Политическая система современной Сербии

Оглавление

Введение

1. Краткая политическая история

2. Конституционные основы государственной власти

2.1 Законодательная власть

2.2 Глава государства

2.3 Исполнительная власть

2.4 Судебная власть

3. Политические партии

3.1 Блок «За Европейскую Сербию»: «Демократическая партия» – «G17+»

3.2 Сербская радикальная партия

3.3 Блок «Социалистическая партия Сербии» – «Партия пенсионеров Сербии» – «Объединенная Сербия»

3.4 Блок «Демократическая партия Сербии» – «Новая Сербия»

3.5 Либерально-демократическая партия

3.6 Лига социал-демократов Воеводины (ЛСДВ)

4. Средства массовой информации

5. Проблема Косово

Заключение

Список литературы

Введение


«Само слога Србина спасава»1

Республика Сербия – одно из государств Балканского полуострова, на территории которого находятся автономный край Воеводина (на Севере страны) и край Косово, который объявил о своей независимости 17 февраля 2008 года. Согласно Конституции, Сербия – это республика со смешанной формой правления, премьер-министр и президент наделены практически равными по силе полномочиями. Правительство формируется по результатам выборов в Скупщину (Парламент), премьер-министр также назначается Скупщиной.

Республика Сербия – государство, которое образовалось после постепенного распада Югославии, у которого были как экономические, так и социальные причины. В Сербии достаточно пестрый этнический и конфессиональный состав. На территории проживают сербы, венгры, албанцы, цыгане, словаки, евреи, румыны и многие другие. Самой многочисленной национальностью являются сербы (82,86%). Представители Сербской Православной Церкви стоят на первом месте в конфессиональном составе страны, на втором месте стоят мусульмане (10%), не включая мусульман из Косово, также есть католики и протестанты, но они представлены в гораздо меньших количествах.

Конфессиональная принадлежность сильно влияет на различные расколы в Сербии. Причиной кровопролитных конфликтов на территории этой страны были, в том числе, национальные и конфессиональные расколы. Один из основных расколов можно обозначить, как центр и периферия в связи с особой ролью столицы Белграда, политическая культура которого отличается от периферийной. Также ярко выражен этнический раскол между сербской государствообразующей основой и этническими перифериями с большой долей мусульманского и венгерского населения.

В связи с этим и силен национализм в Сербии, так как сербы стремятся сохранить целостность и территории сербского народа. Эти характерные для Сербии процессы можно объяснить исторически. На протяжении всей своей истории сербский народ боролся за свою независимость. В течение долгого времени сербы находились под игом турок – османов. Проигранная сербами битва на Косовом поле в 1389 года стала началом утраты государственной независимости Сербии. Это один из самых ключевых и трагичных моментов сербской истории, память о нём живёт в сердце каждого серба.

В XX веке социалистическая идея способствовала объединению народов на территории одного государства. В 1946 г. Югославия стала социалистической федерацией, в состав которой входило шесть союзных республик. Это позволило на какое-то время установить экономическую и социальную стабильность, а, соответственно, и целостность государства. Но эта стабильность не была достаточно прочной, так как на выборах, проходивших в 1990 году, во многих республиках победили националистские движения, что привело к распаду Югославии.

Политическая система современной Сербии складывается под воздействием описанных выше факторов.

1. Краткая политическая история

В период раннего средневековья на территориях, которые в 1918 г. стали республиками Югославии, существовали отдельные, в общем, независимые государства. (До этого эти территории входили в Римскую империю.) Королевство Сербия, занимавшее центральное место в обширной Балканской империи в XIV в., было наиболее важным. С конца XIV в. и до середины XV в. большая часть восточной, южной и центральной Югославии – Босния и Герцеговина, Македония и Сербия – была завоевана турками и вошла в состав Османской империи. Исключение составила лишь Черногория, которая осталась независимым княжеством.

В результате восстания против турецкого владычества в начале XIX в. Сербия получила значительную степень независимости. В 1878 г. она стала полностью независимой. Во время Балканских войн 1912-1913 гг. новое королевство Сербия пыталось расширить свои территории за счет Турции и Болгарии. Хорватия и Словения освободились от иностранного владычества в декабре 1918 г., после падения Австро-венгерской империи. Появилось новое Королевство сербов, хорватов и словенцев во главе с конституционным монархом сербом Петром Карагеоргиевичем (1844-1921). Петром I. Монарх правил вместе с избираемым Законодательным собранием. Черногория вошла в союз после того, как ее граждане проголосовали за низложение короля Черногории Николаса.

Петр I умер в августе 1921 г. Его место на троне занял его сын и регент Александр (1888-1934). Александр I переименовал страну в Югославию, или Государство южных («Юго») славян. Столкнувшись с внутренней оппозицией со стороны хорватских федералистов и с внешней угрозой со стороны Италии, в январе 1929 г. он установил сербскую военную диктатуру. В этот период страна все еще считалась экономически отсталой. Более трех четвертей населения были заняты в сельском хозяйстве.

Александр I был убит в Марселе в октябре 1934 г. македонцем, связанным с хорватскими диссидентами. Престол унаследовал его малолетний сын Петр II. В стране был установлен режим регентства во главе с дядей Петра II – Павлом. Югославия ощущала все более и более сильное воздействие со стороны нацистской Германии и Италии. В марте 1941 г. регентский режим был свергнут в ходе переворота, совершенного профашистскими офицерами военно-воздушных сил. Это лишь ускорило успешное завоевание Югославии немецкими войсками. Петр II (1923-1970 гг.; правил в период 1934-1945 гг.) укрылся в Англии, а в Югославии движение сопротивления возглавили две партизанские группы. Первая – под руководством генерала Драза Михаиловича (1893-1946) – представляла собой группу сербских роялистов-четников, или Армию Отчизны. Вторая – группа партизан-коммунистов, или Народно-освободительная армия, возглавляемая Йосипом Брозом, позже получившим имя маршала Тито (1892-1980).

