Роль идеологии как основы национальной безопасности
ВВЕДЕНИЕ
Прослеживая всю длительную историю государства Российского, можно отметить, что вопрос о безопасности всегда был актуальным, являлся и является первостепенной задачей правителей и органов государственного управления на всех этапах становления и развития государства. Именно благодаря стремлению к безопасности образовалось наше государство.
Стремление к государственной безопасности прослеживается, начиная со времен Рюрика, которого пригласили на правление славянским народом для защиты от внешней угрозы (набегов соседних племен). Удовлетворив низшую потребность, возникает потребность более высокого порядка – экономическая стабильность и процветание ограниченной территории поселений. Для этого необходимо военное и экономическое укрепление государства, что требует особого контроля, а, следовательно, разветвленной власти поддерживающей порядок в регионах. Впоследствии потребовалось расширение государственных границ, для освоения экономически выгодных и стратегически важных территорий, посевных площадей, выпасов скота и транспортных артерий. Так расширялся смысл термина «безопасность» от предупреждения нанесения физического и материального ущерба, до «государственной безопасности» от посягательств извне. Расширение территорий привело к распределению внимания центральной власти, снижающее эффективность непосредственного контроля над подвластной областью, поэтому возникла необходимость иметь представительства центральной власти во всех регионах.
Безопасность государственная – есть внутреннее состояние и международное положение государства, которое обеспечивает защищенность его национальных интересов, существующего политического строя и территориальной целостности, а также отводит реальную угрозу внутренней дестабилизации или агрессии со стороны других государств. В общем смысле национальная безопасность каждой страны включает в себя безопасность политическую, экономическую, военную, экологическую, информационную и т.д.
Но, начиная с ХХ века, сформировалось новое понятие – нация – исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности территории, экономической жизни, языка и психического склада, проявляющегося в общности культуры.
Становление национального самосознания кардинально повлияло на государственное устройство, а соответственно на отношение власти к «безопасности».
Национальная безопасность предполагает не только безопасность государственных органов, но прежде всего – реальную безопасность и гарантию прав отдельных граждан, общественных и политических организаций, этнических и прочих меньшинств и т.д.
Обеспечение национальной безопасности есть вопрос государственной стратегии, связанный с внутриполитической деятельностью государства, направленной на достижение и поддержание социальной стабильности и поступательного развития общества. Одновременно, это вопрос геополитический, касающийся реализации интересов страны на международной арене.
Национальные интересы современной России - это сбалансированная совокупность интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства.
Национальные интересы общества получают выражение в государственной идеологии. Идеология позволяет обосновать господство в политике и обществе исторически актуализированных субъектов, способствовать их превращению в политическую элиту.
Идеология – это система взглядов, идей и понятий, в которой концентрируются отношения собственности, отношение людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, содержатся цели социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение общественных отношений. Идеология оказывает активное влияние на развитие общества, ускоряя или тормозя его.
Т.о. наблюдается взаимосвязь понятий «национальной безопасности» и «идеологии». Идеология отражает национальные интересы, являющиеся объектом национальной безопасности, следовательно, национальная безопасность способствует сохранению идеологических начал в государстве.
Идеология – это изменяющаяся система, направленность которой зависит от интересов государства и общества, постоянно формирующих новые интересы, а, следовательно, модернизирующих данную систему.
В данной работе рассматривается структура национальной безопасности Российской Федерации, задачи и стратегия национальной безопасности до 2020 года, анализируется понятие «идеология» во взаимосвязи с национальной безопасностью, а также современные тенденции в развитии идеологии в РФ; проводится сравнительная характеристика идеологий ведущих стран мира, рассматривается интеграция идеологии в сферы обеспечения национальной безопасности.
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ОСНОВА СТАБИЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА
Во введении к данной работе затрагиваются аспекты становления национальной безопасности и ее эволюции в соответствии с формированием новых потребностей общества. Национальные интересы получают выражение в форме государственного устройства, в общественных отношениях, присущих данной общественно-экономической формации, являющихся факторами, способствующими становлению национальной безопасности.
Общественно-экономическая формация – это общество, находящееся на определенной ступени развития, характеризующейся охватом всех сторон общественной жизни в их органической взаимосвязи, в основе которой определяется способ производства и производственные отношения. [4,13]
В процессе эволюционного развития общества изменяются экономические отношения, отраженные в общественно-экономической формации. В.В. Ацюковский и Б.Л. Ермилов выделяют четыре общественно-экономические формации:
1) Рабовладельческая – тип общества, в котором экономический базис представляет собой целостную систему отношений частной и личной собственности рабовладельца на раба, средства производства и предметы потребления.
2) Феодальная – тип общества, в котором экономический базис представляет собой целостную систему отношений на условной частной собственности феодала на крепостного, его рабочую силу, средства производства и предметы потребления.
3) Капиталистическая – тип общества, в котором экономический базис представляет собой целостную систему отношений частной собственности капиталиста на рабочую силу рабочего, на средства производства и личной собственности трудящегося на предметы потребления.
4) Социалистическая – экономический тип общества, в котором экономический базис представляет собой целостную систему отношений общенародной собственности на средства производства и прибавочный труд трудящихся и личной собственности на предметы потребления и деньги. [4]
С каждой новой формой общественно-экономической формации расширялся объект национальной безопасности, где основные тенденции:
обеспечение внешней и внутренней безопасности, прав и свобод всех граждан государства;
обеспечение равенства всех граждан государства;
обеспечение экономической стабильности повышением заинтересованности трудящихся в реализации своего труда.
