Политическая культура (работа 13)
Министерство образования РФ
Волжский – инженерно педагогический институт
Социально-экономический институт. Кафедра "философии"
Контрольная работа
по политологии на тему: Политическая культура
Выполнила: студентка I курса СЭИ
гр. ФЗ-07-1 Норкина Е.Ю.
Проверил: Унылов А.В.
Н.Новгород 2008 г
План
Введение
1. понятие политической культуры
2. структура, функции и типы политической культуры
2.1 Структура политической культуры
2.2 Функции политической культуры
2.3 Типы политической культуры
3. политическая социализация личности: сущность, этапы, факторы
Заключение
Список литературы
Введение
Изучение политического сознания вплотную подводит нас к более широкой проблеме – политической культуре. Эта категория обобщенно характеризует политику как особую, самостоятельную сферу общественной деятельности с ее качественной стороной. Политическая культура синтезирует в себе политическое сознание, деятельность и поведение людей в сфере властных отношений и управления общественными делами. Ныне стал общепринятым тезис о цивилизованности общества. Так вот одним из главных критериев цивилизованности выступает уровень политической культуры в данном обществе, в конкретной стране.
Политическая культура – часть человеческой культуры в целом. Поэтому ее изучение ограничено объяснением только тех культурных явления, которые формируются и функционируют прежде всего в политических сообществах, как компоненты политической реальности.
В своем реферате я хочу отобразить два вопроса. Первый вопрос – это сама политическая культура – ее структура, функции и типы. Второй вопрос – это политическая социализация – ее сущность, этапы и факторы
1. Понятие политической культуры
"Законы воспитания должны быть
различны для каждого вида правления:
в монархиях их предметы будят честь,
в республиках – добродетель, в деспотиях – страх".
Ш.Монтескье
политическая культура – постоянно изменяющийся и развивающийся феномен, чутко реагирующий на динамику окружающего мира. Присутствие в термине "политическая культура" самого понятия "культура" создает ряд трудностей в его определении. До сих пор нет единого мнения, что такое культура. Существует множество ее определений, часто весьма далеких друг от друга. Понятие "политическая культура" интерпретируется в литературе так же многозначно, как и понятие политики. Трудности в понимании политической культуры обусловлены размытостью ее очертаний, "разлитостью во всем" политическом бытии, как и в целом культуры общества во всем социальном.
Сам термин "политическая культура" ввел в научный обиход немецкий философ-просветитель И.Гердер. В политическую науку он был введен американским политологом Г.Алмондом. Разрабатывая модель политической системы, Алмонд выделил не только ее формальную структуру, но и субъективную ориентацию на политическую систему. Последняя и была названа политической культурой. Ее классическое определение, сформулированное Г.Алмондом и Г.Пауэллом, звучит следующим образом: "Политическая культура есть совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной политической системы. Это субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение". политический культура социализация личность
Указанные индивидуальные ориентации, по мнению американских ученых, включают в себя несколько элементов:
а) познавательную ориентацию – истинное или ложное знание о политических объектах и идеях;
б) аффективную ориентацию – чувство связи, противодействия, вовлечения и т.д. в отношении политических объектов;
в) оценочную ориентацию – суждения и мнения о политических объектах, которые обычно предполагают использование в отношении к политическим объектам и событиям оценочных критериев.
Из приведенного выше можно выделить две характерные особенности. Во-первых, политическая культура предстает как совокупность ориентаций на политическую деятельность, это еще не сама деятельность, а лишь субъективная установка на нее, она не задает индивиду определенный тип поведения, необходимый для достижения поставленных целей, но предопределяет выбор направленности деятельности. Во-вторых, политическая культура предстает как структура ориентаций, в которую включены: знания о политической системе, ее ролях, функциях, решениях и действиях, возможностях и способах влияния на принятие политических решений (когнитивные ориентации); чувства относительно политической системы, ее структуры, ролей, функций и политических деятелей, их исполняющих (эмоциональные функции); суждения, мнения и представления о политической системе, ее ролях, функциях, состоящие из комбинации ценностных стандартов и критериев, информации и эмоций (оценочные ориентации).
