Политическая система общества и ее специфика

Федеральное агентство по образованию

ФГОУ ВПО «МИСиС»

(технологический университет)

Новотроицкий филиал

Кафедра ГиСЭН

Реферат по политологии:

«Политическая система общества и ее специфика»

Выполнил: студент группы 33

Остапов К.С.

Проверил: Фатхуллина Г.М.

Новотроицк, 2008 г.

План

Введение

§1. Понятие политической системы общества

§2. Структура политической системы

§3. Функции политических систем

§4. Типология политических систем

§5. Специфика политической системы российского общества

Заключение

Список литературы

Введение

В современной политологии важное место занимает системный анализ политики. Речь идет о том, чтобы представить политическую жизнь общества в качестве некоей целостной системы, со свойственными ей законами и особенностями развития. Познание этих законов дает возможность глубокого понимания политики, создает необходимую теоретическую основу для совершенствования управления обществом, прогнозирования его развития.

Системный подход позволяет сформировать понимание политики как некоей целостности, системы, поля, открывает возможность анализа различных способов ее взаимодействий с окружающей средой.

Он дает возможность представить политику, именно как систему поведения и деятельности людей, обусловленную властно-институциональными и социокультурными факторами, что представляется особенно важным при комплексном анализе политической системы общества.

Институционально-властной основой политической жизнедеятельности общества, ее организующим и направляющим началом выступает политическая система. Эта категория позволяет свести воедино основные понятия, характеризующие его политическую жизнь. Политическая система представляет собой конкретную историческую форму взаимодействия субъектов политики, которая организует в определенную совокупность политические отношения между ними, властно упорядочивает, оформляет и заключает в определенные границы политическую деятельность. Политическая система представляет собой сложное образование, обеспечивающее существование общества как единого организма, централизованно управляемого политической властью, особую сферу, в которой субъекты политики реализуют свои общие и групповые интересы посредством осуществления власти или борьбы за ее завоевание и использование.

§1. Понятие политической системы общества

Существует несколько определений понятия политической системы:

Политическая система представляет собой искусственно созданный, теоретический, мыслительный инструмент, позволяющий выявлять и описывать системные свойства различных политических явлений (По Пугачеву).

Политическая система – это система ценностей и публичных институтов, которые организуют использование публичной власти и связи граждан в государстве (По Демидову).

Политическая система – это определение организованной на единой нормативно-ценностной основе совокупности взаимодействий политических субъектов, связанных с осуществлением власти и управлением обществом (По Зеркину).

Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институализацию, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер участия в политике, неинституциональных политических отношений. Политическая система обеспечивает интеграцию всех элементов общества и само существование его как единого, централизованно управляемого политической властью организма, сердцевину которого составляет государство. Она взаимосвязывает политические институты (государство, политические партии, организации и движения) через систему законов, традиций и политической коммуникации с классами, социальными группами, национально-этническими и другими образованиями, контролирует основные направления политической деятельности людей, развитие политических процессов.

В некоторых политологических и юридических изданиях понятия “политическая система общества” и “политическая организация общества” рассматриваются как сходные. Но между ними есть и различия. Политическая организация общества – это совокупность политических институтов и политико-правовым норм. Категория “политическая система” шире понятия “политическая организация”, которая выступает в качестве ведущей, властно-организующей, но не единственной структуры в рамках политической системы общества, которая включает также и феномены политического сознания, культуры, коммуникации, участия в политике.

Политическая система общества – это особым образом организованная его политическая жизнедеятельность. Она представляет собой конкретно-историческую форму, в которой осуществляется политическая деятельность. Содержание политической деятельности не исчерпывается лишь властной деятельностью государства. Она включает разнообразные формы политического участия субъектов, преследующих совпадающие либо расходящиеся и противоречивые цели; политическую деятельность, которую составляют процессы целенаправленного политического властвования и политического участия, различные виды действий людей, направленные на обеспечение, преобразование и защиту системы осуществления власти в обществе или противодействующие ей. Политолог Д. Истон обращал внимание на то, что политика представляет собой систему взаимодействий в любом обществе, посредством которой осуществляется и закрепляется авторитетное или связывающее распределение ценностей в обществе. Политика – это “жизнедеятельность политических систем”.