«Современное положение в мире характеризуется динамичной трансформацией системы международных отношений. После окончания эры биполярной конфронтации возобладали две взаимоисключающие тенденции:
Первая тенденция проявляется в укреплении экономических и политических позиций значительного числа государств и их интеграционных объединений, в совершенствовании механизмов многостороннего управления международными процессами. При этом все большую роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические и информационные факторы. В интересах России - способствовать формированию идеологии становления многополярного мира на этой основе.
Вторая тенденция проявляется через попытки создания структуры международных отношений, основанной на доминировании в международном сообществе развитых западных стран при лидерстве США и рассчитанной на односторонние, прежде всего военно-силовые, решения ключевых проблем мировой политики в обход основополагающих норм международного права.
Формирование международных отношений сопровождается конкуренцией, а также стремлением ряда государств усилить свое влияние на мировую политику, в том числе путем создания оружия массового уничтожения. Значение военно-силовых аспектов в международных отношениях продолжает оставаться существенным».
Уровень безопасности любой страны обратно пропорционален уровню опасностей и угроз, испытываемых государством и обществом во всех жизненно важных сферах жизни: в области национальной экономики, политической стабильности, духовной культуры, включая науку образование, искусство, религию, а также в информационной, экологической, демографической сферах, в области этно-конфессиональных, социально-правовых, военно-политических отношений.
Понимание термина «национальной безопасности» в Российской Федерации отражено в «Концепции национальной безопасности РФ», утвержденной указом президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300, и редактированной указом президента РФ от 10 января 2000 г. № 24.
В концепции национальной безопасности Российской Федерации отражена система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. Национальная безопасность определяется как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации.
Национальная безопасность России, формируемая государством, это система внутренних и внешних условий обеспечивающих существование, развитие и сохранение исторической индивидуальности нации, опосредованных реализацией ее базовых стратегических целей, несмотря на все объективно существующие и возможные угрозы существованию России как государства, суперэтноса и особой цивилизации.
Президент Российской Федерации Д.А. Медведев 12 мая 2009 года принял очень важный документ, который говорит о выполнении стратегической функции государства, называемый «Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года». Это базовый документ по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в котором излагаются порядок действий и меры по обеспечению национальной безопасности. Стратегия национальной безопасности является основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений в целях защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения безопасности личности, общества и государства.
Основная задача Стратегии состоит в формировании и поддержании, посредством всех доступных ресурсов, национальной безопасности внутренних и внешних условий, благоприятных для реализации стратегических национальных приоритетов».
Центральным понятием этого документа является понятие «стратегические национальные приоритеты», как важнейшие направления обеспечения национальной безопасности, по которым реализуются конституционные права и свободы граждан Российской Федерации, осуществляются устойчивое социально-экономическое развитие и охрана суверенитета страны, ее независимости и территориальной целостности.
Отсюда следует, что стратегические национальные приоритеты отражены в Конституции РФ:
«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации».
Из данной цитаты Конституции РФ следует, что национальными приоритетами в РФ являются:
Гражданские права и свободы. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. (Статья 2)
Мирное сосуществование общества. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. (Статья 7)
Государственное единство. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. (Статья 4 п.2)
Патриотизм. «Чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству».
Равноправие. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. (Статья 6 п.1,2)
Справедливость. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. (Статья 8 п.1)
Независимость России. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. (Статья 4 п.1,3)
Демократия. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону. (Статья 3).
Национальные приоритеты, указанные в конституции РФ, являются национальными интересами, а, следовательно, определяют направленность национальной безопасности.
Внутренние и внешние суверенные потребности государства в обеспечении национальной безопасности реализуются через стратегические национальные приоритеты.
Национальные интересы Российской Федерации на долгосрочную перспективу, по «Стратегии национальной безопасности до 2020 года», заключаются:
в развитии демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики;
в обеспечении незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации;
в превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.
Т.о., обеспечение национальной безопасности в РФ заключается в поддержании конституционного строя РФ.
Обеспечение национальной (государственной) безопасности находится в прямой зависимости от политической и социально-экономической стабильности государства. Чем ниже политическая и социально-экономическая стабильность, тем выше риск возникновения угрозы национальной (государственной) безопасности. Чем больше дисбаланс в системе государственной власти, чем больше размываются и дробятся границы властных полномочий, чем слабее иерархия системы подчинения - подчиненности, тем хуже обстоит дело с национальной (государственной) безопасностью как системой.
Главными объектами национальной безопасности России является ее население, территория и уклад жизни, а ее главными базовыми критериями и целями - обеспечение гарантированного самовоспроизводства, самообеспечения и самосовершенствования общества, сохранение ее территории, образа жизни как основ его исторической самобытности, и ее способность гарантировать свой национальный суверенитет собственной вооруженной силой.
Формирование таких собственных возможностей страны, а также благожелательной внешней и внутренней обстановки для обеспечения гарантированного соответствия России этим критериям и целям - является сутью и целями политики государства во всех сферах функционирования общества и сутью ежедневной предметной практической деятельности власти.
