Политические взгляды Данте Алигьери
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ
ВПО «ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
ИСТОРИКО-ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ
ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА НОВОЙ И НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ
курсовая работа
студентки первого курса
дневного отделения
специальности «политология»
Стрекаловой Виталии Александровны
Научный руководитель
д. и. н. Рахшмир Павел Юхимович
ПЕРМЬ 2006
СОДЕРЖАНИЕ
Введение...................................................................................................................2
Историография.........................................................................................................4
Глава 1. Биография Данте.
1.1 Семья...................................................................................................................6
1.2 Образование..............................................................................................................6
1.3 Беатриче и Джемма..............................................................................................7
1.4 Общественно-политическая деятельность Данте................................................9
1.5 Изгнание и смерть................................................................................................9
Глава 2. Историческая обстановка в Италии XIII-XIV веков...................................11
Глава 3. Политика глазами Данте.
Политические взгляды Данте и их отображение в «Божественной комедии»...13
Политический идеал Данте..................................................................................17
Заключение.................................................................................................................20
Список литературы...................................................................................................22
Введение
Конец феодального средневековья был ознаменован появлением одного из титанов мировой литературы- Данте Алигьери. Еще при жизни писателя его произведения приобрели широкую популярность. Но несмотря на то что некоторые из современников Данте пытались написать его биографию, многие стороны жизни поэта до сих пор остаются загадкой.
Будущий поэт получил хорошее философское и юридическое образование и активно участвовал в политической борьбе. Политика, как и поэзия, была одним из важнейших интересов Данте. Он создал гениальную поэму «Божественная комедия», в которой максимально сумел охватить все стороны жизни Итальянского общества, причем не только своего времени. Также автор отразил и пласт прошлого, и даже попытался предсказать будущее. Особенное внимание Данте уделяет политическому
аспекту, он и будет подробнее рассмотрен в этой работе.
Цель данной реферативной работы- рассмотреть политические взгляды Данте Алигьери.
Отсюда вытекают следующие задачи:
1.Понять историческую обстановку в Италии XIII-XIV вв..
2.Ознакомиться с биографией Данте Алигьери.
3.Рассмотреть политические взгляды Данте Алигьери, на примере его произведения «Божественная комедия».
4.Определить политический идеал Данте.
Великий поэт, является «совершенно сыном средних веков»1. Он большей половиной своих воззрений живет еще в 13 столетии. Отживающая идея всемирной империи находит в нем ревностного защитника. Он старается сочетать теории болонских юристов с учением Фомы Аквинского о конечной цели, о первенстве теоретического разума и о необходимости всеобщего мира. Признавая в человеке две различных цели, а потому в обществе две независимых друг от друга власти, он не выясняет их отношения между собой и заканчивает неопределенным подчинением светской власти духовной. Характерной чертой размышлений Данте является противоречивость взглядов, размышлений, стремлений и мечтаний. С одной стороны, он всеми мыслями и чувствами привязан к средневековым традициям, с другой же- неумолимо стремится к далекому счастливому будущему. Он как убежденный католик и монархист мечтал о создании идеальной империи во главе со справедливым монархом. И в то же время, именно он стал первооткрывателем многих передовых идей, взглядов нового времени.
ИСТОРИОГРАФИЯ
Охватить всю историографию по Данте, накопившуюся за многие десятилетия, практически невозможно. Можно сказать, что многие работы по Данте носят либо сугубо литературоведческий характер, либо исторический. Но исторический план часто не выходит за рамки жизни поэта, не учитывая поэтическое наследие Данте Алигьери. Рассмотрим лишь небольшую часть из советской и российской историографии, которая была использована в данной работе и максимально отвечает задаче, поставленной в этой работе.
В 30-е и 40-е годы одним из ведущих советских итальянистов был профессор Московского Университета А. К. Дживегелов (1875-1952). Все работы этого автора- его лекции, статьи, предисловия и два издания его книги «Данте Алигьери. Жизнь и творчество» - имели большое значение для популяризации в нашей стране великого итальянского поэта. В своей книге Дживегелов уделяет большое внимание биографии Данте в историческом контексте. Он прослеживает жизнь поэта без отрыва её от политических реалий Италии XIV века. Автор не оставляет без внимания и поэтическую деятельность Данте, давая подробную характеристику и анализ «Божественной комедии». Однако Дживегелова обвиняли в перенасыщении книги малодостоверными фактами и искажении социально-политической ситуации.
