Трансформация недемократических режимов в демократию
АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ИРКУТСКИЙ ФИЛИАЛ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПОЛИТОЛОГИЯ»
НА ТЕМУ «ТРАНСФОРМАЦИЯ НЕДЕМОКРАТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ В ДЕМОКРАТИЮ»
Работу выполнил: Степура К.С.
группа ЗЮ-07-3,5
Работу проверил____________
___________________________
ИРКУТСК 2008
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие и виды политических систем
2. Тоталитарный режим
3. Авторитарный политический режим
4. Демократический политический режим
5. Понятие и типология политических режимов
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Слово демократия происходит от двух греческих: демос – народ и кратос – сила, правление. Демократия обозначает такое устройство, при котором все граждане управляют своим собственным распорядком жизни, определяют общественную жизнь и влияют на нее. При демократии народ суверенен, т.е. не зависим от властей в выборе способа жизни. Суверенитет означает, что законным источником власти выступает именно он, народ.
Демократия основана на признании народа в качестве источника власти. Главные принципы демократии – власть большинства, равноправие граждан, защищенность их прав и свобод, верховенство закона, разделение властей, выборность главы государства, представительных органов.
При демократии люди свободны в принятии решения о том, что для них хорошо, а что плохо. Если подобное право узурпирует политическая партия или правительство, решающее, какой экономический уклад, какое политическое устройство, какой распорядок жизни лучше всего подходит народу, общество нельзя считать демократическим. К сожалению, и при царском режиме, и при советской власти, и при новом демократическом правлении 90-х гг. народ в большей или меньшей степени не распоряжался своей судьбой. Следовательно, говорить о демократическом устройстве нашего общества еще рано.
1. Понятие и виды политических систем
Различные политические явления неразрывно взаимосвязаны и составляют определенную целонность, социальный организм, имеющий относительную самостоятельность. Это из свойство и отражает понятие политической системы.
Появление этой категории непосредственно связано с различием системного анализа общества Т. Парсонсом. Впервые теория политических систем была детально разработана крупным американским политологом Д. Истоном в 50 - 60-х гг. нашего столетия. Затем она получила развитие в трудах Г. Алмонда, У. Митчелла, К. Дойча, А. Этциони, Д. Дивайна и многих других ученых.
В современной науке понятие политической системы имеет два взаимосвязанных значения. В первом из них политическая система представляет собой искусственно созданный, теоретический, мыслительный конструкт, инструмент позволяющий выявлять и описывать системные свойства различных политических явлений. Эта категория отражает не саму политическую реальность, а является средством системного анализа политики. Она применена к любому относительно целостному политическому образованию: партии, государству, профсоюзу, политической культуре и т. д. Каждое из этих образований является специфической политической системой.
Использование термина «политическая система» в его первом, методическом значении применительно ко всей политической сфере, предполагает ее рассмотрение как целостного организма, находящегося в сложном взаимодействии с окружающей средой – всем остальным обществом через «ввод» - каналы влияния среды на политическую систему и «вывод» - обратное воздействие системы на среду.
Существует множество и других, в том числе более сложных типологий политических систем. Одна из достаточно простых, широко распространенных, а главное, достаточно глубоких их классификаций – деление политических систем на тоталитарные, авторитарные и демократические. Критерием их разграничения служит политический режим – характер и способы взаимоотношений власти, общества (народа) и личности (граждан). В самом общем виде для тоталитарной политической системы характерно полное подчинение общества и личности власти, всеобъемлющий контроль за гражданами со стороны государства. Авторитаризм отличается неограниченной властью одного лица или группы лиц над гражданами при сохранении автономии личности и общества во неполитических сферах. И, наконец, демократия характеризуется контролем общества (большинства) на властью.
2. Тоталитарный режим
Тоталитаризм как политический режим стремится к установлению абсолютного (тотального) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом. Понятие тоталитарного режима было разработано в работав немецких мыслителей Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Ницше, О. Шпенглера и др., вместе с тем, как политическое явление, тоталитаризм в первой половине 20-го века. Термин «тоталитаризм» был введен в политический лексикон вождем итальянских фашистов Б. Муссолини в 1926 г. для характеристики итало-фашисткого режима, а впоследствии его стали применять и для коммунистических режимов. Его основные типы: тоталитаризм с левым уклоном – сталинизм; тоталитаризм с правым уклоном – германский национал, итальянский фашизм.