Политическая система общества как форма политической деятельности выступает организацией ее содержания, возникающей в результате взаимодействия субъектов политики. Данный результат, обусловленный соотношением социально-политических сил в поворотные моменты политической истории (революции, реформы), юридически фиксируется и конституируется в основополагающих структурах этой организации.

Категория “политическая система общества” выступает в качестве центрального, узлового понятия современной политической науки. Российский политолог М.Г. Анохин писал, что “категории: политическая система, ее модернизация, трансформация, адаптация, изменения стали одними из распространенных в политической теории и практике”.

Политическая система представляет собой целостную, динамическую, интегрированную совокупность политических субъектов, структур и отношений, выражающих интересы широкого спектра социальных общностей и сил, посредством которой принимаются и проводятся в жизнь авторитетно-властные решения для данного общества, осуществляется его политическое руководство; являет ту конкретно-историческую форму взаимодействия субъектов политики, которая организует в определенную совокупность политические отношения между ними, властно упорядочивает, оформляет и заключает в определенные границы их деятельность (По Анохину). Она обеспечивает интеграцию обществам эффективность его деятельности по реализации общих целей, представляет собой систему ценностей и публичных институтов, которые организуют использование публичной власти и связи граждан в государстве.

Политическая система – это, с одной стороны, сложное образование, обеспечивающее существование общества как единого организма, централизованно управляемого политической властью, а с другой – та институциональная форма, в которой субъекты политики реализуют свои общие и групповые интересы посредством осуществления власти или борьбы за ее завоевание и использование.

Категория “политическая система” находится в центре концептуального фокуса политической науки; она шире, чем понятие “государство”, существенно дополняет понятие “политическое управление”. Представление о системе предполагает плодотворные теоретические подходы, ибо им акцентируется взаимосвязанность различных частей политического процесса и соотнесенность политической системы с иными подсистемами общества.

При структурно-функциональном подходе внимание акцентируется на раскрытии основных функций политических систем, анализируется взаимодействие их элементов и подсистем. При институциональном – политическая система рассматривается, прежде всего, как совокупность политических институтов и учреждений, организующих политические процессы, учитывается ее социодинамика. При “элитарном” подходе обращается внимание на роли элит, концентрирующих власть над экономическими ресурсами, управлением и правовой системой. Наиболее плодотворен к исследованию политической системы общества системный Подход, предполагающий всесторонний анализ этого феномена.

Политическая система общества состоит из ряда структурных элементов или, точнее, основных подсистем: институциональной, нормативно-регулятивнои, коммуникативной, идеологической (политическое сознание), политико-культурной, подсистемы политического участия.

§2. Структура политической системы

Принято выделять четыре аспекта политической системы:

- институциональный – его образуют государство, политические организации и отношения между ними;

- регулятивный – политические и другие нормы и традиции, значимые для этой сферы;

- функциональный – методы политической деятельности, способы достижения поставленных в политике целей;

- духовный – его составляют основные элементы политического сознания: идеология и психология.

Основные компоненты политической системы:

Политическая структура представляет собой совокупность политических организаций, институтов, учреждений и отношений между ними. Организационные отношения в сфере политики обладают некоторыми специфическими признаками: общей целью для всех участников организации; иерархичностью структуры отношений внутри организации; различением норм для руководителей и руководимых. Последний признак ведет к действию открытого классиком немецкой политической науки Р. Михельсом закона олигархизации – неизбежному появлению у руководителей интересов, никак не соответствующих и даже противоположных интересам последователей.

Организация рационализирует политику, вносит в нее элемент управляемости, целенаправленности. Среди основных типов политических организаций обычно выделяют государства, партии, движения и группы давления.

Политические и правовые нормы. К ним относят сложившиеся или установленные правила поведения, способы регуляции политических отношений, существующие и действующие в виде конструкций, уставов, программ партий, политических традиций и процедур регуляции политических процессов. Политическое отношение, организованное на основе нормы, называется политическим институтом. Это достаточно широкое понятие, включающее все многообразие политических организаций, строящихся на основе определенной системы принципов, правил совместного поведения, зафиксированных в программах, уставах, конституциях, декларациях.