Основными задачами в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации (по концепции национальной безопасности) являются:
своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации;
реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;
обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства;
развитие экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;
преодоление научно-технической и технологической зависимости Российской Федерации от внешних источников;
обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод;
совершенствование системы государственной власти Российской Федерации, федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства Российской Федерации, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества;
обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;
обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России, прежде всего с ведущими государствами мира;
подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала государства; укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;
принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной против Российской Федерации;
коренное улучшение экологической ситуации в стране.[3]
Практические критерии национальной безопасности включают объективные показатели уровней состояния сфер жизнедеятельности нации, сфер функционирования государства и отдельных отраслей (в том числе, государственных стандартов качества жизни населения и всех видов производств), обеспечивающие устойчивость общественного строя России, и комфортные условия бытия ее народов, а также гарантирующие возможность реализации стратегических национальных целей. [8]
Т.о., национальная безопасность направлена на обеспечение суверенитета государства, обеспечение максимальной защищенности государства от внешних и внутренних дестабилизирующих факторов, создание внешних и внутренних условий для эффективного самообеспечения государства и его выхода на конкурентоспособный экономический уровень наравне с ведущими странами мира.
В достижении целей национальной безопасности РФ основополагающую роль играет система национальной безопасности, как комплекс институтов и специальных мер, имеющих целью профилактику, предотвращение и пресечение подрывной деятельности против российской нации и государства, направленных на дестабилизацию и разрушение как отдельных сегментов общества и государственных институтов, так и на дестабилизацию и разрушение российской нации и государства в целом.
В настоящее время структурами, обеспечивающими национальную безопасность, являются: Федеральная служба безопасности, Федеральное агентство правительственной связи и информации, Федеральная пограничная служба, Служба внешней разведки, Министерство внутренних дел, Федеральная миграционная служба, Государственный таможенный комитет, Министерство по чрезвычайным ситуациям.
Доктор исторических наук, профессор МГИМО, генерал-лейтенант Н.С. Леонов, говорил о четырех обязательных составляющих, обеспечивающих прочный «каркас» национальной безопасности, которые он назвал «колоннами». Разрушение хотя бы одной составляющей, по его теории, ведет к полной дестабилизации государства, которая может привести к гибели государства и общества:
Первая колонна — это территория государства. Территория является, во-первых, историческим наследием каждого народа, и, во-вторых, главным его богатством.
Вторая колонна национальной безопасности — это население государства. Как бы ни были велики территории, они значимы только тогда, когда населены, освоены, потому рейтинг каждого государства измеряется более всего категорией населения, параметры которой определяются способностью народа генерировать мировой прогресс, экономический и научно-технический.
Третья колонна национальной безопасности — это материально-техническое богатство государства.
Четвертая — последняя колонна – это образ жизни народа, самобытность народа, его цивилизация.
Каждый народ живет в своей цивилизации, он обладает своим набором духовных ценностей, спецификой формирования человека. Разрушение этой особенности является признаком разрушения национальной безопасности. [7]
Как уже указывалось, национальные интересы отражены в идеологии государства через общественно-экономические отношения, т.е. форму государственного устройства. Такие отношения весьма специфичны для каждого типа общественно-экономической формации, интегрируются в духовный уровень общественных масс и формируют в сознании будущих поколений, стремление к поддержанию сложившегося государственного строя и общественных отношений, посредством их воспитания в рамках сложившейся государственной идеологии. Такая характеристика соответствует четвертой (цивилизационной) колонне, выделяемой Леоновым Н.С.
Т.о. можно сделать вывод, что национальная идеология, как самобытность народа, является неотъемлемой частью национальной безопасности, обеспечивающей ее прочность и развитие. В целях обеспечения национальной безопасности была разработана «Стратегия национальной безопасности до 2020 года», как гарант сохранения главных объектов национальной безопасности России - ее населения, территории и уклада жизни общества, отраженных в конституции РФ. Практическое выполнение поставленных задач обеспечивает система национальной безопасности, как комплекс институтов и мер по обеспечению защищенности общества и его интересов.
ИДЕОЛОГИЯ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Идеология, как указывает В.Н. Коновалов, (от греч. idea - идея и logos - учение: учение об идеях) является осмыслением политической и иной социальной структуры с позиций обособленного субъекта познания.
Идеология – это система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых концентрируются отношения собственности, отношение людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, содержатся цели социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение общественных отношений. Т.е. идеология является проявлением самобытности народа, оказывая активное влияние на общество, ускоряя или тормозя его развитие.
Проблема идеологии тесно связана с управлением обществом, с проблемой насилия и, соответственно, с судьбами практически всех людей планеты. Т.е. имеется взаимосвязь с обеспечением национальной безопасности, требующей актуальной концепции для постиндустриального общества, в котором живет современный человек. Поэтому можно констатировать, что мощь человечества, которая создана в постиндустриальном обществе, востребует новую идеологию и новую организацию планетарного сообщества.
На современном этапе развития общества, идеологическую работу проводят различные институты власти, представляющие определенный политический режим, поскольку идеология является манипулятором сознания людей, способствующим сохранению действующего политического режима и политической системы.
Т.о. составляющими идеологии являются:
Всесторонняя политика, проводимая государственным аппаратом во всех сферах жизнедеятельности общества;
Следование национальным интересам общества в целом;
Законы, нормы и правила, регулирующие общественно-экономические отношения;
Геополитика, т.е. международные отношения;
Вопросы обороноспособности государства;
Культурно-духовные ценности общества.
Основная направленность идеологии – социум, как главная основа экономики. Т.к. особое свойство идеологии – ускорять или тормозить развитие общества. «Каждое политическое решение имеет в основе экономическую выгоду».
По направленности воздействия на социум, в России выделяют три идеологических потока: либерализм, социализм, национализм.
Социализм исходит из принципов коллективизма, необходимости государственного управления всей жизнью общества и предоставления государством социальных гарантий гражданину. Целями и идеалами социализма являются осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства, а также общественного строя воплощающего эти принципы. Общественные объединения являются продолжением аппарата, их зависимое положение окупается государственной поддержкой. Основа национальных отношений - интернационализм.