Как признавался сам Алмонд, введенное им понятие представляло попытку классифицировать с помощью одного термина то, что "раньше представало как отношение к политике, политические ценности, идеология, национальный характер, культурная среда и т.д.". Оно позволяло выделить качественную сторону политической системы, объяснить различия в функционировании и результатах деятельности внешне схожих политических систем, соединить исследование формальных и неформальных компонентов политических систем с анализом национальной политической психологии, политической идеологии, фундаментальных ценностей общества.
Вот одно из развернутых определений, данных в литературе: "Политическая культура – это реализация политических знаний, ценностных ориентации, образцов поведения социального субъекта (личности, класса, общества) в исторически определенной системе политических отношений и политической деятельности. Оно включает зафиксированный в обычаях и законах политический опыт общества, его классов, социальных групп, трудовых коллективов, индивидов, уровень их представлений о политической власти и политических отношениях, способность дать правильную оценку явлениям общественной жизни и занять политическую позицию в ней, выраженную в конкретных социальный действиях".
В этом определении схвачены главные стороны политической культуры. На базе этого определения представляется возможным развернуть анализ интересующей нас категории.
2. Структура, функции и типология политической культуры
2.1 Структура политической культуры
В состав политической культуры включается вся совокупность как индивидуальных, так и коллективно-групповых ценностных ориентаций и образцов поведения участников политической системы. Культура не сводима к индивидуальным свойствам. Не единичное, а массовое и типичное для данной группы или общности характеризует ее.
Понимание политической культуры как специфического качества социального субъекта связано с коренным ее признаком: она (культура) есть способ политической деятельности и поведения. Этим признаком охватываются все компоненты политической культуры: политический опыт, стереотипы, политические мифы, модели как политического поведения личности и групп, так и функционирования политических институтов, идеология, политические символы, политическая социализация, политические ориентации.
Исследование ориентации на политическую систему в целом начал американский политолог Алмонд, который выделил ориентации на структуры "входа" в политическую систему и "выхода" из нее, а также ориентации индивида относительно своего места в политическом процессе и возможностях политического участия.
Исследование структуры политических ориентаций было продолжено У.Розенбаумом, который выделил три типа ориентаций относительно политических объектов.
Первый тип составляют ориентации относительно институтов государственного управления. К нему принадлежат:
а) оценки индивида государственных органов власти, их норм, символов и лиц, осуществляющих политические функции, его реакция на них – ориентация относительно режима;
б) оценки различных требований к политической системе и реакции на них – ориентации относительно "входа", оценки решений, принимаемых политической властью, и реакции на них – ориентации относительно "выхода".
Второй тип включает ориентации относительно "других" в политической системе:
а) политической идентификации – ощущения принадлежности индивида к определенной социальной группе, партии, чувств сопричастности и лояльности к ним;
б) политических верований (убеждений), отражающих отношение к другим политическим группам в интервале "хорошее – плохое";
в) представлений об основных правилах и нормах, которые должны регулировать деятельность политической системы – о "правилах игры".
В третий тип входят ориентации относительно своей собственной деятельности, включающие в себя:
а) политическую компетентность – оценки индивидом собственных политических "ресурсов", позволяющих ему участвовать в политической жизни и представления о влиянии политики на человека;
б) политическую действенность – представления о влиянии политических действий индивида на вырабатываемую политику и о возможностях такого влияния через гражданские акции.
В обобщенном виде содержание и структура политических ориентаций представлена в таблице.
Содержание и структура политических ориентаций
Ориентация |
Операциональное определение |
Политическая идентификация |
Нация граждан; политическое образования и группы, относительно которых индивид настроен позитивно или негативно; политические образования и группы, в которые индивид вовлечен наиболее глубоко. |
Политическая вера |
Готовность сотрудничать с различными группами в различных социальных акциях; членство в группах; оценка деятельности групп с точки зрения того, заслуживает ли она доверия, каковы ее мотивы и т.д. |
Ориентации относительно режима |
Вера в легитимность режима; чувства (по поводу) и оценка основных политических учреждений и символов режима; включенность в политическую деятельность по поддержке или противостоянию режима. |
"Правила игры" |
Как индивид относится к высказываемым политическим мнениям; концепции политических обязательств для самого себя и для других; концепции принятия политических решений властями; отношение к политическим девиантам и диссидентам. |
Политическая действенность |
Вера в то, что власть ответственна за свои действия; вера в важность гражданской активности и участия в политической жизни; вера в возможность политических изменений. |
Политическая компетентность |
Частота голосований и других типов политической активности; знание о политических событиях и их влиянии на человека; интерес к политике. |
Input=Output-ориентация |
Удовлетворенность политикой власти; вера в эффективность "входов" и "выходов" политической системы. |
Понятие политической культуры, предложенное и сформулированное Г.Алмондом и Г.Пауэллом, неоднократно уточнялось и дополнялось многочисленными исследователями данного феномена.