Партизаны-коммунисты (к концу войны их численность достигла 800 тысяч человек) одержали победу в борьбе с фашистскими войсками, и в освобожденном городе Яйце в Боснии в ноябре 1943 г. Тито возглавил временное правительство, названное Исполнительным комитетом национального освобождения. Два года спустя, в ноябре 1945 г., после изгнания оставшихся немецких войск (в этом определенную помощь оказала Советская Армия) была провозглашена Федеративная Народная Республика Югославия. С 1945 года по 1991 год Сербия входила в состав СФРЮ на правах Союзной Республики.

После выборов в Учредительное собрание, которые проходили по одному списку кандидатов-коммунистов из Народного фронта, в январе 1946 г. была принята новая федеральная конституция советского стиля.

В 1948 г. Тито порвал отношения со Сталиным и начал вводить свою собственную, независимую модель коммунизма. Став самым влиятельным человеком в Югославии, Тито также занял созданный в 1953 г. пост президента. На этом посту он пробыл до самой смерти в мае 1980 г.

В сфере внешней политики Югославия, которую исключили из Комиинформа в июне 1948 г. и которая так и не вошла ни в Организацию Варшавского Договора, ни в СЭВ, пыталась занять нейтральное положение между Востоком и Западом, а в 1961 г. сыграла ведущую роль при создании движения неприсоединения.

После смерти Тито в мае 1980 г. пост президента, который в соответствии с конституцией 1974 г. он занимал пожизненно, был отменен. Вместо него был введен институт коллективного, сменяющегося (между республиками) президентства. В этих условиях начали вспыхивать региональные конфликты.

В 1987-1988 гг. федеральное правительство во главе с премьер-министром Бранко Микуличем (род. в 1928 г.; босниец по происхождению), пытаясь реорганизовать экономику, ввело в действие пакет радикальных «рыночно-социалистических» реформ.

Югославское федеральное правительство прекратило свое существование в сентябре-октябре 1991 г., когда из него вышли представители Хорватии, Словении, Боснии и Македонии. 5 декабря 1991 г. Стип Мешич ушел с поста президента, объявив, что «Югославии больше нет».

С 1992 года по 2003 год Сербия входила в состав федеративной Малой Югославии (Союзная Республика Югославия).

1999 год – конфликт в Косово и Метохии, начало Натовских бомбардировок.

24 марта 1999 г, НАТО приняло решение начать широкомасштабную воздушно-бомбовую операцию объединенных сил против сербских военных баз и коммуникационных средств с применением управляемых со спутника крылатых ракет и бомб с лазерным наведением. По словам президента США Билла Клинтона, воздушные атаки использовались для того, чтобы предотвратить дальнейшие нападения сербов на жителей Косова и чтобы ослабить военный потенциал Сербии.

На деле бомбардировке подверглись не только военные базы и группировки сербской армии, но и жилые кварталы Белграда, а также объекты, играющие ключевую роль в экономике Сербии и находящиеся далеко за пределами зоны косовского конфликта.

Кампания НАТО по нанесению воздушно-бомбовых ударов по Югославии длилась 11 недель. О ее эффективности можно судить по тому факту; что из 250 югославских танков на территории Косова были уничтожены только три. Действенными оказались и экономические санкции, которые ослабили экономику Югославии. В результате 9 июня 1999 г. президент Милошевич наконец-то согласился подписать мирный договор по Косову, разработанный Россией, США и ЕС.

С 2003 года по 2006 год Сербия являлась союзной республикой-членом конфедеративного союза Сербия и Черногория (Государственный Союз Сербии и Черногории).

3 июня 2006 года Черногория вышла из конфедеративного Государственного Союза Сербии и Черногории. Таким образом, с этого времени Сербия стала суверенным государством, а международная правосубъектность Сербии и Черногории перешла к Республике Сербии.

2. Конституционные основы государственной власти

28 и 29 октября 2006 года в Сербии состоялся референдум по принятию проекта новой Конституции Республики, который ранее (30 сентября 2006 года) был одобрен Парламентом и вынесен на всенародное голосование.

2 ноября 2006 года Республиканская избирательная комиссия обнародовала результаты референдума по проекту Конституции Республики Сербии. По его итогам из 54,91% граждан, принявших участие в голосовании, «За» принятие проекта Конституции проголосовало 53,04%, «против» – 1,47%.

10 ноября 2006 года Парламент Республики Сербия большинством голосов принял закон о введении в действие Конституции Республики Сербия. Из 235 депутатов Парламента «за» проголосовало 210 депутатов, «против»- 22 депутата. Закон вступает в силу со дня его принятия.

Республика Сербия является демократическим государством, сербского народа и всех проживающих в ней граждан, граждане которого должны соблюдать демократические принципы, закрепленные Конституцией.

Основы конституционного строя Республики закреплены в первой главе конституции. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Конституция и республиканские законы имеют верховенство на всей территории Сербии.

В Сербии признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Государство так же гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Все равны перед законом и судом.

Государство выступает гарантом основных прав и свобод человека и гражданина, охраны труда и здоровья граждан, обеспечивает государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивает систему социального и пенсионного обеспечения.

Каждый имеет право на жизнь. Смертная казнь в качестве исключительной меры наказания запрещена Конституцией.

Достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому обращению или наказанию, унижающему человеческое достоинство.