Опыт реального социализма показал, что внутренняя логика этого течения настоятельно требует ограничения свобод, власти партийно-чиновного сословия, централизованного регулирования экономикой, регламентирования потребления. Правда, современные российские социалисты в большинстве своем социал-демократичны, т.е. вполне вписываются в либеральную модель парламентаризма.
Опыт СССР показал возможность обеспечения защищенности граждан, территории, обеспечение динамичного развития государства с выходом на экономически конкурентоспособный мировой уровень посредством идеологии, но невыполнение одного из аспектов национальной безопасности, например, обеспечение гражданских прав, свобод и равноправия – не сможет привести общество к национальной безопасности, а способствует распаду государства, что и случилось с СССР в 1991 году.
К.Маркс определял социализм как последнюю ступень развития общества, исходя из этого, возможно, что при достижении необходимого экономического потенциала в СССР, можно было приступать к постепенному формированию гражданского общества основанного на равноправии, что могло бы позволить сохранить государство на больший промежуток времени.
Либерализм в РФ явился полной противоположностью социалистическому строю, причем в крайней, радикальной форме. Политический радикализм ведет к дестабилизации государства и его гибели.
Либерализм исходит из принципа индивидуальной свободы, отстаивает необходимость демократии и приоритет частной собственности, он строится на последовательном осуществлении принципа толерантности. Либерализм предполагает наличие развитых институтов гражданского общества. В области национальных отношений предполагает предоставление нациям широкой культурной автономии.
Наблюдаемая в России, с 90-х годов ХХ в., либеральная программа сводится к формированию политической системы, предполагающей многопартийность, широкие возможности участия граждан в политической жизни, их эффективное влияние через общественные организации и избирательную систему на политическую повестку; создание значительного среднего класса на основе частной собственности через процедуру приватизации; предоставление нациям широкой автономии.
Логика осуществляемой либеральной программы привела к неожиданным, для политически неграмотного общества того времени, но вполне закономерным результатам. Приватизация способствовала становлению номенклатурного капитализма. Большинство гражданских объединений, сохранили зависимость от государства, от администраций предприятий. Снизился уровень социальной защищенности граждан. Широкая национальная автономия обернулась сепаратизмом, противоречиями республиканских законов федеральным, массовым исходом русских из автономных образований. В средствах массовой информации развернулась глобальная кампания навязывания потребительских стандартов.
Т.е. наблюдалась явная дестабилизация обстановки в стране и многие политологи прогнозировали гибель государства при условии сохранения либерального курса. Следовательно, национальная безопасность РФ в 90-е годы ХХ в. была крайне низкой и требовала новой идеологической программы.
Третье государственное течение – национализм - также противопоставляется социализму, который направлен на его преодоление, на основе утверждения национального равноправия, суверенитета содружества народов.
Национализм определяется как идеология и политика в национальном вопросе, основанная на идеях национального превосходства и национальной исключительности, где нация трактуется как высшая внеисторическая форма общности.
Самое сложное и нечетко выраженное в общегосударственном масштабе течение. Национализм имеет в современной России особое звучание и проявляется в активном использовании национальных символов (герб России, флаг России, славянский «коловрат», православные символы и т.п.), в возвращении к славянским традициям, все большему отказу от западных влияний. Эти тенденции говорят о возможности формирования новой идеологии на основе национализма.
Но жесткий национализм в России невозможен, что исключает радикальную политику, которая может негативно сказаться на состоянии государства. Невозможность развития национализма связана с многонациональностью государства, сохранностью социалистических настроений СССР, пропагандирующих межнациональное равноправие (интернационализм). Национализм не может быть построен в демократичном обществе и требует готовности национального сознания к принятию этих идей. Русское национальное сознание не сформировано, об этом свидетельствует неперсонифицированность русской идеи.
Державность не предполагает национального угнетения. Именно вследствие этого все народы России сохранили себя. В этой связи актуальной становится проблема поиска новой державной формулы, такой как: Москва - Третий Рим; православие, самодержавие, народ; интернационал.
Публикуемые в последнее время результаты многочисленных социологических опросов свидетельствуют о состоянии усталости населения от идущих в стране преобразований. Это вызвано чрезвычайным напряжением сил, снижением уровня правовой и материальной обеспеченности граждан, неопределенностью будущего.
Такие результаты приводят к выводу, что в обществе имеют место консервативные настроения, основанные на успешном опыте СССР, который так близок, проверен и надежен, в отличие от Западных тенденций.
Корреспондент журнала «Власть» Виктор Хамраев в статье «Традиционная нетрадиционность» указывает, что навязываемые Западом либерализм и демократия раздражают простого россиянина, т.к. они не работают в условиях русского менталитета.
Исходя из опросов, почти половине российских граждан интересны именно консервативные ценности, но само слово «консерватизм» вызывает положительные чувства только у 4% россиян, т.к. с Советской эпохи и до наших дней, консерватизм всячески порицается.
«В то же время четверть россиян вообще ничего не знает о существовании идеологии консерватизма, более половины (52%) не имеет представления, какую из партий можно считать консервативной, и почти стольким же гражданам (54%) безразлично, называется ли какая-то партия консервативной. Такая бесперспективность консерватизма, скорее всего, объясняется тем, что люди не находят опоры в старине, поскольку старина эта осталась в "России, которую мы потеряли". А опираться на советскую старину готовы только сторонники коммунистов. Кстати, КПРФ, по данным опросов, считает консервативной партией четверть населения, что соответствует предельному коммунистическому электорату».
