Общественно-политические движения (работа 2)
Министерство аграрной политики Украины
ЮФ «КАТУ» НАУ
РЕФЕРАТ
На тему: Общественно-политические движения.
Выполнила
студентка:
Проверил:
Симферополь
2006г.
1. ПАРТИИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ
Характерной чертой прошедшего столетия стало появление массовых общественных движений. Этот феномен олицетворял собой выход на авансцену истории сотен миллионов людей в качестве участников созидательной деятельности и субъектов политической жизни. Невиданное число этих субъектов отражало политическую социализацию личности, вхождение масс в политическую жизнь — как общемировую тенденцию. Ее возникновение было сопряжено с появлением угроз глобального масштаба, усилением неоднородности общества, ростом самосознания личности, в том числе и национального сознания, и рядом других причин.
Понятия «общественные движения» и «общественные организации» тесно связаны между собой и фактически являются различными уровнями общественных объединений.
Общественное движение — это действие различных социальных, демографических, этнических групп, которые объединены:
1) общей целью изменить свой социальный статус; 2) общими ценностями — негативными или позитивными; 3) общей системой норм, регламентирующих и регулирующих поведение его участников; 4) неформальным лидером или группой лидеров; 5) специфическими способами символизации своих ценностей в политической идеологии.
Общественные организации — это добровольное объединение граждан, способствующее развитию активности своих членов, имеющее обычно программные цели и устав, иногда и членство, т. е. структурно оформленные, и стремящиеся упорядочить действия своих членов в жизненно важных для них сферах. В число общественных организаций входят политические партии, профессиональные союзы, женские, молодежные, ветеранские организации, общества, фонды, ассоциации граждан.
Иногда термины «общественные организации» и «общественные движения» отождествляются. При анализе общественных движений следует обратить внимание на их классовость, социальную базу, целевую направленность и функциональную роль.
Отношение общественных движений к существующему строю обусловливает их характер и ориентацию (консервативные, реформистские, революционные, контрреволюционные, прогрессивные, реакционные).
В своем развитии общественные движения проходят несколько стадий: предпосылки возникновения, артикуляция стремлений, стадия агитации, стадия развитой политической деятельности, стадия затухания движения.
Общественные движения известны на Западе с конца 40-х — начала 50-х годов XX в., но особенно они усилились в 70 — 80 годы, что было вызвано усилившейся угрозой ядерной войны, экологической опасностью для Земли, социальным динамизмом жизни, ростом национального самосознания и т. д. В США, например, сложился так называемый «третий сектор», к которому относится огромное количество самых разнообразных неправительственных организаций с числом участников свыше 30 млн. граждан. В других странах тоже насчитывается многомиллионная армия участников общественных движений.
Социальную базу массовых демократических движений составляют представители «среднего класса» (служащие, учителя, врачи), самозанятого населения (фермеры, владельцы магазинов), маргиналы (безработные, иммигранты, студенты), а также домашние хозяйки, пенсионеры, ветераны и т. д.
Массовые демократические движения стали инициаторами новых процессов и черт в экономической, политической, социальной и духовной жизни. В основном они отстаивают общечеловеческие и общедемократические интересы. Расширение круга задач, выдвигаемых участниками массовых движений, создает объективную основу для сближения отдельных отрядов этих движений. Становится все труднее четко разграничивать сферы их деятельности, поскольку активисты одних отрядов зачастую являются одновременно участниками других.
Общественные движения подразделяются на традиционные и новые социальные движения (НСД). К первым можно отнести антивоенное, профсоюзное, феминистское, молодежное и другие.