Государство гарантирует право на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных действующим законодательством, или на основании судебного решения.

Гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, свобода выбора, свобода убеждений.

Конституцией гарантируется свобода мысли и слова. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Граждане имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Граждане так же имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Конституцией закрепляется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Государственную власть в Сербии осуществляют Президент Республики, Парламент (Скупштина) Республики, Правительство Республики, суды Республики. Государственную власть в субъектах осуществляют образуемые ими органы власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами власти субъектов осуществляется в соответствии с Конституцией и действующим законодательством.

В Сербии признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти Республики.

Осуществление государственной власти в Сербии закреплено в пятой главе Конституции.

      2.1 Законодательная власть

Парламент Республики Сербия является представительным и законодательным органом власти.

К ведению Парламента Республики относятся:

- принятие и внесение изменений и дополнений в Конституцию Республики;

- утверждение изменения границ Республики;

- принятие решения о введении чрезвычайного или военного положения;

- объявление амнистии;

- ратификация международных договоров;

- принятие законов и иных правовых актов Республики Сербия;

- назначение выборов Президента Республики;

- назначение референдума;

- принятие и контроль за исполнением годового бюджета Республики;

- назначение и освобождение от должности председателя Верховного Суда Республики, председателя Верховного кассационного суда;

- назначает и освобождает от должности председателя Народного банка Сербии;

- избирает и назначает Уполномоченного по правам человека Республики;

- решает вопрос о доверии Правительству Республики;

и иные функции установленные действующим законодательством и Конституцией.

Парламент Республики состоит из 250 депутатов избранных путем прямого голосования сроком на 4 года. Выборы Парламента назначаются Президентом Республики за 90 дней до даты проведения голосования.

Депутаты Парламента Республики не могут заниматься предпринимательской и иной деятельностью, приносящей доход, за исключением научной и преподавательской. Депутат Парламента Республики не может быть привлечен к уголовной, административной или другой ответственности в момент исполнения им своих прямых обязанностей, как депутата Парламента. На депутатов Парламента распространяется неприкосновенность.

Депутатская неприкосновенность может быть снята в случаях утвержденных действующим законодательством и только с одобрения Парламента.

Последние выборы в Парламент Сербии (серб. Народна Скупштина) прошли 11 мая 2008 года. Большинство голосов получили Демократическая партия и Сербская Радикальная партия. Правящая коалиция состоит из Демократической партии, Г17+, социалистов, сербского движения обновления и представителей меньшинств.

Руководство:

Председатель – Славица Джукич-Деянович (Социалистическая партия Сербии)

Заместители председателя – Гордана Чомич (Демократическая партия), Божидар Делич (Сербская прогрессивная партия), Наташа Йованович (Сербская радикальная партия), Радойко Обрадович (Демократическая партия Сербии – Новая Сербия), Никола Новакович (Г17+), Юдита Попович (Либерал-демократическая партия).

      2.2 Глава государства

Президент Республики является главой государства.

Президент является гарантом Конституции Республики, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета Республики, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент в соответствии с Конституцией и законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Президент Республики как глава государства представляет Республику внутри страны и в международных отношениях.

Президент избирается сроком на пять лет гражданами Республики на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Порядок выборов Президента Республики определяется действующим законодательством.

При вступлении в должность Президент Республики приносит присягу перед Парламентом. Мандат Президента Республики вступает в силу со дня принесения присяги Парламенту. Президент, как и депутат Парламента, обладает неприкосновенностью.

Президент Республики обладает следующими полномочиями:

- представляет Республику внутри страны и в международных отношениях;

- назначает с согласия Парламента Председателя Правительства Республики;

- назначает и отзывает по предложению Правительства, дипломатических представителей Республики в иностранных государствах и международных организациях;

- вносит законопроекты в Парламент Республики;

- осуществляет помилование;

- и иные обязанности предусмотренные действующим законодательством.

Президент Республики, в соответствии законом, командует войсками Сербии, присваивает почетные звания, высшие воинские и высшие специальные звания.

Президент может быть отрешен от должности на основании выдвинутого обвинения о недоверии Парламентом Республики. При не возможности исполнения своих прямых обязанностей Президента Республики может заменить Председатель Парламента Республики но не более чем на срок до трех месяцев.

      2.3 Исполнительная власть

Исполнительную власть осуществляет Правительство Республики. Правительство Республики состоит из Председателя Правительства Республики, заместителей Председателя Правительства Республики и отраслевых министров. Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Парламента Республики.

Кандидат на должность Председателя Правительства Республики вносит в Парламент программу работы Правительства и предлагает состав формируемого Правительства.

Парламент Республики одновременно голосует за предлагаемую программу работы Правительства Республики, кандидатуру, предложенную Президентом на должность Председателя Правительства и предложенный состав формируемого Правительства.

Мандат Правительства Республики действителен до истечения срока мандата Парламента Республики, который его назначал. При роспуске Парламента Республики, одновременно прекращается срок действия мандата Правительства.

Членом Правительства Республики не может быть назначен депутат Парламента Республики, депутат законодательного собрания автономного округа и представитель законодательного собрания местного самоуправления, член исполнительного веча автономного округа или органа исполнительной власти местного самоуправления.

Правительство Республики Сербия наделено следующими полномочиями:

- разрабатывает и представляет в Парламент бюджет Республики и обеспечивает его исполнение;

- представляет Парламенту Республики отчет об исполнении бюджета;

- обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики Республики;

- обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

- осуществляет управление государственной собственностью;

- осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики;

- осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

- осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Республики и действующим законодательством.