На основании данной статьи можно сделать вывод, что общество стремится к стабильности государства, но т.к. современное состояние страны далеко от стабильного (вследствие экономического кризиса 2008-2009 года) и новые методы малоэффективны, народ готов вернуться к проверенным методам, показавшим свою эффективность в СССР.
Современная Россия нуждается в жизнеспособной идеологии ничуть не меньше, чем в инвестициях в экономику. Получили развитие несколько новых направлений идеологий. Наиболее перспективным становится державное направление, свободное от прямолинейного национализма.
Развитие отношений двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами - участниками Содружества Независимых Государств является для России приоритетным направлением внешней политики. Россия будет стремиться развивать потенциал региональной и субрегиональной интеграции и координации на пространстве государств - участников СНГ в рамках прежде всего самого Содружества Независимых Государств, а также Организации Договора о коллективной безопасности и Евразийского экономического сообщества, оказывающих стабилизирующее влияние на общую обстановку в регионах, граничащих с государствами - участниками СНГ.
Евразийское направление. Россия - единство славянских, финно-угорских, тюркских народов. Их многовековое совместное существование и создало российскую цивилизацию. Евразийские перспективы постсоветских республик обозначались не только российскими учеными, деятелями культуры и политиками. Достаточно вспомнить заявления президента Казахстана Н. Назарбаева. Скорее всего, евразийство не оформится в государственную идеологию. Однако в рамках этой дискуссии возможны позитивные разработки, которые обеспечат идеологические основания союза разных наций и народов, населяющих Россию. Кроме того, евразийство поможет подготовить теоретическое обоснование внешнеполитических контактов с государствами Центральной Азии.
Россия будет способствовать укреплению Евразийского экономического сообщества в качестве ядра экономической интеграции, инструмента содействия реализации крупных водно-энергетических, инфраструктурных, промышленных и других совместных проектов, в первую очередь регионального значения.
Славянское направление. Каркас российской государственности составляют восточнославянские народы. Великая страна возродится благодаря их воссоединению. Как и предыдущее направление, оно имеет сторонников за рубежами современной России, например, в лице президента Белоруссии А. Лукашенко. Славянское направление ищет свое продолжение во внешней политике. Но успех в этой части дискуссии проблематичен, т. к. сегодня некоторые "братские" славянские государства стремятся демонстрировать преданность неславянскому Западу.
Православное направление. Россия - православное государство. Подавляющее большинство его граждан ассоциируют себя именно с этой конфессией. Отходя от советского варианта государственного устройства, Россия неизбежно будет возрождать традиции православия. В рамках этого направления существуют и монархические устремления. Во внешней политике отстаивается тезис православной цивилизации - наследницы Византии. Потенциальные и реальные союзники позволят нашей стране принять самое активное участие в построении новой системы безопасности в мире.
В то же время, в Конституции РФ есть следующее положение:
«Статья 13. 1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.
2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».
Таким образом, мы можем создать какую-либо идеологию для улучшения ситуации в РФ, но не можем ее применить, т.к. Конституция РФ не признает ее, если только новую концепцию не одобрит президент, правительство РФ, а главное – общество.
Скорее всего, это положение в Конституции РФ должно было показать, что Россия не имеет ничего общего с СССР. Но пока мы стремимся создать национальную безопасность, мы сохраняем свою самобытность, национальные интересы, историческую традиционность, т.е. формируем четвертую колонну – идеологию. Возможно, она не прописана в официальных государственных документах, и не сформулированы ее цели, но в обществе она определяется как сохранение своей индивидуальности и самобытности.
Укреплению национальной безопасности в сфере культуры будут способствовать сохранение и развитие самобытных культур многонационального народа Российской Федерации, духовных ценностей граждан, улучшение материально-технической базы учреждений культуры и досуга, совершенствование системы подготовки кадров и их социального обеспечения, развитие производства и проката произведений отечественной кинематографии, развитие культурно-познавательного туризма, формирование государственного заказа на создание кинематографической и печатной продукции, телерадиопрограмм и интернет-ресурсов, а также использование культурного потенциала России в интересах многостороннего международного сотрудничества.
Но сложность этих процессов связана с поступательной глобализацией мира, которая стирает индивидуальные особенности государства и его населения, способствует формированию общей идеологии и стратегии национальной безопасности.
Развитие мира идет по пути глобализации всех сфер международной жизни, которая отличается высоким динамизмом и взаимозависимостью событий.
Российская Федерация выступает за всемерное укрепление механизмов взаимодействия с Европейским союзом, включая последовательное формирование общих пространств в сферах экономики, внешней и внутренней безопасности, образования, науки, культуры. Долгосрочным национальным интересам России отвечает формирование в Евроатлантике открытой системы коллективной безопасности на четкой договорно-правовой основе.
Между государствами обострились противоречия, связанные с неравномерностью развития в результате глобализационных процессов, углублением разрыва между уровнями благосостояния стран. Ценности и модели развития стали предметом глобальной конкуренции.
При анализе политической обстановки в мире, наблюдается биполярная модель мира, т.е. два ведущих государства или альянса государств (полюсы) определяют политику на планете Земля. Одним из полюсов является Российская Федерация и ее потенциальные союзники, противоположный полюс – Северо-Атлантический союзный блок НАТО, где доминируют идеи США.
Каждый из данных полюсов характеризуются своей направленностью в связи с исторической индивидуальностью развития, мощью своего экономического и военного потенциала, а соответственно специфичной идеологией и стратегией национальной безопасности.