Книгой иного рода является книга Л.М. Баткина «Данте и его время. Поэт и политика». Основная тема ее, как видно из названия, - это политическая деятельность Данте, этапы становления его взглядов и выражение их в «Божественной комедии» и в трактате «Монархия». Баткин уделяет немаловажное внимание политическим идеалам поэта. Однако основной проблемой этой книги является марксистский, устаревший и неактуальный в наше время, подход Баткина, изменяющий реальную дантовскую идеологию.
А.Л. Доброхотов написал книгу «Данте Алигьери» (1990). Автор является преподавателем кафедры истории зарубежной философии философского факультета МГУ. В своей работе он во многом подходит к творчеству Данте с философской точки зрения, не оставляя без внимания личность поэта и рассматривая её с позиций психологии.
Автором первой в России научной монографии о творчестве Данте, относящийся к старшему поколению советских дантологов, был И.Н. Голенищев-Кутузов. В его работе «Творчество Данте и мировая культура» уделено большое внимание не только самому творчеству великого флорентийца, рассматриваемое на широком фоне культурного и литературного развития Европы на рубеже Средних веков и Возрождения, но и прослеживается становление крупнейших дантологических школ в мировой науке и эволюция их воззрений. Книга «Данте», является больше биографической и в ней дается жизнь Данте в контексте политических и социальных распрей его эпохи.
Также можно выделить прекрасные предисловия к «Божественной комедии» К.Н. Державина и А.М. Беляцкого. Однако специальных научных работ о Данте после книги Дживегелова у нас, по сути, не было.
ГЛАВА 1 БИОГРАФИЯ ДАНТЕ
Семья
Данте Алигьери родился в мае 1265 года во Флоренции в семье Алигьери, относившейся к мелкой флорентийской знати и жившей в скромном достатке. Корни его семьи идут от Каччагвиды, который получил титул рыцаря от императора Коррадо II за свои заслуги в борьбе против сарацин и погиб в Святой Земле во время крестового похода в 1148 году. Из своих предков Данте вспоминает лишь его одного, славного доблестью и разумом; в юности он по желанию родителей женился на девице из феррарского рода Альдигьери (Данте был назван в её честь), всеми превозносимой за красоту и знатность, равно как и за скромность нрава.1
Каччагвиду Данте упоминает в «Божественной комедии» с большим уважением:
Вы прародитель мой;
Вы мне даете говорить вам смело;
Вы дали мне стать больше, чем собой;
Чрез столько устий радость овладела
Моим умом, что он едва несет
Ее в себе, счастливый до предела.
Об его отце и матери ничего не известно, как неизвестны обстоятельства его ранней юности.
Образование
Данте получил первооснову своих знаний в частной флорентийской школе, где учился по традиционной средневековой программе: тривиум (грамматика и риторика, что давало возможность читать средневековые латинские тексты и немного классические)2 и квадриум (арифметика, музыка, геометрия, астрономия). Так же он получил знания по истории, богословию, обрывки логики, географии и естествознания. Школьное образование, по сути серьезным не являлось, он сам признает свое начальное образование недостаточным, а университета во Флоренции не было. Однако, едва выучившись грамоте, он не повесничал, подобно нынешним знатным юнцам, не предавался под материнским крылышком праздности и лени, но от младых ногтей усердно занимался свободными искусствами и необычайно преуспел в них.1 Большое внимание Данте уделял самообразованию, много читая по- провансальски и по-французски, узнавая по этим книгам античные образы. И это привело к тому, что Данте не только стал знатоком Вергилия, Горация, Овидия, Стация, но не довольствуясь постижением их, еще и сам стал складывать стихи в подражание им. У Данте был друг, Брунетто Латини, которого Данте считал своим учителем и наставником. Брунетто, нотариус, ученый и поэт, который во многом повлиял своими книгами на Данте, упоминается в «Божественной комедии» с большим уважением автором:
Во мне живет и горек мне сейчас, Ваш отчий образ, милый и сердечный,
Того, кто наставлял меня не раз...
Известно, что позже он посещал правоведческий факультет старейшего европейского университета в Болонье, а уже на пороге старости, оказавшись в Париже, Данте выступал на многих диспутах и стяжал такую славу блеском своего гения, что тогдашние его слушатели рассказывали об этом с превеликим изумлением.2
За свою глубокую и разнообразную ученость он вполне справедливо заслужил почетнейшие звания, и недаром еще при жизни одни именовали Данте поэтом, другие - философом, третьи - теологом.