Структура политических ориентаций была представлена нами выше. Рассмотрим такие компоненты политической культуры, как стереотипы, мифы и символы.
Политический стереотип – это упрощенное, схематическое, деформированное и ценностно-ориентированное представление о политических объектах. Отличительными чертами стереотипа являются:
персонификация события (причина тех или иных явлений связывается с деятельностью конкретного лица или определенной группы);
сильная эмоциональная окрашенность в восприятии и интерпретации событий (как правило, резко негативное или резко позитивное отношение к чему-либо или кому-либо);
иррациональность (обычно факты, противоречащие стереотипу, не замечаются или с негодованием отвергаются);
устойчивость (стереотип статичен, долговечен, он не подвержен изменениям и способен к самосохранению даже в радикально меняющееся ситуации).
Политический миф – это статичный образ, опирающийся на верования и позволяющий упорядочить и интерпретировать приводящие в смятение факты и события, структурировать видение коллективного настоящего и будущего. В многочисленных исследованиях, посвященных политическому мифу, раскрываются социальные и психологические предпосылки его возникновения. Мифология, в том числе и политическая, возникает тогда, когда группа или большая часть общества сталкивается с новыми, непонятными и неподконтрольными ей явлениями, несущими в себе явную или тайную угрозу ее существованию. Именно поэтому расцвет мифотворчества наблюдается в периоды социальных катастроф, глубинных кризисов общества, войн, революций и т.п.
Основными свойствами любого мифа, в том числе и мифа политического, являются:
полиморфность – один и тот же набор символов может присутствовать в разных мифах, а одна и та же тема мифа может иметь разную направленность и различное эмоциональное восприятие;
ограниченность – миф использует ограниченное число символов, но в мифах возможны их многочисленные комбинации;
отвлеченность – миф не соотносится с эмпирической действительностью;
фундаментальность веры – миф опирается на допущения, не требующие их проверки и независимо от их истинности;
статичность – миф не соотносится с историческим и социальным временем, он живет в своем собственном временном измерении.
Политический символ – это знак, выполняющий коммуникативную функцию между личностью и властью. Если исходить из концепции Т.Парсона, согласно которой "культура – это упорядоченная система символов", то можно сказать, что политическая культура – это организованная система символов. Для того чтобы символ выполнял коммуникативную функцию, он должен иметь сходное значение для множества индивидов, его смысл должен быть, как минимум, интуитивно понятен определенному кругу людей. К политическим символам можно отнести флаг, герб и гимн государства, лозунги, памятные даты, политические ритуалы (демонстрации, митинги, торжественные собрания и т.п.). Кроме коммуникативной, символ обладает интегративной функцией – он способен сплачивать, объединять людей, группы, обеспечивать чувство единства.
2.2 Функции политической культуры
Политическая культура выполняет в обществе определенные функции:
идентификации, реализуя потребность человека в понимании групповой принадлежности;
ориентации, объясняя смысл политических явлений;
адаптации и социализации – через приобщение к навыкам политического поведения;
интеграции, направленной на сохранение ценностей и объединение вокруг них различных групп;
коммуникации, осуществляя взаимодействие субъектов и институтов на основе стереотипов, мифов и символов.
Весь комплекс элементов политической культуры – представления о власти, ценности, нормы, эталоны поведения, обычаи, стереотипы, мифы, символические комплексы и другие – исторически сформировалась как нормативно-регуляционная система. В этом состоит основополагающая функция культуры. А уровень ее реализации – главный критерий культурности политической жизни общества.
Политическая культура определяет и предписывает нормы поведения и "правила игры" в политической сфере, руководящие принципы политического поведения и деятельности.
Нормативно-регулятивная система политической культуры призвана обеспечить еще одну, не менее важную функцию культуры – служить мотивационной базой политической деятельности субъектов всех уровней, быть средством включения членов общества в работу институтов власти в управления тем обществом, в котором они живут.
