Избирательная кампания как форма политической деятельности

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

Курсовая работа

по дисциплине "Политология"

на тему "Избирательная кампания как форма политической деятельности"

Киев 2011

Содержание

Введение

1 Сущность структура типология политической деятельности

2 Избирательная кампания как форма политической деятельности

3 Политические решения

4 Политические отношения как процесс согласования общественных интересов

Выводы

Литература

Введение

Поскольку существует политическая сфера жизнедеятельности людей политика как социальная реальность необходимо рассмотреть вопрос связанный собственно с политической деятельностью и политическими отношениями в различных социальных условиях

Деятельность субъектов политики, как достаточно сложный вид общественной деятельности, требует широких специальных знаний в области политологии права экономики менеджмента социологии и психологии научного понимания и прогнозирования политических процессов прогнозирования политического развития общества в случае принятия (или непринятия) тех или иных политических решений

В научной литературе деятельность в широком смысле слова понимается как специфическая форма активного отношения к окружающему миру содержанием которого является его целесообразное изменение и преобразование в интересах людей Деятельность является реальной движущей силой общественного развития и условием самого существования общества Все изменения которые происходили или происходят в различных сферах общества суть результат деятельности людей

Всякая деятельность осуществляется при помощи определенных средств форм и методов Наконец неотъемлемым элементом деятельности является ее результат который не обязательно совпадает с ранее сформулированной целью

1. Сущность, структура, типология политической деятельности

Политическую деятельность следовательно можно определить как систематическое сознательное вмешательство отдельных индивидов или групп людей в систему общественно-политических отношений с целью приспособления ее к своим интересам идеалам и ценностям Она предстает как непрерывный ряд конкретных политических действий В свою очередь политическими действиями назовем определенные акции шаги поступки намеренно или спонтанно предпринимаемые индивидом или группой людей с целью вызвать те или иные политические результаты последствия

Сущность политической деятельности заключается не столько в борьбе за власть сколько в регулировании политических отношений в обществе достижении согласия и взаимопонимания граждан их объединений как по вертикали так и по горизонтали отношений власти

Политическая деятельность является специфическим видом человеческой деятельности которая должна регулировать балансировать согласовывать интересы и отношения между субъектами политики способствовать достижению в обществе гражданского мира и взаимопонимания Ее результативность зависит от нескольких составляющих:

    владения информацией о политических отношениях по горизонтали (между общественными группами нациями народами и др) которая дает возможность своевременно разрабатывать и внедрять профилактические мероприятия касательно нежелательного развития событий;

    владения информацией о политических отношениях по вертикали (между центральными и местными органами власти и населением) что делает возможным оценку уровня доверия к власти принятие решений по снятию социальной напряженности в границах этой площади отношений (это может быть проведение выборов референдумов другие политические решения);

    избранных целей и средств их реализации (имеется в виду основная цель деятельности: удовлетворение личных или общественных интересов направленных на достижение консенсуса и согласия);

    принятия политических решений их прогностического потенциала предвидения возможных последствий позитивной или негативной реакции разных групп населения политических партий общественных организаций движений и тд;

    разработки политической технологии достижения результатов политической деятельности

Политическая деятельность в составе разных политических субъектов должна быть направлена:

      на реализацию общественных заданий (достижение стабильности общественно-политической системы ее развитие и тд);

      на исполнение целей и заданий ее политических субъектов (написание законов - в парламенте их исполнение - в правительстве и тд);

      на достижение собственных неэгоистичных целей (продвижение по службе профессиональный рост повышение уровня индивидуальной политической культуры и тд)

В качестве субъектов политической деятельности выступают непосредственные участники политических акций событий действий Однако первичные субъекты политики - индивиды социальные группы нации народы - не перестают быть субъектами политических отношений независимо от того участвуют они или нет в данный момент в политических действиях

Прежде всего, к участникам политических действий относятся лица группы людей социальные институты и их органы которые обладают политической властью принимают и осуществляют политико-управленческие решения Политическую деятельность осуществляют функционеры политических партий общественных организаций и движений Чрезвычайно разнообразны коллективные агенты политических действий Ими могут быть персональный состав региональных структур общественных организаций профессиональные и территориальные группы которые формируются на основе общности интересов и солидарности возникающей как следствие географической близости В различные политические действия могут быть вовлечены и большие общности людей: социальные слои классы нации народы

Основным объектом политической деятельности является существующее социальное и политическое устройство Политика в собственном смысле слова есть сфера деятельности связанная с реализацией потребностей и интересов различных групп людей ядро которой составляют завоевание удержание и использование государственной власти Результаты такой деятельности получают закрепление в политической системе общества которая является отражением социальных интересов Естественно что объектом политических действий в конечном счете выступает существующая система социально-политического устройства общества Одни участники политических действий стремятся ее сохранить и упрочить другие - реорганизовать и тем самым в большей мере приспособить к своим интересам третьи - подвергнуть радикальному преобразованию

Субъекты политики в ходе своих действий стремятся преобразовать видоизменить или сохранить и существующую социально-классовую структуру общества и содержание общественных отношений и систему государственных и общественных институтов и организаций Точно так же и каждый отдельный социальный субъект в то же время оказывается и объектом политических воздействий те он постоянно подвержен влиянию других субъектов и собственных воздействий на самого себя

Главной побудительной причиной социальной активности людей являются их жизненные потребности и интересы Именно интересы составляют ядро мотивационного элемента политической деятельности людей В любом политическом действии в явной или скрытой форме присутствуют реальные потребности и интересы социальных групп и индивидов

Как известно потребности и связанные с ними интересы людей чрезвычайно разнообразны В их структуре обычно выделяют материально-экономические социальные и духовные интересы Не все они обладают одинаковым значением в качестве побудительной причины политических действий Общепризнанно что решающее значение в политике принадлежит экономическим интересам В политической практике все же принято выделять по временному принципу следующие группы интересов:

1) постоянные интересы удовлетворение которых составляет условие биологического выживания людей;

2) текущие интересы на удовлетворение которых направлены непосредственные усилия субъектов политики;

