Геополитика и развитие демократии в Азербайджане
ГЕОПОЛИТИКА И РАЗВИТИЕ ДЕМОКРАТИИ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Геополитическая позиция Азербайджана
2. Проблемы становления демократии в Азербайджане
3. Международные организации
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Современный мир переживает кардинальную трансформацию. Это связано не только с военно-политическими аспектами нового мирового порядка, но и ускорением темпов глобализации, которая стала стержневым направлением мирового развития в XXI веке.
Актуальность и новизна настоящей работы определяется, прежде всего, тем, что именно взрывное ускорение перемен зачастую формирует те плюсы и минусы, которые присущи процессам, происходящим в мире. Все это накладывает существенный отпечаток на формирование нового понимания сути демократии в трансформационных обществах.
Новейшая история Азербайджана представляет собой смесь национально-освободительного движения, националистических порывов, армяно-азербайджанского конфликта, ошибок и провокаций. До сих пор не проведено детальное исследование событий происходящих в последнее время явлений в геополитике и развитии демократизации в Азербайджане.
Целью работы является оценка геополитической позиции и развития демократии в Азербайджане.
Для достижения данной цели в работе ставятся следующие задачи:
исследовать основные направления геополитики Азербайджана;
дать характеристику внутренней ситуации в стране;
проанализировать эффективность взаимодействия страны с международными организациями.
Предметом исследования является внутренняя и внешняя политика страны.
Теоретической и методологической основой исследования послужили разработки и публикации ученых по актуальным вопросам данной тематики, материалы периодической печати. Нормативную базы работы нормативно-правовые акты Азербайджана и международных организаций.
В процессе изучения и обработки материалов применялись следующие методы экономических исследований: абстрактно-логический, эмпирический, метод экспертных оценок, использовались основные приемы анализа.
1. Геополитическая позиция Азербайджана
Азербайджанская Республика после приобретения независимости в 1991 году стала проводить самостоятельную внешнюю политику, направленную на систематическое укрепление и развитие государственности и на защиту национальных интересов, номинально строя последнюю на основе международных правовых норм и принципов, а также на принципах уважения суверенитета и территориальной целостности государств и не вмешательства во внутренние дела1. Внешняя политика Азербайджана, руководствуясь этими принципами и выступая с позиции долгосрочных национальных интересов, преследует такую жизненно важную цель, как устранение угроз направленных на независимость, суверенитет, территориальную целостность и национальную безопасность республики, и в первую очередь агрессии, совершенной против нее со стороны Армянской Республики. Одним из основных приоритетов Азербайджанской внешней политики является установление мира и стабильности на региональном уровне, достижение таких стратегических целей, как реализация проектов по сотрудничеству и крупных транспортных проектов.
Среди приоритетов внешней политики Азербайджана, как правило, называются:
развитие плюралистической демократии, основанной на рыночной экономике и верховенстве законов;
проведение независимой внешней политики с целью скорейшего восстановления территориальной целостности и суверенитета Азербайджана;
устранение угроз, направленных против безопасности, политической независимости, суверенитета и территориальной целостности Азербайджана;
решение Нагорно-Карабахского конфликта между Арменией и Азербайджаном на основе принципов Лиссабонского саммита и путем переговоров в рамках Минской группы ОБСЕ;
устранение результатов военной агрессии Армении против Азербайджана;
развитие взаимовыгодных отношений с соседними странами;
усиление безопасности и стабильности в регионе;
предотвращение противозаконных перевозок оружия и других противозаконных перевозок;
преданность существующим глобальным режимам по предотвращению распространения ядерного оружия и создание на Южном Кавказе свободной от ядерного оружия зоны;
демилитаризация бассейна Каспийского моря;
интеграция в структуры Европейской и Трансатлантической безопасности и сотрудничества, включая НАТО, Европейский Союз, Западно-Европейский Союз и Совет Европы;
ускорение развития различных отраслей экономики страны, пользуясь выгодным стратегическим и географическим положением Азербайджана, расположенного на стыке Запада и Востока;
развитие Евразийского транспортного коридора, участником которого является Азербайджан.
Целенаправленная внешняя политика укрепила позиции республики на международной арене2. Благодаря динамичному продолжению в последние годы социально-экономической стратегии, а также проведению во всех сферах общественной жизни соответствующих реформ, отвечающих всем требованиям современного периода, Азербайджан стал развиваться более активно, превратившись в государство, обеспечивающее реализацию на Южном Кавказе обширных проектов. Азербайджан, продолжающий курс интеграции в Евро-Атлантическое пространство, превратившийся в центр международного и регионального сотрудничества, занявший место среди лидирующих стран мира по уровню роста внутреннего валового продукта, в течение последних лет приближается к поставленным целям и завоевывает влияние в мировой политике. В следствии эксплуатации трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан и завершения строительства газопровода Баку-Тбилиси-Арзурум, являющихся логическим результатом нефтяной стратегии, позиции Азербайджана в системе международных отношений еще более усилились, обеспечив тем самым формирование у него имиджа государства, открытого для иностранных инвестиций. Последние годы были всецело направлены на реализацию энергетических проектов и коммуникационных систем, влияющих на мировую политику, осуществление эффективной социально-экономической стратегии, согласование внешней и внутренней политики, предотвращение превращения Азербайджана в арену геополитической конкуренции, формирование азербайджанских диаспор и лобби.
2006 год может считаться кульминационной вершиной в реализации новой нефтяной стратегии. Дача в эксплуатацию нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан 13 июля 2006 года означала получение Азербайджаном широких возможностей с точки зрения обеспечения экономических интересов и позиций государств, являющихся участниками данного проекта, а также решения проблем, связанных с энергетической независимостью. Существующая сегодня мировая конкуренция за контроль над основными источниками энергии создает реальное представление о степени заинтересованности в превращении названного трубопровода в механизм целенаправленного сотрудничества.
Реализация таких проектов как нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан и газопровод Баку-Тбилиси-Эрзерум, строительство железной дороги, связывающей Баку-Тбилиси-Карс, существенно увеличивают значимость страны в глобализационных проектах, одновременно решая вопросы энергетической безопасности панъевропейского пространства.
Наряду с этим, с одной стороны повышаются инвестиционные возможности отечественного предпринимательства, создаются широкие перспективы для реализации новых инвестиционных программ и использования в них прибыли от продажи нефти, с другой – активно привлекаются иностранные инвесторы.