Для каждого индивида политическая культура – не только знание быстротекущей политической жизни и не только раз и навсегда усвоенные нормы отношения к структурам власти и поведения в политическом пространстве. Это еще в большей мере способность выбора для себя мотивов, ориентиров и форм участия или же непосредственной деятельности в институтах власти и управления общественными делами. Это также овладение навыками коллективной деятельности в сфере властвования и руководства обществом; это, наконец, формирование самодисциплины, предполагающей добровольное следование общественным интересам, целям, реализуемым в политической деятельности.
Если сказать кратко, политическая культура – такая система ценностей, которая создает возможность и обуславливает необходимость действовать на благо общества.
Поскольку политическая культура представляет собой реализацию политических знаний, ценностных ориентаций, образцов поведения социального субъекта, то очевидна воспитательная функция. Понятно, что каждый, кто включается в систему культуры, формирует в себе или в нем формируют соответствующие знания, ориентации, способности адаптироваться к установленным образцам и другим реалиям цивилизационного политического бытия. Верно пишет В.А.Житинев, что "политическая культура – не урок, который можно выучить, не предмет, по которому один раз в жизни и на все время можно получит оценку. Политическая культура – процесс постоянной работы мысли, постоянного познания, осмысления новых факторов и явлений. Экзамен на политическую культуру держит человек (и добавим – все общество, политический строй) на протяжении всей своей жизни".
2.3 Типология политической культуры
В политической науке существуют многочисленные типологизации политической культуры. Первое глубокое исследование типов политической культуры было осуществлено Г.Алмондом и С.Вербой. С 1985 по 1962гг. они предприняли широкомасштабное сравнительное исследование политических культур Великобритании, Западной Германии, Италии, Мексики и США. Полученные в ходе исследования результаты и сформулированная на их основе концепция была представлена в работе "Гражданская культура". В ней выделялись три типа политической культуры:
1) Патриархальный тип. Для него были характерны ориентации граждан на местные ценности – общину, род, клан, деревню, племя и т.п. Таким образом, индивид с патриархальной культурой ориентирован на конкретные личности – вождей, шаманов. Знания о политической системе у членов сообщества полностью отсутствуют, политические ориентации не отделены от экономических и религиозных. Поэтому у личностей с патриархальной культурой нет никаких ожиданий, связанных с политической системой.
2) Подданнический тип. Он характеризуется пассивным отношением граждан к политической системе. Здесь личность уже ориентирована на политическую систему, связывает с ней свои ожидания, но в тоже самое время опасается санкций с ее стороны. Представления о возможностях влияния на процесс выработки решений отсутствуют.
3) Активистский тип или политическая культура участия. Она отличается активным включением индивидов в политическую жизнь. Граждане умело артикулируют свои интересы и через выборы, группы интересов, партии оказывают влияние на процесс выработки политики. В то же самое время они демонстрируют лояльность к политической системе, законопослушность и уважение к принятым решениям.
Однако в реальной жизни, замечает Алмонд, политическая культура любого общества представляет собой комбинацию, "смесь" из нескольких типов политических культур. Особое внимание он уделил трем типам таких комбинаций. Для демократической индустриальной политической системы характерно следующее сочетание: 60% представителей активистской культуры, 30% - подданнической, 10% - патриархальной; для авторитарной переходной системы соответственно – 30,40 и 30%; для демократической доиндустриальной – 20,20 и 60%. Указанные пропорции, конечно же, достаточно условны, могут колебаться, но они выражают характер соотношения различных типов политических культур в разнообразных обществах.
Демократической индустриальной политической системе, по Алмонду, соответствует гражданская политическая культура, которая носит смешанный характер. Автор концепции гражданской культуры утверждает, что она опирается на античную традицию "смешанного правления", представителями которой являлись Аристотель, Полибий, Цицерон. Этот тип культуры предполагает, во-первых, наличие трех фрагментов политической культуры в обществе (патриархальной, подданнической и активистской), во-вторых, наличие качество подданных и патриархатов даже у активных участников. Алмонд и Верба подчеркивали, что патриархальные и подданнические ориентации уравновешивают активность и политическое участие индивида, обеспечивая тем самым устойчивость и стабильность демократической политической системы. Таким образом, "идеальный гражданин" должен одновременно: стремиться оказать влияние на власть и в то же время сохранять к ней лояльность; быть потенциально активным, но не проявлять активность постоянно.
