Судебная власть в Украине

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ УКРАИНЫ

ХАРЬКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ

РЕФЕРАТ

По правоведению

На тему: «Судебная власть в Украине»

Харьков

2010

План

    Понятие и система судебной власти в Украине

    Конституционный Суд Украины

а) понятие конституционной юрисдикции

б) состав и порядок формирования Конституционного Суда Украины

в) полномочия Конституционного Суда Украины

г) порядок работы Конституционного Суда Украины

    Система судов общей юрисдикции

Список литературы

Государственная власть в Украине осуществляется на основах ее деления на законодательную, исполнительную и судебную. Судебная власть в Украине реализуется путем осуществления правосудия в форме гражданского, хозяйственного, административного, криминального, а также конституционного судопроизводства. Судопроизводство осуществляется Конституционным Судом Украины и судами общей юрисдикции. Юрисдикция судов распространяется на все правоотношения, которые возникают в государстве. Основным регулятором судебной власти в Украине являются Конституция Украины и Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» от 07.07.2010 № 2453-VI

Юрисдикция — правовая сфера, определяющая полномочия определённого органа государственной власти.

Юрисдикция может делиться на подсудность (отнесение того или иного дела или правоотношения к тому или иному суду) и подведомственность (отнесение того или иного правоотношения к тому или иному органу).

Конституционный Суд Украины — единственный орган конституционной юрисдикции в Украине, задачей которого является гарантирование верховенства Конституции Украины как Основного Закона государства на всей территории Украины.

Начал деятельность по новой Конституции 18 октября 1996 года.

Состав

Конституционный Суд Украины состоит из восемнадцати судей — по шесть от Президента, Верховной Рады и съезда судей Украины.

Председатель Конституционного Суда Украины

Председатель Конституционного Суда Украины избирается на специальном пленарном заседании Конституционного суда Украины из состава судей Конституционного суда Украины только на один трёхлетний срок. Голосование проходит путём тайной подачи бюллетеней. Избранным председателем Конституционного суда Украины считается кандидат, за которого проголосовало более половины конституционного состава судей Конституционного Суда Украины.

К полномочиям председателя Конституционного Суда Украины относятся: организация работы коллегий судей Конституционного Суда Украины, комиссий и Секретариата Конституционного Суда Украины; созыв и проведение заседаний, пленарных заседаний Конституционного Суда Украины; распоряжение бюджетными средствами на содержание и обеспечение деятельности Конституционного суда Украины в соответствии со сметой, утверждённой Конституционным судом Украины.

Заместители председателя Конституционного Суда Украины

Заместители председателя Конституционного Суда Украины избираются по предложению председателя в порядке, предусмотренном для избрания председателя Конституционного Суда Украины. Заместители председателя исполняют по поручениям председателя Конституционного Суда Украины отдельные его полномочия.

Постоянные и временные комиссии

Постоянные и временные комиссии — это вспомогательные органы Конституционного Суда Украины. Постоянные комиссии образуются на пленарном заседании с целью организации внутренней деятельности Суда.

В свою очередь временные комиссии создаются для дополнительного исследования вопросов, связанных с конституционным производством по делу, при участии специалистов в соответствующих отраслях права.

Коллегии Конституционного Суда Украины

В составе Конституционного Суда Украины образуются коллегии судей:

    для рассмотрения вопросов об открытии производства в делах по конституционным представлениям;

    для рассмотрения вопросов об открытии производства в делах по конституционным обращениям;

Конституционный Суд Украины принимает решение с создании коллегий на заседании первого месяца каждого календарного года. Также на этом заседании утверждается состав, и назначаются секретари коллегий.

Эти вспомогательные структуры рассматривают вопросы относительно открытия или отказа в открытии производства по делу. Они рассматривают, изучают и исследуют конституционные представления и обращения. Если коллегия усматривает основания для открытия производства или отказа в открытии, то принимается соответствующее постановление.

Аппарат Конституционного Суда Украины

С целью обеспечения эффективной деятельности Конституционного суда Украины, создается аппарат Конституционного суда Украины, в состав которого входят:

    секретариат;

    служба председателя Конституционного Суда и его заместителей;

    служба каждого судьи Конституционного Суда Украины;

    другие подразделения (архив, библиотека, печатный орган («Вестник Конституционного суда Украины»).

Порядок формирования

Судья Конституционного Суда

Согласно Конституции Украины судьёй Конституционного Суда Украины может быть гражданин Украины, который на день назначения достиг возраста 40 лет, имеет высшее юридическое образование и опыт работы по специальности не менее десяти лет (практическая, научная, педагогическая деятельность), проживал на Украине на протяжении последних двадцати лет и владеет государственным языком.

