Использование Интернета в избирательных кампаниях
Использование Интернета в избирательных кампаниях
Игорь Денисов
Сегодня Интернет — это «глобальная компьютерная сеть, своеобразная сеть сетей, подобная мировому океану информации, однако не стихийной, а структурированной и упорядоченной, подчиняется самым передовым в мире законам и нормам информационного права, является самой демократичной и доступной каждому жителю Земли».
В качестве примера использования сети Интернет в ходе выборов можно привести США. Глобальная компьютерная сеть использовалась уже в ходе выборов 1996 года, когда кандидату, чтобы «показать класс», было достаточно просто разместить на веб-сайте электронную версию своей предвыборной программы.
В 2000 году команды обоих претендентов на пост американского президента стали использовать Интернет еще более продуктивно в целях сбора пожертвований на избирательную кампанию и привлечения в свои ряды новых сторонников. По словам «Нью-Йорк Тайме», электронные странички превратились в новое средство, с помощью которого кандидаты могут доносить свои идеи до столь широкой аудитории, которую им никогда не удавалось собирать в ходе традиционных предвыборных поездок по стране.
«Выставляя на веб-сайтах все — от младенческих фотографий, как это сделал губернатор Дж. Буш, до полюбившихся библейских сюжетов кандидаты используют Интернет в качестве виртуальных посиделок у камина с тем, чтобы избиратели почувствовали, что перед ними такие же простые люди, как и они» — пишет газета.
Можно выделить следующие аспекты, делающие Интернет одним из эффективных каналов распространения политической рекламы определенного кандидата:
Интернет работает 24 часа в сутки, т.е. в течение этого времени все заинтересовавшиеся могут получить интересующую их информацию о кандидате;
Интернет обеспечивает возможность прямой и косвенной агитации за кандидата, а также передачи о нем практически любой информации;
в Интернете содержание информации о кандидате может изменяться в зависимости от необходимости — столько раз, сколько нужно: никакая иная реклама подобной гибкости в предоставлении информации не несет;
в Интернете могут быть использованы цветные изображения и звуковое оформление, что позволяет получить более информативное представление о кандидате;
Интернет позволяет «включить» избирателей в непосредственное взаимодействие с самим кандидатом.
В Интернете информацию о кандидате можно:
просмотреть в виде текста;
прослушать в аудиоформе;
записать в виде файла и воспроизвести впоследствии;
просмотреть в виде качественного видеофрагмента.
Основная задача стратегического планирования в отношении использования Интернета в ходе избирательной кампании, состоит в повышении привлекательности электронных страничек и их непосредственной рекламы.
Согласно данным американской кампании «Кэмпэйн эдвэнтидж», специализирующейся на предоставлении рекламных услуг в Интернете, практически все кандидаты США признают, что веб-сайты являются эффективным способом донесения до избирателей идей, а также удержания их внимания, так как они хорошо осведомлены о результатах исследований, которые показывают, что эксперты избирательных кампаний в состоянии занять внимание потенциального избирателя по телефону в среднем в течение 45 секунд, телевизионные рекламные ролики — примерно 30 секунд, а если человек зашел на веб-сайт избирательной кампании, то он будет оставаться в нем в среднем целых 8 минут.
Можно выделить следующие основные цели использования интернетовских веб-сайтов в ходе избирательной кампании:
донесение до избирателей точно и ярко сформулированных и оформленных взглядов определенного кандидата;
способствование формированию имиджа кандидата;
рекрутирование добровольных помощников;
презентация политических инициатив и программ кандидата;
контрпропагандистская деятельность;
организация общественно-политических дискуссий.
Следует учесть, что большинство сайтов будет, скорее всего, схожими. Все рубрики желательно ежедневно обновлять и корректировать. Все они должны обязательно содержать следующую информацию:
биографические данные кандидата;
его программу и фото;
подборку речей и выступлений кандидата;
подборку статей о кандидате в его поддержку;
изложение инициатив и позиций кандидата по всем актуальным вопросам;
новости избирательной кампании;
расписание предвыборных поездок и выступлений кандидата;
правила заполнения бюллетеня для голосования;
хронику избирательной кампании;
страничку пожеланий и вопросов кандидату (в ней желательно оговорить количество слов, которое не должно превышать послание);
«неофициальные» странички «добровольных» помощников кандидата*;
«неофициальные» странички политических конкурентов, где публикуются критические материалы в их адрес*.
* Примечание к двум последним пунктам: чаще всего эти странички формально не связаны с основным сайтом, а представляют собой автономные веб-проекты, внешне дистанцированные от породившей их политической силы (особенно если там публикуются материалы, компрометирующие соперников). Это позволяет истинным владельцам ресурса избежать обвинений в «черном» пиаре, а также создать иллюзию объективности и независимости «общественного интернет-проекта».
Список литературы
Малишевский Н.Н. Технология и организация выборов . — Минск: «Харвест, 2003». — с. 187-190.
Бережков А. Использование сети Интернет в предвыборной кампании в США . — «Компас». 1999. № 45-46, с. 9-14.
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа