История возникновения и развития политической мысли в Украине
История возникновения и развития политической мысли в Украине
План
1. Становление политических идей Киевской Руси в ІХ – ХІІ ст. и их дальнейшее развитие на этапе формирования украинского народа (ХVІ – ХVІІ ст.)
2 Основные направления и тенденции развития социально-политических взглядов в Украине в ХІХ – нач. ХХ ст.
3. Становление современной украинской политической мысли
Литература
1. Становление политических идей Киевской Руси в ІХ – ХІІ ст. и их дальнейшее развитие на этапе формирования украинского народа (ХVІ – ХVІІ ст.)
Политические идеи и теории, которые создавались выдающимися политическими деятелями, мыслителями Украины, тесно связанные с ее историей, отражают политические процессы и их тенденции.
Появление собственности, распределение общества на классы, борьба за землю, сосуществование и войны с аланами, гуннами, готами, печенегами, половцами, обусловили возникновение в ІX ст. большого феодального государства восточных славян с центром в Киеве – Киевской Руси.
Периодизация развития политической мысли России совпадает с этапами в становлении и развитии русской государственности. Поскольку Украина очень долго входила в состав России, то и развитие украинской политической мысли тесно связанно с политической мыслью России. В дальнейшем, будем рассматривать оба эти направлений вместе.
Итак, Принятие в 988 г. Христианства имело огромное значение для укрепления феодального порядка, усиления древнерусского государства и княжеской власти. Оно пришло на смену идолопоклонническим формам религии, отвечая потребности общества в новом типе идеологии и мировоззрения. Христианство привлекло древнерусское государство к политической и культурной жизни европейских народов, оказывало содействие развитию письменности и образования.
Вместе с христианским учением в Давнюю Русь начали проникать новые политические понятия, с помощью которых осознавались актуальные вопросы общественной жизни. Предметом политических соображений были такие проблемы, как происхождение государства, правомерность господства правящей династии, путь укрепления княжеской власти.
К памятникам древнерусской литературы, в которых отображена актуальная для того времени политическая проблематика, относятся «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Иллариона (1049 г.), летопись «Повесть временных лет» (1113 г.), «Поучение Владимира Мономаха» (1125 г.), поэма «Слово о полку Игореве» (XІІ ст.), «Моления Даниила Заточника» (1229 г.) и др.
Главные идеи этих произведений – равноправие русского народа с другими европейскими народами; – единство русской земли; – защита угнетенных от нарушений законов внутри страны.
Наибольшего развития Древнерусское государство достигло в ХІ ст. во времена княжения Ярослава Мудрого, но после него началось дробление государства и во второй половине ХІІ ст. она распалась на отдельные княжества.
В XІV-XVІ ст. на Руси шел процесс ликвидации феодальной раздробленности, центром объединения русских земель стало Московское княжество. В этот период составляется политическая идеология централизованного государства, в котором наибольшее значение имеют проблема укрепления самодержавия и вопрос о роли Русского государства среди мировых государств.
Итогом поисков ответа на этот вопрос стала теория «Москва – Третий Рим», которая была окончательно сформулирована в посланиях псковского монаха Филофея. Он считал, что история человечества – это история возникновения, развития и упадка мировых царств, которые управляются Богом.
Первым мировым царством был Рим. Наследником Рима, или вторым Римом, стала Византия со столицей в Константинополе. Византия предала православия и за это наказана Бог – погибла под давлением турок в 1453 г. Единым носителем православия остался русский народ. А Москва стала третьим Римом и будет им до конца мира. «Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти» – пишет Филофей.
В ХІІ – ХVІ ст. украинские земли были разъединенные и разграблены – сначала татаро-монгольским нашествием, а потом Литвой, Польшей, Венгрией, Молдавией, турками, крымскими татарами. К середине ХVII ст. власть в стране принадлежала польскому королю, а потом русскому царю. Борьба украинского народа против социального угнетения, колонизации и окатоличивание вылилась в волну бунтов, а потом привела к образованию Запорожской Сечи, которую историки называют христианско-демократической республикой с четкой структурой общественных институтов и военной организацией во главе с гетманом.