По прогнозам экспертов, количество экспортируемой нефти в 2008 году составит 50 млн. тонн, что при цене за 1 баррель нефти в 35 долларов привнесет в государственную казну дополнительно 140 млрд. долларов США. Основываясь же на текущую рыночную стоимость "черного золото", можно констатировать, что эта сумма, вероятно, составит 200 млрд. долларов США.
Однако сильная экономика не может быть следствием исключительно экспорта углеводородов. Без борьбы за обладание высокими технологиями связи и информации, энергосбережения, увеличения производства сельскохозяйственной продукции, а также без реорганизации системы образования и науки в источник конкурентоспособности нам сложно будет говорить об эффективном развитии. Поэтому последние годы нацелены исключительно на снижение зависимости от экспорта "черного золота" и усиление иных составляющих национальной экономики.
Помимо этого, Азербайджану удалось получить благоприятную возможность укрепить международное влияние и позиции, агитировать свою внешнюю и внутреннюю политику и социально-экономические успехи. В настоящий момент перед посольствами Азербайджана стоит задача еще больше усилить влияние и позиции Азербайджана на международной арене и предоставлять международной общественности объективную и всестороннюю информацию о нашей республике. Преобразование официального Баку в центр международного сотрудничества и процветания состоялось лишь благодаря осуществленной успешной политике.
Вполне очевидно, что главным препятствием на пути развития Азербайджанской Республики является армяно-азербайджанский конфликт, который возник по причине территориальных притязаний Армянской Республики и завершился крупномасштабной военной агрессией. Поэтому внешняя политика, проводимая государством, направлена именно на восстановление территориальной целостности Азербайджанской Республики и сосредоточение особого внимания на устранении тяжелых последствий армянской военной агрессии.
2. ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ДЕМОКРАТИИ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ
Будучи продуктом человеческого сознания, демократия, в ходе развития и совершенствования общества, обогащается новыми идеями, положениями и практикой. Каким бы сложным не был путь в демократию, мировая практика показала, что она отвечает интересам наций. Если взглянуть на историю Азербайджана, то можно увидеть яркие примеры демократического Ренессанса, и долгий период сосуществования в рамках единого тоталитарного пространства3.
Демократия – "форма государства, при которой большинство народа ясно заявляет о своем согласии передать власть управления определенным представителям народа, но оговаривая за собой право контроля. Изменение значения понятия демократии приводит к тому, что его относят уже не только к форме государства, но оно включает социальные и политические силы, а также стремление к их демократизации, из чего при соответствующих условиях возникает практика демократии"4.
Совершенно очевидно, что современная демократия - не просто термин, ставший модным в эпоху глобальных трансформаций. Это выходящий за пределы политологического понятия образ формирования Нового мирового порядка. Если быть еще более точным, демократия в XXI веке это стратегия формирования гомогенной миросистемы. Но насколько эта миросистема соответствует целям и устремлениям всех субъектов международных отношений, вопрос совершенно иной.
Основа будущих перемен в Азербайджане была заложена в 1993-1996-е годы. В статье 7 Конституции Азербайджанской Республики записано: "Азербайджанское государство – демократическая, правовая, светская, унитарная республика". А в статье 12 провозглашено: "Обеспечение прав и свобод человека и гражданина – высшая цель государства".
Новая власть, взяв курс на интеграцию в евро-атлантическое пространство, начала строить совершенно иную общественно-политическую и экономическую структуру, приоритетом стал вывод страны из изоляции и построение гражданского общества. С 1996 года, после преодоления угроз государственных переворотов, ситуация в стране начала кардинально меняться. Сегодня в Азербайджане преодолен политический и экономический кризис, имевший место в начале 90-х гг. ХХ в., установлена относительная общественно-политическая стабильность, закладывается базис гражданского общества. Либерализация экономики создали благоприятные возможности для интеграции страны в глобальную экономическую систему.
По оценкам 2004 года, Азербайджан имеет хороший уровень по степени экономической свободы: налоговая политика (89%), инфляция (70%), торговая политика (93%), кредитный рейтинг (96%), экономическое регулирование (43%). По социальным расходам ситуация ниже: расходы на образование (51%), расходы на здравоохранение (26%), иммунизация (96%). Блок правового регулирования имеет наименьшие оценки: политические права (37%), гражданские свободы (41%), контроль над коррупцией (19%), эффективность правительства (24%), законодательный режим (49%), избирательные права (32%) (рис.1.)5.
Рис.1. Оценки уровня свободы Азербайджана, %
Таким образом, в Азербайджане все еще нет системы справедливого госуправления. В Азербайджане серьезной проблемой остается контроль над коррупцией, и самый плохой показатель Азербайджан имеет по данному вопросу.
Практически любое современное государство может при определенных условиях обрести демократическую форму правления. Вопрос заключается скорее в том, чтобы сохранить демократию, сделать демократическую форму правления устойчивой. А для реализации этой цели важно иметь соответствующую экономическую базу.
Поэтому, сегодня одной из приоритетных задач политической элиты Азербайджана является трансформация экономических достижений в фактор формирования нового демократического сознания.
Совершенно очевидно, что для трансформационного общества крайне сложно перенять новые поведенческие нормы и стереотипы. Как таковые они формируются по мере изменения социокультурной среды, политических приоритетов и условий благосостояния населения. Иными словами, демократизация вносит новые сегменты в социально-культурную жизнь азербайджанского общества, стараясь изменить ее и вклинить новые поведенческие нормы.
Демократия – форма цивилизованного политического соперничества, где оппонентами выступают наиболее подготовленные и сильные представители элит общества. Это ни в коей мере не ставит под сомнение то, что она является лучшей формой народовластия, ибо более совершенного человечество еще не придумало. Но борьба эта осуществляется между лидерами и теми, кто формирует стратегию развития на перспективу. Поэтому демократию стоит рассматривать сугубо как продукт внутреннего развития того или иного социума. К тому же, в основе строительства демократии лежат мир, стабильность и стратегия (устойчивого) константного развития общества.
В данном контексте, наиболее сложный выбор верной и перспективной стратегии развития предстоит трансформационным обществам, которые в настоящее время осуществляют транзит из одной системы в другую и при этом подвержены не только влиянию "третьей демократической волны", но и целого комплекса таких понятий как "модернизация", "вестернизация", "мультикультурализм" и т.д. Вместе с тем, в то время как индивидуальная свобода в начале века все явственнее рассматривается, как часть геостратегического стремления построить "стабильный и безопасный мировой порядок", мы зачастую сегодня являемся свидетелями отката мондиализма в пространство, отвергающее внутреннее и внешнее инакомыслие.