США долгое время проводила агрессивную политику, что связано и с деятельностью бывшего президента США – Джорджа Буша младшего (J.Bush), представлявшего партию республиканцев. Его политика характеризовалась интервенциями в различные сферы других государств и даже подразумевала и реализовывала вторжения на территории этих государств (Афганистан, Ирак). Т.е. наблюдалась явно выраженная милитаристская направленность.
С 2009 года президентом является представитель партии демократов Барак Обама (B.Obama). Политика, проводимая его сторонниками официально считается «миротворческой», за что ему в октябре 2009 года, присуждена Нобелевская премия Мира.
Традиционные тенденции политики США:
Пропаганда «демократического» строя, (таким, как его понимают в США) вплоть до его навязывания другим странам;
Поляризация мира, где единым полюсом будет США;
Экономическая стабилизация государства;
Размещение систем ПРО и аналогичных военных объектов по всему миру для обеспечения защиты «демократических свобод», а фактически зоны собственных интересов США и демонстрации своего военного потенциала;
Развитие технологий нового поколения;
Ограничение прав и свобод общества «в целях реализации антитеррористической программы» (например, после 11 сентября 2001 года органы правопорядка могут без официального разрешения и лишь при подозрении обыскать человека или задержать на срок до 15 суток);
Индивидуализм является особенностью Западных стран, который противопоставляется коллективистским настроениям в России и на Востоке.
Изменения в проводимой внешней политике США за период 2009 года:
Подписание дипломатических соглашений с правительствами стран всего мира, в первую очередь Россией, по вопросам планетарной безопасности;
Предупреждение развития ядерных программ в государствах не входящих в число «ядерных держав»;
Налаживание контактов со странами, включенными ранее в «ось зла» Дж. Бушем – младшим.
Россия будет стремиться к выстраиванию равноправного и полноценного стратегического партнерства с Соединенными Штатами Америки на основе совпадающих интересов и с учетом ключевого влияния российско-американских отношений на состояние международной обстановки в целом. В качестве приоритетов останутся достижение новых договоренностей в сфере разоружения и контроля над вооружениями, укрепление мер доверия, а также решение вопросов нераспространения оружия массового уничтожения, наращивания антитеррористического сотрудничества, урегулирования региональных конфликтов.
Но если проанализировать тенденции за последние два года, то можно говорить о стремлении многих государств к многополярному устройству мира. Например, на экономической стабильности Китая мировой кризис практически не отразился, и даже ускорил развитие государства. Это связано, прежде всего, с динамичным экономическим развитием Китая, огромными человеческими ресурсами, как рабочей силы. В связи с полномасштабным развитием экономики государства, ему требуется все больше энергоресурсов. Как следует из определения, в основе национальной безопасности лежит экономическая стабильность, которая не наблюдается в данный момент у стран-полюсов, но развита, например, в Китае. В то время как Россия и США переживают период экономической дестабилизации. Значит уровень национальной безопасности в Китае выше, чем у других стран? Вполне возможно!
Экономическая стабильность связана с правильным политическим курсом, рациональной организацией и использованием производственных сил. Отсюда можно сделать вывод, что идеология Китая более прогрессивна, актуальна и достижима, нежели тенденции, наблюдаемые в развитых западных странах.
В таком случае есть возможность смещения в будущем одного из биполярных полюсов на Китай, а в дальнейшем, при сохранении темпов развития и грамотном регулировании процессов внутри государства, добиться монополяризации.
Если сравнивать современные Россию и США, то можно отметить очевидное сходство:
Стремление к экономической стабильности;
Обеспечение паритета военных блоков и вооружений;
Ограничение прав и свобод граждан в целях четкой и грамотной политики в условиях кризиса, что должно предотвратить угрозы дестабилизации государства, в первую очередь, предупреждение террористических актов;
Развитие и приобретение новейших технологий (например, вкладываются многомиллионные средства в развитие нанотехнологий, в освоение космических технологий, поиска альтернативных источников энергии, в программы здравоохранения).
Определяющим фактором в отношениях с Организацией Североатлантического договора останется неприемлемость для России планов продвижения военной инфраструктуры альянса к ее границам и попытки придания ему глобальных функций, идущих вразрез с нормами международного права.
Россия готова к развитию отношений с Организацией Североатлантического договора на основе равноправия и в интересах укрепления всеобщей безопасности в Евро-Атлантическом регионе, глубина и содержание которых будут определяться готовностью альянса к учету законных интересов России при осуществлении военно-политического планирования, уважению норм международного права, а также к их дальнейшей трансформации и поиску новых задач и функций гуманистической направленности. [10]
ИДЕОЛОГИЯ – СТЕРЖЕНЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Опыт многих государств показывает, что идеология непосредственно влияет не только на развитие культуры и науки, но и определяет их направленность.
РФ взрастила только одно постсоветское поколение, основная часть населения – поколения СССР, следовательно многие идеи того времени сохранились и нашли свое отражение в наше время.
Например, советский народ посредством науки и искусства демонстрировал свое величие, и эти тенденции, хоть и не столь яркие, характерны и для современности.
Мы стремимся создать что-то новое, альтернативное, что никто ранее не мог выполнить, а чувство патриотизма, воспитываемое в детях с малых лет, только способствует этому.
