Политические идеологии современного мира

ЦЕНТРОСОЮЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

Факультет заочного образования

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОЛИТОЛОГИИ

Тема: "Политические идеологии современного мира"

Выполнилстудент

ПАВЛОВ П.Н.

Шифр Э - 02 - 76 - М

Специальность 0060800

"Экономика и управление на предприятии"

НОВОСИБИРСК 2003

Содержание

Введение. Политические идеологии современного мира

Анархизм

Либерализм

Консерватизм

Социализм

Фашизм

Национализм

Литература

Введение. Политические идеологии современного мира

Важным элементом политического сознания является политическая идеология. Теорию идеологии создали немецкие мыслители К. Маркс, Ф. Энгельс и К. Мангейм. По их мнению, идеология является духовным образованием, проявившемся в результате появления классов и их различных интересов. Идеология выражает и защищает интересы различных классов и социальных групп. Таким образом, идеология - это функциональная характеристика общественного сознания, отражающая общественную жизнь с позиции интересов определенных классов или социальных групп. Это одностороннее, социально-заинтересованное реальной действительности.

Различают прогрессивные и реакционные идеологии, с точки зрения их отношения к развитию общественного процесса и объективного хода истории. Чтобы защищать интересы определенных классов, социальных групп, идеология должна иметь разработанную систему программных целей и средств их достижения, включающую в свое содержание экономические, политические концепции.

Идеологическая система должна сформировать собственную теорию исторического процесса, моральные ценности и идеалы. Однако существование в обществе различных классов, интересы которых часто не совпадают, предполагает идеологическую борьбу. Господствующие классы для сохранения собственной власти придают своим интересам форму общенациональной идеологии. С помощью средств массовой информации, системы образования и воспитания, в том числе и религиозного, правящая элита ведет идеологическую борьбу за внедрение в сознание народа нужного ей мировоззрения и моральных ценностей.

В случае успеха общество сплачивается во имя общих стратегических, национальных интересов, а правящая элита создает широкую социальную основу для своей власти. Идеологическая система является прочной, если она учитывает интересы других классов и социальных групп общества.

Основой идеологической системы общества является политическая идеология. То есть учение, обосновывающее претензии правящего класса на власть или ее удержания с помощью подчинения общественного сознания своим идеям. Главной целью политической идеологии господствующий класс считает внедрение в общественное сознание своих ценностей и идеалов и регуляцию на их основе поведения граждан.

В политической идеологии выделяют три уровня идеологического воздействия: теоретико-концептуальный, программно-директивный и поведенческий.

Теоретико-концептуальный. На данном уровне формируются основные положения политической теории, обосновываются определенные ценности и идеалы, лежащие в основе конкретного общества. Происходят отбор и обобщение идейного материала, устраняются противоречия между различными элементами политических концепций с целью формирования единой, непротиворечивой, однородной идеологии. От уровня объективности и достоверности зависит степень восприятия политической идеологии населением.

Программно-директивный. На этом уровне общие идеологические принципы и идеалы воплощаются в конкретные политические программы, стратегические и тактические установки правящих элит. Через них осуществляется социальная регуляция поведения в солидарных или враждебных элите классов. Источником, т.е. разработчиком программ и директив, является государственный аппарат и политические партии.

Поведенческий. Восприятие массами политической идеологии приводит к определенному типу их политического поведения. Научно обоснованная, отражающая интересы большинства общества политическая идеология способствует сплочению народа, воплощается в конкретных политических делах широких слоев населения.

Анархизм

Анархизм - совокупность общественно-политических течений, отрицающих необходимость всякой власти в человеческом обществе, в том числе и в государственной.

Анархисты выступают за неограниченную свободу личности. Государство они считают источником угнетения, войн, паразитирующим на эксплуатации людей. Своей главной целью анархисты считают радикальное изменение общественных отношений путем уничтожения государства и всего, что связано с государственной властью.

Анархизм как идейно-политическое течение сложился в середине XIX века. Его основоположниками и теоретиками являются: немецкий философ Макс Штирнер, французский философ Пьер Прудон, русские революционеры М.А. Бакунин и П.А. Кропоткин. Наиболее известным деятелем анархистского движения в России был Нестор Махно.

В своей легальной деятельности анархисты предпочитают использовать формы экономической и социальной борьбы - забастовки, массовые выступления в защиту трудовых и социальных прав людей. Анархисты выступают также против усиления государственного контроля за жизнью людей, против установления единого мирового порядка, глобализации западного общества, деятельности МВФ и Европейского сообщества и т.д.

В то же время анархисты в знак протеста против государственной власти прибегают к террористическим действиям, т.е. к формам вооруженного насилия в политических целях. Акты террора применяются против официальных лиц, учреждений с целью дискредитации структур власти, запугивания населения. Часто акции сопровождаются выдвижением конкретных политических требований.