В нынешнем правительстве Сербии четыре заместителя и 25 министров. Состав действующего Правительства сформирован коалицией из Демократической партии (ДС), Г17+, Социалистической партии Сербии (СПС) и партиями меньшинств. Кабинет министров Мирко Цветковича получил одобрение в Скупщине Сербии (127 голосов из 250).

      2.4 Судебная власть

Правосудие в Сербии осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судьи независимы и неприкосновенны. Судьи подчиняются только Конституции Республики Сербия и действующему законодательству. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных действующим законодательством. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Верховный кассационный суд является высшим судом Республики. Председатель Верховного кассационного суда по предложению Высшего совета судей и соответствующего комитета Парламента Республики назначается путем голосования Парламента сроком на пять лет и по истечению срока больше не может быть избран на эту должность.

Высший совет судей Республики является независимым и самостоятельным органом, который обеспечивает и гарантирует независимость судопроизводства. Высший совет судей состоит из 11 членов совета, назначенных сроком на 5 лет. В состав Высшего совета входят председатель Верховного кассационного суда, Министр юстиции и председатель соответствующего комитета Парламента Республики. Остальные восемь членов Высшего совета судей избираются Парламентом Республики в соответствии с действующим законодательством, из числа граждан имеющих высшее юридическое образование и практику профессиональной деятельности не мене 15 лет.

Конституционный суд является независимым государственным органом и рассматривает спорные вопросы установления законности и прав человека и гражданина в соответствии Конституцией Республики.

В ведение Конституционного суда входят следующие вопросы:

- рассмотрение действующего законодательства, нормативных актов принимаемых Президентом, Парламентом, Правительством на предмет соответствия действующей Конституции;

- рассмотрение действующих международных договоров на предмет соответствия Конституции;

- рассмотрение общих правовых актов на предмет соответствия с действующим законодательством и Конституцией;

- рассмотрение законодательных актов автономных округов на предмет соответствия действующему законодательству и Конституции;

- рассмотрение споров между республиканскими органами власти, органами местного самоуправления и органами власти автономных округов;

- рассмотрение спорных вопросов в процессе выборов в Парламент;

и иные вопросы, установленные действующим законодательством.

В состав Конституционного суда Республики входят 15 судей назначаемых сроком на 9 лет. Пять судей Верховного суда избираются Парламентом Республики, пять судей назначаются Президент Республики, а пять судей назначает Верховный кассационный суд Сербии.

Финансирование судов производится только из бюджета Республики и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с действующим законодательством.

3. Политические партии

В современных демократических государствах (или в государствах стремящихся к демократии) политическая жизнь может протекать по разному, но непременным атрибутом является объединения людей в большие группы для защиты и представительства своих интересов во власти, в частности в виде политических партий. При достаточно большой активности граждан в общественной жизни могут принимать участие значительное их количество, представляющее широкие слои населения. Таким образом, политические программы партий отражают интересы большей части населения страны. Изучив эти программы можно узнать чем живёт народ, чем наполнены их политические интересы.

Для того чтобы попасть в парламент Сербии партии необходимо преодолеть 5%-ный барьер. Но на выборах в Скупщину 2007 года был введен также барьер 0,4% для партий, представляющих национальные меньшинства. Для того чтобы одной партии можно было самостоятельно сформировать правительство, ей необходимо набрать 40% голосов.

Таблица 1. − Ведущие политические партии (2008)

Партия

Глава партии

Мест в парламенте

Блок «За европейскую Сербию»

Борис Тадич

102

Сербская радикальная партия

Томислав Николич

77

Демократическая партия Сербии

Воислав Коштуница

30

Блок социалистов

Ивица Дачич

20

Либерально-демократическая партия

Чедомир Йованович

13

Венгерская коалиция

4

Боснийский список за Санджак

2

Албанская коалиция долины Прешево

1

В 2008 году прошли очередные президентские и досрочные парламентские выборы. Победу на них одержал Борис Тадич и пропрезидентский блок соответственно. Через несколько месяцев была создана коалиция из Демократической партии, Г17+ и Социалистической партии Сербии, сформировавшая правительство из 27 человек 7 июля 2008 года.

      3.1 Блок «За Европейскую Сербию»: «Демократическая партия» –

      «G17+»

Демократическая партия (ДП) – либеральная, основана в 1990. Исторически ее корни восходят к Демократической партии, которая была создана в 1919 г. и была одной из основных политических группировок Югославии до 1945 г. Воссозданная после восстановления многопартийной системы, ДП выступила в оппозиции против администрации во главе с лидером Социалистической партии Сербии Слободаном Милошевичем, которая управляла страной до 2000 г. Партия, которую в 1994 г. возглавил бывший социалистический диссидент Зоран Джинджич, выступила за соблюдение гражданских прав и свобод, утверждение в Сербии режима парламентской демократии при осуществлении политической децентрализации и за более широкое участие граждан и их инициатив в решении общественных вопросов. В области экономики ДП делает упор на частную инициативу и призывает к уменьшению роли государства в экономике, широкой приватизации, сокращению государственного аппарата и налогов. За государством, по мнению партии, следует оставить функции экономического стимулирования, обеспечение равенства шансов и оказание социальной поддержки «слабым» слоям населения. ДП провозгласила себя «мотором общественной модернизации», добивается интеграции Сербии в Европейский Союз. На выборах в Скупщину Сербии в декабре 2000 г. получила 45 мест из 250, и Зоран Джинджич возглавил сербское правительство. После его убийства в 2003 г. премьер-министром стал новый лидер ДП Зоран Живкович.

