Французский классицизм в ландшафтном дизайне
Французский классицизм
Предпосылки
возникновения.
Классические
итальянские садово-парковые ландшафты
оказали значительное влияние и на
Францию. Однако, параллельно с развитием
основных стилистических разновидностей
барокко, во Франции создавалась своя
школа садово-паркового ландшафта,
которая использовала совершенно иные
культурно-исторические традиции, а
главное — иные природные условия:
благоприятный климат, хорошие почвы,
поросшие широколиственными лесами
равнины, плавно текущие реки и т.д.
Поэтому дальнейшее развитие собственного
паркостроения в ней пошло по совершенно
иному пути. Особенно явно этот стиль
был выражен уже со второй половины XVII
в.
Ведущие европейские державы
соперничали не только на театрах военных
действий, но и в создании пышности и
блеска дворцово-парковых ансамблей.
Эпоха просвещенного абсолютизма
сформировала совершенно новый тип
культурного ландшафта, получившего не
только познавательно-увеселительные,
но и государственно-репрезентативные
функции. Садово-парковое искусство
продолжало оставаться одной из любимейших
забав сильных мира сего, являясь
своеобразной сценой для разнообразных
форм деятельности королевского двора:
дипломатических приемов, всевозможных
праздников и маскарадов, феерических
представлений. Именно поэтому регулярные
парки королевских резиденций становятся
к XVIII в. самыми дорогостоящими «декорациями»
для этих «спектаклей». Первопричиной
такой «театрализации» жизни, несомненно,
является персона августейшего монарха,
идеей возвеличивания которой (как
отражения господствующей персоны)
пронизана вся архитектурно-ландшафтная
композиция.
Если кратко сформулировать
основные принципы ландшафтной архитектуры
в стиле французского классицизма, то
ключевыми словами будут не «изобилие
и роскошь», наиболее характерные для
барокко, а «грандиозность и величие».
Существенно изменился не только подход
к использованию ландшафтных компонентов,
но и вся пространственно-планировочная
композиция ансамбля. Во Франции ярчайшими
примерами этого стиля являются сады
Во-ле-Виконта, Марли, Тюильри, Сен-Клу,
Версаля и др. знаменитого ландшафтного
архитектора Андре Ленотра (1613—1700).
Особенности планировки.
В
отличие от известной камерности
итальянского и голландского барокко,
наметился переход к проектированию
культурных ландшафтов на очень обширных
пространствах. Достаточно вспомнить,
например, что площадь парка Во-ле-Виконта
составляла 100 га (для его строительства
было снесено три деревни и отведено
русло реки), Тюильри в Париже — 16 га,
Марли - более 20 га, а площадь Версаля
достигала 1738 га, причем площадь только
Малого парка в Версале с 12 боскетами
составляла 100 га.
Зрительное
расширение пространства.
Зрительное
восприятие стало играть главную роль,
поэтому требовались огромные участки
земли с выровненным рельефом (что тоже
служило идеям парадности, официальности
и грандиозности). Более того, впечатление
огромного пространства старались
усилить, используя некоторые специфические
эффекты. Например, в качестве ограды
садов стали использоваться фортификационные
ограды «ах-ах», представлявшие собой
рвы с заграждениями внутри или наполненные
водой. Эти скрытые ограды вызывали
возгласы удивления, внезапно появляясь
перед гуляющими гостями, что и послужило
причиной столь необычного названия.
Такого рода приемы позволяли зрительно
объединить обширное пространство парка
с его еще более обширным природным
окружением.
Эффекту зрительного
расширения пространства были подчинены
и такие интересные нововведения, как
проектирование системы широких и длинных
аллей. Центральная аллея выделялась
размерами и оформлением, создавая ось
симметрии всей композиции парка, причем
аллеи не заканчиваются какими-то
интересными объектами обзора, а открывают
виды на далекие перспективы природных
ландшафтов, уводя взгляд в бесконечность.
Доминирование дворца.
Другим,
впервые примененным, новшеством являлось
использование радиально-лучевых аллей,
исходящих из круглых парковых площадок,
что также увеличивало обзор пространства.
Этот прием отчетливо просматривается
и в своеобразии «звездчатого» рисунка
плана. Кроме того, подчеркнуто доминирующее
положение занимает дворец, на раскрытие
видов «к нему» и «от него» и ориентирована
вся планировочная система. Становится
важным его возвышение над парком. Дворец
стоит на трех обширных террасах и должен
быть виден отовсюду, как и король-солнце
Людовик XIV.
Зонирование парковой
территории.
Существенной и важной
инновацией, повлиявшей на дальнейшее
развитие ландшафтного проектирования,
является постепенное изменение
архитектурно-пространственного характера
парка по мере удаления от центра-дворца.
Иными словами, начинает формироваться
принцип функционального зонирования
территории какого-либо культурного
ландшафта. Нельзя сказать, что этот
прием был впервые использован во Франции,
так как он зародился в садах загородных
вилл Древнего Рима, но именно в парках
французского классицизма он был наиболее
последовательно развит.
Смысл
такого рода функционального зонирования
парка состоял в следующем: в непосредственной
близости от дворца наблюдается
значительный перевес искусственных
ландшафтных составляющих над естественными,
велика роль архитектуры (скульптура,
балюстрады, малые архитектурные формы,
мощение больших площадок и др.). Также
существенная роль отводится очень
сложным водным и цветочным партерам.
По мере удаления от дворца, вдоль
центральной оси парка соотношение
рукотворных и природных элементов
постепенно меняется на противоположное.
Пространственные элементы композиции
укрупняются, а роль архитектуры снижается.
На первый план выступают широкие каналы
(размеры Большого канала в Версале
составляют 60x1600 м, поперечного — 80x1000
м), протяженные аллеи, уходящие за пределы
парка, и довольно большие зеленые массивы
— кенконсы и боскеты.
Далее, за
зоной боскетов и кенконсов, размещается
наименее измененная лесопарковая часть,
которая за счет скрытых ограждений
визуально соединяется с внешним природным
окружением, как бы постепенно перетекая
в него. Таким образом, в недрах одного
из наиболее формальных стилей зародился
переход к прогулочным паркам через
расширение регулярных садов, поскольку
чтобы увидеть новые интересные виды,
нужно было уже пройти довольно большое
расстояние. Напоминаем, что барочные
сады были предназначены для статичного
любования открывающимися пейзажами, а
не для прогулок.