Для обеспечения национальной безопасности Российская Федерация, наряду с достижением основных приоритетов национальной безопасности, сосредоточивает свои усилия и ресурсы на следующих приоритетах устойчивого развития:
повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения;
экономический рост, который достигается, прежде всего, путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал;
наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, которые развиваются путем укрепления роли государства и совершенствования государственно-частного партнерства;
экология живых систем и рациональное природопользование, поддержание которых достигается за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны;
стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство, которые укрепляются на основе активного участия России в развитии многополярной модели мироустройства.
Президент РФ Д.А. Медведев неоднократно говорил о том, что будущее за нанотехнологиями, и в России будут создаваться специализированные центры занимающиеся изучением и разработкой нанотехнологий. Один из таких центров планируется создать и в Ставропольском крае.
Нанотехнологии позволят поднять промышленность государства и сельское хозяйство на новый уровень, (продовольственная безопасность обеспечивается за счет развития биотехнологий и импортозамещения по основным продуктам питания, а также путем предотвращения истощения земельных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий) победить множество болезней без нарушения целостности организма, способствовать развитию космонавтики, которая также является актуальным и перспективным направлением.
Космонавтика в настоящее время все больше выходит за рамки фундаментальной науки и приобретает все более четкие черты прикладной области знания, дающие значительный экономический эффект государству.
Вкладываются средства в поиск новых энергоносителей, альтернативных источников топлива, причем, не только в РФ, но и во всем мире. И вопрос первенства в данной области также немаловажен.
Внимание международной политики на долгосрочную перспективу будет сосредоточено на обладании источниками энергоресурсов, в том числе на Ближнем Востоке, на шельфе Баренцева моря и в других районах Арктики, в бассейне Каспийского моря и в Центральной Азии.
Государство заинтересовано в высококлассных специалистах, вводится все больше образовательных программ зарекомендовавших себя в ряде развитых западных стран. Но, не все эти программы находят свой отклик в сознании россиян, т.к. они не адаптированы к нашему менталитету (например, ЕГЭ). Но введение этих программ связано с подписанием Болонского соглашения, в котором принимала участие российская сторона, т.к. стремясь к полноценному участию в Европейском сообществе, РФ считает необходимым выполнять и эти соглашения. По данному соглашению, до 2010 года Россия переходит на образование Европейского образца.
Российская Федерация выступает за всемерное укрепление механизмов взаимодействия с Европейским союзом, включая последовательное формирование общих пространств в сферах экономики, внешней и внутренней безопасности, образования, науки, культуры. Долгосрочным национальным интересам России отвечает формирование в Евроатлантике открытой системы коллективной безопасности на четкой договорно-правовой основе.
Но в российском сознании закреплена идея, что лучше отечественного образования ничего нет, т.к. только оно дает широкий спектр знаний и их четкую проверку. Но, ни одно тестирование, не раскрывает весь творческий потенциал личности. Тем не менее, государством поощряются международные поездки учащихся по обмену знаниями.
Решение задач обеспечения национальной безопасности в сфере культуры в среднесрочной и долгосрочной перспективе достигается за счет признания первостепенной роли культуры для возрождения и сохранения культурно-нравственных ценностей, укрепления духовного единства многонационального народа Российской Федерации и международного имиджа России в качестве страны с богатейшей традиционной и динамично развивающейся современной культурой, создания системы духовного и патриотического воспитания граждан России, развития общей гуманитарной и информационно-телекоммуникационной среды на пространстве государств - участников Содружества Независимых Государств и в сопредельных регионах.
Актуальной стала проблема экологии. РФ, как и большинство стран мира, подписала Киотский протокол экологической безопасности. В связи с важностью решения экологических проблем, предмет, изучающий экологию, является обязательным для муниципальных образовательных учреждений, и способствует формированию бережного отношения к природе, окружающему миру, в т.ч. энергетическим ресурсам.
Стратегическими целями обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования являются:
сохранение окружающей природной среды и обеспечение ее защиты;
ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата.
Для противодействия угрозам в сфере экологической безопасности и рационального природопользования силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества создают условия для внедрения экологически безопасных производств, поиска перспективных источников энергии, формирования и реализации государственной программы по созданию стратегических запасов минерально-сырьевых ресурсов, достаточных для обеспечения мобилизационных нужд Российской Федерации и гарантированного удовлетворения потребностей населения и экономики в водных и биологических ресурсах.
Ведется масштабная пропаганда здорового образа жизни: рекламы, брошюры, обязательные антирекламы табачной и алкогольной продукции, тематические часы в образовательных учреждениях, документальные фильмы и т.д. В последнее время, Россия стремится занять знаковое место в развитии международного спорта, вырастить молодые поколения будущих чемпионов. Здоровая нация – приоритет любой рациональной и прогрессивной национальной идеологии.
Одно из основных направлений в культуре – обращение к истории, традициям нации. Все больше выставок, кинофильмов и телепередач посвящены истории Государства Российского, все чаще обращаются к военным и трудовым подвигам советского народа, которые всегда будет для нас примером.
Для противодействия угрозам национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан, силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества:
создают условия для ведения здорового образа жизни, стимулирования рождаемости и снижения смертности населения;
совершенствуют систему защиты от безработицы, создают условия для вовлечения в трудовую деятельность людей с ограниченными физическими возможностями, проводят рациональную региональную миграционную политику, развивают пенсионную систему, внедряют нормы социальной поддержки отдельных категорий граждан;
обеспечивают сохранение культурного и духовного наследия, доступность информационных технологий, а также информации по различным вопросам социально-политической, экономической и духовной жизни общества;
совершенствуют государственно-частное партнерство в целях укрепления материально-технической базы учреждений здравоохранения, культуры, образования, развития жилищного строительства и повышения качества жилищно-коммунального обслуживания.