Беатриче и Джемма
Большую роль в жизни Данте сыграла его юношеская любовь к Беатриче Портинари (в замужестве деи Барде). Это неразделенное чувство, прошедшее через всю жизнь Данте, очень сильно повлияло на молодого человека и, в частности способствовала его становлению как поэта. Впервые он увидел её на празднике девочкой одних с ним лет; это его первое автобиографическое воспоминание. Он и прежде ее видал, но впечатление именно от этой встречи обновилось в нём, когда девять лет спустя (в 1283 г.) он увидел ее снова уже замужней женщиной и на этот раз увлекся ею. Она становится на всю жизнь «владычицей его помыслов», прекрасным символом того нравственно поднимающего чувства, которое он продолжал лелеять в ее образе, когда Беатриче уже умерла (1290), а сам он вступил в один из тех деловых браков, по политическому расчету, какие в то время были в ходу. Спустя три года после ее смерти, Данте собрал стихотворения написанные им в 1823-1293 годах и наиболее связанные с Беатриче, снабдив их комментариями. Так появилась его книга «Новая жизнь».
Семья Данте держала сторону флорентийской партии Черки, враждовавшей с партией Донати; Данте женился (до 1298 г.) на Джемме Донати. Когда Данте был изгнан из Флоренции, Джемма осталась в городе с его детьми, храня остатки отцовского достояния; она - тип честных жен, сидящих у колыбели. Данте слагал тогда свои песни в прославление Беатриче, свою «Божественную комедию», и в ней Джемма не упомянута ни словом. В последние годы он жил в Равенне; вокруг него собрались сыновья, Якопо и Пьетро, поэты и будущие его комментаторы, и дочь Беатриче; Джемма была еще жива, но вдали от семьи. Бокаччо обобщил все это: будто Данте женился по принуждению и уговорам и в долгие годы изгнания ни разу не подумал вызвать к себе жену.1
Беатриче определила тон его чувства, опыт изгнания - его общественные и политические взгляды, их архаизм.
1.4 Общественно-политическая деятельность Данте
Первое актовое упоминание о Данте как общественном деятеле относится к 1296 и 1297 годам. По политическим убеждениям Данте был сторонником Белых гвельфов, в частности по причине того, что к партии принадлежала его семья (более подробно проблема борьбы гвельфов и гибеллинов будет рассмотрена в следующей главе). Его общественно-политическая деятельность началась очень рано. Едва достигнув совершеннолетия, он принимает участие в военных предприятиях флорентийской коммуны. В 90-х годах Данте заседает в городских советах и выполняет дипломатические поручения, а в июне 1300 года избирается членом правившей Флоренцией, коллегии шести приоров. Фортуна первоначально была так милостива к нему, что если случалось надобность принять или отправить послов, утвердить или отменить закон, заключить мир или объявить войну, короче говоря решиться на какой-нибудь важный шаг, правители в первую очередь спрашивали мнение Данте. Казалось, Флоренция только ему и верит, только на него и надеется.1
После вооруженного переворота во Флоренции и прихода к власти Черных, в 1302 году Данте был изгнан из родного города.
Изгнание и смерть
Уже в первые годы изгнания, Данте стал одиноким. Он гибеллин, но личного, идеального пошиба, это должно было отшатнуть его от сверстников.2 Время изгнания было для него временем скитальчества, тревожных надежд и неудачных попыток вернуться на родину. Ему пришлось испытать, как горек чужой хлеб и трудно подниматься по чужим лестницам.3 Уже в ту пору он был лирическим поэтом среди поэтов «нового стиля». Изгнание настроило его серьезнее, поставило перед ним новые задачи, воспитало, за вопросами партии и самолюбия, идею культурной родины, Италии. Он продолжает работать над собой, писать с перебоями и остановками, понятными в условиях скитальческого существования. Данте затевает свой «Пир» (Convivio).
Судьба Данте за все это время полна неясностей, он постоянно исчезает с глаз, фактических сведении о нем мало. На первых порах он нашел приют у властителя Вероны, Бартоломео делла Скала.. Мы видим его в Болонье, в Луниджьяне и Казентино. В 1308-1309 годах он очутился в Париже. Здесь его застала весть, что император Генрих VII собирается в Италию. Мечты его «Монархии» воскресли в Данте с новой силой, он вернулся в Италию. Есть версия, что Данте было предложено вернуться во Флоренцию, но под условиями унизительными для его достоинства, и будто бы Данте горделиво отказался.1
С 1316-1317 годов он поселился в Равенне. Здесь дописывались песни Рая для божественной комедии, в кругу детей, среди друзей и поклонников2 , которых Бокаччо застал уже стариками и рассказы которых он записал.