К этому периоду относится выдающийся памятник украинской культуры XVІ ст. «Острожская Библия», на которой присягают на верность украинскому народу современные президенты Украины. Политическая борьба обусловила развитие национально-культурного движения, появления братств – добровольных православных церковных объединений.
Культурный подъем в Украине значительно усиливается в конце XVІ – нач. XVІІ ст. с появлением братств. Это были – общественно-образовательные православные объединения городского населения.
К этому периоду относится творчество писателя-демократа, идеолога крестьянских масс Ивана Вышенского (1545–1620 гг.). Его политическое учение было направлено не только против национально-религиозного угнетения, но и против политико-правовой системы Речи Посполитой. Его взгляды были проникнуты идеей равенства всех людей от рождения.
Во второй половине XVІІ ст. к братствам присоединяются высшие слои украинского общества, которые не приняли католичества и присоединяется казачество во главе с гетманом П. Сагайдачным. Чуть позже была создана Киево-Могилянская академия, первое высшее учебное заведение во главе с Петром Могилой. В работах Петра Могилы можно найти размышления о светской власти, не созвучные господству власти церковной. Он отводил для церкви роль советника, а не господина и мечтал иметь в лице царя мудрого правителя, отца подданных, выступал против унии православной церкви с католической.
Преподаватели академии, религиозные и общественные деятели: Ф. Прокопович, И. Галятовский, Л. Баранович и другие отстаивали идею независимости Украины от Польши и союз с русским народом. Феофан Прокопович (1681–1736 гг.) активно пропагандировал реформы Петра І, создал теорию просвещенного абсолютизма, согласно которой просвещенный монарх является верховным носителем государственной власти и направляет свою деятельность на общую пользу.
Из второй половины XVІІІ ст. в недрах феодально-крепостной системы стал развиваться капиталистический уклад. Вместе с тем в политической мысли начинает формироваться прогрессивный феодальный лагерь. Развивается политическая идеология просвещения. Для нее характерны: – вражеское отношение к крепостному праву; – активная защита образования, самоуправление, воли и европейских форм жизни.
Вершиной этого направления в России стали взгляды А.М. Радищева (1749–1802 гг.). Он считается первым русским писателем-революционером. В произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» показал экономическую, социальную и моральную губительность крепостного права и самодержавия. Он считал, что они существуют вместе и поддерживают друг друга.
В России и Украине продолжалось развитие капиталистических отношений, которое оказывало содействие распространению либеральных расположений духа в обществе и прежде всего среди прогрессивной части дворянства.
2 Основные направления и тенденции развития социально-политических взглядов в Украине в ХІХ – нач. ХХ ст.
Политическая мысль России и Украины в XІX ст. эволюционировала в атмосфере крепостничества, самодержавия и полного порабощения украинской нации. Это определяло основные политические идеи выдающихся мыслителей того времени.
Идеологи либерального дворянства М.М. Сперанский (1772–1839 гг.), М.А. Карамзин (1766–1826 гг.), революционеры-декабристы: М.П. Бестужев-Рюмин (1801–1826), П.И. Пестель (1793–1826 гг.) и М.М. Муравьев (1795–1843 гг.) создавали ряд проектов либеральных реформ, которые касались общественного отношения и устройства государственной власти.
Наиболее обработанным из них был проект М.М. Сперанского. Стараясь приспособить к самодержавной форме управления теорию распределения власти, Сперанский дал ей оригинальное толкование. Законодательная, исполнительная и судебная власти выступают у него как проявления единой «государственной воли». Император есть «верховный законодатель», «верховный исполнитель» и «верховный охранник правосудия». Сперанский предлагал основать Государственную думу, министерства и Сенат, как орган судебной власти.