Иначе говоря, сегодня мир не стал более безопасным. Скорее, наоборот. Некоторые субъекты международных отношений все еще остаются приверженными жесткой блоковой и идеологической дисциплине. Несмотря на то, что по сути отсутствует спрос на единоличное лидерство в глобальном плане, всеобщее осмысление новой ситуации еще не произошло и мы все еще являемся свидетелями нарушенного полицентричного баланса в рамках многосторонних институтов. Это оказывает существенное влияние и на формирование политики в отношении трансформационных обществ, в которых извне осуществляются "бархатные" сценарии в угоду корыстных геополитических и геоэкономических интересов.
Ущерб делу универсализации демократических ценностей наносятся попытками под флагом "защиты демократии" грубо вмешиваться во внутренние дела стран, оказывать на них политическое давление, навязывать двойные стандарты в оценке избирательных процессов, состояния гражданских прав и свобод. Российский политолог и экономист В. Иноземцев писал, что "как и любой культурный феномен, как любой интеллектуальный продукт, демократия не терпит примитивизации – а только это и может стать результатом её насаждения силой"6. Очевидно, что вызов, который будет брошен незападными обществами западным заключается в том, что несовместимость западной демократии с внутренними институциональными устоями незападных обществ станет основой нового глобального противостояния.
В данном контексте актуальной становится сама концепция "мягкого" суверенитета, которая заключается в том, что появление принципа суверенного государства было обусловлено историческими обстоятельствами прошлого, и она была оправдана. Однако сегодня абсолютизация суверенности государства недопустима, ибо она вредит его интеграции в мировые сообщество. Политические события последних десятилетий, ускорение темпов глобализации показывают, что этот принцип все менее отвечает требованиям современности.
Азербайджан вступает в новую эпоху, в период действенных и динамичных шагов, когда общество может оправданно доверять властям перспективу завтрашнего дня. Поэтому именно от действенности власти и качественной работы бюрократического аппарата зависит успех демократической трансформации. Этот аспект необходимо подчеркнуть7.
Проблема конструктивной оппозиции, за исключением наличия как правило нескольких "квази" групп, одна из самых актуальных в транзитарных демократиях. В Азербайджане такая поставка вопроса также актуальна. У этой проблемы есть как объективные, так и субъективные аспекты. Но факт остается фактом, что мы, к сожалению, стали свидетелями губительных последствий отсутствия реальной демократической оппозиции еще при пропорциональной системе представительства в парламенте.
Национальный демократический транзит обусловил переход из смешанной избирательной системы в исключительно мажоритарную. Такой подход способствовал нашей цели оздоровить общество, не потеряв при этом преимуществ демократии, соревновательности и разделения властей. Если мы хотим, чтобы наше общество было устроено демократически, чтобы оно обладало демократическими институтами, то мы должны быть готовы к тому, что избирательная власть - это олицетворение воли народа. В Азербайджане переход к мажоритарной системе был шагом к развитию политической конкуренции, усилению оппозиции на местах. Хотя не секрет, что свою роль сыграли наличие и неустроенность более одного миллиона беженцев и насильственно перемещенных лиц в результате оккупации Арменией более 20% территории Азербайджана. Свою "лепту" внесли и некоторые клиенталистские группы, прикрывающиеся партийной фразеологией.
Особенностью азербайджанского общества является то, что оно находится под воздействием не только восточных ценностей, но и западных. Два начала, сливаясь в нечто единое, направляли жизнь азербайджанского народа на протяжении долгой истории. Находясь на рубеже Востока и Запада, постоянно являясь ареной столкновения интересов, Азербайджану самой историей предначертана роль моста различных цивилизаций. Вероятно, именно социокультурная и географическая близость Азербайджана к Европе и предопределила вектор становления внутренней составляющей политического пространства, где в конвергенции сосуществуют неоконсерватизм и либерализм.
Необходимым условием демократизации является взаимосвязь государства и гражданского общества. Демократизацию нельзя определять как упразднение государства и достижение стихийно складывающего соглашения между гражданами. Государство и гражданское общество – две стороны одной медали. Они являются друг для друга условием демократизации. В институтах государственной власти следует видеть инструменты, с помощью которых проводятся в жизнь законы, провозглашается новая политика, удерживаются в четко определенных правовых границах неизбежные конфликты между отдельными интересами и предотвращается принесение гражданского общества в жертву новым формам неравенства. "Демократия – это всегда трудный, непрерывно расширяющийся процесс распределения власти и публичного контроля за её исполнением в рамках политики, отмеченной наличием институционально разных – но всегда связанных между собой – сфер гражданского общества и государства"8. Качество их повседневной жизни прямо зависит от качества общественно-политической системы. И здесь, конечно, страна пока в начале пути, предстоит решить еще немало задач.
Без общей политической корректности и понимания национальных задач, стоящих перед всеми группами – политическими и общественными, будет крайне сложно построить реально демократическое пространство. Азербайджанское общество подошло к той ступени развития, когда партии должны повышать уровень политической культуры, осваивать навыки межпартийного диалога и коалиционных действий, должны учиться приходить к власти и расставаться с ней по воле народа.
В соответствии с этим национальный демократический транзит должен рассматриваться в контексте:
1) постепенного транзита внутреннего национального потенциала и институциональных традиций, сложившихся в азербайджанском обществе;
2) интенсивного экономического развития, которое способствует постепенной демократизации массового сознания и в целом общественного развития, так как обеспечение финансовой независимости государства создает предпосылки повышения внутреннего благосостояния его граждан и смены поведенческих настроений;
3) транзита общественного сознания в русло постиндустриальных ценностей и трансформации Азербайджана в "новый индустриализм", где будет происходить модификация политических и социальных архетипов;
4) усиления составляющей страны на региональном уровне и целенаправленной инвестиции в граждан страны, творческий и духовный потенциал которых станет ключевым ресурсом обеспечения конкурентоспособности государства в мире завтрашнего дня;
5) постепенного формирования в обществе новых поведенческих норм и выявления новых акцентов в демократическом сознании.
Этот контекст должен служить основой поэтапной демократизации и формирования гражданского общества в транзиторном Азербайджане.
3. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Азербайджан, как самостоятельное государство, расширяя и углубляя деятельность на региональном и глобальном уровне, в том числе сотрудничество на международной арене, стал членом Организации Объединенных Наций, Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе, Европейского Совета, Организации Исламской Конференции, Содружества Независимых Государств и множества других организаций. Азербайджанская Республика также является одним из учредителей региональной группы ГУАМ.
Азербайджан - ООН. Во внешней политике Азербайджана, ООН, членом которой он является, рассматривается как универсальная международная организация, имеющая чрезвычайное значение. Наряду с вышеназванными резолюциями СБ ООН по армяно-азербайджанскому конфликту, необходимо отметить помощь, направленную на частичное улучшение тяжелого положения беженцев и вынужденных переселенцев Азербайджана по линии Верховного Комиссара ООН по делам беженцев. Также можно привести в пример важную роль, которую играет Программа развития ООН, оказывающая поддержку стране в связи с разными проектами в рамках отношений Азербайджан - ООН. Помимо этого, нельзя оставить без внимания и деятельность ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и других специализированных организаций ООН.
Азербайджан - ОИК. После того, как в 1991 году Азербайджан стал членом ОИК, он в рамках этой организации превратился в активного участника и выступает как сторонник дальнейшего укрепления отношений с Организацией Исламской Конференции, имеющих важное значение. Организация Исламской Конференции является первой международной организацией, признавшей и критиковавшей Армению как агрессора. Эта ясная и справедливая позиция ОИК по жизненно важному вопросу создала благоприятную почву для развития наших отношений с этой организацией по возрастающей линии.
Азербайджан - ОБСЕ. Организация по Безопасности и Сотрудничеству в Европе, членом которой Азербайджан стал в 1992 году, является единственной организацией, которая охватывает все страны Европейского континента. В 1992 году Азербайджанская Республика присоединилась к Заключительному Акту Хельсинки ОБСЕ, в 1993 году - к Парижской Хартии, в 1999 году - к Хартии Европейской Безопасности, которые являются основными документами организации. Роль, которую играет ОБСЕ в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта, сотрудничество в рамках этой организации занимают особое место во внешней политике Азербайджана. Азербайджан также сотрудничает с ОБСЕ в области демократизации и в эту область входят наблюдение за выборами, проекты, осуществляемые по линии Бюро Демократических Институтов и Прав Человека ОБСЕ и др.
Азербайджан - Совет Европы. Одним из основных приоритетов внешней политики Азербайджана является интеграция в Европейские институты. Поэтому Азербайджан в сотрудничестве с Европейским Советом, членом, которого он является с 2001 года, предпринимает меры в направлении соответствия своего национального законодательства высоким международным стандартам. Так, Азербайджан установил тесные связи с Венецианской Комиссией Совета Европы, которая оказывает помощь в демократизации национальных законодательств, подписал 25-го января 2001 года Конвенцию по Правам Человека и Защите Основных Свобод и ее Протоколы, которые являются главным документами Совета Европы, и ратифицировал их 15-го апреля 2002 года. В рамках Совета Европы делегация Азербайджана отличается своей целенаправленной и плодотворной деятельностью в формировании справедливой позиции этой организации по отношению к армяно-азербайджанскому конфликту.
Азербайджан - Европейский Союз. Азербайджан, выступающий с позиции необходимости тесной интеграции в европейское пространство, создал многосторонние взаимные связи с Европейским Союзом. Связи Азербайджана с Европейским Союзом развиваются в рамках таких программ, как TACIS, TRACECA и т. д. В 1996 году между Азербайджаном и Европейским Союзом было подписано соглашение о Партнерстве и Сотрудничестве, которое вступило в силу в 1999 году. Это соглашение предусматривает политический диалог, поддержку в установлении демократии, а также экономическое сотрудничество и вложение инвестиций. В 2004 году, с расширением Европейского Союза на восток, Азербайджан как страна Южного Кавказа в рамках инициативы "Расширенная Европа" был включен в "Политику нового соседства" ЕС. А это создает основу для дальнейшего сотрудничества нашей страны с Европейским Союзом и поднимает это сотрудничество на качественно новый уровень.
Азербайджан - НАТО. Что касается отношений Азербайджана с НАТО, что является основным элементом безопасности в Евроатлантическом пространстве, необходимо отметить, что наша страна, будучи одной из первых стран, присоединившихся в 1994 году к программе "Партнерство во имя мира", т.е. именно в том году, когда она была представлена, заняла свое место в Евроатлантическом Совете Партнерства. Начиная с того периода, сотрудничество Азербайджана с альянсом успешно продолжается. Ярким примером этому может служить деятельность Азербайджана в рамках Процесса Планирования и Анализа и Программы Индивидуального Партнерства, а также участие Азербайджанских военных в миротворческих операциях в Косове под руководством НАТО.
Азербайджан - Антитеррористическая коалиция. Азербайджан, как в несколько отдаленной истории, так и в настоящее время, на примере армянского терроризма полностью осознавая значения этого зла, после 11 сентября 2001 года, являясь активным членом антитеррористической коалиции, руководимой США, вносит свой вклад в борьбу против глобальных угроз терроризма. Азербайджанские миротворцы присоединились к миротворческим операциям, осуществляемым в Афганистане и в Ираке.
Азербайджан - ГУАМ. Азербайджан, как один из учредителей этой трансрегиональной группы, которая в 1997 году создавалась под названием ГУАМ и состояла из Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы, а с 1999 года, после присоединения Узбекистана, ставшей ГУУАМ, преследует цель объединения усилий через эту организацию в вопросах, имеющих важное значение для себя и для других государств-участников. Сюда входят политические вопросы, взаимная активность в урегулировании конфликтов мирным путем и в борьбе против сепаратизма, сотрудничество в обеспечении мира, сотрудничество в развитии рациональных и безопасных транспортных коридоров, сотрудничество с Европейскими и Трансатлантическими организациями и взаимная деятельность и экономическое сотрудничество. А все это вносит свой вклад для развития стран-членов, а также в целом для развития всего региона.
Азербайджан - СНГ. Азербайджан, являясь членом СНГ с 1993 года, преследует цель укрепления своей независимости, и создания зоны добрососедства в рамках этой организации. СНГ также выступает в роли рамки для урегулирования деятельности в таких сферах как охрана окружающей среды, научное и культурное сотрудничество, а также координация усилий в борьбе против преступности и противозаконных оборотов и др.
Основное же внимание международных организаций привлекают армяно-азербайджанский конфликт и проблемы становления демократии в стране.