В обычном понимании термин "анархия" означает хаос, беспорядок, отсутствие всякого управления. Вместе с тем в их понимании лозунг "Анархия - мать порядка" предполагает формирование общественного порядка, основанного на свободном самоуправлении и взаимодействии различных общественных ассоциаций. По мнению анархистов, народ может быть счастлив и свободен, если, организуясь снизу вверх, помимо государств, партий, вождей, он сам создаст и организует свою жизнь.

В теории и практике анархизма существуют определенные противоречия и недостатки. В частности, исторически не оправдал себя индивидуальный террор против представителей государственной власти. История народовольческого и эсеровского террора в России показала его полную политическую несостоятельность.

Будущий общественный строй анархисты представляют довольно туманно, что ведет к идейной и политической неопределенности их действий. Отсутствие идейной стратегии и тактике приводит к глубоким противоречиям внутри анархистских движений, раскалывает их.

Либерализм

Либерализм является одним из самых распространенных идеологических течений. Он сформировался на рубеже XVII-XVIII веков как идеология буржуазии на базе идей эпохи Просвещения. В основу либерализма положен принцип свободы личности, ее ответственности перед самим собой, так и перед обществом, признание прав на индивидуальную свободу, самореализацию всех людей. Либерализм довольно гармонично сочетал в своей идеологии принципы индивидуализма и гуманизма. В общественной жизни принцип свободы трактуется либералами как свобода от ограничений, регулирования со стороны государства.

Рассматривая отношения государства и гражданского общества, идеологи либерализма выдвигают идею приоритета общества над государством. Идеология либерализма основана на отождествлении свободы и частной собственности.

В ХIХ-ХХ веках действовали две основные экономические модели, в равной степени, претендующие на наследие духа Просвещения - либеральный капитализм и социализм.

В 30-е годы ХХ века формируется идеология неолиберализма. Появление этой идеологии связано с экономическим курсом президента США Ф.Д. Рузвельта. Для выхода из кризиса неолибералы сформировали мобилизационную экономику, регулирование которой происходило через определенные государственные структуры. Одновременно стала проводиться активная социальная политика. Власть монополий была ограничена. Через налоговую систему материальные богатства общества в большей степени стали перераспределяться в пользу народа.

В 50 - 60-е годы на Западе в обстановке значительного экономического подъема возникла неолиберальная концепция "государства всеобщего благосостояния". В странах Запада действует так называемая "социальная рыночная экономика", предполагающая перераспределение национального дохода через госбюджет и социальные программы для повышения жизненного уровня народа.

В современных условиях классический принцип либерализма в рыночной экономике – неограниченное потребительство не может действовать без ограничений. Современные промышленные технологии рассчитаны на постоянное вытеснение труда машинным производством. Растущая безработица, а значит, резкое снижение благосостояния трудящихся могут привести к огромным социальным потрясениям. Французский политолог Р. - Ж. Шварценберг считает, что для сохранения покоя и мира в обществе нужно ограничить действие свободной конкуренции, товарно-денежного фетишизма, безудержного потребительства.

Консерватизм

Консерватизм как идеология возник в качестве противовеса буржуазному либерализму, выступавшему в поддержку демократических революций в Европе на рубеже XVIII-XIX веков. Создателями консерватизма являются западноевропейские философы и общественные деятели Э. Берк, Ж. Де Местр, Л. Де Бональд.

В ранний период своего развития консерватизм был связан с интересами светских и церковных феодалов, желавших сохранить высшую власть, привилегии и богатства. После победы буржуазных революций в Европе и Америке и установления капиталистических отношений консервативные слои общества выступили в их поддержку. В целом идеология консерватизма основывается на признании незыблемости естественным путем сложившегося порядка вещей и традиционных ценностей, связанных с семьей, религией, сословными разграничениями.

По мнению консерваторов, в общественных отношениях должен действовать принцип преемственности, революционных преобразований, которые могут угрожать положению правящего класса и стабильности общества.

Современный консерватизм в значительной степени отличался от прежнего, В настоящее время консерваторы, как и либералы, выступают за свободу конкуренции, рыночные отношения, ограничения государственного вмешательства в экономику. Вместе с тем консерваторы всегда выступали в защиту интересов правящих классов, крупного капитала.

Современный, новый консерватизм (неоконсерватизм) возник в 70-е годы ХХ века и формировался на основе противостояния неолиберализму и социализму. С целью сохранения власти и стабильности в обществе, неолиберализм и неоконсерватизм признают даже некоторые социалистические идеи, в частности, о необходимости государственного регулирования экономики, развития государственных социальных программ для поддержания приемлемого жизненного уровня населения.