Наиболее ярким представителем буржуазного просвещения в Украине был Сергей Десницкий. Он первым в Украине попробовал рассмотреть вопрос семьи, религии, права, собственности с точки зрения исторического развития. Ему принадлежит оригинальная социально-политическая концепция стадийного развития человеческого общества. Ее главная идея – мысль о том, что основой прогрессивного развития истории есть заключенное в самом человеке стремление к самосовершенствованию.
В 40-х годах XІХ века в Украине оформляются два главных направления социально-политической мысли: либерально-демократическое и революционно-демократическое.
К либерально – демократическому принадлежали М. Костомаров, П. Кулиш, В. Антонович, М. Драгоманов. К революционно-демократическому – Т. Шевченко, И. Франко, Л. Украинка и др.
Либеральные идеи в Украине не имели такого развития как в странах Западной Европы. Медленное восприятие либеральных идей украинской интеллигенцией и украинским обществом обуславливалось наличием авторитарного типа политического режима в Украине, жестоким подавлением проявлений национально-освободительного движения и вследствие того – засильем и популярностью радикальных течений.
Современная политология отличает две попытки рецепции либерализма в Украине. Первая из них была связана с попыткой известного украинского публициста, историка, философа М. Драгоманова (1841–1895 гг.) перенести западные либеральные идеи в украинскую среду. В своих главных работах «Либерализм и земство в России» (1889 г.), «Письма на Приднепровскую Украину» (1893 г.) он старался соединить идею либеральной демократии с идеей опасности в развитии унитарных государственных бюрократических структур, альтернативу которых видел в соединении принципов классического либерального парламентаризма и федерального государственного устройства. Критикуя абсолютизацию интересов трудового народа, М. Драгоманов, вместе с тем продолжал народническо-демократическую традицию под флагом гражданственности. Целью переустройства общества он провозгласил «безначальство» – анархосоциализм прудоновского образца. По мысли М.П. Драгоманова гарантией прав личности может быть только свободная самоуправляемая «община». Федеративный союз таких общин является альтернативой унитарным бюрократическим структурам государства.
Суть концепции, высказанной Драгомановым, заключалась в обеспечении национальных интересов Украины с помощью конституционно-правовой реорганизации России, предоставление твердых гарантий конституционных прав граждан, права самоуправления для отдельных регионов и национальностей и обеспечение свободного развития украинской культуры.
Он принципиально и последовательно выступал против любой тирании и диктатуры, будь она монархическо-бюрократического или революционного происхождения. Они обе основаны на унитарно-демократических структурах власти и несовместимые с правами человека и свободой народа. Драгоманов решительно осуждал идее украинского национализма, государственного сепаратизма. Он считал, что политическая и национальная автономия возможная и без национально-государственного обособления от России.
Вторая попытка переноса либеральных идей на украинский грунт имела преимущественно космополитическую окраску и проникла в деятельность представителей русского либерального течения в Украине конца ХІХ – н. ХХ ст. В настоящее время распространению либеральных идей в нашей стране оказывали содействие кроме М. Драгоманова, Б. Кистякивский (1863–1920 гг.), М. Туган-Барановский (1871–1919 гг.), М. Ковалевский (1871–1916 гг.) и др.
Среди главных идей украинского либерализма можно назвать такие:
существование демократического государства возможно лишь при условии политической свободы;
главной ценностью в обществе есть человек независимо от статуса;
в системе политико-экономических категорий центральной есть частная собственность;
признание верховенства права в общественной жизни;
приоритет общечеловеческих ценностей над социально-классовыми или национальными;
децентрализация государства и местное самоуправление; популяризация этических основ политической деятельности.
Политическим идеалом революционеров-демократов было демократическое украинское государство, но этот идеал, по их мнению, невозможен без победы социализма в других странах, прежде всего, в России. Поэтому национальное и социальное освобождение украинского народа они связывали с революцией которая приведет к обществу без эксплуатации и общественного неравенства всех народов России.
Основные идеи украинской политической мысли развились в творчестве выдающегося ученого, энциклопедиста, историка М.С. Грушевского (1866–1934 гг.). Его политические идеи базируются на двух принципиальных моментах: представительной системе правления и широкой децентрализации государства на грунте национальной и региональной автономии.