Партия «Группа 17 плюс» во главе с Джинкичем. Лидер партии – бывший глава Государственного банка Сербии в своей программе сделал упор на экономические пункты. Партия высказывала предложения по снижению налогов на заработные платы, упрощение процедуры получения кредитов на жилье, увеличению рабочих мест и также увеличению финансирования аграрных статей бюджета. Джинкич также выступает категорически против выплаты Белградом международных долгов Косово, которые достигли больших размеров, ссылаясь на то, что Косово обладает автономией и поэтому должно самостоятельно решать проблемы своего внешнего долга.

      3.2 Сербская радикальная партия

Сербская радикальная партия (СРП) – ведущая правая партия сербских националистов. Берет свое начало с сербской Радикальной партии, существовавшей до 1945 г. и бывшей крупнейшей партией Сербии и Югославии. В 1990 г. восстановлена диссидентами-националистами как Сербское движение свободы, которое объединилось с Сербским народным обновлением в Сербское движение обновления. Позднее партия была переименована в Сербское четническое движение, а с 1991 г. носит имя СРП.

Современная СРП резко осуждает «исторические болезни» «югославизма» и коммунизма и считает образование югославянского государства ошибкой, приведшей в итоге к разъединению и «геноциду» сербского народа. Партия провозглашает своей целью объединение всех сербов и создание государства, охватывающего Сербию, Черногорию, сербские районы Боснии и Хорватии, а также Македонии. СРП выдвигает на первый план развитие сербского национального сознания и патриотизма, национальное и православное воспитание молодежи и укрепление сербских традиций, выступает за то, чтобы сербский народ «с помощью государства вернулся под крыло своей церкви». Партия ратует за унитарную и централистскую парламентскую республику, против любого федерализма и какой-либо автономии внутри государства. Вся власть должна принадлежать однопалатному парламенту и избираемому им правительству. В области экономики СРП объявила о своей верности «индивидуалистическо-либеральным» концепциям: она считает право собственности основным правом и основополагающей свободой человека, требует полной приватизации (за исключением телекоммуникации, энергетики и путей сообщения) и свободной конкуренции. Роль государства, по мнению радикалов, должна ограничиться защитой частной собственности, обеспечением свободы на рынке, привлечением капиталовложений и обеспечением международной конкурентоспособности. В социальной области СРП предлагает защищать только самые нуждающиеся слои и отказаться от «субсидирования всего общества». Обязательное социальное страхование партия призывает заменить на добровольное и частное.

На протяжении 1990-х годов политика СРП колебалась между оппозицией и сотрудничеством с администрацией Милошевича. На выборах 2000 в сербскую Скупщину партия собрала 8,6% голосов и получила в ней 23 места. Лидер СРП – Томислав Николич.

      3.3 Блок «Социалистическая партия Сербии» – «Партия

      пенсионеров Сербии» – «Объединенная Сербия»

Социалистическая партия Сербии (СПС) – возникла в 1990 г. в результате слияния сербской республиканской организации Союза коммунистов Югославии и Социалистического союза трудового народа (общественной организации, действовавшей под руководством Союза коммунистов). СПС отказалась от прежней идеологии и объявила себя «современной левой партией», которая стремится к созданию «современного, свободного, гуманного и социально справедливого общества». Находясь у власти в Сербии в 1990-2000 гг., СПС во главе со Слободаном Милошевичем проводила великосербскую политику, стремясь сохранить гегемонию в регионе и оказывать руководящее влияние на сербов в других государствах бывшей Югославии. Под флагом борьбы за «свободу и независимость» Югославии правительство СПС осуществило централизацию Сербии, отменило автономию Косово и Воеводины и ориентировалось на союз с крайними сербскими националистами. В области экономике стремилась к дозированным рыночным реформам и проводило приватизацию, преимущественно в интересах правящей элиты. Партия управляла жесткими методами и выигрывала все парламентские и президентские выборы в Сербии до 2000 г., но после поражения в вооруженном конфликте с силами НАТО ее престиж значительно упал. В 2000 г. Милошевич, потерпев поражение на югославских президентских выборах, был вынужден уйти в отставку. СПС получила всего 13,5% на парламентских выборах в Сербии и имеет 37 мест в Скупщине Сербии. Партия ушла в оппозицию. Лидер СПС Милошевич был в 2001 выдан международному трибуналу по бывшей Югославии; ему предъявлены обвинения в военных преступлениях.

      3.4 Блок «Демократическая партия Сербии» – «Новая Сербия»

Демократическая партия Сербии (ДПС) – откололась в 1992 г. от ДП. За ней пошла те фракции партии, которые обвинило руководство в игнорировании сербского национального вопроса и объявило о стремлении к бескомпромиссной борьбе с правящим режимом. В отличие от ДП, отколовшаяся группировка присоединилась к созданному в 1992 г. оппозиционному блоку «Демократическое движение Сербии». Со второй половины 1990-х годов ДПС сотрудничала с ДП и другими оппозиционными партиями в составе различных антиправительственных коалиций, последней из которых стала ДОС. ДПС выступает за конституционную реформу и проведение выборов в Учредительное собрание, упрочение парламентского государства и «минимальную функциональную федерацию» с Черногорией. В вопросах внутригосударственного устройства партия призывает к децентрализации и регионализации Сербии, но подчеркивает, что региональные единицы не должны иметь «государственного характера». В сфере экономики ДПС за проведение денационализации и приватизации, но требует пересмотра приватизации, осуществленной администрацией Милошевича и призывает к большей взвешенности. Государство, по мнению партии, должно играть стимулирующую и социальную роль. Особое место в программных положениях ДПС занимает национальный вопрос: ДПС подчеркивает за «единство сербского народа», подчеркивает необходимость более активной защиты сербов, живущих в других государствах бывшей Югославии, развития «национального самосознания» сербов и укрепления особой роли Сербской Православной церкви.