Можно определить следующие характерные черты тоталитаризма:
1. высокая концентрация власти, ее проникновение во все сферы жизни общества. Власть претендует на роль выразителя высших интересов народа. Общество отчуждено от власти, но не осознает этого, так как в тоталитарном сознании власть и народ представляют как единое и неразделимое целое;
2. формирование органов власти осуществляется бюрократическим путем и неподконтрольно обществу. Управление в обществе осуществляет номенклатура;
3. существует единственная правящая партия во главе с харизматическим лидером;
4. постоянно или периодически проводятся репрессии среди членов общества как средство внутренней политики;
5. осуществляется жесткий контроль со стороны государства за экономикой, происходит ликвидация почти всех форм негосударственной формы собственности;
6. в обществе функционируют только одна идеология, претендующая на монопольное владение истиной. Оппозиционные взгляды проявляются преимущественно в виде диссидентства;
7. в тоталитарных идеологиях предстает преимущественно как закономерное движение к определенной цели (моровое господство, построение коммунизма). Во имя достижения этой цели оправдывают любые средства;
8. устанавливается монология государства на средство массовой информации, обществе устанавливается полное отсутствие плюрализма. Политическая пропаганда служит целям прославления режима, сакрализации верховной власти;
9. политическая социализация имеет целью воспитать «нового человека», преданного режиму, готового на любые жертвы во имя «общего дела». Подавляются проявления индивидуальности, насаждаются представления о государстве как источнике распределения благ, поощряется доносительство;
10. государственное устройство носит унитарный характер. Права национальных меньшинств декларируют, но на деле ограничены.
Наряду с общими чертами тоталитарные режимы имеют особенности. При коммунистическом режиме ликвидируется частной собственность и как следствие уничтожается основа автономии членов общества. Основой германского национал – социализма является расизм и шовинизм. Его целью было обеспечение господства арийской расы. Спицифику итальянского фашизма характеризует стремление к возрождению Римской империи, а власть партии была ограничена влиянием короля, аристократии и церкви.
Причины возникновения тоталитарных режимов, их общие черты и особенности проанализированы в работах Ф. Хайека «Дорога к рабству», Х. Арендта «Истоки тоталитаризма», К.Фридриха и Б.Бжезинского «Тоталитарная диктатура и автократия», Н.Бердяева «История и смысл русского коммунизма». Исследователи тоталитаризма едины в том, что в многообразии причин его становления важную роль играет кризисное состояние общества, ухудшение условий жизни значительной части общества. В числе основных условий возникновения тоталитаризма многие исследователи называют вступление общества в индустриальную стадию, резко расширившую возможность средств массовой информации в формировании массово сознания и обеспечении контроля над ним.
3. Авторитарный политический режим
Авторитаризм представляет собой политический режим, при котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (лидер, семья, политическая партия, социальный класс) при минимальном участии народа.
Авторитаризм является одним из самых распространенных режимов современности. Он получил развитие приемущественно в ряде освободившихся стран Азии, Африки, Латинской Америки, а также в СССР когда после смерти И.Сталина началась трансформация тоталитарного режима в авторитарный.
Общие черты авторитарных режимов:
1. сосредоточение власти в руках одного человека или группы, общество отчуждено от власти, отсутствует механизм ее преемственности, так как элита формируется путем назначения сверху;
2. права и свободы граждан главным образом в политической сфере. Законы, как правило, на стороне государства, а не личности;
3. в обществе доминирует официальная идеология, но проявляется терпимость по отношению к другим идейным течением, лояльным к правящему режиму;
4. ограничение и строгая регламентация политических прав и политического поведения как отдельных граждан, так и общественно – политических организаций. Деятельность партий и оппозиции запрещена или ограничена;
5. обширный государственный сектор жестко регламентируется государством, но вполне может уживаться с частным предпринимательством;
6. осуществляется цензура над средствами массовой информации, которым разрешается критика отдельных недостатков государственной политики при сохранении лояльности по отношению к системе;
7. отсутствие огромного репрессивного аппарата. Массовые репрессии в обществе не проводятся;
8. при положительных результатах деятельности режим может поддерживаться большинством общества. Меньшинство борется за переход к демократии. Гражданское общество может существовать, но зависит от государства;
9. разрешение гражданам всего того, что не запрещено государством;
10. режиму свойственны унитарные формы государства с жесткой централизации власти. Права национальных меньшинств ограничены.
Кроме общих авторитарных режимов присущи и специфические черты:
1. военный режим (например, хунта во главе с Пиночетом в Чили, власть маршала Пилсудского в Польше);
2. теократический режим (власть религиозного клана, установившаяся в Иране после революции 1979 года);
3. авторитарные монархические режимы (Иордания, Марокко, Саудовская Аравия);
4. режимы, для которых характерно существование массовых партий (например, в Мексике) и поведение не конкурентных или полуконкурентных выборов.