Процесс воплощения идей в нормы, правила поведения, а затем принципы существования политических организаций называется институционализацией. Так происходит формирование элементов политической организации общества. Отношения разрыва, антагонизма идеи и организации порождают обратный процесс – деинституализацию, разрушение политической организации, нарастание дистанции между поведением людей и регулирующей его нормой. Очевидна органическая связь политики и институализации: все многообразие политической деятельности проходит в организованных формах, а их распад негативно влияет на политику.

Политические ценности. Облик политической системы в значительной степени зависит от господствующих в этой системе ценностей – субъективных предпочтений людей, их представлений о желательных или нежелательных событиях и явлениях, выражающих их собственную значимость. Под воздействием ценностных детерминант осуществляется отбор политических приоритетов, целей политической деятельности, они определяют характер политической аргументации, формируют инструментарий политических действий, они влияют на программатику политической деятельности, представления о границах и возможностях ее влияния на политическую жизнь.

Роль ценностей в политической системе определяется тем, что именно в ценностной системе координат люди формулируют наиболее значимые для себя каналы взаимодействия с политической средой:

- интересы – это инструментальные ценности (Д.Истон), т.е. способствующие достижению основных целей;

- цели – модели представлений о потребном будущем, формируются на основе ценностных представлений: нежелательное событие или состояние не может быть целью политических действий;

- идеалы или цели, обладающие наивысшей значимостью для человека;

- результаты политических действий и процессов соотносятся с ценностями, это необходимая процедура в их анализе;

- на ценностной основе решается дилемма вхождения или воздержания человека от контактов с политической средой.

Способность ценностей в значительной мере определять облик политических систем, основные приоритеты политики делает ценности важнейшим элементом не только политической системы, но и политической культуры.

Политическая деятельность. Ее составляют разнообразные виды действий людей, направленных на обеспечение функционирования, преобразование и защиту системы осуществления политической власти в обществе. Политическая деятельность неоднородна, в ее структуре можно выделить несколько состояний:

- политическое отчуждение, его смысл заключается в неприятии и отрицании политики, оно выражается в сосредоточении усилий человека на решения проблем личной жизни, при их противопоставлении жизни общественной, политической;

- политическая пассивность – это такой вид политической деятельности, в руках которой субъект, а им может быть как и индивид, так и социальная группа, не реализует собственных интересов, а находится под политическим влиянием другой социальной группы, не действует в качестве самостоятельной политической силы;

- политическая активность – ее критерием служит стремление и возможность, влияя на политическую власть или непосредственно используя ее, реализовать свои интересы. Она выражается в способности действовать, исходя из объективной связи проблемы существования социальной группы с противоречиями, характерными для всего общества в целом.

Политическое сознание. Это многообразные проявления духовности, отражающие деятельность механизмов политической власти и направляющие поведение людей в сфере политических отношений. Здесь выделяют два уровня организации: концептуальный – политические теории, доктрины, программы, учения; обыденный – несистематизированные обобщенные представления о политике, традициях, нормах поведения.

Только в политическом сознании происходит целостное воспроизведение структуры политической жизни, отдельные же фрагменты ее могут отражаться иными формами общественного сознания.

Своеобразным проявлением политического сознания, где размыты границы между его компонентами и где каждый из них по разным каналам интенсивно проникает в другой, а все вместе они активно влияют на политическое поведение огромного количества людей, служит феномен массового сознания – совокупность самых разнообразных по их гносеологической и социальной природе духовных образований, не ограниченных лишь формами психики, а относящихся к «разделам», сферам, уровням… психологии и идеологии, эмоций и логики, образов и реакций, обыденного и теоретического сознания, рациональных и иррациональных представлений и т.д.

