзора.
Террасы в дизайне сада заканчивались балюстрадами, что также способствовало эффекту ограничения пространства.
К началу XVII в. итальянские барочные сады увеличиваются в размерах, приобретают особую зрелищность , что отражается и в изменениях планировки. Аллеи приобретают важное значение, уже не просто соединяя между собой «зеленые залы», а объединяют их в роскошную анфиладу, целенаправленно организуя движение по саду в направлении наиболее интересных объектов.
Использование ландшафтных компонентов.
Если
ландшафтные компоненты дизайна по своей
значимости в классическом барокко
разместить по убыванию, то шкала будет
выглядеть следующим образом: рельеф и
камень, водные поверхности и устройства,
растительность. Подчеркнутая
архитектурность классических садов
итальянского барокко проявлялась в
использовании контрастного рельефа,
мощенных плитами дорожек и площадок,
во множестве каменных сооружений
(высоких подпорных стен, скульптур,
павильонов, гротов, балюстрад, лестниц,
садовых театров и т.д.). Другим, не менее
важным, моментом было наличие большого
количества декоративных бассейнов и
всевозможных водных устройств —
каскадов, каналов, фонтанов и др., также
располагавшихся на разных уровнях
рельефа. Все это играло более значительную
роль, чем такой, казалось бы, неотъемлемый
компонент, как растительность. Кроме
того, интерес к всевозможным курьезам
и любовь к архитектурности во всем
требовали и нового подхода к растительной
составляющей. Расцвет барочных садов
стал и эпохой расцвета топиарного
искусства (искусства фигурной стрижки
деревьев и кустарников), известного еще
со времен Древнего Рима. Благодаря
стрижке растительность могла приобретать
самую фантастическую форму — геометрической
фигуры, колонны, скульптуры, экзотических
птиц и зверей и т.д.
Итак, основная смысловая нагрузка барочных садов и ландшафтов вообще — создать торжественно-парадное настроение, удивить и поразить роскошью и изобилием, а также развлечь посетителя и показать эрудицию владельца. Сады итальянского барокко отличаются:
террасированным расположением сада;
-- подчеркнутой архитектурностью (центральное положение дворца, широкое применение каменного мощения, скульптуры, лестниц и других архитектурных сооружений);
-- большим количеством водных устройств (фонтаны, каскады и др.).