3) перспективные интересы которые должны быть удовлетворены в некоторый будущий период времени

Для того чтобы политическое действие состоялось чрезвычайно важное значение имеет осознание социальными субъектами своих потребностей и интересов Обычно те кто занимается политической деятельностью основываются на системе взглядов и представлений называемой идеологией Кроме интересов и потребностей которые отражаются в идеологии мотивационный компонент политической деятельности определяется рядом других факторов: общим багажом знаний субъектов действия; умением анализировать объективную ситуацию в которой происходят события; системой ценностей и норм исповедуемой данной общностью; эмоционально-психологическими предрасположенностями участников событий

Анализ мотивации политической деятельности помогает более адекватно оценивать действия и поступки тех или иных людей или политических сил которые репрезентированы первыми дает определенную информацию для прогнозирования возможного политического поведения субъектов политики в тактическом и стратегическом смысле

В политике в качестве средств (методов) деятельности можно рассматривать любые акции деяния поступки совершаемые индивидуально или коллективно и направленные на сохранение или изменение соответствующей социально-политической реальности Вот лишь некоторые: митинги демонстрации шествия и манифестации; выборы голосования и референдумы; политические речи манифесты и призывы; собрания и заседания; встречи переговоры и консультации; приказы распоряжения и декреты; реформы и контрреформы; восстания перевороты и путчи; революции и контрреволюции; террористические акции и войны Как видно среди средств и методов политического действия есть как мирные, так и немирные их формы

Когда политические действия тех или иных социальных субъектов и применяемые для этого средства и методы начинают выходить за разрешаемые законом нормы правящие группы принимают соответствующие контрдействия В этих условиях весьма часто используются насильственные методы Различают два типа насилия: "сверху" осуществляемое официальными властями когда стабильность социально-политической системы подвергается опасности и "снизу" используемое теми кто пытается изменить эту систему Когда насилие становится главным средством политического действия с обеих сторон то данный характер социальных отношений представляет собой гражданскую войну

Возможны различные систематизации политических действий Наиболее часто политические действия группируются по тем или иным характерным особенностям самого акта действия

Прежде всего рассмотрим типологию политических действий в зависимости от тех изменений которые они вызывают в сфере политических отношений По данному признаку можно выделить три типа действий:

    радикальные (революции восстания контрреволюции) Данные действия отличаются: в сфере отношений господства и подчинения - сменой правящего социального класса; в сфере власти - сменой правящей группы путем использования средств насилия по отношению к прежним привилегированным группам;

    реформаторские (реформы и контрреформы) Инновации реализуемые путем реформ, не уничтожают основ власти господствующих слоев а образуют лишь уступку с их стороны Реформы осуществляют "сверху" с использованием легальных средств (например частичная национализация или напротив приватизация собственности) хотя при этом не исключаются и меры принуждения;

    политические перевороты - государственный или "дворцовый" переворот путч военный заговор Действия такого типа приводят к изменениям отношений только внутри самой власти в первую очередь к персональным изменениям в центре принимающем политические решения

Обратимся теперь к типологии политических действий построенной с учетом особенностей субъектного взаимодействия С этой точки зрения можно выделить три основных типа политических действий:

    осуществляемые в рамках самого механизма власти связанные с обеспечением функционирования политических институтов (формирование органов власти и управления руководящих структур партийных и общественных организаций обеспечение их работы отбор кадров разработка программ и тд);

    осуществляемые правящей группой в отношении "среды" (принятие и выполнение политико-управленческих решений завоевание поддержки в обществе);

    действия направленные от социального окружения к структурам власти

Политические действия можно подразделить на позитивные и негативные Предназначение первых заключается в том чтобы осуществлять определенные политические акции с целью получения желаемого нужного результата вторых же - в том чтобы ничего не предпринимать и тем самым позволить произойти определенным политическим событиям

Политические действия могут быть рациональными и иррациональными В первом случае субъекты действия имеют четкие представления о своих целях условиях средствах и методах их осуществления способны эффективно их применять Однако абсолютно рациональных действий практически не бывает они всегда несут в себе элемент неопределенности Что касается иррациональных действий то они связаны как правило с политическими иллюзиями оторваны от реальных условий и подчинены абстрактным схемам Разумеется такие действия приводят скорее всего к неудачам

Если рассматривать политические действия на предмет их упорядоченности то можно выделить среди них стихийные и организованные Показателем организованности политического действия являются правильно выбранные стратегия и тактика

Существует два типа политических целей: конечные и частичные Конечные цели как предполагается должны достигаться в итоге реализации стратегического замысла а частичные - на пути к конечным

В зависимости от степени сложности можно выделить простые и сложные политические действия Понятие "простые" здесь употреблено условно так как политические действия по своей природе всегда характеризуются определенной сложностью Однако есть действия более простые и более сложные К "простым" можно отнести те в которых связь между действием и результатом имеет непосредственный характер Но в политике преобладают действия с высокой степенью сложности: многоразовые многоэлементные многоэтапные многосубъектные В этом контексте можно выделить: индивидуальные действия реализуемые отдельными личностями коллективные совершаемые территориальной или профессиональной общностью; групповые субъектами которых выступают социальные группы и общности; тотальные где участниками являются все социальные общности группы

Политические действия могут быть институциализированные или неинституциализированные Первый из этих видов составляют такие действия порядок осуществления которых регламентируется например законом уставом положением инструкцией традиционными нормами и обычаями дипломатическим протоколом и иными предписаниями Политические действия имеют тенденцию институциализироваться В этом заложен большой разумный смысл иначе политическая жизнь представляла бы собой невообразимый хаос Неинституциализированные действия могут быть связаны как с решением проблем не предусмотренных официальным "кодексом" протоколом инструкцией сложившейся неписаной традицией или уставом регламентом организационной структуры так и с нарушением установленных норм и институциональных компетенций

Разным уровням политической деятельности соответствуют разные виды общественной сознательности Исходя из видов политической сознательности (научной и бытовой) можно выделить теоретическую и практическую политическую деятельность К теоретической политической деятельности можно отнести идеологическую законодательную социологическую научно-организационную и методическую а к практической - депутатскую правительственную работу в органах местного самоуправления политических партий общественно-политических движений участие в выборах референдумах опросах митингах маршах протеста пикетированиях и тд