Основными чертами гражданской политической культуры выступают: консенсус относительно легитимности политических институтов; терпимости по отношению к другим ценностям и интересам; компетентность. Безусловно, эти черты нормативной модели политической культуры. Однако несмотря на идеализированность концепции гражданской культуры, многие политологи признают, что именно "гражданская культура" является прочным фундаментом демократических политических режимов. Исторический опыт свидетельствует, что "трансплантация" демократических моделей в страны незападной цивилизации чаще всего заканчивается неудачей: либо прямым возвратом к авторитаризму, либо постепенной "гибридизацией" режима. Именно поэтому одним из важнейших условий успешного перехода к демократии является формирование гражданской политической культуры. Естественно, что прямое копирование политической культуры западных стран невозможно. В каждой стране формирующаяся гражданская политическая культура будет дополняться своими специфическими национальными чертами, в которых воплощается исторический и политический опыт предыдущих поколений.
На базе идей Г.Алмонда и С.Вербы были разработаны иные типологии культуры. В частности, польский социолог Е.Вятр предложил такую модель:
Традиционная политическая культура, присущая докапиталистическим обществам. Она характеризуется признанием священного характера власти: действием традиционных норм ("так было всегда"), регулирующих права подданного и права власти; призванием неизменности политической системы и ее основных норм.
2. Политическая культура сословной демократии. Она характеризуется тем, что большинство народа полностью отстранено от участия в политической системе, а существующие институты и нормы гарантируют право политической деятельности лишь привилегированному меньшинству.
3. Демократическая и автократическая культуры.
4. Политическая культура социалистической демократии.
Другой польский ученый – А.Боднер сводит все разновидности культур к двум типам (с точки зрения отношения к прогрессу): замкнутой, нацеленной на восстановление по образцу, установленному традициями; открытой, ориентированной на изменения, легко усваивающая новые ценности.
Более подробную типологизацию политических культур предложил английский исследователь Д.Каванах. Он выделил четыре типа политический культур.
1. гомогенная политическая культура. Она характеризуется единством общества по основополагающим ценностям и толерантностью.
2. фрагментарная политическая культура. Она характеризуется конфликтной оппозиционностью различных субкультур.
3. смешанная политическая культура. Она характеризуется наличием ценностных ориентаций, отличающихся от норм и ценностей существующего режима.
4. искусственно гомогенная политическая культура. Она характеризуется апатичностью (подданническим характером), соединяемой с мобилизованным участием.
3. Политическая социализация личности: сущность, этапы, факторы
Политическая социализация – это процесс усвоения культурных ценностей, политических ориентаций, освоения форм политического поведения, приемлемых для данного общества. В результате процесса политической социализации индивиды и группы приобщаются к определенной политической культуре, что, в свою очередь, способствует обеспечению и поддержанию стабильности политической системы. Содержанием политической социализации является приобщение человека к нормам и традициям определенной политической системы, формирование навыков политического участия, информирование о целях и методах проводимой политики.
Политическая социализация выполняет ряд важнейших функций:
1) определяет политические цели и ценности, к которым стремится и которые хочет постичь индивид через политическое участие;
2) формирует представления о приемлемых способах политического поведения, об уместных тех или иных действиях в конкретной ситуации;
3) определяет отношение индивида к окружающей среде и политической системе;
4) вырабатывает определенное отношение к политической символике;
5) формирует способности к познанию окружающего мира;
6) формирует убеждения и отношения, являющиеся "кодом" политической жизни.
Выделяются различные типы политической социализации: прямая и косвенная (первичная и вторичная). Прямая социализация – это непосредственное приобретение политических знаний и установок. Косвенная социализация – это своего рода "проекция" черт характера, раннего детского опыта, непосредственного окружения личности на формируемые политические установки.
Политическая социализация личности осуществляется в несколько этапов:
На первом из них – этапе политизации – у детей под влиянием оценок родителей, их отношений и реакций формируются первые представления о мире политики.
Второй этап – персонализация – в этот период восприятие власти персонифицируется. Образцами власти становятся, к примеру, фигуры президента, премьер-министра или полицейского.