Неоконсерваторы все же требуют ограничения вмешательства государства в общественную и экономическую жизнь. Определяющей чертой идейно-политических установок неоконсерватизма является его антигосударственная направленность - антиэтатизм. Являясь традиционными защитниками крупного капитала, консерваторы выступают за сохранение его привилегированного положения.

Неоконсерваторы убеждены в том, что государство не обязано гарантировать достойную жизнь населения. Каждый человек, по их мнению, должен сам заботиться о себе, своей семье, своих близких и не рассчитывать на государственную помощь и поддержку. Выживать должны сильнейшие, а о "неудачниках", превратившихся в люмпенов и опустившихся на дно общества, государству нет дела.

Современное государство, по мнению неоконсерваторов. Должно создать равенство возможностей, но не равенство результатов. Таким образом, в идеологии консерватизма сочетаются традиционные ценности: семья, мораль, религия, привилегированное положение правящих классов с ценностями буржуазного общества - индивидуализмом, свободой рыночных отношений.

Социализм

Идеи равенства, социальной справедливости возникли еще в глубокой древности. На их основе строились жизнь раннехристианских общин, их идеология и культура. Теоретически и идеологически социализм оформился в Новое время в работах западноевропейских философов и просветителей: Т. Мора, Т. Кампанеллы, Ш. Фурье, Р. Оуэна, А. Сен-Симона, Ж. - Ж. Руссо.

Они выступали с критикой феодального, а затем и буржуазного строя. Пытались с утопических позиций обосновать новый общественный идеал-социализм. У них существовала надежда, что богатые сами добровольно поделятся своими богатствами с беднотой. Социалисты-утописты надеялись добиться практической реализации своих идей мирным путем.

ВXIX веке по мере развития капитализма формировался и рос рабочий класс, проявлялось классовое сознание. Рабочие повели экономическую, а затем и политическую борьбу за свои права. На базе учения немецких мыслителей К. Маркса и Ф. Энгельса сформировалось идеологическое течение марксизм, которое стало идеологией пролетариата.

К концу XIX века европейский социализм в основном утратил свою революционность. Европейские марксисты все большие надежды стали возлагать на мирный, эволюционный путь развития общества от капитализма к социализму.

Российские марксисты, в отличие от европейских, своей идеологией объединяли рабочее движение с революционной борьбой за свержение буржуазного строя. На рубеже XIX иXX веков в России появилось революционное марксистское учение, разработанное В.И. Лениным - ленинизм, а на Западе - социал-демократия.

Победа Великой Октябрьской социалистической революции в России в 1917 году позволила на практике осуществить эти идеи. Однако в конечном итоге строительство справедливого общенародного государства не получилось по причинам объективного и субъективного характера.

Теоретики социал-демократии - К. Каутский и Э. Бернштейн в основу своего учения взяли доктрину "демократического социализма", или социализма с "человеческим лицом". По их мнению, социализм не является конкретным общественным строем, а постепенный процесс внедрения социальной справедливости в общественную жизнь.

Ленинизм и социал-демократию связывают общие генетические корни и ряд ценностных установок: идея равенства и братства всех людей, основанная на социальной справедливости, приоритета общественного над личным, необходимости государственного регулирования экономики и общественной жизни.

Фашизм

Фашизм как идеология возник в 20-30 годы ХХ века в Италии, а затем в Германии, Испании, Португалии, Венгрии и ряде других стран. Одной из причин его возникновения явились последствия общественного кризиса капитализма. Переход "свободного капитализма" в монополистический капитализм сопровождался в ряде стран постепенным поворотом от буржуазной демократии к политической реакции, созданием благоприятных условий для появления крайне правых течений консервативного экстремизма. В результате поражения Германии и ее союзников в Первой мировой войне в этих странах критических размеров достигли военно-политический, экономический, социальный и идеологический кризисы.

Для сохранения своего господства финансовый и военно-промышленный капитал побежденных в мировой войне стран политически и экономически поддержал формирование, а затем и приход к власти фашистских партий.

В идейном плане фашизм - это национал-социалистическая идеология, базой которой являются расизм и элитаризм. Фашисты проповедали идею "величия нации", избранной "расы господ" арийского происхождения. Другие народы они считали неполноценными, надлежащими порабощению или уничтожению. Фашисты взяли на идейное вооружение теорию немецкого философа Ф. Ницше о праве высшей расы сверхлюдей в своих интересах отвергать нормы общественной морали, обеспечивать господство сильных над слабыми.