Политическая деятельность в современном мире проявляется в двух основных формах демократии: представительской (парламентской депутатской) и непосредственной Главным источником представительской политической деятельности является волеизъявление граждан общества Избирая своих представителей в органы законодательной исполнительной судебной власти граждане делегируют им политическую власть которая принадлежит им в соответствии с конституцией Непосредственной политической деятельностью является деятельность в составе партийно-политических и общественных структур Она регламентируется двумя видами норм: правовыми (то есть законами которые являются общими для всех граждан) и уставными (которые регулируют права и обязанности членов общественных организаций) Вообще политическая деятельность может осуществляться на гражданских или профессиональных основах К последнему виду политической деятельности относятся профессиональная депутатская деятельность работа в аппарате общественно-политических организаций движений политических партий Опыт политически развитых обществ свидетельствует что деятельность высших представительских органов должна быть организована именно на профессиональных основах так как вопросы управления государством необычайно важны и требуют специальных знаний и навыков в государственном строительстве

2 Избирательная кампания как форма политической деятельности

Выборы - важнейший компонент современной политики Они представляют собой способ формирования органов власти и управления с помощью выражения по определенным правилам (в соответствии с избирательной системой) политической воли граждан В результате выборов избранные кандидаты наделяются властными полномочиями Выборы используются в различных демократических организациях: партиях профсоюзах добровольных ассоциациях кооперативах акционерных обществах и тд

Выборы всегда связаны с голосованием Однако при всей близости этих понятий они имеют и существенные отличия Выборы обычно понимаются как закрепленный в конституции и других законах относительно регулярный периодичный процесс избрания состава органов или должностных лиц государства Голосование же не всегда связано с выборами Оно используется и в различных формах прямой демократии: в референдумах опросах принятии коллективных решений на собраниях и тп

Выборы как неотъемлемый элемент демократии несут на себе отпечаток ее различных форм и играют в ее различных моделях неравноценную роль Сравнительно низка значимость выборов в политических системах базирующихся на прямых формах демократии непосредственном участии граждан в подготовке и принятии важнейших государственных решений В таких случаях властные полномочия избираемых гражданами руководителей государства сильно ограничены что снижает и политическую значимость самих выборов Примером такого рода государств являлась древнегреческая Афинская республика в периоды непосредственного правления большинства решения плебсом на площадях вопросов размера налогов войны и мира смены судей и военачальников и тд

В условиях современных демократий выборы - их стержневой механизм главная форма проявления суверенитета народа его политической роли как источника власти Они служат также важнейшим каналом представления в органах власти интересов различных общественных групп Всеобщие выборы предполагают право участия в них каждого гражданина Для многих а в некоторых странах и для большинства граждан они являются единственной формой их реального участия в политике Они позволяют осуществлять наибольшее влияние на власть: сохранять или сменять парламенты и правительства обеспечивать их ответственность перед народом изменять политический курс и тд

Выборы - достаточно частое в политической и общественной жизни явление поскольку они распространяются на различные институты и уровни правления: парламент президента представительные а часто и исполнительные органы субъектов федерации местные органы власти Так в США один раз в четыре года проводятся федеральные общенациональные президентские выборы каждые два года - выборы в палату представителей (нижнюю палату конгресса) В эти же сроки - раз в два года но не на два а на шесть лет избирается одна треть членов верхней палаты конгресса - сената На уровне штатов регулярно избираются губернаторы законодательные собрания генеральные прокуроры и другие должностные лица на местном уровне - мэры советники казначеи клерки судьи шерифы констебли надзиратели школ и тд Общую картину дополняют выборы в партиях профсоюзах и многочисленных добровольных ассоциациях Многообразие электоральных форм открывает перед гражданами достаточно широкие возможности для проявления политической активности и влияния на государственные и общественные дела

Однако эти возможности население зачастую не использует а то и напрямую становится на позиции абсентеизма

Абсентеизм (от лат absent - отсутствующий) - это безразличное отношение людей к своим общественно-политическим правам Наиболее характерное проявление абсентеизма - сознательное уклонение избирателей от участия в голосовании

Первые сведения об абсентеизме появляются еще в III веке до нэ В этот период значительная часть римских граждан которые в отличие от афинян не получали никакого вознаграждения за участие в политическом процессе не могли позволить себе частого и длительного участия в собраниях

Сегодня во многих государствах мира считается нормальным когда на избирательные участки приходит от трети до половины избирателей а кое-где голосует едва 1/10 электората В большинстве либеральных государств считается что не идти на выборы - это такое же право свободного человека как и другие которые гарантирует личности цивилизованное общество В Украине участие в голосовании добровольное а в мире есть примеры когда законодательно устанавливается его обязательность Так неучастие в голосовании в Италии приводит к моральным санкциям (выговор от мэра) в Мексике - к штрафу или лишению свободы в Греции и Австрии - к тюремному заключению на срок от месяца до одного года

Есть два основных типа причин абсентеизма:

    связанные с особенностями конкретной избирательной кампании когда в силу определенных причин выборы неинтересны: выдвинуты неяркие кандидаты отсутствует настоящая состязательность на выборах и тд;

    связанные с общей политической социальной и экономической ситуацией в государстве

Среди причин абсентеизма выделим низкий уровень политической культуры инфантильность или же понимание собственного политического бессилия неспособность влиять на принятие политических решений отчуждение собственных политических ценностей и потребностей от возможностей их удовлетворить высокий уровень недоверия избирателей к политическим институтам и др

Абсентеизм является отпечатком стремления людей отстраниться от политики в которой часть из них усматривает пустое и амбициозное состязание групповых и эгоистичных интересов. По мнению М Рокара в современном обществе в котором влияние религии довольно ослабло все трагичное и священное связывают с политикой Если же она не оправдывает надежд в ней разочаровываются и одно из последствий этого - абсентеизм