Характеризуя изменения в отношениях Азербайджана с мировыми и региональными центрами силы, целесообразно привести данные экспертного опроса, проведенного исследовательской компанией "Южный кавказ" в 2006 году9. По мнению экспертов, в мае перспективы урегулирования карабахского конфликта до конца 2006 года выглядели менее реальными, чем в марте 2006 г. Так считали 64,4% опрошенных, против 63,2% в апреле 2006 г. Однако изменение относительно небольшое.
Проблема армяно-азербайджанского конфликта не оставалась в стороне от внимания мировой общественности, поскольку она решительным образом поднималась Азербайджанской стороной и представляла собой серьезные угрозы для безопасности всего региона. Совет Безопасности ООН в 1993 году принял резолюции по армяно-азербайджанскому конфликту за номерами 822, 853, 874, 884. Каждая из этих резолюций была принята после каждого очередного этапа армянской агрессии против Азербайджана. Совет Безопасности однозначно защищал суверенитет, территориальную целостность и неприкосновенность границ Азербайджанской Республики, неоднократно подчеркивал принадлежность Нагорного Карабаха Азербайджанской Республике и выдвигал обстоятельное требование о полном незамедлительном и безоговорочном выводе армянских вооруженных сил с оккупированных территорий и о создании условий для возвращения изгнанного населения в свои родные очаги.
В 1992 году Совет Министров ОБСЕ начал Минский процесс, приняв решение о созыве Минской конференции, направленной на устранение кризиса мирным путем на основе принципов, обязательств и условий ОБСЕ по Нагорно-Карабахскому конфликту. На Будапештском саммите, проведенном в 1994 году, был учрежден институт сопредседательства Минского процесса (с 1997 года он представляется тройкой - США, Россия, Франция). В 1996 году на Лиссабонском саммите действующий председатель организации объявил следующие основные принципы для решения конфликта:
Территориальная целостность Армянской Республики и Азербайджанской Республики;
Юридический статус, определяющийся соглашением, и основывающийся на принципах самоуправления, предоставляющий Нагорному Карабаху самую высокую степень самоуправления в составе Азербайджана;
Гарантия безопасности Нагорному Карабаху и всему его населению, с целью обеспечения выполнения всеми сторонами положения устава, включая взаимные обязательства.
После Лиссабонского саммита в 1997 году переговоры в рамках Минской группы были заморожены и они были заменены поездками сопредседателей в регион. В результате этих поездок со стороны сопредседателей в течение 1997-98 годов были выдвинуты три предложения по решению конфликта.
В настоящее время достигнуты некоторые предварительные результаты в определенных вопросах по урегулированию конфликта в результате диалога, который называют "Пражским процессом", проводимым на уровне министров иностранных дел. Достигнутое продвижение было поддержано на собрании министров иностранных дел ОБСЕ, проведенном в Софии в 2004 году и на Совете министров иностранных дел ОБСЕ было принято специальное заявление по этому поводу.
Тем не менее, несмотря на многосторонние усилия, ощутимых результатов по решению проблемы пока нет, в связи с чем на сегодняшний день общественно-политические деятели Азербайджана объединились вокруг Карабаха. Лидеры оппозиции, политологи и представители интеллигенции Азербайджана приняли участие на мероприятии в штабе Социально-демократической партии Азербайджана (СДПА) "Объединимся вокруг Карабаха". Здесь прозвучали мнения и предложения по данному вопросу10.
Сопредседатель СДПА А. Ализаде сообщил, что согласен со всеми положениями последнего заявления президента Азербайджана И. Алиева по поводу переговоров с Арменией, кроме двух - проведения в Нагорном Карабахе референдума и введения в регион конфликта миротворческих сил. "Мировая практика показывает, что миротворческие силы всегда действуют в интересах представляемой ими страны, или крупных государств", - сказал он. Председатель партии "Адалят" И. Исмайлов сообщил, что вера в помощь международных организаций в решении нагорно-карабахского конфликта потеряна, до сих пор не исполнены известные четыре резолюции ООН. Страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ придерживаются своих интересов в регионе и не могут прийти к согласию. Председатель Партии классического народного фронта М. Миралиоглу сообщил, что режим прекращения огня между конфликтующими сторонами работает в пользу армян. Председатель Партии граждан и развития А. Алиев рассматривает свободные, демократические выборы как важный аспект в решении нагорно-карабахского конфликта. Политолог Р. Мусабеков считает, что имеются определенные продвижения в направлении решения Карабахской проблемы. Политолог М. Ахмедоглу отметил важные шаги на пути решения Карабахской проблемы, назвав настоящее время "золотым этапом". По мнению Ахмедоглу, с мая этого года по март следующего можно достичь больших успехов. Депутат П. Гусейн считает, что в Милли меджлисе должны проводиться слушания по Нагорному Карабаху и обсуждения с участием политических партий, представителей общественности.
Объектом пристального внимания международных организаций в Азербайджане является также соблюдение законодательства, процедур и правил при проведении выборов (см. Приложение 3).
Так, в январе 2004 года ПАСЕ приняла резолюцию под номером 1358, в которой власти Азербайджана были призваны предпринять реальные шаги для демократизации страны и выполнения своих обязательств перед Советом Европы. Прежде всего ПАСЕ выражает беспокойство ситуацией вокруг прозрачности выборов и улучшением деятельности членов избиркомов. В стране сохраняются политзаключенные, а самое главное - сохраняется риск быть арестованным по чисто политическим причинам, - отмечено в документе. В стране имели место многочисленные нарушения права на свободу собраний. Так, в Азербайджане власти не разрешали проводить митинги оппозиционных партий и общественных организаций. После 15 октября 2003 года власти конфисковали офисы ряда оппозиционных партий, без предоставления им нормальной замены. Все это ведет к дальнейшему озлоблению и усилению вражды между властями и оппозицией. Последствия такой политики могут быть самыми тяжелыми. Правильно было бы предоставить оппозиции возможность для нормальной деятельности, а не загонять ее в подполье. Докладчики считают, что в Азербайджане не гарантированы такие фундаментальные права, как свобода выражений и собраний. Авторы документа отмечают, что на практике все большее число журналистов в Азербайджане подвержено самоцензуре. Ситуация в этой сфере стала хуже, чем ранее. Суды регулярно штрафуют газеты на огромные суммы за оскорбление госчиновников или лиц, близких к властям. По их мнению, журналисты остаются объектами "мистических репрессий" и власти не в состоянии определить виновных. Ранее на обсуждениях по положению дел в Азербайджане докладчики ПАСЕ выражали свое недовольство и высказывались за то, чтобы отозвать представителей азербайджанской делегации и отстранить последних с соответствующей должности.