Наиболее массовой разновидностью авторитарных режимов являются военные режимы, которые возникают в период освобождения ряда стран от колониальной зависимости и формирования национальных государств. В традиционных обществах военные оказывались наиболее сплоченной социальной группой, способной объединить все слои общества на основе идеи национального определения. Вместе с тем, после прихода к власти военных политический курс может быть различным. Так в одних странах он привел к отстранению от власти коррумпированной элиты и отвечал интересом национальных государств (например, в Индонезии, на Тайване). В других случаях сами военные становились исполнителями воли могущественных финансовых групп и государств, например, большинство военных режимов Латинской Америки финансировались США.
Авторитарный политический режим, как правило, эволюционирует в демократию. Например, после Второй мировой войны в Испании определенное время авторитарный режим, но под влиянием индустриально развитых стран Запада и США, которые стремятся расширить сферу демократических ценностей, эволюционировал в демократический политический режим.
4. Демократический политический режим
Демократический политический режим представляет собой способ функционирование политической системы общества, основанный на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных и общественных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод.
Демократию как тип политического режима характеризуют следующие признаки:
1. политическая власть имеет легитимный характер и осуществляется в соответствии с законами. Общество избирает предварительные органы государственной власти и местного самоуправления путем всеобщих и прямых выборов при тайном голосовании;
2. наличие у парламента исключительного права издавать общегосударственные законы. Принятие политических решений большинством при уважении интересов и прав меньшинства;
3. ветви власти – законодательная, исполнительная и судебная – независимы и уравновешивают друг друга. Вместе с тем, судебная власть имеет полномочие отменить как решения исполнительной, так и законодательной власти;
4. юридически закреплены и в полном объеме реализуются права и свободы человека, прежде всего, права личности. Главный принцип – «все, что не запрещено, - разрешено». Признание права каждого человека на критику властей и любых его представителей;
5. функционирует многопартийная система, в рамках которой конкурирующие партии могу сменять друг друга у власти в результате выборов;
6. неотъемлемым элементом политического процесса является оппозиция, которая пользуется теми же правами, что и правящие большинство. Законом запрещении призывы к изменению формы государственного устройства;
7. средства массовой информации свободны и независимы от цензуры. Свобода слова, обеспечивающая возможность выражать свое мнение, включая в критику правительства, президента и т.п.;
8. в обществе отсутствует официальная идеология и имеет место идеологический плюрализм;
9. элиты открыты, с одной стороны, для социальной мобильности, пополнение наиболее способными представителями населения, а с другой – для постоянного обратного влияния со стороны общества, проявляющегося в избирательных копаниях;
10. армия и спецслужбы обеспечивают безопасность государства и общества. Основные функции поддержания правопорядка выполняются милицией (полицией) и судами;
11. при любой форму государственного устройства власть на местах имеет большие полномочия;
12. права национальных меньшинств соблюдаются в полном объеме.
Демократия является наиболее устойчивым режимом в отличии от авторитаризма и тоталитаризма, так как имеет глубокие социальные корни в обществе. Взаимоотношения в глубоких субъектов демократии – личности, общества, государства регулируются правовыми нормами поведения, законами, традициями, прецедентами, признаваемыми значительным большинством населения, что обеспечивает социальную стабильность и придает обществу динамизм.
В современных развитых странах Запада и США созданы гарантии функционирования демократического режима. Во – первых, создана система контроля со стороны гражданского общества за деятельностью государственных органов и аппарата. Во – вторых, упрощена процедура отзыва депутатов и смены чиновников, а так же ликвидирована система привилегий, связанных с обладанием власти. В – третьих, в обществе созданы возможности для своевременного политического информирования граждан.
Таким образом, демократический режим характеризуется открытостью общества, политическим плюрализмом, господством равноправия, гарантией прав и свобод человека, социальной защищенностью, конкурентной экономикой и т.д.
5. Понятие и типология политических режимов
Политический режим представляет собой способ функционирования политической системы общества, определяющий характер политической жизни в стране, отражающий уровень политической свободы и отношение органов власти к правовым основам их деятельности. Понятие это охватывает как институциональный состав, так и отношения, связывающие институты политической системы. Термин «политический режим» был введен в научный оборот в контексте системного анализа политической сферы как средство сравнения политических систем. Политический режим обеспечивает стабильность политической власти, управляемость граждан, а также достижение цели политики и реализацию интересов властвующей элиты.