Соответствовать своему социальному назначению стать подлинным инструментом свободного волеизъявления народа выборы могут лишь в том случае если они осуществляются по определенным правовым нормам правилам содержащимся в конституции и избирательном законе В целом избирательная система - это совокупность предусмотренных законом избирательных процедур связанных с формированием органов власти Современные демократии используют самые разнообразные избирательные системы (сегодня насчитывается около 350 их разновидностей), и каждая из них имеет определенные достоинства и недостатки Основными типами избирательных систем являются:

    система абсолютного большинства или мажоритарная;

    система пропорционального представительства (пропорциональная);

    смешанная (мажоритарно-пропорциональная) система;

    консенсусная система

Мажоритарная избирательная система (от фр majorite - большинство) предусматривает что выигрывает кандидат который набрал установленное законом большинство голосов избирателей которые приняли участие в голосовании В зависимости от того каким образом устанавливается это большинство различают мажоритарную систему абсолютного и относительного большинства При использовании мажоритарной избирательной системы абсолютного большинства избранным считается тот кандидат который получил более 50 процентов голосов избирателей а при использовании мажоритарной системы относительного большинства - тот кто опередил по числу голосов всех своих соперников Мажоритарная избирательная система абсолютного большинства используется во Франции Эквадоре а мажоритарная избирательная система относительного большинства - в Канаде Великобритании Вообще эта самая древняя избирательная система используется в 76 странах мира

Пропорциональная избирательная система предусматривает проведение выборов по партийным спискам и распределение мандатов между партиями и избирательными блоками партий пропорционально числу голосов набранных ими Главное достоинство этой системы - представительство партий в выборных органах в соответствии с их реальной популярностью среди избирателей что позволяет полнее выражать интересы всех групп общества активизировать участие граждан в выборах и политике в целом В отличие от мажоритарной избирательной системы при использовании пропорциональной системы избиратель прежде всего голосует не за конкретную личность а за определенную партию или блок партий которые выставляют свой список кандидатов

Исторически пропорциональная избирательная система появилась позднее мажоритарной в начале ХХ века и сегодня используется в 48 странах мира Она внедрялась под лозунгами справедливости политического равенства и уважения прав меньшинства и часто связывается с идеей адекватного представительства всех ведущих политических сил

Считается что эта избирательная система является более справедливой чем другие потому что позволяет учитывать интересы разнообразных общественных групп национальных меньшинств способствует представительству разных политических сил в парламенте В то же время чрезмерная распыленность мандатов между разными иногда мелкими, партиями приводила к невозможности сформировать большинство в парламенте и создать правительство а поэтому в большинстве стран которые используют пропорциональную систему введен своеобразный барьер то есть минимальный процент голосов избирателей которые должны проголосовать за список партии чтобы кандидаты от нее могли получить депутатские мандаты Размеры проходного процента разные: 1% в Израиле 5% в ФРГ Швеции 10% в Турции Смешанная избирательная система является комбинацией мажоритарной и пропорциональной избирательных систем Основным и наиболее простым вариантом такой системы является "линейное смешивание" в соответствии с которым часть депутатов избирается по мажоритарной системе а другая часть - по пропорциональной Классическим примером применения смешанной избирательной системы является ФРГ в которой 50 процентов депутатов бундестага избирается по земельным партийным спискам а другие 50 процентов - на основе мажоритарной системы относительного большинства Немецкий опыт заимствовали большинство посткоммунистических стран в частности, Украина Россия Литва и др Смешанная избирательная система в новых государствах постсоветского пространства надежней и объективней позволяет отразить политическую структуру общества приводит к появлению влиятельных политических структур вместо "карманных" партий которые не имеют популярности среди населения В последние десятилетия некоторые организации (ООН партии "зеленых" и др) используют консенсусную систему выборов Она имеет позитивную направленность те ориентирована не на критику противника а на нахождение наиболее приемлемого для всех кандидата или избирательной платформы Практически это выражается в том что избиратель голосует не за одного а за всех (обязательно больше двух) кандидатов и ранжирует их список в порядке собственных предпочтений Так например если на пост президента претендуют 5 кандидатов то голосующий определяет место каждого из них За 1-е место дается 5 баллов за 2-е - 4 за 3-е - 3 за 4-е - 2 за 5-е - 1 балл После голосования полученные баллы суммируются и по их количеству определяется победитель Ориентируя субъектов политики на определенный порядок борьбы за власть различные избирательные системы непосредственно влияют на характер партийных систем и всю избирательную кампанию

Влияние выборов на жизнь современного общества разнообразно и проявляется в их важнейших функциях В научной литературе выделяются следующие функции выборов:

1 Артикуляция агрегация и представительство разнообразных интересов населения В период выборов создаются наиболее благоприятные возможности для осознания гражданами своих интересов и включения их в избирательные программы партий и отдельных депутатов Во время выборов стремясь получить массовую поддержку депутаты и участвующие в избирательной кампании СМИ особенно восприимчивы к запросам и пожеланиям населения Это активизирует процесс осознания и представления гражданами своих интересов В избирательных платформах интересы артикулируются получают четкую формулировку и агрегируются освобождаются от крайностей и усредняются приобретают непротиворечивую пригодную для реализации форму И хотя после победы на выборах многие депутаты забывают о своих обещаниях депутатский корпус в целом не только руководствуясь нравственными мотивами но и заботясь о престиже партии и поддержке избирателями на будущих выборах ориентируется на свои обязательства и запросы электората

2 Контроль за институтами власти В результате выборов создается важнейший институт контроля за правительством - парламент а также оформляется оппозиция обычно ревностно следящая за соблюдением конституции и закона Парламентский контроль опирается как на собственные права судебные инстанции так и непосредственно на мнение избирателей Опасаясь поражения на ближайших выборах правительство обычно вынуждено прислушиваться к критике Кроме того сами выборы представляют собой важнейший институт контроля поскольку они позволяют избирателям регулярно выносить свой вердикт о правительстве и оппозиции изменять состав органов власти корректировать политический курс

3 Интеграция разнообразных мнений и формирование общей политической воли Плюрализм современного общества имеет свои границы Чтобы не привести к анархии хаосу и острым разрушительным конфликтам он нуждается в государственном регулировании отражающем общие ценности и интересы граждан С помощью выборов обеспечивается объединение большинства граждан вокруг определенной политической платформы и представляющих ее лидеров формируется доминирующая в государстве политическая воля Выражение этой воли обеспечивает правительству авторитет и поддержку что повышает его дееспособность

4 Легитимация и стабилизация политической системы а также легитимация конкретных институтов власти: парламента правительства президента и тп Участие граждан в выборах обычно означает принятие ими данного типа политической системы политического режима правил формирования органов власти независимо от отношения населения к конкретным должностным лицам правительству и правящим партиям Выборы дают гражданам шанс переизбрать неугодное правительство или депутатов заменить их людьми пользующимися доверием.