Политические взгляды Грушевского были продолжением демократических традиций политической мысли Украины ХІХ ст. Он считал, что создание государства должно быть делом самого народа. Государство должно защищать интересы масс, обеспечивать им свободу, равноправие, справедливость. Государственное устройство должно быть принципиально новым, без абсолютизма и централизма власти. Будущее украинского народа и его государства Грушевский видит как его национальное освобождение, создание собственного демократического автономного государственного самоуправления и объединение с такой же демократической Россией, которая должна стать такой вследствие социальных преобразований.
Оригинальностью отмечаются и научные разработки, которые наравне с М. Грушевским осуществляли в 1918–1939 годах Р. Лащенко (1878–1929 гг.) и С. Шелухин (1864–1939 гг.). В своих работах они обосновали возможность и целесообразность федеративного или конфедеративного объединения с теми странами, с которыми Украина всегда поддерживала исторические связи, в частности, с Россией (Лащенко) и Чехией, Словенией, Сербией, Хорватией (С. Шелухин).
Стержневыми основами в мировоззренческой платформе ученых-народников были: народоправство; эгалитаризм и идея бесклассовой украинской нации; понимание народа как территориальной, а не этнической единицы; приоритет прав народа перед правами государства.
В 30–50-х гг. социалистические идеи немарксистского характера в эмиграции старались развивать В. Винниченко (1880–1951 гг.) и И. Багряный (1906–1963 гг.). В. Винниченко в своей главной работе «Конкордизм» попробовал обосновать новый общественный порядок, который должен объединять лучшие достижения коммунистической и капиталистической систем. Это был первый украинский вариант доктрины конвергенции двух противоположных систем, которая была выдвинута на Западе только в 50–60-х г. И. Багряный считал, что надо отказаться от тоталитаризма во всех его видах и переориентировать свою деятельность на усвоение и распространение демократических идей.
В конце XІХ ст. в России и на Украине появляется марксистское направление политической мысли, которая была представлена произведениями Г.В. Плеханова (1856–1918 гг.), В.И. Ленина (1870–1924 гг.), П.Б. Струве (1870–1944 гг.), М.А. Бердяева (1874–1948 гг.) и др.
Главное место в работах, которые относятся к этому времени, занимает критика идей либерального народничества, особенно, положение о самобытном пути России к социализму. Они доказывали, что страна встала на путь капиталистического развития.
Русский марксизм с самого начала не был цельным и последовательным идейно-политическим течением. Очень скоро его представители распределились на разные политические группы. Например В.И. Ленин стал во главе большевистской партии, Г.В. Плеханов стал идейным лидером меньшевиков, П.Б. Струве и М.А. Бердяев перешли на либерально-демократические позиции и др.
Не было последовательно марксистской и такое идеологическое течение как ленинизм. «Русский марксизм» в форме ленинизма в значительной степени развивался и действовал в рамках народнических культурно-философских и этических традиций и принципов. Ленинизм, как и народничество выходит из идей самобытного пути России к социализму, а в политических действиях он ориентировался на восстание, завоевание власти, диктатуру. Наиболее точно содержательная связь ленинизма с народничеством высказал М.А. Бердяев. Он указывал, что в доктрине Ленина «состоялось незаметное соединение традиций старой русской революционности, которая не желала допустить капиталистической стадии в развитии России», что Ленин создал эволюцию «по имени Маркса, но не по Марксу» (Бердяев М.А. Истоки и смысл русского коммунизма. Г., 1990 г.).
ХХ ст. в истории Украины – столетие борьбы за национальное и социальное освобождения. В Русской империи состоялись две больших социальных революции в 1905–1907 гг. и в 1917 году.
В начале XX ст. перед нашей страной открылась перспектива перехода к правовым, демократическим формам политической жизни, но этот шанс реализовать не удалось. Демократическим нормам не желало следовать правительство. Не были заинтересованы в их становлении и революционеры. Народ сначала молчал, а потом стал действовать по-своему, в результате чего страна была втянута в гражданскую войну.