Лидер ДПС Воислав Коштуница победил в 2000 г. на президентских выборах в Югославии, как кандидат ДОС (занимал этот пост до 2003 г.). На выборах в Скупщину Сербии в декабре 2000 г. ДПС выступила в составе ДОС и получила 46 мест. Однако в 2001 г. ее представители покинули правительства Сербии и СРЮ в знак несогласия с проводимой ими политикой (включая сотрудничество с международным трибуналом по бывшей Югославии). В 2002 г. ДПС была исключена из ДОС.

«Новая Сербия» – партия, созданная в 1997. Выступает за созыв Учредительного собрания и разработку новой конституции, за превращение Сербии в унитарную парламентскую монархию с широким местным (неэтническим) самоуправлением, за государственное единство с Черногорией, а в перспективе – за объединение с сербами в Боснии. Считает Сербскую православную церковь «осью морального и духовного обновления». Партия призывает к «всеохватывающей» денационализации, к «быстрой и обязательной» приватизации, сокращению налогов и расходов на государственный административный аппарат. При этом обещает увеличить расходы на здравоохранение, просвещение и социальные нужды. Во внешней политики делает упор на создании Балканского содружества и добивается присоединения к ЕС. В 2000 г. выступила в блоке ДОС и завоевала 8 мест в Скупщине Сербии. Председатель – Велимир Илич.

      3.5 Либерально-демократическая партия

Либерально-демократическая партия Сербии (серб. Либерал-демократска партиjа) – одна из самых прозападных политических партий в Сербии, основана в 2005 году после раскола в Демократической партии частью сторонников скорейшего вступления Сербии в ЕС. Лидер партии – Чедомир Йованович.

Партия была основана 5 ноября 2005 года в Белграде. В нынешнем созыве народной Скупщины имеет 11 мандатов и состоит в оппозиции проевропейской правящей коалиции. На майских выборах 2008 года партия получила 5,2% голосов при 5%-ном барьере.

Одним из главных пунктов программы партии является признание независимости Косово. На переговорах по парламентской коалиции после майских выборов Йованович предлагал вступление своей партии в неё при условии признания Косово Сербией.

В Сербии существует жесткое противостояние националистических движений, таких как «Образ» и так называемых "чедистов" (прозвище, данное партии националистами). Было несколько случаев столкновений националистов и активистов прозападной партии.

Сторонники националистических и консервативных партий Сербии критикуют либерал-демократов за идею признания Косово, исторически сербского края. Также депутаты от Сербской радикальной и Демократической партии Сербии не раз говорили о псевдооппозиционности "чедистов". Примером может служить отказ либералов голосовать за вотум недоверия правительству Сербии, голосование по которому состоялось 18 декабря.

      3.6 Лига социал-демократов Воеводины (ЛСДВ)

Лига социал-демократов Воеводины (ЛСДВ) основана в 1990 г. Добивается предоставления Воеводине статуса республики в рамках федеративной Сербии, осуществления «социал-демократических принципов организации общества», укрепления многопартийной парламентской системы и равноправия народа Воеводины. ЛСДВ призывает к утверждению «социального государства», которое делает возможным существование «гуманного, справедливого и солидарного общества» и несет обязательства в таких областях, как здравоохранение, образование, забота о подрастающем поколении, стариках, нетрудоспособных, безработных и т.д. Частные инициативы в этих сферах должны, по мысли социал-демократов Воеводины, служить лишь дополнением.

Лига – за существование различных форм собственности и предпринимательства, причем их выбор должен определяться соображениями экономической эффективности, интересами граждан и общества. Партия ратует за полную занятость, гарантии прав наемных работников и их участие в принятии экономических решений. В 2000 г. ЛСДВ завоевала 5 мест в Скупщине Сербии в рамках блока ДОС; лидер партии Ненад Чанак был избран председателем регионального парламента Воеводины. В настоящее время партия входит в правящую коалицию Мирко Цветковича, но не представлена в правительстве министрами.

4. Средства массовой информации

Существующие где-то между своей критической и манипуляционной функциями СМИ в Сербии безошибочно следят за актуальной партийной сценой. Отсюда и впечатление некой монолитности, которую можно понять как естественное следствие прежнего унисона, в котором преобладали партийный дух коммунизма и дополнительно завоеванного (псевдо)патриотизма. Полностью исчезло и существовавшее до недавнего времени, но не особенно убедительное разделение на «проправительственные» и «независимые» СМИ. То есть сегодня якобы все средства массовой информации «независимые»: от РТС и БК до «Политики» и/или «Блица». Конечно, ничто никогда не бывает так, как кажется на первый взгляд.

Новое распределение политических карт в Сербии обусловило исчезновение различий в (не)режимной ориентации отечественных СМИ. В основных чертах речь идет о следующем.

Часть СМИ, сосредоточенных вокруг пресловутого фантомного АНЕМа, или организации, более известной под названием «Б92» (точнее, нескольких ее руководителей, одновременно осуществляющих бесчисленное количество различных функций в неопределенном треугольнике между радио, телевидением и «сетью»), старается осуществить новый вид монополии, при этом оставив за собой привилегию «независимости» (читай: спонсорства). Таким образом они, с одной стороны, продолжили бы "бороться за гражданское общество" (!?), а с другой стороны, в полном соответствии с «братковым менталитетом» на основании своих «старых партизанских заслуг» старались получить новые – государственные (значит – режимные) льготы в виде привилегированного вещания на всей территории государства, отсроченной уплаты налогов и т.п. Величина их воздействия на иностранных спонсоров обратно пропорциональна их реальному влиянию на отечественное общественное мнение.