На третьем этапе – этапе идеализации – важнейшим политическим фигурам приписываются определенные качества и на этой основе образуются устойчивые эмоциональные отношения к политической системе.
Четвертый этап, получивший название институционального, характеризуется переходом от персонифицированного восприятия политики к более абстрактному. На этой стадии закладываются представления об институтах власти.
В процессе социализации участвуют и взаимодействуют между собой несколько субъектов: социализант или, собственно тот, на кого направлен процесс социализации; агентуры социализации, или институты, ее осуществляющие (образовательные учреждения, партии, общественные организации, средства массовой информации и т.п.); агенты социализации (социализаторы) или непосредственные "проводники" социализирующего воздействия (преподаватели, активисты общественных движений, общественные деятели, журналисты и т.п.).
Существует несколько моделей политической социализации. Американский политолог Р.М.Мерельман выделяет четыре таких модели.
Первая – системная – характеризуется формированием позитивного отношения к власти, правовому порядку, традиционным институтам. Важнейшими агентурами социализации являются школа и семья, а также окружение личности, ее сверстники.
Вторая модель, обозначаемая как гегемонистская, формирует молодежь, враждебно настроенную против любой социальной и политической системы, кроме "своей". Ведущими агентурами в этой модели являются средства массовой информации.
В третьей модели, названной плюралистической, целями социализации являются формирование представлений граждан о своих политических интересах, желания участия в их реализации, высокого уровня гражданской активности. В результате граждане становятся привержены определенным политическим группам и могут их свободно менять в зависимости от результатов политики и степени реализации своих интересов. Агентурами являются школа, родители, средства массовой информации, партии и группы интересов.
Четвертая модель – конфликтная – сводится к формированию лояльности к определенной группе и готовности поддержать ее в борьбе против других групп. Агентурами социализации являются органы пропаганды и агитации, представляющие интересы группы.
Первая модель социализации в большей степени характерна для англо-американской культуры. Вторая – для стран незападной цивилизации. Третья – присуща континентально-европейской культуре. И, наконец, последняя модель характерна для закрытых (авторитарных) политических систем.
Заключение
В своем реферате я отобразила оба вопроса, поставленные мною во введении. И теперь можно подвести итог ко всему выше сказанному.
Политическая культура – неотъемлемая черта каждого общества, характеристика образа и стиля политической жизни общества, "составная часть общей культуры, совокупный показатель политического опыта, качества политических знаний и предпочтений, образцов поведения и функционирования политических субъектов". Политическая культура представляет собой политический опыт, память социальных общностей и отдельных людей в сфере политики, их ориентации и навыки, влияющие на политическое поведение. Этот опыт содержит в обобщенном, преобразованном виде впечатления, ориентации и предпочтения, как в сфере международных, так и внутренних отношениях.
Политическая культура представляет собой обширную сферу всей культуры человечества, непосредственно связанную с политикой. Она выражается в достигнутом качестве и направленности политической жизни общества, в характере политического развития, политической деятельности людей, функционирования политических институтов, доминирующих политических ценностей и образцов поведения. Результат и мера политической культуры – политический человек, качества политической жизни общества в целом.
Судьба любого общества в значительной мере зависит от того, каких именно социально-политических ценностей, норм и правил жизнедеятельности придерживаются его члены.
В то же время, очевидно, что люди не рождаются с готовой суммой знаний о социальных законах развития и политического участия. Это знание приобретается и проверяется и проверяется ими на протяжении всей жизни. Процесс приобщения индивидов к существующим социальным нормам и культурным ценностям называется социализацией. В целом же, превращению индивида в сознательный и активный субъект политики способствует такая система политической социализации, которая не только представляет ему мотивации к активности и создает возможности участия в политической жизни, но и одновременно с этим обеспечивает индивида необходимыми знаниями и навыками практической деятельности, и формирует у него способности к пониманию политической действительности и самоопределению в ней.
Список литературы
Зеркин Д.П.Основы политологии: Курс лекций. – ростов н/Д: "Феникс", 1997.
Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник. – М.: юристь, 1999.
Пивоваров Ю.С. Концепция политической культуры в современной науке // Политическая наука. Теоретико-методологические и историко-культурные исследования. – М., 1996.
Политология: Учебник /под редакцией М.А.Василика. – М. Гардарики, 2003.