5 Расширение коммуникаций отношений представительства между институтами власти и гражданами В ходе избирательного процесса кандидаты регулярно встречаются с гражданами выслушивают их мнения и просьбы вносят коррективы в свои избирательные платформы Выборы - важнейший канал обратной связи между гражданами и властью От их действенности во многом зависит характер отношений между руководителями государства и населением возникновение доверия или недоверия политического участия или отчуждения поддержки или борьбы

6 Канализация перевод политических конфликтов в русло их институциализированного мирного урегулирования Выборы позволяют открыто и публично представить противоречивые интересы ценности идеи на суд народного мнения определить реальную поддержку позиций той или иной стороны конфликта с помощью авторитета общественного мнения и государственных институтов убедить конфликтующих отказаться от наиболее радикальных требований и незаконных форм борьбы.

7 Мобилизация избирательного корпуса на решение актуальных общественных задач Разъясняя гражданам собственные программы убеждая людей в необходимости принятия и поддержки определенных политических ценностей и целей указывая пути их реализации партии и отдельные депутаты тем самым мобилизуют широкие слои населения и общественное мнение на важные для страны политические действия

8 Политическая социализация населения развитие его политического сознания и политического участия В ходе избирательного процесса граждане особенно интенсивно усваивают политические ценности и нормы приобретают политические навыки и опыт В это время резко расширяется поток политической информации и пропаганды активизируется разнообразная политико-образовательная работа концентрируется внимание людей на актуальных политических проблемах и альтернативных путях их решения Широкие слои активистов непосредственно включаются в пропагандистско-агитационную и организационную работу партий и отдельных депутатов.

9 Рекрутирование политической элиты Выборы - важнейший канал вхождения граждан в состав политической элиты делания политической карьеры утверждения и заката политических лидеров В результате выборов обновляется состав правящей и оппозиционной элит изменяется политический вес партий и их представителей

10 Генерирование обновления общества посредством конкурентной борьбы альтернативных политических программ Выборы - это своеобразное окно открытое для упорядоченных институциализированных влияний на государство и общество Они дают возможность различным политическим силам представить собственное видение общественных проблем и выдвинуть программы их решения Тем самым стимулируется поиск оптимальных путей развития обеспечивается конкурентный отбор политических ценностей и альтернатив создаются благоприятные возможности для преодоления неэффективной политики и утверждения новых жизнеспособных идей и политических платформ

11 Конституирование эффективной оппозиции и ее подготовка к выполнению функций политического руководства Эффективность оппозиции предполагает выполнение ею функций критики и контроля за правительством а также способность к выработке альтернативной политики Выборы побуждая различные политические силы к открытому сопоставлению своих программ компромиссам и коалициям способствуют консолидации оппозиции Кроме того будучи представленной в результате выборов в парламенте а нередко и возглавляя региональные органы управления оппозиция подготавливается к ответственному и компетентному руководству государством после прихода к власти

Вышеназванные функции выборы выполняют лишь в том случае если сами они организованы демократически Выборы изначально призваны служить демократии неразрывно связаны с ее общей концепцией и ценностями.

3 Политические решения

Принятие политических решений - центральный элемент преобразования политических требований различных групп и граждан в приемлемые для всего общества средства и методы регулирования социальных отношений Коротко говоря принятие решений - это технологическое преобразование политической власти в управление социальными процессами

По существу данный процесс присутствует как на "входе" так и на "выходе" политической системы При этом увеличение требований населения социальное "возмущение" среды расширяют масштаб управления и повышают его роль в организации политической жизни С другой стороны эффективность реализации принятых решений непосредственно влияет на степень поддержки и авторитет режима правления

Политическое решение - это сознательный выбор одного из не менее двух возможных вариантов политических действий

Политические решения конечно предшествуют политическим действиям дают им тот или иной импульс Но внутренняя природа этих двух элементов политического процесса различна Если политическое действие есть тип практической деятельности направленный на закрепление или преобразование общественных отношений то политические решения сами по себе принадлежат к типу внепрактических действий

Подготовка и принятие политического решения представляют собой сложный процесс состоящий из ряда элементов которые в данном случае лучше назвать стадиями или этапами В целом в этом процессе можно выделить четыре стадии:

    постановка или выявление социальной проблемы требующей своего разрешения;

    формулирование возможных альтернатив решения проблемы;

    обсуждение или анализ имеющихся альтернативных решений;

    принятие решения те выбор оптимальной альтернативы в качестве плана действий

Субъектами политических решений выступают непосредственно индивиды граждане члены общественных организаций либо их представители в выборных органах государственной власти политических профессиональных и иных общественных организациях в компетенцию которых в соответствии с конституцией или уставом входит выработка и принятие решений

На различных этапах подготовки и принятия решений могут быть задействованы различные социальные субъекты

Все разнообразие политических решений можно разделить на пять типов:

    законы и постановления высших органов власти;

    решения местных органов власти;

    решения принимаемые непосредственно гражданами;

    решения высших органов политических партий и общественных организаций;

    решения местных органов политических партий и общественных организаций

Принимаемые на всех уровнях решения могут иметь различное количество адресатов в отношении которых намечаются определенные политические действия Решения высшего органа власти определяют содержание действий как в отношении самой системы органов власти так и внешней среды Решения принимаемые политическими партиями общественными организациями и группами могут касаться их действий по отношению к представительным и исполнительным органам власти негосударственным общественным структурам а также любым другим элементам социальной системы