Другая часть того же котла бывшей «независимой журналистики» (руководство НУНСа, например) пытается напрямую вклиниться в ряды государственных СМИ и таким образом показать свою прежнюю ангажированность. Однако и они одновременно стараются сохранить собственную информационную продукцию, которая опять-таки все меньше спонсируется из прежних неисчерпаемых источников «международного сообщества». Желание владеть даже такими руинами, как РТС, очень велико, тогда как реальные шансы войти в это общественное пространство благодаря старым политическим заслугам с каждым днем уменьшаются.

Третья часть «независимых» СМИ, та, которая с самого начала играла уверенно, то есть на рынке (прежде всего печатные СМИ, особенно «Блиц» и «Глас jавности»), сегодня находится в наилучшем для дальнейшего развития своего дела положении. По правде говоря, они также не обладают иммунитетом от подмигивания власти (пример: разрешение ТВ «Кошава»), но такие отношения входят в разряд того, чего уже просто невозможно и даже ненужно избегать. В той мере, в какой возьмут верх вызовы инструментализации, а их редакторы забудут о дипломатических карьерах (пример: БЕТА), вышеназванные СМИ с явно профилированной собственнической структурой занимают лучшую позицию и имеют шансы успешно пребывать и развиваться на будущем политическом и другом, более важном – экономическом рынке.

В схожей, то есть благоприятной, ситуации находятся и остальные частные СМИ, хоть они и являются продуктом предыдущей эпохи. Их недвусмысленная собственническая позиция при новых, разумеется, политических договорах с актуальной властью позволит им соответствующим образом вписаться в политэкономические течения Сербии настолько, чтобы иметь возможность не только получать прибыль, но и профилировать политическую сцену Сербии (пример: РТВ «Пинк» и БК).

Наконец, старые государственные СМИ сегодня находятся в наихудшем положении с тех пор, как существуют. Это в равной мере относится и к электронным СМИ, представленным тяжеловесными, неэффективными и непрофессиональными «командами» на государственном радио и телевидении, и к печатным СМИ типа «Политики» или «Борьбы», которые чуть быстрее проходят процесс политико-экономического перехода. Эти динозавры отечественной информационной сцены, судя по всему, пройдут через настоящее чистилище, то есть испытают радикальные изменения, которые в корне охватят существующий (не только унаследованный) кадровый и управленческий потенциал.

Какими же будут последствия для общественного мнения Сербии, если продолжится такая тенденция работы с кадрами, предстоит увидеть. Между тем, судя по всему, сербские СМИ продолжат явно и тайно отравлять мысли, причем некоторые члены партий на деле будут продолжать успешно демонстрировать и доказывать, что сербская политическая история проходит в ницшеанском ключе вечного возвращения и воли к абсолютной власти.

5. Проблема Косово

Автономный Край Ко́сово и Мето́хия на данный момент – административная единица в Сербии, наибольшая часть территории которой фактически контролируется частично признанной Республикой Косово.

Данная территория фактически уже долгое время является зоной перманентного межэтнического конфликта сербов и косовских албанцев. Истоки этого конфликта кроются в глубинах истории. Суть его в том, сербская государственность зародилась и переживала времена своего расцвета именно на этой территории. В силу же исторического развития сейчас в крае проживает албанское большинство (больше 90%), желающее обретения собственной государственности.

В международном дипломатическом и научно-аналитическом сообществах различные варианты урегулирования проблемы Косово дебатировались уже давно. Оглядываясь в прошлое, рассмотрим некоторые из них.

Если ставить своей целью сохранение Косово в составе Сербии, то официальному Белграду и сербскому общественному мнению прежде всего надо было найти ответы на два вопроса: во-первых, возможно ли и как заставить албанцев отказаться от de facto обретенной ими после 1999 г. государственности; во-вторых, в состоянии и каким путем Сербия могла бы обеспечить свою власть, свой контроль в (или над) Косово? На оба эти вопроса было трудно дать отвечающий реальности положительный для сербской стороны ответ.

Однако если все же теоретически представить себе возможность существования Сербии как полиэтничного государства, в котором албанцы были бы вторым по численности народом и народом, составляющим большинство на территории Косово, то первым шагом к примирению должно стать взаимное признание вины перед другой стороной и взаимные извинения лидеров и государственных деятелей. Обе стороны должны признать полиэтничный характер общей территории проживания – Косово, а также равенство права и возможностей всех его жителей. Независимо от социальной природы государства и этнического состава его населения.

С чисто практической точки зрения сохранение связи Косово с Сербией в той или иной форме означало бы прекращение взаимного политического бойкота и формирование общей – полиэтничной – партийно-политической системы и структуры государственного управления. Это означало бы предоставление равных прав всем гражданам Сербии и Косово независимо от этнической и конфессиональной принадлежности, равного активного и пассивного избирательного права, занятие албанцами по национальности высших должностей в органах законодательной, исполнительной и судебной власти в Белграде и, с другой стороны, соответственно занятие таких же должностей сербами в Приштине (например – вице-президент, вице-премьер, вице-спикер, министры, руководители парламентских комитетов и т.д.). В парламентах (а то, что Косово представляло бы собой как минимум автономное образование, не подлежит никакому сомнению) национальным фракциям – албанской в Белграде и сербской – в Приштине – независимо от их численности должны быть предоставлены реальные права в некоторых заранее оговоренных вопросах – даже права veto и определены соответствующие правовые механизмы разрешения конфликтных ситуаций. Это и могло бы стать реальным соединением двух процессов – преодоления национальных противоречий и становления демократической и консенсусной политической культуры. Однако это предполагает принципиально ныне отсутствующий уровень доверия. Ни сербское, ни косовско-албанское общество, ни политические классы обеих сторон к такому варианту не были готовы раньше, как пока не готовы и сейчас.