В конце 2005 года Наблюдательная миссия Бюро демократических институтов и прав человека (БДИПЧ) ОБСЕ обнародовала свой второй отчет по парламентским выборам в Азербайджане11. В документе сказано, что миссия внимательно отслеживает избирательную кампанию, в частности, правильность составления избирательных списков. Некоторые избирательные комиссии, по информации наблюдателей ОБСЕ, не могут удовлетворить жалобы, поступающие от избирателей. Особую озабоченность наблюдатели высказывают в связи с бессистемностью выдачи избирательных удостоверений. В связи с недостаточностью удостоверений для предотвращения фальсификации на выборах, ОБСЕ рекомендует использовать маркирование пальцев при голосовании. Избирательный процесс в республике продолжается, и кандидаты проводят свои агитационные кампании, однако, как отмечается в отчете, он все больше приобретает формы поляризации. Запрещение различных избирательных митингов, ограничение избирательной кампании полицией и местными исполнительными органами власти расцениваются ОБСЕ, как нарушение Закона "О свободе собраний" и распоряжения президента от 11 мая 2005 года. В отчете отмечается неравное освещение деятельности кандидатов в СМИ, и крайняя поляризация прессы на проправительственную и оппозиционную.
Кроме того, объектом наблюдений международных организаций является внутренняя ситуация в стране в части соблюдения прав и свобод граждан.
Так, Еврокомиссия по вопросам расизма и нетерпимости Совета Европы приняла второй доклад по Азербайджану, в котором отмечено, что за истекший период были определенные успехи12. В частности, в области образования, обучения детей лиц без гражданства, обучения на языках нацменьшинств. Была принята процедура по выдаче статуса беженцев, и некоторым нуждающимся этот статус был предоставлен. Однако ряд рекомендаций первого доклада Еврокомиссии не был реализован. Все еще имеют место факты пропаганды религиозной нетерпимости и разжигания расизма в ряде СМИ, со стороны госчиновников и политиков в отношении армян, чеченцев, а также некоторых религиозных меньшинств. Проявление расизма имеется и в отношении армян, проживающих в Азербайджане со стороны ряда официальных лиц и правоохранительных органов.
Определенная категория лиц, не имеющая азербайджанское гражданство, сталкивается с проблемами: беженцы и лица, ищущие убежища, а также чеченцы - граждане России, и лица на протяжении длительного времени проживающие в стране. Нацменьшинства для сохранения своего языка и культуры нуждаются в большей поддержке правительства. Информированность населения о расизме и нетерпимости в Азербайджане, а также норм Уголовного, Гражданского и Административного кодексов очень низкая.
Еврокомиссия рекомендует властям Азербайджана провести ряд мер: тренинги для работников судов по предотвращению фактов расизма и нетерпимости, просит создать специализированную структуру по борьбе с расизмом, решить проблемы с получением статуса некоторыми категориями лиц, не имеющими гражданства, создать благоприятные условия для справедливого мирного урегулирования карабахского конфликта.
Особую актуальность на сегодняшний день в стране приобретают также такие проблемы, как обеспечение свободы слова, СМИ.
Так, например, приговоры двум азербайджанским журналистам привлекли внимание Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Р. Таги, корреспондент газеты "Сенет", был приговорен к 3 годам тюрьмы, а редактор издания С. Садагатоглу (Гусейнов) - к четырем13. Представители европейской организации призывает власти Азербайджана не только освободить журналистов, но и обеспечить их охрану. Криминализация журналистов, по их мнению, может привести к всплеску насилия против сотрудников средств массовой информации. В свою очередь США продолжают призывы об исключении из Уголовного кодекса наказания за клевету. По словам посла США в Азербайджане Э. Дерс., США разделяют озабоченность международной демократической общественности по поводу ареста 5 журналистов в Азербайджане. Кроме того, Международная правозащитная организация Freedom House опубликовала годовой отчет "Худшие из худших". В документе Азербайджан включен в ряд несвободных стран. По словам генерального секретаря Совета Европы Т. Дэвиса, при вступлении в организацию, Азербайджан взял на себя обязательства "гарантировать свободу выражений, независимость СМИ и журналистов, а также исключить административные меры по ограничению свободы СМИ". "Однако в последние месяцы это обязательство не соблюдается"14. ПО его мнению, "в первую очередь необходимо вывести из Уголовного кодекса наказание за клевету". Необходимо также пересмотреть закон о радио- и телевещании, усилить роль профессиональных и независимых структур в деле применения Кодекса поведения журналистов и повышения их профессионализма. Не незаконные судебные решения относительно журналистов могут повлечь применение санкций в отношении Азербайджана.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В завершении проведенного исследования необходимо сделать ряд заключительных выводов.
Сегодня в Азербайджане преодолен политический и экономический беспредел, властвовавший в начале 90-х, установлена общественно-политическая стабильность, закладывается базис гражданского общества. Уже никто не сомневается в том, что Азербайджан поэтапно интегрируется в систему мирового хозяйства. Либерализация экономики создали благоприятные возможности для интеграции страны в глобальную экономическую систему.
Реализация таких проектов как нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан и газопровод Баку-Тбилиси-Эрзерум, строительство железной дороги, связывающей Баку-Тбилиси-Карс, существенно увеличивают значимость страны в глобализационных проектах, одновременно решая вопросы энергетической безопасности панъевропейского пространства. Наряду с этим, с одной стороны повышаются инвестиционные возможности отечественного предпринимательства, создаются широкие перспективы для реализации новых инвестиционных программ и использования в них прибыли от продажи нефти, с другой - активно привлекаются иностранные инвесторы.
Однако сильная экономика не может быть следствием исключительно экспорта углеводородов. Без борьбы за обладание высокими технологиями связи и информации, энергосбережения, увеличения производства сельскохозяйственной продукции, а также без реорганизации системы образования и науки в источник конкурентоспособности нам сложно будет говорить об эффективном развитии. Поэтому последние годы нацелены исключительно на снижение зависимости от экспорта "черного золота" и усиление иных составляющих национальной экономики.
Практически любое современное государство может при определенных условиях обрести демократическую форму правления. Вопрос заключается скорее в том, чтобы сделать демократическую форму правления устойчивой. А для реализации этой цели важно иметь соответствующую экономическую базу. Поэтому, сегодня одной из приоритетных задач политической элиты Азербайджана является трансформация экономических достижений в фактор формирования нового демократического сознания.