Особое место в структуре политического режима фашизма занимала фашистская партия. Ее отличительными чертами были жесткая строго иерархическая вертикаль подчинения с культом вождя, сочетание массового террора с политикой социальной демагогии, открытый агрессивный характер внешней политики, активное сращивание с государственным аппаратом. Придя к власти, фашисты ликвидировали избирательное право и парламентские режимы, запретили деятельность политических партий и организаций, ввели полный контроль над средствами массовой информации и политическую цензуру, уничтожили все демократические свободы, создали разветвленную систему политического сыска для интернирования, или ликвидации инакомыслящих.

Во внешней политике фашистские режимы проводили политику агрессии, "завоевания жизненного пространства", экспансионизма. Во внутренней политике фашистская идеология привела к созданию тоталитарных государств во главе с вождями: в Германии - А. Гитлера, в Италии - Б. Муссолини, в Испании - Ф. Франка, в Португалии - А. Салазара.

В современных условиях все демократические цивилизованные государства ведут бескомпромиссную борьбу с рецидивами фашистской идеологии, добиваются полного искоренения.

Национализм

Нация - это устойчивая общность людей, исторически сложившаяся на основе общности экономической жизни, территории, языка, однородности национального характера, проявляющегося в единстве и национальном своеобразии ее культуры.

В развивающемся капитализме существуют две тенденции в национальном вопросе. Первая историческая тенденция преобладает в период становления капитализма и проявляется в национальных движениях и создании национальных государств. Вторая - проявляется в развитии экономических т политических отношений между нациями, создании интернационального единства капитала, экономической жизни, политики.

Нации, объединенные в государства, имеют собственные жизненно важные национальные интересы. Они относятся, прежде всего, к проблемам безопасности, территориальной целостности государства, материального благополучия народа, сохранения языка, культуры, моральных ценностей нации. Государства, образующие нации, оберегая свой суверенитет, с уважением должны относиться к национальным интересам других наций и государств.

Вместе с тем в условиях экономического, политического, идеологического кризиса в многонациональных государствах элиты малых народов могут попытаться завоевать власть, образовать самостоятельные многонациональные государства с помощью идей национализма.

Национализм - это крайне реакционная идеология, основанная на идеях превосходства, национальной исключительности какого-либо народа, стремлении создать для него более благоприятные условия жизни за счет других народов посредством преимущественно силовых действий. Национализм, в конечном итоге, неизбежно перерождается в сепаратизм, терроризм, фашизм. Национализм не имеет ничего общего с естественными национальными интересами какого-либо народа.

Формы проявления сепаратизма могут быть различными: от сравнительно мирных, постепенных до агрессивных, террористических. Во многом они зависят от поведения центральной власти. Именно бездеятельность центральной государственной власти привела к распаду СССР. В этот период четко прослеживались этапы постепенного развития и победы сепаратизма:

разговоры о возрождении национальной культуры;

принятие законов о языке с целью дискриминации и вытеснения

русского населения;

провозглашение суверенитета своих республик в составе общего

государства;

провозглашение верховенства своих республиканских законов над

общегосударственными;

суверенитет собственных армий, правоохранительных органов.

Если бы высшее государственное руководство СССР вместо попыток подписания нового союзного договора твердо заявило о незаконности процесса выхода из СССР бывших союзных республик, международное их признание вряд ли состоялось. Но этого не случилось, и в результате победил откровенный сепаратизм.

В результате развала СССР от России оказались отторгнуты огромные территории, в том числе и земли с русским населением. Задача воссоединения этих территорий не может быть осуществлена без серьезного изменения геополитической ситуации в мире. В настоящее время эта ситуация остается неблагоприятной для России. Инерция разрушительного сепаратизма еще далеко не исчерпана. Россия не имеет союзников и должна рассчитывать только на себя. В тоже время за рубежом существуют и действуют мощные антироссийские силы, прямо ставящие задачу: не допустить воссоединения с Россией ее исторических территорий и даже доминировать на пространстве бывшего СССР.

Однако подобная ситуация не вечна, и Россия, если она сможет восстановить свой экономический и военный потенциал, в будущем воссоздаст свое национальное и территориальное единство.

Для исключения опасности проявления агрессивного или ползучего сепаратизма на российской территории необходимо осуществлять постепенный юридически обоснованный переход от национально-территориального к губернско-территориальному принципу государственного устройства России. Идее суверенитетов нужно противопоставить идею сильной и неделимой России, в которой каждая нация имеет самовыражение в языке, культуре, традициях на основе экономического подъема жизни и в системе хозяйствования, учитывающей традиции равноправных народов России.

Литература

    Белов Г.А. Политология: курс лекций. - М., 1997.

    Ильин В.В. Политология: Учебник для вузов. - М., 1999.

    Политология: Учебное пособие для вузов / сост. и отв. ред. А.А. Радугин. М., 1999.

    Политология: Краткий энциклопедический словарь-справочник. - Ростов-на-Дону, 1997.

    Пугачев В.П. Политология: Справочник студента. - М., 2001.