К новым социальным движениям относятся экологическое, коммунитарное, за альтернативный образ жизни, философско-мистичсские и множество других. Отмечается ряд специфических черт массовых общественных движений:
растущая политизация;
отсутствие стремления к захвату власти, преобразованию существующего строя;
стихийный характер, переходящий в радикализм, экстремизм;
прагматически узкая направленность;
акцент на ненасильственные методы борьбы;
замкнутость социального, идеологического и возрастного состава его участников;
открытость к сотрудничеству с другими силами и движениями;
утопизм взглядов и суждений;
неприязненное отношение к политическим властям, бюрократии;
локальная замкнутость и локальные действия;
—неприятие централизации, аморфность организационных структур. Иногда, применительно к нашей стране, выделяются так называемые
неформальные движения и организации.
Обозревая политическую историю современного мира, трудно обойти вниманием такие феномены, как политические партии и общественно-политические движения и организации. Политическая жизнь в цивилизованных странах немыслима без этих институтов и массовых объединений. Во всех развитых или развивающихся странах выбор целей и задач общественного прогресса, интеграция их в практическую политику лежит на плечах той или иной политической партии. Через партии и общественно-политические движения осуществляется участие масс в управлении общественными делами.
Понять всякую демократию, считал русский политолог Острогорский, можно лишь изучив политическое поведение масс и представляющих их организаций — партий и общественных организаций, находящихся за пределами правительственной сферы.
В числе приоритетных вопросов темы: основные концепции политической партии; функции и типологии партий; партийные системы и их влияние на характер организаций и политических режимов.
Партиям, а также современным общественно-политическим движениям посвящена разнообразная литература: от научной до художественно-фантастической. Профессор Н. В. Романовский пишет, что за 60-70-е гг. почти половина зарубежных публикаций — по политическим партиям. В понимании их в современной литературе представлены различные, порою противоположные подходы. В гносеологическом плане, а тем более в социальном, это вполне объяснимо: познание объективной истины, тем более, если речь идет о политических организациях, всегда процесс противоречивый и в значительной степени зависящий от мировоззрения и позиций познающего субъекта. Исследуя данную проблему, как и любую другую, надобно иметь в виду, что монополии на истину в науке не существует. Гарантирует постижение истины только объективность рассмотрения предмета. И ничего более.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КАК ОРГАНИЗАЦИЯ
В марксистской литературе в течение многих десятилетий проблема политических партий сводилась к изучению лишь коммунистических партий. На них проецировалось и теоретическое определение понятия «политическая партия», что, конечно, ограничивало его объем и объяснительные возможности. Гипотетическим было понимание роли партий в политической системе. В этом вопросе господствовали стереотипы политического мышления: о неизменно авангардной и руководящей роли бывшей КПСС, а также других правящих коммунистических и рабочих партий, «единственно» прогрессивных в капиталистических странах коммунистических партиях и неизменно «реакционных» других немарксистских партиях. По сути, проблема партии в политической системе в политологической литературе, как правильно отмечают некоторые авторы, не изучалась.
Теоретики и политики неоднократно повторяли известные ленинские высказывания о месте и роли большевистской партии в системе диктатуры пролетариата (по работе «Детская болезнь «левизны» в коммунизме»). Повторяли, но критически не анализировали и не обогащали. А ведь в ленинской концепции революционная партия, по сути, сливалась с диктатурой пролетариата. И, стало быть, проблема «партия — государство» снималась.
Кризис и крушение системы монопартии, возникновение многопартийности, поворот к объективному изучению опыта развитых капиталистических стран заставляют науку в значительной степени заново рассмотреть проблему политической партии, ее места и роли в политической системе, да и в гражданском обществе. Выработанная марксизмом концепция политической партии как классовой организации нуждается в корректировке, соответствующей новым реалиям. Представляется немаловажным критическое освоение идей о политических партиях, высказанных зарубежными политологами.
Итак, о понятии «политическая партия». Без его определения трудно уяснить роль партии в политической системе, ее функции в качестве института демократии. Требуют того и неутихающие дискуссии о характере политических партий в нашем обществе, принесшие в массовое сознание известную неясность.