Судья Конституционного суда назначается на девять лет без повторного права быть назначенным на эту должность.

Назначение Президентом Украины

Президент Украины проводит предварительные консультации с Премьер-министром Украины и Министром юстиции Украины относительно кандидатур на должности судей Конституционного Суда Украины. В случае согласования предлагаемых кандидатур Президент Украины издает соответствующий указ, который должен быть скреплён подписями Премьер-министра Украины и Министра юстиции Украины.

В случае прекращения полномочий судьи Конституционного Суда, назначенного Президентом Украины, глава государства в месячный срок должен назначить на эту должность другое лицо.

Назначение Верховной Радой Украины

Верховная Рада Украины назначает судей Конституционного Суда Украины тайным голосованием путем подачи бюллетеней.

Предложения по кандидатурам на должности судей Конституционного Суда Украины вносит Председатель Верховной Рады Украины, а также может вносить не менее чем 1/4 народных депутатов Украины от конституционного состава Верховной Рады Украины; при этом депутат имеет право поставить подпись под предложением о выдвижении только одной кандидатуры и эти подписи депутатов не отзываются. Соответствующий Комитет Верховной Рады Украины представляет Верховной Раде свои выводы по каждой кандидатуре на должность судьи Конституционного суда Украины, внесённой в установленном порядке.

Назначенными на должности судей Конституционного Суда Украины считаются кандидаты, набравшие наибольшее количество голосов депутатов, но более половины голосов депутатов от конституционного состава Верховной Рады Украины.

Если несколько кандидатов набрали одинаковое количество голосов и после их назначения было превышено необходимое для назначения количество судей, относительно этих кандидатов проводится повторное голосование.

В случае прекращения полномочий судьи Конституционного суда Украины, назначенного Верховной Радой Украины, Верховная Рада Украины в месячный срок назначает другое лицо на эту должность.

Назначение съездом судей Украины

Съезд судей Украины по предложению делегатов съезда открытым голосованием большинством голосов присутствующих делегатов съезда определяет кандидатуры на должности судей Конституционного Суда Украины для включения в бюллетени для тайного голосования.

Назначенным на должность судьи Конституционного Суда Украины считается кандидат, в результате тайного голосования получивший большинство голосов от числа избранных делегатов съезда судей Украины.

Если голосование проводится по кандидатурам, количество которых превышает квоту для назначения на должности судей Конституционного Суда Украины, назначенными считаются кандидаты, которые при условиях, определенных во второй части этой статьи, набрали больше голосов, чем другие кандидаты на эти должности.

В случае прекращения полномочий судьи Конституционного Суда Украины, назначенного съездом судей Украины, съезд судей Украины в трехмесячный срок назначает другое лицо на эту должность.

Начало полномочий судьи

Судья Конституционного Суда вступает в должность со дня принесения им присяги, которую он приносит на торжественном заседании Верховной Рады Украины, проходящем при участии Президента Украины, Премьер-министра Украины, председателя Верховного суда Украины, не позднее чем через месяц после назначения судьёй Конституционного Суда.

Текст присяги закреплён в ст. 17 Закона о Конституционном Суде.

Полномочия Конституционного Суда Украины

В соответствии с Конституцией Украины и Законом «О Конституционном суде Украины», суд принимает решения и даёт заключения по таким делам

    рассмотрение вопросов соответствия Конституции законов и других правовых актов Верховной Рады Украины, актов Президента Украины, актов Кабинета Министров Украины, правовых актов Верховной Рады Автономной Республики Крым;

    соответствие Конституции действующих международных договоров Украины, или тех международных, которые относятся к Верховной Раде Украины для дачи согласия на их обязательность;

    соблюдение конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела об устранении Президента Украины с поста в пределах, определённых Конституцией;

    издание официальных толкований Конституции и законов Украины.

В компетенцию Конституционного Суда Украины не входят вопросы относительно законности актов органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления и другие вопросы, относящиеся к полномочиям судов общей юрисдикции.

Рассмотрение вопросов о соответствии Конституции Украины происходит, когда в Конституционный суд поступит представление от Президента Украины, Верховного суда Украины, Уполномоченного Верховной Рады по правам человека или Верховной Рады Автономной Республики Крым. Решения и заключения Конституционного суда являются обязательными к исполнению на территории Украины, окончательными и не подлегающими обжалованию.