Массовое сознание может как стимулировать политическую деятельность многих людей, концентрируя внимание и социальную энергию на решение той или иной общественной проблемы, так и существенно затруднять и деформировать политическую деятельность, если эта проблема не столь важная и актуальная. Поэтому политическая практика постоянно и настойчиво рождает потребность выхода за рамки чисто эмоционального реагирования на политические события, непосредственного, фрагментарного отражения политической реальности.

Именно такие черты привносит в политическое сознание идеология, прежде всего благодаря упорядоченному характеру, способности целостного отражения интересов классов, других социальных групп, стремлению превратиться в элемент массового сознания, мотив политической деятельности.

Существует известная дифференциация в способах и глубине восприятия идеологии массовым сознанием вследствие разных уровней образования, культуры, интереса и психологической готовности к усвоению различных положений идеологии. Она в полной мере являет себя в таком элементе политического сознания, как общественное мнение, представляющее собой одномоментный срез политического сознания в его динамике и во всей сложности связей с действительностью.

Важнейшими характеристиками общественного мнения служат:

- публичность – его носителями выступают огромные массы людей, целые социальные группы, имеющие свои суждения по волнующим их вопросам общественной жизни и открыто ими обменивающиеся;

- сочетание знаний о тех или иных социальных процессах с их оценкой субъектами;

-целостность восприятия – в сфере внимания общественного мнения могут находиться практически все явления общественной жизни.

Характер информации, лежащей в основе стимулирования политического действия, образует грань между рациональным и иррациональным поведением людей в политике. Если достоверная информация формирует общественное мнение, то ее неполнота или неточность порождают слухи, связанные с распространением анонимных, искаженных сведений о том или ином событии, явлении, личности.

Политическая культура. Это совокупность средств, каналов, моделей поведения, через которые осуществляется вхождение человека в политику и его деятельность в ней. Она служит полем взаимодействия личности и политической власти, и ее основное назначение заключается в осуществлении не отстранения, а присоединения людей к политической системе и политической деятельности. Она связана с формированием сущностных черт политики: целенаправленностью, осуществлением властных функций, упорядочивающим воздействием на весь спектр социальных отношений.

§3.Функции политических систем

Политическая система выступает как целостное образование, в единстве всех своих компонентов и элементов. Несмотря на наличие узлов противоречий, она характеризуется центросиловыми связями в процессе своего функционирования.

Функции политической системы выступают в виде форм и реакции на изменения ее внутреннего состояния и внешней среды, на внутренние импульсы и внешние воздействия. Они представляют собой способы выявления и разрешения возникающих противоречий как между политическими системами, так и внутри самой политической системы.

Политическая система решает следующие задачи: властно-политического опосредования социальных интересов и взаимодействий; выражения, определения и согласования интересов индивидов и их общностей, призванная выявлять противоречивые интересы, предупреждать посредством институтов власти и политического участия конфликтную форму их разрешения, угрожающую целостности политической системы; политического руководства, осуществляемая на основе более или менее оптимального и справедливого сопоставления интересов, путем выработки целей и программ разбития общества; интегративная, нацеленная на объединение в целостную систему политических сил, представляющих различные интересы, на основе противодействия факторам среды, которые угрожают сохранности и целостности данного общества; социально-преобразующая, направленная на включение людей в целенаправленную деятельность и ориентирующая их на господствующие идеалы.

Основные функции политической системы общества:

• определяет цели и задачи общества, вырабатывает программы его жизнедеятельности;

• мобилизует ресурсы общества на достижение поставленных целей;

• интегририрует все элементы общества вокруг общих социально-политических целей и ценностей господствующей идеологии и политической культуры;

• управляет политико-коммуникационными процессами;

• распределяет ценности в обществе в соответствии с интересами сохранения данной системы собственности и власти, осуществляет политическое развитие в соответствии с ее интересами и его основными политико-культурными доминантами;

• контролирует выполнение законов и правил, пресекает действия, нарушающие политические нормы.

Политическая система общества – это целостная, сложная, вероятностная и открытая система, характеризующаяся самоорганизацией, саморегуляцией, компетентностью и адаптивностью. Она обладает рядом свойств и возможностей.