Социальная проблема есть не что иное как сложности с которыми сталкиваются люди при их попытках удовлетворить те или иные свои потребности Смысл же политических действий в том и состоит чтобы устранять из системы социальных отношений эти препятствия В реальной политической жизни чаще всего так оно и бывает В политической жизни встречаются конечно ситуации когда социальная группа или общность имеют не выявленные и неосознанные потребности и интересы В таких случаях группа не в состоянии начать сознательное организованное действие которое могло бы привести к удовлетворению потребностей Довольно часто в общественно-политической практике встречаются действия отдельных индивидов или общественных групп которые на первый взгляд кажутся необъяснимыми На самом деле в основе таких действий как правило находятся не выявленные потребности которые существуют быть может в бессознательном состоянии или стали фактом сознания лишь отдельных лиц Подобные действия сначала возникают как случайные и хаотические но становятся все более распространенными и упорядоченными по мере того как потребности лежащие в их основе приобретают ясность для все большего числа индивидов

Таким образом предварительным условием принятия политического решения является осознание социальными субъектами своих потребностей, и их четкое ясное формулирование в виде определенных социальных запросов и предпочтений

После того как социальные потребности в той или иной степени осознаны они трансформируются в определенные требования к институтам органам и лицам принимающим политические решения Содержанием подобных требований является устранение имеющихся препятствий или создание необходимых условий для удовлетворения социальными субъектами своих потребностей Каждое такое требование есть в сущности альтернативное политическое решение

В политологии процесс формулирования социальных потребностей в виде определенным образом упорядоченных альтернатив государственной политики называется агрегированием интересов Функцию агрегирования потребностей практически могут выполнять любые общественные структуры призванные выражать артикулировать имеющиеся интересы Однако в высокоразвитых политических системах существуют специализированные институты которые выполняют роль связующего звена между широким спектром артикулированных интересов и окончательным принятием решений Важнейшей агрегирующей структурой в демократической политической системе справедливо считается политическая партия Партии агрегируют интересы различных социальных групп в политические предложения а затем стремятся обеспечить себе победу на выборах чтобы в органах принимающих решения оказались лица которые будут руководствоваться ранее выбранной альтернативной политикой

В политической практике применяются следующие методы принятия решений: компромисс консенсус и гегемония Существует еще такой крайний метод как вооруженный конфликт

Компромисс (лат Compromissum) есть соглашение достигнутое путем взаимных уступок

Консенсус (лат Con sensus - согласие единство) обычно понимается как общее согласие в отношении того или иного политического курса в целом, либо по отдельным его аспектам Весьма важными для поддержания политического консенсуса признаются три условия Во-первых готовность большинства населения следовать принимаемым законам установлениям нормам Во-вторых позитивное восприятие политических институтов призванных претворять эти законы и установления в жизнь В - третьих наличие у различных категорий граждан чувства принадлежности к общности

Гегемония (греч hegemonia - руководство предводительство) в политике есть главенствующее положение какого-либо класса или государства по отношению к другим классам или государствам

Политическое решение принятое с соблюдением всех необходимых формальных условий можно рассматривать как рациональное те основанное на ясности целей путей их достижения и возможных последствий В этом случае лица принявшие решение основывают свой выбор на альтернативе максимально соответствующей поставленной цели и существующим условиям деятельности Подготовка решения посредством выполнения указанных процедур в политологии называется рациональным подходом к принятию решений

Политическая власть реализуется через личное влияние управляющих и несмотря на регламентирующую роль правил и процедур принятия решений привносит в этот процесс непредсказуемость и непрогнозируемость В конечном же счете процесс принятия решений представляет собой симбиоз рациональности и иррациональности рационально организованного взаимодействия структур и институтов власти и значительного субъективизма управляющих

4 Политические отношения как процесс согласования общественных интересов

Политическая сфера общества функционирует как целостное образование благодаря политическим отношениям соединяющим вертикальными и горизонтальными связями политические структуры общества Политические отношения реализуются через политическую деятельность и проявляются непосредственно как практическое взаимодействие субъектов политики

Политические отношения - это взаимосвязи субъектов политики по поводу завоевания распределения использования удержания и развития политической власти Политические отношения - это своеобразный способ регулирования взаимодействия социальных субъектов в политической власти

Политические отношения могут носить характер непосредственных (прямых) или косвенных (опосредованных) связей между субъектами политики При непосредственной связи между ними присутствует прямой контакт Опосредование политического взаимодействия может происходить не только через социальные предметы в вещной знаковой и институциональной форме но и через субъектов политики - индивидуальных и совокупных Непосредственное политическое отношение - это прямая замкнутость субъекта политики на другой субъект Между ними нет другого субъекта который бы активно влиял на содержание взаимодействия на характер направляющих его целей Опосредованное политическое отношение между субъектами предполагает участие одного или нескольких субъектов в роли активной опосредующей силы Но отсутствие непосредственной связи между субъектами не означает отсутствия отношений между ними Так неконтактные отношения между членами партий существуют независимо от их личного знакомства и опосредуются деятельностью руководящих органов

Любые политические отношения - это продукт взаимодействия субъектов ибо в нем они создаются и изменяются Они могут осуществляться в различных видах К ним относятся:

    политическое несотрудничество (политическая борьба);

    политическое сотрудничество (содействие консолидация);

    политический конфликт;

    политический компромисс;

    социальный (политический) консенсус

Понятие "политическая борьба" отражает широкий спектр взаимодействий субъектов политики в рамках определенной социальной системы Эти взаимодействия предназначены для самосохранения развития функционирования одних субъектов политики за счет других посредством их устранения принуждения или подавления Политическое сотрудничество обеспечивает самосохранение развитие функционирование взаимодействующих субъектов путем их взаимной поддержки упрочения кооперации усилий и тд

Политическая борьба представляет собой конфликтное обоюдное противодействие субъектов политики их ассоциаций преследующих противоположные или несовместимые цели Она является важнейшей движущей силой политики непосредственно определяющей развитие политических событий Борьба зарождается на основе определенных противоречий и проявляется через множественность ее конкретных видов (конкуренция война восстания революции и тд)