В литературе отмечается наличие различных подходов в понимании сущности политической партии и огромное многообразие ее определений (некоторые авторы насчитывают более двухсот определений). В основном они сводятся к определению партии: а) как группы, объединенной общими идеологическими ценностями; б) как специфического вида организации; г) как наиболее активной части определенного класса или иных социальных групп, представляющей их общие интересы; д) как выражения политического конфликта в обществе и орудия разрешения обусловленных им конкретных проблем.
Американский политолог С. Липсет пишет, что в современных демократических странах существование партий обусловлено факторами, связанными со стратификацией и культурными ценностями. Прототипом первого типа является классовая партия, а второго — партия религиозная3.
Характерна динамика смены политических дихотомий, выражающих линию размежевания политических сил. До августа 1991 г. и после (некоторое время) такая линия определялась дихотомией «коммунисты — демократы», затем она сменилась противостоянием по линии — «реформисты — консерваторы». За последнее время на первый план выдвигается дихотомия «демократы — сторонники авторитаризма», «государственники — сепаратисты», хотя не снимается с повестки дня конфронтация коммунистов и радикал-реформаторов, антикоммунистов.
Политическая расколотость российского общества, перманентно обостряющаяся конфликтность мешает становлению в стране какой-то определенной партийной системы, будь то многопартийной или двухпартийной. Однако ясно, что Россия теперь уже не вернется к однопартийности, к господству любой партии-монстра.
Следовательно, политический процесс в России свидетельствует о том, что партии остаются реальностью современности. Их потенциал пока далеко не исчерпан. Еще многие десятилетия они будут выступать главным объектом политики, и служить связующим звеном между гражданским обществом и государством.
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Партии вырастают из общественных движений и организаций, исторически предшествовавших им. Общественные движения и организации образуют ту социальную среду, в которой живут и работают партии. Они (движения) дополняют действие партий или препятствуют распространению их влияния на общество, служат базой для преобразования существующих партий и появления новых.
Известно, что в странах Восточной Европы в недалеком прошлом существовали массовые организации и движения: Отечественный фронт в Болгарии, Национальный фронт в Чехословакии, Патриотическое движение национального возрождения в Польше и т. д. Хотя они носили больше показной характер, но определенную политическую роль выполняли: служили средством общественной легитимации деятельности правящих коммунистических и рабочих партий. По мере назревания политического кризиса эти движения перестали выполнять свою функцию, закрепленную партийной системой, и распались.
Новая социально-политическая ситуация вызвана к жизни иные движения и организации политического характера. Обретая определенные структуры, они перерастают в организации.
Общественные организации — это негосударственные формы социальных связей, возникающие на основе групповых (особенных) интересов. В содержательном плане они представляют собою различные формы социальной деятельности людей, связанные с выражением и защитой интересов определенных групп и слоев населения, включая многочисленные группировки. Профсоюзы, трудовые ассоциации, молодежные союзы, научные общества и прочие профессиональные и любительские объединения — все это примеры общественных организаций. Различие между организациями и движениями относительное. Любая массовая организация функционирует как общественное движение, например, профсоюзное, молодежное, женское. Ведь движение — это определенная форма организации социальной деятельности различных групп и слоев населения. Динамика развития общественных организаций в общественно-политические несложна. В том случае, если организация включается в политический процесс, претендуя на представление и защиту общих интересов каких-то социальных групп, она обретает общественно-политический статус (формальный или неформальный) и отдельные признаки партии, хотя партией в полном смысле этого понятия еще не становится. Таков, к примеру, характер польского профсоюзного объединения «Солидарность».
В числе общественных организаций, связанных по своей профессиональной деятельности с политикой, но не являющихся партией, ассоциации политологов (Международная и Национальные). Российская ассоциация политологов является добровольным объединением лиц, занимающихся исследованиями в области политической науки. В ее задачи, помимо других, входят научная экспертиза политических решений, принимаемых органами власти и управления, политическое консультирование государственных органов. Ассоциация имеет свой устав и соответствующую структуру организации, но партией она не является.