Вероятно, принцип, который давно и эффективно действует в западноевропейской и американской демократиях «один человек – один голос» должен быть дополнен, по крайней мере, на определенный переходный период равенством этнических общностей («один этнос – один голос»), т.е. коллективным правом. Впрочем, и в этом случае возникнут проблемы.

Первая – «права этноса» потребуют и другие национальности, проживающие как в собственно Сербии, так и в Косово. Хотя проблема Косово – это прежде всего проблема отношений между сербами и албанцами, на территории края проживают представители и других национальностей.

Вторая – по мере процесса формирования социальной структуры и развития политического процесса внутри этнических общностей будут возникать социально-политические расхождения, что постепенно приведет к созданию сначала коалиций партий различных этносов на основе идеологии, а не этнического происхождения, а затем, возможно, даже к формированию полиэтничных политических партий (о том, сколь труден и долог этот процесс показывает пример Боснии и Герцеговины и Хорватии). Пока же любое голосование по политическим проблемам предрешено соотношением численности различных этносов в структуре населения на каждой данной территории.

Политики в Белграде должны отказаться от манипулирования сербским меньшинством в Косово. Надо всерьез, а не для победы на выборах заняться и судьбой беженцев из Косово, находящихся на территории Сербии. А проблема беженцев, равно как и проблема исторических памятников на территории Косово – это, увы, предмет политических спекуляций для манипулирования избирателями. Реальным же решением обеих проблем ни Белград, ни Приштина, ни международное сообщество пока не занимаются.

Наконец, властям и Сербии, и Косово надо заняться решением социально-экономических и правовых проблем, которые ждут своего решения с конца 80-х гг.

Независимость, самопровозглашенная парламентом Косово в 2008 году, как впрочем и любое иное решение на данном этапе, по-видимому, не является окончательным. Оно могло стать таковым в случае достижения юридически оформленной политической договоренности между Белградом и Приштиной, которая имела бы значение не только для них, но и для других столиц региона. Однако этого не произошло и скорее всего нынешнее решение будет лишь этапом на пути поиска грядущего, долгосрочного, еще неведомого. Самопровозглашение независимости Косово стало наиболее тяжелым, т.е. конфликтным вариантом развития и для сербско-албанских двусторонних отношений (причем для обеих сторон), и для международной ситуации в целом, и для мировой дипломатии, и для отношений России с США и ЕС. Могут появиться новые дестабилизирующие и конфликтогенные факторы, прежде всего – этнотерриториальные претензии. Поэтому сейчас надо думать о том, как минимизировать грядущий ущерб, не «глобализируя» и не абсолютизируя так называемый «прецедент Косово (Косóвы)».

Заключение

политический сербия суверенный государство республика

Известный сербский историк, Сима Чиркович считает, что Сербская государственность и ее исторические перипетии неотделимы от этнической истории сербов, однако первична, по его мнению, именно последняя. Он подчеркивает, что истоки формирования сербской национальной общности восходят к VII в., к эпохе миграции славянских племен на Балканском полуострове, но он утверждает, что процесс формирования сербского народа не закончился ни в XIX, ни в XX в. Драматические события, последовавшие за распадом Югославии, только подтверждают его точку зрения.

Следуя примеру сербского историка можно сказать, что и политическая система Республики Сербии ещё окончательно не сформировалась. Сербы обрели своё государство и создали систему управления на своей территории.

По конституции Сербия является демократическим государством, сербского народа и всех проживающих в ней граждан, граждане которого должны соблюдать демократические принципы, закрепленные Конституцией. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Конституция и республиканские законы имеют верховенство на всей территории Сербии.

Реально же в стране множество проблем как с соблюдением законов и конституции, так и в самой структуре власти. Ярким тому примером является ситуация в Косово. В целом политическую ситуацию в республике можно характеризовать как посткризисную.

Властям Сербии надо заняться решением социально-экономических и правовых проблем, которые ждут своего решения с конца 80-х гг. При этом политики зачастую отвлекают общественное внимание от насущных проблем формирования устойчивого экономического развития и социальной модернизации. Многие считают, что сильная Сербия – это Сербия, обладающая максимально возможной территорией, а вовсе не Сербия с развитым обществом, эффективными институтами государственной власти и сильной социальной политикой. Поэтому много общественных сил уходит на «собирание» территорий и борьбу за исконные сербские ценности. Такое положение дел можно характеризовать как политический, экономический и нравственный тупик, ясный и явный выход из которого не просматривается до сих пор. Таким образом система эта далека от совершенства и нуждается в серьёзном реформировании.

Список литературы

    Википедия. Свободная энциклопедия. − ru.wikipedia.org

    ВНЕШМАРКЕТ. Портал информационной поддержки внешнеэкономической деятельности − http://www.vneshmarket.ru/content/ document_r_BBA04B34-6967-432D-BE3C-D98FFDB81B13.html.

    Дербишайр Дж.Д. Политические системы мира. В 2 т. – Т. 1. − Рипол Классик, 2004.

    Цветкович В.Н. Партийная борьба и СМИ в Сербии. / Сербия о себе: Сборник. / Сост. М. Йованович – М.: Европа, 2005. – 520 с.

    Чиркович С.М. История сербов. – М.: Весь мир, 2009.

1 («Только единство спасет сербов»)