Экстракционная возможность политической системы – это ее способность извлекать из общества и среды природные и человеческие ресурсы. Сюда относят вовлечение людей в политику в качестве избирателей, государственных служащих, партийных и общественных активистов, различные акции общественно-политического характера. Политическая система существует постольку, поскольку общество предоставляет ей необходимые ресурсы.

Регулирующая возможность политической системы – это ее способность управлять, регулировать, координировать поведение и деятельность индивидов, групп и политических институтов, воздействовать на гражданское общество. Осуществляется это не только мерами прямого принуждения, но и через косвенные механизмы воздействия: учет традиций, общественного мнения, социокультурных доминант.

Дистрибутивная возможность политической системы – это ее способность перераспределять произведенный национальный продукт и обеспечивать предоставление системой индивидам и социальным группам различных социальных благ на определенных условиях, патронировать социальные и инновационные программы развития общества и т.п.

Реагирующая возможность политической системы – это ее реактивная способность, благодаря которой система “отвечает” на воздействие окружения, прежде всего на требования, выдвигаемые индивидами и группами.

В современной политической науке анализ функционирования политической системы осуществляется на основе аналитической модели. В соответствии с ней, у политической системы имеются: “вход” (то, что питает данную систему), механизмы и функции ее адаптации и сохранения, а также “выход” (то, что она производит и как развивается).

К функциям “входа” можно отнести: выражение интересов (или артикуляция интересов, посредством чего индивиды и социальные группы формулируют свои требования к тем, кто принимает решения); агрегация интересов (суммирование и систематизация, расположение в иерархическом порядке).

Функции адаптации и сохранения системы включают: политическое рекрутирование – процесс, посредством которого избирается и готовится персонал, выполняющий главные политические роли; политическую социализацию – усвоение индивидом социокультурных элементов среды; интериоризация культурных моделей; освоение, включение во внутренний мир личности социальных и политических норм и стандартов.

К функциям “выхода” относятся: разработка норм; принятие правил; применение норм в судебном и ином порядке; политическая коммуникация (передача политической информации между управляющими и управляемыми, как между различными элементами системы).

Синтезируя все вышеуказанные функции политической системы, можно выделить общий круг задач, которые она должна решать в обществе.

Во-первых, это задачи политического руководства обществом. Именно на политическом уровне вырабатываются и определяются цели и программы развития общества, осуществляется более или менее оптимальное согласование интересов различных социальных сил. Решение этой задачи (как в случае принятия программ на основе демократических процедур, так и в случае авторитарно-административного подхода) призвано обеспечить политическую стабильность и развитие общества посредством выявления, формулирования и защиты доминирующих представлений о равенстве, справедливости и свободе. И через осуществление функций принятия и применения правил (норм) политическая система устанавливает принципы распределения ценностей (общественных богатств), определяя направленность их движения путем нормативной фиксации господствующих представлений о справедливости.

Во-вторых, осуществляя решение задач политического руководства обществом, политическая система должна решать также задачи выражения, определения и согласования интересов индивидов и групп, предупреждения (путем выявления и согласования) с помощью институтов власти и политического участия конфликтных ситуаций и конфликтных форм их разрешения, угрожающих целостности социальной системы. Это, естественно, требует редукции, т.е. приведения требований в соответствие с возможностями системы, учета и адекватного выражения социальных интересов в политических решениях. В решении этого комплекса задач важная роль принадлежит интегративной функции, направленной на объединение в целостную систему социально-политических сил, представляющих различные социальные интересы, на основе противодействия окружению (факторам среды), которые угрожают сохранности и целостности данной системы. При этом интеграция может происходить как на основе принуждения (административное принуждение, политическое давление и т.п.), так и на основе согласия (консенсус, компромисс, поддержка и др.).

В-третьих, вовлекая людей в социально-политическую деятельность и ориентируя их на господствующие идеалы и ценности, политическая система служит средством преобразования общественных отношений, выполняет социально-преобразующие задачи. Именно с помощью институтов власти и политического участия устраняются рутинные, устаревшие формы и отношения и создаются благоприятные условия для прогресса общества.