Характерная особенность современных массовых общественных движений и организаций состоит в том, что они, как правило, либо непосредственно связаны с политикой, либо косвенно влияют на качество деятельности политических институтов. Скажем, международное движение за мир породило такое специфическое явление нашего времени, как народная дипломатия, позитивная роль которой в мировой политике общеизвестна.
Общественно-политические движения и организации, в зависимости от их связи с политической системой, могут быть институционализированными (формальными) и неинституционализированными (неформальными). Первые, если можно так сказать, при-таны политической системой в качестве ее составного элемента и функционируют в соответствии с комплексом формальных правил. Вторые возникают и действуют вне системы, по правилам, не предписанным ею. Это так называемые неформальные организации. Однако в общественно-политической жизни все подвержено динамике. Возможны и взаимопревращения общественных организаций. Некоторые неформальные движения и организации прекращаются в формальные и даже в политические партии. Такова диалектика многих неформальных организаций.
Общественные и общественно-политические движения и организации в отличие от партий более разнородны по своему социальному составу. Они возникают как на классовой, так и на классово-подобной межклассовой основе.
Например, по критерию цели бывают общественно политические движения и организации революционные и контрреволюционные, реформаторские и консервативные, национально-демократические, общедемократические, экологические. По сферам деятельности: экономические, социальные, национальные, интернациональные, религиозные, научные, просветительские и другие. По месту деятельности: местные, региональные, общегосударственные, международные, действующие в парламенте (функции и другие объединения депутатов), внутри управленческих структур, в системе учебных и научных учреждений, в религиозной среде. По характеру возникновения: стихийные и сознательно организуемые; по способу организации: клубы, ассоциации, объединения, союзы, фронты; по социальному составу: молодежные, женские, профессиональные.
Какими бы многоразличными ни были общественные движения и организации, все они так или иначе призваны выполнять две основные задачи: а) выражение и реализация групповых интересов; б) обеспечение участия членов той или иной группы или сообщества в управлении общественными делами и самоуправлении, а стало быть, в реализации принципов народовластия (демократии). Отсюда и глубинные причины возникновения общественных движений и организаций: неудовлетворенность групповых потребностей и интересов через деятельность институтов государственной власти и политических партий, наличие нерешаемых структурами власти и управления экономических и социокультурных проблем.
Можно сказать, что вся палитра диалектики движений и организаций проявляется в последние годы в нашей стране. Прежде всего, это связано с формированием многопланового и противоречивого спектра специфических интересов, социальных ожиданий и претензий общественных групп, национальных общностей, профессиональных слоев, демографических образований и трудовых коллективов. Однако наличие разнообразных социальных потребностей и интересов само по себе еще не ведет к возникновению общественных движений и организаций. Только тогда фактор интересов срабатывает, когда, во-первых, состояние неудовлетворенности интересов фиксируется в общественном сознании; во-вторых, складываются определенные представления в массовом сознании о содержании групповых интересов и путях их удовлетворения; в-третьих, растет потребность у значительной части различных групп и слоев народа участвовать в принятии общественно политических решений, связанных с реализацией интересов; наконец, в-четвертых, при наличии соответствующих демократических структур в политической системе. Словом общественные и общественно-политические движения и организации возникают на основе социально-групповых интересов, при условии развития самосознания тех или иных общественных групп, реализуемого в общественной активности, связанной с удовлетворением этих интересов
В стране в последние годы процесс образования многочисленных движений и организаций носил взрывоподобный характер. И не случайно. Сказалось длительное блокирование групповых интересов и социальных ожиданий, так как отсутствовали в обществе и его политической системе соответствующие каналы артикуляции интересов и в целом — самовыражения человека. Сложился жесткий водораздел между официальным, партийно-бюрократическим и неофициальным массовым сознанием; достигло критического уровня недоверие людей к тем целям, которые пропагандировались существующими общественно-политическими организациями. В республиках процесс еще более обострился ввиду нерешенности многих аспектов национального вопроса.