Конституционный Суд также по обращению Президента или Правительства дает заключения о соответствии Конституции Украины действующих международных договоров Украины или тех договоров, которые вносятся в парламент для ратификации.

Субъектами права на конституционное обращение по вопросам дачи заключений Конституционным судом Украины являются граждане Украины, иностранцы, лица без гражданства и юридические лица.

Правовые акты, признанные Конституционным Судом неконституционными полностью или в определённой части, прекращают своё действие с момента принятия Конституционным судом соответствующего решения.

Решения и заключения Конституционного Суда обнародуются на следующий рабочий день после их подписания и публикуются в «Вестнике Конституционного суда Украины», а также в других официальных изданиях («Официальный Вестник Украины», «Ведомости Верховной Рады Украины», «Голос Украины», «Правительственный курьер»).

Материальный или моральный вред, нанесённый физическими или юридическими лицами актами и действиями, которые были признаны неконституционными, возмещается государством в установленном законодательством Украины порядке.

Порядок работы Конституционного Суда Украины

Деятельность Конституционного Суда Украины основывается на принципах верховенства права, независимости, коллегиальности, равноправия судей, гласности, полного и всестороннего рассмотрения дел и обоснованности принятых им решений.

Организация, полномочия и порядок деятельности Конституционного суда Украины определяются Конституцией Украины и Законом о Конституционном Суде. Конституционный Суд Украины принимает акты, регламентирующие организацию его внутренней работы (регламент Конституционного суда Украины) в соответствии с Законом о Конституционном суде.

Судья Конституционного Суда Украины при отправлении своих обязанностей на пленарном заседании, на заседании Конституционного суда и в Коллегии судей Конституционного суда Украины должен быть одет в мантию. Судья Конституционного Суда Украины имеет нагрудный знак, описание и форма которого утверждаются Верховной Радой Украины.

Система судов общей юрисдикции

7 июля 2010 был принят Закон Украины "О судоустройстве и статусе судей". По смыслу положений этого Закона в Украине фактически вводится полная (сплошная) специализация судов всех уровней, а следовательно, реализуется подход, согласно которому все суды Украины являются специализированными. Другими словами, власть отменила суды общей юрисдикции.

Такой подход к реализации принципа специализации системы судов общей юрисдикции не основывается на конституционных предписаниях. Системный анализ положений Конституции Украины (254к/96-ВР) свидетельствует, что специализация судов является одним из принципов построения системы судов общей юрисдикции, однако при этом не распространяется на все виды судопроизводства. Это означает, что специализированные суды входят в единую систему судов общей юрисдикции, однако не означает и не может означать, что эта система состоит исключительно из специализированных судов.

Учитывая положения Основного Закона (254к/96-ВР) в Украине должны функционировать как общие, так и специализированные суды. Именно общие суды, которые в любом государстве составляют основу судебной системы, должны обеспечивать рассмотрение подавляющего количества судебных дел. Идея создания специализированных судов заключается в необходимости обеспечения рассмотрения конкретных узких специфических категорий дел судями, которые имеют соответствующую профессиональную подготовку.

Указанное подтверждается, в частности, положениями части четвертой статьи 127 Основного Закона Украины (254к/96-ВР), которая предусматривает для судей специализированных судов обязательное наличие профессиональной подготовки по вопросам юрисдикции этих судов, возможность осуществления ими правосудия только в составе коллегий судей, что, кстати, не нашло своего отражения в Законе (2453-17).

Об искусственности и надуманности предложенного Законом подхода к определению специализации судов свидетельствуют его положения, определяющие специализацией рассмотрение судами в пределах одной юрисдикции гражданских и уголовных дел, которые через правовую природу, разные принципы осуществления судопроизводства в уголовном и гражданском процессе существенно отличаются. Вместе с тем, Законом (2453-17) даже не предусматривается обязательность образования отдельных палат по рассмотрению гражданских и уголовных дел в судах апелляционной инстанции (часть пятая статьи 26 Закона).

Итак, согласно новому Закону в Украины будут функционировать исключительно специализированные суды. Это не соответствует Конституции.

Список литературы

Конституційне право України: Підручник. / За заг. ред. В. Ф. Погорілка. — К.: Наукова Думка; Прецидент, 2006

Фрицький О. Ф. Конституційне право України: Підручник. — К.: Юрінком Інтер, 2004.

Теорія держави і права: Підручник. / Пер. з рос. Скакун О. Ф. — Харків: Консум, 2006

Конституція України (із змінами і доп). — К.: Атіка, 2006. Закон України «Про Конституційний Суд України» від 16 жовтня 1996 р.