Совершенно очевидно, что для трансформационного общества крайне сложно перенять новые поведенческие нормы и стереотипы. Как таковые они формируются по мере изменения социокультурной среды, политических приоритетов и условий благосостояния населения. Иными словами, демократизация вносит новые сегменты в социально-культурную жизнь азербайджанского общества, стараясь изменить ее и вклинить новые поведенческие нормы.
Ущерб делу универсализации демократических ценностей наносятся попытками под флагом "защиты демократии" грубо вмешиваться во внутренние дела стран, оказывать на них политическое давление, навязывать двойные стандарты в оценке избирательных процессов, состояния гражданских прав и свобод. Таким образом, возникает вопрос: кому и на основе каких принципов дано отныне измерять цивилизованность и варварство, меру вины и степень наказания?
Проблема конструктивной оппозиции, за исключением наличия как правило нескольких "квази" групп, одна из самых актуальных в транзитарных демократиях. В Азербайджане такая поставка вопроса также актуальна. У этой проблемы есть как объективные, так и субъективные аспекты. Но факт остается фактом, что мы, к сожалению, стали свидетелями губительных последствий отсутствия реальной демократической оппозиции еще при пропорциональной системе представительства в парламенте. Это в немалой степени обусловило наше стремление усовершенствовать конкурентоспособность национального политического пространства и радикально повысить состязательность граждан в избирательном процессе.
Нам представляется, что в эпоху транзита сильная исполнительная власть и сильный парламент, который создает хорошую основу для сохранения стабильности и соответственно принятия демократических решений, являются наиболее приемлемым вектором развития. Практика Азербайджана является наглядным примером этого тезиса. Это основа успешного демократического транзита, без которого сегодня сложно решать важные задачи государственного строительства.
Но, идея сильной власти - это вовсе не идея всевластного бюрократического аппарата, подмявшего под себя нацию. Напротив, идея сильной власти - это властность политического класса, сформированного нацией из национально мыслящих государственных деятелей, имеющих волю подчинить себе чиновничий аппарат, утверждая идеалы нации в области государственного строительства и общественного устройства.
Мы взялись конвертировать сырьевую экономику в интеллектуальную, чтобы проложить путь в сообщество креативных наций. Именно это является национальной задачей на перспективу. Мы осознаем важную роль интеллектуального базиса нации, которую он играет при формировании внутриобразующих социальных систем. Высокоинтеллектуальный базис нации способен решать не только внутренние задачи нашего общества, но и в целом создаст предпосылки воздействия на решение внешних проблем государства.
Власти Азербайджана прекрасно осознают, что в условиях демократии невозможно представить себе политические процессы без участия неправительственных объединений, без учета их мнений и позиций. Они вносят существенный вклад в соблюдение законности и защиту прав человека. Власть постепенно передает негосударственному сектору функции, которые государство не должно или не способно эффективно выполнять. Президент Ильхам Алиев убежден, что "без серьезного общественного контроля реализация намеченных нами программ может столкнуться с трудностями". Поэтому очень важная роль в данном диспуте принадлежит неким подобиям Общественных палат или иных общественных советов и объединений.
Без общей политической корректности и понимания национальных задач, стоящих перед всеми группами - политическими и общественными, нам будет крайне сложно построить реально демократическое пространство. Наше общество подошло к той ступени развития, когда партии должны повышать уровень политической культуры, осваивать навыки межпартийного диалога и коалиционных действий, должны уметь отделять зерна от плевел, учиться приходить к власти и расставаться с ней по воле народа.
Для современного индустриального общества демократия более функциональна, чем что-то другое. Однако демократия в трансформационных обществах, таких как Азербайджан, не должна восприниматься как объект хаотичного или интенсивного внедрения новых поведенческих норм и формы мышления. В соответствии с этим национальный демократический транзит должен рассматриваться в контексте:
1) постепенного транзита внутреннего национального потенциала и институциональных традиций, сложившихся в азербайджанском обществе;
2) интенсивного экономического развития, которое способствует постепенной демократизации массового сознания и в целом общественного развития, так как обеспечение финансовой независимости государства создает предпосылки повышения внутреннего благосостояния его граждан и смены поведенческих настроений;
3) транзита общественного сознания в русло постиндустриальных ценностей и трансформации Азербайджана в "новый индустриализм", где будет происходить модификация политических и социальных архетипов;
4) усиления составляющей страны на региональном уровне и целенаправленной инвестиции в граждан страны, творческий и духовный потенциал которых станет ключевым ресурсом обеспечения конкурентоспособности государства в мире завтрашнего дня;
5) постепенного формирования в обществе новых поведенческих норм и выявления новых акцентов в демократическом сознании.
Этот контекст должен служить основой поэтапной демократизации и формирования гражданского общества в транзиторном Азербайджане.
Список использованных источников
Резолюция Совета безопасности ООН №884 (1993)
Резолюция Совета безопасности ООН №874 (1993)
Резолюция Совета безопасности ООН №853 (1993)
Резолюция Совета безопасности ООН №822 (1993)
Иноземцев В. Теория и практика демократии. Избранные тексты. - М. 2006.
Кин Дж. Демократия и гражданское общество. - М., 2001. - С. 23.
Миркадыров Р. Стать более демократичными. // Материалы портала http://www.zerkalo.az/.
Философский словарь. / Под ред. проф. Г. Шишкаффа. - М., 2003. - С. 131.
Материалы портала http://www.country.az/
Материалы портала http://www.demaz.org/
Материалы ИА "Тренд", http://trendaz.com/
Материалы портала http://www.zerkalo.az/.
Материалы портала http://www.center-life.ru/
Материалы портала http://www.azhumanrights.org/
Материалы портала http://www.zerkalo.az/.
Материалы портала http://www.azhumanrights.org/.
Материалы портала http://www.analitika.az/.
Материалы портала http://mmb-info.org/.
Report from Trial Monitoring Report Project 2003-2004. OSCE/ODIHR, 2004.
Recommendations on Electoral Law. Venice Commission/ODIHR/OSCE, 2004.
Report on the Registration Procedure of NGOs. Anar Kazimov, Hafiz Hasanov for OSCE, 2005.
Crushing Dissent: Repression, Violence and Azerbaijan's Elections . Human Rights Watch, 2004.
Country Corruption Assessment: Public Opinion Survey in Azerbaijan. Transparency International, 2004.
Azerbaijan - 2005 Annual report. Reporters without Borders, 2005.