В сложившейся атмосфере, пропитанной острыми социально-политическими и идеологическими противоречиями, вначале стали возникать вне существовавшей системы организаций протестные движения и организации радикально-демократического характера. Это народные фронты, экономические движения, объединения избирателей. Затем формируются массовые движения внутри системных государственных, партийных, профсоюзных и молодежных структур: независимые профсоюзные организации, стачкомы, различные группы депутатов. В дальнейшем происходит интеграция движений и организаций, сформировавшихся как вне, так и внутри политической системы. Складываются своеобразные блоки-движения: «Демократическая Россия», «Объединенный фронт трудящихся России», «Трудовая Москва» и другие. Ряд организаций и движений перерастают в политические партии. Национальные фронты в некоторых союзных республиках стали правящими.
Прослеживая диалектику процесса формирования новых общественных движений и организаций и преобразования, существовавших ранее, нельзя не отметить такие его особенности. Во-первых, политизированный и идеологизированный характер подавляющего большинства движений. Во-вторых, эволюцию большинства (национальных фронтов всех без исключения) в плане нарастания антисоциалистической, националистической и антисоветской направленности. В-третьих, превалирование конфронтационного, разрушительного, а не созидательного моментов в ориентациях и действиях вновь возникших общественных образований.
В условиях нового политического режима не поубавилось социальных противоречий, а, наоборот, умножилось их число; проявились ранее существовавшие в скрытом (латентном) виде и вновь возникшие антагонизмы, порожденные криминальным капитализмом и государственной политикой, выражающей интересы «новых русских». Конфликтный ландшафт групповых и общественных интересов, а также известная либерализация общественной жизни стали причиной формирования иных по своей направленности и составу (по сравнению с до августовскими — 1991 г.) общественных движений. В мае 1998 г. в России было зарегистрировано около 87 тысяч общественных объединений и общественно-политических движений. В том числе узаконило свою деятельность «Движение в поддержку армии», созданное трагически погибшим депутатом Государственной Думы генералом Рохлиным.
Образовавшееся в российском обществе противостояние общественных и политических сил — свидетельство того глубокого системного кризиса, в котором оно оказалось. Выход из него лежит через реформирование гражданского общества и политической системы на основе последовательной реализации принципов демократии и движения по пути прогресса, а не движения вспять.
Литература
См.: Романовский Н. Б. Политические партии и партийные системы//Политология и современный политический процесс. М., 1990. С. 90.
См.: Мигранян А. Механизм торможения в политической системе и пути его преодоления // Иного не дано. М., 1988. С. 103, 120.
См.: Липсет С. Политическая социология // Американская социология. М., 1972. С. 214.
См.: Дарендорф Р. О будущем партий//Политология вчера и сегодня. С. 133-138; Элдерн Т., Артер Д. Условия достижения консенсуса. Там же. С. 154-163.
Шварценберг Р.-Ж. Политическая социология. Часть III. С. 78.
Энгельс Ф. Недавний процесс в Кельне//Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 8. С. 416.
Ленин В. И. Шаг вперед, два шага назад//Полн. собр. соч. Т. 8. С. 403.
См.: Липсет С. Указ. соч. С. 214-215.
См.: Бейме К. Партии//Политология вчера и сегодня. Вып. четвертый. М., 1992. С. 65.
10.Ленин В. И. Политические партии в России//Полн. собр. соч. Т. 21. С. 276.
Токвилъ А. Демократия в Америке. М., 1992. С. 144.
Шварценберг Р.-Ж. Указ. соч. С. 12.
См.: Актуальные проблемы социал-демократии. Вып. 1. М., 1990. С. 124.
См.: Шмачкова Т. В мире партий//Политические исследования. 1992. № 1-2. С. 230.
Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 21. С. 276.
Фогель Г. И. В поисках плюрализма и терпимости// огонек. 1991. №52. С. 7.
См.: Юдин Ю. Н. Новое законодательство в политических партиях в странах Африки//Государство и нрш.о. 1992. № 7.