С точки зрения последствий различают три основных вида политической борьбы:

    борьба стимулирующая взаимодействующие стороны к более интенсивному развитию (например борьба партий за влияние);

    борьба приводящая к уничтожению ослаблению одной из сторон либо к ослаблению обеих сторон (например гражданская война);

    борьба качественно изменяющая взаимодействующие стороны и их положение в политическом процессе (например захват государственной власти)

Политическая борьба реализуется в двух основных формах: практически-политической и политико-идеологической Практически-политическая борьба может вестись либо мирными средствами (политическая игра давление компромиссы участие в выборах и тд) либо вооруженными (вооруженные столкновения демонстрация военной силы вооруженное восстание вооруженное подавление и тд) Возможны также различные комбинации этих средств борьбы Политико-идеологическая борьба реализуется посредством борьбы различных политических концепций пропаганды содержащихся в них идей и агитации за их реализацию В моменты своего наивысшего обострения эта борьба может перерастать в психологическую войну Идеологическая борьба - это показ и отстаивание социально-политическими силами своего мировоззрения образа жизни принципов и идеалов Психологическая борьба подменяет идеологическую дезинформацией апелляцией не к разуму а к нездоровым инстинктам людей игрой на низменных чувствах распространением политических слухов инсинуаций и тд При этом используются запугивание политический террор заведомо ложные фальсифицированные материалы подлоги и пр Политическая борьба может реализоваться под открыто политическими лозунгами Она способна и преднамеренно и непреднамеренно камуфлироваться религиозными или иными формами борьбы

Ход борьбы зависит от соотношения противостоящих сил имеющихся и используемых потенциальных возможностей

При анализе политической борьбы выделяют три группы возможностей сторон: материальные информационные и организационные Материальные возможности сторон включают в себя:

а) людские ресурсы (численность населения составляющего социальную опору данной политической организации и ее качественные характеристики прежде всего степень морально-политической готовности и технической подготовленности к участию в борьбе);

б) экономические ресурсы (производительные силы которые могут быть использованы для материально-технического оснащения участников борьбы в первую очередь военно-экономический потенциал и финансовые ресурсы);

в) арсенал политического действия (состав и боеспособность вооруженных сил военизированных организаций других материальных сил);

г) свойства пространства которые контролируются и используются данной политической организацией

К информационным возможностям относятся:

а) полнота надежность и своевременность осведомленности сторон об обстановке политической борьбы;

б) объем и качество научно-технических знаний которые могут быть использованы в борьбе и возможности их наращивания

В организационные возможности сторон входят:

а) состояние собственных и коалиционных органов управления борьбой (как органов принимающих решения так и штабных аппаратов);

б) уровень кадрового состава органов управления;

в) эффективность нормативной системы регламентирующей действия участников борьбы

Возможности сторон не ограничиваются лишь этими параметрами Можно также выделить возможности сторон в обеспечении прочных и сильных союзов с другими социально-политическими силами социально-психологические и идеологические возможности (степень сплоченности и боевитости сторон наличие опыта политической деятельности уровень престижа в обществе борющихся сторон) возможности (степень и широта) идеологического воздействия и тд личностные возможности сторон (наличие ярких лидеров компетентных руководителей дальновидных теоретиков степень убежденности и решительности последователей и тд)

В политической борьбе весьма значительна роль используемых средств и искусства их применения От наличия разнообразных средств и умения их своевременно применять во многом зависит степень остроты интенсивности и напряженности политической борьбы Она может иметь характер скрытой или открытой полемики критики психологического давления переходить к экономическому принуждению эпизодическому применению оружия наконец к открытым массовым вооруженным столкновениям

Политическая борьба может вестись между индивидуальными и коллективными субъектами политики Борьба между политическими деятелями лидерами и иными профессиональными политиками обусловлена социально-групповыми интересами совокупных субъектов политики Ведь политические деятели - это прежде всего выразители интересов и воли определенных социальных групп В основе политической борьбы между индивидами могут также лежать их личные интересы амбиции пристрастия например властолюбие

При всем значении индивидуальной политической борьбы политика - это прежде всего борьба партий ассоциаций движений это межгрупповая борьба Именно она решает исход политических событий Однако в любом случае политическая борьба - это такая ситуация взаимодействия которую порождают две причины:

    субъекты политики преследуют несовместимые цели либо отстаивают несовместимые ценности;

    субъекты в острой конкурентной борьбе стремятся одновременно к достижению одной и той же цели которая может быть достигнута только одним из них

Как средство достижения этих целей политическая борьба предстает в виде многообразных форм контакта субъектов с применением принуждения (физического или психологического) либо в рамках общепринятых норм либо вне их Этим она отличается от другой формы политического взаимодействия - сотрудничества

Политическое сотрудничество - это специфический вид взаимодействия субъектов политики в процессе которого они способствуют взаимной поддержке взаимной безопасности и взаимному сохранению Оно может выполнять функцию источника политического развития а может быть и его тормозом Политическое сотрудничество возможно как между однородными субъектами политики (например между партиями) так и между разнородными (при решении экологических проблем проблем преступности и тд) Один и тот же субъект способен находиться в состоянии борьбы с первым сотрудничества со вторым и относительного нейтралитета с третьим субъектом

Реализация политической деятельности и политического развития идет через борьбу через противоречия Однако само противоречие и борьба возможны в политике лишь при наличии содействия Иначе противоборствующие в политике стороны поглотили бы и друг друга и общество В то же время политическое содействие сотрудничество без борьбы ведет к застою общества Борьба и сотрудничество - две основные формы развертывания политической деятельности

Важнейшей разновидностью политического содействия является кооперация - такое взаимодействие субъектов политики на базе общности их целей и задач которое ведет к обоюдополезному результату Политическую жизнь как и всю общественную трудно представить без кооперации в различных ее формах Существенными чертами кооперации являются совместимость деятельности; технологическое взаимодействие на основе разделения функций; целенаправленность и программирование деятельности и др