Данте скончался 13 сентября 1321 года от малярии и похоронен в Равенне. Великолепный мавзолей, который поэту готовил Гвидо да Полента, не был воздвигнут из-за его смерти. Ныне сохранившаяся гробница относится к более позднему времени, а всем знакомый портрет Данте лишен достоверности.
ГЛАВА 2 Историческая обстановка в Италии XIII-XIV вв.
XIII-XIV века, в которые жил и творил Данте, были веками острой политической борьбы. Это было противостояние партий гвельфов и гибеллинов, а позже Белых и Черных гвельфов. Истоки и причины этой борьбы уходят в далекое прошлое Италии. После лангобардского завоевания Италии в VI веке, государство было поделено на независимые области, а часть страны оставалась под властью Византии. Начиная с этих пор, Италия долгое время была раздроблена. Воссоединению ее частей не помогло ни включение ее в империю Карла Великого, ни деятельность правивших в ней впоследствии германских династий: Саксонской, Франконской и Гогенштауфенов. Но на фоне этого, в Италии, начиная с VIII века идет восстановление и активный рост городов. Быстро шел как и подъем старых городов, так и появление новых. Интенсивно развиваются Милан, Болонья, Верона, Рим, Равенна, Павия, Флоренция. «Обилие развитых городов - важный фактор, воздействовавший на политическую судьбу и культурную жизнь Италии в средние века» - пишет Л.М. Брагина. Основной проблемой являлась проблема управления этими городами. Период раннего средневековья заканчивается тем, что города, начали войну с замками, которые находились близ городов и вмешивались в их развитие, и, что особенно важно, с властью епископов. «Решающая власть в городе в IX-X веках принадлежала графу или епископу, получившему графские права и привилегии от короля». Многим городам удалось отстоять свою независимость и стать самостоятельными республиками. Однако в XI-XII произошло столкновение основных сил - империи и папства. Изначально власть папы не была очень сильной, но после разделения Византии и Рима, папа становится весьма значительной фигурой. Это порождает борьбу светской и духовной власти в Европе. Города же являлись важными союзниками, и было очень важно, кого в этой борьбе поддержит тот или иной город. Потому что в городах начал складываться капитал, развивалась торговля, и интересы папы и императора носили и экономический характер. В свою очередь города также не оставались единой силой - в них обострились противоречия между пополанами - торгово-ремесленными слоями и нобилями - городской знатью, один из которых поддерживали императора, а другие папу. В ходе этих противоречий сформировались две партии - гвельфов и гибеллинов и особенно остро эта борьба протекала в торгово-промышленной Флоренции, что было вызвано «успехами ее раннего буржуазного развития».
Существует несколько версий начала борьбы гвельфов и гибеллинов во Флоренции. Одну из них описывает хронист Дино Кампаньи, повествуя о том, как молодой дворянин Буондельмонте деи Буондельмонте, обещавший женится на дочери Одериго Джантруфетти, обручился с дугой - девушкой из семьи Донати. Тогда Уберти и Ламберти, знатные и могущественных родственники Одериго, помогли отомстить за оскорбленную невесту и убили Буондельмонте на его свадьбе, что и положило начало распре.1 Однако эта история лишь пример стандартной междоусобной дворянской борьбы, которая впоследствии была прикрыта политическим лозунгом. В эту борьбу постепенно вовлекались различные социальные слои города, и к XIII веку гвельфская партия, оказывала финансовую поддержку папе, в котором видела человека, способного объединить Италию. А гибеллины, как старые вассалы императора, помогали ему. При этом у двух партий не было чётких разграничений в составе, и переходы из одной в другую не были чем-то необычным.