В-четвертых, любая политическая система выполняет огромный объем информационно-коммуникативных задач. Она воспринимает и организует потоки внешней информации, позволяющие ей осуществить целенаправленное взаимодействие с окружением, своевременно адекватно реагировать на происходящие в нем изменения.

§4.Типология политических систем

Будучи чрезвычайно сложными, богатыми по содержанию явлениями, политические системы могут классифицироваться по различным основаниям. Так, в зависимости от типа общества они делятся на традиционные, модернизированные демократии и тоталитарные, по характеру взаимодействия со средой – на открытые и закрытые, по политическим культурам и их выражениям в формах организации власти – на англо-американскую; континентально-европейскую; доиндустриальную и частично индустриальную; тоталитарную.

Сущесвует множество и других, в том числе более сложных типологий политических систем. Одна из достаточно простых и наиболее распространенных их классификаций – деление политических систем на тоталитарные, авторитарные и демократические. Критерием их разграничения служит политический режим – характер и способы взаимоотношений власти, общества и личности. В самом общем виде для тоталитарной политической системы характерно полное подчинение общества и личности власти, всеобъемлющий контроль за гражданами, их сознанием и поведением со стороны государства. Авторитаризм отличается неограниченной властью одного лица или группы лиц над гражданами при сохранении автономии личности и общества во внеполитических сферах. И, наконец, демократия характеризуется контролем общества (большинства) над властью.

При этом, если личность имеет автономию, права и свободы, признается важнейшим источником власти, то имеет место либеральная демократия. Если же власть большинства ничем не ограничена и стремится контролировать общественную и личную жизнь граждан, то демократия становится тоталитарной.

Не только демократические, но и авторитарные и тоталитарные политические системы также неоднородны. Так, в зависимости от того, кто – один человек или группа лиц – являются источником власти, авторитарные или тоталитарные режимы могут быть автократическими (у власти одно лицо) или группократическими (аристократическими, олигархическими, этнократическими и т.п.).

Данная классификация отражает идеальные типы политических систем, значительно отличающихся от реальной жизни. И все же тоталитаризм, авторитаризм и демократия в той или иной форме и в различной степени приближения к идеалу широко представлены в истории человечества и в современном мире.

Отличительные черты тоталитаризма.

В соответствии с логикой тоталитарной системы всеобъемлющая идеологизация общества дополняется его тоталитарной политизацией, гипертрофированным развитием аппарата власти, ее проникновением во все поры социального организма. Всесильная власть выступает главным гарантом идеологического контроля над населением. Тоталитаризм стремится к полному устранению гражданского общества, независимой от власти частной жизни. Политическая система, а точнее, партийно-государственная организация общества, служит стержнем, фундаментом всей социальной и экономической организации, которая отличается жесткой ие­рархической структурой.

Ядром тоталитарной политической системы выступает предельно централизованное политическое движение за новый порядок во главе с партией нового, тоталитарного типа. Эта партия срастается с государством и концентрирует в себе реальную власть в обществе. Запрещаются всякая политическая оппозиция и создание без санкций властей любых организаций.

В то же самое время тоталитарная политическая система претендует на выражение народной воли, воплощение высшей народности, или демократии высшего типа. Она использует безальтернативные, преимущественно аккламационные формы демократии, предполагающие принятие решений без голосования на основе непосредственной реакции участников собрания и создающие видимость всенародной поддержки, но не позволяющие оказывать реальное влияние на процесс принятия решений. С помощью псевдодемократических институтов власти обеспечивается высокая формальная мобилизация и партиципация (участие), например 99,9-процентное участие в выборах.

К собственно политическим чертам тоталитарного общества относятся также наличие мощного аппарата социального контроля и принуждения (службы безопасности, армия, милиция и т.п.), массовый террор, запугивание населения. Слепая вера и страх — главные ресурсы тоталитарного управления. Осуществляется сакрализация верховной власти и ее носителей, создается культ вождей.

Черты авторитаризма.

Одним из наиболее распространенных в истории типов политической системы является авторитаризм. По своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией — наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества. В целом же авторитарной политической системе присущи следующие черты:

1. Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.).

2. Неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам. При этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению.

3. Опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению.

4. Монополизация власти и политики, недопущение реальной политической оппозиции и конкуренции. Присущее этому режиму определенное политико-институциональное однообразие не всегда результат законодательных запретов и противодействия со стороны властей. Нередко оно объясняется неготовностью общества к созданию политических организаций, отсутствием у населения потребности к этому, как это было, например, в течение многих веков в монархических государствах. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям.

5. Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы и прежде всего в экономику. Власть занимается главным образом вопросами обеспечения собственной безопастности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, прово­дить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования.

6. Рекрутирование политической элиты путем кооптации, назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы.

Учитывая эти признаки авторитаризма, его можно определить как неограниченную власть одного лица или группы лиц, не допускающую политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах. При авторитарной политической системе запрещаются лишь определенные, главным образом политические формы деятельности, в остальном же граждане обычно свободны. Авторитаризм вполне совместим с уважением всех других, кроме политических, прав личности. В то же время в условиях авторитаризма граждане не имеют каких-либо институциональных гарантий своей безопасности и автоно­мии (независимый суд, оппозиционные партии и т.д.).

Авторитарные политические системы очень разнообразны. Это монархии, деспотические, диктаторские режимы, военные хунты, популистские системы правления и др. Авторитарные правительства могут добиваться признания населения не только силой, с помощью массового истребления и запугивания противников, но и более гуманными средствами. На протяжении тысячелетий они опирались главным образом на традиционный и харизматический способы легитимации. В XX в. в целях легитимации широко используются националистическая идеология и формальные, контролируемые властью выборы. Большинство авторитарных режимов в Азии, Африке и Латинской Америке оправдывали свое существование необходимостью национального освобождения и возрождения.

В последние десятилетия авторитарные политические системы очень часто используют некоторые демократические институты — выборы, плебисциты и т.п. — для придания себе респектабельности в глазах международного сообщества и собственных граждан, уклонения от международных санкций. Так, например, неконкурентные или полуконкурентные выборы использовались авторитарными или полуавторитарными режимами в Мексике, Бразилии, Южной Корее, России, Казахстане и многих других государствах. Отличительными чертами таких выборов является ограниченная или лишь видимая (когда все кандидаты угодны властям) конкурентность, полная или частичная контролируемость властями их официальных итогов. При этом у властей существует много способов обеспечить себе формальную победу: монополия на СМИ, отсеивание неугодных лиц еще на стадии выдвижения кандидатов, прямая фальсификация бюллетеней или результатов голосования и т.п.

В период после второй мировой войны и, особенно, в последние десятилетия авторитарный политический строй чаще всего носит переходный характер и ориентируется, хотя бы формально, на постепенный переход к демократии

Черты демократии.

Учитывая взаимосвязь нормативных и эмпирических определений демо­кратии как формы государственного правления, можно выделить ее следующие характерные черты:

1. Юридическое признание и институциональное выражение суверенитета, верховной власти народа. Именно народ, а не монарх, аристократия, бюрократия или духовенство выступают официальным источником власти. Суверенитет народа выражается в том, что именно ему принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, что он выбирает своих представителей и может периодически сменять их, а во многих странах имеет также право непосредственно участвовать в разработке и приня­тии законов с помощью народных инициатив и референдумов.

2. Периодическая выборность основных органов государства. Демократией может считаться лишь то государство, в котором лица, осуществляющие верховную власть, избираются, причем избираются на определенный, ограниченный срок. В древности многие народы нередко выбирали себе царей, которые затем имели право на пожизненное правление и даже передачу этого права по наследству. (У древних греков выборная мо­нархия называлась «эсимнетия».) Однако в этом случае демократии еще не было.

3. Равенство прав граждан на участие в управлении государством. Этот принцип требует как минимум равенства избирательных прав. А в современной, сложно организованной политической системе он предполагает также свободу создавать политические партии и другие объединения для выражения воли граждан, свободу мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве.

4. Принятие решений по большинству и подчинение меньшинства большинству при их осуществлении.