В первые два десятилетия в Украине сформировались разные идейно-политические течения. Среди них наиболее влиятельными были: националистические, социалистические и коммунистические. Идея украинской национальной государственности была ведущей концепцией интегрального национализма Михновского, Липинского, Донцова. Национализм, по их мнению – исполинская и непреодолимая сила, которая соединяет, побуждает к борьбе за самостоятельное государство. Это государство должно было строиться на давних народных традициях на государственном опыте козацко-гетманских времен. Парламентаризм не пригоден для Украины. Украинское государство рассматривалось как сильная власть одного человека – гетмана. Относительно отношений с Россией, они отбрасывали идею федерализма, кроме тесного экономического и военного союза.
Национально-шовинистические идеи не разделяли не только коммунисты и социалисты, а и теоретики национальной идеи Михновский, Бендера, Винниченко, некоторые деятели ОУН.
Очень неблагоприятным для развития политической науки стал следующий период истории. В стране преследовалась нестандартная, творческая мысль, а роль единого генератора социально-политических идей присвоил себе И.В. Сталин (1878–1953 гг.). Он выдвинул ряд политических постулатов, например об обострении классовой борьбы, о переходе к коммунизму в отдельно взятой стране, о сосредоточении власти в руках исполнительного аппарата государства, которые привели к массовым репрессиям, отчуждению народа от средств производства и власти.
Украина, как и другие части СССР, не получила государственной независимости, находилась под властью московского центра. Но следует отдать должное советским коммунистам за то, что они сделали для консолидации украинской наций. После второй мировой войны Украина возвратила себе национальную целостность.
Пост сталинский период до середины 80-х годов был отмечен политическим доктринерством, идеологическим догматизмом, неумением и нежеланием советских руководителей учитывать отечественный и иностранный опыт политической культуры. Но, справедливо говоря, в стране и в этот период жило трезвое критическое мышление.
В 1955 г. создается советская ассоциация политических наук, а с начала 90-х г. начался новый этап развития политической науки. Его особенностью стало обоснование путей становления демократического общества на началах познания специфики социально-экономических, политических и исторических условий жизни страны.
3. Становление современной украинской политической мысли
После 1991 года, когда Украина стала независимой, анализом социально-экономической и политической ситуации занимались украинские специалисты всех направлений обществоведения, политические лидеры и руководители.
Сейчас уже можно отличить два направления в исследованиях современной политической ситуации украинскими политологами. Первый из них подвергает критике национал-либерализм и предлагает избрать за основу государственной стратегии левоцентристскую идеологию. Главными составляющими этой идеологии есть такие положения: формирование авторитарного режима в пределах президентского правления; федерализация Украины; сближение с Россией; осуждение развала СССР; сохранение монопольных позиций государственного сектора экономики.
Анализируя историю становления и развития политической мысли в Украине, можно сделать вывод, что она была и остается основной частью мировой политической мысли. Авторами этого направления есть Д. Выдрин, Д. Табачник, Б. Гринев, А. Деркач, А. Ермолаев.
Второе направление, представителями которого есть Е. Быстрицкий, С. Макеев, М. Томенко, О. Дергачев. Они предлагают отказаться от старого курса в государственной политике и отдают приоритет решению проблемы формирования в Украине гражданского общества.
После получения Украиной независимости национальная школа политологии активно развивается. Интеллектуальные силы политологов сосредоточенные в ведущих учебных заведениях, научных учреждениях и общественных объединениях. Усилие украинских политологов направлены на возрождение национальной и утверждение общечеловеческой политической культуры, формирование национальной демократической доктрины.
Литература
1. Политология. Учебник. / Под ред. М.Н. Марченко, – М., Изд-во МУ, 2005.
2. Мальцев В.А. Основы политологии. Г., ИТРК РСПП, 2004.
3. Политология. / За ред. О.В. Бабкиной, В.П. Горбатенка. – К.: Издательский центр «Академия», 1998.
4. Мельник В.А. Политология. – Мин., Вышейшая школа, 2005.