Борьба Гвельфов и гибеллинов во Флоренции XIII века прошла в несколько этапов. В середине века на престоле находился сильный император Фридрих Гоэнштауфен, которому противостояла не менее могущественная курия папы Иннокентия Третьего. В 1248, благодаря усилиям императора, гибеллины побеждают, и гвельфы уходят в изгнание. Однако через два года, когда умирает Фридрих, они не просто возвращаются, но и проводят реформу primo popolo, которая потеснила дворян в их правах. В 1260 году сын Фридриха Манфред вместе с главою флорентийских гибеллинов Фаринатою дельи Уберти и при поддержке города Сьены разгромил в битве при Монтапетри гвельфов, и те вторично покинули Флоренцию. А в 1266 году состоялась битва при Бенивенто, в которой победили усилившееся гвельфы, а Манфред был убит. При поддержке папской курии и Карла Анжуйского, гибеллины были окончательно выгнаны из Флоренции, их имущество было конфисковано, а замок Уберти был срыт. Однако мира во Флоренции изгнание гибеллинов не означало. Последующие конституционные реформы наметили противостояние двух новых группировок в рамках партии гвельфов. В 1296 году было положено начало разделения ее на Белых и Черных. Глава Белых - семейство Черки - были родом из деревни, они поздно появились в городе и сумели нажить богатства путем ростовщичества. В состав Белых входила городская интеллигенция и богатая буржуазия. Черные были преимущественно старыми дворянами, беднеющим цветом феодальной знати. В их главе стояли Донати. Суть проблемы заключалась в том, что власть находилась в руках верхушки пополанов, дворяне же были отстранены. В их противостояние вмешался папа Бонифаций VIII, категорично настроенный против Белых, одна из причин этого была в том, что он поверил в их связь с гибеллинами. Папа принимал все меры для того, чтобы искоренить Белых: наложил на город интердикт, а в 1301 году послал на Флоренцию войска Карла Валуа, которые довершили разгром Белых. Белые были изгнаны.
ГЛАВА 3 ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В ЖИЗНИ ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ
3.1 Политические взгляды Данте и их отображение в «Комедии»
Данте Алигьери был гвельфом, и его детство прошло под знаком борьбы гвельфов и гибеллинов. В борьбе Черных и Белых он и сам принимал самое непосредственное участие. Когда наметился раскол в партии гвельфов, Данте понял, что папа уже не может представлять ту силу, которая может объединить страну. Это наглядно продемонстрировал папа Бонифаций, который был занят больше светскими проблемами (в частности своими личными) нежели церковными. Поэтому Данте был близок Белым, которые папу не поддерживали, несмотря на то, что сам был выходцем из дворянской семьи, а жена его носила фамилию Донати. Уже в изгнании Данте вновь пересмотрел свои взгляды. В 1310 году в Италию пришел германский король Генрих VII, в котором Данте видел миротворца и на которого возлагал все свои политические надежды. Однако они остались нереализованными ввиду ранней смерти императора.
Свои политические представления и их эволюцию Данте наглядно продемонстрировал в «Божественной комедии». Хотелось бы заранее отметить тот факт, что о различных политических деятелях упоминается преимущественно в Аде и Чистилище. Вероятно, это обусловлено тем, что, во-первых, ко времени написания Рая поэта заботили больше философские проблемы, нежели проблемы политики, от которой он отошел во второй половине 10-х годов. А во-вторых, это говорит о том, что многим политическим деятелям, которыми интересуется Данте, может просто нет места в Раю.
Данте проходит по загробному миру и встречает сторонников его взглядов и ярых противников - гибеллинов и Черных гвельфов. А так как Данте сам в праве выбирать с кем из умерших ему говорить, больше внимания он указывает своим согражданам - флорентийцам. Например, переплывая с Вергилием через Стигийское болото на лодке Флегия, Данте узнает в грязи Филиппо дельи Адимари, по прозвищу Адженти. Неожиданно злобный выпад поэта обусловлен тем, что он лично ненавидел Ардженти - богатого рыцаря, сторонника Черных:
Плачь, сетуй в топи невылазной,
Проклятый дух, пей вечную волну!1
А далее, в шестом круге Ада - круге еретиков - Данте встречает Фаринату дельи Уберти. И, несмотря на то, что гибеллин Фарината принимал участие в кровавой битве при Монтаперти, его разговор с Данте полон достоинства. Оба соперника внимательно выслушивают друг друга, чувствуется уважение Данте к человеку, который «казалось Ад с презреньем озирал» и, как выясняется из его речи, «когда решали Флоренцию стереть с лица земли» - он не допустил этого.
Но уже с некой неприязнью, автор «Комедии» упоминает имя Фридриха II, который находится также среди еретиков. Между деревьями, в которых мучаются души самоубийц, Данте встречает Пьера делла Виньи, канцлера и фаворита Фридриха, которому тот преданно служил, но был оклеветан и покончил жизнь самоубийством в тюрьме. Душа взывает:
Моих корней клянусь ужасной кровью,
Я жил и умер, свой обет храня,
И господину я служил любовью!2
В восьмом круге автор упоминает про «Федериков плащ», который хоть и был легче адских мантий, но по преданию был казнью для тех, кто смел оскорбить императора.