Эти требования являются минимальными условиями, позволяющими говорить о наличии демократической формы правления в той или иной стране. Однако реальные политические системы, основанные на общих принципах демократии, весьма существенно отличаются друг от друг, например античная и совре­менная демократии, американская и швейцарская политические системы и т.д.

Названные общие принципы демократии дают возможность выделить основные критерии, позволяющие различать и классифицировать многочисленные теории и практические демократические модели и как бы измерять их.

§5.Специфика политической системы российского общества

Западные либеральные демократии прошли исторический путь длиной в несколько столетий. Каждая модель либеральной идеологии решала определенные задачи, стоящие на повестке дня в конкретных исторических обстоятельствах. Классический либерализм был призван разрушить феодально-сословную систему, утвердить свободу личности, сформировать демократические государственные институты, расчистить путь развитию капитализма на основе свободы конкуренции и предпринимательства.

Процесс реформирования в России призван единовременно решать проблемы, возникавшие в ходе многовекового естественного развития. За полтора десятилетия реформ совершены глобальные перемены: демонтирована советская политическая система; запущен демократический механизм формирования и смены власти и демократизация общества; социалистическая экономика переведена на рыночные рельсы; создан крупный национальный капитал. Тем не менее, ни одна из задач модернизации не решена настолько, чтобы можно было говорить об устойчивом движении страны по пути либерально-демократического развития. Остаются нерешенными вопросы: создания стабильных и эффективных демократических институтов; построения рыночной экономики, основанной на свободной конкуренции; реального обеспечения свободы личности, защиты прав граждан; построение общества, способного поставить государство под свой контроль, и правового государства, эффективно и честно защищающего интересы каждого гражданина в отдельности и общества в целом. Эти задачи осложняются непоследовательностью, нелиберальностью, недемократичностью, реальной политики, проводимой нынешней российской властью.

В первые годы реформ, направленных на утверждение либеральной свободы в российском обществе, чувство несвободы у россиян усилилось. Во-первых, свобода, навязанная «сверху», а не полученная в результате сознательного выбора, не сделала ее обладателей свободными людьми. Во-вторых, рост несвободы усугублялся потерей заработка, инфляцией, всплеском преступности и т.д. Сегодня не только большая часть научного сообщества и действующих политиков, но и основная масса российских граждан зачастую воспринимают как «собственно либеральные» именно классические концепции либерализма, что сделало для многих идеологию либерализма в любых ее проявлениях неприемлемой для России.

Социал-либерализм может стать «новым изданием» либерализма в России. Эта модель отвечает российскому типу массового сознания, сформировавшегося в эпоху социализма и осваивающего в последние полтора десятилетия либеральные ценности. Для данного типа сознания характерны как высокая ценность базовых либеральных прав – равенства перед законом и неприкосновенность личности, так и высокий статус социалистических ценностей равенства, социальной защищенности, справедливости. Такое сочетание ценностных установок не содержит неразрешимого противоречия и соответствует социально-либеральной модели. Для легитимности нового издания либерализма популярный в массовом сознании принцип социальной справедливости должен материализоваться в реальной политке.

Заключение

Изучение структуры и функций политической системы, ее компонентов требует выявления ее особенностей и характеристик как системы, существующей в соответствующей социокультурной и цивилизационной среде. При этом важно учитывать, что любая система представляет собой совокупность взаимозависимых элементов, находящихся во взаимодействии.

Политическая система отличается от других систем общества следующими характеристиками: она является универсальной по охвату данного общества своим воздействием, распространяющимся на всех его членов; она претендует на конечный контроль над применением физического принуждения; ее право выносить обязывающие решения принимается в качестве легитимного; ее решения являются авторитетно-властными, несущими в себе силу легитимности и существенную вероятность того, что им подчинятся.

Список литературы

    Анохин М.Г. Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость. М., 1996.

    Белов Г.А. Политология. М., 1994.

    Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М. 1995.

    Зеркин Д.П. Основы политологии. Ростов-на-Дону. 1997.

    Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 2001.

    Суханова М.И. «Зачем России две либеральные партии?»//ОНС. 2007 №6.