Приложения
Приложение 1
Результаты опроса "Что ожидаете в Азербайджане в 2007 году?"15
Всего голосов: 1041
Приложение 2
Хронология армяно-азербайджанского конфликта, 2002-2006
2002 год
12 июля- В заключительном документе Комитета Взаимодействия Европейского Союза и Азербайджана Европейский Союз вновь подтвердил свою поддержку территориальной целостности Азербайджана в качестве основы для мирного решения конфликта;
2 августа - Европейский Союз осудил проведение так называемых "президентских выборов НКР".
2003 год
11 декабря- Первая встреча президента Азербайджана Ильхама Алиева с главой Армении в Женеве.
2004 год
29 октября- Действуя в соответствии с рекомендацией Генерального Комитета, Генеральная Ассамблея ООН приняла решение включить в текущую повестку дополнительный пункт под названием "Ситуация на оккупированных территориях Азербайджана". Это решение было принято 43 голосами против 1 (Армения) при 99 воздержавшихся.
2005 год
25 января- В соответствии с отчетным докладом Девида Аткинсона, Парламентская Ассамблея Европейского Совета приняла Резолюцию за № 1416 о конфликте в Нагорно-Карабахском регионе, которым занималась Минская Конференция ОБСЕ.
25 февраля- Отчет Миссии Минской Группы ОБСЕ по расследованию на оккупированных территориях Азербайджана был подписан главой миссии Эмили Хабер.
17 мая – В Варшаве состоялась встреча Ильхама Алиев и Роберта Кочаряна. После встречи минист иностранных дел Эльмар Мамедьяров заявил, что армяне согласны вернуть Азербайджану 7 районов, входящих в так называемую буферную зону.
24 августа – встреча министров иностранных дел Армении и Азербайджана в Москве
25 августа – Президент Ильхам Алиев и госсекретарь США Кондолиза Райс по телефону обсудили будущую встречу глав Армении и Азербайджана в Казани, в ходе саммита глав государств СНГ.
26 августа – Встреча Ильхама Алиева и Роберта Кочаряна в Казани
2006 год
10-11 февраля – Переговоры между Ильхамом Алиевым и Робертом Кочаряном в Рамбуйе. И в Азербайджане, и в Армении ожидалось согласование принципов урегулирования конфликта. Однако никаких договоренностей не было достигнуто. Азербайджанская сторона утверждает, что причиной провала переговоров в Рамбуйе является бескомпромиссность Армении.
Февраль-апрель – Азербайджан после провала переговоров в Рамбуйе делает заявления о возможном военном пути решения конфликта. Армения отвечает на эти заявления. По сообщениям Министерства обороны Азербайджана армянская сторона периодически нарушает режим прекращения огня на линии соприкосновения. Армения эти сообщения опровергает. Так называемая "Нагорно-Карабахская Республика" проводит военные учения в Карабахе. Глава МИД Азербайджана совершает поездку в США. Чуть позже в Вашингтон ездит глава МИД Армении Вардан Осканян. Посредники заявляют, что переговоры после Рамбуйе не прекращены, надежды на урегулирование конфликта мирным путем в 2006 году остаются. В регион приезжает помощник госсекретаря США Дэниель Фрид, который называет 2006 год самым удачным годом для урегулирования конфликта. Президент Ильхам Алиев заявляет, что новый формат переговоров устраивает Азербайджан.
25-27 апреля – Президент Азербайджана Ильхам Алиев совершает свой первый визит в США. На переговорах с Джорджем Бушем обсуждено мирное урегулирование Карабахского конфликта.
За всю историю переговоров по мирному урегулированию Карабахского конфликта существовала множество вариантов решения проблемы. Ниже мы приводим основные варианты:
План Гоббла – Подразумевается обмен территориями. Азербайджан соглашается на независимость Карабаха. Взамен Армения отдает Армении свои территории между Азербайджаном и Нахчыванской Автономной Республикой. Данный вариант не был темой серьезных обсуждений.
Общее государство – Азербайджан и Нагорный Карабах образовывают общее государство. Спорным является вопрос государственных атрибутов. В итоге Азербайджан отказался от этого варианта.
Поэтапный вариант – выдвигался Азербайджаном. Согласно этому варианту, Армения освобождает 7 оккупированных районов, не входящих в Нагорный Карабах, азербайджанские беженцы возвращаются на места проживания. После этого определяется статус Карабаха. Азербайджан обещает предоставить самый высокий статус в рамках территориальной целостности Азербайджана. Дороги, связывающие Армению и Карабах, остаются под контролем международных наблюдателей. Армения сначала согласилась на этот вариант, но затем Левон Тер-Петросян отказался от предварительных договоренностей.
Пакетный вариант – выдвигался Арменией. Согласно этому варианту, освобождение территорий и определение статуса Нагорного Карабаха осуществляется параллельно.
Поэтапно-пакетный вариант – 7 азербайджанских районов, оккупированные Арменией, освобождаются. Беженцы возвращаются в места проживания. Статус Нагорного Карабаха определяется после референдума, с участием азербайджанцев и армян, проживающих в Карабахе. Нагорный Карабах имеет транспортные артерии, связывающие его с Арменией.
Новый формат переговоров – Судя по всему речь, идет о модифицированном варианте поэтапно-пакетного решения конфликта. Армения освобождает 7 оккупированных районов не входящих в Карабах. Азербайджанские беженцы возвращаются в места постоянного проживания. Нагорному Карабаху предоставляется временный статус, который позволяет ей участвовать на переговорах. А референдум об окончательном статусе Карабаха проводится через 15 лет.
1 Материалы портала http://www.country.az/
2 Материалы портала http://www.demaz.org/
3 Материалы ИА "Тренд", http://trendaz.com/
4 Философский словарь. / Под ред. проф. Г. Шишкаффа. - М., 2003. - С. 131.
5 Источник: материалы портала http://www.zerkalo.az/.
6 Иноземцев В. Теория и практика демократии. Избранные тексты. - М. 2006.
7 Миркадыров Р. Стать более демократичными. // Материалы портала http://www.zerkalo.az/.
8 Кин Дж. Демократия и гражданское общество. - М., 2001. - С. 23.
9 Источник: http://www.center-life.ru/
10 Источник: ИА "Тренд".
11 Источник: Материалы портала http://mmb-info.org/.
12 Материалы портала http://www.azhumanrights.org/
13 Материалы портала http://www.zerkalo.az/.
14 Материалы портала http://www.azhumanrights.org/.
15 Источник: http://www.analitika.az/includes/results.php, расчеты автора.