При этом Данте интересно распорядился семьёй Фридриха. Его сын Манфред, который также воевал против гвельфов, находится в чистилище среди умерших отлученными от церкви. Сам Манфред так объясняет смягчение его участи:
Мои ужасны были прегрешенья;
Но милость божья рада всех обнять,
Кто обратится к ней, ища спасенья.3
А может, причина заключается в снисхождении Данте, который знал о том, что остатки Манфреда после смерти были выкопаны и брошены по приказу папы Климента?
Как Данте и предполагал, он встречает в Аду и Моску деи Ламберти, принимавшего непосредственное участие в убийстве Буондельмонти, которое положило начало распре гвельфов и гибеллинов. Автор помещает его в девятый ров зачинщиков раздора, где тот «увечный безобразно» раскаивается в том, что «он злой посев принес родной земле». Моска жестоко наказан за это и пребывает в одном из самых страшных кругов ада. Слишком велика его вина, по мнению Данте, в столь страшно отразившемся для Флоренции убийстве. Во втором поясе десятого круга Ада, где страдают предатели родины и единомышленников, находятся многие гвельфы и гибеллины. Мы видим примеры именно их судеб, как наиболее важных для Данте, который понимал цену предательства этих людей. Это и Дуэра, который благодаря «французским денежкам» пропустил войско, шедшее на поддержку гвельфов, и Джанни Сольданер, и Тебальделло - предатели гибеллины. Наиболее драматичный эпизод в этом круге связан с Бокка дельи Абати, когда Данте опять дает выход своим чувствам. «Вцепясь ему в затылок волосатый», поэт «не одну повыдрал прядь», зная, что Бокка был не просто предателем, но предателем родной для Данте партии гвельфов . За это Данте обещает ему самую страшную участь:
В мире свой позор
Через меня навеки ты упрочишь.1
В чистилище Данте встречает много душ, среди которых есть гибеллины (Буонконте, Провенцан Сальвани, Гвидо дель Дука). Таким образом, мы видим, что
Данте распределяет различных политических деятелей по загробному миру, руководствуясь не только своими убеждениями, но и принципами нравственности.
Политический идеал Данте
Помимо того, что Данте иллюстрирует, как и за какие именно грехи человек, принадлежавший к той или иной политической группировке, наказывается в Аду или возносится в Рай, он пытается устами героев передать свой политический идеал, а также предсказать судьбу своей страны. Основной работой, которая касалась политических воззрений Данте, был трактат «Монархия» (ок.1312-1313 г.), в котором он впервые провозгласил принцип разделения властей на светскую и духовную. Но этой теме много посвящено и в «Божественной комедии». Данте мечтает об империи с Италией во главе и под управлением сильного монарха.1 Флорентиец пришел к этому не сразу. Как известно, вначале Данте был приверженцем папы, но позже, отойдя и от Черных и от Белых гвельфов, возлагал свои надежды на сильного императора, под властью которого объединиться Италия. А лучшим вариантом государственного управления Данте считал императорский Рим. В поэме он неоднократно об этом упоминает. Например, его «великий старец», библейский образ, отождествляющий человечество, «к Риму, как к зерцалу поднял веки». Церковь же, в идеале Данте, возродиться, оставив свои посягательства на мирское правление.
Посмотрим, что об этом пишет Данте в «Комедии», и на что он надеется. Уже начальные страницы «Божественной комедии», когда Данте заблудился «в сумрачном лесу», можно трактовать как поиски политической истины. Этот дикий, дремучий, неприступный лес - есть верная картина не только смущения, в котором находилась душа поэта, но гражданской и политической смуты, царившей в его отечестве.2 Появляется Вергилий и говорит о том, что для того чтобы найти истину (т.е. взойти на холм), Данте надо последовать за ним в загробный мир. И первым про политическое будущее страны заговаривает сам Вергилий, рассказывая, что победить волчицу (которая преградила путь Данте) сможет только «славный Пес». По мнению критиков, волчица олицетворяла собой не только корыстолюбие, но и мирскую власть римской церкви. Пес- это избавитель, которого ждет Данте.3
Об этом правителе размышляет и сам автор, после встречи с папой Адрианом V:
Будь проклята волчица древних лет...
Идет ли тот, кто эту тварь изгонит?
О том, что он точно придет, говорит Беатриче:
Когда Пятьсот Пятнадцать вестник бога,
Воровку и гиганта истребит...