Политическое содействие осуществляется не только в виде кооперации оно может носить также характер политических консультаций между различными социально-политическими силами Консультации бывают либо эпизодические либо постоянные в рамках определенных организационных форм Одной из их разновидностей является представительское содействие в рамках специально создаваемых для этого организаций или посреднических групп которое может существовать в форме обмена мнениями услугами людскими и материальными ресурсами например, помощь вооружением военными формированиями и тд

Итак чтобы реализовать свои интересы и цели сохраниться выжить в динамическом и жестком мире политики субъект вынужден не только бороться но и сотрудничать объединяться с другими субъектами в ассоциации

Политическое содействие способствует совершенствованию политических отношений и институтов если обеспечивает содействующим субъектам наиболее благоприятные социально-экономические и политические условия для общественного развития; помогает им преодолеть дезорганизующее воздействие внешних факторов Наряду с политической борьбой политическое содействие есть необходимый и центральный фактор политического развития

Рассмотрим следующие базовые категории - общественный (политический) конфликт компромисс и консенсус

Политический конфликт - форма проявления противоречий сторон которая связана с отличиями поведения участников общественных процессов Такой конфликт может возникать в разных сферах и принимать разные формы Это может быть конфликт между общественными классами (например рабочими и буржуазией) которые противостоят друг другу между институтами созданными последними для реализации собственных потребностей и интересов и тд

Многие специалисты толкуют политический конфликт как противостояние разных политических сил по тем или иным вопросам Если придерживаться таких позиций политический конфликт предстает как определенное экстремальное состояние политического влияния разных институтов которые представляют интересы разнообразных крупных общественных групп В таких случаях участники конфликта используют почти все свои резервы политической активности привлекают к нему всю свою общественную базу Такое изменение событий мешает функционированию общественного целого

Правящие группы не заинтересованы в резком противостоянии общественно-политических сил стараются смягчить конфликтные ситуации через согласование позиций и ограничение взаимных политических требований

Анализ общественного конфликта дает возможность выделить в нем такие социальные функции:

    разрядки напряженности;

    коммуникативно-информационную которая дает возможность лучше понимать друг друга следовательно, сблизиться имея общую платформу;

    стимулирования социальных изменений;

    переоценки ценностей и норм;

    усиления лояльности общностей консолидации общества;

    гарантии развития общества благодаря столкновению противоположных интересов их анализу и разработке путей устранения причин конфликта

Политический компромисс - взаимопонимание субъектов политики на основе взаимных уступок которое является характеристикой уровня развития общества его политической цивилизованности Он может быть достигнут только тогда когда все политические силы которые принимают участие в конфликте "играют" по одинаковым правилам и достигают соглашений касательно общих вопросов через взаимные уступки В противном случае конфликт невозможно разрешить мирным путем как следствие - конфронтация вражда революционное право народа и правящих кругов и тд

Достижение общественного консенсуса (совпадения во взглядах и действиях субъектов политики) по тем или иным вопросам является необычайно важной проблемой для любого общества Необходимо найти такие механизмы его достижения которые бы предупреждали возникновение острой конфликтной стадии политического процесса Для этого необходимо постоянно работать в двух направлениях:

    совершенствовать механизмы выявления и кристаллизации общественных настроений социальных установок и потребностей;

    создавать механизмы предотвращения преобразования неантагонистических противоречий (конфликтов) в антагонистические

Первое направление предусматривает прежде всего постоянное изучение общественного мнения (мониторинг) Для этого необходимо регулярно проводить выборы референдумы опросы общественного мнения по важнейшим вопросам общественной жизни анализировать социальную информацию которая поступает через государственные каналы информации средства массовой информации а также обращения граждан к органам представительской исполнительной и судебной ветвей власти Важнейшую информацию можно собрать с помощью социологических и социопсихологических исследований

При четко налаженных технологиях сбора и анализа социальной информации создаются объективные условия для учета реалий во время разрешения общественных противоречий Способствуют этому и соответствующие общественные институты которые аккумулируют социальную информацию анализируют ее и передают по ступеням иерархии власти Такими институтами являются представительские и исполнительные органы власти партийно-политические общественные профессиональные структуры и др.

Политические отношения выполняют ряд социальных функций:

1 Объединительная - заключается в объединении политических структур (государственных местного самоуправления и общественно-политических) и политической культуры (политической сознательности и стандартов политической деятельности) в единую политическую систему

2 Координационная - координирует деятельность разных органов и организаций что способствует нормальному функционированию политической сферы общества

3 Социально-политического творчества - способствует обновлению организационных структур и наполнению новым содержанием субъектов политической жизни общества

4 Деятельностная - обеспечивает функциональную активность политической системы общества ее совершенствование и обогащение форм и содержания политической деятельности

Выводы

Итак политические отношения и связи выступают как необходимые структурные элементы политической системы общества средства взаимодействия субъектов политики Совершенствование политических отношений и политической деятельности в современных условиях - решающий фактор стабилизации в социально-экономической сфере политической жизни в целом Судьба политической системы и государства во многом зависит от способности власти принимать сбалансированные политические решения, переводить политические конфликты в плоскость политического сотрудничества и привлекать на свою сторону граждан государства для собственной поддержки на избирательных участках.

Литература

1 Абизов ВЄ Кремень ВГ Політичні рішення: механізм прийняття - К 2008

2 Балабан Р Результати парламентських виборів 1990 1994 1998 рр: політологічний аналіз // Нова політика - 1998 - №6

3 Бебік ВМ Політичний маркетинг і менеджмент - К 2006

4 Ващенко К Деякі підсумки виборчої кампанії партій та блоків: регіональний аспект // Нова політика - 2008 - №2

5 Литвин В Політична арена України: дійові особи та виконавці - К 2009

6 Президентські вибори в Україні: політичні ресурси та імідж претендентів // Політична думка - 2009 - №1-2

7 Рябов С Політичні вибори - К 2008

8 Тихомиров ВБ Профессионализм политолога: анализ принятие решений управление событиями // Социально-политический журнал - 2007 - №3

9 Томенко М Підсумки парламентських виборів в Україні (політичні орієнтації і надання переваг електорату) // Політична думка - 2008 - №2