Александр II сказал: «У России есть только два союзника – армия и флот». Россия следовала этому правилу неукоснительно, вкладывая колоссальные средства в развитие обороноспособности.
Стратегические цели совершенствования национальной обороны состоят в предотвращении глобальных и региональных войн и конфликтов, а также в осуществлении стратегического сдерживания в интересах обеспечения военной безопасности страны.
Стратегическое сдерживание предполагает разработку и системную реализацию комплекса взаимосвязанных политических, дипломатических, военных, экономических, информационных и иных мер, направленных на упреждение или снижение угрозы деструктивных действий со стороны государства - агрессора (коалиции государств).
Российская Федерация обеспечивает национальную оборону, исходя из принципов рациональной достаточности и эффективности, в том числе за счет методов и средств невоенного реагирования, механизмов публичной дипломатии и миротворчества, международного военного сотрудничества.
Государственная политика Российской Федерации в области национальной обороны и военного строительства, в том числе в рамках Союзного государства, на долгосрочную перспективу нацелена на совершенствование Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, призванных при любых условиях развития военно-политической обстановки обеспечить безопасность, суверенитет и территориальную целостность государства.
Все проекты, связанные с военным делом превосходят по стоимости гражданские проекты в сотни раз. Все бюджетные средства, которые тратятся на такие проекты, могли бы обеспечить не только экономическую стабильность государства, но и создание неообщества, чего достигла Япония, не имеющая возможности, согласно пакту о капитуляции, содержать армию. Но иначе Россия потеряла бы статус конкурентно способной ведущей державы, т.к. постоянно приходится вести борьбу за поддержание стабильного военного паритета в мире.
В условиях конкурентной борьбы за ресурсы не исключены решения возникающих проблем с применением военной силы - может быть нарушен сложившийся баланс сил вблизи границ Российской Федерации и границ ее союзников.
Для защиты своих национальных интересов Россия, оставаясь в рамках международного права, будет проводить рациональную и прагматичную внешнюю политику, исключающую затратную конфронтацию, в том числе и новую гонку вооружений.
В сфере международной безопасности Россия сохранит приверженность использованию политических, правовых, внешнеэкономических, военных и иных инструментов защиты государственного суверенитета и национальных интересов.
Проведение предсказуемой и открытой внешней политики неразрывно связано с реализацией задач устойчивого развития России. Успешную интеграцию России в глобальное экономическое пространство и международную систему разделения труда затрудняют низкие темпы перевода национальной экономики на инновационный путь развития.
Идеология обороноспособности держится на такой форме как патриотизм – любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.
Стратегическое сдерживание осуществляется с использованием экономических возможностей государства, включая ресурсную поддержку сил обеспечения национальной безопасности, путем развития системы военно-патриотического воспитания граждан Российской Федерации, а также военной инфраструктуры и системы управления военной организацией государства.
Невозможно оставить без внимания подвиги советских людей отдавших ради свободного и светлого будущего своим потомкам и государству все свои силы и множество жизней. Можно приводить сотни примеров подлинного патриотизма народа. Героизм прошлых поколений оставил неизгладимый след в истории и сердцах потомков, и находит свое отражение в современности. Все больше молодежи не приемлют националистические настроения, шовинизм, отречение от Родины.
Эти настроения подкрепляются политикой мирного сосуществования государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав литературу, соответствующую тематике научной работы, были выделены определения и сущность терминов «национальная безопасность» и «идеология». Национальная идеология и национальная безопасность неразрывно связаны через понятие «национальные интересы» и цели достижения экономической стабильности. Идеология формирует национальную безопасность, а она в свою очередь, сохраняет идеологию.
Национальная безопасность затрагивает политический, социальный, экономический, духовный уровни, т.е. те аспекты, где находит свое отражение и формируется идеология. Национальная безопасность формируется с ростом потребностей общества, сформулированными как национальные интересы, которые связаны с историческими этапами формирования общества, и отражены в современной Конституции РФ.
Задачи национальной безопасности четко сформулированы и одобрены президентом Д.А. Медведевым в «Стратегии национальной безопасности до 2020 года».
Идеология имеет множество форм и непосредственно связана с политикой и общественной жизнью государства. Она может, как ускорять, так и замедлять развитие общества.
Ее главная задача состоит в участии в двух взаимосвязанных процессах стабилизация и прогресс. Идеология постоянно совершенствуется, как и национальная безопасность, она полностью зависима от потребностей государства и общества.
Сейчас идеология также претерпевает ряд изменений, выраженных, в основном, в трех тенденциях: Евразийское направление, Православие, Славянское направление, подразумевающее объединение «братских» славянских народов Восточной Европы, разрозненных в постсоветский период.
Сравнение идеологий РФ и ведущих стран мира указывает на динамичный процесс глобализации, т.к. основные идеи очень схожи, но при этом не являются совершенными, т.к. с мировым кризисом лучше справляются развивающиеся страны, а не мировые «полюсы».
Идеология является стержнем национальной безопасности, т.к. включает в себя развитие и направление науки, культуры и обеспечение обороноспособности государства – составляющих национальную безопасность.
Сложно оценить степень влияния современных тенденций на национальную безопасность, т.к. в период мирового кризиса экономика была дестабилизирована. В последних официальных отчетах правительства отмечается значительное улучшение экономической ситуации.
Преодоление любого кризиса – это приобретение обществом колоссального опыта многократно ускоряющего развитие государства, и эти знания найдут свое отражение в политике национальной безопасности и, безусловно, в направленности идеологии.