Гигант и воровка это аллегорические обозначения французского короля и церкви, от которой избавит мир Вождь. Среди первых критиков поэмы бытовало мнение, что цифры пятьсот пятнадцать в их римском варианте (DXV), будучи переставленным давали слово Dux, т.е. вождь. Но кто же он? Критика считает, что ожидания Данте весьма конкретны и речь идет об определенном лице. 1 Но на это счет существуют различные мнения. Возможно за этим образом стоит личность Генриха VII, которого Данте очень любил и даже «оставил» для него место в Раю:
Воссядет дух державного средь вас
Арриго, что Италию спасая,
Придет на помощь в слишком ранний час
Но Арриго, т.е. Генрих VII, умер, не успев реализовать надежд Данте. Также есть мнение, что под великим освободителем подразумевается некто, Угуччионе делла Фиджиола.2 Но большинство склоняется к мысли, что поэт имел ввиду Кане Гранде.
Кан Гранде де Скала (1291-1329) в раннем возрасте получил титул императорского викария в Вероне, был главой гиббелинской лиги в Ломбардии и «одним из наиболее сильных и никогда не изменявших своих убеждении поборником императорской власти в Италии».3 Однако он тоже не достиг никаких конкретных результатов. Данте, который после своего изгнания стал относиться к гибеллинам с большим пониманием, не только верил в Кана Гранде, но даже жил при его дворе и посвятил ему третью часть своей поэмы. За то, что он подразумевал под вождем- освободителем именно его говорят многие факты. Во-первых, имя Кан созвучно итальянскому Cane - собака. Во-вторых, Данте пишет о Ломбардце (т.е. Бартоломео делла Скалла - старшем брате Кана) и его сильном последователе. Вероятно, это и есть сам Кан Гранде.1
Твой первый дом в скитальческой судьбе
Тебе создаст Ломбардец знаменитый,
С орлом святым над лестницей в гербе.
С ним будет тот, кто принял в первый час
Такую мощь от этого светила,
Что блеском дел прославиться не раз.
Также в пользу Кана Гранде говорят такие строки из «Комедии»:
Не прах земной и не металл двухсплавный,
А честь, любовь и мудрость он [Пес] вкусит, меж войлоком и войлоком державный.
Эта последняя строчка звучит по-итальянски tra feltro e feltro, что созвучно с местом расположением Вероны, т.е. между городом Фельтро и замком Монтефельтро в Романье. А один из исследователей, пишет М.А. Горбов, Дж. Пиччи, заменив буквы латинского алфавита в имени Кана Гранде (Kan Grande de Scala Signire de Verona) на их числовые значения, и получил символичное «пятьсот пятнадцать».2 Однако, как бы то ни было, Данте не мог не видеть, как рушатся его надежды, и с политической сцены сходят все в кого он верил. Может быть поэтому, чтобы не отказываться от своих идеалов, Данте так и не дал точного ответа, пришествие кого он ждет и кто такой Dux или Veltro. Мечте о всемирной монархии так и не суждено было сбыться.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данте Алигьери был наиболее колоритной и выразительной фигурой своей эпохи. Он родился в переломный период истории Италии. Сложность и противоречивость творчества и взглядов великого итальянского поэта проистекает из той конкретной обстановки, в которой он жил и творил.
Истинный поэт и всегда философ, осмысляющий свою эпоху, ищущий новые пути.
Предметом забот настоящего поэта являются его современники его родина; он живет и борется и , будучи борцом, не может не быть политиком.
Художественно-психологическая противоречивость Данте, как она ни показательна и ни любопытна сама по себе, является лишь выражением гораздо более глубокой раздвоенности его сознания. Ведь Данте не только поэт и политический мыслитель, он - социолог.
Взгляды Данте не были связаны целиком и полностью с каким-нибудь одним определенным классом.
Данте Алигьери был провозвестником Возрождения, пионером реалистического восприятия мира и человека, человеком нового времени и в то же время человеком средневековья с присущими ему взглядами.
Энгельс справедливо говорил, что о мыслителе нужно судить не по тому, что было у него неизбежно переходящим, а по тому, что он внес нового, прогрессивного. Только такой подход является действительно верным.3
Наши попытки рассматривать взгляды Данте под разными углами зрения, в разных плоскостях и планах, потеряли бы всякий смысл, если бы мы забыли, что все плоскости и планы пересекаются, переплетаются друг с другом, вырастают один из другого и, не совпадая, образуют все же нечто единое - неповторимую фигуру гениального Данте.2 На него наложили отпечаток почти все слои итальянского общества. Корни идеологии Данте приходится искать то в интересах городских комунн, то в потребностях зарождающейся буржуазии, то в настроениях пополанской массы, а то и в предрассудках дворянской знати. Тем и интересно рассматривать взгляды Данте, что в его трактатах и стихах запечатлелась вся бурная и многообразная жизнь переходной эпохи.