Основные типы политических режимов – демократические и антидемократические (тоталитарные и авторитарные). Основанием для классификации политических режимов является ряд факторов: наличие политических партий, их внутреннее устройство и принцип взаимоотношений в партийной системе; степень и характер вовлеченности граждан в политику и управление общественными процессами; соотношение управления и самоуправления, роль местных органов в политической системе; уровень гласности в работе органов власти, их открытости для контроля и воздействия со стороны общественного мнения; место и роль армии, полиции, спецслужб в политической жизни общества; наличие возможностей выражения и реализации различных интересов, контроля гражданского общества за деятельностью государства; степень разделения законодательной, исполнительной и судебной власти; способ формирования государственных органов, процедура отбора правящих групп и политических лидеров; положение личности в обществе, состояние ее прав и свобод; характер отношений с оппозицией, методы разрешения конфликтных ситуаций.
Демократический политический режим существует в развитых странах Западной Европы и США, в то время как в большинстве стран Африки, Азии, Латинской Америки существуют антидемократические политические режимы. Рассмотрение тоталитарных и авторитарных политических режимов позволяет выявить основные отличия между ними.
Во – первых, тоталитаризм – это диктатура государства, а авторитаризм – диктатура личности или группы. Во – вторых, тоталитаризм связан с утопической идеей и претендует на вечное существование, а авторитаризм ставит задачу вывода страны из тупика. В – третьих, при тоталитаризме устанавливается всеобщий контроль над обществом, а авторитаризм предполагает наличие сфер, неподконтрольных государству, например, семья. В – четвертых, при авторитаризме главный аргумент политической власти – авторитет, а не сила. В – пятых, разные масштабы насилия по отношению к оппозиции. Так, при тоталитаризме террор носит массовый характер по отношению к противникам, а в авторитарном обществе проводится избирательный террор с целью предотвратить возникновение оппозиции. В – шестых, при авторитаризме необязательно иметь четко разработанную идеологическую программу.
Теория политических режимов сложилась в середине 20-го века. Один из ее постулатов был тезис К.Фридриха и З.Формации и их обреченность на гибель. Другими словами от тоталитарных режимов путь идет к демократическим, промежуточной ступенью может являться авторитаризм. Вместе с тем отечественные политологи, в частности В.П.Пугачев, полагает что в современном мире существует тоталитарная тенденция в общественном развитии, в том числе; как это и не парадоксально, благодаря демократии, которая создает равные шансы всем участникам политического процесса.
Учитывая опасности, которые исходят от тоталитаризма в современном обществе, следует отметить, что в развитии человечества определяются более мощные демократические тенденции. Они отвечают потребностям глобального перехода к информационно-коммуникативному обществу.
Заключение
В современном мире в качестве почитаемой большинством граждан ценности выступает понимание равенства как одинаковых для каждого человека жизненных шансов, возможностей для самореализации личности, ее развития или же, как получения каждым воздаяния по заслугам. Такое равенство считается справедливым в противоположность социальной уравниловки и несправедливому неравенству.
Демократия весьма слабо связана с обеспечением равенства возможностей и воздаяния по заслугам. Она означает лишь формальное равенство всех граждан, т.е. их равноправие как юридических лиц. Обеспечивание ею политическое равенство очень далеко от фактического равенства жизненных шансов людей и может использоваться в качестве ширмы, прикрывающей глубокое социальное неравенство.
Учитывая весьма слабую связь демократии со свободой, равенством и гуманизмом в целом, нет никаких оснований отождествлять ее и с социальной справедливостью, являющейся одной из основополагающих человеческих ценностей.
Явно не однозначное отношение демократии к наиболее почитаемым людьми (общечеловеческим) ценности – свободе, равенству, социальной справедливости и др., а также из различное, порой прямо противоположное толкование и весьма распространенное предпочтение им других, более земных повседневных радостей свидетельствуют о несостоятельности или, по мере, сомнительности ценностных обоснований демократии, равно как и практических попыток принудительно «осчастливить» ею различные народы.
Если демократия сама по себе не является сколь-нибудь общепризнанной ценностью, то, может быть, она имеет инструментальную ценность, т.е. способна принести обществу и людям наибольшую по сравнению с другими формами правления пользу?
Вторая, рационально-утилитарная группа аргументов в пользу демократии абстрагируется от ценностного подхода и трактует ее как наиболее рациональную, полезную для граждан форму организации. Утверждается, что демократическое правление позволяет всем общественным группам артикулировать и горманично сочетать свои интересы. Оно увеличивает восприимчивость общество к новым веяниям, требованиям времени и различных социальных сил, повышает вероятность нахождения оптимальных решений.
Список литературы
1. Буренко В.И. Шпаргалка по политологии: учебное пособие / В.И. Буренко, А.К. Сковиков. – 2007 г.
2. Исаев Б.И. Политология. 5-е издание. Питер, 2005 г.
3. Кравченко А.И. Социология и политология. 2-е издание. 2001 г.
4. Панарин А.С. Политология. Учебник. Издание второе. 2001 г.
5. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. Учеб. пособие. 2-е издание. 1995 г.