Ничуть не упрощая идеологии Данте, мы имеем право заявить, что Данте прежде всего, идеолог городской коммуны. Он первым с огромной силой выразил интересы развития «первой капиталистической нации».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Алигьери Д. «Божественная комедия» Пер. с ит. М. Лозинского. Изд. «Худ. лит.».М., 1967.
2.Алпатов М.В. «Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто.»М.-Л.,1939
3.Баткин Л. М. «Данте и его время. Поэт и политика.» Изд. «Наука».М., 1965
4.Бокаччо Дж. «Жизнь Данте. Малые произведения. Сборник» пер. с ит.
Томашевского. Изд. «Художественная литература», 1975
5.Дживегелов А.К. «Данте Алигьери.» ОГИЗ.М.,1946.
6.Доброхотов А.Л. «Данте Алигьери». Изд. «Мысль».М.,1990
7.Кондратов С. «Мир Данте» Москва, 1965г.
8.Котельникова Л.А. «Феодализм и город в Италии в VII-XV вв.» Изд. «Наука».М.,1967
9. Дж. А. Симондс «Данте, его время, его произведения, его гений. Изд. А.С. Суворин.Спб.,1893.
10.Сутуева Т.О. «Данте Алигьери (к 700-летию со дня рождения)»
11.Чичерин Б.Н. «Политические мыслители древнего и нового мира» Москва, 1999г.
12.Шеллинг Ф. «Философия искусства»
13.Советский энциклопедический словарь. Изд. «Советская энциклопедия».М.,1980
1 Б.Н. Чичерин «Политические мыслители древнего и нового мира» М.-1999г.
1 Боккаччо Дж. «Жизнь Данте. Малые произведения. Сборник» пер. с ит.
Томашевского. Изд. «Художественная литература», 1975
2 Советский энциклопедический словарь. Изд. «Советская энциклопедия».М.,1980
1 Боккаччо Дж. «Жизнь Данте. Малые произведения. Сборник» пер. с ит.
Томашевского. Изд. «Художественная литература», 1975
2 Там же
1 Боккаччо Дж. «Жизнь Данте. Малые произведения. Сборник» пер. с ит.
Томашевского. Изд. «Художественная литература», 1975
1 Боккаччо Дж. «Жизнь Данте. Малые произведения. Сборник» пер. с ит.
Томашевского. Изд. «Художественная литература», 1975
2 Там же
3 Данте Алигьери «Божественная комедия» Пер. с ит. М. Лозинского. Изд. «Худ. Лит.».М.,1967.
1 Д. Боккаччо «Жизнь Данте, написанная Джованни Боккаччо»М.,1898.
2 Боккаччо Дж. «Жизнь Данте. Малые произведения. Сборник» пер. с ит.
Томашевского. Изд. «Художественная литература», 1975
1 Котельникова Л. А. Феодализм и город в Италии в VII-XV вв. Изд. Наука. М.,1967
1 Данте Алигьери. Божественная комедия. Перевод с ит.
М. Лозинского. Изд. «Художественная литература».М.,1967
2 Там же
3 Там же
1 Данте Алигьери. Божественная комедия. Перевод с ит.
М. Лозинского. Изд. «Художественная литература».М.,1967
1 Л.М. Баткин «Данте и его время. Поэт и политика» Изд. «Наука».М.,1965
2 Дж. Симондс «Данте, его время, его произведения, его гений».Изд. А.С. Суворин.Спб.,1893.
3
1 Данте Алигьери. Божественная комедия часть 2 с объяснениями и примечаниями. Пер. с ит. Горбова М.А. М.,1898.
2 Дж. Симондс «Данте, его время, его произведения, его гений».Изд. А.С. Суворин.Спб.,1893.
3 История Средних веков. Под ред. Карпова С.П. Изд.МГУ.М.,2000
1 Боккаччо «Жизнь Данте, написанная Джованни Боккаччо»М.,1898
2 А.К. Дживегелов «Данте Алигьери» Изд. «Мысль».М.,1990
3 Л.М. Баткин «Данте и его время. Поэт и политика» Изд. «Наука».М.,1965.
2 А.К. Дживегелов «Данте Алигьери» ОГИЗ.М.,1946.